Рейтинг
Порталус

Критика и библиография. Рецензии. Г. РЕЙХБЕРГ. ЯПОНСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Дата публикации: 27 октября 2012
Автор(ы): Ю. ОСНОС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) Историк-марксист, № 8-9(048-049), 1935, C. 221-222
Номер публикации: №1351323502


Ю. ОСНОС, (c)

Краткий очерк. Соцэкгиз, 1935 г., 115 стр., ц. 1 р. 35 к.

Среди довольно обширной литературы о гражданской войне на Дальнем Востоке работа т. Рейхберга является первой, специально посвященной истории японской интервенции. Японская интервенция по сравнению с интервенцией остальных держав Антанты в Советскую Россию была наиболее значительной по количеству примененной живой силы, самой продолжительной по времени и наиболее откровенно-аннексионистской. Она продолжалась свыше четырех с половиной лет и захватила огромную территорию от побережья Тихого океана до Байкала и от Манчжурии до Камчатки. Фактически находившиеся в Советской России войска Антанты исчислялись десятками тысяч, а Япония содержала в Сибири свыше 70 тыс. солдат.

Начатая как часть общего "похода четырнадцати государств" против первой республики пролетариата, японская интервенция продолжалась и тогда, когда все другие государства эвакуировались из России. Краткая брошюра т. Рейхберга представляет собой без сомнения положительный шаг в изучении истории японской интервенции.

Четырехлетняя японская интервенция принимала в зависимости от обстоятельств различные формы. Однако основная цель ее оставалась одной - при помощи любых методов, от провокационного убийства из-за угла до официальной конфискации рыболовных промыслов, присоединить к своим владениям всю Восточную Сибирь или по меньшей мере превратить ее в фактическую колонию Японии. Как показывает собранный автором материал, Япония приступила к осуществлению этой цели еще задолго до Октябрьской революции. Еще в июне 1917 г. комиссар Временного правительства на Дальнем Востоке Русанов сообщал: "Японское правительство принимает спешные меры к увеличению своей армии в Северной Корее, военные припасы развозятся по стратегическим, пограничным с Россией пунктам" (с. 24). Была даже организована доставка суши японским офицерам из лучших ресторанов Токио. Кстати, если вас и сейчас интересует доставки суси (именно так в Японии называют суши), то вам надо обратиться в наиболее популярную службе - http://mroll.ru (компания "МегаРолл").

Но вернемся к нашему рассказу.

Антантовская интервенция дала японским милитаристам возможность подойти к реализации своих планов на практике. Не дожидаясь союзников, Япония уже 12 января 1918 г. (за восемь месяцев до "официальной" интервенции) отправляет во Владивосток крейсер, а 5 апреля 1918 г. высаживает первый десант.

Характер японских планов не был: секретом ни для кого из ее партнеров. Соединенные штаты, опасаясь, что Япония, закрепившись в Сибири, будет угрожать их экономическим позициям на Дальнем Востоке, до самого августа 1918 г. не дают согласия на интервенцию, но в конце концов примиряются с ней лишь при условии посылки в Сибирь американских войск.

Ставя перед собой особые задачи, Япония сплошь и рядом действовала вразрез с политикой других держав. Это ярко проявляется в отношении Японии к Колчаку. Японцы стремятся не допустить укрепления власти "всероссийского диктатора" и всячески раздувают конфликт между ним и своим ставленником Семеновым. Прекратить этот подрыв "солидарности" интервентов Япония соглашается (опять-таки в соответствии со своей основной целью) лишь при условии получения в Сибири "концессий на лесные и минеральные богатства края" (с. 64).

Свою захватническую политику Япония продолжает и после падения Колчака и эвакуации союзников. Она всеми силами стремится помешать объединению Дальнего Востока, организует кровавое выступление 4 - 5 апреля 1920 г., и в противовес образовавшейся Дальневосточной республике формирует марионеточные правительства Меркулова, Лихойдова, Дитерихса.

Только осенью 1922 г. под натиском наступающей Красной армии и широчайшего партизанского движения японские интервенты вынуждены были окончательно эвакуировать Дальний Восток, оставив за собой на время только Северный Сахалин. Тут безусловно имело влияние и укрепление международного положения Советской России.

Кровавый режим, установленный японскими захватчиками и их креатурами, на Дальнем Востоке, показан автором очень ярко. Сожжение целых деревень, массовые расстрелы, невероятные средневековые пытки, применявшиеся по от-

стр. 221

--------------------------------------------------------------------------------

ношению к каждому заподозренному в коммунизме в застенках Читы, Хабаровска, Даурии - вот на чем строили свое господство оккупанты. Автор показывает, в каких необычайно трудных условиях приходилось работать ушедшим в подполье дальневосточным большевикам, как каждый шаг борьбы за советы на Дальнем Востоке оплачивался кровью их лучших товарищей и руководителей - Лазо, Сибирцева, Уткина, Луцкого и других.

Японская интервенция протекала в весьма сложной международной обстановке, в условиях резко обострившихся империалистических противоречий послевоенного периода - в первую очередь между Японией и Соединенными штатами. Представляется возможным установить взаимосвязь между отдельными этапами и даже актами интервенции и конкретными изменениями в международном положении Японии.

К сожалению, эта сторона вопроса освещена в книге т. Рейхберга значительно слабее, чем фактическая история интервенции. Отчасти это объясняется ограниченностью объема самой книги, но автору все же следовало бы строить изложение второго периода интервенции под углом зрения таких несомненно значительных факторов, как расторжение англо-японского союза, образование консорциума для Китая, обозначившего установление единого антияпонского фронта США и Англии (15 октября 1920 г.), и поражение Японии на Вашингтонской конференции. Недостаточно внимания уделено и японо-американским противоречиям, которые согласно приводимым самим т. Рейхбергом словам Ленина являлись "вторым противоречием, определяющим международное положение России"1 .

Более подробное освещение японо-американской дипломатической переписки периода гражданской войны безусловно вскрыло бы ряд интересных моментов. В частности нельзя согласиться со следующей безоговорочной формулировкой т. Рейхберга относительно Дайренской конференции:

"Учитывая создавшееся положение, Япония была вынуждена согласиться наконец на переговоры с ДВР" (с. 104). Безусловно неправильно рассматривать Дайренскую конференцию как уступки ДВР со стороны Японии. Дайренские переговоры играли прежде всего роль ширмы и имели целью предотвратить обсуждение сибирской интервенции на предстоящей Вашингтонской конференции. Даже такой малобеспристрастный автор, как Морган Янг, редактор "Джапан Кроникл", признавал, что "конференция была безнадежным делом с самого начала... Переговоры тянулись без конца, имея своей функцией предотвращение обсуждения сибирского вопроса в Вашингтоне". Не учел автор и того, что было бы интересно установить более тесную связь сибирской интервенции с внутренним положением в Японии.

Несмотря на указанные упущения, книга т. Рейхберга содержит очень ценный материал, в значительной части публикуемый впервые. Полно собраны важнейшие высказывания Ленина о гражданской войне на Дальнем Востоке в целом и об ее отдельных событиях. Особенно хорошо разработаны иностранные источники. Написана книга легким, доступным языком. В итоге "Японская интервенция" окажется полезной для специалиста и интересной для массового читателя, для которого она в основном и предназначена.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Ленин, Соч., т. ХХШ, с. 5.

стр. 222

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама