Рейтинг
Порталус

Взгляд на экономическую карту: Украина. Купон, карбованец... что ждет гривну?

Дата публикации: 02 ноября 2012
Автор(ы): Григорий НЕСМЯНОВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1351849669


Григорий НЕСМЯНОВИЧ, (c)

На карте бывшей огромной страны мы по-прежнему читаем знакомые названия. Но уже не союзных республик, а независимых суверенных государств, которые в разной степени обособились, зажили своей жизнью. "Красная звезда" рассказывала о разных ее сторонах. Но менее других наши журналисты касались проблем экономики стран ближнего зарубежья, республик-субъектов Российской Федерации, отдельных ее регионов. Наступило время поправить это положение, и поэтому мы решили пристальнее взглянуть на экономическую карту бывшего Союза. Сегодня - первая публикация, посвященная финансово-кредитным проблемам Украины.

Перемены последних дней и недель в финансово-кредитных проблемах Украины - как сводки с фронта: то и дело слышишь слова "захват", "арест", "интервенция". Действия Национального банка буквально за несколько дней парализовали промышленность. Речь идет об аресте остатков рублевых, но для республики уже валютных средств на банковских счетах. Предприятия таким образом фактически лишены возможности пользоваться своей законной половиной рублевых поступлений.

Но как рассчитываться с российскими партнерами? В итоге даже торговля не может закупить у госпредприятий столь нужные автозапчасти, так как сама не имеет рублей. Под купаны никто не хочет заключать соглашения, проводить торговые операции. Словом, проблема существует.

И еще одно важное обстоятельство. Как было сообщено на I съезде украинских предпринимателей, а это происходило совсем недавно, в реальном исчислении в последнее время средний месячный заработок населения Украины составил 7-8 долларов. Конечно, эти вопросы актуальны и для других республик бывшего СССР. Но на этом фоне, мягко говоря, особенно сверхоптимистичными выглядят намерения, правительства Леонида Кучмы, изложенные в плане социально-экономического развития на 1993 год. А там намечено "обить" курс доллара к карбованцу. Но пока правительство предполагает лишь поднять внутренние цены и соответственно, зарплату до уровня мировой (стало быть, с отметки в 7 долларов?). И только затем, "сохраняя валютный курс", ввести и собственную денежную единицу - гривну. Экономисты считают это практически недостижимым. Да и в народе, надо сказать, остались равнодушными к этим предложениям.

Впрочем, в последнее время разговоры о гривне - а это очень важный симптом, несмотря на заверения правительства, - поутихли. Зато все чаще стали сравниватькупон с рублем: мол, последний не такой уж и деревянный оказался. Почему?

После установления официального обменного курса купона на рубли, когда уже рынок, а не государственные мужи в большей степени диктовал свои условия, произошла любопытная метаморфоза в суждениях о финансовой политике. В период, когда работали два первых украинских правительства (Масика и Фокина), введение купона воспринималось как непреложный закон построения государства, как ни странно, в точном соответствии с марксистскими критериями: армия, границы, валюта и т. п. Логика прежнего опыта заполнялась иллюзией, что Украина хотя бы за счет сельского хозяйства (выделяли сахару подсолнечное масло, мясо и, конечно, знаменитое сало), мощного ВПК в Донбасса сможет проводить независимую и успешную экономическую политику. Можно только гадать, какими бы были итоги референдума о независимости 1 декабря 1991 года, если бы те же киевляне знали, что через год они будут иметь в месяц по спискам 400 граммов масла на человека, килограмм сахара и то самое сало по цене 1.200 карбованцев за килограмм.

Но тогда, в 1991 году, иллюзии тиражировались. Помню, как в день референдума о независимости газета МО Украины "Народная армия" на первой полосе практически перепечатала листовку (кажется, Руха, в Киеве ее раздавали на каждом углу), где со ссылкой на Дойчебанк утверждалось, что на долю республики приходится едва ли не половина всей производимой в СССР сельхозпродукции. Но, как оказалось, объем выпуска продукции во времена СССР - это весьма обманчивый показатель. В Союзе были общий рынок и одинаковые цены на энергетические источники.

Если вспомнить двух-трех-месячной давности переговоры между Украиной и Россией в сфере финансовых отношений, то нетрудно заметить, что со стороны Киева виделся некий дух обиженности, что ли. "Как же так, - спрашивают украинские экономисты - внутри России цены на газ одни, а нам вы хотите продавать по приближенным к мировым? Несправедливо". Присутствует этот элемент и при определении рыночного курса купона к рублю, что соседствует с другой проблемой - уже по сути решенной - выхода Украины из рублевой зоны. Выход из рублевой зоны сейчас очень популярно в Киеве объяснять тем, что такая мера была вынужденной, поскольку у России, мол, не хватало наличности. Но это, как говорится, отговорки.

Вспомним латинскую поговорку "после этого - не значит еще вследствие этого". Еще до референдума о независимости вопрос о введении собственной украинской валюты для многих политиков был практически ре-шея. Идея, кстати, прошла обкатку на отрывных купонах - так называемых карточках потребителей. И рассматривалась она многими радикалами в одном пакете с проблемой национальной армии и государственного языка. Популярный тогда тезис о том, что купон - сначала отрывной, а затем и нынешний - защитит Украину от "грабежа" соседей, почти сразу же не оправдался. Это не следует забывать хотя бы для того, чтобы донять, почему сейчас за один рубль дают более трех купоно-карбованцев, а зачастую и вовсе не хотят иметь с ним дело даже на Украине. Да и в России сейчас появились другие купоны - смотрите, например, сайт http://www.lisalisa.ru/sankt-peterburg/kupony-na-skidku - купон спб довольно популярен среди молодежи. Этоскидочные квитки на те или иные сервисы и услуги.

Но вернемся к украинским купонам.

Хотя есть "теоретики", которые и сейчас уверены:

"Наше счастье в том, что мы раньше других вышли из рублевой зоны, - шишек набили много, зато и опыт кое-какой имеем. Рассуждения типа того, что останься Украина в рублевой зоне - и колбаса была бы дешевле, не более чем обывательские". Это недавно сказал завкафедрой банковского дела Киевского экономического университета М. Савчук. И далее: "Тезис о том, что рубли, которыми оперируют страны СНГ рублевой зоны, будут использоваться в качестве резервной валюты, означает не что иное, как их обесценивание". Но...

Рост курса рубля к карбованцу психологически придает первому вес в СНГ и уж, конечно, на Украине, где его покупают не менее охотно, чем доллары. И насчет цены на колбасу профессор, наверное, слукавил. В стоимости, а потом и цене колбасы есть ее непременные, но порой забываемые именно на обывательском уровне " компоненты": бензин, электроэнергия, зарплата рабочего и т. д...Это известно и старшекласснику. И если бы бензин в Киеве не стоил 400-500 карбованцев за литр (и то его нет), то и вареная колбаса не стоила бы за тысячу карбованцев.

ВПРОЧЕМ, гадать не будем. Дело сделано. Нужно идти дальше и желательно вместе. Только давайте отбросим лукавство и тем более обиженность. Рынок есть рынок. И тогда станет понятно, почему на туго идущих переговорах Россия предлагает вести взаиморасчеты и погашение долгов по текущему курсу, а Украина хочет вернуться к "сэвовскому варианту" фиксированного, то есть придуманного курса.

Камнем преткновения на переговорах с Россией фактически стал вопрос о ценах, приближенных к мировым, на нефть в газ. Тем не менее Киев соглашается платить по мировым ценам Ирану, но уже не" в рублях, а и долларах, в счет предоставленных Ираном как кредит 30 миллионов. Более того: в спешном порядке рассматривается вопрос строительства нефтетерминала под Одессой. Его стоимость сейчас - около 2,5 млрд. карбованцев и 27 млн. долларов. И в каком регионе? Да там этих миллиардов не хватит, чтобы спасти уже находящуюся в катастрофическом положении экологию. Логично поставить вопрос и так: по Черному морю можно возить нефть только с Ближнего Востока. Но арабы что - тоже обещают продавать ее в долг или ниже мировых цен? И долги-то все равно придется возвращать. Или расчет на то, что платить будут уже другие? Пока по договоренности с Ираном можно будет расплачиваться сахаром, сталью, пшеницей.

Опять сахар... Но за последние годы, по оценкам специалистов, его производство снизилось до критической отметки, сахароперерабатывающие заводы работают не на полную мощность еще и потому, что прекратились традиционные для Союза поставки кубинского сырья.

Теперь вот сталь. Ее Украина производит в несколько раз больше, чем необходимо ей самой. Вполне резонно, что дорогостоящий и трудоемкий продукт рассматривается как важнейший компонент бартера. Но будет ли он таковым, если цены на энергоносители повышаются в 4-5 раз? Повышены цены билетов на электропоезд в 3 раза. С 4 апреля 20 минут езды на электричке стоят 100 карбованцев. Про энергоносители и цены на них лучше действительно не вспоминать.

О многом хотелось бы не вспоминать. Но как это сделать, если в проекте бюджета на 1993 год "дыра" дефицита определена в 2 триллиона карбованцев? И это при том, что во внешнеэкономических договорах, мягко говоря, нет полной ясности. И каждого третьего карбованца для покрытия расходов уже сейчас не существует. До гривны ли теперь?

Опубликовано на Порталусе 02 ноября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама