Рейтинг
Порталус

Топливу и энергии - строгий счет

Дата публикации: 30 сентября 2013
Автор(ы): В. КАЗАНЦЕВ, Ф. КУЧЕРА, Ю. ЛЕВКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1380543112


В. КАЗАНЦЕВ, Ф. КУЧЕРА, Ю. ЛЕВКИН, (c)

Излишне доказывать, что черная металлургия - отрасль энергоемкая. Только Челябинский металлургический завод ежегодно расходует одну треть тепла, которую потребляет город с населением в один миллион человек. В цехах завода сжигается за год несколько миллионов тонн условного топлива, используется три миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Так что даже самые малые потери могут обернуться сотнями и тысячами тонн топлива и энергией, выброшенными на ветер. А бывает еще внеплановая ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов. И вполне закономерно, что народные контролеры завода считают своей повседневной задачей борьбу за соблюдение режима экономии. Массовые рейды, смотры и проверки, устранение "утечек" способствуют тому, что из года в год на предприятии экономят много топливно-энергетических ресурсов. За четыре года пятилетки сбережено 162 тысячи гигакалорий тепла, 154,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии.

Что и говорить, цифры впечатляющие. Но, как показали последние проверки, проведенные дозорными, распределяется экономия неравномерно. Если коллективы передовых производств берегут, то отстающие значительную часть экономии "съедают". Именно по вине последних только с начала нынешнего года перерасходовано 50 тысяч тонн условного топлива.

Каковы же причины? На территории завода во многих местах мы замечали обильные парения на теплотрассах, утечку горячей воды.

В отделе главного энергетика участникам рейда дали справку: из-за утечек сетевой воды и вынужденной подпитки трасс холодной водой завод ежегодно теряет восемь тысяч тонн условного топлива. А ведь, казалось бы, решить эту проблему просто, да и опыт есть - лишь за счет регулировки сетей в управлении коммунально- жилищного хозяйства завода с начала года сэкономлено более шести тысяч гигакалорий тепла.

О ТОМ, что в деле экономии и бережливости мелочей быть не может и что все здесь взаимосвязано, свидетельствует проверка в обжимном цехе N 2. Выяснилось, что в цехе постоянно не хватает топлива и энергии из-за неудовлетворительного технического состояния нагревательных колодцев, необеспеченности огнеупорами, "капризов" изношенных рекуператоров, плохой работы вентиляционной системы. Такая же картина в цехах: доменном, сталеплавильном N 2, обжимном N 3, прокатном N 1, в коксохимическом производстве.

В конце сентября, когда наступило похолодание, давление газа, поступающего в доменный цех, резко упало. Оказалось, что многие его потребители начали утеплять свои помещения не за счет сохранения тепла, а за счет сжигания "дешевого" газа. А ведь каждый кубометр голубого топлива, не дошедший до домны, требует на его выработку 700 граммов кокса. Из-за этого только за один день 29 сентября было перерасходовано 63 тонны топлива.

Большая вина за такие просчеты ложится на отдел главного механика завода. Он должен обеспечивать теплоэнергетиков запасными частями и узлами для ремонта оборудования в энергосистемах. Но механики заказы выполняют из рук вон плохо.

Это, так сказать, явные потери, но есть и такие, которые вскрываются не сразу. Направляясь в мартеновский цех N 2, мы знали, что его коллектив, еще год назад бывший в числе передовых, задолжал государству ?несколько тысяч тонн металла, увеличил среднюю продолжительность плавок.

- Увеличить продолжительность плавок, - объяснил нам опытный сталевар, депутат Верховного Совета РСФСР П. Сатанин, - это означает поддерживать работу печи в дежурном режиме или "гонять" ее вхолостую.

И Петр Александрович рассказал о таком случае. 23 и 25 сентября он работал в вечернюю смену, и оба раза плавка длилась на полчаса больше нормы. В результате он не только недодал 200 тонн металла, но и перерасходовал много топлива. А причина заключалась в том, что доставка шихты на печь задержалась на целый час, хотя груженные ею вагоны стояли в цехе и, что удивительно, присутствовавшие на рабочих местах начальник участка Ю. Евстафьев и начальник цеха А. Чмиль ничего не сделали, чтобы предотвратить потери.

Естественно, этот факт - не остался незамеченным. Сталевар П. Сатанин выступил в многотиражной газете с критикой в адрес руководства цеха, а заводской комитет народного контроля заслушал А. Чмиля и наложил на него взыскание. Начальник цеха пообещал навести порядок с подачей шихты на печи, затем издал по этому поводу приказ. Но, увы, и после этого здесь мало что изменилось.

ЗАВОДСКОЙ комитет на - родного контроля, группы и посты активно ведут борьбу за экономию энергоресурсов, обсуждают результаты проверок на заседаниях, высказывают дельные предложения руководителям цехов и служб. К сожалению, деловой отклик и понимание получают не всегда. Так было например, в обжимном цехе N 2. мартеновском N 2 и в других. Народные контролеры били в колокола, напоминая о своевременной подготовке к зиме. И что же? Зимние холода на пороге, а на складе заводской ТЭЦ из 130 тысяч тонн нормативного запаса угля есть только половина. Между тем известно, что транспортировка топлива в зимних условиях усложняется и расходы на нее значительно увеличиваются по сравнению с летним и осенним периодами.

Уже несколько лет в мартеновском цехе N 1 печи работают без рекуператоров, и тепло теряется. Между тем работникам управления капитального строительства завода, которые обязаны были установить полезные агрегаты, хорошо известны и предписания дирекции предприятия, и неоднократные напоминания об этом народных контролеров. К сожалению, нормативы по экономии топливно-энергетических ресурсов до сих пор на заводе не вошли в число основных технико-экономических показателей. Видимо, здесь есть над чем задуматься и дирекции, и парткому, и профсоюзному комитету завода. И повысить спрос за выполнение этого показателя.

Опубликовано на Порталусе 30 сентября 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама