Рейтинг
Порталус

"Обратитесь к моему адвокату..."

Дата публикации: 07 октября 2013
Автор(ы): МГК
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Номер публикации: №1381133184


МГК, (c)

Чтобы эта фраза вошла в общественный обиход, нам предстоит пройти большой путь, считает ведущий юрист МКГ "Вектор Права".

Российская адвокатура ныне, похоже, переживает своеобразный ренессанс. Еще не так давно ютившаяся на задворках правового бытия страны и правового сознания ее граждан фигура адвоката решительно выдвигается на передний план. Это тем более важно, если учесть, что становление демократического, правового государства в России идет негладко, осложняется множеством причин политического, экономического характера. И деятельность юристов, адвокатов, инициативное их движение навстречу объективным интересам масс может процесс формирования правового государства значительно ускорить.

На вопросы вашего покорного слуги о роли адвокатуры, месте адвоката в жизни нашего общества отвечает заслуженный юрист РФ президент Гильдии российских адвокатов Гасан МИРЗОЕВ.

- Имена выдающихся адвокатов второй половины XIX - начала XX веков известны и сегодня - Владимир Спасович, князь Александр Урусов, Константин Арсеньев, Александр Турчанинов, Дмитрий Стасов, Федор Плевако... История советской адвокатуры, увы, такого следа в памяти широких масс не оставила. Благосклоннее ли к адвокату новейшая история России?

Безусловно, вы правы: имена адвокатов советского периода известны разве что в "широких кругах узкой адвокатской и судейской общественности". Тоталитарный строй ведь права личности ни в грош не ставил. Весь уклад жизни был втиснут в жесткие экономические, политические и идеологические рамки, и существование в очерченном ими поле полноценной адвокатуры даже не подразумевалось. Система советского правосудия адвокатуре отводила лишь роль декорации правозащиты.

Но и в таких условиях многие адвокаты пытались отстаивать права людей. Даже тогда, когда это заведомо было обречено на провал. Вспомним 1937 год. Процесс "параллельного антисоветского центра". Московский адвокат Николай Коммодов защищает инженера Пущина, обвиненного в "троцкизме". Коммодов "обнажает коварство Троцкого", славит "лично товарища Сталина", на фоне "великих побед социализма" показывает запутавшегося человека, который и представить себе не мог "ужасных замыслов Троцкого", просит суд не применять высшую меру наказания "по основаниям, которые вытекают из самого факта силы, могущества и мощи Советского Союза"... Уловки? Да, уловки. Но как было иначе спасти жизнь человека, попавшего в жернова репрессий? А ведь профессиональное рвение при защите "злодея" адвокату дорого могло обойтись.

Или более близкий пример. В 1963-1964 годах адвокат Л.Дунаева защищала в суде "трикотажного короля" Бориса Ройтмана. Человек, посмевший конкурировать с административно-командной экономикой, своими достижениями "оттенивший" ее неэффективность, был приговорен к расстрелу. Но Дунаева до конца защищала его, настаивала в суде, что нужно вести речь не о хищении, а лишь о доходах от частнопредпринимательской деятельности. Человек ведь в конце концов принес пользу государству: дал людям товары, приготовленное к уничтожению сырье вернул в производство... Но по воле режима роль адвоката и в те годы была бутафорской.

Подобное и ныне возможно, но, скорее, как факт инерции тоталитаризма. Жизнь меняется, право занимает положенное ему место в обществе. Обретает плоть и призрачная до сей поры фигура адвоката. Без юридической проработки, экспертизы ныне нельзя принять серьезные государственные решения - как на законодательном, так и на исполнительном уровне. Бизнесмены все чаще обращаются к адвокату, рядовые граждане начинают понимать, что адвокат - защитник не только и не столько в суде, сколько в повседневной жизни...

- Ну, мне кажется, понимание это рядовые граждане обретут не скоро...

- Надо отдавать себе отчет, что мы - на этапе перехода от неправового к правовому государству. По большому счету, за правовое здоровье общества можно быть спокойным лишь тогда, когда в массовый общественный обиход войдет фраза: "Обратитесь к моему адвокату". Когда эти слова станут восприниматься всеми без исключения - и государством, и частными лицами - как безусловный элемент правосознания. Но до этого еще далеко.

Представьте: вас останавливает в метро милицейский наряд, ведут в отделение и начинают что-то выяснять. Но попробуйте заикнуться: обратитесь, мол, к моему адвокату, иначе даже разговаривать не стану. Улыбаетесь? Да уж: такого адвоката устроят - мало не покажется... Адвокат по наркотикам в этом плане крайне необходим на дежурстве в любой адвокатской конторе - ведь часто сотрудники МВД фабрикуют дела с помощью психотропных препаратов: подкинул жертве 5 грамм вещества и готово!

А защищен ли в правовом смысле человек военный? Вот вам месяцами не выплачивают денежное довольствие. Но что с точки зрения права может предпринять офицер, сидящий без гроша, чтобы защитить право на оплату труда? Каков механизм правовой защиты в этом случае? Да, можно обратиться в суд. Но многие ли обращались? И что - прекратились невыплаты, каждый военный ощутил себя защищенным в этом смысле? В правовом же государстве при невыполнении одной стороной - государством своих обязательств механизм защиты прав другой стороны - военного человека был бы включен и защиту обеспечил.

Или вот сейчас я веду защиту в деле одного полковника. Вор - иного слова нет. Но не государство ли поставило военных в ситуацию, когда содержать семьи не на что? Полковник, конечно, подлежит суду. Но можно ли назвать государство правовым, демократическим?

Вот почему я всегда говорю, что нам еще предстоит пройти большой путь. И его не пройти, если в стране не будет истинного и широкого правозащитного движения, основу которого составляют именно адвокаты.

- Но позвольте, Гасан Борисович, а что мешает его созданию? Недостатка в адвокатах в стране вроде нет...

? Сегодня адвокаты России рассредоточились по нескольким объединениям. Большинство носят традиционный характер и являются, в сущности, общественными объединениями. А создавая новое общество, и "советскую" систему адвокатуры нужно реформировать. Мы еще в марте 1989 года впервые в России создали юридическую структуру нового типа - Московский юридический центр правовой помощи предприятиям по предупреждению правонарушений. Затем преобразовали его в независимую коллегию адвокатов "Московский юридический центр". Ей был придан статус специализированной коллегии адвокатов с правом создания в России филиалов и структурных подразделений. То есть появилась так называемая параллельная коллегия адвокатов. В обществе, уже не социалистическом, но еще и не капиталистическом традиционные коллегии адвокатов в силу своего статуса и взгляда на проблему не способны были защищать права всех участников рыночных отношений. Не способны и сегодня, ибо даже созданный Федеральный союз адвокатов тоже является общественной организацией. Мы же впервые в России соединили юридическую помощь и аудит, что соответствовало новым экономическим потребностям. Не найдя взаимопонимания с традиционными коллегиями, создали Гильдию российских адвокатов. В январе 1995 года Минюст РФ зарегистрировал ее как профессиональное, добровольное, негосударственное, некоммерческое, самоуправляемое сообщество адвокатов и адвокатских коллегий России, а также в качестве межтерриториальной коллегии адвокатов. Таким образом сделан важный шаг на пути реформирования адвокатуры, превращения ее в профессиональное сообщество. Гильдия смогла расширить источники финансирования не только за счет членских взносов, но и за счет собственной адвокатской деятельности юридических консультаций.

- Ну вот, значит, опять раскошеливаться простому человеку. Цены за услуги, небось, "крутые"...

- Правовые услуги действительно дорожают. Но разве мы делаем бизнес на малоимущих согражданах? Образовали в Москве межокружную юридическую консультацию, которая специализируется на оказании бесплатной юридической помощи нуждающимся и малоимущим. Финансируется она за счет средств Гильдии и коллегии адвокатов "Московский юридический центр". Десятки адвокатов, филиалы консультации будут открыты в каждом административном округе. Большую информационную и разъяснительную работу ведет и учрежденный Гильдией журнал "Российский адвокат". Так что рядовой гражданин может услугами адвоката воспользоваться либо бесплатно, либо за вполне посильную плату.

Мы, конечно, не вправе жить только по законам бизнеса. Простите мне некоторую патетику, но нашему сословию ведь предписана миссия служения. Именно из этого мы исходили, готовя и - пока в рамках Гильдии - Свод этических и профессиональных правил адвоката. Защита прав и интересов личности должна быть главным, ибо именно этот приоритет определяет нравственное здоровье общества и социальный оптимизм граждан. Ради того, чтобы чувство собственного достоинства сопровождало человека по жизни, мы и должны работать.

- Но ведь большинство из нас привыкли - жизнь же и приучила - не в суде, а в кабинетах чиновников искать справедливость. А многие и в этом разуверились.

- Вот и надо разрушить эту, не в обиду сказано, совковую ментальность в отношении к суду. Не надо ходить по "начальникам": Конституция РФ, законы предоставляют гражданину права, льготы, и, если их кто-то ущемляет, он должен ответить за это. Кто поможет? Адвокат. Именно профессиональное сообщество адвокатов в силах утвердить в обществе современное понимание роли права, повлиять на формирование соответствующего правового поля, добиться создания эффективных механизмов реализации законов и отстаивать права и интересы юридических и частных лиц в любой инстанции. За счет большой информационной работы, просвещения масс, жесткости позиции в судах, активного участия в законотворчестве, в думской деятельности...

Именно в результате всего этого, полагаю, и будет меняться менталитет. Пока к адвокату действительно обращаются тогда, когда отступать уже некуда. В цивилизованных же странах адвокат настолько близок государственному менеджменту, бизнесу, защите прав граждан, что без него ни один, к примеру, американец не рискнет решать какой-либо правовой вопрос.

- Гасан Борисович, но ведь в армии в таких случаях едва ли не все зависит от командиров и начальников. И апеллировать к ним, если права и льготы военнослужащего ущемлены, обязанность его, а не традиция.

- Да, тут своя специфика. Защита прав и интересов подчиненных - действительно уставная обязанность командиров, начальников. Но система правового регулирования в армии предусматривает ныне определенную логику защиты военными своих прав и интересов. Если командир не выполняет обязанности на сей счет, а тем более нарушает закон, он может подвергнуться судебному преследованию. Но вообще в армии законопослушность намного выше, чем на "гражданке". Несмотря на все издержки армейской жизни, ситуация в Вооруженных Силах была более управляемой. И, похоже, ныне остается таковой. На "гражданке" и сегодня не редкость правонарушения даже в структурах, которые стоят на страже закона..,

- И все же, наверное, не это нынче определяет направление развития нашего общества. С издержками, но движение к правовому обществу идет...

- И адвокаты России намерены сделать все, от них зависящее, чтобы оно шло с наименьшими издержками. Не мания величия определяет наше желание побыстрее ввести в общественный обиход фразу: "Обратитесь к моему адвокату" и не желание быть максимально востребованными на рынке юридических услуг. А убежденность в том, что именно в этом случае правовое общество в России станет явью и экономическое процветание страны не будут сдерживать трудности, которые создает отсутствие четких, однозначных, соответствующих современным потребностям законов и правовых норм и механизмов их реализации.

Опубликовано на Порталусе 07 октября 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама