Рейтинг
Порталус

МИССИЯ СЛАВЫ

Дата публикации: 01 апреля 2014
Автор(ы): Виген ОГАНЯН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ИНТЕРЕСНО ОБО ВСЁМ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1396351166


Виген ОГАНЯН , (c)

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Цицерон
________________

Мировая история началась тогда, когда человек осознал неотвратимость смерти. Не желая возвращаться в небытие, он сложил сказания о Том свете и задумался о смысле жизни на Этом. Продолжительность споров и многообразие мнений на этот счет понятны: точно объяснить смысл жизни может тот, кто для чего-то и создал человека. Сам же человек по собственному желанию может лишь умереть, а не родиться. Но главный его инстинкт - самосохранения - питает волю к жизни, и, не всегда понимая - для чего, он всегда желает жить. Это "нравственно, потому что естественно". Но ведь и смерть естественна? Смотря какая.

В доисторической "войне всех против всех" люди боролись за существование в мире животных, где дольше жил тот, кто был сильнее, смелее, сообразительнее... Тогда человек смог продержаться не более пятидесяти лет, погибая в чьих-то клыках и когтях, от голода... Будучи естественной, такая смерть не казалась трагедией, о чем можно судить по эху тех времен, дошедшему до нас. Так, Спарта запрещала оплакивать мужей и сыновей, погибших в битве, потому что "бегство, не гибель в бою, смертью спартанцы зовут". А викинги мечтали с мечом в руке умереть, чтобы... не умереть.

Но вот, после победы над другими детьми природы, люди, поднявшись над "братьями своими меньшими", образовали человечество. И единственным достойным человека соперником на тропе эволюции оказался человек же, а главным оружием - разум, создавший, кроме всего прочего, и средства уничтожения. Это привело к резкому росту боевых потерь (не "предусмотренных" природой), поэтому непрерывная борьба дикарей сменилась на чередование войны и мира, вернее - перемирия, потребовавшегося для восстановления сил.

В мирных условиях кое-где люди, переваливая пятидесятилетний возрастной барьер, стали "донашивать" свое тело, осваивая отпущенные природой (для надежности) резервные годы. "Сверхсрочников" щадили там, где поняли, что не всегда умнее тот, кто крепче физически. К тому же собственно ум стал предпосылкой к овладению знаниями, которые накапливались с возрастом, и пик мудрости наступал позже пика телесной зрелости. Поэтому оказалось полезным охранять не только самок и детенышей, но и старшее поколение, слабых. Племена с большим числом совестливых людей, умножавшие телесную силу молодых мудростью их родителей, побеждая соседей, и стали нашими предками.

Так люди познакомились со старостью и стали называть естественным современное умирание, чуждое природе и, наверное, поэтому доставляющее неимоверные страдания уходящим и его близким. Почему же человек цепляется за безрадостный финал "резервных" лет? Может быть, инстинкт самосохранения введен в заблуждение феноменом мира, навязанным нами природе? Ведь вопреки установившемуся мнению не войну "изобрел" человек, а мир, время от времени прерывающий вечную войну, являющуюся естественной формой существования всего живого.

Война не досадное проявление чьей-то злой воли, сотворившей на Земле вавилонское многоязычие, а как раз для того природа и творит многообразие народов, чтобы сталкивать их на арене истории. А история - это конкурс народов, который выдерживают те, чьи национальные характеры больше соответствуют требованиям "текущей" эпохи. Еще Руссо сказал; "Если Спарта и Рим погибли, то какое государство может существовать вечно?" Он прав, уходят и великие, но не меркнет в истории их слава, стремление к которой - одно из ярких проявлений личности.

Не случайно Аристотель предоставил славе первое место среди внешних благ, а Плутарх назвал честолюбие страстью, господствующей над всеми чувствами. Но природа не одаряет страстями бесцельно. По сути, желание славы - это духовное проявление инстинкта самосохранения. Человек "как бы умножает свое существо, запечатлев его в памяти других". Чем больше людей поймет его язык, тем больше шансов избежать забвения. Значит, путь к бессмертию человека лежит через величие его народа.

Язык и величие утверждаются пером и мечом. А "кто более матери- истории ценен"? Аристотель или Македонский? Цицерон или Цезарь? Аристотель! Но ведь благодаря Македонскому западная цивилизация оперлась на греческую философию, а не прислушалась к тому, "что сказал Заратуштра". А Европа предпочла греческому языку латынь, внедренную мечом Цезаря, а не красноречием Цицерона. Так не воинская ли слава путь к бессмертию - вечной мечте человечества? Иначе почему имя Наполеона громче пастеровского, хотя Пастер спас больше людей, чем Наполеон их погубил во славу Франции? Почему из мирян к лику святых русский народ причислял только воинов? Наверное, в славе разгадка смысла жизни и смерти.

Бог не пожалел бы для любимого своего детища вечной жизни, живут же вечно бактерии, первыми появившиеся на Земле. И любой из бессмертных людей, вытаскивая наугад по одной ноте или букве алфавита, когда-нибудь случайно набрал бы "Лунную сонату" или слова - "Я помню чудное мгновенье". Только вот обрадовали бы кого-нибудь из них эти звуки и слова так, как радуют они смертных в каждом новом поколении?

Наверное, для того и придумана смерть, чтобы мы радовались жизни. Жизнь действительно борьба, а цель борьбы - победа, а победа - дорога к славе, отрицающей смерть. И круг замкнулся. Наверное, потому Бог и не одарил нас бессмертием, чтобы каждый добивался его сам. А если это так, то смысл жизни - в попытке обрести бессмертие.

Опубликовано на Порталусе 01 апреля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама