Полная версия публикации №1399202623

PORTALUS.RU МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Западная Европа после "холодной войны": угрозы общественному согласию → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Филипп Флюри - сотрудник центра Лонергана Бостонского колледжа, Швейцария. Настоящая статья отражает точку зрения автора, Западная Европа после "холодной войны": угрозы общественному согласию [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 04 мая 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/internationallaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1399202623&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Филипп Флюри - сотрудник центра Лонергана Бостонского колледжа, Швейцария. Настоящая статья отражает точку зрения автора, Западная Европа после "холодной войны": угрозы общественному согласию // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 04 мая 2014. URL: https://portalus.ru/modules/internationallaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1399202623&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Филипп Флюри - сотрудник центра Лонергана Бостонского колледжа, Швейцария. Настоящая статья отражает точку зрения автора, Западная Европа после "холодной войны": угрозы общественному согласию / "БЕЛАРУСЬ В МИРЕ" No.001 01-01-98.



публикация №1399202623, версия для печати

Западная Европа после "холодной войны": угрозы общественному согласию


Дата публикации: 04 мая 2014
Автор: Филипп Флюри - сотрудник центра Лонергана Бостонского колледжа, Швейцария. Настоящая статья отражает точку зрения автора
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) "БЕЛАРУСЬ В МИРЕ" No.001 01-01-98
Номер публикации: №1399202623 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!



Характеризуя обстановку, сложившуюся после окончания "холодной войны", аналитики стремятся подчеркнуть преимущества новой ситуации: устранение ядерной угрозы, дух сотрудничества, укрепление безопасности. Вместе с тем, указывается, что в Восточной Европе, особенно в бывшем Советском Союзе, имеют место и некоторые негативные моменты: возникновение "неофеодального" толкования понятия индустриального общества, в котором практически исчезает средний класс (будем считать, что при социализме он существовал, независимо от того, назывался он так или нет), полное отсутствие основ правового государства, быстрое падение уровня общественного благосостояния и системы социального обеспечения одновременно с резким уменьшением внимания к экологическим проблемам. По мнению западных аналитиков, в новой ситуации кроется опасность и для стран Запада - распространение оружия массового уничтожения, миграция, поведение государств, бросающих вызов "правилам игры" на международной арене, и т. д.

Лидеры европейских государств поступают, наверное, правильно, когда серьезно задумываются о будущем, которое ждет мир за пределами Европы. В то же время, им стоило бы хорошо задуматься и о перспективах общественного благосостояния в своих странах, которое вовсе не является гарантированным. Социальная дифференциация может поставить под угрозу не только свободу действий руководителей стран Запада, но и "общественное согласие" в целом.

"Принятое мнение"

З. Бжезинский описывает последствия окончания "холодной войны" для международной безопасности следующим образом:

Ыво-первых, поляризация создала условия для превосходства одной державы на международной арене, однако здесь же необходимо оговориться, что это происходит в обстановке гораздо большего "размывания" экономической мощи и политического плюрализма, чем это можно было бы ожидать в условиях гегемонии;

Ыво-вторых, в настоящее время региональные конфликты уже не увязываются с соперничеством сверхдержав, как это было ранее. На сегодняшний день региональные конфликты уже не могут быть столь серьезными с глобальной точки зрения, однако, с другой стороны, более вероятна их быстрая эскалация до более высокой степени насилия;

Ыв-третьих, внимание политиков скорее всего сместится на другие аспекты международной безопасности, которые лучше всего можно охарактеризовать как вопросы "глобального благосостояния" - бедность, отставание в развитии и внутренняя нестабильность. 1

Далее, указывая на источники "новых угроз", З. Бжезинский относит к ним следующие:

Ыбудущее определение Европы,

Ытрансформация Советского Союза,

Ысамоорганизация Тихоокеанского региона,

Ыбезопасность на Ближнем Востоке.

Большинство западных экспертов в области безопасности согласятся с анализом З. Бжезинского в том, что касается вопросов силы, институтов и процесса их создания, а также процессов принятия политических решений. Ключевым утверждением является то, что Запад практически волен решать - что хорошо для остальной части мира (и для самого Запада), и подталкивать к соответствующему решению, используя политические и - если это необходимо - военные рычаги.

В целом, это соответствует действительности, и некоторое время в будущем ситуация не изменится. Тем не менее, это далеко не полная картина.

Насущные проблемы западноевропейских демократий

Позиция западноевропейских демократий, например, по ситуации в бывшей Югославии (до присоединения под влиянием Соединенных Штатов к процессу реализации Дейтонских соглашений), похоже, дает основания для следующего вывода: даже кровопролитный конфликт в нескольких сотнях километров от границ своей страны не имеет большого значения, пока он сдерживается и его прямые последствия не сказываются на своей территории.

Более детальное рассмотрение того, что действительно важно для этих стран, позволит лучше понять сдержанную позицию западных политиков.

Маастрихтский договор является крайне противоречивым документом, процесс полной реализации которого может растянуться на годы. Общая денежная единица, возможно, будет введена по меньшей мере в отдельных частях ЕС. Однако "метод, избранный для введения общей валюты- является совершенно ошибочным- Сосредотачивая усилия на уточнении условий, гарантирующих стабильность общей валюты, Маастрихтский договор предполагает, что это может быть достигнуто через непрерывный процесс слияния экономик стран ЕС". 2

Безработица . В настоящее время на континенте насчитывается 18 млн безработных 3 , и шансы на улучшение ситуации в 1998 году невелики. 18 млн безработных означает, что более 10% рабочей силы не трудоустроены. В результате революции в области электроники ожидается еще большее сокращение численности рабочей силы в сфере услуг.

Уменьшение численности населения . Во всех демократических государствах Запада численность населения практически перестала расти.

Процесс быстрого старения населения западноевропейских государств. С уменьшением численности населения происходит увеличение среднего возраста граждан западноевропейских государств, в то время как пенсионный возраст по политическим причинам остается на прежнем уровне или уменьшился.

Увеличение стоимости медицинского страхования . Увеличение численности пожилого населения означает рост потребности в больницах, пунктах оказания врачебной помощи и т. д., в то время как стоимость медицинских услуг возрастает.

Уменьшение численности рабочей силы, рост числа пенсионеров . Безработица либо остается на прежнем уровне, либо возрастает. Одновременно меньшее количество работающих производят все большие выплаты в фонды социального страхования, повышая стоимость собственности и услуг.

Рост цен на собственность. Молодежь и работающее население не только оплачивают страховку и налоги, но и сталкиваются с ростом цен на собственность. Таким образом, самыми разнообразными благами системы социального обеспечения пользуются в основном пожилые люди и пенсионеры, делая более сложным положение молодежи.

Существует ряд резервов, которые можно использовать на первом этапе - населению придется пересмотреть размеры страхования, затрачивая при этом все больше средств и получая все меньше и меньше; покупать меньшие автомобили; проживать в квартирах, а не в собственных домах.

Все меньший процент работающего в настоящее время населения считает, что в пенсионном возрасте они будут получать пенсии. Тем не менее, они продолжают производить ежемесячные выплаты в пенсионные фонды, за счет чего существуют уже вышедшие на пенсию. Политики без устали уверяют их в том, что все будет в порядке, и в особенности после того, как они сами выйдут на пенсию.

После "холодной войны" во всех европейских государствах были сокращены вооруженные силы и планируется их дальнейшее сокращение (даже в Швейцарии). Объясняется это прежде всего причинами чисто экономического характера, а не только "дивидендами мира". Денежные средства требуются для решения иных проблем, и скоро этих средств понадобится еще больше.

Выводы

Прежде всего, можно отметить, что после "холодной войны" пространство ОБСЕ стало более мирным и, с военной точки зрения, менее поляризованным. Одновременно появилась экономическая и социальная поляризация, затронувшая практически все страны Западной Европы.

Государства Западной Европы тоже подвержены действию экономической и социальной напряженности, хотя и в меньшей степени, чем страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы .

В определенном смысле "социальный мир", достигнутый политическими руководителями, промышленниками и теми, кто работает на них, находится под угрозой.

"Общественный договор" подразумевает веру в мощные (совместные) силы обороны (включая постоянную мобилизационную готовность), веру в улучшение экономической и социальной ситуации, а также в систему гарантированного социального обеспечения под руководством политических партий, представленных в сегодняшних правительствах, в обмен на передачу политической власти этим партиям. Это не означает, что существующий "общественный договор" мирным путем не уступит дорогу новым соглашениям.

Однако безусловно необходимо умерить традиционные ожидания, но в результате этого может пострадать репутация политических лидеров. Действие "общественного договора" времен "холодной войны" закончилось, подобно самой "холодной войне".

В этом случае может показаться, что политические лидеры западноевропейских государств не могут определять политику в области международной безопасности. Все чаще внутренние социально-экономические проблемы, вызывающие озабоченность в связи с перевыборами, рассматриваются в качестве фактора, способного помешать конструктивному и своевременному решению международных вопросов. Оставшейся на мировой арене сверхдержаве, уделяющей гораздо меньше внимания социальным проблемам, пожалуй, легче заняться рассмотрением мировых и региональных проблем безопасности. Политическим лидерам западноевропейских государств будет гораздо сложнее решать эти проблемы.

1 З. Бжезинский "Последствия окончания холодной войны для международной безопасности". Adelphi Paper No. 265. Международный институт стратегических исследований, Лондон. С. 4.

2 См. статью Дж. Сороса в "Форин Афферс", Сентябрь/Октябрь 1996. С. 9.

3 Интэрнэшнл геральд трибюн, 11 ноября 1997 г.

Филипп Флюри

Опубликовано 04 мая 2014 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1399202623

© Portalus.ru

Главная МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Западная Европа после "холодной войны": угрозы общественному согласию

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU