Рейтинг
Порталус

Профсоюзное движение военнослужащих (правовые основы и опыт России и зарубежных стран)

Дата публикации: 23 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Вопросы межд.права →
Номер публикации: №1095960127


АВТОРЫ: О. К. Шведков, В. С. Нестеров

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №6,2001


Вопрос о создании профсоюзов военнослужащих в России возник в начале 90-х годов в связи с проходившими в стране демократическими преобразованиями.

Одной из непосредственных причин явилась ликвидация политорганов в вооруженных силах (имеются в виду не только армейские подразделения, но и войска внутренних дел и т. д.), которые наряду со своими основными идеологическими функциями выполняли также и определенные социальные задачи.

С их отменой образовался вакуум, ставший заполняться многочисленными организациями, которые брали на себя (или заявляли о том, что берут на себя) определенные задачи по защите прав военнослужащих. Неспособность властей к тому, чтобы обеспечить достойное существование военнослужащего как гражданина нового демократического государства, и привела к созданию плеяды самых разрозненных организаций. В период с 1991 по 1995 г. их насчитывалось более 150 только общероссийского и межрегионального уровня, порядка 80 различных фондов.

Многие из них действовали очень короткое время, другие вообще существовали только на бумаге, и необходимость в создании какого-то института, который взял бы на себя социальную защиту военнослужащего (помимо официальных государственных институтов), заставила определенную часть офицерского состава обратиться к опыту многих европейских стран, где уже в течение длительного периода успешно действовали профессиональные организации военнослужащих.

"Нужен ли военным профсоюз?" Под таким заголовком газета "Красная Звезда" опубликовала интервью с О. Шведковым 9 августа 1999 г.

Сама по себе постановка вопроса свидетельствует о том, что эта проблема неоднозначна, особенно среди офицерства (в основном старшего состава) и определенной части руководства Министерства обороны РФ.

Однако профсоюз существует уже более восьми лет.

Идея образования такой организации, как профсоюз военнослужащих России, профсоюз именно военнослужащих, а не гражданского персонала, работающего по найму в вооруженных силах, который, как и многие другие профсоюзы, существовал и существует до сих пор, родилась в 1991 г.

Создание профсоюза отражало естественное стремление военнослужащих найти для себя приемлемые формы защиты своих социальных прав. Видимо, не случайно в одном из опросов, которые проводились среди военнослужащих, большинство из них на вопрос: "Кто, по вашему мнению, должен защищать социальные права военных?" — ответило, что независимые профсоюзы. Характерны и ответы на опросы, проведенные среди офицеров в 1995 г. На вопрос об участии в деятельности организаций, осуществляющих защиту прав военнослужащих, ответили положительно в 1992 г. 21% опрошенных, в 1993 г. 16% опрошенных, в 1994 г. 13%, в 1995 г. 19%. По экспертной оценке, положительно на этот вопрос ответили бы в 1996 г. 26% и в 1997 г. 46%. Эта форма самозащиты в соответствии с прогнозами специалистов возобладала над другими предложенными формами защиты (досрочное увольнение из армии, выступление в средствах массовой информации, обращение с жалобами, применение силы при невыполнении выдвигаемых требований, демонстративно пассивное выполнение служебных обязанностей)1.

История создания Независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации (НПСВ) вкратце такова. 17 января 1992 г. после всеармейского офицерского собрания, которое проводил Министр обороны СССР Е. Шапошников, группа участников совещания переехала в подмосковную Салтыковку и там провела учредительную конференцию, на которой и был создан профсоюз. 13 марта 1992 г. учредительные документы были "учтены" Министерством юстиции РФ в соответствии с действовавшим тогда порядком, принятым Постановлением Верховного Совета РСФСР, а затем прошли вторичную процедуру утверждения 18 апреля 1995 г. После принятия 14 декабря 1996 г. федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" Министерство юстиции России зарегистрировало профсоюз в качестве общероссийского общественного объединения (свидетельство о регистрации №3327). 23 декабря 1992 г. на XXIV пленуме Совета Федерации Независимых профсоюзов России НПСВ был принят в Федерацию, а Председатель ЦК НПСВ вошел в Совет ФНПР.

Создание профсоюза было встречено в Министерстве обороны далеко не однозначно. Многие организаторы были уволены из армии. Первый председатель профсоюза полковник А. Максимов был представлен к увольнению в 1992 г. за попытку выехать на заседание Президиума Европейской организации союзов военнослужащих. Отдельными военными руководителями создание профсоюза рассматривалось, да и сейчас рассматривается, как стремление ограничить единоначалие в армии, как чуть ли не подрыв обороноспособности вооруженных сил. Наиболее расхожее заявление при этом заключается в опасении, что профсоюзы будут организовывать в армии забастовки.

Однако профсоюз существует. Популярность самой идеи создания профсоюза подчеркивается тем, что в настоящее время в 81 субъекте России созданы региональные комитеты профсоюза. Более того, привлекательность идеи получила свое отражение и в том, что создана новая организация, которая отличается от НПСВ лишь своим наименованием — она называется Российский профсоюз военнослужащих. Меняется отношение к профсоюзу и со стороны Министерства обороны России. Если первое соглашение 1994 г. о сотрудничестве не было подкреплено директивой министра, то 31 октября 1996 г. было подписано новое соглашение, в котором была зафиксирована необходимость осуществлять взаимодействие в решении задач социальной защиты военнослужащих, бывших военнослужащих и членов их семей по следующим направлениям: совершенствование механизмов предоставления всех видов довольствия; строительство и приобретение жилья; профессиональная подготовка и переподготовка на гражданские специальности; социальная адаптация к условиям гражданской жизни; развитие санаторно-курортного лечения; организация досуга; оказание информационно-правовой помощи и другие социальные вопросы. В соглашении отмечено, что организация работы НПСВ происходит по территориальному принципу. На основании Соглашения от 31 октября 1996 г. была издана Директива Министра обороны №Д-26, в которой военному командованию предлагалось оказывать содействие организациям НПСВ в решении задач социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по направлениям, определенным соглашением.

За эти годы подписаны соглашения о сотрудничестве с МЧС России, Федеральной службой железнодорожных войск, правительством Москвы, администрацией 40 субъектов России, фракциями Государственной Думы, другими учреждениями.

Основными приоритетными направлениями деятельности организации являются: взаимодействие с Парламентом, Правительством РФ, другими государственными исполнительными и общественными органами; оказание содействия в строительстве жилья военнослужащим, гражданам, уволенным со службы, и членам их семей; социальное, в том числе дополнительное, страхование, негосударственное пенсионное обеспечение, оказание юридической консультации и правовой помощи военнослужащим и членам их семей; социальная адаптация граждан, уволенных с военной службы, в том числе переподготовка на гражданские специальности, работа с ветеранами, казачеством, военно-патриотическая и поисковая деятельность; изыскание дополнительного медицинского обеспечения. Данная деятельность проводится и в центре, и в региональных организациях профсоюза.

Конечно, на этом этапе трудно ожидать каких-либо крупных практических результатов от созданной организации. Но если говорить языком строителей, создан нулевой цикл здания кардинальных социальных изменений в вооруженных силах — движения армии к демократическим преобразованиям, понимания того, что военнослужащий — это прежде всего полноправный гражданин в погонах, со всеми правами того демократического общества, защищать которое он, приняв присягу, обязуется в случае необходимости ценой своей жизни.

Профсоюзы военнослужащих в России находятся в начальной стадии своего развития. Это законные объединения, создание которых основано на национальном законодательстве и международно-правовых актах.

История всемирного профсоюзного движения военнослужащих показывает, что этот вопрос активно обсуждался, да и сейчас обсуждается в армиях ряда государств, ему посвящено изрядное количество литературы. Решение Конгресса США в 1977 г. о запрещении деятельности профсоюзов в вооруженных силах было воспринято в некоторых зарубежных странах как своего рода эталон, однако решение властей было вызвано вполне конкретной политической обстановкой, продиктованной крайней непопулярностью среди американских вооруженных сил действий США в Юго-Восточной Азии.

Опыт европейских стран свидетельствует об иных процессах.

Впервые идея коллективной защиты интересов военнослужащих зародилась в Скандинавии в начале XX в. Первоначально она рассматривалась как личное дело военнослужащих. Этим, в частности, объясняется тот факт, что многие из организаций создавались под наименованиями "клубов пения", "клубов личных интересов" и т. д. Лишь позже профсоюзы стали официально признаваться и регулироваться государствами аналогично профсоюзам гражданских служащих. В скандинавских странах этот процесс завершился к концу Второй мировой войны. В Западной Европе это произошло после падения тоталитарных режимов (Германия, Италия, Австрия, Греция и др.) и усиления демократии. Концепции монархического или иного тоталитарного режимов (например, до определенного времени советского), которые рассматривали себя в качестве единственных гарантов прав военных профессионалов, начали терять свой авторитет. Всеобщая демобилизация значительно обострила проблему зашиты прав военных. Произошла, по мнению некоторых ученых, определенная "секуляризация профессии военнослужащего", что обострило полемику между теми, кто считал невозможным существование каких-либо профсоюзов в вооруженных силах, и теми, кто полагал, что с исчезновением "королевских" (или под иным названием) вооруженных сил и переходом к добровольному (или смешанному) комплектованию армии необходимо поставить профессию военного в один ряд с другими профессиями.

Основанием для появления профсоюзов явился как процесс все большего вовлечения населения в производственную деятельность, расширения сферы коллективного труда, так и во многом изменение самого характера деятельности военных организаций, которые в определенных чертах стали напоминать деятельность в сфере бизнеса (контракты, торговля вооружением, коммерческая деятельность военных учреждений и организаций). Немаловажным обстоятельством был и тот факт, что в армию стало приходить все больше выходцев из тех слоев населения, где прочно укоренились традиции профсоюзного движения.

Проследим еще одну цепь рассуждений. До Второй мировой войны (а в Советском Союзе и странах Варшавского договора до начала 90-х годов) армейский престиж занимал высокое место в социальной иерархии, да и все военнослужащие находились в привилегированном положении, офицеры составляли определенную касту и были довольны своим статусом. В настоящее время, когда открылась возможность к достижению большего материального достатка в других областях, профессия военного стала менее престижной. Ушли ранее существовавшие системы социальной защиты. (Одним из европейских исключений является поддержание армии как привилегированной группы в Великобритании.)

В чем же основные доводы противников профсоюзов? По мнению американского ученого Дэвида Сигала, идея неприятия профсоюза лежит в самой природе военного института: "По причине своей уникальной социальной функции (узаконенное управление насилием) от личного состава вооруженных сил требуется особая ответственность за принятие на себя обязательств (неограниченная лояльность по отношению к своему нанимателю, невозможность одностороннего расторжения контракта, отсутствие свободы передвижения, рискование жизнью и т. д.)". Ряд ученых считают, что существование военных профсоюзов приведет, с одной стороны, к конфликтам внутри вооруженных сил, а с другой стороны, усилит роль военных в стране, ослабив гражданский контроль за вооруженными силами. Но это мнение явного меньшинства. Мнение большинства противоположно. Так, Дэвид Сигал пишет, что обследование военнослужащих в американской армии, где нет профсоюзов, показало "заметное несоответствие между тем, как в обществе оценивается роль военнослужащих, и как бы они хотели, чтобы их оценивали". Такое несоответствие может быть устранено созданием профсоюзов, хотя автор и опасается двух возможных последствий: усиления влияния профсоюзов на деятельность военного управленческого аппарата и политизации личного состава. Однако большинство склоняется к тому, что когда военнослужащие приобретают личную защищенность, у них возрастает чувство собственного достоинства, они могут более активно участвовать в жизни общества и практически наравне конкурировать с представителями других профессий в различных сферах общественно-трудовой жизни.

Уже несколько лет в России идет обсуждение военной реформы. Высказываются суждения и производятся действия по увеличению и сокращению тех или иных родов войск, их слиянию или размежеванию. Однако в дискуссии ничего не говорится о характере внутриармейских отношений, кроме всеобщего осуждения существующей коррупции и издевательств над новобранцами. Наше общество изменилось коренным образом; его новые черты очень быстро проявились и в армии: снижение привлекательности армейской службы, вскрылись нарывы неуставных отношений, возросли коррупция и преступность внутри армейских кругов, существует задолженность по всем видам армейского довольствия.

Но наше общество изменилось и с точки зрения демократического развития. По словам председателя Ленинградского областного комитета НПСВ, заместителя начальника факультета Военно-космической инженерной академии имени Можайского полковника С. Моисеева: "Армия становится "нормальной", цивилизованной в условиях гражданского правового общества, и демократические институты в ней формируются параллельно с ходом этого процесса". Этот процесс характерен не только для нашего общества, но и для армий многих зарубежных государств.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге проходил международный семинар "Становление демократических институтов в армии. Проект закона "О профсоюзах в Армии". Семинар был организован Санкт-Петербургской общественной правозащитной организацией "Гражданский контроль", Санкт-Петербургским региональным общественным движением "За военную реформу" и партией "Демократический выбор России". На семинаре обсуждались важные темы, в том числе главная: состоит ли военнослужащий на государственной службе? Если да, а фактически это так, то на контракт (трудовой договор) распространяется действие общего трудового законодательства (разумеется, со специфическими ограничениями). Следовательно, имеется потребность и в профсоюзе, который должен контролировать соблюдение военного и социального законодательства; участвовать в обеспечении безопасных условий службы и охраны окружающей и природной среды; в управлении фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионного и иных видов обеспечения. При этом ни в коей мере не затрагивается принцип единоначалия при выполнении поставленной перед армией задачи.

Конечно, известно, что контроль за соблюдением законодательства возложен на военную прокуратуру и военную юстицию. Как заявил в беседе с представителями НПСВ Председатель Военной Коллегии Верховного Суда России генерал-полковник юстиции Н.А. Петухов, за последние годы подавляющее большинство судебных дел ведется по защите прав военнослужащих, против их нарушения со стороны военных властей. На упомянутом семинаре заместитель председателя Военного суда Ленинградского военного округа сообщил, что за 1997–1998 гг. суды рассмотрели более 3,5 тыс. дел против Министерства обороны, командующих, командиров разного ранга. Но сколько еще осталось потенциальных дел, которые попали на рассмотрение суда, сколько из них вообще не дошли бы до суда просто потому, что в их разрешении могла бы принять участие общественность в лице профсоюза. Кстати, и сам профсоюз мог бы выступать в суде в поддержку своих членов. Но это не должно становиться его основной функцией. Сегодня и так многими начальниками профсоюзы рассматриваются как что-то только противодействующее. Правда, основания к такому выводу дали действия некоторых общественных организаций военнослужащих, которые с первых шагов встали на путь открытой конфронтации с военными руководителями разных рангов.

Мы поделились некоторыми соображениями о том, что может делать профсоюз. А что он не может? В заключении Главного управления по надзору за исполнением законов вооруженных сил РФ Министерства обороны РФ от 30 марта 1994 г. "О правовом статусе независимого профессионального союза военнослужащих в вооруженных силах РФ отмечалось, что свою деятельность профсоюз может организовывать в соответствии с законодательством, с учетом специфики военной службы. В частности, он не вправе требовать от Министерства обороны заключения коллективного договора или иным способом вторгаться в административную деятельность командования, нарушая тем самым принцип единоначалия. Еще более точно определены действия, которые запрещены профсоюзу, в законах о профсоюзах во внутренних и правоохранительных органах. Суммируем их следующим образом: недопущение забастовок как средства разрешения спора; предложения по существу перемещения по службе носят рекомендательный характер; невмешательство в сам процесс прохождения службы и выполнения приказа; военнослужащий может заниматься профсоюзной работой в свободное от своих обязанностей время.

Итак, условия для деятельности НПСВ имеются, профсоюз существует, и его наличие целесообразно. Идея пользуется широкой поддержкой офицерского (особенно младшего и среднего) состава. Уровень общественного сознания и уже проведенных реформ в стране создали предпосылки для завершения законодательной базы.

Приступим к рассмотрению законодательства Российской Федерации и международно-правовых актов, предопределяющих правовую основу для деятельности профсоюзов военнослужащих.

Обратимся прежде всего к действующей Конституции Российской Федерации. Ее авторы почти не уделили внимания такому специфическому и значительному слою населения страны, которым являются военнослужащие (а следовательно, и члены их семей). Например, Конституция Федеративной Республики Германии посвящает положению военнослужащих около 20 статей, считая важным определить по возможности подробно правовой статус данной части населения, не передоверяя его другим законам и подзаконным актам, которые могут носить более узкий и подчас ведомственный характер. В настоящей же Конституции РФ эту "экономию" статей можно истолковать и таким образом, что поскольку не сказано иное, то к военнослужащим применимы все положения Конституции, в частности относящиеся к правам и свободам граждан. Основополагающей для дальнейшего рассмотрения конкретных ситуаций является ст. 18 Конституции, которая гласит: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Это положение Конституции является приоритетным при рассмотрении иных статей Конституции. В частности, ст. 30, которая гласит:

"Пункт 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных организаций гарантируется.

Пункт 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-нибудь объединение или пребыванию в нем".

Конституция является гарантом соблюдения этих положений.

Ст. 45 Конституции:

"Пункт 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Пункт 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

Конституция выступает гарантом прав и свобод всех граждан, не делая исключений для отдельных категорий населения. Более того, Конституция распространяет свои гарантии и на международно-правовые нормы. Ст. 17 Конституции прямо гласит:

"Пункт 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

Ст. 15 (п. 4) отмечает: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Теперь остановимся на положениях Конституции, которые позволяют ограничивать права и свободы граждан. Ст. 55 п. 3 Конституции гласит:

"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Два последних положения ближе всего относятся к нашему исследованию. Кроме того, в ст. 56 разрешается ограничение прав и свобод в период чрезвычайного положения, одновременно подчеркивается, что в любом случае не подлежат ограничению права граждан по статьям 20, 21, 23 п.1, 24, 28, 34, 40 и 46–54 Конституции. В данном перечне нет упоминания ст. 30 (например, в Основном законе ФРГ соответствующая статья входит в перечень не подлежащих ограничению прав граждан). Следовательно, вопрос о неприменении ст. 30 может решаться только в пределах ст. 55 Конституции; истолкование того, наступил ли факт, обусловливающий ограничение прав граждан, или нет, подлежит компетенции суда.

Рассмотрим несколько федеральных законов, положения которых прямо или косвенно относятся к теме статьи.

Закон Российской Федерации "Об обороне" от 24 сентября 1992 г. в ст. 9 "Обязанности и права граждан Российской Федерации в области обороны" отмечает, в частности, следующее:

"Граждане Российской Федерации в соответствии с законом … могут создавать предприятия и общественные организации, содействующие укреплению обороны". Создание профессиональных союзов военнослужащих направлено, в частности, именно на укрепление обороноспособности страны, поскольку ставит своей задачей смягчение социальной напряженности и повышение самоотдачи в военной службе.

Рассмотрим положения еще трех законов, которые определяют характер прохождения службы в таких, весьма близких к "чисто" вооруженным силам образованиям, как внутренние войска, милиция и налоговая полиция. Закон "О милиции" от 18 февраля 1993 г. с внесенными поправками и дополнениями в ст. 28 "Право сотрудников милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)" гласит: "Сотрудники милиции в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов вправе объединяться или вступать в профессиональные союзы (ассоциации). Порядок образования и компетенция профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников милиции определяются законодательством России". При этом Закон не предполагает принятие специального правового акта по данному поводу, следовательно, к профессиональным организациям милиции относятся общие положения законодательства России по данному вопросу. В законе содержится существенное ограничение деятельности работников милиции при разрешении трудовых споров, а именно: "Прекращение работы сотрудником милиции как средство разрешения коллективного трудового спора (т. е. как форма индивидуальной забастовки. — О.Ш. и В.Н.) запрещается".

В Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. содержатся следующие положения. Так, ст. 55 "Право сотрудников органов внутренних дел на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)" утверждает: "Сотрудники органов внутренних дел в целях защиты своих профессиональных, социально-экономических и иных прав и интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы (ассоциации). Сотрудники органов внутренних дел могут быть членами профессиональных союзов (ассоциаций), объединяющих сотрудников органов внутренних дел. В ст. 56 "Деятельность профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел" записано: "Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, их уставами, настоящим Положением, за исключением ограничений, установленных настоящей статьей. Профессиональные союзы (ассоциации) сотрудников органов внутренних дел не вправе вмешиваться в деятельность органов внутренних дел по выполнению возложенных на них задач и обязанностей. Им запрещается проводить забастовки сотрудников органов внутренних дел. Предложения профессиональных союзов (ассоциаций) по вопросам назначения на должность либо восстановления в должности, перемещения по службе либо отстранения от занимаемой должности, присвоения специального звания, лишения специального звания либо снижения в специальном звании, увольнения из органов внутренних дел, применения мер поощрения и взыскания, а также по вопросам служебной деятельности органов внутренних дел носят рекомендательный характер".

В законе России "О внутренних войсках" от 24 сентября 1992 г. в ст. 15 "Военная служба во внутренних войсках" указывается: "Военнослужащие внутренних войск пользуются правами и свободами граждан Российской Федерации с установленными законодательством Российской Федерации ограничениями, обусловленными особенностями прохождения военной службы".

В "Положении о прохождении службы в налоговой полиции", принятом 20 мая 1993 г., имеются статьи 42 и 43, которые буквально воспроизводят положения статей 55 и 56 "Положения о службе во внутренних органах Российской Федерации" (применительно к налоговой полиции).

Важным этапом и первым официальным упоминанием о наличии союзов военнослужащих в армии явился закон "О профсоюзах, правах и гарантиях их деятельности", который вошел в силу в 1996 г. Процитируем отрывки из трех статей Закона. Ст. 3 "Основные термины" гласит о том, что первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации, независимо от формы собственности и подчиненности. Ст. 5 "Независимость профсоюзов" предполагает, что профсоюзы независимы от органов исполнительной власти… работодателей…и что запрещается вмешательство органов государственной власти… и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их успешной деятельности". Ст. 4 свидетельствует о том, что действие настоящего закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом… "Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами". Подчеркнем, что специальное законодательство требуется не для создания, а для регулирования особенностей деятельности данных профсоюзов.

В Законе о Статусе военнослужащего от 27 мая 1998 г. в ст. 9 прямо записано, что "2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируется федеральным законом". Принятие этой части статьи проходило с трудом. НПСВ предлагал включить отдельную статью, которая состояла из шести пунктов, регламентирующих деятельность профсоюзов в силовых ведомствах. Однако под давлением Министерства обороны РФ и представителей государственно-правового Управления Президента РФ статья не прошла, а в ст. 9 была вписана эта вторая фраза. Необоснованные опасения, к сожалению, возобладали, и положения статьи явились определенным компромиссом, хотя положительно то, что и в этом законе уже как бы не возникает вопроса о том, могут или не могут профсоюзы иметь права на существование.

Сошлемся еще на один Закон — "Об основах государственной службы Российской Федерации" — от 20 июля 1995 г. В ст. 11 сказано: "В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов (выделено нами. — Авт.)". Армия является, бесспорно, государственным органом, следовательно, профсоюзы в ней могут быть образованы.

Подведем некоторые итоги. Российское законодательство нигде не запрещает военнослужащим создавать профессиональные организации, ставящие своей целью защиту их профессиональных интересов, и принимать участие в работе.

Ограничения распространяются на участие в политических организациях, на исполнение профсоюзных обязанностей во время выполнения своих военных обязанностей, на забастовки как метод разрешения трудового спора, профсоюзам запрещается вмешиваться в сам порядок прохождения военной службы, наконец, их предложения относительно перемещения и т. д. военнослужащего носят исключительно рекомендательный характер. Положения о том, что создание и порядок деятельности профсоюзов военнослужащих определяются специальным законодательством, ни в коей мере не могут быть истолкованы как запрет деятельности профсоюза, ибо само законодательство не может противоречить вышеизложенным законодательным актам. Будущим законодательству или особым договоренностям между профсоюзом и соответствующим ведомством для регулирования остаются организационные вопросы. Эти положения находят свое отражение в проекте закона о профсоюзах военнослужащих, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе.

Интересно заметить, что практически во всех конституциях стран СНГ гарантируется право граждан на создание профессиональных общественных организаций. Некоторые Конституции ограничивают это право для военнослужащих, запрещая им вступать в организации, преследующие политические цели. Ст. 36 Конституции Республики Беларусь гласит: "Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Контрольной палаты Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели".

В ст. 26 Конституции Республики Грузия от 24 августа 1995 г. записано: "Пункт 1. Все имеют право создавать общественные организации, в том числе профессиональные союзы, и объединяться в них. Пункт 2. Лица, зачисленные в личный состав Вооруженных сил, службы государственной безопасности или органов внутренних дел, назначенные или избранные судьями или прокурорами, прекращают членство в политических объединениях".

Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. содержит ограничение права на забастовку (ст. 43): "Право на забастовку на основе трудового договора может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом. Не могут бастовать солдаты, прапорщики, офицеры и генералы, служащие в Вооруженных Силах Азербайджанской Республики". Конституция определяет, что право участвовать в выборах профессиональных военных, судей, государственных служащих, лиц, лишенных свободы по приговору суда, ограничивается законом (ст. 65). Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. в ст. 25 ограничивает права военнослужащих следующим образом: "Каждый имеет право на образование с другими лицами объединений, в том числе создание профессиональных союзов и вступление в них. Каждый гражданин имеет право на создание с другими гражданами партий и вступление в них. Эти права могут быть ограничены только законом в отношении служащих Вооруженных Сил и правоохранительных органов".

Наиболее определенно запрет военнослужащим на объединения выражен в Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (ст. 23):

"Пункт 1. Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений. Деятельность общественных объединений регулируется законом. Пункт 2. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии".

Право на создание общественных объединений без каких-либо оговорок устанавливается в Конституции Киргизской Республики от 10 февраля 1996 г. (ст. 16), Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г. (ст. 42), Конституции Республики Таджикистан от 28 июля 1996 г.(ст. 28) и Конституции Республики Узбекистан от 28 декабря 1993 г. (ст. 34). Конституция Украины от 6 ноября 1994 г. (ст. 36) определяет, что все профессиональные союзы имеют равные права и что ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно настоящей Конституцией и законами Украины.

Существование профессиональных организаций опирается на целый ряд международно-правовых документов, которые исходят из принципа, что военнослужащий — это гражданин в форме, и потому он должен обладать теми же правами, которыми обладают другие граждане демократического общества, в частности правом на ассоциацию, т. е. на создание профессиональной организации, ставящей своей задачей защиту его социальных интересов и прав. Основные возражения, как правило, сводятся к тому, что деятельность профсоюзной организации может привести к снижению дисциплины в войсках и в целом поведет к снижению воинской боеготовности. Это утверждение присуще не только отдельным представителям российского, но и зарубежного военного руководства. Но их доводы легко парируются тем, что, скажем, профессиональные организации существуют много лет в немецкой, датской или голландской армиях, однако никто не может упрекнуть их в том, что уровень состояния боеготовности этих армий от этого понизился.

Вернемся к международно-правовым актам на этот счет.

Прежде всего ст. 23 (§4) Всеобщей декларации прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., гласит: "Каждый имеет право образовывать и участвовать в объединениях по профессиональному признаку для защиты своих интересов". Можно привести и ст. 20 (§ 1), в которой записано: "1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций".

В 1976 г. вступил в силу Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах. Отметим ст. 8 Пакта: " 1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить: а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты, своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы, и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других…".

В пункте 2 данной статьи записано следующее: "Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства". Это положение вызвало в последующем оживленные дискуссии относительно масштаба и возможного объема его применения. Однако следует сразу же подчеркнуть, что речь идет о возможном ограничении, но не отмене данного права. По своей сути аналогичное положение было записано в ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах, который вступил в силу тоже в 1976 г. В ней, с одной стороны, подчеркивалось право каждого на свободу ассоциаций с другими, включая право создания профсоюзов и вступления в таковые для защиты своих интересов, а с другой — отмечалось, что она не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. Следовательно, вся дальнейшая дискуссия была сосредоточена на том, являются ли эти положения достаточными для того, чтобы запретить эти организации в вооруженных силах и полиции, либо же ограничения должны касаться отдельных аспектов их деятельности в связи со спецификой прохождения военной службы (например, забастовки и некоторые другие).

Международный (точнее, европейский) законодатель пошел по линии утверждения последнего. Рассмотрим некоторые из этих документов.

В статьях 5 и 6 Европейской Социальной Хартии, подписанной в 1961 г. и пересмотренной в 1996 г., указывалось, что все служащие имеют право на образование ассоциаций. В ст. 1 специально отмечалось, что правительства могут только ограничить это право, но не могут его отменять.

В 1984 г. по инициативе и при серьезной поддержке Европейской Организации Союзов Военнослужащих (о ней см. ниже) была принята Резолюция Европейского Парламента. В резолюции, в частности, отмечалось, что Европейский Парламент:

1. Обращается с призывом ко всем государствам — членам Европейского Сообщества предоставить своим военнослужащим в мирное время право на создание профессиональных союзов, вступление и активное участие в них для защиты своих социальных интересов.

2. Рекомендует, чтобы правовое законодательство отдельных государств было соответственно изменено с учетом соответствующих статей Всеобщей Декларации прав человека ООН, Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской Социальной Хартии.

3. Поручает Президенту направить резолюцию Совету и Собранию Министров Европейского Сообщества по вопросам политического сотрудничества, призывая их направить ее в соответствующие министерства и парламенты государств-членов с просьбой высказать свое мнение.

В связи с этим Президент ЕВРОМИЛа направил письмо премьер-министрам и председателям парламентов Франции, Великобритании, Италии, Греции, Ирландии (в них в тот период запрещалось создание профессиональных организаций военнослужащих), в котором отмечалось:

"Примеры вооруженных сил Бельгии, Дании, ФРГ, Люксембурга и Нидерландов показывают, что операционная готовность вооруженных сил не ослабляется фактом существования профессиональных ассоциаций, представляющих военнослужащих. Напротив, предоставление как можно больше гражданских свобод может привести к более сильной положительной мотивации со стороны военнослужащих, большей степени личной вовлеченности к военной службе и отсюда, в конечном итоге, к повышению боеготовности вооруженных сил".

Парламентская Ассамблея Совета Европы 30 июня 1988 г. приняла резолюцию №903 (1988) о праве на ассоциацию для членов профессионального состава вооруженных сил. Текст Резолюции, в частности, гласил: "Ассамблея… призывает все члены-государства Совета Европы — в случае, если они этого еще не сделали, — предоставить профессиональному составу вооруженных сил всех рангов право, при нормальных условиях, создавать, присоединяться и активно участвовать в особых ассоциациях, созданных для защиты их профессиональных интересов в рамках демократических институтов".

12 апреля 1989 г. Европейский Парламент принял Декларацию Основных прав, в которой решительно исключалась возможность использования правовых норм для запрета права на создание ассоциаций (ст. 11 и 26).

Поддержка права на создание профсоюзов для всех без исключения содержалась и в документах Организации за безопасность и сотрудничество в Европе. Это право было подчеркнуто на Копенгагенской Ассамблее по человеческому измерению 29 июня 1990 г. В ноябре 1990 г. была также принята Хартия ОВСЕ для новой Европы, в которой в очередной раз было зафиксировано данное право.

В 1994 г. в Будапеште проходило совещание на высшем уровне стран-участниц ОБСЕ. Была принята Будапештская Декларация, в которой мы выделим главу 4 "Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности". В ней отмечается, что военнослужащие не являются какой-то обособленной частью общества или стоящей над ним группой населения: "Государства будут содействовать интеграции своих вооруженных сил с гражданским обществом в качестве важного проявления демократии" (ст. 20); "Каждое государство-участник, предоставляя военнослужащему возможность осуществлять свои гражданские права, будет обеспечивать, чтобы его вооруженные силы как таковые сохраняли политический нейтралитет" (ст. 23); "Каждое государство-участник будет обеспечивать, чтобы личный состав военных и военизированных сил и сил безопасности мог пользоваться правами человека и основными свободами и осуществлять их, как они отражены в документах ОБСЕ и международном праве, согласно соответствующим конституционным и правовым положениям и требованиями службы" (ст. 32); "Государства-участники будут стремиться обеспечивать, чтобы обязательства, принятые в рамках настоящего кодекса, находили отражение в их соответствующих внутренних документах и процедурах, а также, в надлежащих случаях, в их документах правового характера" (ст. 41).

В 1995 г. на VIII конгрессе Европейской Конфедерации профсоюзов была принята Декларация "Занятость и Солидарность в сердце Европы", в ст. 24 которой отмечалось, что "свобода. на создание ассоциаций для всех трудящихся, включая военнослужащих, во всех странах, как и роль профсоюзов в качестве участников производственного процесса, и их компетентное участие в переговорах должны, быть признаны, и у силены,".

В ежегодном докладе относительно "соблюдения прав человека в Европейском сообществе в 1995 г." Европейский Парламент "еще раз настаивает, чтобы государства-члены и страны, заинтересованные во вступлении в Европейское Сообщество, ввели нормы по признанию права на ассоциацию в вооруженных силах как для призывников, так и кадровых военнослужащих".

Отметим, что доклад обращен не только к членам ЕС, но и к тем, кто собирается в него вступать; в нем упомянуты впервые все категории военнослужащих, включая призывников.

Интересно отметить, что доклад был составлен председателем партии "зеленых", предварительные переговоры с которой генеральный секретарь ЕВРОМИЛа охарактеризовал как "удивительно конструктивные" (они привели к формулированию вышеотмеченных положений).

Наконец, 24 июня 1999 г. представители профсоюзов сектора обороны, включающие гражданских лиц и военнослужащих Бельгии, Нидерландов, Австрии, Испании, Дании, Франции и Мальты, входящие в Европейскую Федерацию Общественных служащих (ЕВРОФЕДОП), на своем заседании потребовали, чтобы военному персоналу в сфере обороны Англии, Франции, Италии, Испании и Португалии было предоставлено основное право на ассоциацию, а также право переговоров относительно условий работы, как это принято в ряде скандинавских стран. Профсоюзы считали неприемлемым, что военнослужащие могут быть направлены на проведение операций по урегулированию кризисов, для восстановления демократических прав, когда они сами лишены этих прав.

Таким образом, изложение международных правовых актов всемирного или европейского масштаба с большой степенью убедительности доказывает не только легитимность, но и желательность признания права военнослужащих на ассоциацию с точки зрения мирового, в частности европейского, сообщества, членом которого является Россия.

Европейская Организация Союзов Военнослужащих

Европейская Организация Союзов Военнослужащих (ЕВРОМИЛ) была создана 13 сентября 1972 г. Целью этой, в то время западноевропейской, организации было сотрудничество в обмене опытом деятельности представителей военнослужащих в западноевропейских странах. Организация также выразила желание содействовать социальным и духовным условиям жизни военнослужащих и членов их семей. В период "холодной войны" и противостояния двух основных военных блоков положение военнослужащих в странах Варшавского договора исключалось из рассмотрения, поскольку с западной точки зрения эти страны не отвечали представлению о демократических государствах. Да и в тот период в СССР и восточноевропейских странах не существовало профессиональных организаций военнослужащих.

Следует отметить, что создание ЕВРОМИЛа шло трудным путем. Предстояло преодолеть национальную замкнутость, подчас неприкрытую неприязнь между военнослужащими отдельных стран.

Трудности создания ЕВРОМИЛа диктовались не только вопросами совместного сотрудничества офицеров и сержантов, хотя традиционная кастовость офицерского состава была довольно серьезным препятствием. Многие организации отличались по своему составу (только офицеры или только сержанты), по религиозным или идеологическим убеждениям. Кроме того, между ними имелись серьезные отличия и с точки зрения статуса и положения, которые они занимали в своих странах. Одни пользовались практически всеми правами профсоюзов (кроме права на забастовку), другие были более ограничены в своей деятельности. Наконец, в ряде стран разрешалось иметь профсоюзные организации только членов семей военнослужащих или отставников. Некоторые считали, что вообще военные по традиции должны лишь выполнять приказы, а приобретение прав профсоюзов могло привести к нежелательному ходу размышлений. Тем не менее подготовительная работа продолжалась и 13 сентября 1972 г. в г. Бергиш-Гладбах (Германия) представители 8 организаций из Бельгии, Германии, Дании, Италии и Нидерландов провозгласили создание ЕВРОМИЛа. Организации Швеции, Норвегии и Люксембурга участвовали в подготовительной работе, но не вошли в ЕВРОМИЛ. С самого начала своего существования ЕВРОМИЛ вел работу по двум основным направлениям: содействие признанию концепции, что военнослужащий — это гражданин страны в форме, и разработка социальных проблем вооруженных сил.

25 марта 1979 г. ЕВРОМИЛ был зарегистрирован в списке неправительственных организаций Совета Европы с особым статусом.

Мы не ставим своей задачей подробное изложение деятельности ЕВРОМИЛа. Остановимся лишь на основных моментах. Выше мы отмечали принятие европейскими организациями резолюций и постановлений с призывом предоставить военнослужащим право на создание профессиональных организаций. Большинство из них было принято по инициативе, при прямом содействии и поддержке ЕВРОМИЛа. Был установлен контакт с Европейской Организацией призывников. Следует особо отметить это событие, подчеркнуть "объединительный дух" ЕВРОМИЛа. Если трудно договориться офицерам с сержантами, то подчас пропасть гораздо глубже лежит в отношениях и самом статусе между профессиональными военными и призываемыми на военную службу на период от нескольких месяцев до нескольких лет (в зависимости от законов страны) молодыми людьми.

В 1987 г. в состав ЕВРОМИЛа был принят австрийский союз работников государственных служб (часть которого является союзом военнослужащих) — первая организация из страны, не входящей в НАТО. Тем самым ЕВРОМИЛ подчеркнул свой принцип, что социальные интересы военнослужащих и членов их семей "не привязаны к блокам".

В 1990 г. при активной поддержке и помощи ЕВРОМИЛа ирландские солдаты и сержанты получили право на собственную организацию, которая вступила в ЕВРОМИЛ. В ЕВРОМИЛ была принята и ассоциация профессиональных военнослужащих ГДР.

В последующие годы в ЕВРОМИЛ были приняты профсоюзы военнослужащих Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Словении, а в 1994 г. Независимый профсоюз военнослужащих России.

Согласно Уставу и Программе ЕВРОМИЛа она содействует утверждению основных прав и свобод во всех европейских странах, защите интересов своих членов; представляет их интересы в международных организациях и органах власти; поддерживает обмен опытом и дружеские отношения между организациями и их членами; содействует в рамках ОБСЕ процессу построения доверия на европейском уровне; сотрудничает с международными организациями и союзами. ЕВРОМИЛ решительно поддерживает право военнослужащих в мирное время на ассоциацию, является независимой от партийной политики организацией, выступающей за сотрудничество со всеми силами, в частности с гражданскими профсоюзами, стоящими на демократических принципах.

ЕВРОМИЛ поддерживает принцип, что военнослужащий — это гражданин в военной форме, который имеет в основном те же права и обязанности, что и любой другой гражданин; каждый военнослужащий признается как "работающий по найму в вооруженных силах". Военные должны жить по законам демократии, которую они защищают. Европейский военнослужащий ожидает от службы во имя мира того, чтобы она была признана общественностью, чтобы правительство всячески оказывало ему содействие, чтобы в случае сокращения персонала государство осуществляло реинтеграцию военнослужащих в гражданскую среду социально приемлемым способом.

ЕВРОМИЛ выступает за высокую учебную и профессиональную подготовку военнослужащих, которую следует дополнять гражданской специальностью, оплачиваемой государством. Социальная политика в отношении военнослужащих должна учитывать дополнительные нагрузки как самих военнослужащих, так и членов их семей (частые переводы к новому месту службы и связанные с этим неизбежные бытовые трудности, долгие часы дежурства, участие в военных операциях, в том числе по линии ООН, и иные проблемы).

ЕВРОМИЛ исходит из следующих принципов: поддержание независимости от любых религиозных и политических воззрений; невмешательство во внутренние дела ассоциаций-членов; невмешательство в порядок осуществления военной службы.

Органами ЕВРОМИЛа являются: Генеральная Ассамблея, созываемая каждые три года, Президиум, который состоит из членов исполкома и делегированных национальными организациями членов Президиума. Ассамблея избирает Президента, одного вице-президента, казначея и двух постоянных членов Исполкома.

В 1995 г. было принято важное решение о переносе штаб-квартиры ЕВРОМИЛа из Бонна в Брюссель в целях улучшения контактов с европейскими организациями и учреждениями, а немецкий контр-адмирал в отставке Ульрих Хундт был избран Генеральным секретарем ЕВРОМИЛа. Одним из направлений деятельности ЕВРОМИЛа стала кампания по ратификации Конвенции ООН "О защите персонала ООН и ассоциированного с ООН персонала". Конвенция определяла международно-правовой статус миротворческих сил ООН. Она была подписана в 1992 г., однако для ее вступления в силу была необходима ратификация по крайней мере 22 государств. Во многом благодаря содействию ЕВРОМИЛа конвенция вступила в силу в начале 1999 г., а ЕВРОМИЛ получил специальное благодарственное письмо от Генерального Секретаря ООН.

В 1996 г. ЕВРОМИЛ принимает заявление о европейском интеграционном процессе. Это было вызвано, в частности, тем, что в Совет Европы вступили Россия и целый ряд восточноевропейских государств. В заявлении отмечалось, что интеграция окажет свое влияние и на положение национальных вооруженных сил; что право военнослужащих на создание профессиональных организаций является важной частью этого процесса; что их создание и объединение в ЕВРОМИЛе может быть важным фактором в формировании обстановки доверия, сотрудничества и взаимопонимания среди всего военного персонала в Европе; что в условиях новой Европы военнослужащий должен рассматриваться как гражданин в форме.

1997 г. стал еще одной важной вехой в истории ЕВРОМИЛа. В год своего 25-летия ЕВРОМИЛ провел заседание Президиума в Москве. В своей речи президент ЕВРОМИЛа И. Ротболл сказал:

"Впервые в истории союзы военнослужащих собрались на заседание в стране СНГ. Это кардинальное событие, которое войдет в историю как блестящий пример того вклада, который граждане в форме вносят в развитие новой Европы, где понятия свободы, безопасности и дружбы являются не пустыми словами, а служат достижению реальных целей". Впервые в истории ЕВРОМИЛа в ходе заседания была принята декларация, в которой излагались принципы ЕВРОМИЛа, выражалась поддержка НПСВ, озабоченность существующими у российских военнослужащих проблемами и содержался призыв к Президенту, Парламенту и Правительству страны предпринять все возможные меры по улучшению их положения. Во время заседания был проведен открытый политический семинар по проблемам социального положения военнослужащих. В дискуссии приняли участие и российские офицеры, и члены Президиума. В ЕВРОМИЛ вступают новые организации, некоторые выходят из организации в силу ряда причин (в большинстве случаев финансового характера). В настоящее время в ЕВРОМИЛ входит 29 организаций военнослужащих из 17 европейских стран.

ЕВРОМИЛ обсуждает проблемы военнослужащих, не уходит от обсуждения и политических проблем. Характерно в этом отношении обсуждение вопроса о кризисе в Косово, которое состоялось на заседании Президиума ЕВРОМИЛа весной 1999 г. в Будапеште по инициативе НПСВ. Обсуждение проходило в духе сотрудничества, выступавшие подчеркивали свою озабоченность создавшимся положением и подчеркивали, что в очередной раз политические деятели оказались неспособными решить проблему путем переговоров, чья несостоятельность (или преднамеренность) создает кризисы, которые ложатся на плечи военных, и приводит как к потерям среди личного состава, так и к гибели мирного населения и разрушению страны. Был разработан документ, в который полностью вошла точка зрения НПСВ, а Президент был уполномочен отразить эту точку зрения в своих выступлениях и подчеркнуть настоятельную необходимость решения подобных конфликтов путем политического урегулирования.

Основная работа ЕВРОМИЛа проходит в его Комитетах. Два из них являются постоянными: Социальный Комитет (руководитель — представитель Австрии) сосредоточивает свое внимание на обмене опытом, сравнительном анализе проблем профессионального, финансового, социального и культурного характера.

Комитет по безопасности труда, охране здоровья военнослужащих ставит своей задачей обмен информацией в данной области с тем, чтобы в будущем выработать определенные стандарты, приемлемые для всех европейских стран. Комитет исходит из того, что труд военнослужащего и имеющийся риск для его здоровья и жизни должны адекватно приниматься во внимание. Сложность работы комитета определяется различиями в формулировках и подходах в национальных законодательствах отдельных стран. В Западной Европе существует многолетняя практика решения данной проблемы. В восточноевропейских странах в этом направлении делаются первые шаги. Европейская интеграция создает растущую потребность в информации и среди Европейского Союза.

Несколько комитетов создавались в связи с определенными задачами. Так, Комитет по Конвенции ООН "О защите персонала ООН и ассоциированного с ООН персонала" ставил своей задачей добиться того, чтобы конвенцию ратифицировали 22 государства и она вошла в силу. При этом ЕВРОМИЛ придерживается той точки зрения, что действия миротворческих вооруженных сил ООН должны основываться совершенно определенно на мандате ООН, что все участники миротворческих акций должны ратифицировать Конвенцию, что материальные и иные условия содержания миротворцев должны обговариваться с союзами военнослужащих каждой страны, что персонал, действующий под эгидой ООН, должен быть соответствующим образом подготовлен и что ООН должна признать неотъемлемое право военнослужащих на участие в мирное время в профессиональных союзах.

В настоящее время ЕВРОМИЛ концентрирует свои усилия на том, чтобы военнослужащие не были исключены из общего европейского производственного и трудового законодательства, что пока встречает сопротивление со стороны ряда политических деятелей Европы. ЕВРОМИЛ считает такое положение неприемлемым, и Исполком обратился к Европейскому Парламенту с просьбой разработать доклад "О положении с социальными правами военнослужащих в Европейском Союзе".

В своей деятельности ЕВРОМИЛ опирается на сотрудничество с Европейской Конфедерацией труда (ЕКТ). В феврале 1998 г. ЕВРОМИЛ и ЕКТ подписали соглашение о сотрудничестве.

По мнению представителей ЕКТ, "военнослужащие являются государственными служащими, которые не должны быть исключены из сферы европейского социального и производственного законодательства".

ЕВРОМИЛ в этой связи рассматривает вопрос о представлении иска в Европейский Суд Правосудия по поводу того, что военнослужащим не предоставлены такие же права, как и гражданским служащим.

В 2000 г. в Дании состоится Генеральная Ассамблея ЕВРОМИЛа, которая определит его задачи и цели на следующее столетие. ЕВРОМИЛ достойно встретил свое 25-летие как наиболее авторитетная и крупная всеобъемлющая организация военнослужащих всех званий и рангов на европейском континенте.

Помимо ЕВРОМИЛа существует еще несколько международных организаций военнослужащих, деятельность которых ограничена либо территориальным принципом, либо принадлежностью к определенным вооруженным силам.

К ним относятся Европейская Ассоциация призывников, Организация Северных офицеров, включающая в себя офицерские организации Скандинавии, Международная Ассоциация профсоюзов военнослужащих, стремящаяся распространить свою сферу деятельности в государствах-членах СНГ либо входивших ранее в состав СССР, Европейская федерация работников государственных учреждений (ЕВРОФЕДОП), в которую входят работники сферы обороны и ряд других.

В настоящее время профсоюзы военнослужащих имеются в большинстве европейских стран. Некоторые, например в Австрии, прямо входят в национальные профсоюзные объединения или являются членами национальных профсоюзных федераций (Норвегия, Финляндия, Дания), или выступают в качестве отдельных независимых организаций.

В целом ряде государств имеется несколько союзов военнослужащих в зависимости от воинского положения либо религиозной принадлежности военнослужащих, однако все более четко просматривается тенденция к объединениям этих организаций, что позволяет более весомо защищать интересы своих подопечных (например, образование единой организации в Швеции в 1996 г., принятие венгерским союзом официального статуса профсоюза и др.). Немаловажна и тенденция появления организаций военнослужащих в тех странах, где пока законодательство запрещает или не допускает создание союзов действующих военнослужащих. Создаются новые организации отставников, организации культурного характера, семей военнослужащих, которые, что также характерно, ставят вопрос о вступлении в ЕВРОМИЛ.

В своей основе деятельность европейских союзов военнослужащих складывается по следующим направлениям: представление социальных и профессиональных интересов военнослужащих перед законодательными и исполнительными органами страны, активное участие в работе совместных комиссий по обсуждению и выработке соответствующих решений, касающихся прав военнослужащих; создание различных институтов, направленных на выработку негосударственных дополнительных гарантий или преимуществ для военнослужащих (льготное страхование, система подготовки и переподготовки, коммерческие организации и т. д.); оказание персональной помощи в виде юридических консультаций или правовой защиты своим членам, информация по широкому кругу интересующих военнослужащих вопросов, предоставление льгот и скидок членам профсоюзов в ряде торговых фирм; проведение военно-патриотической деятельности как среди военнослужащих, так и среди населения. Деятельность союзов осуществляется на базе Основных законов страны и регулируется соглашениями с соответствующими министерствами и ведомствами.

Самым крупным и вместе с тем детально регламентированным в своей деятельности союзом военнослужащих в Европе является Немецкий Союз Федеральных вооруженных сил (СНФВС, или Союз Бундесвера), созданный в 1956 г. Впервые в немецкой военной истории военнослужащие создали демократическую организацию, представлявшую их интересы. В настоящее время Союз насчитывает до 250 тыс. членов.

Создание Союза отражало принципиальную установку на утверждение в новой немецкой армии принципа "внутреннего руководства", который в своей основе исходил из сознательного служения немецкого солдата, пользующегося, за исключением абсолютно необходимых с точки зрения Бундесвера ограничений, всеми правами граждан немецкого государства.

Конституционной основой и гарантией для СНФВС является Конституция (Основной Закон) страны (ст. 9), в которой предусматривается право всех немецких граждан объединяться в профессиональный союз для поддержки и защиты производственных и экономических условий. В Законе о военнослужащих отмечается, что положения ст. 9 Конституции в части пунктов 1 и 3, касающихся права военнослужащих на существование и создание союзов, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.

Согласно параграфу 2 Устава СНФВС представляет "общие духовные, социальные и профессиональные интересы как своих членов, так и членов их семей". СНФВС является всеобщей, непартийной, влиятельной организацией, которая представляет интересы всех военнослужащих, как находящихся на действительной службе, так и уволенных из вооруженных сил, а также членов их семей.

СНФВС является финансово и политически независимым от каких-либо властных структур и политических партий.

Федеральное правительство и Парламент при подготовки законов, затрагивающих интересы военнослужащих, их семей и иждивенцев, учитывают интересы СНФВС как влиятельной организации всех военнослужащих. Это положение закреплено в "Законе о военнослужащих".

Первичными организациями Союза являются образуемые в частях (начиная от батальонного уровня) воинские товарищества, которые объединяются в гарнизонные товарищества, несколько гарнизонных товариществ составляют районную организацию, которая в свою очередь входит в одно из четырех земельных товариществ (северное, южное, восточное и западное). Высшим органом является проводимое один раз в 4 года Общее собрание. Президентом Союза является полковник Бундесвера Бернхард Герц.

Основной задачей своей деятельности СНФВС, который выступает в качестве равного партнера Министерства обороны и командования Бундесвера, считает участие в заблаговременном планировании Федеральных вооруженных сил и его последствий для военнослужащих и сведение к минимуму многочисленных неудобств и тягот, с которыми сталкиваются военнослужащие.

Союз осуществляет активную работу в Федеральном парламенте, особенно в Комитетах по обороне и по внутренним делам, ведет активную работу с парламентскими фракциями как в центре, так и на уровне земель. Помимо штаб-квартиры в Бонне СНФВС имеет свое бюро в Брюсселе для представления интересов СНФВС в различных международных организациях европейского характера. Последняя редакция Устава и Программы Союза были приняты в 1997 г. В Программе говорится о подтверждении Союзом своей совместной ответственности за установление мира, по завершению внутреннего объединения Германии (Союз выступает за предоставление бывшим военнослужащим Народной армии ГДР равных условий с военнослужащими Бундесвера), за расширение взаимопонимания между народами и сотрудничества между армиями. Отмечая свою приверженность НАТО, Союз одновременно подчеркивает необходимость того, чтобы Германия была открыта и для других коллективных систем безопасности, особенно ОБСЕ. Союз требует всесторонней реализации программы "гражданина в форме", принимая ограничения в гражданских и социальных правах для военнослужащих только в том случае, если они необходимы для выполнения военной миссии или предусмотрены в Основном законе.

СНФВС требует осуществления социальной справедливости для всех военнослужащих и их семей, не признает ситуации, когда в результате требований временного характера военнослужащие рассматриваются как профессиональная группа людей, не требующих проявления специального социального обслуживания или внимания, а в других случаях — как группа, на которую возложена специальная социальная ответственность вплоть до принесения себя в жертву во имя общества. Подготовка и обучение военнослужащих должны проводиться с таким расчетом, чтобы полученные навыки можно было потом использовать в гражданских профессиях.

Важным направлением деятельности Союза является оказание правовой защиты, включающей как правовую консультацию, так и правовую защиту в судах, детальный порядок которой был принят на общем собрании Союза в 1997 г.

В целях поддержки своих членов Союз образовал три социальные организации: Общество содействия, которое предлагает членам союза широкий выбор услуг по страхованию и другим финансовым вопросам, Союз содействия для оказания помощи в групповой страховке в случае смерти и Благотворительное общество для оказания помощи нуждающимся военнослужащим и членам их семей.

В Союзе существует образовательное учреждение — Фонд имени Карла Теодора Молинари. Фонд является некоммерческой организацией и проводит самостоятельно и совместно с университетами и научно-исследовательскими институтами семинары и "круглые столы" в рамках общего, политического и профессионального образования.

Важным документом, определяющим порядок и характер деятельности Союза в войсках, является приказ министра обороны ФРГ "О сотрудничестве между Федеральными вооруженными силами, Немецким Союзом Федеральных вооруженных сил и отделением военнослужащих Союза работников государственных учреждений, транспорта и дорожного движения" от 24 ноября 1971 г. В приказе детально рассматриваются порядок и характер взаимоотношений и сотрудничества организаций Союза и командования на территории расположения воинских подразделений.

19 мая 1993 г. было подписано соглашение между Федеральным министром внутренних дел и СНФВС о включении Союза в процесс участия в выработке решений в соответствии с Федеральным законом о гражданских служащих наряду с представительными организациями ответственных союзов государственных служащих.

Союз завоевал признание и авторитет своими действиями, которые направлены как на поддержание боеготовности вооруженных сил, так и защиту прав военнослужащих, причем одно ни в какой мере не противоречит другому. Как заявил представитель Союза Шмидт на вышеупомянутом международном семинаре в Санкт-Петербурге: "У нас профсоюзы — это определенное видение совместного благосостояния государства и гражданина, а не оппозиция".

Союз поднимал важные вопросы, которые касались судеб немецких военнослужащих. Крупнейшей акцией Союза явился в сентябре 1999 г. митинг протеста почти пяти тысяч военнослужащих в форме против планов несбалансированного сокращения ассигнований на содержание Бундесвера. Позиция союза по существу совпадала в этом вопросе с позицией Министерства обороны. Авторитет Союза проявился как в массовости данного мероприятия, так и в том, что перед собравшимися выступил министр обороны ФРГ.

Значительный опыт работы накоплен и другими союзами военнослужащих стран Европы:

Бельгии, Португалии, Ирландии, Испании, Норвегии, Швеции. Например, в Нидерландах в 1998 г. отмечено столетие образования первого профессионального союза военнослужащих в стране; в Дании разработана удачная система страхования своих военнослужащих. Проходят период становления профсоюзы военнослужащих Болгарии, Венгрии, Латвии, Словакии, Словении, Чехии.

В США наряду с официальным запретом даже призывов к созданию профсоюзов в армии существует несколько сотен организаций военнослужащих от насчитывающих несколько десятков членов до таких крупных, как Ассоциация армии США, Ассоциация офицеров в отставке (около 400 тыс. членов) или Американский Легион.

Ассоциация офицеров в отставке, например, существует с 1929 г. Она является независимой некоммерческой организацией, действующей во имя интересов офицеров вооруженных сил США, как проходящих действительную службу, так и уволенных (почетно) из рядов вооруженных сил, а также членов их семей. Целью Ассоциации является также поддержка законодательства, содействующего прочной национальной обороне, проведение того, что мы бы назвали военно-патриотической работой ("внедрять и стимулировать любовь к стране и ее флагу"), оказание помощи детям военнослужащих в получении образования, предоставление прав и интересов своих членов, когда дело касается их службы. Ассоциация оказывает помощь своим членам в поиске работы, консультирует по вопросам прав и привилегий, полагающихся уходящим в отставку, помогает иждивенцам, предоставляет беспроцентные, в ряде случаев безвозвратные, займы для получения образования детьми военнослужащих, обеспечивает льготные адвокатские услуги, льготное страхование, значительные скидки при поездках, аренде автомобилей, бронировании мест в гостиницах, значительные скидки при глазных операциях и при покупке лекарств и другие услуги.

В 1995 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между НПСВ и СНФВС, в котором отмечалась необходимость обмена информацией и использования опыта работы обоих союзов, выработки совместных проектов в области социальных прав и гарантий военнослужащих, их обучение гражданским специальностям, а также содействия в социальной адаптации военнослужащих после увольнения из рядов вооруженных сил, расширения взаимного обмена специальными туристическими группами, поездок семей военнослужащих, взаимного делового сотрудничества. Ряд совместных проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Мурманске, Краснодаре уже осуществлен.

Опыт деятельности зарубежных союзов несомненно может представить для нас известный интерес.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Независимое военное обозрение. 1997. №33.

Опубликовано на Порталусе 23 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама