Рейтинг
Порталус

Политико-правовые аспекты судебной защиты прав военнослужащих

Дата публикации: 23 сентября 2004
Публикатор: maskaev
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Вопросы межд.права →
Номер публикации: №1095960297


АВТОР: И. Б. Цымбаренко

ИСТОЧНИК: журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" №9,2001


Общие подходы к охране и защите прав человека в современном Российском государстве нашли свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”. Ст. 46 Конституции РФ гарантирует право граждан на обращение с жалобой в суд на решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

С принятием 27 апреля 1993 г. Закона Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” фактически был создан соответствующий Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека принципиально новый правовой механизм, призванный обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан путем судопроизводства по жалобам и осуществления всеобъемлющего судебного контроля за деятельностью должностных лиц и органов управления1.

Военная реформа в Российской Федерации и демократизация военно-служебных отношений обусловили необходимость создания эффективной системы правовых гарантий реализации правового статуса военнослужащих, а также защиты их прав и свобод2.

Законодательное решение вопроса о порядке рассмотрения военными судами жалоб военнослужащих в случае ущемления их прав и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами позволяет обеспечить:

- гарантированную защиту конституционных и иных прав и свобод военнослужащих;

- равенство военнослужащих и органов военного управления и воинских должностных лиц перед законом и судом;

- реальную возможность военнослужащих влиять на деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц с целью обеспечения законности их деятельности.

Появление в сфере военно-служебных отношений судопроизводства, связанного с рассмотрением судами жалоб военнослужащих, определило его принципиальные отличия от конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Судопроизводство по жалобам военнослужащих является, по сути, новым видом судопроизводства, отражающим функции административной юстиции в условиях Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 118 Конституции РФ.

Значительное возрастание за последние годы объема рассматриваемых военными судами дел по жалобам военнослужащих, а также возникновение в связи с этим новых теоретических и практических вопросов обусловливает необходимость детальной разработки организационных и правовых вопросов деятельности военных судов при рассмотрении жалоб военнослужащих.

Отдельные вопросы, касающиеся судопроизводства по жалобам, нашли свое отражение в трудах видных военных ученых-юристов – представителей науки военного права: Н. Г. Артамонова, Х.М. Ахметшина, П.П. Гуреева, Г.И. Загорского, Г.Н. Колибаба, А.С. Кобликова, Н.И. Кузнецова, А.Е. Лунева, Н.А. Петухова, И.Ф. Побежимова, П.И. Романова, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова и других. Исследования этих ученых во многом основываются на понятии, структуре и особенностях правового статуса военнослужащих, специальному исследованию которых посвящена работа Н. В. Артамонова3.

Для понимания современного состояния и объективных тенденций развития, которые обусловливают особенности гражданского процессуального регулирования административных и, в частности, военно-административных правоотношений, связанных с механизмом реализации права военнослужащих на обращение с жалобой в суд, представляется целесообразным осветить исторический аспект развития этой части гражданского процессуального законодательства.

Возникшая во второй половине XIX в. как необходимый элемент правового государства, административная юстиция основывается на принципе разделения властей и призвана осуществлять судебный контроль за деятельностью органов управления, в том числе путем судебной защиты субъективных прав граждан по отношению к деятельности органов управления.

Характеризуя место и роль административного судопроизводства в России, профессор Н.М. Коркунов, в частности, писал: “Административно-судное дело имеется во всех тех случаях, когда дело идет о правомерности действий администрации и именно — о предоставлении, признании, лишении или осуществлении какого-нибудь права, не предоставленных по усмотрению администрации”4.

Обосновывая необходимость создания обособленной системы административных судов, он подчеркивал также, что “необходимость существования особых административных судов обусловлена тем, что ни устройство, ни порядок производства уголовных и гражданских судов не соответствует особенному характеру административных исков”5.

Подробную характеристику института административной юстиции в зарубежных государствах, а также в России дал в своей обстоятельной работе Д.М. Чечот. В частности, он подчеркивал, что административная юстиция как самостоятельный институт правового государства является одним из самых эффективных способов обеспечения законности в области государственного управления6 .

Идею создания обособленной системы административной юстиции в России в целях защиты прав граждан от произвола чиновников поддерживал и известный русский юрист С. А. Корф7 . В частности, им была выдвинута идея создания в дореволюционной России единой системы административной юстиции вместо раздробленных органов, осуществлявших ее отдельные функции.

Согласно законам 1869 и 1892 гг. функция высшего надзора за порядком управления и исполнения была возложена на Сенат. Этот надзор осуществляли три административных департамента в Сенате. В губерниях функции административного правосудия осуществляли возглавляемые губернатором смешанные присутствия (по земским и городским делам, по воинским делам и др. В уездах под руководством уездного предводителя также функционировали соответствующие присутствия, в том числе воинские.

В состав присутствий различного уровня входили представители административных ведомств, судебного ведомства, органов земского и городского самоуправления, предводитель дворянства. В некоторых случаях назначался непременный член присутствия, компетентный в сфере деятельности данного присутствия. В состав училищного совета входил представитель духовенства. В смешанных губернских присутствиях рассматривались споры, касавшиеся налогов, различных повинностей, а также дела о нарушении полицейских постановлений. Однако единой системы административной юстиции в России не было.

Позднее с учетом исторического опыта идею создания органов административной юстиции убедительно обосновывали и поддерживали видные ученые — профессора: М.Д. Загряцков8 , А.Я. Елистратов9 , В. Л. Кобалевский10 , А.Ф. Клейнман11 . Последний, в частности, предлагал создать административно-процессуальный кодекс, который регламентировал бы порядок осуществления правосудия по административным делам.

В дальнейшем идея установления судебного контроля за деятельностью администрации, расширения сферы этого контроля нашла свое отражение в работах видных ученых-юристов М. С. Строговича, П. Е. Недбайло, Ц. А. Ямпольской, К. С. Юдельсона, М. И. Пискотина.

Значительный теоретический вклад в развитие идеи административной юстиции внесли в своих работах, посвященных этой проблеме, Д. Н. Бахрах, В.В. Бойцова, А. Т. Боннер, Е.А. Лукашова, И.И. Лукашук, Г. И. Никеров, В. И. Ремнев, В.В. Сажина, М.С. Студеникина, Ю.А.Тихомиров Н.Ю. Хаманева, Д. М. Чечот и другие.

Активное участие в создании эффективного механизма защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих в сфере военно-служебных отношений принимали военные ученые- юристы Н.В. Артамонов, П.П. Гуреев, Н.И. Змиевский, Г.Н. Колибаба, А.С. Кобликов, Н.И. Кузнецов, А.Е. Лунев, Г.В. Орлов, Н.И. Павлов, И.Ф. Побежимов, П.И. Романов, Б.Ф. Старов, В.Г. Стрекозов, А.А. Тер-Акопов и ряд других. Н.В. Артамонов и Г.В. Орлов, например, предложили новую норму в проекте Закона СССР “О статусе военнослужащих”, закреплявшую право военнослужащих на жалобу в следующем виде: “Военнослужащий и члены его семьи в случае отказа в приеме или неудовлетворении жалобы по служебным вопросам в административном порядке могут обратиться для ее разрешения в военную прокуратуру или военный трибунал”12 . Предложения аналогичного характера были высказаны также В.А. Бобреневым и А.И. Мурановым.

Например, А.И. Муранов одним из первых предлагал расширить право военнослужащих на обжалование в суд и предоставить им возможность обжаловать случаи необоснованного лишение установленных для них льгот, необеспечения положенными видами довольствия, а также неприсвоения воинских званий и другие 13 . В.А. Бобренев обосновал предложение предоставить военнослужащим право обжаловать в военный суд некоторые дисциплинарные взыскания как по основаниям их наложения, так и по их строгости 14 .

Качественно новым этапом в развитии законодательной базы для совершенствования судебного контроля за соблюдением прав и свобод личности явилось принятие 27 апреля 1993 г. Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”15 , который явился новой основой для развития предусмотренного ст. 118 Конституции РФ административного вида судопроизводства.

В отличие от упомянутого союзного закона новый закон России расширил пределы судебного контроля, предусмотрев возможность обжалования нормативных актов, а также действий (бездействия) органов управления.

Впервые на уровне федерального законодательства решен вопрос о порядке рассмотрения военными судами и судами общей юрисдикции жалоб военнослужащих в случае ущемления их прав воинскими должностными лицами или органами военного управления.

О влиянии специфики и особенностей военно-административных правоотношений на характер административного судопроизводства в военных судах как способа судебной защиты прав и свобод военнослужащих, основанного на положениях ст. 118 Конституции РФ и Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, указывалось А. С. Безнасюком и И. Б. Цымбаренко16.

В ст. 6 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” порядок рассмотрения жалоб регламентирован в самом общем виде рамками неопределенной аналогии с правилами гражданского судопроизводства. Столь неопределенный характер этой нормы закона изначально не позволял судам достаточно четко определять процессуальный порядок при производстве по жалобам с учетом их особенностей, вытекающих из административно-правовой природы. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении № 10 от 21 декабря 1993 г. “О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан” дал разъяснения, касающиеся принципиальных вопросов порядка рассмотрения судами жалоб. Однако в постановлении, хотя и затронуты многие процедурные вопросы, не могли быть отражены ответы на все вопросы, возникающие в практике военных судов при разбирательстве дел по жалобам военнослужащих.

Ни в Законе РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, ни в Главе 241 ГПК РСФСР, ни в соответствующих разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 21 декабря 1993 г. “О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан” не определен с достаточной четкостью круг гражданских процессуальных норм как общего, так и специального характера, которые могут применяться и в каком объеме при рассмотрении судом жалобы военнослужащего. В частности, не определены вопросы о последствиях пропуска процессуальных сроков, вопросы применения при рассмотрении жалобы таких гражданских процессуальных норм, как изменение предмета иска (жалобы), заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска (требований) и другие. Такой подход к судопроизводству по жалобам при новизне судебной практики, но в отсутствие специального административно-процессуального регламента по делам о жалобах военнослужащих неизбежно породил в правоприменительной практике военных судов ряд спорных и неясных вопросов, которые имеют принципиальное значение.

Изучение практики рассмотрения военными судами жалоб на неправомерные действия (решения) воинских должностных лиц и органов военного управления, нарушающих права и свободы военнослужащих, не только свидетельствует о наличии серьезных затруднений и ошибок при разрешении этих дел, но также позволяет сделать вывод о том, что существует разный подход судов к разрешению некоторых вопросов применения материального и процессуального права.

В полной мере эти особенности выявила практика военных судов, на которые в соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 18 ноября 1992 г. “О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц” было возложено рассмотрение дел по жалобам военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц применительно к правилам, установленным на то время Законом СССР от 02 ноября 1989 г. “О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан”17 .

Примечательно, что ни в п. 2 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ, ни в других нормативных актах дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц не называются гражданскими делами.

Новизна и особенность судебной практики военных судов по рассмотрению такого рода дел определялись и определяются не только необходимостью применять правила гражданского судопроизводства с учетом неопределенных конкретно изъятий. В судопроизводстве по жалобам военнослужащих в полной мере проявляются существенные особенности, обусловленные спецификой военно-служебных отношений, связанных со статусом военнослужащих и, в частности, с существующим особым порядком обращения военнослужащего с жалобой к вышестоящему воинскому должностному лицу.

Принятый 27 апреля 1993 г. Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” прямо выделил в качестве особого субъекта военнослужащего, которому предоставлены, как и другим гражданам, неограниченные права на судебную защиту своих прав и свобод от любых незаконных действий или решений. С учетом особенностей правового статуса военнослужащего применительно к ст. 4 Закона в п. 3 Постановления № 10 Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. “О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан” оговорены процедурный порядок реализации военнослужащими своего права на обжалование в суд действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц.

Многие вопросы применения материального и процессуального права в судебной практике при рассмотрении жалоб военнослужащих были разъяснены Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 9 от 14 февраля 2000 г. “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих”.

Утверждение судебной власти в армии проявилось в закреплении ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ права военнослужащего обратиться в суд с жалобой на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

Рассматривая конструкцию и содержание ст. 109 и связанной с ней ст. 110 Дисциплинарного устава, следует учитывать, что “в условиях казармы устав практически единственный (из доступных) источников”, как верно указывал Н.В. Артамонов18 . Такое значение Устава для военнослужащих требует более четкой и простой конструкции ст. 109 и связанной с ней ст. 110 Дисциплинарного устава. Это обусловлено необходимостью четкого разделения права военнослужащего подать жалобу по административной линии (по команде), т. е. непосредственному начальнику того лица, действия которого обжалуются, а также права военнослужащего обратиться с жалобой в суд.

В части, касающейся права военнослужащего обратиться с жалобой в суд, в основном следует согласиться с предложенной В.Ю. Левченко редакцией ст. 109 Дисциплинарного устава о том, что “военнослужащий вправе также обратиться с жалобой в военный суд на неправомерные действия органов военного управления и должностных лиц и общественных объединений”19. Но, представляется, из нее следует исключить слова “и общественных объединений”, а в конце добавить фразу “нарушающих его права и свободы” для полного согласования всей этой формулировки с названием и содержанием Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, а также с ч. 2 ст. 21 Закона РФ “О статусе военнослужащих”.

Заслуживает внимания предложенное И.В. Холодковым дополнение к обсуждаемой части ст. 109 Дисциплинарного устава следующего содержания: “… в том числе органов военного управления и воинских должностных лиц — в военный суд”20 . Однако предложенная нами редакция с учетом упомянутых предложений по ст. 109 Дисциплинарного устава, сделанных В.Ю. Левченко, представляется более предпочтительной.

Следует обратить внимание, что в остальной части ст. 109 Дисциплинарного устава и в редакции, предложенной В.Ю. Левченко21, и в действующей редакции не говорится о праве военнослужащих на обращение с жалобой в какие-либо органы. Поэтому следует исключить из ст. 109 Дисциплинарного устава предложенную нами упомянутую выше формулировку в части, касающейся права военнослужащего на обращение с жалобой в военный суд на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц. Было бы логичнее эту формулировку с учетом нашей редакции включить как отдельную ч. 4 в ст. 110 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, в которой речь идет только о праве военнослужащих на обращение с жалобой на незаконные действия органов военного управления и воинских должностных лиц, обусловленные военно-служебными отношениями.

Такая конструкция и содержание ст. 109 и 110 Дисциплинарного устава были бы более логичны, внутренне согласованы и доступны для понимания.

Предложенная редакция ст. 109 и 110 Дисциплинарного устава, как представляется, более полно соответствовала бы конструктивной идее о том, что судебная деятельность по регулированию воинских правоотношений ни в коей мере не может и не должна быть противопоставлена единоначальной власти командира, и о том, что власть командира и военно-судебная власть должны быть четко сбалансированы22 .

Ранее специалисты военного права обращали внимание на нормы военного законодательства, определявшие некоторые особенности порядка рассмотрения жалоб военнослужащих сообразно со спецификой военной организации и службы для того, чтобы институт обжалования в условиях армии не пришел в противоречие с требованиями укрепления воинской дисциплины и принципом единоначалия23 .

Специфика судопроизводства по жалобам военнослужащих, во многом определяет организационно-методические особенности рассмотрения военными судами таких жалоб, связанных с вопросами, касающимися порядка образования, структуры, деятельности и полномочий органов военного управления. Эти вопросы подробно исследованы в работах таких ученых-юристов, как Г.Н. Колибаба, Н.И. Кузнецов, А.Е. Лунев, П.И. Романов, Б.Ф. Старов и др.24.

Правовая природа деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по осуществлению военного управления не оставляет сомнений в том, что эта деятельность отражает специфику осуществления власти в военной сфере и является составной частью федеральной исполнительной власти. Военное управление основано на общих принципах осуществления исполнительной власти, вместе с тем специфику содержания этой деятельности определяют такие основополагающие принципы, как полное единоначалие, последовательная централизация и строгая воинская дисциплина.

Для выполнения задач, связанных с вопросами обороны, органы военного управления и воинские должностные лица наделены соответствующими государственно-властными полномочиями административно-хозяйственного и организационно-распорядительного характера. Эти полномочия обеспечивают исполнение тех положений законодательных актов Российской Федерации, которые регламентируют основные вопросы жизнедеятельности Вооруженных Сил РФ.

С учетом правовой природы и содержания деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц есть все основания согласиться с мнением авторов, исследующих институт военного управления, которые с учетом изменений в действующем законодательстве предлагают именовать органы военного управления как “Федеральные военные органы, осуществляющие исполнительную власть в Вооруженных Силах РФ”, хотя такое название до настоящего времени не получило закрепления в законодательстве25 .

В практике военных судов ряда последних лет нашли свое отражение особенности регламентированной законами процедуры судопроизводства по жалобам военнослужащих, которые определила специфика деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц в сфере военного управления, и связанные с нею аспекты правового регулирования воинских правоотношений.

Одной из особенностей, определяющих специфику судопроизводства по жалобам военнослужащих, является то, что исполнительно-распорядительная деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц направлена на решение специфических задач в сфере военного управления, связанных с решением военно-административных вопросов. Это регламентируется законами или подзаконными актами, в которых наряду со спецификой решаемых задач определены права и обязанности соответствующих органов военного управления и воинских должностных лиц применительно к их компетенции.

Специфику судопроизводства по жалобам военнослужащих определяет и то обстоятельство, что исполнительно-распорядительная деятельность органов военного управления и воинских должностных лиц должна рассматриваться как единая совокупность его прав и обязанностей26.

Особенности деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц, обусловленные решением ими специфических задач в сфере военного управления, отражаются также в контрольных полномочиях судебных органов при осуществлении судопроизводства по жалобам военнослужащих. В то же время такие контрольные полномочия судебных органов выполняют самостоятельную и важную роль в системе способов обеспечения законности в области государственной власти и управления27 .

Особенности военно-административной природы жалоб военнослужащих, а также существенные изменения в гражданском праве, обусловившие соответствующие изменения в правилах искового производства, требуют углубленного анализа для вычленения тех норм или их частей, которые в соответствии со ст. 6 Закона “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” могут быть в порядке аналогии применены судами при производстве по жалобам, то есть в административном судопроизводстве. Это не способствует эффективной работе судов по осуществлению этого вида судопроизводства и требует отдельной процедурной регламентации, полностью соответствующей его административно-правовой природе.

Поэтому процедуру производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, целесообразно совершенствовать применительно к особенностям административного права, придавая целостность и завершенность отраслевого характера. Это позволяет говорить о необходимости выделения из ГПК норм, непосредственно регулирующих производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в том числе по жалобам на действия, нарушающие права и свободу граждан, определенную их трансформацию и последующее обособление путем включения в административно-процессуальный кодекс.

Важный вывод политико-правового характера о необходимости подготовки Административно-процессуального кодекса Российской Федерации для обеспечения поэтапной реформы органов юстиции и создания мощной и единой федеральной системы государственного контроля за деятельностью всех структур исполнительной власти нашел свое обоснование в материалах Общероссийского конгресса по правовой реформе в 1996 г. На этом представительном форуме применительно к вопросу о необходимости ускорить принятие Федерального закона о порядке рассмотрения и разрешения обращений, заявлений и жалоб граждан в органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления, отмечалось, что “следующим этапом этой работы могла бы стать подготовка Административно-процессуального кодекса Российской Федерации. Этот кодекс станет еще одной мощной линией защиты человека от чиновного произвола”28 .

Отличительной аббревиатурой такого кодекса могла бы стать, например, “АдПК РФ” (Административно-процессуальный кодекс Российской Федерации).

Создание Административно-процессуального кодекса, регламентирующего самостоятельную процедуру разрешения административно-правовых споров, в том числе по жалобам на действия, нарушающие права и свободу граждан, соответствует смыслу ст. 118 Конституции Российской Федерации о необходимости административного судопроизводства для осуществления судебной власти, а также является важной политико-правовой проблемой обеспечения гарантий демократических преобразований в Российском государстве.

Порядок административного судопроизводства должен основываться как на общих для судопроизводства принципах, так и на принципах, отражающих основные положения данной отрасли права, ее специфику и содержание.

Это вполне закономерно, поскольку в теории права, как отмечал С.С. Алексеев, “под принципами понимаются выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы — то, что пронизывает право, выявляет его содержание. В принципах как бы кристаллизуются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы”29 .

Институт административной юстиции следует понимать как упорядоченную систему контроля, в том числе и судебного, за действиями административных органов и их должностных лиц по отношению к гражданам, в том числе военнослужащим. Наличие и развитие такой системы имеет важное политико-правовое значение, поскольку является необходимым условием становления и развития правового государства.

В условиях осуществления глубоких экономических и политических преобразований, проведения военной реформы и обновления действующего законодательства, касающегося правовой и социальной защищенности военнослужащих как граждан с особым правовым статусом, состоящих на федеральной государственной службе особого вида, право военнослужащих на обращение с жалобой в суд для защиты установленных и гарантированных государством прав, свобод, льгот и преимуществ играет важную роль для обеспечения законности в военном управлении, боеготовности войск и укрепления воинской дисциплины. Тем самым обусловливается эффективность функционирования Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации как политического инструмента для обеспечения безопасности, независимости и целостности Российского государства.


--------------------------------------------------------------------------------

1 См.: Лебедев В. М. Судебная власть на защите конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность в уголовном процессе. Автореферат канд. дисс. М., 1998; Петухов Н.А. Судебная власть и ее осуществление в Вооруженных Силах. Автореферат канд. дисс. М., 1998.

2 См.: Мигачев Ю. И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. 1997. № 10. С.73.

3 См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: ВКИ, 1984. С.9.

4 См.: Коркунов Н.М. Очерк теории административной юстиции//Журнал Гражданского и Уголовного права, 1885. № 8. С. 107.

5 См.: Коркунов Н.М. Русское государственное право. Изд. 3. СПб., 1899. С. 497-498.

6 См.: Чечот Д. М. Административная юстиция (теоретические проблемы). Л., 1973.

7 См.: Корф С. А. Административная юстиция в России. Т.1 и 2. СПб.,1910.

8 См.: Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы. М., 1925.

9 См.: Елистратов А.Я. Об утверждении законности в советском строительстве // Советское право. 1992. № 1. С. 130.

10 См.: Кобалевский В.Л. Административная юстиция в положительном советском праве // Вестник советской юстиции. 1923. № 7.

11 См.: Клейнман А.Ф. “Вопросы гражданского процесса в связи с судебной практикой” и “К разработке проекта Гражданского процессуального кодекса СССР”// Социалистическая законность. 1946. № 9, 11.

12 См.: Артамонов Н.В., Орлов Г.В. Проблемы правового статуса военнослужащих в СССР // Советское государство и право. 1990. № 11. С. 50.

13 См.: Муранов А.И. Военнослужащие нуждаются в правой защите. // Социалистическая законность. 1990. № 2. С. 11.

14 См.: Бобренев В.А. Правовое положение офицера. // Военная мысль. 1991. № 7. С. 69.

15 См.: Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

16 Безнасюк А. С., Цымбаренко И. Б. Административная юстиция в военных судах Российской Федерации. // Военная юстиция. 1998. № 1—3.

17 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1989. № 22. Ст. 416.

18 См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих. Автореферат докт. дисс. М., 1986. С. 179–180.

19 См.: Левченко В.Ю. Судебный контроль в сфере военного управления. Автореферат канд. дисс. М., 1998. С. 89.

20 См.: Холодков И.В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации. Автореферат канд. дисс. М., 1998. С.190.

21 См.: Левченко В.Ю. Указ. соч. С. 89.

22 См.: Петухов Н.А. Правосудие в Вооруженных Силах. // Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 7. С. 17.

23 См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих. С.132.

24 См.: Колибаба Г.Н. Правовые основы советской военной службы: Дисс... канд. юр. наук. М., 1955; Кузнецов Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах: Дисс. ... докт. юр. наук. М.; 1981; Лунев А.Е. Комплектование Вооруженных Сил: Дисс. ... канд. юр. наук. М., 1941; Романов П.И. Правовые отношения в советском военном управлении: Дисс. ... канд. юр. наук. М., 1953; Старов Б.Ф. Обеспечение боеготовности Вооруженных Сил РФ средствами прокурорского надзора: Дисс. ... докт. юр. наук. М., 1993.

25 См.: Бортенев А.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации. Дисс. ... канд. юр. наук. М., 1996. С. 155.

26 См.: Кузнецов Н.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации// Военное право. М., 1996. С. 73.

27 См.: Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1974. С. 156; Кузнецов Н.И. Организационно-правовые проблемы контрольной деятельности в Вооруженных Силах СССР. Дисс. …докт. юр. наук. М., 1981. С.35.

28 См.: Общероссийский конгресс по правовой реформе. // Российская юстиция. 1996. № 5. С.4.

29 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. I. Свердловск. 1972, С. 102—103.

Опубликовано на Порталусе 23 сентября 2004 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама