Рейтинг
Порталус

Деятельность органов государственной власти в урегулировании межнациональных противоречий в Республике Дагестан.

Дата публикации: 24 июля 2006
Автор(ы): К.Г. Гусаева
Публикатор: Гусаева Каринэ Гамидовна
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Госуд. управление →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1153739434


К.Г. Гусаева, (c)

АВТОР: К.Г. Гусаева

Деятельность органов государственной власти в урегулировании межнациональных противоречий в Республике Дагестан. (Статья выполнена в рамках гранта РФФИ «Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана» № 06-06-96604)

Социально-экономические перемены в обществе, происходящие в последнее время, всколыхнули и подняли на уровень политической активности широкие слои населения. Это обусловлено тем, что в Дагестане сложилась очень непростая ситуация: в результате распада СССР и преобразования бывших союзных республик в независимые государства возникла качественно новая и очень сложная геополитическая обстановка, Дагестан практически оказался в блокаде военных событий на Кавказе.
Хотя многими сторонами жизнедеятельности Дагестан связан и граничит с Чечней, Азербайджаном, Грузией, другими "горячими точками" Кавказа, народы, общественность и руководство республики удерживают себя от втягивания в военно-конфликтные ситуации. Война в Чечне превратила пограничные села Дагестана в зону боевых действий, обострило и без того тяжелую экономическую и общественно-политическую ситуацию в Республике. Транспортная и энергетическая блокада Республики стала фактором торможения ее экономического развития. Дагестан превратился в зону неблагоприятного развития предпринимательства и рыночных отношений.
Народы Дагестана остро и болезненно воспринимают разрушение основ экономики, системы сельского хозяйства, промышленности, резкое имущественное расслоение, заметную поляризацию в уровне доходов населения, возникновение межнациональных и социальных конфликтов, массовой безработицы. Сложившаяся ситуация осложняется тем, что федеральный центр до сих пор не выработал гибкую социально-экономическую, национальную политику, направленную на Северном Кавказе. Нельзя не согласиться с мнением Ф.Ю. Албаковой, считающей, что «острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов» .
Северный Кавказ в целом и Дагестан в частности оказались эпицентром межнациональных конфликтов в России после распада СССР. В этом регионе в эпоху перестройки и постсоветский период актуализировались многие латентные конфликты, два из которых - осетино-ингушский и чеченский - перешли в фазу вооруженных столкновений.
Обострение межнациональных конфликтов стало частью дезинтеграционных процессов охвативших Советский Союз в конце 1980-х - начале 90-х годов. Причины, обусловившие эскалацию межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР, проявились в полной мере на Северном Кавказе, при этом в регионе действовал, по мнению Н.П. Свенцицкой, действует ряд факторов :
во-первых, это наиболее тяжелое на всей территории России наследие национально-территориальных переделов. Нигде более в пределах нынешней России не было осуществлено такого большого количества изменений в национально-территориальном устройстве, как на Северном Кавказе, причем эти изменения осуществлялись как в горизонтальном срезе (изменение границ), так и в вертикальном (изменение статуса национально-территориальных образований);
во-вторых, это тяжелое историческое наследие, связанное с депортацией народов во время Великой Отечественной войны. С Северного Кавказа было выселено четыре автохтонных этноса;
в-третьих, это менталитет горских народов Северного Кавказа. Ориентация на "разрешение" конфликтов с помощью оружия, культ оружия и силы, обусловленные историко-географическими особенностями региона, сформировали у народов Кавказа специфическую культуру конфликта, в которой силовой исход является приоритетным.
Иногда поспешные политико-правовые решения осложняют обстановку. К примеру, межнациональная проблема разделенного лезгинского народа еще больше обострилась после принятия законодательных актов относительно жесткого пограничного режима между Россией и Азербайджаном; поспешное, без должной проработки и учета региональных особенностей и без разработки механизма исполнения принятие крайне необходимых мер и законов в отношении разделенных и о реабилитации репрессированных народов, в том числе и реабилитации и военизации казачества затормозило решение этих проблем, оказав тем самым отрицательное воздействие на обстановку в республике и др.
Все это основательно расшатывает общественную жизнь, тормозит решение жизненно важных проблем Республики Дагестан. Гарантом же в преодолении этих трудностей, могут выступать только дагестанцы, государственные структуры, верующие, религиозные организации, партии, национальные движения. Только устойчивое развитие, без очередных потрясений может привести Дагестан и Россию к разрешению нынешних и потенциальных противоречий в национальной, этнополитической и религиозной сферах.
Общественно-политические, социально-экономические процессы, происходящие в последние годы в стране и на Кавказе, особенности геополитического положения, в котором оказался Дагестан, выдвинули на передний план проблему обеспечения безопасности республики. Народы республики оказались перед необходимостью оказать активное противодействие многочисленным попыткам отдельных деструктивных сил внутри республики и за ее пределами, в первую очередь сторонников политического и религиозного экстремизма использовать временные трудности для дестабилизации обстановки, вмешательства во внутренние дела .
В августе-сентябре 1999 года многочисленные отряды бандитских формирований с территории Чеченской Республики совершили вооруженное вторжение в пределы Республики Дагестан. Народы Дагестана совместно с Российской Армией встали на защиту конституционного строя, независимости и суверенитета Дагестана. Но указанные события показали, что вооруженный сепаратизм и религиозный экстремизм в этом регионе пользуется поддержкой различных внешних сил, стремящихся к новому раунду дезинтеграции постсоветского пространства и расширению собственных глобальных и региональных влияний. Одни хотят "досамоопределения" России, другие - расширения границ исламского экстремизма.
Поверхностный и просепаратистский характер носят некоторые официальные документы Европейского парламента, в частности резолюции о вооруженном конфликте в Дагестане от 16 сентября 1999 г. и о войне в Чечне от 7 октября 1999 г. Подобная позиция явно не способствует предотвращению конфликтов в Дагестане и на Северном Кавказе и поощряет международный терроризм.
Специфика современного дагестанского политического процесса состоит в том, что он развертывается в полиэтническом, поликонфессиональном, межкультурном, межцивилизационном (поскольку Дагестан - ворота между Севером и Ближним Востоком) пространстве.
"Суперполинациональность населения, размещенного на небольшой территории, и в условиях крайне многочисленных перекрещиваний, образует одну из основных особенностей Дагестана, - пишут А.Г. Агаев и Р.М. Магомедов.- В нем содержится и сложный клубок межнациональных отношений. Большая численность народов, их многообразие и разнообразие по этническому происхождению, религии, языку, разделенность их по этнографическим и локально-культурным группам, обычаям и обрядам, местам выхода и индивидуальным способам встречи друг с другом в разных долинах и ущельях создали такой переплет их взаимодействий, что описание и объяснение их в полной мере - задача трудно осуществимая" .
Как уже нами отмечалось, в Республике Дагестан в 90-х годах возник ряд острых конфликтов: длительное противостояние аварцев и чеченцев в сел. Ленинаул с образованием палаточного поселка на почве территориальных претензий (1991 год, в регионе было объявлено чрезвычайное положение), противостояние между кумыками и даргинцами в сел. Костек на почве землепользования (1992 год, в селе было объявлено чрезвычайное положение), длительная забастовка кумыкского населения в Хасавюртовской зоне с требованием отставки руководства правоохранительных органов, кумыкских женщин на центральной площади г.Махачкалы.
Опасные конфликтные ситуации имели место в г.Дербенте между лезгинами и азербайджанцами, в г.Кизляре между казаками и национальными движениями горцев, в г. Кизилюрте между аварским национальным движением и правоохранительными органами. В результате спада производства и давления криминальных элементов заметно возрос отток русских из республики .
Основными проблемами в отношениях между национальностями республики являются взаимные территориальные притязания (при общем дефиците земельных площадей), особенно в связи с необходимостью решения проблем репрессированных в 1944 году чеченцев-акинцев, вопросов о разделенных лезгинского и ногайского народов, а также связанные с переселением этнических аварцев из Кварельского района Грузии и т.д. Очевидно, к этому ряду относятся вопросы, связанные с процессом возрождения казачества, оттоком русскоязычного населения из республики.
Еще 26 апреля 1991 года Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому реабилитируются все репрессированные народы РСФСР и признаются незаконными и преступными репрессивные акты против них. III съезд народных депутатов Дагестана принял Постановление "О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов ДАССР и реализации Закона "О реабилитации репрессированных народов", признавая репрессированным народом Дагестанской АССР чеченцев-акинцев, и принял решение о восстановлении Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, входивших в состав этого района. Съезд признал утратившими силу все акты республиканских и местных органов, принятые во исполнение решений Правительства СССР и РСФСР, послуживших основой для насильственного переселения чеченцев-акинцев и ограничения их прав после возвращения из мест выселения; осудил акт насильственного переселения в 1944 году граждан лакской, аварской и других национальностей на земли репрессированных народов . В целях полной реабилитации чеченцев-акинцев съезд установил переходный период для решения следующих практических вопросов:
- восстановление Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, входивших в его состав, в соответствии с действующим законодательством (1991-1992 гг.);
- переселение лакского населения Новолакского района на новое местожительство и возвращение желающих чеченцев-акинцев в места прежнего проживания (1991-1996 гг.);
- определение порядка, размера и механизма возмещения ущерба, причиненного репрессированным и насильственно переселенным народам и отдельным гражданам со стороны государства.
Однако, следует отметить, что из-за отсутствия финансовых средств, четкого правового механизма урегулирования межнациональных споров, из-за отсутствия Закона о депортированных народах и ухудшения экономической ситуации в республике, решение вопроса территориальной реабилитации чеченцев-акинцев затянулось до настоящего времени. Строительство поселков для переселенцев ведется крайне медленными темпами. Для построения сел лакцам, куда они должны переселиться, нужно время, и намного больше, чем было предусмотрено решением III съезда Народных депутатов ДССР. Требование лакской стороны сохранить государственную структуру Новолакского района до окончания переселения жителей, переименования района до переселения 50% населения представляется обоснованным. Нельзя усматривать какую-то крамолу и в том, что администрация Новолакского района связывает полное восстановление Ауховского района с завершением строительства сел для лакского населения.
Существование проблемы разделенности лезгинского, аварского и цахурского народов было официально признано на сессии Верховного Совета Республики Дагестан, состоявшейся 31 июля 1992 года, после чего усилия органов государственной власти были направлены на поиск оптимальных путей выхода из создавшегося положения. На III съезде народных депутатов ДАССР, проходившем в июле 1991 года, была организована рабочая группа по изучению национально-культурных запросов лезгинского, аварского населения и представителей других народностей Дагестана, проживающих в Азербайджане. В г. Баку 2 июля 1991 года с официальным визитом направилась делегация Верховного Совета Дагестана, которая встретилась с Председателем Верховного Совета Азербайджанской Республики. В результате обсуждения вопросов, связанных с дальнейшим развитием двусторонних отношений, был подписан протокол о совместных мероприятиях по обеспечению гарантий неуклонного и последовательного соблюдения конституционных прав и национально-культурных запросов лезгинского, аварского насе¬ления, представителей других народностей Дагестана, проживающих в Азербайджане, и азербайджанцев, проживающих в Дагестане, с самого начала переговорного процесса обе стороны отказались от территориальных притязаний.
Следует отметить, что в 1992-1993 гг., после того как Азербайджан отказался присоединиться к СНГ и воспротивился заключению соглашения об охране войсками Российской Федерации азербайджано-иранской границы (это было предварительное условие Москвы "прозрачности" азербайджано-дагестанской границы), появились опасения, что граница Дагестана с Азербайджаном станет реальной государственной границей, что означало приостановление свободного передвижения разделенных народов: лезгин, аварцев и цахуров, которые проживают по обе стороны границы.
В целях поддержки разделенных народов Правительством России в апреле 1998 года был принят «План мероприятий по этнокультурной поддержке диаспоры народов Дагестана в Азербайджанской Республике и азербайджанской диаспоры в Республике Дагестан». Однако в связи с отсутствием механизма его реализации и источников финансирования, в частности, из Фонда национально-культурного возрождения народов России, как предусматривалось изначально, федеральные министерства и ведомства практически отказываются его выполнять. В настоящее время Государственным Советом и Правительством Республики Дагестан предпринимаются новые практические шаги по достижению с азербайджанской стороной взаимопонимания в решении проблем разделенных лезгинского, аварского и цахурского народов, а также азербайджанцев Дагестана. Однако, по большому счету решение проблем разделенных народов, жесткость или прозрачность режима практически действующей государственной границы на юге Дагестана в определяющей степени зависит от общего характера взаимоотношений между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. К сожалению, во взаимоотношениях этих двух соседних государств пока, как показывает практика, много еще неопределенного, особенно в вопросах геополитики в Кавказском регионе.
Несколько иной подход органов государственной власти наблюдается в решении проблем разделенного ногайского народа, которые имеют статус внутригосударственных вопросов: ногайский народ разделяют административные границы субъектов Российской Федерации, а не государственная граница. Потому можно сказать, что национальное самочувствие ногайцев в Дагестане более или менее удовлетворительное. В Республике Дагестан создано два ногайских избирательных округа, по которым избраны депутаты в Народное Собрание Республики Дагестан. Один член Госсовета Республики Дагестан, а также главы администрации Ногайского и Бабаюртовского районов являются ногайцами. Разработана и функционирует Федеральная целевая программа "Возрождение и развитие тюркских народов Российской Федерации". В министерстве по делам Федерации и национальностей Российской Федерации 2 июля 1999 года состоялось совещание по вопросу доработки вышеуказанной Программы и создания Консультативного Совета по проблемам тюркских народов России. В план мероприятий по реализации Программы включены пункты, предусматривающие решение проблем ногайского народа в области образования, а именно:
- открытие ногайского отделения в Дагестанском Государственном Университете;
- открытие ногайской школы искусства в Дагестане.
Здесь следует отметить, что в ногайском районе школа искусства открыта и работает уже несколько лет, несмотря на то, что она практически не финансируется.
Острым остается вопрос подготовки кадров ногайской национальности для работы в отраслях народного хозяйства республики, а также в органах государственной власти и управления. В частности, ногайцы недостаточно представлены в органах управления: при удельном весе ногайцев 1,6% по республике в составе руководителей и их заместителей в органах государственной власти и управления и других республиканских организациях Республики Дагестан их всего 0,2% . В последнее время наблюдается отток кадров ногайской национальности из традиционных для них рыбных промыслов, других отраслей народного хозяйства.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что решение проблем ногайского народа во многом связано с общественно-политической и социально-экономической ситуацией на севере республики, что осложняется с неразрешенными проблемами русского населения.
Обстановка в республиках Северного Кавказа в отношении русского населения характеризуется различным уровнем дискриминации, «выдавливанием» русских, их слабой защищенностью органами государственной власти. Так же продолжается отток русских из республик, причем миграция русского населения из республик Северного Кавказа имеет в своей основе не экономический, а этнический характер и вызвана дискриминацией, правовой и социальной незащищенностью, а порой и угрозой своей безопасности и родных. Дискриминационные нормы в отношении русских нередко закрепляются и в нормативных актах республик (например, в связи с «владением государственным языком») .
У большинства русских, фактически бежавших из Чеченской Республики, нет возможности получить помощь государства, потому что действие Постановления Правительства «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» №510 от 30.04.97 г. распространяется лишь на граждан, выехавших исключительно в период вооруженного конфликта 1994— 1996 гг. После Чеченской Республики по сложности ситуации с русским населением следует Республика Дагестан. В результате сложившейся в республике клановости, произошедшей фактически этнизации власти, развития коррупции и национального протекционизма русские лишены своей управленческой элиты, им затруднен доступ к получению высшего образования или в экономически выгодные сферы деятельности. В органах государственной власти и управления, республиканских организациях Дагестана удельный вес русских незначителен.
Справедливо отметить, что органы государственной власти и управления республики, рассматривая проблему по недопущению вынужденного оттока русскоязычного населения как важнейшее направление практической деятельности, предпринимают определенные меры для снятия ее остроты.
Для создания и совершенствования системы мер по предотвращению вынужденного оттока русскоязычного населения за пределы республики, согласно распоряжению Правительства "Республики Дагестан от 21 декабря 1993 года за N565-p была создана Правительственная Комиссия Республики Дагестан по проблемам русскоязычного населения. Разработанные этой Комиссией мероприятия по предупреждению массового оттока из республики лиц этих национальностей утверждены Постановлением Совета Министров РД от 24 января 1994 года за N17 "О мероприятиях Совета Министров Республики Дагестан по предупреждению оттока лиц русской национальности за пределы республики". Для решения вопросов, возникающих в этой связи, такие же комиссии созданы и в администрациях городов и районов Республики Дагестан.
В рамках намеченных Правительством республики мероприятий по решению проблемы по инициативе Комиссии и Министерства по делам национальностей и внешним связям Республики Дагестан в апреле 1994 года была проведена научно-практическая конференция "Проблемы русского и русскоязычного населения Республики Дагестан", по итогам которой было принято обращение к руководителям общественных, политических, религиозных организаций, национальных движений как в Дагестане, так и в регионах Северного Кавказа, с призывом проявлять сдержанность в публичных выступлениях, затрагивающих национальные вопросы.
Было усилено внимание органов власти к рассмотрению жалоб, заявлений русского населения и организации их приема. Все это позволило несколько снизить отток русских из республики. Наметилась определенная тенденция к улучшению положения дел в гг.Махачкале, Дербенте и Кизлярском регионе .
Вместе с тем кардинально изменить ситуацию по данной проблеме до настоящего времени не удалось. Прежде всего это связано с экономической нестабильностью в республике, конверсией оборонных отраслей, в которых преимущественно работали русские, и, как следствие, с ростом уровня безработицы (6,8 %). Усилению миграционных настроений в русскоязычной среде способствовали также и военные действия в соседней Чеченской Республике.
Обсудив сложившуюся ситуацию на своем заседании. Государственный Совет Республики Дагестан принял Постановление от 26 июня 1995 года за N59 "О состоянии и мерах по стабилизации миграционного процесса русскоязычного населения в республике", в соответствии с которым признал работу органов государственной власти и управления Республики Дагестан по предотвращению вынужденной миграции русскоязычного населения из республики недостаточной и не отвечающей требованиям государственной политики республики по созданию благоприятных условий для свободного развития всех дагестанцев, сохранению гражданского мира и согласия в республике. В Постановлении было отмечено, что правоохранительные органы Дагестана не принимают решительные меры по пресечению проявлений беззакония в вопросах защиты жилищных и иных интересов русскоязычного населения, а также то, что в работе администраций городов и районов республики по месту компактного проживания данной категории населения, министерств и ведомств имеются существенные недостатки по проведению профилактических мероприятий, направленных на снижение вынужденного оттока русскоязычного населения, отсутствует активная разъяснительная работа в трудовых коллективах и по месту жительства. В связи с этим Правительству Республики Дагестан было поручено принять дополнительные меры по предотвращению вынужденного выезда русских из республики. Тем не менее, принимаемые органами власти республики меры по стабилизации положения русского населения не находят достаточной практической реализации и являются малоэффективными в условиях экономического и политического кризиса в регионе.
Для разрешения межэтнических противоречий и согласования спорных межнациональных проблем в городах и районах с многонациональным составом создаются согласительные комиссии из авторитетных граждан – представителей местных органов самоуправления, общественно- политических организаций, религиозных общин, Советов старейшин. В 2002 году было принято распоряжение Правительства РД и Программа подготовки и проведения «Республиканского совещания глав сельских и поселковых администраций Республики Дагестан», в которой немаловажное значение занимает проблема стабилизации межнациональных отношений посредством органов местного самоуправления.
К сожалению, общее состояние межнациональных отношений в республике не всегда и не в полной мере зависит от усилий республиканских и местных органов власти. Они в определенной степени зависят и от национальной политики федеральных органов власти, особенно на Северном Кавказе. Дело в том, что Северный Кавказ, являясь одним из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, в 90-е годы обрел новое геополитическое положение, в результате чего к его богатым недрам и стратегическому положению проявляется особый интерес со стороны ведущих мировых держав. Практические шаги, осуществляемые в этом регионе различными государствами в своих интересах, привели к резкому обострению этнополитической ситуации.
Лишь только с большим сожалением можно констатировать тот факт, что именно в 90-е годы, в период усиления межнациональных конфликтов на Северном Кавказе, у федеральных органов власти не оказалось целенаправленной и эффективной национальной политики в этом регионе. Меры, принимаемые федеральным центром, не разрешили такие злободневные проблемы как чеченская, осетино-ингушская, репрессированных, депортированных и разделенных народов, проникновение религиозного экстремизма и другие. Все это в известной степени усложнило работу органов государственной власти республики по регулированию межнациональных отношений. Но нельзя забывать, что роль государственно-правовой политики в области межнациональных отношений определяется консолидирующим фактором в обществе. Особенно важное значение имеет выработка идеологии межнациональных отношений как ценностной основы стратегии регулирования данной сферы. Когда определена стратегия и на региональном уровне, учитывающая специфику регионов, на первый план как раз и выдвигается координирующая роль государственных органов власти в реализации национальной политики. Иначе сложно добиться воплощения общегосударственной линии и региональных подходов в данной области, равно как и эффективного взаимодействия органов государственной власти и многочисленных структур гражданского общества, обеспечения стабильности, межнационального мира и согласия.

1. Албакова Ф. Современные проблемы национально-этнического сознания на Северном Кавказе. //Центральная Азия и Кавказ. (Стокгольм), № 1(7) 2000.
2. Свенцицкая Н.П. Роль средств массовой информации в урегулировании межнациональных конфликтов на Северном Кавказе (социологический анализ).- Автореф. дисс. ...к.с.н.-М.,2000.-С.9.
3. Муслимов С.Ш. Диалог мировоззрений - путь к межконфессиональной толерантности// Толерантность как социокультурный феномен.-Махачкала, 2002. С.17.
4. Магомедов А. А. Становление Дагестана завтрашнего: самоузна¬вание, опасности и шансы. Махачкала. 1997. С. 66.
5. Агаев А. Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала. 1995. С. 20
6. См.: Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. Москва. 1998. С. 197.
7. Сб. Республика Дагестан: Современные проблемы национальных отношений. Махачкала. 1992. С. 19.
8. См.: Рамазанов Т.Б. Межнациональные противоречия как фактор нестабильности в обществе // Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа.- Махачкала, 2002.-С.30.
9. Гаджиев А.-Г.С. К вопросу о межнациональных и внутринациональных отношениях в Дагестане на современном этапе// Достижения и современные проблемы развития науки в Дагестане. - Махачкала, 1999.
10. Бугай Н.Ф. Положение русских в Российской Федерации// Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. Южнороссийское обозрение. Вып.10.- Ростов-на-Дону, 2002.-С.17.
11. Алиев А.К. Россия и Дагестан: политико-правовые проблемы взаимоотношений //Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе.- Махачкала, 1999.-С.12.

Опубликовано на Порталусе 24 июля 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): межнациональные отношения, национальная политика, Дагестан



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу: