Рейтинг
Порталус

Органы международных отношений

Дата публикации: 06 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Теория права →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1160148131


Органы международных отношений можно разделить с одной стороны на органы национальные, являющиеся представителем лишь одного государства и, по существу, призванные защищать интересы только этого государства, и на органы международные, в состав которых входят представители многих государств и которые являются представителями всех их, взятых, как целое. (Последнее некоторыми оспаривается.) С другой стороны органы международного общения можно разделить на постоянные и временные.

Временными органами международного общения являются собрания делегатов отдельных государств. Эти собрания называются конгрессами или конференциями. Хотя строгое различие между конгрессами и конференциями трудно установить, однако в науке делается обычаем совещания о важных политических вопросах называть конгрессами, а о вопросах технических или касающихся дел управления и истолкования существующих договоров — конференциями. На конгрессах представителями отдельных государств являются или государи, или их первые министры, или лица вообще снабженные чрезвычайными полномочиями на заключение договоров, о каких будет идти речь на конгрессе. На конференциях же представителями являются лица менее значительные по своему положению, — государя — никогда, а министры редко. Иногда конференции являются подготовительными собраниями для работы конгрессов.

На практике различие между конгрессами и конференциями не всегда ясно сознается и собрания, например, Гаагские мирные конференции, преследовавшие цели конгрессов, не носят последнего названия.

Постоянными международными органами международного общения являются прежде всего международные речные комиссии. Есть много рек, протекающих по территории нескольких государств. Судоходство по таким рекам могло бы быть очень затруднено, если бы упорядочение его было предоставлено каждому из прибрежных государств в отдельности. Поэтому относительно такого судоходства заинтересованными государствами заключаются между собою договоры, вырабатывающие общие правила. Есть также реки, проливы и каналы, которые по самому своему «мировому» назначению должны быть поставлены под международный надзор. Относительно них также заключаются договоры. Исполнение же договоров, управление судоходством на «договорных» реках и каналах, можно сказать, власть над реками и каналами иногда передается в руки особых международных комиссий. Из них надо упомянуть о «Центральной комиссии Рейнского судоходства» (ее устройство покоится на договоре 1831 года), о «Европейской Дунайской комиссии» и о международной комиссии о судоходстве, по реке Конго (1885 года).

После международных речных комиссий необходимо упомянуть о международных санитарных комиссиях. Сюда относятся: 1) Международный совет в Бухарест, который, по соглашению с Европейскою Дунайскою комиссией, вырабатывает санитарные правила относительно судоходства по Дунаю; 2) Высший совет здравия в Константинополе, который устроен главным образом, для борьбы с холерой и чумой, и 3) Совет здравия в городе Танжере (в африканском государстве — Марокко). Сюда относятся, далее международные комиссии, учрежденные для надзора за финансовым управлением некоторых, особенно задолженных и экономически слабых стран (например, Греция, Египет).

В особую группу надо выделить так называемые международные «бюро» (конторы) международных административных союзов. Союзы эти, о которых еще будет идти речь далее, учреждаются группой государств, к которым другие государства имеют право присоединиться для упорядочения определенного рода международных отношений и интересов. Существуют союзы, например, телеграфный и почтовый, упорядочивающиеся международные телеграфные и почтовые сношения и т. д. Вообще союзы обслуживаются соответствующими органами отдельных государств, например, почтовый союз почтовыми управлениями России, Англии, Германии и т. д. и т. д., но, кроме этого, существуют еще международные «бюро» (конторы) союзов. На них обыкновенно возлагается забота собирать всякого рода сведения, полезные для международного союза, опубликовывать эти сведения, давать всякого рода справки по делам, касающимся союза, а также служить посредником в сношениях между участвующими в союзе государствами. Расходы покрываются большею частью взносами тех же государств. В 1910 году существовали следующие бюро (из перечисления их можно ознакомиться и с главнейшими из международных союзов): 1) международное бюро телеграфных управлений, имеющее местопребывание в Берне (Швейцария), существует с 1868 г.); 2) бюро всемирного почтового союза в Берне (существует с 1875 года); 3) международное бюро мер и весов, хранящее международные образцы единиц длины и веса (метра и килограмма (1875 года); 4) бюро международного союза для защиты промышленной собственности в Берне (1883 года); 5) бюро междугосударственного союза для защиты произведений литературы и искусства в Берне (1886 г.); 6) центральное бюро международного геодезического союза в Потсдаме (Германия, существует с 1864 года); 7) два бюро междугосударственного союза для борьбы с охотою на рабов и работорговлею, а именно: а) международное морское бюро в Занзибаре (Африка), и б) особое бюро в Брюсселе (Бельгия. Оба бюро основаны в 1890 году); 8) бюро международного союза для обнародования таможенных тарифов в Брюсселе (1890 года); 9) центральное бюро международных транспортов в Берне (1890 года); Ю) международное бюро постоянной палаты третейского суда в Гааге (1899 года); 11) бюро постоянной сахарной комиссии (1902 г.); 12) международное санитарное бюро (1903 г.); 13) международное справочное и расчетное бюро беспроволочного телеграфа (1906 г.).

Международные суды. Говоря о них, надо различать две группы. Первую составляют так называемые «смешанные суды» — суды в государствах, которые не вполне стоят на уровне европейской культуры, и туземным судам которых культурные державы не решаются доверить суд над своими подданными (в виду несовершенства местного правосудия). Такие суды существуют, например, в Египте.

Вторая группа международных судов — международные суды в действительном смысле этого слова. Сюда относятся, между прочим, международные речные и санитарные комиссии, о которых говорилось выше, и которым предоставлено право судить и наказывать нарушения предписаний, законно изданных ими, так называемые «призовые» суды второй инстанции (о призах см. ниже), и в особенности постоянная палата международного третейского суда, учрежденного в Гааге, на основании постановлений Гаагской мирной конференции 1899 года.

Палата эта образуется из указанных подписавшими Гаагское соглашение державами государствами лиц. Каждая держава указывает четыре лица (на шестилетний срок). Если выйдет какой-нибудь спор, для решения которого учрежден Гаагский суд, и спорящие стороны обратятся к его помощи, то из числа этих указанных лиц спорящие государства выбирают судей, при чем каждая спорящая сторона выбирает двух. Выбранные судьи выбирают сообща старшего судью. В случае, если сторонам не удастся сойтись при выборе старшего судьи, они выбирают третью державу, и она уже выбирает сама старшего судью. Если стороны не могут выбрать и такой третьей державы; то каждая из сторон выбирает свою державу, а обе выбранные державы выбирают старшего судью. (Надо, однако, заметить, что на второй Гаагской конференции 1907 года введен еще другой способ состава суда постановлениями о так называемом суммарном производстве: каждая сторона назначает это одному судье. Оба назначенных выбирают третьего, старшего судью. Если согласия не установлено, то выбирается каждой стороной два кандидата, а из числа кандидатов выбирается старший судья. Суммарное производство вообще несколько упрощенное производство третейского суда.) Срок судебного разбирательства назначают спорящие стороны. Объяснения сторон обычно даются письменно, но за объяснениями следуют устные прения между сторонами.

Национальные органы международных сношений. Национальными органами международных сношений являются все те, кому, по праву того или иного государства, принадлежит представительство государства в международных, сношениях. Прежде всего, каким органом является глава государства, т.е. в монархиях монарх, а в республиках президент. Так как каждый орган государства может законно представлять государство лишь в пределах, предоставленных ему законом полномочий, то и глава государства имеет право на представительство государства в международных отношениях лишь постольку, поскольку это право предоставил ему закон. Если глава государства выйдет из таких пределов, то его действия не могут иметь обязательной силы для государства. Обычно, например, главе государства предоставляется право заключать договоры, но по конституциям некоторых государств для самозаключения их требуется еще согласие определенных государственных учреждений, в Германии, например, Союзного Совета. Таким образом, если германский император заключит договор, не спросив согласия Союзного Совета Германской империи,— он поступает незаконно, и его действия никакого правового значения для Германской империи иметь не могут. Большинство конституций постановляет также, что для того, чтобы договоры, уже заключенные, вступили в законную силу, необходимо утверждение их палатами народных представителей; по крайней мере, это утверждение требуется в том случае, если эти договоры налагают повинности материального характера на граждан государства или касаются вопроса о приобретении или отчуждении части территории. В Германии, например, для действительности договоров требуется, кроме согласия на их заключение Союзного Совета, еще одобрение уже заключенных договоров рейхстагом. В Пруссии «договоры с иностранными правительствами, чтобы быть действительными, нуждаются в согласии законодательных палат, в том случае, если это — торговые договоры или, если этим путем на государство налагаются повинности или на отдельных граждан — обязательства». В России право монарха заключать договоры не ограничено, по нашим «Основным законам», ничем. Единственный способ влияния, какое может оказать, хотя бы Государственная Дума, на содержание договоров — это ее бюджетные права: она может отказать в отпуске денег, необходимых для исполнения договора.

Кроме заключения договоров, главе государства принадлежит право, которое необходимо отметит здесь,— право объявления войны. Это право также в большинстве государств должно осуществляться с согласия народных представителей, за исключением случаев крайней необходимости. Под крайней необходимостью, обычно, понимается нападение на границы государства армии противника. У нас, в России, право монарха объявления войны не связано ничем. Надо сказать, что в первую половину XIX века почти во всех государствах монарх был свободен в делах международных отношений настолько же, насколько свободен теперь русский Император. Но в Западной Европе права народного представительства постепенно расширились и ограничили эту свободу. Глава государства считается во всех международных отношениях представителем своего государства, так сказать, воплощением государственной власти. От его имени ведутся все переговоры и пр., но в действительности ведение международных сношений находится в руках ведомства иностранных дел, обыкновенно называемое Министерством Иностранных дел. Под руководством этого ведомства и ведутся все сношения с иностранными правительствами, а также производится надзор вообще над всеми международными отношениями, так или иначе касающимися данного государства. Ведутся сношения и осуществляется надзор через особых чиновников, большею частью находящихся в пределах иностранных государств. Некоторые из этих чиновников исполняют лишь временные поручения всякого рода; другие несут постоянную службу определенного рода. Такие постоянные чиновники делятся, по роду своих обязанностей, на послов и консулов. Посол является дипломатическим представителем государства, его политическим представителем. Послы передают чужим правительствам мнения и планы своих правительств, они наблюдают за соблюдением всех междугосударственных договоров, следят за тем, чтобы не нарушалась честь государства, ведут переговоры о заключении тех или иных соглашений и пр. и пр.

Все лица, представляющие свое государство и защищающие его интересы, находясь на территории других государств, пользуются определенными правами и почестями, соответствующими сану и положению их государства. Самым важным правом в данном случае является так называемое право внеземельности.

Как известно, всякое полноправное, независимое. государство обладает полною властью над всеми, кто находится на его территории. Однако по отношению к лицам, представляющим другое государство, т.е. главам государств и послам, эта власть не применяется. Согласно общепринятым постановлениям международного права, глава государства, когда он находится за границей и послы, во-первых, обладают личной неприкосновенностью. Во-вторых, они пользуются неподсудностью в пределах чужого государства. В-третьих, жилища представителей государства и все предметы, находящиеся в жилищах, также обладают неприкосновенностью и не могут быть предметами какого-либо распоряжения со стороны местных властей. В-четвертых, указанные представители государства освобождаются большею частью от налогов и пошлин, если только эти налоги и пошлины не имеют основанием земельную собственность, находящуюся в пределах данного государства. В-пятых, наконец, все представители государства имеют право беспрепятственных, бесконтрольных и неограниченных сношений с собственным государством. Надо добавить еще, что внеземельность, суть которой мы только что изложили, распространяется не только на глав государства и послов, но и на членов посольства, со включением военных чиновников и техников, прикомандированных к посольствам (так называемым атташе); наконец — на служебный персонал. посольства: секретарей его, лиц, служащих при канцелярии, священников и проч. Консулам право внеземельности вообще не сообщается, хотя теперь все чаще и чаще предоставляются им известные отдельные правомочия этого права (например, право неподсудности по известным делам, местным судам).

Послы. Они представляют государство, как целое. Этим все сказано. Во всех случаях, когда надо заключить какой-либо новый договор, когда чем - либо пострадали интересы государства или требуется его вмешательство — всегда действует посол. Однако право посылать послов принадлежит не только целым государствам, но предоставляется еще и другим государственным и негосударственным органам. Правом посольства обладает, например, вице-король Индии и папа. Естественно, что послы Индийского вице-короля защищают, главным образом, интересы не всей Великобритании в целом, а преимущественно интересы Индии, папские же послы защищают интересы папского престола. Послы делятся с 1818 г. на четыре класса: высший класс так и называется: послы, затем следуют: посланники, министры-резиденты и поверенные в делах. Каждый класс обладает определенным значением почетного характера. В наиболее важные государства посылаются послы первого класса.

Консулы. Говоря о консулах, надо разуметь консулов посланных в государства, принадлежащие к кругу цивилизованных государств и в государства, к, такому кругу не принадлежащие. «Что касается второй группы консулов, то обязанности их гораздо сложнее, чем обязанности первой группы. В нецивилизованных государствах консулы исполняют роль судей над своими соотечественниками. Кроме этого, в нецивилизованных странах консулы большею частью обладают и полицейскою властью над всеми вверенными их защите лицами (такими лицами могут быть и не одни подданные их государства). Причина предоставления таких широких прав консулам в нецивилизованных государствах та же, что и учреждения смешанных судов (см. выше), т.е. недоверие к туземному суду и туземному управлению, нежелание предоставить им какую-либо значительную власть над гражданами цивилизованных государств. В тех полукультурных странах, где существуют, указанные выше, смешанные суды, консульские полномочия, разумеется, ограничены ими. Что касается консулов в странах цивилизованных, то, надо сказать, обязанности их и круг их деятельности необыкновенно велики. «Сколько еще требуется искусному дипломату. чтобы быть хорошим консулом! — воскликнул знаменитый дипломат Талейран». Действительно. Чтобы удовлетворительно нести консульские обязанности, необходимы разносторонние знания и громадная опытность. Прежде всего, «все консульские уставы поручают консулам охранение на иностранной территории прав и интересов соотечественников, подданных государства, которое их назначило». Нужно ли говорить, насколько широко применение такого «поручения?» Консулы обязаны исполнять одновременно роль и полицейского чиновника и нотариуса, ибо им, по договорам, предоставляется право проверки документов соотечественников, запись об их браках, обязанности общего надзора за отечественными морскими судами и пр. и пр. Но главной обязанностью консулов считается их попечение об отечественной торговле за границей, о том, чтобы этой торговле не делалось никаких препятствий, несоответствующих торговым договорам и пр. и пр. По размеру предоставленных консулам прав они делятся на штатных и нештатных (выборных).

Мы уже указали, что консулы, в противоположность послам, обычно не пользуются правом внеземельности. Однако за последнее время (мы уже указывали это) господствует стремление снабдить путем договоров правами посланников и консулов. Кроме того, консулам, как мы также указывали выше, может быть поручено и все представительство назначавшего их государства. В таком случае они являются одновременно и «поверенными в делах», т.е. принимают посольский характер.

Опубликовано на Порталусе 06 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама