Рейтинг
Порталус

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ДО ГРОЦИЯ

Дата публикации: 28 ноября 2008
Автор(ы): Л.Оппенгейм.
Публикатор: maxim7
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Вопросы межд.права →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1227897748


Л.Оппенгейм. , (c)

Отсутствие международного права в древности. Международное право как право регулирующее отношения между суверенными и равными государствами и основанное на общем согласии этих государств является продуктом современной христианской цивилизации и существует около четырехсот лет. Однако корни международного права уходят весьма далеко вглубь веков. Их можно обнаружить в правилах и обыкновениях, соблюдавшихся различными народами древности, в их внешних сношениях. Но хорошо известно, что понятие семьи народов в мировоззрении древнего мира отсутствовало. Каждый народ имел свою собственную религию и собственных богов, свой язык, свое право и нравственность. В древности не возникало международных интересов, обладавших достаточной силой для того, чтобы связать воедино все цивилизованные государства, приблизить их друг к другу, объединить их в общество народов. С другой стороны, ни один народ не мог избежать соприкосновения с другими народами. Возникали войны; заключался мир; заключались мирные договоры; от случая к случаю посылались и принимались послы; прибегали к международному арбитражу; возникала международная торговля; члены политических партий, дело которых было проиграно, часто бежали из своей страны и находили убежище в другой стране; так же, как и в наши дни, преступники часто бежали из своей страны, чтобы избежать наказания.

Такой более или менее частый и постоянный контакт различных народов друг с другом не мог существовать, не вызывая к жизни достаточно твердых правил и обыкновений, которые должны были соблюдаться во внешних сношениях. Эти правила и обыкновения считались находящимися под охраной богов; их нарушение требовало религиозного искупления. Не лишено будет интереса окинуть взглядом соответствующие правила и обычаи евреев, греков и римлян [Что касается Индии, см. Viswanatha, International Law in Ancient India, 1925. Автор открывает в ней интересное предвосхищение норм и институтов, обычно расматриваемых как исключительно европейские. См. такие Bentwich, The Religions Foundation of Internationalism, 1933, pp. 159180].

Евреи. Хотя евреи были монотеистами и их этический уровень был гораздо выше этического уровня их соседейязычников, они на деле не подняли уровня международных отношений своего времени, за исключением того, что они предоставляли иностранцам, проживавшим на их территории, равенство перед законом по сравнению с коренным населением. Гордые своим монотеизмом и презирая все другие народы за многобожие, они считали совершенно невозможным признавать их равными себе. Если мы сличим различные места из библии, касающиеся отношений евреев с другими народами, то будем поражены тем фактом, что евреи являлись заклятыми врагами ряда других народов, как, например, амалекитян, с которыми они отказывались иметь какие бы то ни было сношения во время мира. Когда евреи вступали в войну с этими народами, они вели ее чрезвычайно жестоко: они убивали не только воинов на поле сражения, но и стариков, женщин и детей у их очагов [См., например, I Самуила, XV, 3]. Однако с теми народами, по отношению к которым евреи не являлись заклятыми врагами, они обычно поддерживали сношения. Послы признавались священными, договоры честно соблюдались. Если евреи вступали в войну с такими народами, способы ее ведения отнюдь не отличались исключительной жестокостью, если рассматривать их, учитывая условия времени и среды [См., например. Второзаконие, XX, 1014]. Сравнительно мягкими были также у евреев правила обращения с их рабами-чужеземцами. Рабы эти не были лишены правовой защиты. Господин, убивший раба, подлежал наказанию (Исход, XXI, 20); раб, побитый господином так жестоко, что он терял глаз или зуб, становился свободным (Исход, XXI, 26 и 27). Евреи, далее, позволяли иностранцам жить среди них всецело под покровительством их законов. Любите чужеземца, ибо чужеземцами вы были в земле египетской, сказано во Второзаконии, X, 19, а в книге Левит, XXIV, 22, содержится следующее веление: Да будет у вас один закон как для чужеземца, так и для человека вашей страны.

Однако крупнейшее значение для будущего международного права имеют мессианские идеалы и чаяния евреев, так как эти идеалы и чаяния являются не только национальными, но и подлинно международными [См. Исайя (II, 24), где пророк предвещает, каково будет положение человечества в момент появления Мессии (стих 4): И он будет судить народы и вынесет порицание многим людям; и они перекуют мечи в орала, а копья в садовые ножи, народ уже не поднимет меча против народа, и никто больше не станет учить их войне]. Так, мы видим, что евреи, по крайней мере во времена Исайи, как бы предчувствовали будущее, когда все народы мира объединятся в мире. И евреи передали этот идеал христианскому миру. Хотя еврейское государство практически ничего не сделало для осуществления этого идеала, все же он возник в среде евреев и никогда в ней не исчезал [Следует также упомянуть о вкладе евреев в концепцию естественного орава: см. Isaacs в The I.egacv of Israel, Oxford, 1927, и Bentwich, The Religious Foundations of internationalism, 1933, pp. 5982. Selden опубликовал в 1640 г. свой труд De Jure Naturali et Gentium Juxta Disciplinam Ebraeorum.

Греки. Совершенно отличным от вклада евреев в создание будущего международного права был вклад греков [См. Tod. op cit.; Boak в A. J., 15, 1921, pp. 375283].

Широкая и глубокая пропасть между цивилизацией греков и цивилизацией их соседей неизбежно заставляла их смотреть свысока на этих соседей как на варваров; это препятствовало грекам поднять уровень своих сношений с соседними народами выше среднего уровня античного мира. Но греки до македонского завоевания никогда не были объединены в одно мощное национальное государство. Они жили в многочисленных, более или менее крупных государствах-городах, совершенно не зависимых одно от другого. Этот именно факт с течением времени вызвал к жизни своеобразное международное право в сношениях между такими независимыми государствами. Они никогда не могли забыть, что их население принадлежит к одной и той же расе. Одна и та же кровь, религия и цивилизация их граждан объединяли эти независимые и, как мы сказали бы в наши дни, суверенные государства в общество государств, которые во время мира и войны считали себя обязанными соблюдать известные нормы в области своих взаимоотношений. Следствием этого являлось то, что часто применялся; международный арбитраж [См. Raeder, op. cit; см. также Tenekides в R. G., т. 38, 1931, pp. 520] и что поведение греков в их войнах друг с другом было весьма мягким. Признавалось правилом, что война никогда не может быть начата без объявления. Посланцы считались неприкосновенными. Смерть на поле сражения давала право на погребение. При захвате городов жизнь всех нашедших убежище в храме должна была быть пощажена.

Военнопленные подлежали обмену или выкупу; участью их в крайнем случае было рабство. Определенные места, как, например, храм Аполлона в Дельфах, пользовались постоянной неприкосновенностью. Даже среди воюющих армий считались неприкосновенными определенные лица, как, например, жрецы, поддерживавшие священный огонь, и прорицатели.

Таким образом, греки оставили истории пример того, как независимые и суверенные государства могут и на самом деле вынуждены жить в обществе, которое для международных отношений государств его членов, при наличии некоторых общих интересов и целей, связывающих эти государства друг с другом, устанавливает правовое начало. Часто утверждают, что международное право греческих государств никоим образом нельзя сравнивать с современным международным правом, так как греки считали свои международные нормы обязательными не юридически, а лишь в силу религии. Мы не должны, однако, забывать, что греки никогда не проводили такого различия между правом, религией и нравственностью, какое проводится в современном мире. Остается непоколебимым тот факт, что государства Греции дали для будущего пример того, как независимые государства могут жить в обществе, в котором их международные отношения регулируются определенными нормами и обычаями, основанными на общем согласии членов этого общества [См. Kahrstedt, Staatsgebiet und Slaatsangehцrige in Athen, 1934].

Римляне. Совершенно отличной от роли греков в создании будущего международного права является роль римлян. С незапамятных времен их истории у римлян имелась особая коллегия из двадцати жрецов, так называемых фециалов (fetiales), для выполнения функций, касавшихся отношений римлян с иноземными народами. При выполнении своих функций фециалы применяли не чисто светское, а божественное и священное право (jus sacrum) или так называемое jus fetiale. К фециалам прибегали при объявлении войны и заключении мира, договоров о дружбе, или союзных договоров, или когда римляне имели международные претензии к иностранному государству, или наоборот,

Согласно римскому праву, отношения римлян к иностранному государству зависели от того, имелся ли между Римом и этим государством договор о дружбе. При отсутствии такого договора люди или товары, шедшие из чужой страны в страну римлян, и точно так же люди и товары, шедшие из страны римлян в чужую страну, не пользовались какой бы то ни было правовой защитой. Такие лица могли быть обращены в рабство, а товары захвачены и сделаны собственностью захватчика. Если попавший в рабство возвращался когда-либо в свою страну, он тотчас признавался опять свободным человеком в соответствии с так называемым jus postliminii [См. Т. II, 279]. Исключение делалось только по отношению к послам. Они всегда признавались неприкосновенными, и тот, кто нарушал их неприкосновенность, выдавался государству, которое представлял посол, для наказания по усмотрению этого государства. Если имелся договор о дружбе, отношения были иные. Лица и товары, прибывавшие из одной страны в другую, находились тогда под защитой закона. С течением времени в Рим стало прибывать так много иностранцев, что возникла целая система права, касавшаяся этих иностранцев и их отношений с римскими гражданами, так называемое jus gentium [О связи этого термина с термином jus inter gentes или международное право см. Westlake, I, pp. 1113] в отличие от jus civile. Для применения норм этого права был назначен особый магистрат praetor peregrinus. Имелось три различных вида таких договоров с иностранными нациями, а именно договоры: о дружбе (amicitia}, о гостеприимстве (hospitium) и о союзе {foedus). He вдаваясь в подробности, достаточно отметить, что хотя такие договоры заключались без соответствующей оговорки, можно было делать заявления об их прекращении. Весьма часто в этих договорах содержалась оговорка о том, что будущие разногласия могут быть разрешены путем арбитража так называемых recuperatores (третейские судьи).

В отношении войны и мира существовали весьма точные юридические нормы. Римское право смотрело на войну как на правовой институт. Война считалась справедливой при наличии одного из четырех случаев: 1) нарушение римских владений, 2) оскорбление послов, 3) нарушение международных договоров, 4) поддержка, оказанная во время войны противнику Рима дружественным до того государством. Но даже и в этих случаях война оправдывалась лишь тогда, когда иностранное государство не дало удовлетворения. Обычно в то государство, от которого требовали удовлетворения, посылались четыре фециала в качестве послов. Если в удовлетворении отказывалось, война формально объявлялась одним из фециалов, бросавшим копье с римской границы в чужую страну. Для ведения войны не существовало правовых норм, господствовал произвол; имеется достаточно примеров большой жестокости римлян. Однако для окончания войны существовали правовые нормы. Во-первых, война могла быть закончена мирным договором, который в таком случае всегда являлся договором о дружбе. Во-вторых, война могла закончиться сдачей неприятеля (deditio). При сдаче неприятелю сохранялась его жизнь и собственность. В-третьих, наконец, война могла закончиться завоеванием неприятельской страны (occupatio). В последнем случае римляне могли поступать с жизнью и собственностью неприятеля по своему усмотрению.

Из этого краткого обзора римских норм, касавшихся внешних сношений, становится очевидным, что римляне дали будущему пример государства, имевшего правовые [Но по существу скорее внутригосударственные, чем международные] нормы для своих внешних отношений. Как народ с юридическим мировоззрением по преимуществу, римляне не могли оставить свои международные отношения без правового регулирования. Хотя это правовое регулирование никоим образом нельзя сравнивать с современным международным правом, оно все же составляет вклад в международное право будущего, поскольку оно доставило ряд аргументов тем, чьим усилиям мы обязаны самим существованием нашего современного международного права.

Отсутствие потребности в международном праве в средние века. Римская империя постепенно поглотила почти весь известный римлянам античный цивилизованный мир. Они едва ли знали о независимых цивилизованных государствах за пределами своей империи. Поэтому, пока эта империя существовала, не было ни места, ни нужды в каком-либо международном праве. Правда, на границах этой мировой империи вечно происходили войны, но эти войны давали повод к применению лишь немногих норм и обыкновений. Положение вещей не изменилось и тогда, когда при Константине Великом (306337) христианская вера стала религией империи, а ее столицей вместо Рима стала Византия; не изменилось оно, далее, и тогда, когда в 395 г. Римская империя была разделена на Восточную и Западную империи [О некоторых аспектах международного права того периода, как оно нашло выражение в писаниях св. Августина, см. De Briere в Rеvие de philosophie, XXX, 1930, pp. Kosters в R.I., 3-me ser., IV, 1933, pp. 3161, 282317, 634 676. См. также Hrabar в К. Paris, 18, 1936, pp. 239, 373439; Wright, Medieval Internationalizm, 1930]. Западная империя прекратила свое существование в 476 г., когда последний император, Ромул Авгуcтул, был низложен вождем германских воинов Одоакром, который сам стал правителем Италии. Земли распавшейся Римской империи попали в руки разных народов, главным образом германского происхождения. В Галлии в 486 г. возникло под владычеством Меровинга Хлодвига королевство франков. В Италии в 493 г. появилось королевство остготов под владычеством Теодориха Великого, разбившего Одоакра. В Испании в 456 г. образовалось королевство вестготов. Вандалы еще до того, в 429 г., создали королевство в Африке со столицей в Карфагене. Саксы стали твердой ногой в Британии еще в 449 г.

Все эти народы были варварами в строгом смысле слова. Хотя они приняли христианство, потребовались века, чтобы поднять их до уровня более передовой цивилизации. Равным образом прошли века, прежде чем появились на свет различные нации, образовавшиеся из соединения разных народов, завоевавших Римскую империю, и из остатков ее населения. Только в VIII в. положение вещей несколько определилось: Карл Великий построил свою обширную франкскую империю, и папа Лев III в 800 г. короновал его римским императором. Снова весь мир, казалось, стал единой империей, с императором как светским и папой как духовным ее владыками, и, следовательно, для международного права не было ни места, ни надобности. Но Франкская империя просуществовала недолго. Согласно Верденскому договору, она в 843 г. была разделена на три части, и вместе с этим разделом начался тот процесс развития, который постепенно привел к возникновению отдельных государств Европы.

В теории германский император в течение столетий продолжал считаться владыкой мира, но на практике он не был владакой даже у себя дома, так как германские князья шаг за шагом успешно устанавливали свою независимость. Хотя выражена теоретически император как светский и папа как духовный главы блюли над миром, происходили беспрерывные предательства, ссоры, битвы. Способы ведения войны были самыми жестокими, какие только можно себе представить. Правда, папе и епископам иногда удавалось смягчать эту жестокость, но, как правило, влияние христианского учения не было заметно.

XV и XVI века. Необходимость в международном праве не возникала до тех пор, пока окончательно не образовалось множество государств, совершенно друг от друга не зависимых. Этот процесс развития, начавшийся с Верденского договора 843 г., достиг своего кульминационного пункта в царствование Фридриха III, который был германским императором с 1440 по 1493 г. Он был последним императором, коронованным в Риме папой. В то время Европа была разделена на большое число независимых государств, и поэтому ощущалась необходимость в правовых нормах для регулирования международных отношений между этими суверенными государствами. Почву для развития принципов будущего международного права подготовили следующие семь значительных факторов.

Первый фактор влияние цивилистов и канонистов. Римское право в начале XII в. было вновь принесено на Запад Ирнерием, преподававшим это право в Болонье. Он и другие глоссаторы и постглоссаторы смотрели на римское право как на писаный разум (ratio scripta), как на право по преимуществу. Цивилисты утверждали, что римское право является само по себе правом цивилизованного мира, ибо германские императоры являются преемниками римских императоров. Их комментарии к Corpus Juris Civilis затрагивают многие вопросы будущего международного права, которые они обсуждали с точки зрения римского права.

Канонисты, чье влияние оставалось непоколебленным до времен реформации, трактовали с другой стороны, ряд вопросов будущего международного права, касавшихся войны, с точки зрения нравственной и церковной [См. Holland, Studies, pp. 4058; Walker History. I, pp. 204212; Vanderpol, La doctrine scolastique du droit de guerre, 1919 и Delos в R. G., 34, 1927, pp. 505 519; см. также различные отзывы о предшественниках Гроция, 52.].

Второй фактор появление в связи с международной торговлей сборников морского права крупного значения. Начиная с VIII в. вновь стала медленно развиваться мировая торговля, которая полностью исчезла в результате падения Римской империи и разрушения старой цивилизации в эпоху переселения народов. В особенности процветала морская торговля, поощрявшая развитие норм и обычаев морского права, которые были собраны в кодексы и приобрели своего рода международное признание. Наиболее важными из этих сборников являлись следующие: Consolato del Маrе частный сборник, составленный в Барселоне (Испания) в середине XIV в [См. Nys, Le droit des gens et les anciens jurisconsultes espagnols, 1814, pp. 115138]; Олеронские правила составленный в XII в. сборник решений, вынесенных морским судом в Олероне (Франция); Родосское право весьма старинный сборник морских законов, составленный, повидимому, между VII и IX вв.[См. Ashburner, The Rhodian Sea Law, 1909, Введение, р. CXII]; Tabula Amalfitana морские законы города Амальфи (Италия), относящиеся, самое позднее, к Х в.; Leges Wisbuenses сборник морских законов города Висби на острове Готланд (Швеция), относящийся к XIV в.

Развитие международной торговли повлекло за собой также возникновение дискуссии о свободе открытых морей (см. т. I, полутом 2, 248), косвенно повлиявшей на развитие международного права (см. т. I, полутом 2, 248250).

Третьим фактором были многочисленные союзы (лиги) торговых городов для защиты торговли и торгующих граждан. Самым знаменитым из них был Ганзейский союз, образовавшийся в XIII в. Эти союзы договаривались между собой об арбитражном рассмотрении споров между городамичленами союза. Они приобретали торговые привилегии в чужих государствах. В случае необходимости они даже объявляли войны для защиты своих интересов [См. Christoph, Die Hansestadte und Habsburgische Ostseepolitik im 30-jahrigеn Kriege,1935].

Четвертым фактором был развивавшийся в некоторых государствах обычай посылать и принимать постоянные посольства.

В средние века один только папа имел постоянное посольство при дворе франкских королей. Позднее итальянские республики, например, Венеция и Флоренция, были первыми государствами, отправлявшими в другие страны послов, которые в течение нескольких лет проживали в столицах тех государств, куда они были посланы. Начиная с конца XV в. стало всеобщим обычаем монархов различных государств содержать постоянные посольства в столицах других королей. Последствием этого было то, что постоянно имелась возможность рассматривать и обсуждать общие международные интересы. Поскольку вопрос о положении послов в иностранных государствах требовал внимания, постепенно стали развиваться международные нормы, касающиеся неприкосновенности и экстерриториальности иностранных дипломатических представителей.

Пятым фактором был обычай крупных государств содержать постоянные армии, обычай, который также возник только с XV в. Единообразная и строгая дисциплина в таких армиях

способствовала возникновению более универсальных норм и практики ведения войны.

Шестым фактором явились Возрождение и Реформация [См. Boegner, op. cit.] Возрождение наук и искусств в XV в. наряду с возобновлением изучения античного мира оживило философские и эстетические идеалы греческой жизни и перенесло их в современную жизнь. Под их влиянием дух христианской религии взял верх над ее буквой. Повсюду пробудилось убеждение в том, что принципы христианства должны объединить христианский мир в большей степени, чем это было сделано до тех пор, и что эти принципы должны соблюдаться в международных делах так же, как и во внутренних.

Реформация, с другой стороны, положила конец духовному владычеству папы над цивилизованным миром. Протестантские государства не могли признавать притязаний папы на разрешение на правовом основании их конфликтов между собой или между ними и католическими государствами.

Седьмой фактор обнаружился в связи с проектами организации вечного мира, возникавшими с начала XIV в. Хотя эти проекты являлись утопическими, они тем не менее оказывали большое влияние, запечатлевая в сознании государей и народов христианского мира необходимость какой-либо организации многочисленных независимых государств в одно общество.

Первым таким проектом был проект французского юриста Пьера Дюбуа, который еще в 1305 г. в своем De Recuperatione Terre Sancte (О возвращении святой земли) предложил союз между всеми христианскими державами в целях поддержания мира и учреждения постоянного третейского суда для разрешения споров между членами союза [См. Меуеr. Die staats und volkerrechtlichen Ideen von Pierre Dubois, 1908; Schucking, Die Organisation der Welt, 1909, S. 2830; Vesnitch, Deux precurseurs franзais du pacifisme, etc., 1911 pp 129; Zeek, Der Publizist Pierre Dubois, 1911; Knight в Grotius Society, 9, 1924, pp. 116 (с библиографией)]. Другой проект возник в 1461 г., когда Подебрад, король Богемии (14201471), на основе проекта своего канцлера Антония Марини, вел с иностранными дворами переговоры об основании федеративного государства, которое должно было состоять из всех существующих христианских государств с постоянным конгрессом послов всех государств членов союзав Базеле в качестве высшего органа федерации [См. Schwitzky, Der europaische Furstenbund Georgs von Podebrad, 1907; Schucking. Die Organisation der Welt, 1909, S. 3236; Darby в Grotius Societv, 4, 1919, pp. 169198; см. также Bagdat, La Querela Pacis d'Erasme, 1517 (1924). Третьим был проект Сюлли, принятый Генрихом IV Французским, который в 1603 г. предложил разделить Европу на 15 государств и объединить их в одну федерацию с генеральным советом в качестве высшего органа, составленным из комиссаров, делегированных государствами членами союза [См. Kukelhaus, Der Ursprung des Planes vom ewigen Frieden in den Memoiren des Herzogs von Sully, 1893; Nys, Etudes de droit international et de droit politique, 1896, pp. 301306; Darby, International Tribunals, 4th ed., 1904, pp. 1021; Butler, Studies in Statecraft, 1920, pp. 6590]. Четвертым был проект Эмерика Крюсэ, который в 1623 г. предложил учредить союз не только христианских государств, но и всех существовавших тогда в мире государств, с заседающим в Венеции генеральным советом, составленным из послов всех государствчленов союза в качестве высшего органа [См. Balch, Le Nouveau Cynee de Emeric Grace, 1909; Darby, International. Tribunals, 4th ed., 1904, pp. 2233; Vesnitch, Deux precurseurs franзais du pacifisme, etc., 1911, pp. 2954; Butler, op. cit., pp. 91104. Перечисленные в тексте проекты выдвигались до выхода книги Греция De Jure Belli ac Pacis (1625). Многочисленные проекты, появившиеся позднее, как, например, план ландграфа Гессен-Рейнфельдского (1666), герцога Карла Лотарингского (1688), Вильяма Пенна (1693). Джона Беллерса (1710), аббата Сен-Пьера (16581743), Канта (1795) и ряд других, большей частью разбираются в работах: Schucking, Die Organisation der Welt, 1909; Darby, International Tribunals, 4th ed., 1904; Lorimer, (II, pp. 216239) развивает свой собственный план (pp. 240299); Теr Meulen, Dеr Gedanke der internationalen Organisation in seiner Entwicklung, Bd. I, 13001800,1907; и Bd. II, t. I, 17891870, 1929, t. II, 1940; Lange в Hague Recueil, 1926, t. III, pp. 175411; Hemleben, Plans for World Peace through six centuries, 1943; см. также Као Lou, Conception d'une Federation Mondiale, 1930, и Alvarez, L'organisation internationale, 1931. О плане кардинала Альберони (1736) см. Vesnitch, Le Cardinal Alberoni Pacifiste, 1912; в A. J., 7, 1913, pp. 51107, и Darby в Grotius Society, 5, 1920, pp. 7181. О проекте аббата Сен-Пьера см. Seroux d'Agincourt, Expose des projets de paix perpetuelle de I'Abbe de Saint-Pierre et Bentham et Kant, etc.,1905; Borner, Uber das Weltstaatsprojekt des Abbe de Saint-Pierre, 1913; Dupuis в R. I., Paris, 2, 1928, pp. 9891011; Post, ibid., 11, 1933, pp. 218234. О Guillaume Aubert, предшественнике Gruce, см. Lejeune-Dehousse в R. I., Paris, 15, 1935, pp. 104119; см. также Bourgeois, La theorie du droit international chez Proudhon, 1927. О Канте см. Moog, .Kant's Ansichten uber Krieg und Frieden, 1917; Vorlander, Kant und der Gedanke des Volkerfriedens, 1919. Kraus, Das Problem internationaler Ordnung bei Kant, 1931; Нооr в Nordisk T. A., Acta Scandinavica, 5, 1934, pp. 8289; см. также Gargaz, A Project of Universal and Perpetual Peace, 1782, издано в Нью-Йорке в 1922 г.; см. также Ladd, An Essay on a Congress of Nations, 1840 (переиздан в 1916 г. с предисловием Scott). О проекте лорда Бовале (Beauvale), предлагавшего в 1840 г. образовать Лигу для сохранения мира, см. Rodkey в American Historical Review, 35. 19291930, pp. 308316. В сборниках The Grotius Society были опубликованы в 1927 г. следующие тексты проектов мира с примечаниями к ним: 4, Quakers and Peace, 5 аббата Сен-Пьера, Abrege du Projet de Paix Perpetuelle; 6, бентамовское Plea for an Universal and Perpetual Peace; 7, кантовское Perpetual Peace. Первая мировая война в 1914 г. вызвала появление многочисленных дальнейших проектов установления вечного мира (см. 167а). Что касается литературы, вышедшей в связи со второй мировой войной, см. 168].

Опубликовано на Порталусе 28 ноября 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Международное право.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама