Рейтинг
Порталус

НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Дата публикации: 28 ноября 2008
Автор(ы): Л.Оппенгейм.
Публикатор: maxim7
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Вопросы межд.права →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1227899597


Л.Оппенгейм. , (c)

Предшественники Гроция. Наука современного международного права ведет свое начало от работы Гроция De Jure Belli ас Pacis, Libri Tres, так как в ней была впервые дана совершенно законченная система [Хороший анализ работы Гроция см. Walker, History, 284329] международного права как самостоятельной отрасли науки права. Но и до Гроция было много авторов, писавших по отдельным разделам международного права. Поэтому их обычно называют предшественниками Гроция.

Важнейшими из этих предшественников являются: 1) Леньано (Legnano), профессор права Болонского университета, написавший в 1360 г. книгу De Bellо, de Represaliis et de Duello (О войне, о репрессалиях и о поединке), которая, однако, была напечатана не ранее 1477 г. [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права (Scott's Classics of international Law) под редакцией Голланда с английским переводом Brierly (1917); 2) Белли {Belli, 1502 1575), итальянский юрист и государственный деятель, издавший в 1563 г. свою книгу De Re militari et de Bello (О военном деле и войне) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права, с английским переводом Nutting (1937); 3) Брунус (Brunus, 14911563), немецкий юрист, издавший в 1548г. свою книгу De Legationibus (О посольствах); 4) Витория (Vitoria, 14801546), профессор Саламанкского университета, чьи Relectiones theologicae [Подробности см. Holland, Studies, pp.51 52; анализ дается у Walker, History, pp. 215229; Trelles, Francisco de Vitoria, 1928; в Hague Recueil, vol. 17, 1927, t.II, pp. 113 337; статьи Scott, Wright и других в Addresses in Commemoration of the Fourth Centenary of De Indis and De Jure Belli, Washington, 1933; Reigada, El derecho de gentes segun Vitoria, в Anuario de la Associacion F. De Vitoria, VI, 1933, pp. 3741; в особенности же Scott, The Spanish Origin of International Law, 1934; Heydte в Z. o. R ., 13, 1933, S. 239 268 (с библиографией); Gasa в Revista de derecho internacional, 36, 1939, pp. 77 116, 145 169. Те части, которые рассматривают право войны, именно De Indis et de Jure Belli Relectiones, были переизданы в 1917 г. под редакцией Ниса (Nys) в издаваемой Скоттом серии Классики международного права с английским переводом Бэйта (Bate); см. также Benkert, The Thomistik Conception of International Society, 1942] (Теологические рассуждения), частично трактующие о праве войны, были изданы после его смерти, в 1557 г.; 5) Айала {Ayala, 15481584), по происхождению испанец, родившийся в Антверпене, военный судья при армии Александра Фарнезе, принца Пармского, в 1582 г. издавший свою книгу De Jure et Officiis Bellicis et Disciplina Militari (О военном праве, военных должностях и воинской дисциплине) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права, под редакцией Уэстлэйк, с английским переводом Бэйта (1912). Об Ayala см. Nys в R. I., 2-me ser., 15, 1913, pp. 225239, Knig. в J. C. L., 3rd ser., vol. 3, 1921, pp. 220227]; 6) Суарес (Suarez, 15481617) [См. Sherwood в Crotius Society, 12, 1927, pp. 1928; Schuster, в Z. o. R., 16, 1936. S. 487-495; Trelles в Hague Recueil, vol. 43, 1933, t. I, pp. 389546 и Scott, op. cit.]; испанский иезуит и профессор в Коимбре, издавший в 1612 г. свой Tractatas de Legibus ac Deo legislatore (Трактат о законах и о боге-законодателе), в котором (II, гл. 19, разд. 8) впервые была сделана попытка установить право в отношениях между государствами на основе того факта, что они образуют общество государств; 7) Джентили (Gentilis, 15521608), итальянский юрист, бывший профессором гражданского права в Оксфорде; он издал в 1585 г. свою работу De Legationibus (О посольствах) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права, с введением Ниса и с переводом Laing (1924)], в 1588 в 1589 гг. Commentaciones de Jure Belli (Размышления о праве войны) и в 1598 г. расширенную работу по тому же вопросу под заглавием De Jure Belli, LibriTres (0 праве войны, три книги) [Переиздана в 1877 г. Голландом и вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права, с переводом Rolfe и с введением Phillipson (1933). О Джентили см. Holland, Studies, pp. 139; Westlake, Papers, pp. 3336; Walker, History, I, pp. 249277; Тhаmm, Albericus Gentilis und seine Bedeutung fur das Volkerrecht, 1896; Bavaj, Alberico Gentili, 1935; Phillipson в J. C. L., New Ser., 12, 1912, pp. 5280; Balch в A. J., 5, 1911, pp. 665679; Abbot в А. J., 10, 1916, pp. 737748]. Его Advocatio Hispanica (Испанская защита) была издана после его смерти его братом Сципионом в 1613 г. Книга Джентили О праве войны, как указывает профессор Голланд, послужила образцом и канвой для первой и третьей книг гроциевой работы О праве войны и мира. Первый шаг в сторону превращения международного права, справедливо говорит профессор Голланд, в то, что оно есть, был сделан не Гроцием, а Джентили.

53. Гроций. Хотя Гроций многим обязан Джентили, его труд тем не менее имеет большое значение, и Гроций по праву носит титул отца международного права. Гуго Гроций [См. Vreeland, Hugo Grotius, 1917; в А. J., 11, 1917, pp. 580606. Исполнившееся в 1926 г. трехсотлетие со дня опубликования великого труда Гроция ознаменовалось выходом в свет большого количества новой литературы, из которой можно указать следующие труды: Knight, The Life and Works of Hugo Grotius, 1925; van Vollenhoven в Bibliotheca Visseriana, VI, 1926, pp. 544; в А. J., 19, 1925, pp. 111; Lysen, Hugo Grotius, opinions sur sa vie et ses oeuvres, 1925; Ter Meulen, Concise Bibliography of Hugo Grotius, 1925; Higgins, The Work of Grotius and the Modem International Lawyer в Cambridge Legal Essays, 1926; Scott в A. J; 19, 1925, pp. 461468; Roscoe Pound, ibid., pp. 685688; Van Eysinga в R. I., 3rd ser., 6, 1925, pp. 269 279; Scott, ibid., pp. 481 527; Hrabar, ibid., pp. 537555; Bourquin, ibid., VII, 1926, pp. 86125; van der Vlugt в Hague Recueil, 1925, t. II, pp. 397506; Geyl в Grotius Society, 12, 1927, pp. 8196; Balogh в New York University Law Quarterly Review, 7, 19291930, pp. 261292; Lee в Proceedings of the British Academy, 16, 1930, pp. 218279; Sandifer в А. J., 34, 1940, pp. 4594172; Lauterpacht в В.Y., 23, 1946] родился в 1583 г. в Дельфте, в Голландии. С самого раннего детства благодаря исключительным интеллектуальным дарованиям и талантам он был известен как удивительный ребенок. Начав изучать право в Лейдене, когда ему было всего одиннадцать лет, он получил в возрасте пятнадцати лет степень доктора прав в Орлеане, во Франции. Он приобрел известность не только как юрист, но и как поэт, писавший по-латыни, и филолог.

Первоначально он работал как юрист-практик, но затем занялся политикой, был вовлечен в политические и религиозные распри, приведшие к его аресту в 1618 г. и осуждению к пожизненному тюремному заключению. Однако в 1621 г. ему удалось бежать из тюрьмы и в течение десяти лет он жил во Франции. В 1634 г. Гроций поступил на шведскую службу и был шведским посланником в Париже. Он умер в 1645 г. в Ростоке, в Германии, на пути домой из Швеции, куда он ездил вручать свое прошение об отставке.

Гроций интересовался международными вопросами еще до осуществления своего намерения написать книгу о международном праве. В 1609 г., в возрасте двадцати четырех лет, он издал, сначала анонимно, краткий курс под заглавием Mare Liberum (Свободное море), в котором отстаивал мнение, что открытое море не может быть собственностью какого бы то ни было государства, между тем как повсюду тогда преобладало противоположное мнение [По поводу подробностей, относящихся к спору о свободе открытого моря, см. т. I, полутом 2, 248250. Курс Гроция Mare Liberum является, как мы теперь знаем, двенадцатой главой его работы De jure praedae (О призовом праве), написанной в 1604 г., но никогда не изданной Гроцием; она не была опубликована до 1868 г. См. т. I, полутом 2, 250. Новое издание Скотта, с английским переводом Magoffin, вышло в Нью-Йорке (1917)].

Через четырнадцать лет после этого Гроций во время своего изгнания во Франции начал писать свою работу О праве войны и мира [Вышла в издаваемой Скоттом серим Классики международного права, с переводом Kelsey и с введением Скотта (1925)], которая была издана в 1625 г.; о ней правильно сказано, что никакая другая книга, за исключением библии, не оказывала когда-либо подобного влияния на умы и дела человеческие.

Гроций, как дитя своего времени, не мог не исходить из принципов естественного права, поскольку его намерением было найти такие нормы права народов, которые являлись бы вечными, неизменными и не зависящими от (особого) согласия отдельных государств. Задолго до Гроция вообще преобладало мнение, что над положительным правом, выросшим из обычая или государственного законодательства, существует иное право, имеющее свои корни в человеческом разуме и могущее поэтому быть открытым без какого-либо знания положительного права. Такое право разума называлось правом природы или естественным правом. Но система естественного права, которую построил Гроций и из которой он исходил, начиная строить международное право, стала самой значительной и приобрела наибольшее влияние, так что в глазах потомства Гроций считается отцом естественного права в такой же степени, как и отцом международного права [См. Pollock, The History of the Law of Nature в J. C. L., New Ser.,2, 1900, pp. 41843З; 3, 1901, pp.204213 (перепечатано у Pollock), Essays in the Law. 1922. О новом естественном праве см. Charmant, La renaissance du droit naturel, 1910. Оно значительно отличается от того естественного права, которому учил и Гроций и его последователи. См. 59, см. также Stapleton, Justice and World Society, 1943, и Lauterpacht, An International Bill of the Rights of Man, 1945, pp. 2653].

Каково бы ни было теперь наше мнение об этом естественном праве, остается непоколебленным тот факт, что в течение более двух столетий после Гроция юристы, философы и богословы твердо верили в это право. Нет никакого сомнения, что без системы естественного права и учений его пророков современное государственное и международное право не было бы тем, чем оно является в настоящее время. Естественное право было теми костылями, при помощи которых история научила человечество перейти от средневековых учреждений к учреждениям современным.

Современное международное право самим своим существованием особенно обязано теории естественного права. Гроций сделал решительный шаг к процессу секуляризации естественного права, эмансипировав его от чисто богословских учений. Гроций не отрицал, что уже в его время существовало значительное количество обычных норм международного поведения государств, но он совершенно отчетливо отделял их от норм, которые он считал вытекающими из естественного права. Поэтому он делал различие между Jus Gentium обычным правом народов (он называет его Jus Voluntariumдобровольным правом) и Jus Naturae правом, касающимся международных отношений государств, которое впоследствии было названо естественным правом народов. Главное внимание Гроций сосредоточил на международном естественном праве, поскольку добровольное право он рассматривает как менее важное. Но тем не менее и добровольным правом народов он не совсем пренебрегает. Устанавливая больше всего и главным образом нормы международного естественного права, он всегда упоминает также и о нормах добровольного права, касающихся различных вопросов.

Влияние Гроция в скором времени стало огромным и распространилосъ на всю Европу. Его книга [См. Rivier в Holtzendorff, I, S. 412. Английский перевод выпущен в 1854 г. W. Whewell. См. Reeves (в A. J., 19, 1925, pp. 251262), который приводит библиографические данные] выдержала более сорока пяти изданий; было также издано немало переводов ее.

54. Зёч. Современное международное право наряду с Гроцием имеет еще одного, хотя и меньшего по значению, основоположника в лице англичанина Ричарда Зеча [См. Philipson в J. О. L., New Ser., 9, 1908, pp. 281304] (Zouche, 15901660), профессора гражданского права в Оксфорде и судьи суда адмиралтейства. Этот плодовитый писатель благодаря своей книге заслужил название второго основателя международного права. Книга Зёча появилась в 1650 г. под заглавием Juris et Judicii fecialis. sive Juris inter gentes, et Questionum de eodem explicatio, qua, quae ad Pacem et Bellum inter diversos Principes aut Populos spectant, ex Praecipuis historico Jure peritis exhibentur (Изложение права и суда фециалов, т. е. права народов, и относящихся к нему вопросов, которые касаются мира и войны между различными государями и народами и содержатся в исторических и юридических рассуждениях знающих людей) [Вышла в свет в издаваемой Скоттом серии Классики международного права под редакцией Голланда с английским переводом Brierly (1911)].

Эта небольшая книга была справедливо названа первым руководством по положительному международному праву. Точка зрения Зёча совершенно противоположна точке зрения Гроция; по мнению Зёча, международное обычное право составляет наиболее важную часть этого международного права, хотя, как дитя своего времени, он вовсе не отрицает существования и естественного международного права. Следует отметить, что Зёч был первым, кто для обозначения этой новой отрасли права употребил термин Jus inter gentes (право между народами). Гроций прекрасно знал и говорил, что право народов есть право между государствами, но он называл его Jus gentium (право народов), и под его влиянием до Бентама никто не называл право народов международным правом.

Различие между естественным правом народов, о котором главным образом говорил Гроций, и обычным, или добровольным правом народов, о котором преимущественно писал Зёч [Следует упомянуть, что еще до Зёча другой англичанинДжон Сельден (Seldеn) в своей работе De Jure Naturali et Gentium Secundum Disciplinam Ebraeorum (О естественном праве и праве народов согласно учению евреев, 1640) признал важное значение международного положительного права. Заслуживает быть упомянутым также Лиолайн Дженкинс (Jenkins, 16251684), преемник Зёча в должности судьи суда адмиралтейства. Его суждения, касавшиеся вопросов морского и в особенности призового права, имели громадное значение для развития морского международного права. См. Wynne, Life of Sir Leoline Jenkins, 2 vols., 1740, и Llewelyn Davies в Grotius Society, 21, 1935, pp. 149160], в XVII и XVIII вв. вызвало к жизни три различные школы натуралистов, позитивистов и гроцианцев [Эти три школы не следует смешивать с делением теперешних юристов-международников на школы дипломатическую и юридическую, см. 51].

Натуралисты. Натуралистами или отрицателями международного права принято называть авторов, которые отрицают, что имеется какое-либо позитивное международное право, происходящее из обычая или международных договоров, и утверждают, что все международное право только часть естественного права. Главой натуралистов является Самуил Пуфендорф (16321694) [См. Phillipson в J. С. L., New Ser., 12, 1912, pp. 233265], занимавший первую университетскую кафедру естественного права и права народов, учрежденную при каком-либо университете, а именно кафедру при Гей-дельбергском университете. Из многих работ, написанных Пуфендорфом, для науки международного права имеют значение следующие три: Elementa Jurisprudentiae Universalis (Элементы универсальной юриспруденции, 1666 г.) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права с переводом Zeydel и с введением Wehberg (1931]; De Jure Naturae et Gentium (Право естественное и право народов, 1672 г.) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права, с переводом С. Н. and W. A. Oldfather и с введением Simons (1934)] и De Officio Homins et Civis Juxta Legem naturalem (Об обязанностях человека и гражданина по естественному праву, 1673г.) [Вышла в издаваемой серии Скоттом Классики международного права с переводом F. G. Moore и с введением Schucking (1927)]. Отправляясь от утверждения Гоббса (De Give, XIV, 4), что естественное право должно делиться на естественное право индивидуумов и государств и что второе и есть международное право, Пуфендорф [De Jure Naturae et Gentium, II, c. 3, 22. О Лейбнице как юристе-международнике см. Walter Jones в В. Y., 22, 1945, pp. 110. Сопоставление доктрин Гоббса и Спинозы по международному праву см. Lange в Acta Scandinavica. 7, 1936, pp. 83 106. О Спинозе см. Lauterpacht в В. Y., 8, 1927, pp. 89107] добавляет, что вне этого международного естественного права не существует никакого добровольного или положительного международного права, которое имело бы силу действительного права (quod quidem legis proprie dictae vim habeat, quae gentes tamquam a superiore profecta stringat].

Наиболее известным последователем Пуфендорфа был немецкий философ Христиан Томазий (16551728), который в 1688 г. издал свои Institutiones Jurisprudentiae (Институции права), а в 1705 г. Fundamenta Juris Naturae et Gentium (Основы права естественного и права народов). Из английских натуралистов можно упомянуть о работах Фрэнсиса Хетчисона (Hutcheson), System of Moral Philosophy (Система нравственной философии, 1775 г.) и Томаса Ретерфорса (Rutherforth), Institutes of Natural Law (Институты естественного права), конспект курса лекций о Гроции, прочитанных в Кэмбриджском колледже св. Иоанна (2 тома, 17541756 гг.). Наконец, должны быть упомянуты Жан Барбейрак (16741744), французский ученый, переводчик и комментатор работ Гроция, Пуфендорфа и других, а также Жан-Жак Бурламаки (1694 1748), уроженец Женевы, написавший Principes du droit de la nature et des gens (Принципы естественного права и права народов).

Позитивисты. Позитивисты являются антиподами натуралистов. К ним относятся все те авторы, которые в отличие от Гоббса и Пуфендорфа не только защищают существование положительного международного права как результата обычая или международных договоров, но считают, что оно важнее международного естественного права, действительное существование которого некоторые позитивисты, идя таким образом, дальше Зёча, отрицают. Позитивистские авторы не имели большого влияния в XVII в., в течение которого победа оставалась за натуралистами и гроцианцами; время их влияния наступило в XVIII в.

Из авторов XVII в. должны быть упомянуты немцы Рахель и Текстор. Рахель издал в 1676 г. две свои диссертации De Jure Naturae et Gentium (О естественном праве и праве народов) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права под редакцией Ваr с английским переводом Bate (1916), см. Ruhland в Z. J., Bd. 34. 1925, S. 1112], где он определяет международное право как право, которому подчинено множество свободных государств и которое возникает путем молчаливого или положительно выраженного согласия этих государств [Dissertatio altera, XVI, Jus igitur gentlum est jus plurium liberarum gentium pacto sive placito expressim aut tacite initum, quo utilitatis gratia sibi invicem obligantur]. Текстор издал в 1630 г. свой Synopsis Juris Gentium (Обзор права народов) [Вышел в издаваемой Скоттом серии Классики международного права под редакцией Ваr и с переводом Bate (1916)]. По его мнению, право народов основано на обычае и на специальных соглашениях.

В XVIII в. огромное влияние приобрели вожди позитивистов Бэйнкерсгук (Bynkershoek), Мозер и Мартенс.

Корнелиус ван Бэйнкерсгук (16731743) [См. Phillipsou в J. С. L.;New Ser., 9, 1908, pp. 2749], знаменитый голландский юрист, не написал трактата о международном праве, но приобрел известность тремя книгами, касающимися отдельных разделов этого права. Он издал в 1702 г. труд De Dominio Maris (О господстве над морем) [Вышел в издаваемой Скоттом серии Классики международного права с переводом Magoffin (1923)], в 1721 г. De Foro Legatorum (О правовом положении послов) и в 1737 г. Questioпит Juris Publici, Libri Due (Две книги по вопросам публичного; права) [Вышел в издаваемой Скоттом серии Классики международного права с переводом Frаnk и с введением De Louter (1930). Согласно Бэйнкерсгуку, основой международного права является общее согласие народов, находящее свое выражение либо в международном обычае, либо в международных договорах.

Иоган Якоб Мозер (17011785) [Отзыв о Мозере можно найти у Verdross в Z. o. R., 3, 1923, S. 96102], немецкий профессор права, издал ряд работ по вопросам международного права; из которых должны быть упомянуты три: Grundsatze des jetzt ublichen Volkerrechts in Friedenszeiten (Принципы ныне применяемого в мирное время международного права, 1750 г.); Grundsatze des jetzt ublicken Volkerrechts in Kriegszeiten (Принципы ныне применяемого в военное время международного права, 1752 г.); Versuch des neuesten europaischen Volkerrechts in Friedens und Kriegszeiten (Опыт новейшего европейского международного права в мирное и военное время, 17771780 гг.). В книгах Мозера собран огромный фактический материал, имеющий величайшее значение для положительного международного права.

Георг Фридрих фон Мартенс (17561821), профессор права Геттингенского университета, также издал много работ по международному праву. Наиболее важной из них является его Precis du droit des gens moderne de lEurope (Очерк современного европейского международного права), вышедший в 1789 г.; английский перевод его был издан в 1795 г. Вильямом Коббеттом в Филадельфии, а новое издание с примечаниями Шарля Верже появилось лишь в 1864 г. в Париже. Мартенc начал выпускать знаменитое собрание международных договоров, которое под названием Martens, Recueil de Traites продолжается до наших дней [Георга-Фридриха фон Мартенса не следует смешивать с его племянником Шарлем де Мартенс, автором Causes сelebres du droit de gens (Знаменитые казусы международного права) и Guide diplomatique (Руководство по дипломатии). Был еще Ф. Ф. Мартенc, профессор Петербургского университета]. В свое время влияние Мартенса было велико, и даже теперь оно является значительным. Он не был исключительным позитивистом, так как не отрицал существования естественного международного права и иногда ссылался на последнее, находя пробелы в области положительного международного права. Но главное внимание он уделял положительному международному праву, которое строил исторически, на международном обычае и международных договорах.

Гроцианцы. Гроцианцы стоят на полпути между натуралистами и позитивистами. Они придерживаются гроциева различия между естественным и добровольным международным правом, но в отличие от Гроция считают, что положительное, или добровольное, право имеет такое же значение, как и естественное право, и поэтому уделяют внимание тому и другому. Влияние Гроция было так велико, что большинство авторов XVII и XVIII вв. были гроцианцами, но европейскую известность приобрели только двое из них Вольф и Ваттель.

Христиан Вольф (16791754), немецкий философ, был сначала профессором математики и философии в университетах в Галле и Марбурге, а затем вернулся в Галле в качестве профессора естественного и международного права; в 1749 г., семидесяти лет от роду, он издал свое произведение Jus Gentium Methodo Scientifico per Tractatum (Международное право, изложенное по научному методу) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права с переводом J. H. Drake и с введением Nippold (1934)]; за этим в 1750 г. последовали его Institutiones Juris Naturae et Gentium (Институции естественного и международного права). Вольфова концепция международного права находится под влиянием его понимания Civitas Gentium Maxima (великого государства народов). Факт существования семьи народов возведен у Вольфа в теорию, согласно которой вся совокупность государств образует всемирное государство, так называемое Civitas Gentium Maxima, стоящее над членами государствами. Эмерик де Ваттель (1714 1767), швейцарец, родом из Невшателя, поступивший на саксонскую службу и ставший посланником в Берне, вообще не намеревался дать оригинальную работу, а лишь взял на себя задачу ввести учение Вольфа о международном праве в европейские дворы и в среду дипломатов. Он издал в 1758 г. свою работу Le droit des gens ou principes de la loi naturelle appliques a la conduite et aux affaires des nations et des souverains (Право народов пли принципы естественного права в применении к поведению и делам наций и государей) [Вышла в издаваемой Скоттом серии Классики международного права, под редакцией Lapradelle с переводом Fenwick (1916); см. Staub, Die voIkerrechtlichen Lehren Vattels im Lichte der naturrechtlichen Doktrin, 1923; см. также de Montmorency, в J. C. L., New Ser., 10, 1909, pp. 1739]. Однако следует отметить, что Ваттель в предисловии к своей книге прямо отвергает концепцию Вольфа о Civitas Gentium Maxima. Книга Ваттеля вышла во многих изданиях и еще в 1863 г. была переиздана в Париже Прадье-Фодерэ. Английский перевод ее, сделанный Читти, появился в 1834 г. и выдержал несколько изданий. Влияние Ваттеля было очень велико.

Опубликовано на Порталусе 28 ноября 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Международное право.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама