Рейтинг
Порталус

Партийная систеа США

Дата публикации: 10 апреля 2009
Публикатор: эээ
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Вопросы межд.права →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1239332959


Введение

Партийная система США относится к типично двухпартийной системе. Более того, она относится к т.н. совершенной двухпартийной системе, где основные партии набирают более 90% голосов. Третьи партии повлиять на распределение власти не могут.
Политические партии в США образовались в XIX веке: Демократиче-ская - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в северных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями.
Демократическая партия выступает за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и оказание более широкой помощи развивающимся странам.
Республиканцы выступают за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам.
Республиканская и Демократическая партии имеют наиболее широкую поддержку избирателей. Они попеременно приходят к власти. Одна партия у власти, другая - в оппозиции. Исход любых выборов не вызывает никаких опасений: президент, вице-президент, конгрессмены, губернаторы штатов обязательно будут представителями Республиканской или Демократической партий. Подобную партийную систему можно отнести к двухпартийной. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США.
Весьма специфична организационная структура Республиканской и Демократической партий. Они не имеют постоянных политических про-грамм, постоянного членства и партийных билетов, членские взносы не взимаются. Только в 1974 г. демократы впервые приняли устав своей партии. Формально членами партий признаются те избиратели, которые на выборах проголосовали за кандидатов данной партии. К президентским выборам партии принимают лишь предвыборные платформы. Стабильность существования и активность деятельности Республиканской и Демократической партий обеспечивают профессиональный, постоянно действующий партийный аппарат. Он построен в соответствии с избирательной географией и административно-территориальным делением.
Низовой партийной организационной ячейкой является комитет избирательного участка во главе с "капитаном участка", назначаемым вышестоящим партийным органом.
Далее партийные структуры включают комитеты районов крупных городов, комитеты графств, городов и штатов.
Высшими органами партий являются национальные конвенты (съезды), проводимые один раз в четыре года (в год президентских выборов), на которых избираются национальные партийные комитеты, функционирующие между съездами.
Цель данной работы – изучить партийную систему США.

1. Основы конституционного строя США

Конституция США - самая "старая" из писаных конституций, дейст-вующих в настоящее время, и самая "старая" из вырабатывавшихся на на-циональном уровне. Основной закон США был создан в "новой" стране, на территории бывших английский колоний и не встречал сопротивления традиционных структур, существовавших на этих территориях. США первоначально были страной иммигрантов, и этот фактор оказывал влияние на их экономическую и политическую жизнь до начала ХХ в.
Конституции 1787 г. предшествовало принятие Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Последняя была провозглашена во время борьбы с Великобританией представителями тринадцати колоний - Виргинии, Массачусетса, Северной Каролины, Южной Каролины, Мэриленда, Род-Айленда, Коннектикута, Нью-Джерси, Нью-Гемпшира, Нью-Йорка, Делавэра, Пенсильвании и Джорджии, заявивших: "Мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшиеся на общий конгресс, призывая верховного Судию мира в свидетели правоты наших намерений, объявляем от имени и по уполномочию народа, что эти соединенные колонии суть и по праву должны быть свободные и независимые Штаты".
Каждый из штатов стал независимым государством. Однако необходимость борьбы с Великобританией заставила штаты заключить в 1777 г. конфедеративный союз. В 1783 г. война была завершена заключением Версальского договора, признавшего независимость колоний. В 1787 г. представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. Результаты работы превысили, однако, первоначальные замыслы устроителей Конвента, заседавшего при закрытых дверях с 14 мая по 17 сентября 1787 г. Вместо пересмотра статуса существовавшего союза была выработана Конституция нового государства.
В ней отразились интересы социальных групп, представленных в Конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т.е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи заново создаваемой ими конституционной системы. Состав Конвента нельзя назвать достаточно представительным: из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинули Конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее "законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента".
Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются не очень быстро. Одна из причин - повышенная "жесткость" Основного закона, сложная процедура его изменения. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая живая Конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы.
Учрежденная в США система центральных органов государственной власти стала притягательной моделью для большинства государств Цен-тральной и Южной Америки, хотя некоторые, порой впечатляющие вариации от страны к стране вполне очевидны. В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти - Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между этими органами как в прошлом, так и сейчас имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.
Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики Президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. В настоящее время Президент изби-рается в коллегии выборщиков, общее число которых равно общему числу депутатов Палаты представителей и сенаторов и плюс три представителя от округа Колумбия. Голосование этих 538 выборщиков проходит в коллегиях в штатах. Для избрания нужно набрать абсолютное большинство голосов, оно может быть разным; например, в 1976 г. Дж.Картер (р. 1924) получил перевес более чем в двести голосов, а Дж.Буш (р. 1924) в 1988 г. - только 20 голосов, а в 2000 г. Дж.Буш (младший) (р. 1946) - всего несколько голосов. Если ни один кандидат не получил такого большинства, то право избрания переходит к Палате представителей, которая избирает Президента из трех кандидатов, набравших наибольшее число голосов (два случая такого избрания: в 1820 г. Т.Джефферсон (1743-1826) и в 1824 г. Д.Адамс (1767-1848).
До 1913 г. и Сенат - верхняя палата Конгресса - состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789 г. формируется путем прямого голосования. В настоящее время один депутат представляет примерно 540 тыс. жителей. Выборы членов обеих палат проходят по униноминальной мажоритарной системе в один тур в избирательных округах, устанавливаемых легислатурами штатов.
Фактические отношения между тремя основными органами власти - Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом Республи-ки, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Известны три вида этого института. Прежде всего, если проект, принятый Конгрессом, не удовлетворяет Президента, то он возвращается обратно в парламент с изложением мотивов такого шага. На практике нередко случается, что Президент обращается к населению страны через средства массовой информации для объяснения своего решения. Конгресс может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате, что является весьма значительном барьером. С 1789 г. только 6% вето было преодолено. Второй вид вето - "карманное вето" (pocket veto), основывающееся на норме последней фразы второго абзаца разд. VII ст. 1. Вполне нормально, что Конституция предоставляет Президенту деся-тидневный срок для подписания законопроекта. Если в течение этого срока Конгресс прекращает работу и уходит на каникулы, то десятидневный срок не продолжает течь и закон может быть не промульгирован. Причем не требуется какого-либо письменного запрещения акта Конгресса. В этом случае последний должен снова принять законопроект на следующей сессии.
Вторым важным юридическим средством воздействия на Конгресс являются послания Президента. Эти послания имеют три различные формы: "О положении Союза", содержащее изложение осуществленных и будущих политических целей главы исполнительной власти; годовой доклад об экономике и изложение проекта бюджета. Посредством этих посланий Президент может косвенно направлять работу Конгресса, они также предназначены для ориентирования общественного мнения страны в отношении политики исполнительной власти. Из других юридических полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий, которые часто бывают более 300 дней в году, а в 1940 г. сессия продолжалась даже все 366 дней.
Сама Конституция не называет времени заседаний Конгресса; так что этот орган вполне может считаться постоянным парламентом, т.е. парламентом определяющим время, в течение которого он работает.
Об относительной самостоятельности Президента говорит и сущест-вующая на протяжении всей истории США так называемая привилегия ис-полнительной власти, которая позволяет ее главе и его помощникам не отвечать на вопросы Конгресса и органов судебной власти. Согласно разд. 3 ст. II Конституции Президент должен периодически представлять Конгрессу информацию о положении Союза, но никакое другое положение не обязывает его публично информировать кого бы то ни было, когда Президент полагает, что такая информация затрагивает интересы национальной безопасности. Представляется вполне нормальным молчание Президента в таких случаях. Информация остается секретной (иногда она сообщается на закрытых заседаниях комиссий). Так, уже в 1796 г. Г.Вашингтон (1732-1799) отказывался предоставить Конгрессу информацию о некоторых международных переговорах. Еще одним примером, случившимся через 150 лет, может служить несообщение Се-нату США содержания Ялтинских и Потсдамских соглашений (1945 г.). До Уотергейтского скандала в 70-х гг. XX в., несмотря на очевидное раздражение Конгресса, американские суды не были запрошены по время от времени возникавшим конфликтам между законодательной и исполни-тельной властями по поводу представления информации. Президент Р.М.Никсон (1913-1994), ссылаясь на привилегию исполнительной власти, стремился получить иммунитет от судебного преследования. В постановле-нии по делу United States v. Nixon Верховный суд США единогласно признал за Президентом право хранить молчание в целях обеспечения национальной безопасности, сохраняя в тайне соответствующую информацию. Суд, однако, установил пределы этой привилегии: информация должна быть представлена, когда того требуют интересы правосудия, и эта привилегия не может быть средством для того, чтобы уйти от преследования.


2. Общая характеристика партийной системы США

В США во второй половине XIX в. сформировалась уникальная пар-тийная система, существующая и по сей день и не имеющая аналогов в со-временном мире. Ее качественная сторона состоит в том, что на всех трех уровнях власти – общенациональном, региональном (штатном), местном – господствуют и соперничают друг с другом ведущие буржуазные партии: демократическая и республиканская. Их конкуренция и взаимодействие обеспечивают социально-политическую стабильность в обществе. По соци-альной базе и идейной направленности это крупные, пользующиеся широкой поддержкой (и не только со стороны различных слоев буржуазии) центристские либеральные партии, проповедующие традиционные американские ценности.
Когда правящей партией становятся республиканцы, то оппозицией являются демократы, даже если им принадлежит большинство в одной или двух палатах американского Конгресса.
Эти партии относятся к децентрализованным организациям, так как отсутствует большой партийный аппарат и нет прямой привязки их членов к работе в конкретной партийной организации. Приветствуется систематическая материальная поддержка со стороны активистов и сочувствующих, но нет такого явления, как ежемесячная обязательная уплата членских взносов.
Членство в партии определяется со слов заявителя по результатам со-беседования и итогам голосования на выборах.
Партии сконструированы как «партийные машины», так как их целью и смыслом существования является борьба за завоевание власти на регулярно проводимых и многочисленных выборах. Они не имеют четких партийных программ. Их роль частично выполняют предвыборные манифесты, принимаемые на съездах республиканской и демократической партий, посвященных выдвижению кандидатов в президенты и вице-президенты.
Свои съезды демократы и республиканцы проводят в крупных городах различных штатов.
В США в общенациональном масштабе нет специальных законов о партиях, хотя и урегулированы некоторые внешние аспекты деятельности политических организаций, участвующих в выборах.
Существовавшие в XIX в. серьезные расхождения в позициях этих партий по таким вопросам, как сохранение рабовладения, развитие экономики и ее регулирование, начиная с победы северян в Гражданской войне 1861 –1865 гг., постепенно стерлись.
Можно обозначить некоторые различия между этими двумя партиями.
1. По времени возникновения. Сначала возникла демократическая (1828 г.), а затем уже республиканская партия (1854 г.).
2. По отношению к пределам государственного вмешательства в регулирование социально-экономических процессов. Традиционно демократы выступают за более активную роль государства в этой сфере, нежели их конкуренты.
3. По представительству социально-экономических интересов.
В глазах общественности партией «большого бизнеса» выступают республиканцы, хотя и демократическая партия пользуется поддержкой богатых людей, в том числе и крупных предпринимателей. У демократов давние и обширные связи с профсоюзами, экологическими организациями, католической церковью.
Во время президентской кампании 2004 г. республиканцы сделали акцент на реформе сложной налоговой системы, на существенном увеличении мощи вооруженных сил и расходов на оборону, а демократы выступали за приоритетное решение вопросов образования, здравоохранения, охраны окружающей среды.
Все другие партии (партия реформ, коммунистическая, социалистические, которых несколько, социал-демократы США и др.) – маловлиятельные и не являются серьезной политической силой.
Компартия весьма малочисленна и никогда не запрещалась властями. В последние годы набирают силу политизированные организации «зеленых», пропагандирующие популярные экологические и социальные лозунги.
Существуют в США и околопартийные структуры. Например, в одном из городов Вермонта – Южном Берлингтоне – действует штаб-квартира американской организации DFA (DemocracyForAmerica). Как следует из названия, эта организация близка демократам. В выборах президента страны 2004 года участвовал демократический кандидат Говард Дин. Он не прошел праймериз, проиграл Джиму Керри. Но для поддержки своей избирательной кампании он успел создать мощную всеамериканскую сеть добровольцев, объединенную предвыборными штабами. Разрушать эту структуру после выборов ему показалось нелогичным. Так и родилась DFA, которую ныне возглавляет его брат Джеймс. Цели организации просты – помощь (финансовая и органи-зационная) баллотирующимся на разные посты кандидатам от Демократической партии, сбор средств на осуществление этой помощи, широкая пропаганда идей партии.
Однако, помощь оказывается не всем желающим. Недостаточно быть просто кандидатом от демократов. Необходимо еще обладать авторитетом в среде избирателей, иметь серьезные шансы на победу. Победившие кандидаты укрепляют авторитет организации, привлекают в нее новых сторонников, да и сами, занимая выборные должности, помогают ее функционированию.
Очень многие граждане США считают, что должны отдать долг стране добровольным служением. Выражается это служение в уборке мусора, оказании помощи нищим, больным людям, участии в социальных проектах, а также в безвозмездной поддержке любимой политической партии или кандидата.
Чаще всего волонтеров привлекают в избирательных кампаниях для двух вещей: агитация от дома к дому и сбор средств. Избиратель не пойдет голосовать за кандидата, которого знает только по публикациям в газетах или по видеосюжетам в новостях. Здесь важен индивидуальный подход, личное общение. Все кандидаты стремятся во время кампании встретиться с как можно большим количеством избирателей, пожать руку, довести до них свои взгляды. Несомненно, сам кандидат не в состоянии обойти сотни тысяч домов. Тут на помощь приходят волонтеры, которые не только распространяют полиграфическую продукцию (листовки, флаеры, приглашения, письма), но и рассказывают о политической платформе своего кандидата. Причем, поскольку это все делается не за деньги, а по идейным соображениям, такая агитация чрезвычайно эффективна. Волонтеры относятся к своему делу с душой, и это окупается.
Другой процесс тоже нетипичен для России. Fundraising или сбор средств на выборы. В отличие от нашего, избирательное законодательство в США не ограничивает размер избирательного фонда кандидата. Ограничен лишь предел пожертвований от одного гражданина или юридического лица. В этих условиях отдельным искусством является процесс привлечения масс частных лиц и организаций к пожертвованию в избирательный фонд. Этим и занимаются волонтеры. Причем, они не просто ходят по домам с протянутой рукой. Действенный способ собрать деньги – организация вечеринок, званых обедов и ужинов. Едой там кормят «чисто символически». Зато много выступают с речами, с агитацией в пользу кандидата. Сам кандидат стремится тоже обязательно выступить на таких мероприятиях. Самое интересное, что в этих условиях бережливые американцы охотно жертвуют свои деньги на проведение кампании. Популярным кандидатам на выборах в федеральные структуры удается собирать таким образом миллионы долларов в рамках одного штата.
Несмотря на важность партийных институтов в США, отношение к ним от штата к штату варьируется. Есть штаты, по большей части верные одной определенной позиции. Например, Техас считается штатом республиканским, а Нью-Йорк – демократическим. Вермонт, штат особый. Здесь важна не принадлежность к партии, а личность кандидата, его политические взгляды, предвыборные обещания. Так, например, при общей демократической направленности населения (большинство членов Сената штата и Конгресса штата являются демократами) губернатором Вермонта является республиканец. Людям близки его идеи управления.
Для проведения праймериз необходимо определить, кем являются голосующие избиратели. Реализуется это через институт предварительной регистрации избирателей перед выборами. То есть за некоторое время до выборов каждый избиратель должен явиться лично на избирательный участок (либо в мэрию) и указать свою партийную принадлежность. Можно зарегистрироваться заранее, а можно даже во время выборов. Кроме того, в праймериз участвуют не только партийные граждане, а абсолютно все. Конечно, в определенной степени, это искажает чистоту волеизъявления, но в условиях, когда важна личность кандидата, а не его политическая принадлежность, это уже не важно.


3. Участие партий в избирательном процессе

Свободные выборы рассматриваются в США как важнейший элемент демократии. В этой крупной стране, имеющей к тому же федеративное уст-ройство, избирается большое число различных органов государственной власти – федеральных, штатных и местных. Конституция США в своем первоначальном виде вместе с конституциями штатов создали отнюдь не демократическую избирательную систему, и только во второй половине XX в., после многих реформ, эта система сумела избавиться от наиболее существенных своих недостатков. Развитие избирательного права сопровождалось приспособлением к двухпартийной системе (и наоборот), которая постепенно создала сильные преграды для проникновения в органы государственной власти представителей других политических партий.
Согласно Конституции избирательная система, в том числе по выборам Президента и Конгресса США, устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда – исключительная пестрота избирательных систем, несхожесть многих аналогичных положений в различных штатах. Чтобы ввести какие-то требуемые жизнью единообразные нормы для всей страны, каждый раз необходимо вносить соответствующую поправку в Конституцию США.
Регулирование Конституцией избирательной системы затрагивает главным образом пассивное избирательное право. Так, в основном тексте устанавливаются определенные требования к кандидатам при выборах Президента, Вице-президента, сенаторов и членов Палаты представителей. Указывается, что штат сам в лице своей исполнительной власти издает приказ о проведении выборов, если открывается вакансия по его представительству в Конгрессе.
К числу конституционных норм, регулирующих активное избирательное право граждан, относятся следующие:
 XV поправка (1870 г.) – запрет расовой дискриминации на выборах;
 XIX поправка (1920 г.) – предоставление избирательного права женщинам;
 XXIII поправка (1961 г.) – предоставление права избирать президентских выборщиков жителям федерального округа Колумбия;
 XXIV поправка (1964 г.) – запрет ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога;
 XXVI поправка (1971 г.) – предоставление права участвовать в голосовании гражданам с 18 лет.
В США действует всеобщее и равное избирательное право. Этому способствовали указанные выше поправки к Конституции, а также законодательство о гражданских правах, принятое в 60–70-е гг. Новыми законами был установлен судебный порядок обжалования действий должностных лиц, отказывающих гражданину в праве участвовать в голосовании. Одновременно фактически были отменены наиболее одиозные цензы грамотности и образования, с помощью которых длительное время лишались права голоса значительные категории населения, особенно негритянского.
В то же время в ряде штатов сохранились некоторые цензы, отстра-няющие некоторых граждан от участия в выборах, например ценз оседлости.
Активное избирательное право принадлежит всем лицам, имеющим гражданство США, достигшим 18 лет и проживающим в данной местности в течение определенного времени (для президентских выборов – 30 дней, для других выборов – от трех месяцев до одного года). Лишены права голосовать душевнобольные и осужденные. В некоторых штатах в местных выборах не участвуют бедняки (пауперы).
Регистрация избирателей производится органами местного управления (графства или города) или специальными избирательными комиссиями. В некоторых штатах списки избирателей являются постоянными и только уточняются от выборов к выборам.
Разрешается регистрация и голосование по почте, чем пользуются, в частности, живущие за рубежом дипломаты, военнослужащие и другие лица. Иногда для регистрации устанавливается срок (за месяц до выборов). Многие из зарегистрированных избирателей на выборы не являются (так называемый абсентеизм); даже на президентских выборах обычно отсутствует свыше 40 процентов избирателей.
Системы выдвижения кандидатов устанавливаются законами штатов в зависимости от уровня выборов в органы власти (федеральные, штатные или местные). Наиболее простая из них – петиционная, которая требует, чтобы под документом о выдвижении кандидата было собрано установленное законом число подписей избирателей. Такая система является единственно возможной для выдвижения независимых кандидатов или представителей малых партий, поскольку другие системы выдвижения фактически дают такую возможность лишь двум крупным партиям – демократической и республиканской.
Петиционная система может быть относительно эффективной только для выдвижения кандидатов в местные органы власти, поскольку организовать сбор подписей под петицией в пользу единого кандидата в масштабе штата, а тем более всей страны без мощной организации и вопреки позициям основных партий практически невозможно.
В некоторых штатах сохраняется архаичная система выдвижения кандидатов на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней. Таким образом, начиная с партийного собрания городского квартала, выдвигаются кандидаты на должности мэров и советников органов местного самоуправления городских районов, городов и графств, а затем на выборные должности в органы власти штата (губернаторы, члены законодательных собраний и другие выборные должности). Одновременно такие партийные собрания и съезды избирают делегатов на вышестоящий съезд своей партии, который, в свою очередь, выдвигает кандидатов на выборные должности соответствующих органов власти. Эта система, долгое время доминировавшая, вызывала острую критику вследствие неограниченного засилья партийных боссов и полного отстранения рядовых членов партий от выдвижения кандидатов на выборные должности всех уровней. Поэтому применительно, например, к выдвижению кандидата от партии на пост Президента США или губернатора штата она была заменена системой первичных выборов (праймериз).
Праймериз существует теперь в большинстве штатов США. В различных штатах эта система имеет свои особенности, но в основном на первичных выборах, организуемых в связи с выборами главы государства: избирателями штата утверждается партийный кандидат на пост Президента США, которого затем данная партийная организация штата обязана представить национальному съезду партии (этот съезд отбирает одного кандидата для участия во "вторичных", т. е. в собственно выборах). В ходе голосования члены партии, зарегистрированные как избиратели, также утверждают делегатов на национальный съезд партии, которые, как правило, по закону обязаны голосовать на съезде за кандидата, утвержденного на первичных выборах.
Теоретически на национальный съезд партии могут быть представлены 50 кандидатов (т. е. по одному кандидату от каждого штата), прошедших праймериз, но на деле этого не происходит, и борьбу ведут 2–3 крупных партийных деятеля общенационального масштаба. Таким образом, на первичных выборах, которые длятся в штатах с февраля по июнь каждого выборного года, фактически предопределяются кандидаты на пост Президента США от каждой партии.
Имена кандидатов, выдвинутых на выборные должности, вносятся в избирательный бюллетень или закладываются в машину для голосования. Поскольку обычно одновременно проводятся выборы в различные органы государственной власти и на несколько выборных должностей, сводный бюллетень оказывается очень длинным. В большинстве штатов применяются машины для голосования, представляющие собой кабины с кнопками против альтернативных кандидатов, в этом случае от избирателя требуется только нажать соответствующие кнопки. Такая машина существенно облегчает процесс голосования и уменьшает возможность мошенничества при подсчете голосов.
Выборы проходят по избирательным округам, разбитым на участки. В каждом округе обычно избирается один депутат, хотя баллотируется не-сколько кандидатов. Избирательные округа образуются штатами по принципу равного количества проживающих избирателей. Длительное время для США была характерна одиозная "избирательная география", которая означала произвольную разбивку территории штата на округа с различным числом избирателей, а потому приводила к неравному представительству населения в выборных органах. Верховный суд США в 1962 г. признал такое положение недопустимым, высказавшись за равенство избирательных округов, после чего положение было исправлено.
Организация выборов характеризуется шумной и красочной пропагандистской кампанией, широким использованием радио- и телевизионных средств.
Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительного большинства, т. е. когда побеждает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос. Штаты не устанавливают минимального числа избирателей, ниже которого выборы признавались бы несостоявшимися. Поэтому даже самая массовая неявка избирателей на выборы сама по себе не влияет на определение ре-зультатов.

4. Участие партий в работе Конгресса

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Граждане США избирают обе его палаты на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Конгресс призван выражать интересы всего американского народа и в то же время – интересы штатов, объединенных в федеративное государство. Как организация, так и деятельность этого органа выражают идеи народовластия и представительной демократии.
В соответствии с принципом разделения властей Конгресс имеет ис-ключительное право издавать законы, исполнение и применение которых обязательно на всей территории США. В Конгрессе представлены две ведущие политические партии, одна из которых всегда находится в оппозиции к Президенту и его администрации, осуществляя критику внутренней и внешней политики. Этот орган не вправе осуществлять контроль над исполнительной властью, т. е. отправлять администрацию в отставку, давать ей обязательные указания и т. д., но он все же оказывает заметное влияние на практическую деятельность администрации. Конгресс оказывает сдерживающее воздействие на Президента, не давая его власти перерасти в абсолютную. Взаимодействие законодательной власти с исполнительной и судебной обеспечивает единство государственной власти.
Деятельность Конгресса тесно связана с общественностью, средствами массовой информации. В стенах этого органа часто проходят важные обсуждения актуальных общественных и международных проблем.
Конгресс строится на двухпалатной основе (бикамерализм). Такая структура типична для демократических парламентов, нуждающихся в создании гарантий от возможных ошибок в законодательном процессе; каждая палата как бы сдерживает "горячность" другой и способна ее поправить.
Палаты американского Конгресса формально равноправны, но каждая из них имеет специальную компетенцию и по-разному представляет население страны (Палата представителей – пропорционально численности населения штатов, а Сенат – на основе равенства представительства штатов). Сенат, выражая федеративный характер государства, одновременно придает системе федеральной государственной власти стабильный характер: срок полномочий сенаторов – 6 лет, в то время как Президента США – 4 года, а Палаты представителей – 2 года. По стабильности срока своих полномочий Сенат уступает только Верховному суду США.
Статус Сената как верхней палаты подчеркивается более высокими требованиями к избранию его членов (по возрасту и стажу гражданства).
Партийные органы играют главную роль в организации работы каждой палаты. Они действуют самостоятельно и не подчиняются национальным исполкомам своих партий, хотя и тесно с ними связаны.
Члены каждой партии в каждой палате образуют фракцию, которая на своей закрытой конференции (кокус) избирает лидера. Лидеры большинства в Сенате и Палате представителей (это могут быть представители разных партий) фактически руководят своими палатами, в то время как лидеры меньшинства организуют оппозицию. Под руководством лидеров работают партийные "кнуты" и их помощники, которые обеспечивают дисциплину во фракциях, а главное – нужное голосование. На конференции фракции избирается "рулевой комитет", в который входят партийные руководители; этот комитет обеспечивает единство партийной политики, улаживает разногласия внутри фракции и т. д. Фракции образуют и другие комитеты со специальными функциями.




Заключение

Важнейшей особенностью политической системы США является двухпартийная система, сформировавшаяся в ходе исторического развития страны. При этой системе к власти попеременно приходят только две наиболее влиятельные политические партии – Республиканская и Де-мократическая. Неофициальный символ партии республиканцев – слон, демократов – осел.
Наличие третьих партий (Партии Зеленых, Конституционной и Либертарианской) не мешает двум главным управлять.
В свое время (незадолго до начала и во время гражданской войны 1861 1865 гг.) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а демократическая партия была политической организацией рабовладельцев южан. Затем политические различия между партиями стерлись. Современный облик Республиканской и Демократической партий оформился во многом в 1930 е годы. Республиканцы в основном ориентируются на богатых, образованных и консервативных избирателей. Демократы же находят поддержку среди представителей всевозможных меньшинств, менее образованных и более либеральных американцев. Республиканцы обычно говорят о ценностях семьи, индивидуализма, надежной обороноспособности страны, минимальном вмешательстве государства в экономику и об ограничении регулирования деятельности большого бизнеса. Демократы видят роль правительства как некоего "социального арбитра", который обеспечит социальную справедливость и занятость.
Партии не имеют фиксированного членства и членских билетов. В Америке членами партии считаются только те, кто занимает выборные должности в партии и собирается на ее съезды. Партии имеют разветвленный партийный аппарат в штатах и в столице. Практически во всех штатах, за исключением Южной Каролины, существует огромное ко-личество комитетов, советов и комиссий, регулирующих деятельность партии. Как правило, структуры партий состоят из председателей партийных организаций избирательных округов, председателей комитетов графств, которые обычно избираются председателями округов. На уровне штата существует съезд партии, исполнительный комитет и председатель партии штата. То, как формируются эти органы, целиком и полностью зависит от штата.
Каждая партия имеет Национальный комитет. В Национальный комитет Республиканской партии входят по два представителя от каждого штата (обязательно мужчина и женщина) и председатели партийных организаций штатов, в которых большинство избирателей проголосовало за Республиканскую партию на последних выборах. В Национальный комитет Демократической партии входят более 300 человек, каждый из которых избирается на срок в 4 года на национальных съездах партии. В жизни партий Национальные комитеты играют незначительную роль.
Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Съезд партий собирается каждые четыре года для принятия программы и для выдвижения кандидатов на посты пре-зидента и вице Президента.

Список литературы

1. Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. – 1992, №2.
2. Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. М.: Юриспруденция, 2001.
3. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003.
4. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М.: Изд. МГУ, 2002.
5. Боботов С. В. Введение в правовую систему США. М., 2005.
6. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М.: Логос, 2003.
7. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы со-временности. М.: Междунар. отношения, 2004.
8. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местное управление в зарубеж-ных странах: правовые аспекты. М.: Спарк, 2001.
9. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Органы местного управления в США и Западной Европе. Екатеринбург-Челябинск: УрАГС, 2003.
10. Загладин Н. США: общественно-политическое развитие на рубеже нового века // МЭМО. – 2001, №5.
11. Захаров А. Федерализм и деволюция: опыт США// Конституци-онное право: обозрение. 2004 (29).
12. Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США-Канада: экономика, политика, культура. – 2000, №11.
13. Каменский В.Г. Билль о правах в политической истории США. М., 2003.
14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Б. А. Страшун. М: Норма, 2001. Т. 4.
15. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М.: Норма, 2006.
16. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: Учеб. пособие. М., 2001.
17. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая гео-графия мира. М., 2003.
18. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2003.
19. Чиркин В. Е., Юдин Ю. А. и др. Сравнительное конституционное право. М., 2005.

Опубликовано на Порталусе 10 апреля 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама