Главная → МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО → Содружество Независимых Государств: настоящее и будущее
Дата публикации: 29 апреля 2014
Автор(ы): Валентин Величко - министр по делам СНГ Республики Беларусь →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО →
Источник: (c) "БЕЛАРУСЬ В МИРЕ" No.004 12-01-97 →
Номер публикации: №1398771613
Валентин Величко - министр по делам СНГ Республики Беларусь, (c)
Прежде всего следует отметить, что противниками интеграции часто выступают различные силы внутри СНГ. Это связано с тем, что интеграционные процессы подразумевают передачу части суверенитета наднациональным органам управления в обмен на выгоды экономического объединения. Опыт других интеграционных образований, прежде всего Европейского Со
В ходе первых шести лет существования СНГ одновременно происходило как становление суверенитета государств, так и поиск оптимальной модели их взаимоотношений. Анализируя процесс становления СНГ, можно выделить четыре наиболее важных этапа в его развитии, выявить те интеграционные инициативы, которые сопровождали весь шестилетний путь Содружества.
Этапы развития СНГ
Первый этап развития СНГ - этап формирования - относится к концу 1991 года, когда было подписано известное беловежское соглашение. Ситуация складывалась таким образом, что распад Союза мог пойти по пути противопоставления славянских и тюркских республик, привести к конфронтации на этнической основе и к непредсказуемым последствиям. К тому же, отсутствовала сама система межгосударственных отношений внутри всего постсоветского пространства, а также формула отношений со странами дальнего зарубежья и международными организациями. На этом фоне процесс установления новых отношений и их организационного оформления на постсоветском пространстве потребовал оперативной идеи и быстрой ее реализации. Через пять дней после беловежской встречи в Ашхабаде собрались лидеры центральноазиатских государств - Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. В ходе трудных переговоров ключевой стала позиция Н. Назарбаева, поддержанная И. Каримовым.
В основе этой позиции лежало предложение начать диалог с руководителями славянских государств с тем, чтобы войти в Содружество на правах учредителей. Чтобы предотвратить растущую дезинтеграцию и признаки недоверия в отношениях между республиками, Н. Назарбаев настоял на проведении встречи с участием всех заинтересованных государств в Казахстане. Такая встреча состоялась 21 декабря 1991 года в Алматы. С момента этой встречи появился новый термин - Содружество Независимых Государств с соответствующей аббревиатурой СНГ. Можно сказать, что образование СНГ в тот момент решало задачу придать цивилизованный характер распаду СССР, предотвратить потенциально существовавшие конфликты между государствами и заложить основу для нормальных межгосударственных отношений между бывшими советскими республиками.
Второй этап развития СНГ - 1992 год и начало 1993 года - казахстанские аналитики назвали этапом формирования организационной основы СНГ. На этом этапе была сформирована организационная структура Содружества - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ, затем созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны. К этому же этапу относится и начало деятельности Исполнительного Cекретариата СНГ.
В ходе третьего этапа, в 1993 -1 994 годах, была начата работа по формированию правовой основы взаимоотношений стран Содружества. Были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений. Особенно важным стало подписание в 1993 году договора о создании экономического союза. Этот шаг лидеров СНГ был своевременным, так как Содружество в то время находилось в глубоком кризисе, сопровождавшемся нарастанием социально-экономической напряженности.
Такая ситуация подрывала саму идею СНГ как сообщества дружественных государств.
В этот период возникла необходимость концептуальных разработок, которые бы целостно и реалистично определяли перспективы развития постсоветского пространства. Президентом Казахстана Н. Назарбаевым была выдвинута идея формирования нового интеграционного объединения - Евразийского союза государств. 3 июня 1994 года проект формирования Евразийского союза государств был направлен главам государств СНГ. Эта инициатива вызвала положительную реакцию со стороны общественности как у нас в Казахстане, так и за его пределами. Проект нашел одобрение и поддержку со стороны видных государственных и политических деятелей стран СНГ, Европы и Азии. Многие лидеры в своих посланиях и публичных выступлениях указывали, что в этом проекте предложена цивилизованная формула сочетания национально-государственных интересов с необходимостью интеграции на новой основе, прежде всего в экономической сфере.
В 1995 -1 996 годах Содружество вступило в этап формирования более тесных отношений: началось формирование таможенного союза между Казахстаном, Россией, Беларусью и Кыргызстаном. В марте 1996 года между этими странами был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, известный как договор "4+n". В этих условиях, как мне представляется, важное значение для реалистического понимания перспектив развития постсоветского пространства имеют взгляды Президента Н. Назарбаева, изложенные им в работе "На пороге ХХI века".
Интеграция без равенства не имеет будущего
В настоящее время стала очевидной актуальность предложенной еще два года назад идеи двухскоростной и многоярусной интеграции, формирования своеобразных "интеграционных центров", которые, по мнению Президента Н. Назарбаева, должны составить страны достаточно близкие по уровню продвинутости экономических реформ и по уровню жизни. В ходе встреч лидеров стран Содружества на двустороннем и многостороннем уровне, которые состоялись в последние два года, шел поиск наиболее приемлемых вариантов региональной интеграции. В результате таких контактов появился Договор о Сообществе России и Беларуси, Межгосударственный совет Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана; рассматривается возможность создания таможенного союза между Украиной и Молдовой. Это - естественный, и, возможно, наиболее востребованный путь экономического сближения государств, тем более что интеграционные процессы в рамках СНГ не вступают в противоречие с развитием двусторонних отношений. Характерно, что сегодня на пространстве Содружества - и этого никто не отрицает - присутствует взаимное стремление к единению для преодоления существующих трудностей, как в рамках сообщества в целом, так и в каждом государстве в отдельности. Решения, принятые в феврале 1997 года на заседании Интеграционного комитета "четверки" стран-членов СНГ, еще раз продемонстрировали стремление России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана к созданию действенного механизма реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Реальные результаты уже имеются: в 1997 году удельный вес стран Содружества в общем внешнем товарообороте Казахстана составит порядка 50 %. По инициативе Президента Н. Назарбаева страны "четверки" в октябре рассмотрели вопрос о применении налога на добавленную стоимость по месту назначения товара и выразили готовность к исчислению НДС таким путем с 1 января 1998 года. Это открывает более широкие возможности роста внешней торговли Казахстана с Беларусью, Россией и Кыргызстаном.
Тем не менее, сегодня, как отмечал Президент Н. Назарбаев, необходимы ясная стратегия и реальные цели. И здесь четкая цель реального интеграционного объединения - единый рынок, единый в смысле отсутствия любых технических и налоговых границ, ставящих барьер свободному движению товаров, капитала и рабочей силы.
Cамая большая опасность для реальной интеграции - это призывы и попытки силовой реинтеграции. Опыт эффективной интеграции на пороге ХХI века свидетельствует о том, что наиболее приемлемыми являются прежде всего рычаги экономического и культурного влияния. Чрезвычайно рискованно заменять их на внешне эффектные, но на деле архаичные и неэффективные средства, пытаться искусственно переносить опыт СССР на пространство СНГ.
Необходимое условие реальной интеграции - признание взаимодействия государств Содружества в качестве приоритетного направления во внешней политике стран СНГ. Ключевое условие для интеграции - признание сложившихся политических институтов разных государств, а также однозначное признание территориальной целостности государств СНГ. Кроме того, как заявил президент Казахстана, "интеграция, которая не будет базироваться на принципе равенства, будущего не имеет". Бесспорно, развитие двусторонних отношений, интеграция в рамках СНГ возможны только на основе соблюдения взаимных интересов, сохранения суверенитета и территориальной целостности государств. Это положение лежит в основе проводимой Казахстаном внешней политики. Совершенно очевидно, что интеграционизм, основанный на равенстве, добровольности и прагматическом интересе, является одной из главных предпосылок для достойного будущего Евразийского союза, за что последовательно выступает Президент Казахстана Н. Назарбаев.
Опубликовано на Порталусе 29 апреля 2014 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK