Рейтинг
Порталус

Содружество Независимых Государств: настоящее и будущее

Дата публикации: 29 апреля 2014
Автор(ы): Валентин Величко - министр по делам СНГ Республики Беларусь
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) "БЕЛАРУСЬ В МИРЕ" No.004 12-01-97
Номер публикации: №1398771613


Валентин Величко - министр по делам СНГ Республики Беларусь, (c)

После встречи глав государств в Кишиневе в октябре этого года стало ясно, что проблемы СНГ не малосущественны, как утверждалось раньше, а весьма значительны. Сейчас важно не впасть в крайность, высказывая бесконечные претензии в адрес друг друга и Содружества в целом и не предлагая ничего взамен. В этой ситуации важны не упреки прошлому Содружеству, а четко сформулированная концепция его будущего. Создание такой концепции возможно только на основе беспристрастного анализа пройденного Содружеством пути, детального выяснения того, что мешает нам идти вперед.

Прежде всего следует отметить, что противниками интеграции часто выступают различные силы внутри СНГ. Это связано с тем, что интеграционные процессы подразумевают передачу части суверенитета наднациональным органам управления в обмен на выгоды экономического объединения. Опыт других интеграционных образований, прежде всего Европейского Со

 

В ходе первых шести лет существования СНГ одновременно происходило как становление суверенитета государств, так и поиск оптимальной модели их взаимоотношений. Анализируя процесс становления СНГ, можно выделить четыре наиболее важных этапа в его развитии, выявить те интеграционные инициативы, которые сопровождали весь шестилетний путь Содружества.

 

Этапы развития СНГ

 

Первый этап развития СНГ - этап формирования - относится к концу 1991 года, когда было подписано известное беловежское соглашение. Ситуация складывалась таким образом, что распад Союза мог пойти по пути противопоставления славянских и тюркских республик, привести к конфронтации на этнической основе и к непредсказуемым последствиям. К тому же, отсутствовала сама система межгосударственных отношений внутри всего постсоветского пространства, а также формула отношений со странами дальнего зарубежья и международными организациями. На этом фоне процесс установления новых отношений и их организационного оформления на постсоветском пространстве потребовал оперативной идеи и быстрой ее реализации. Через пять дней после беловежской встречи в Ашхабаде собрались лидеры центральноазиатских государств - Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана. В ходе трудных переговоров ключевой стала позиция Н. Назарбаева, поддержанная И. Каримовым.

В основе этой позиции лежало предложение начать диалог с руководителями славянских государств с тем, чтобы войти в Содружество на правах учредителей. Чтобы предотвратить растущую дезинтеграцию и признаки недоверия в отношениях между республиками, Н. Назарбаев настоял на проведении встречи с участием всех заинтересованных государств в Казахстане. Такая встреча состоялась 21 декабря 1991 года в Алматы. С момента этой встречи появился новый термин - Содружество Независимых Государств с соответствующей аббревиатурой СНГ. Можно сказать, что образование СНГ в тот момент решало задачу придать цивилизованный характер распаду СССР, предотвратить потенциально существовавшие конфликты между государствами и заложить основу для нормальных межгосударственных отношений между бывшими советскими республиками.

Второй этап развития СНГ - 1992 год и начало 1993 года - казахстанские аналитики назвали этапом формирования организационной основы СНГ. На этом этапе была сформирована организационная структура Содружества - Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ, затем созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны. К этому же этапу относится и начало деятельности Исполнительного Cекретариата СНГ.

В ходе третьего этапа, в 1993 -1 994 годах, была начата работа по формированию правовой основы взаимоотношений стран Содружества. Были разработаны и подписаны сотни многосторонних и двусторонних соглашений. Особенно важным стало подписание в 1993 году договора о создании экономического союза. Этот шаг лидеров СНГ был своевременным, так как Содружество в то время находилось в глубоком кризисе, сопровождавшемся нарастанием социально-экономической напряженности.

Такая ситуация подрывала саму идею СНГ как сообщества дружественных государств.

В этот период возникла необходимость концептуальных разработок, которые бы целостно и реалистично определяли перспективы развития постсоветского пространства. Президентом Казахстана Н. Назарбаевым была выдвинута идея формирования нового интеграционного объединения - Евразийского союза государств. 3 июня 1994 года проект формирования Евразийского союза государств был направлен главам государств СНГ. Эта инициатива вызвала положительную реакцию со стороны общественности как у нас в Казахстане, так и за его пределами. Проект нашел одобрение и поддержку со стороны видных государственных и политических деятелей стран СНГ, Европы и Азии. Многие лидеры в своих посланиях и публичных выступлениях указывали, что в этом проекте предложена цивилизованная формула сочетания национально-государственных интересов с необходимостью интеграции на новой основе, прежде всего в экономической сфере.

В 1995 -1 996 годах Содружество вступило в этап формирования более тесных отношений: началось формирование таможенного союза между Казахстаном, Россией, Беларусью и Кыргызстаном. В марте 1996 года между этими странами был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, известный как договор "4+n". В этих условиях, как мне представляется, важное значение для реалистического понимания перспектив развития постсоветского пространства имеют взгляды Президента Н. Назарбаева, изложенные им в работе "На пороге ХХI века".

 

Интеграция без равенства не имеет будущего

 

В настоящее время стала очевидной актуальность предложенной еще два года назад идеи двухскоростной и многоярусной интеграции, формирования своеобразных "интеграционных центров", которые, по мнению Президента Н. Назарбаева, должны составить страны достаточно близкие по уровню продвинутости экономических реформ и по уровню жизни. В ходе встреч лидеров стран Содружества на двустороннем и многостороннем уровне, которые состоялись в последние два года, шел поиск наиболее приемлемых вариантов региональной интеграции. В результате таких контактов появился Договор о Сообществе России и Беларуси, Межгосударственный совет Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана; рассматривается возможность создания таможенного союза между Украиной и Молдовой. Это - естественный, и, возможно, наиболее востребованный путь экономического сближения государств, тем более что интеграционные процессы в рамках СНГ не вступают в противоречие с развитием двусторонних отношений. Характерно, что сегодня на пространстве Содружества - и этого никто не отрицает - присутствует взаимное стремление к единению для преодоления существующих трудностей, как в рамках сообщества в целом, так и в каждом государстве в отдельности. Решения, принятые в феврале 1997 года на заседании Интеграционного комитета "четверки" стран-членов СНГ, еще раз продемонстрировали стремление России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана к созданию действенного механизма реализации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Реальные результаты уже имеются: в 1997 году удельный вес стран Содружества в общем внешнем товарообороте Казахстана составит порядка 50 %. По инициативе Президента Н. Назарбаева страны "четверки" в октябре рассмотрели вопрос о применении налога на добавленную стоимость по месту назначения товара и выразили готовность к исчислению НДС таким путем с 1 января 1998 года. Это открывает более широкие возможности роста внешней торговли Казахстана с Беларусью, Россией и Кыргызстаном.

Тем не менее, сегодня, как отмечал Президент Н. Назарбаев, необходимы ясная стратегия и реальные цели. И здесь четкая цель реального интеграционного объединения - единый рынок, единый в смысле отсутствия любых технических и налоговых границ, ставящих барьер свободному движению товаров, капитала и рабочей силы.

Cамая большая опасность для реальной интеграции - это призывы и попытки силовой реинтеграции. Опыт эффективной интеграции на пороге ХХI века свидетельствует о том, что наиболее приемлемыми являются прежде всего рычаги экономического и культурного влияния. Чрезвычайно рискованно заменять их на внешне эффектные, но на деле архаичные и неэффективные средства, пытаться искусственно переносить опыт СССР на пространство СНГ.

Необходимое условие реальной интеграции - признание взаимодействия государств Содружества в качестве приоритетного направления во внешней политике стран СНГ. Ключевое условие для интеграции - признание сложившихся политических институтов разных государств, а также однозначное признание территориальной целостности государств СНГ. Кроме того, как заявил президент Казахстана, "интеграция, которая не будет базироваться на принципе равенства, будущего не имеет". Бесспорно, развитие двусторонних отношений, интеграция в рамках СНГ возможны только на основе соблюдения взаимных интересов, сохранения суверенитета и территориальной целостности государств. Это положение лежит в основе проводимой Казахстаном внешней политики. Совершенно очевидно, что интеграционизм, основанный на равенстве, добровольности и прагматическом интересе, является одной из главных предпосылок для достойного будущего Евразийского союза, за что последовательно выступает Президент Казахстана Н. Назарбаев.

Опубликовано на Порталусе 29 апреля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама