Рейтинг
Порталус

Хотят ли русские нефтяники войны?

Дата публикации: 05 сентября 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1409929528


Автор: Николай Иванов

Россия еще не выработала своего отношения к возможному переделу нефтяного мира

Россия все еще ищет свой путь самоидентификации на мировом нефтяном рынке. Дело это крайне сложное, отягченное, к тому же, рядом исторических, экономических, политических обстоятельств.

Первая проблема, возникающая на пути, связана с самой постановкой задачи. Может ли быть у страны самостоятельная позиция на рынке, если субъектом рынка она не является? Однозначно отрицательный ответ, судя по всему, не устраивает российское руководство - ни президента, ни премьера, ни их подчиненных. Тем более что на внешнеполитической арене позиции России укрепляются. Но могут ли государство хоть как-то влиять на ситуацию, чтобы отвечать за свои слова?

Вторая проблема вытекает из первой. Даже если допустить, что Россия в лице своего правительства способна играть самостоятельную, осмысленную и ответственную партию в мировой нефтяной игре, какова должна быть эта роль? Есть ли у России интересы, отдельные от интересов ее бизнеса? Есть ли некие абстрактные (или конкретные) ценности, которые политическое руководство страны утверждает (или должно утверждать) на мировой арене, результаты, которых пытается достичь "при любой погоде" - если иметь в виду не оперативное реагирование на вызовы времени (и внешнеполитических партнеров-противников), а те самые вечные государственные интересы? Иными словами, если предположить, что у России есть средства, то сформулированы ли цели, соразмерные этим целям? Здесь тоже ясности нет.

Третий вопрос предполагает положительный ответ на два предыдущих. Если Россия знает что делать и имеет для этого средства, то имеет ли она желание и моральную готовность использовать их для достижения целей? Есть ли кто-то, кто держал бы руку на рычагах, замысел в голове, а голову на плечах, чтобы в оптимальный момент привести все это в действие, включить механизм достижения благой цели в оптимальный момент?

Как ни печально, в реальности ни на один из обозначенных вопросов не получается дать однозначно положительного ответа. Отсюда, вероятно, и вечные наши шатания, и непрерывная смена приоритетов, партнеров и противников. Пока наибольший успех приходит только тогда, когда Россия смело, убедительно и бескомпромиссно встает на сторону сильного - точно угадав верный для этого момент. Но нефтяной рынок не имеет доминирующего игрока, выбрать к кому "прислониться" непросто, а потому и не слышно внятности от российской нефтяной политики.

Впрочем, невнятность, загадочность и двусмысленность государственной политики могут стать не самым плохим нашим свойством на рынке. Возможно, именно благодаря этой своей "визитной карточке" Россия и сможет волею обстоятельств достичь той желанной цели, которую она пока даже не решается сформулировать.

НАПОЛОВИНУ БЕРЕМЕННЫЕ

Средств в наращивание добычи нефтяные компании инвестировали в прошлом году 6,6 млрд. долларов - на 27,6% больше, чем в позапрошлом. Как сказал глава экспертного совета Минэнерго Эдуард Грушевенко, это все равно, что быть наполовину беременным - рано или поздно все равно родишь; так же и добыча рано или поздно возрастет, если в это вложены деньги. Альтернатива одна - глушить скважины. А на это, ясное дело, никто идти не готов. "Татнефть", правда, объявила о том, что решила остановить 2000 скважин с годовой добычей 350 тыс. тонн нефти. Но это решение обусловлено тем, что в условиях низких цен добыча из этих

стр. 45

скважин стала убыточной после введения вышеупомянутого единого налога на добычу полезных ископаемых. Налога, не дающего послаблений для добычи на месторождениях с трудными геологическими условиями.

А в целом разница в позиции различных российских компаний состоит лишь в готовности к возможным самоограничениям. Двумя полюсами выступают компании ЛУКОЙЛ и ЮКОС. ЮКОС открыто выступает за увеличение экспорта. ЛУКОЙЛ предлагает более осторожный подход, предполагающий консультации с ОПЕК и сокращения экспорта, полагая, что больше можно выиграть за счет более высоких цен. Но более красноречиво говорят производственные показатели этих компаний.

Символичен ответ малых компаний. От их имени выступил владелец компании "Северная нефть" Андрей Вавилов. Возглавляемый им Институт финансовых исследований обнародовал результаты исследования на тему "Как нефтяные компании платят налоги". Оказалось - неохотно платят налоги именно крупные вертикально-интегрированные компании: анализ финансовых отчетов ЛУКОЙЛа, ЮКОСм, "Татнефти" и "Сибнефти" показал, что они используют трансфертные цены при расчетах между своими подразделениями, занижают налоговую базу на стадии реализации нефтепродуктов, используют другие "налогосберегающие технологии". Независимые производители лишены возможности такого маневра. В результате, по данным ИФИ, налоговая нагрузка, или доля налогов и сборов в валовой выручке, составляет от 13% до 21% для крупных компаний и около 37% - для независимых.

Понятно, что помимо превентивного удара по потенциальным захватчикам, компании хотят заострить внимание правительства именно на вопросах экспорта. Получается, что полностью "освобожденный" экспорт, в понимании независимых производителей, - главный инструмент восстановления справедливости на рынке. Как, разумеется, и равенство всех перед бюджетом. Здесь, надо сказать, попадание - безошибочное, в самое больное место.

БОЛЬНОЕ МЕСТО

Бюджет и его наполнение нефтедолларами волнуют правительство не только на стадии формирования и проведения через парламент закона о бюджете. Традиционно считалось, что Россия как сидела, так и продолжает сидеть на нефтяной игле. И нефтяники, соответственно, - главные кормильцы (помимо "Газпрома",

стр. 46

конечно). Поэтому нефтяная выручка, зависящая от уровня мировых цен, всегда была предметом особого внимания государства и в значительной степени определяла позицию России в международных консультациях на нефтяную тему. Поэтому и различные бюджетные сценарии (а вместе с ними и уровень возможного выполнения социальных обязательств) жестко привязывались к цене на нефть.

И сами нефтяники, и Минэнерго всегда стремились поддержать эту точку зрения - чтобы подчеркнуть свою общенациональную значимость. "Доли отраслей ТЭК в ВВП страны составила 20,2%, налоговые поступления и другие обязательные платежи предприятий ТЭК обеспечили более 38% доходов федерального бюджета, экспорт топливно- энергетических ресурсов превысил 54% экспортных доходов страны (52 млрд. долларов)", - говорилось в недавнем докладе Игоря Юсуфова на расширенном заседании коллегии министерства по итогам прошедшего года. Но в последнее время набирает силу и другая точка зрения.

Первое исследование, опровергающее общепринятую точку зрения на зависимость бюджета от нефтедолларов, было опубликовано Департаментом стратегического анализа компании ФБК ("Финансовые и бухгалтерские консультанты") еще минувшей осенью. Оказалось, что доля нефтяных доходов в российском федеральном бюджете 2002 года не превышает 13%. Не половина бюджета, не треть и не четверть, а лишь случайно совпавшая со ставкой подоходного налога психологически ничтожная часть поступлений в бюджет обеспечивается всей российской "нефтянкой". И это при цене в 23,5 долл. за баррель, при самом оптимистичном бюджетном сценарии! А при снижении цены снижается и доля. При цене в 16,5 долл. за баррель доля нефтяных доходов не превысит и 5,5% от общих доходов бюджета.

Следует подчеркнуть, что речь идет только о нефтяных доходах и их влиянии только на федеральный бюджет (а не консолидированный), но цифры все равно впечатляют. А если учесть, что, согласно тому же исследованию ФБК, доля нефтяных доходов в бюджетах стран-членов ОПЕК доходит до 80%, и при двукратном падении цены эти страны лишаются половины всех доходов, а Россия - только 10%, то становится ясно, на чьей стороне сила в случае возможной ценовой войны. Примечательно, что результаты исследования ФБК не были никем оспорены - ни правительством, ни другими научными центрами. С арифметикой, по всей видимости, спорить бесполезно.

стр. 47

Более того, открывая недавнюю встречу с руководителями нефтяных компаний, премьер- министр Михаил Касьянов сам озвучил сходные цифры. По его словам, за последние годы влияние нефтяного сектора на экономику России существенно уменьшилось: если три года назад его доля составляла, по разным оценкам, от 70 до 90%, то теперь эта величина не превышает и 30%. Из слов премьера осталось не вполне ясным, доля какой величины и в чем именно не превышает 30%, но тенденция, что называется, подмечена верно. Хотя между цифрами 13% и 30% некоторая разница и остается.

Слова Касьянова приободрили нефтяников. Славой кормильцев и поильцев, надежды и опоры экономики они уже сыты по горло. Теперь их мечта - избавиться от пристального внимания государства и общественности, чтобы работать на нервном мировом рынке тихо и профессионально, без истеричных выкриков, политических заявлений и победных оваций. Все это вредит бизнесу.

НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ НАС РАЗВОДИЛИ

Наиболее ясно свое отношение к публичным заявлениям выразил президент Тюменской нефтяной компании Семен Кукес. В ходе упомянутого заседания расширенной коллегии Минэнерго Игорь Юсуфов попросил Кукеса поделиться впечатлениями от прошедшего в Нью-Йорке Всемирного экономического форума и от того, что на форуме многие стали сравнивать Россию с Саудовской Аравией. В том смысле, что противостояние на мировом рынке этих крупнейших производителей нефти и будет определять в будущем мировые цены. "Не хотелось бы так себя позиционировать, чтобы нас разводили", - скромно ответил Семен Кукес министру - и остальному залу.

Криминальный термин "разводить", вероятно, наиболее уместен в отношениях России как с производителями, так и с потребителями нефти. Сложность и уязвимость нашей позиции как раз в том и состоит, что стоит нам, наконец, определиться, - с кем мы - с Востоком или с Западом, как окажемся незащищенными перед ударом противной стороны.

Именно ясности в позиции России все настойчивее требуют от нас противоборствующие стороны. И именно в невнятности наша сила. Исторически и географически зависшая между Востоком и Западом, Россия должна как можно дольше не "позиционироваться", кокетливо заигрывая с теми и этими, пользуясь преимуществами оттуда и отсюда. На Востоке ведь никогда не говорят определенно, даже о вещах очевидных. Если хотят сказать, что завтра будет вторник, всегда добавляют "иншалла" - если на то будет воля Господа. Похоже, что так же и нам необходимо иметь несколько вариантов публичного реагирования - для внутреннего употребления, в откровенном разговоре со своими компаниями (но при этом строго пресекать возможные информационные утечки "вовне" и договариваться о модальности комментариев) и - для заявлений внешнему миру. Договариваться между собой "на берегу" - этому искусству нашим чиновникам еще предстоит учиться, учиться и еще не раз учиться.

Некоторые успехи в нефтяной дипломатии, впрочем, уже видны. Мартовский визит в Москву руководителей ОПЕК и переговоры с российскими чиновниками принесли то, что и должны были принести: максимальный выброс позитивных новостей на мировой рынок при минимуме конкретных обязательств. Отсюда и обтекаемые формулировки руководителей российского правительства о том, что они будут продолжать обмениваться информацией с ОПЕК и координировать свои действия на мировом рынке, подчеркивая, что главной целью политики России является обеспечение стабильных и справедливых цен как для производителей, так и для потребителей.

Невнятность и загадочность хороша именно для "экспортного варианта" государственной политики. Между своими должна быть полная ясность. Профессионалам известно, что никакие самые сильные и влиятельные страны, лидеры и организации не в состоянии манипулировать рынком по своему усмотрению. Рынок живет по своим законам, главный из которых - цикличность. Нельзя самым громким заявлением или действием превратить спад в рост и наоборот.

Никто не может предсказать, что будет с рынком через полгода-год. Но в краткосрочной перспективе рынок волантилен, он живет ожиданиями игроков и всякое неосторожное слово способно лишить экспортеров миллионов и миллионов долларов. Поэтому обрушивать цены неосторожными (необдуманными или обусловленными текущей политической конъюнктурой) заявлениями - глупо. Нефтяные компании работают на рынке здесь и сейчас. Бюджет - пусть и не в драматической степени - от нефтяных цен все-таки зависит. Можно сформулировать одно пожелание российским чиновникам: врать согласованно, чтобы не навредить рынку, и думать о своем месте на этом рынке, не вынося своих сомнений и колебаний в мировое информационное пространство. А там - будет нефть, будет и выручка.

Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама