Главная → МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО → Вашингтон выстраивает собственную систему энергетической безопасности
Дата публикации: 05 сентября 2014
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1409929559
Обзор военной дипломатии Вашингтона в районе Ближнего Востока и Центральной Азии
Стремление государств мира установить надежный контроль над нефтяными ресурсами до недавнего прошлого подталкивало их к территориальным экспансиям, попыткам явочным порядком захватить жизненно важные районы, что стало причиной многочисленных вооруженных конфликтов и войн различного масштаба.
Так, не одно десятилетие длится спор между Ираком и Ираном в отношении режима использования пограничного водного пути Шатт-аль-Араб. Он периодически порождал кризисы, и даже
стр. 25
вооруженные конфликты между этими странами. В конце концов, давний спор стал поводом для кровопролитной восьмилетней войны (1980-1988). Но поводом лишь внешним. Куда более значимой для Ирака задачей являлось установление контроля над богатейшими нефтеносными районами иранской провинции Хузестан, населенной по большей части арабами, где сосредоточено около 90% всех иранских нефтяных запасов. Именно на Хузестан был направлен главный удар иракской армии в сентябре 1980 г. Багдад намеревался создать на территории провинции Республику Арабистан.
"Нефтяной" вопрос прятался за кулисами и эфиопо-сомалийского столкновения в 1960 г., и вьетнамо-китайского конфликта 1979 г. В последнем случае страсти разыгрались вокруг архипелага Спратли и Парасельских островов, где, по прогнозам, располагались крупные нефтяные месторождения.
На нефти замешивались и ожесточенные внутренние конфликты. В Нигерии, Анголе, наконец, в Индонезии, где в 1999-2000 гг. сепаратисты вели активные боевые действия именно в провинциях, богатых нефтью.
Не избежал этой участи и Ирак. Именно в Курдистане, где традиционно разворачивались самые ожесточенные столкновения иракской армии и курдских формирований, добывается свыше 60 процентов иракской нефти - около 5 процентов мировой добычи. Причем издержки при ее добыче самые низкие в мире. На некоторых месторождениях они не превышают 60-90 центов за баррель.
Нефтяной вопрос занимает не последнее место в чеченской драме. Общие запасы нефти здесь невелики, но вполне достаточны для обогащения местной элиты. Но главное - в широтном направлении через Чечню следует мощный коридор сухопутных коммуникаций, придающий целостность всей транспортной системе Кавказа. Через Грозный проходили магистральные газо- и нефтепроводы. Потребовались десятилетия, чтобы понять - лобовой, таранный, то есть военный путь решения нефтяной проблемы себя не оправдывает. Слишком велики затраты как финансовых, так и человеческих ресурсов.
Оказалось, что контроль над богатствами другой страны куда
стр. 26
проще установить без орудийных залпов и авиационных налетов - всего-навсего опутав ее финансово-экономической паутиной. Наступило время стратегии "непрямых действий", когда на первый план выдвинулись политико-психологические и экономические методы "работы" со страной-клиентом.
На смену прямому вооруженному вторжению пришла "гуманитарная интервенция" в дела "несостоятельного"" государства с целью стабилизации (формирования) выгодной для себя внутриполитической обстановки, создающей условия для доступа к сырьевым ресурсам.
Гуманитарную интервенцию в случае необходимости может дополнить другая рабочая концепция - "ограниченного суверенитета". Военная сила по-прежнему играет важную, но уже как бы вспомогательную роль - для устрашения или нанесения селективных, хирургических ударов и, в конечном счете, снова для устрашения.
На Западе обсуждаются различные варианты долгосрочного выхода из сырьевого кризиса. Среди них - переоснащение промышленности менее энергоемким оборудованием или перенос в условиях нарастающей глобализации мировой экономики энергоемких производств в страны, обладающие крупными запасами энергоносителей.
Но сегодня наиболее реальным и дешевым является распространение контроля над сырьевыми потоками. По возможности над теми, что находятся вне сферы влияния проявляющей строптивость Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) или хронически кризисной России.
Только диверсификация маршрутов доставки энергоносителей из мест их добычи к потребителям может, если не избавить полностью, то существенно снизить уровень зависимости США и других промышленных лидеров от поставщиков нефти и газа.
Контроль над сырьевыми потоками
Методика "диверсификации региональной клиентуры" уже неоднократно опробована американцами, в т.ч. в ближневосточном регионе. Она подразумевает одновременное использование в интересах США как можно большего числа разнообразных политических режимов с целью создания региональной системы американского влияния.
Контроль над сырьевыми ресурсами американцы намерены осуществлять с помощью своего передового военного базирования. Повод для размещения новых баз в нефтеносных регионах, отличающихся повышенной конфликтогенностью, найти не трудно.
Неотразимым аргументом для будущих стран-клиентов является, например, предложение им "зонтика" безопасности - защиты от потенциальных агрессоров. Именно таким образом, после выдворения иракской армии из Кувейта, США утвердились в Персидском заливе и в настоящее время оказывают едва ли не решающее влияние на политический климат в этом субрегионе.
Американские военные базы в настоящее время рассеяны по всему свету. Они контролируют морские и воздушные пути через Атлантику на Азорских островах. Эти базы можно обнаружить в Средиземноморье: в Испании, Италии, Греции, Марокко, Турции. В Индийском океане расположена крупнейшая американская база на о. Диего- Гарсия. Немало их и в Карибском бассейне: в Пуэрто-Рико, в Гуантанамо на Кубе, в зоне Панамского канала и даже на пользующихся дурной славой Бермудах. В Тихоокеанском поясе американские базы дислоцированы на Филиппинах, о. Гуам, Тайване, в Японии и Австралии.
И, конечно, они появились в зоне Персидского залива.
Представленная схема дает некоторое представление о масштабах передового позиционирования США.
На центральноазиатских рубежах
Глобальная борьба с терроризмом, развернутая после событий 11 сентября, потребовала от США размещения своих баз уже в странах Центральной Азии. С целью разгрома лагерей боевиков на территории
стр. 27
Афганистана. И хотя Вашингтон официально заявил о временном статусе своих баз, нельзя забывать, что в этом мире нет ничего более постоянного, чем временное. Этот постулат применительно к нашему случаю тем более справедлив, если учесть, что местные правительства остро нуждаются в деньгах.
Но еще задолго до начала осенней (2001 г.) кампании против Талибана, США объявили Центральную Азию зоной своих геостратегических интересов.
Еще в годы существования СССР за Прикаспийским регионом закрепилось название "шкатулка с драгоценностями, запертая в центре континента". По ряду экспертных оценок, он по своим запасам нефти и газа занимает второе место в мире, уступая только Ближнему Востоку. Его запасы углеводородов в 10 раз превосходят запасы этого ценного сырья на Аляске.
В свое время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев привел совсем уж ошеломляющие цифры: запасы разведанного углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря, по его словам, составляют от 6 до 12 млрд. т, а по перспективным запасам Казахстан занимает второе место в мире после Саудовской Аравии.
Большинство экспертов склоняется к мнению, что эти оценки, мягко говоря, завышены. Тем не менее в Вашингтоне всерьез настроились на то, чтобы разбавить т.н. нефтяную корзину (условная смесь) центральноазиатскими энергоресурсами. По стоимости нефтедобыча на Каспии уступает лишь наиболее рентабельным месторождением Персидского залива.
В перечне уже заключенных контрактов на проведение разведки и разработку нефтяных месторождений в этом регионе за компаниями США - явное лидерство. Россия же не обладает достаточными финансовыми ресурсами, современными технологиями и опытом работы на больших морских глубинах.
Острую борьбу вызвал не только до сих пор не согласованный порядок освоения прикаспийского шельфа. Ожесточенная конкуренция развернулась вокруг планов вывода нефтепроводов на западные рынки.
С середины 90-х годов дебатируются около десятка вариантов. Но реальны, в силу своей геополитической и экономической привлекательности, лишь некоторые из них.
В конце 1997 г. началась транспортировка нефти с азербайджанских морских месторождений по нефтепроводу Баку-Махачкала-Грозный-Новороссийск, т.н. "северному маршруту". В начале 2000 г. вошел в строй новый участок трубопровода, минующий территорию мятежной Чечни.
В 1999 г. начались работы по сооружению системы трубопровода Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), которая должна соединить нефтяные месторождения в районе Тенгиза (Казахстан) с Новороссийском. Это, если можно так выразиться, "пророссийские" маршруты.
Однако в Вашингтоне прекрасно понимают - контроль над путями вывода закавказско- азиатской нефти позволяет влиять на политику экспортеров-конкурентов - России, Ирана, арабских стран. Потребителями центральноазиатских нефти и газа становятся Афганистан, Пакистан и частично Индия. Постсоветские государства Центральной Азии пристегиваются к доходам от экспорта и транзита энергоносителей. Для тех и других единственно реальным гарантом функционирования маршрутов являются Соединенные Штаты Америки. Тем самым США усиливают свое политическое влияние в огромном регионе: от Закаспия до южного побережья Аравийского моря.
Единственным маршрутом, удовлетворяющим поставленной цели, является т.н. южный (азербайджано-грузино-турецкий_ - Баку-Тбилиси-Джейхан. Далее - Генуя. Хотя использование территории Грузии связано с большими финансовыми рисками - нестабильность в стране и ее ближнем окружении, но в целом южный маршрут отвечает долгосрочной стратегии каспийского сценария: альтернативность по отношению к транспортной политике России и нефте-экспортеров Ближнего и Среднего Востока. Параллельно рассматривается проект прокладки транскаспийского нефтепровода по дну Каспия из Западного Казахстана и в Азербайджан.
стр. 28
Перспектива строительства нефтепровода Баку-Джейхан тесно связана с возможностью пуска украинского нефтепровода Одесса-Броды. Если на рынки Европы через него хлынет легкая каспийская нефть, то российская еще более упадет в цене.
Туркменские и узбекские энергоносители предполагается направить по маршруту Каракумы - Афганистан - Пакистан, далее Индия.
Для России проигрыш борьбы за выбор маршрута транспортировки каспийской нефти означает не только экономические потери, но и утрату контроля над центральноазиатским и закавказским регионами.
Если в начале 90-х гг. государства Центральной Азии были активными сторонниками военной интеграции с Россией, то после 1995г. большинство соглашений о сотрудничестве утратили свою силу. Канули в прошлое и дискуссии средины 90-х гг. относительно разработки общей российско-казахстанской военной доктрины.
А американцы к настоящему времени в ходе реализации своей глобальной антитеррористической операции закрепились на бывших советских авиабазах Ханабад и Кокайды (Узбекистан), Душанбе и Куляб (Таджикистан), Манас (Киргизия). Обладание этими ключевыми аэродромами, в случае необходимости, позволяет взять под контроль весь Центрально-азиатский регион.
Договор о коллективной безопасности, подписанный странами СНГ, запрещает размещение на их территории воинских контингентов третьих стран. Для того чтобы обойти эти препятствия, американцы придали своим военнослужащим статус административно-технического персонала посольств. Слабое утешение для Москвы.
В переоборудование авиабаз под американские стандарты уже вложены немалые средства, которые, конечно, не вкладывались бы без перспективы их долговременного использования в том или ином качестве.
Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2014 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK