Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО есть новые публикации за сегодня \\ 20.07.18

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ - ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА ДВЕРИ В ЕВРОПУ

Дата публикации: 08 апреля 2015
Автор: Капитан 2 ранга Владимир МАРЮХА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) 07-05-94, Красная звезда
Номер публикации: №1428482991 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Капитан 2 ранга Владимир МАРЮХА, (c)

найти другие работы автора

Не окажется ли так, что Россия не сможет повернуть в ней свой ключик?

История урегулирования режима прохода черноморских проливов тянется уже более пяти веков. Оба берега Босфора и Дарданелл, берега Мраморного моря - это территория Турции, а интерес к водной артерии, связывающей Черное море с Мировым океаном, питают многие державы, находящиеся подчас за тысячи миль от спорного региона. Через череду унижений и ущемлений интересов Россия, равно как и Турция, хотя и владевшая проливами, но не всегда бывшая их хозяйкой, в 1936 году поставила свою подпись под Конвенцией о проливах, составленной рядом стран в Монтре (Швейцария). Этот документ закреплял приоритет интересов стран региона, но и не ущемлял особо других мореплавателей.

Конвенция провозгласила "принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах", что на практике означает свободный проход торговых судов всех стран как в мирное, так и в военное время. Для боевых кораблей нечерноморских государств имеются ограничения по классу, тоннажу и количеству в момент прохода, а также по срокам пребывания в Черном море. Страны Черного моря в области военного судоходства ограничиваются лишь с точки зрения безопасности плавания.

Казалось бы, интересы всех сторон соблюдены. Конвенция автоматически уже дважды продлялась. Однако Турция в 1982 году в одностороннем порядке ввела новый регламент порта Стамбул, которым предусмотрено право на временное приостановление прохода судов через Босфор и обязательная лоцманская проводка. Эти пункты национального регламента противоречат документу, составленному в Монтре при участии турецкой делегации. А с 1 июля этого года противоречия зашли еще дальше - Турция приняла решение о введении национального регламента судоходства в проливах.

Поводом к этому решению послужила катастрофа двух судов под кипрским флагом - танкера и сухогруза в марте нынешнего года в проливе Босфор. На борту танкера была российская нефть, разлив которой мог поставить под угрозу обитание по берегам пролива. И ужесточение правил прохождения судами проливной зоны призвано якобы обезопасить мореплавание в регионе.

В этом вопросе российская сторона разделяет озабоченность Турции, говорится в меморандуме МИД РФ, направленном турецким властям. Однако новый регламент настолько выходит за рамки Конвенции, что по его положениям может последовать полное запрещение судоходства. Позиция российской стороны получила поддержку Международной морской организации (ИМО), Черноморского экономического сотрудничества.

В свою очередь турецкие власти заверяют в отсутствии намерения ущемить интересы России. По мнению военных моряков, новые правила безопасности прохода проливов, как и любые правила, будь то даже правила дорожного движения, выполнять все же придется, но в целом ВМФ России будет следовать положениям Конвенции, подписанной в Монтре. Но для гражданских судоводителей национальный регламент прохода проливов, против которого высказался Комитет по безопасности на море ИМО, создаст целый ряд дополнительных трудностей, а в случае его нарушения - финансовые потери в виде штрафов. Ведь за проходом отныне будут наблюдать шесть специальных диспетчерских, суда, длиной более 150 метров будут обязаны брать лоцмана, сокращается временной интервал прохождения проливов, ограничиваемый светлым временем суток, и т.д. Это, естественно, не может не сказаться на снижении интенсивности плавания на таком экономически и стратегически важном для России торговом маршруте.

Понятно, что решение турецких властей возникло не на пустом месте и продиктовано не только заботой об экологической чистоте проливов, вытекающей из большей безопасности плавания в них. Свою роль, несомненно, сыграло то, что Россия, ее внешняя политика на Черном море понесла значительные потери, а противоречия с Украиной по разделу Черноморского флота ни в коей мере не усиливают ее позицию и влияние на режим судоходства в регионе ее интересов. Так что, хотя и стоим мы на пороге у двери в Европу, ключи от нее могут быть изъяты у России по сути разрешительным порядком морского сообщения через проливы. Понятно, что Россия с этим не согласна.

Опубликовано 08 апреля 2015 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?