Рейтинг
Порталус

СССР И ИРАН (1917 - 1940 ГГ.)

Дата публикации: 18 августа 2015
Автор(ы): Г. ГЕЛЬБРАС
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Историк-марксист, № 7(083), 1940, C. 35-53
Номер публикации: №1439897135


Г. ГЕЛЬБРАС, (c)

До Великой Октябрьской социалистической революции в России Иран представлял собой типичную полуколониальную страну.

 

Царская Россия и Англия захватили в свои руки внешнюю торговлю Ирана, банки, телеграфные, дорожные, сырьевые и прочие концессии. В начале XX столетия Иран был поделен на сферы влияния Англией и царской Россией. Этот раздел был оформлен договором между ними в 1907 году.

 

Ко времени первой мировой империалистической войны царская Россия и Англия туго затянули финансовую петлю на шее угнетенного иранского народа. В 1914 г. общая задолженность Ирана Англии и России достигла 6804 тыс. фунтов стерлингов, из "их царской России Иран был должен 4750 тыс. фунтов стерлингов, а Англии - 2054 тыс. фунтов стерлингов. Одних процентов нищий Иран должен был ежегодно уплачивать 563600 фунтов стерлингов.

 

Царская Россия хищнически эксплоатировала страну, в различные русские предприятия в Иране (дорожные, телеграфные, банковские и т. д.) было вложено примерно 160 - 170 млн. рублей. Вложения английского империализма составляли приблизительно 9500 тыс. фунтов стерлингов. Почти вся внешняя торговля Ирана находилась в руках царской России и Англии.

 

Перед мировой войной 1914 - 1918 гг. и во время ее резко усилилось проникновение в Иран германского империализма. Германия стремилась занять в Иране решающие позиции; это было частью всей ее восточной империалистической политики.

 

Империалистические державы насильственно задерживали политическое и экономическое развитие Ирана. Царская Россия при содействии "либеральной" Англии была палачом персидской революции 1906 - 1911 годов; она выполняла при помощи иранской казачьей бригады, подчиненной русскому командованию, функции жандарма, защитника интересов феодальной аристократии.

 

Хищническая политика царизма получила яркую характеристику со стороны товарища Сталина: "Царизм был вернейшим союзником западного империализма по дележу Турции, Персии, Китая и т. д.". "Кому не известно, что в России, - указывал товарищ Сталин, - всесилие капитала сливалось с деспотизмом царизма, агрессивность русского национализма - с палачеством царизма в отношении нерусских народов, эксплоатация целых районов - Турции, Персии, Китая - с захватом этих районов царизмом, с войною за захват"1 .

 

В результате хищнической эксплоатации и порабощения империалистическими государствами, а также вследствие своекорыстной политики

 

 

1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 4 - 5. 11-е изд.

 
стр. 35

 

правящей феодальной клики Иран оставался аграрно-сырьевым придатком капиталистических стран, нищей, чрезвычайно отсталой, невежественной страной с господством азиатчины во всех областях политической и экономической жизни. Глухая реакция, беззаконие, произвол царили в стране.

 

I. ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДЛЯ ИРАНСКОГО НАРОДА

 

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в России вызвала коренной перелом и в истории иранского народа, началась новая эра в его существовании.

 

Великая Октябрьская революция навсегда освободила иранский народ от ужасов насилия и произвола царизма. Другой мировой хищник, партнер царизма по дележу Ирана, английский империализм, несмотря на попытки установить свой контроль над всем Ираном уже не мог хозяйничать там попрежнему, как только между Ираном и СССР установились нормальные, дружественные отношения. "Эра безмятежной эксплоатации и угнетения колоний и зависимых стран прошла"1 .

 

Персидская революция 1906 - 1911 гг. и мировая война показали, что Иран, зажатый в тиски империалистических государств, не в состоянии добиться национальной независимости и консолидироваться как национально единое государство. Иное положение сложилось для Ирана после Великой Октябрьской революции в России. Пример рабочих и крестьян Советской России, разгромивших полчища интервентов, пытавшихся закабалить советский народ, пробудил в иранском народе глубокую веру в свои силы, в возможность успешной борьбы против империализма и феодализма. В Иране поднялось широкое революционное движение за создание национально независимого, национально единого государства. Массы сделались активным фактором в политической жизни страны. Только после Великой Октябрьской социалистической революции Иран, насчитывавший до того десятки полунезависимых ханств, добился при поддержке СССР образования централизованного государства, пересмотра концессий и договоров, навязанных Ирану в дооктябрьский период. Перед страной открылась возможность самостоятельного, политически независимого существования.

 

В лице Советской России Иран получил мощную поддержку в борьбе за политическую и экономическую независимость страны. Образование Советского Союза, провозгласившего новые, пролетарские принципы внешней политики, создавало для Ирана непоколебимый дружественный тыл; уверенный в крепости этого тыла, Иран мог спокойно строить свою государственную жизнь. Царизм и английский империализм всячески поддерживали феодальную аристократию, помогали ей подавлять революционное движение, задерживали развитие промышленности в стране. Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала "империалистскую политику полуфеодального типа"2 , проводившуюся царизмом. Она вдохновила массы на борьбу против империалистического гнета и феодального ига.

 

В громадной степени выросли и силы демократии в Иране. В стране образовался за последние годы и все более растет промышленный пролетариат. Значительно повысилось национальное самосознание широких масс.

 

Для иранских трудящихся СССР служит маяком, освещающим путь борьбы за подлинную политическую и экономическую независимость страны.

 

 

1 И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 179.

 

2 Ленин. Соч. Т. XIX, стр. 286.

 
стр. 36

 

II. УСТАНОВЛЕНИЕ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ИРАНОМ

 

Первые шаги советского правительства в отношении Ирана. С первых дней своего существования советская власть начала проводить в отношении Ирана ленинско-сталинскую национальную политику. В основе этой политики лежало: безоговорочное признание независимости Ирана, немедленный вывод царских войск из страны, решительная ликвидация царского наследия в Иране. Эта политика должна была помочь иранскому народу в его борьбе за политическую и экономическую самостоятельность страны, повести к сближению иранского народа с народами Страны советов, к установлению тесного союза национально-освободительного движения в Иране с пролетарской революцией в России.

 

26 октября 1917 г. II Всероссийским съездом советов был принят декрет о мире. Высший орган советской власти объявлял в этом декрете, что правительство считает величайшим преступлением против человечества продолжать империалистическую войну, направленную к разделу слабых народностей. Съезд заявлял о своей решимости немедленно подписать условия мира, прекращающие эту войну. В обращении Совета народных комиссаров РСФСР ко всем трудящимся мусульманам России и Востока от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. говорилось: "Мы заявляем, что договор о разделе Персии порезан и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, войска будут выведены из Персии и персам будет обеспечено право свободного определения своей судьбы.

 

Пунктом 10-м договора о перемирии между РСФСР с одной стороны и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией с другой стороны, заключенного в Брест-Литовске 22 ноября (5 декабря) 1917 г., было установлено: "Исходя из принципа свободы, независимости и территориальной неприкосновенности нейтрального персидского государства, турецкое и русское главнокомандования заявляют о своей готовности отозвать войска из Персии. Они вступят немедленно в сношения с персидским правительством, чтобы урегулировать подробности отозвания и те мероприятия, которые были бы еще необходимы для закрепления указанного выше принципа". Уже эти перовые шаги, предпринятые Советом народных комиссаров РСФСР, были направлены к защите независимости Ирана.

 

В брестском мирном договоре (март 1918 г.) было записано: "Исходя из факта, что Персия и Афганистан являются свободными и независимыми государствами, договаривающиеся стороны обязуются уважать политическую и экономическую независимость и территориальную неприкосновенность Персии и Афганистана" (статья VII).

 

В дополнительном русско-турецком договоре, заключенном в Брест-Литовске 3 марта 1918 г., обе договаривающиеся стороны заявили, что они считают "уничтоженным и несуществовавшим всякий международный акт, который раньше был создан с целью установить в Персии зоны влияния и исключительные интересы". Обе стороны обязались вывести свои войска с иранской территории (статья VIII).

 

Еще л о подписания брестлитовских соглашений Наркоминдел обратился 6 (19) декабря 1917 г. к поверенному в делах Ирана в Петрограде с предложением начать переговоры по вопросу о эвакуации русских войск из Ирана. 5 января 1918 г. (23 декабря 1917 г.) Наркоминдел опубликовал в "Известиях ВЦИК" заявление о выводе русских войск из Ирана.

 

Вывод русских войск из Ирана имел громадное политическое значение. Русские войска находились в Иране с 1909 г.; царские генералы зверски подавили революционное движение в северных провинциях Ирана; в глазах иранского народа русские войска были олицетворением! всей колониальной политики царизма. Вывод из Ирана русских войск ярко характеризовал национальную политику советской власти. Товарищ

 
стр. 37

 

Сталин не раз указывал значение этого факта. Так, в статье "К постановке национального вопроса" товарищ Сталин писал: "Едва ли нужно доказывать, что русские рабочие не завоевали бы себе симпатий своих инонациональных товарищей Запада и Востока, если бы они, взяв власть, не провозгласили права народов на государственное отделение, если бы они не доказали на деле свою готовность проводить в жизнь это неотъемлемое право народов, если бы они не отказались от "права", скажем, на Финляндию (1917 г.), если бы они не вывели войска из Северной Персии (1917 г.), если бы стаи не отказались от притязаний на известную часть Монголии, Китая и т. д. и т. п."1 .

 

14 января 1918 г. Наркоминдел обратился к иранскому правительству с нотой, в которой советское правительство торжественно сообщало иранскому народу, что все тайные договоры между Россией и Англией и другими державами, касающиеся Ирана и нарушающие его права как независимого государства, Советской Россией расторгаются; русский народ возвращает Ирану все то, что отняла у иранского народа царская Россия.

 

Но английский империализм принял все меры к тому, чтобы помешать установлению нормальный" отношений между Советской Россией и Ираном. После вывода русских войск из Ирана вся страна была оккупирована английскими войсками. Английскому империализму удалось при поддержке реакционной правящей верхушки временно установить свое безраздельное господство в Иране. В своей речи на объединенном заседании ВЦИК 29 июля 1918 г. Ленин отметил, что Англия "теперь скушала всю Персию"2 .

 

В то же время английский империализм использовал Иран в качестве плацдарма для борьбы с советскими республиками Закавказья и Средней Азии. Из Ирана банды Денстервиля и Малисона вторглись в Баку и Закаспий. В связи с этой интервенцией англичан Иран был временно отрезан от РСФСР.

 

В июле 1918 г. в Тегеран был отправлен первый дипломатический представитель советского правительства, тов. Коломийцев. Иранское правительство под давлением англичан отказалось принять Коломийцева в качестве Представителя Советской России, ссылаясь на недостаточную оформленность его полномочий. Игнорирование советского представителя англофильским кабинетом Восуг-од-Довле и провокационная политика английского империализма в отношении советской миссии создавали для нее чрезвычайно напряженную обстановку. Остававшееся в Тегеране царское посольство вербовало при содействии англичан белогвардейцев для активной борьбы против Советской России и, в частности, для борьбы с советской миссией. Но советский дипломатический представитель Коломийцев мужественно разоблачал перед иранским народом контрреволюционную деятельность царских дипломатов.

 

В ответ на это белогвардейцы разгромили помещение советской миссии (2 ноября 1918 г.). Члены советской миссии были арестованы, подверглись избиениям и были высланы англичанами под усиленным конвоем в Индию. Коломийцеву удалось спастись. В июне 1919 г. он выехал в Москву.

 

Несмотря на это, советское правительство, возглавляемое Лениным, снова попыталось установить с Ираном дружественные отношения. 26 июня 1919 г. Наркоминдел обратился с нотой к иранскому правительству, где повторил основные принципы советской политики в отношении Ирана. Иранское правительство скрыло получение этой ноты от широких народных масс. По указанию Ленина, Коломийцев снова отправился

 

 

1 И. Сталин "Марксизм и национально-колониальный вопрос", стр. 111. 1939.

 

2 Ленин. Соч. Т. XXIII, стр. 155.

 
стр. 38

 

в Иран как советский полномочный представитель при иранском шахе с соответствующей верительной грамотой. Ввиду занятия Баку англичанами Коломейцеву пришлось добираться до Ирана окольными путями. 26 июля 1919 г. Коломийцев с группой сопровождавших его лиц прибыл на остров Ашур-Аде. Здесь он был задержан иранскими казаками. 14 августа Коломейцев под конвоем казаков, возглавляемым белогвардейским полковником Филипповым и иранскими офицерами Шир-Мамед-агою н Шахзадэ Салар Ашрафом, был отправлен из Карасу в Бендер-Гязь. По дороге Коломийцев был убит белогвардейским полковником Филипповым с ведома англофильского кабинета Восуг-од-Довле.

 

Кровь советского полномочного представителя, боровшегося за реализацию ленинско-сталинской национальной политики в отношении Ирака, была жертвой советского народа в борьбе за установление дружественных отношений с иранским народом.

 

Убийство Коломейцева произошло через несколько дней после подписания пресловутого англо-иранского договора от 9 августа 1919 года. Этим договором устанавливался фактический протекторат Англии над Ираном. Присутствие советского посланника в Тегеране, конечно, мешало бы английскому империализму реализовать договор. Этот договор - итог долголетней борьбы английского империализма за превращение Ирана в английскую колонию. Ленин называл Иран того периода "окраинным колониальным государством!"1 .

 

В своей речи на конференции красноармейцев ходынских лагерей 15 июля 1919 г. о внешнем и внутреннем положении страны Ленин сказал: "Сейчас же после заключения мира империалисты занялись дележом колоний: Англия забрала Персию, делят Сирию, Турцию, - теперь для рабочих капиталистических стран открылись глаза, что это была война хищников"2 ; а в речи на совещании председателей исполнительных комитетов Московской губернии 15 октября 1920 г. Ленин отметил: "Турция и Персия превращены в рабов"3 .

 

30 августа 1919 г. Наркоминдел опубликовал обращение к рабочим и крестьянам Ирана, в котором заявил: "Персия вычеркнута из числа независимых стран, персидский народ исключен из числа свободных народов, его собственные деспоты и угнетатели получают деньги от Англии и окончательно превращаются в ее слуг, состоящих у нее на жаловании, они остаются на шее персидского народа и будут продолжать его угнетать, но они сами будут лишь агентами и слугами более крупного мирового хищника английского капитала, который будет выжимать из персидских несчастных тружеников последние соки... В тот момент, когда торжествующий победитель, английский хищник, пытается набросить на шею персидского народа аркан окончательного порабощения, - советское рабоче-крестьянское правительство Российской республики торжественно заявляет, что оно не признает англо-персидского договора, осуществляющего это порабощение". В обращении напоминалось о посылке Наркоминделом ноты Ирану от 26 июня 1919 г. с изложением принципов политики советской власти в отношении Ирана и о том, что эту ноту "продажное персидское правительство скрыло от персидского народа". В заключение Наркоминдел писал: "Русский рабочий народ протягивает вам, угнетенным массам Персии, свою братскую руку, и близок тот час, когда мы на деле будем в состоянии осуществить нашу задачу совместной с вами борьбы против больших и малых хищников".

 

Решительное выступление советского правительства против британского протектората над Ираном и ряд других мероприятий советской власти (вывод русских войск из Ирана, ликвидация царского наследия в Иране) нашли широкий отклик в иранском народе.

 

 

1 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 351.

 

2 Ленин. Соч. Т. XXIV, стр. 400.

 

3 Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 418.

 
стр. 39

 

После заключения англо-иранского договора 9 августа 1919 г. гнет английского империализма в Иране еще более усилился. Англия провела ряд мероприятий для овладения государственным аппаратом Ирана и в целях пересмотра в интересах английского империализма прежних соглашений с Ираном.

 

В результате мировой войны и отсутствия связей с Советской Россией внешняя торговля Ирана резко сократилась; голод 1917 - 1918 гг. унес сотни тысяч населения, массовый падеж скота нанес громадный ущерб и без того нищему крестьянству Ирана. Страна оказалась в исключительно тяжелом хозяйственном положении.

 

Росла ненависть иранского народа к английскому империализму и к правящей верхушке иранского государства, доведших страну до катастрофического положения. Политические демонстрации, волнения в армии, многочисленные протесты против заключения англо-иранского договора были выражением! мощного революционного движения, охватившего широкие массы Ирана.

 

Сильным толчком для развития революционного движения явились установление советской власти в Азербайджане (весной 1920 г.) и разгром советским флотом белогвардейцев, укрывшихся на захваченных ими советских судах в иранском порту Пехлеви (б. Энзели). Революционное движение угрожало смести и английский империализм и правящий класс феодалов.

 

Иранское правительство вынуждено было изменить свое отношение к советскому правительству. 20 мая 1920 г. в Москве была получена нота иранского правительства о признании Азербайджанской Советской Социалистической Республики. В ноте иранское правительство предлагало установить дипломатические, почтово-телеграфные и торговые отношения с РСФСР. Наркоминдел ответил согласием. 10 сентября 1920 г. в Москву прибыл чрезвычайный посол Ирана Али-Гули-хан Мошавер-оль-Мемалек.

 

Английский империализм попытался сорвать налаживавшиеся отношения между Ираном и Советской Россией. В этих целях в Тегеране был проведен искусно разработанный "переворот". Ставленник английской дипломатии Сейед-Зия-эд-Дин, издатель газеты "Раад", субсидировавшейся английской миссией, защитник англо-иранского договора 9 августа 1919 г., захватил 21 февраля 1921 г. власть в Тегеране. В целях дезориентации иранской общественности 26 февраля 1921 г. был аннулирован англо-иранский договор от 9 августа 1919 года. Аннулирование этого и без того провалившегося договора, по существу, являлось шагом для подготовки нового соглашения с английским империализмом в изменившихся условиях.

 

Англофильский характер деятельности после "переворота" нового кабинета, его попытки затормозить налаживание нормальных отношений с Советской Россией были настолько очевидны, что кабинет этот должен был вскоре уйти в отставку (24 мая 1921 г.). Революционные массы разоблачили "переворот", проведенный англичанами. Народ требовал действительной борьбы за образование национально независимого, национально единого государства. Однако народные массы оказались не в силах разрешить эту задачу революционным путем. Победил буржуазный национализм, а не революционные силы страны.

 

Интересы буржуазного национализма на данном этапе отражал военный министр Реза-хан, избранный позже, в 1925 г., Учредительным собранием иранским шахом.

 

Переговоры, которые велись в Москве чрезвычайным посланником Ирана Мошавер-оль-Мемалеком, закончились подписанием 26 февраля 1921 г. дружественного политического договори между РСФСР и Ираном.

 

Договор 26 февраля 1921 г. является классическим выражением ленинско-сталинской национальной политики. Статья первая договора гла-

 
стр. 40

 

сит: "Российское советское правительство в соответствии с декларациями своими, изложенными в нотах от 14 января 1918 г. и 26 июня 1919 г. об основах политики России в отношении персидского народа, еще раз торжественно заявляет о бесповоротном отказе России от насильнической в отношении Персии политики империалистических правительств России, свергнутых волею ее рабочих и крестьян. Согласно сему и желая видеть персидский народ независимым, процветающим и свободно распоряжающимся всем своим достоянием, российское советское правительство объявляет все трактаты, договоры, конвенции и соглашения, заключенные бывшим царским правительством с Персией и приводившие к умалению прав персидского народа, отмененными и потерявшими всяческую силу".

 

В последующих статьях советское правительство объявляло отмененными и потерявшими всяческую силу все конвенции и соглашения, заключенные бывшим правительством России с третьими державами относительно Ирана.

 

Не желая пользоваться результатами захватнической политики царского правительства, советское правительство отказалось от островов Ашур-Аде и других островов, расположенных у побережья Астрабадской провинции Ирана. Обе стороны договорились пользоваться пограничными реками и водами на равных правах.

 

Обе стороны обязались строго воздерживаться от вмешательства во внутренние дела друг друга.

 

Советское правительство заявило о своем отказе от финансовой политики царского правительства, направленной к политическому закабалению Ирана.

 

Советское правительство отказалось от всех концессий царского правительства в Иране и безвозмездно передало в полную собственность иранского народа русские сооружения: шоссейные дороги, железнодорожные линии, пристани, телеграфные и телефонные линии, порт Энзели.

 

Желая "положить конец миссионерской религиозной пропаганде в странах ислама, имевшей скрытой целью политическое воздействие на народные массы и поддерживавшей этим путем хищнические интриги царизма", советское правительство объявило закрытыми все религиозные миссии, учрежденные в Иране бывшим царским правительством.

 

Российские граждане, проживающие в Иране, равно как иранские граждане, проживающие в России, с момента подписания договора должны были пользоваться равными правами с местными гражданами и подчиняться законам страны их пребывания.

 

Статьи пятая и шестая договора обязывали РСФСР и Иран не допускать на своих территориях существования враждебных сил. Советское правительство при известных обстоятельствах, предусмотренных этими статьями, имеет право принять необходимые меры для уничтожения этих враждебных сил на территории Ирана.

 

Советско-иранский политический договор предусматривал заключение ряда соглашений для окончательного урегулирования отношений между РСФСР и Ираном (торговый договор, почтово-телеграфное соглашение, пограничное, и т. д., и т. п.).

 

15 декабря 1921 г. меджлис ратифицировал советско-иранский политический договор.

 

Договор от 26 февраля 1921 г. заложил фундамент прочных дружественных отношений между СССР и Ираном. С подписанием договора открылась новая страница в истории Ирана.

 

Иранский народ, бывший до того послушным рабом империализма, осознал свою силу. Англия, беспрепятственно эксплоатировавшая Иран, вынуждена была теперь считаться с иранским: народом как с серьезным фактором. Послевоенная победа Англии в Иране оказалась временной, эфемерной. После мировой империалистической войны и Великой Октябрьской социалистической революции в России господство английского

 
стр. 41

 

империализма, его авторитет, его сила, прочность его позиции в стране оказались подорванными; английский империализм должен был согласиться на отмену протектората и отказаться в отношении Ирана от старого метода открытого насилия.

 

III. ЗНАЧЕНИЕ СССР В БОРЬБЕ ИРАНСКОГО НАРОДА ЗА СВОЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ

 

Иран не сразу стал политически независимым государством. В письме к тов. Павловичу от 31 мая 1921 г. Ленин причисляет Иран к полуколониальным странам. Чем же определялась эта политическая зависимость Ирана от империалистических стран?

 

Территория Ирана была оккупирована английскими войсками, армия и финансы находились в руках английского империализма. Пользуясь феодальной раздробленностью страны, английский империализм "узаконил" свое вмешательство во внутренние дела Ирана: ограничивал права центрального правительства и умалял суверенитет иранского государства; между английским империализмом и крупнейшими феодалами Ирана существовали сепаратные договоры, в силу которых английский империализм поддерживал независимое положение этих феодалов в отношении центрального правительства (соглашения Англии с ханами Бахтиарии, Хузистана, Белуджистана, Луристана). Иран не мог стать политически независимым, централизованным, государством при наличии феодального сепаратизма. Отношения между Ираном и империалистическими странами попрежнему базировались на неравноправных договорах; в основе этих договоров лежало вынужденное признание Ираном режима капитуляций в стране.

 

СССР поддерживал борьбу Ирана за политическую независимость, за создание централизованного государства.

 

Рассмотрим наиболее крупные моменты в борьбе Ирана за политическую независимость.

 

Эвакуация английских войск из Ирана, удаление английских инструкторов и образование национальной армии. Разгром в мае 1920 г. в Пехлеви советским военным флотом белогвардейцев, организовавших там вместе с англичанами военную базу для нападения на Закавказье, дал первый толчок к эвакуации английских войск из Ирана. Под давлением революционного движения в стране Англия вынуждена была в течение первой половины 1921 г. вывести все свои войска из Ирана. Только на юге страны остались небольшие отряды при английских консульствах, но в последующие годы и эти отряды были эвакуированы.

 

В 1921 г. военным министром Реза-ханом были уволены из армий английские и шведские офицеры, в этом же году Иран должны были покинуть и английские финансовые советники. Приказом от 5 января 1922 г. были ликвидированы жандармские и казачьи части. Одновременно Реза-хан, опираясь на установившиеся дружественные отношения с советским правительством, приступил к созданию единой национальной армии. Правительство Ирана начинает уделять большое внимание получению офицерами высшего военного образования в европейских учебных заведениях; молодежь посылают учиться военному делу во Францию, Англию и другие государства.

 

Создание национальной армии стало крупным фактором в борьбе Ирана за образование централизованного государства.

 

Ликвидация феодального сепаратизма. Одновременно была поставлена задача ликвидации феодального сепаратизма. Разоружение племен и феодальных ханств и подчинение их центральному правительству стало осью политической жизни страны на продолжительный период времени. Английский империализм единым фронтом с реакцией внутри страны выступил на защиту феодальных привилегий

 
стр. 42

 

и существования полунезависимых ханств, ибо они-то и составляли политическую опору английского господства в стране. Английский империализм сплачивал вокруг себя разрозненные силы феодалов.

 

Первые попытки правительства подчинить себе южных феодалов кончились неудачей. При содействии англичан бахтиары разбили правительственный отряд, направленный в Бахтиарию летом 1922 года. В 1922 г, англичане организовали союз южных племен. В Курдистане англичане помогали восстанию Смитко. В сентябре 1924 г. хузистанский шейх Хезаль, агент английского империализма, объявил войну центральному правительству. Англия открыто встала на защиту своего агента и, как сообщало 29 ноября 1924 г. Роста, вручила иранскому правительству две ноты, в которых требовала прекращения военных действий центрального правительства против шейха. Однако центральное иранское правительство вопреки протестам англичан ликвидировало мятеж шейха. Незадолго до восстания шейха Хезаля в Тегеране с провокационной целью был убит американский консул Иммери (18 июля 1924 г.), пытавшийся сфотографировать "чудотворный сакка ханэ" (источник воды). Английский империализм хотел использовать это убийство в целях создания единого фронта иностранных миссий против центрального иранского правительства, которое якобы не в состоянии обеспечить порядок в стране. Особая позиция, занятая советским посольством, разбила интриги англичан. Иранская печать и в дальнейшем не раз сообщала о попытках английского империализма поддерживать реакцию, чтобы сохранить власть в руках крупнейших феодалов.

 

Значительно возросшие силы иранского государства при дружественной поддержке его со стороны СССР привели в конечном счете к ликвидации феодального сепаратизма.

 

Создание централизованного государства явилось одним из важнейших политических событий в истории Ирана послевоенного периода. Ликвидация феодальной раздробленности страны укрепила иранское государство и облегчила ему борьбу за политическую независимость страны.

 

Ликвидация неравноправных договоров. Открылась возможность поставить вопрос и о ликвидации неравноправных договоров.

 

Под влиянием декларации советского правительства об аннулировании неравноправных договоров кабинет Самсам-ос-Салтанэ 27 июля 1918 г. принял решение об отмене режима капитуляций. Но английский империализм потребовал от шаха отставки кабинета. Шах удовлетворил требование англичан. Кабинет был разогнан казаками под командованием английских офицеров.

 

Положение существенно изменилось через несколько лет. Опираясь на советско-иранский политический договор от 26 февраля 1921 г., в котором СССР снова подчеркнул свой отказ от пользования режимом капитуляций, иранское правительство 10 мая 1927 г. объявило об аннулировании с 10 мая 1928 года режима капитуляций в стране. Иранское правительство сообщило империалистическим странам, что им предоставляется годичный срок для заключения с Ираном новых договоров на началах равноправия. Год почти истекал, но империалистические государства не спешили с заключением новых договоров: решение иранского правительства было встречено империалистами враждебно, особенно резко возражал против отмены режима капитуляций английский империализм. Тогда иранское правительство 3 мая 1928 г. провело закон о таможенной автономии. Этот закон в отношении государств, не подписавших с Ираном новых договоров, устанавливал максимальный тариф (в два раза выше нормального). Самая угроза применения максимального тарифа в отношении империалистических государств была характерна для той новой обстановки, которая сложилась для Ирана после Великой Октябрьской социалистической революции в России. В прежние годы Иран вынужден

 
стр. 43

 

был подписывать невыгодные для страны таможенные конвенции с царской Россией и Англией. СССР был первым государством, отказавшимся от права на конвенционные тарифы и предоставившим Ирану полную свободу в тарифно-таможенных вопросах (обмен нотами от 1 октября 1927 г.)

 

В результате и империалистические государства, в том числе Англия, вынуждены были перезаключить свои соглашения с Ираном. Англия добилась, однако, от иранского правительства ряда компенсаций за согласие на отмену режима капитуляций.

 

В результате создания национальной армии, ликвидации феодального сепаратизма и неравноправных договоров Иран стал политически независимым государством.

 

Ослабление позиций английского империализма в экономике страны. Достигнутая политическая независимость обусловила успешность борьбы иранского правительства за ликвидацию или пересмотр многочисленных английских концессий.

 

При содействии американских советников иранское правительство создало централизованный финансовый аппарат, реорганизовало архаическую налоговую систему, добилось создания Национального банка (1928 г.). До того шахиншахский (английский) банк выполнял казначейские операции и обладал монопольным правом эмиссии бумажных денег. 13 мая 1930 г. иранское правительство, сделав большие уступки этому банку, добилось пересмотра концессии; право эмиссии и казначейские операции перешли в руки Национального банка.

 

В течение десятилетий Англия и царская Россия тормозили железнодорожное строительство в стране, навязав Ирану запретительную конвенцию. Только в результате новой обстановки, сложившейся в Иране после Великой Октябрьской революции, к иранскому правительству полностью перешли все дорожные концессии, находившиеся в руках иностранцев, и иранское правительство построило, не прибегая к иностранным займам, Трансиранскую железную дорогу (1394 км). Русские телеграфные и дорожные концессии были переданы советским правительством Ирану добровольно и безвозмездно по договору от 26 февраля 1921 года. Дорожные и телеграфные концессии английского империализма постепенно также перешли в руки иракского правительства или вследствие аннулирования (дорожная концессия Линча) или путем выкупа (Дуздабская железная дорога).

 

Громадное значение для империалистической Англии имела и имеет нефтяная концессия. Англия монополизировала в отношении разведки и эксплоатации нефтяных источников 5/6 территории Ирана. Нефтяная концессия стала одним из важнейших устоев британской колониальной политики в Иране. 27 ноября 1932 г. иранское правительство расторгло концессионный договор, чтобы добиться от Англии более приемлемых для Ирана условий. Угрозы английского империализма не помогли, и последний вынужден был пойти на уступки иранскому правительству.

 

Иран имел из году в год пассивный внешнеторговый баланс. За десятилетие - с 1921 по 1930 г. - пассив достиг громадной суммы - в 2700 млн. кран (без учета вывоза нефти с английской концессии). Пассивность внешнеторгового баланса тяжело отражалась на и без того отсталой экономике Ирана.

 

28 февраля 1931 г. меджлисом был утвержден "закон о монополии внешней торговли", а 11 марта 1931 г. - дополнительный к нему закон. Монополия внешней торговли в Иране имеет специфические особенности, принципиально отличающие ее от нашей социалистической монополии внешней торговли. Иранская монополия преследует в основном фискальные цели, она направлена к сбалансированию ввоза и вывоза и защите национальной промышленности от иностранной конкуренции. Этот закон имел крупное политико-экономическое значение: он затра-

 
стр. 44

 

гивал главным образом колониальные аппетиты английского империализма. Английская пресса, в том числе "Times", помещала резкие статьи, направленные против этого закона. Англичан поддержали другие империалистические государства. Только СССР занял в отношении Ирана дружественную позицию. СССР явился первым государством, признавшим новый режим внешнеторговых отношений с Ираном. Тем самым СССР дал возможность Ирану провести закон в жизнь. Положительное значение нового закона заключается в том, что он способствовал развитию национальной фабрично-заводской промышленности в Иране.

 

Ослабление экономической зависимости Ирана от империалистических государств ярко демонстрирует правильность указаний товарища Сталина о том, "что империалистская война и победа революции в СССР расшатали устои империализма в колониальных и зависимых странах, что авторитет империализма в этих странах уже подорван, чти он не в силах больше по-старому хозяйничать в этих странах"1 .

 

IV. РАЗВИТИЕ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ИРАНОМ

 

Развитие договорных отношений между СССР и Ираном после заключения политического договора 26 февраля 1921 года проходило в чрезвычайно сложной обстановке; на эти отношения влияли и международное положение, и внутренняя обстановка в Иране, и соглашательский характер политики правящих классов в отношении империалистических государств, и влияние крайних реакционных кругов в самой стране, и т. д. Все эти факторы, переплетаясь между собой, создавали не раз весьма напряженную обстановку во время обсуждения вопросов, касавшихся ирано-советских отношений.

 

Развитие торговых отношений между СССР и Ираном. Царская Россия и Англия в свое время превратили Иран в аграрно-сырьевой придаток к народному хозяйству своих стран. Англия и царская Россия монополизировали в основном в своих руках всю внешнюю торговлю Ирана. В 1913 - 1914 гг. удельный вес царской России во внешнем товарообороте Ирана составлял 60%, а удельный вес Англии - 21%. Царская Россия и Англия подчинили своему контролю все связи Ирана с мировым рынком. Борясь за монопольное господство в Иране, царская Россия до войны не разрешала транзита в Иран европейских товаров через территорию России. Исключение составляли почтовые посылки не тяжелее 5 килограммов. Запрещая транзит товаров из третьих стран, царская Россия широко практиковала экспортные премии в своей торговле с Ираном. Эти мероприятия сильно затрудняли иностранную конкуренцию с русскими товарами на иранском рынке.

 

Своими дорожными монополиями в Иране царская Россия еще более усиливала привилегированное положение там русских купцов и промышленников.

 

Торговые связи между СССР и Ираном построены на началах, принципиально отличных от тех, на которых царская Россия базировала свою политику в отношении Ирана. Торговые отношения между СССР и Ираном строятся на базе взаимной заинтересованности, на основе равноправия обеих сторон. В СССР Иран имеет прочный и постоянный рынок для сбыта своей продукции. Особенно показательны в этом отношении годы мирового экономического кризиса. Все основные сельскохозяйственные товары (хлопок, шерсть, рис и др.) в годы кризиса могли найти свой сбыт почти исключительно в СССР. При этом цены на товары, вывозившиеся из Ирана в СССР, почти удержались на докризисной высоте, в то время как цены на товары, вывозившиеся Ираном в капиталистические страны, резко упали.

 

 

1 И. Сталин. "Вопросы ленинизма", стр. 352. 10-е изд.

 
стр. 45

 

В то же время Иран является потребителем промышленных товаров, производимых в СССР. Мощная индустрия, созданная в нашей стране, дает возможность Ирану все более расширять ассортимент товаров, которые Иран может закупать в СССР.

 

Торговые договоры между СССР и Ираном показывают, какой характер носят отношения между двумя странами. Вместе с тем эти договоры отражают также изменение методов торговли между СССР и Ираном на отдельных этапах.

 

Торговый договор 1924 года. Советско-иранская конференция по заключению торгового договора между СССР и Ираном впервые приступила к работе 16 июня 1922 года. Враждебное отношение к СССР со стороны тогдашнего премьера Кавам-ос-Салтакэ привело к срыву переговоров. Переговоры возобновились в Тегеране 9 марта 1923 г. и протекали в напряженной обстановке. Английский империализм всячески пытался укрепить свое пошатнувшееся положение и препятствовал налаживанию дружественных отношений между СССР и Ираном. Только 3 июля 1924 г. ирано-советский торговый договор был подписан в Тегеране.

 

Для экономики Ирана этот торговый договор мог иметь большое значение; он обеспечивал расширение хозяйственных и торговых связей между двумя странами на началах равноправного экономического сотрудничества; от перерыва и нарушения этих связей Иран весьма страдал в послевоенные, годы.

 

Английский империализм попытался сорвать ратификацию договора меджлисом. В частности, восстание английского ставленника, хузистанского шейха Хезаля (сентябрь - декабрь 1924 г.), против центрального правительства было организовано не только для отрыва от Ирана нефтеносных земель: своим острием это восстание было направлено также и против ирано-советского договора.

 

Под давлением реакционных кругов, подстрекаемых империалистическими государствами, ирано-советский торговый договор от 3 июля 1924 г. меджлисом не был ратифицирован.

 

Торговый договор от 1 октября 1927 года. До конца 1922 г. в торговле с Ираном применялась та же самая разрешительная система, которая была установлена для торговли на нашей западной границе. В соответствии с основными принципами своей восточной политики СССР установил льготный режим в торговле с Ираном. В 1922 г. был разрешен безлицензионный ввоз товаров из Ирана на нижегородскую ярмарку. В дальнейшем приказами Наркомвнешторга от 29 марта 1923 г. и 12 июля 1924 г. по советско-иранской границе был введен бесконтингентный и безлицензионный оборот. Это привело к значительному увеличению советско-иранского товарооборота.

 

Недостаточность экспортных фондов у советского государства в тот период создавала для Советской страны пассивный баланс в торговле с Ираном.

 

Поэтому с 1 февраля 1926 г. в целях выравнивания советско-иранского товарооборота был временно восстановлен контингентированный и лицензионный оборот, свободный ввоз был сохранен лишь для хлопка, но с ноября 1926 г. и хлопок был включен в число лицензионных товаров. Весь товарооборот с Ираном должен был проводиться на началах нетто баланса. При этой системе требовался обязательный вывоз из СССР иранскими купцами советских товаров на сумму, вырученную от реализации в СССР иранских товаров.

 

В конце лета 1926 г. в Москве открылись переговоры с Ираном по торговым вопросам. Впрочем, вскоре эти переговоры были прерваны, так как под влиянием империалистических государств и реакционных кругов иранское купечество в конце 1926 г. начало бойкотировать советские

 
стр. 46

 

хозяйственные организации, настаивая на сохранении бесконтингентной и безлицензионной торговли с СССР.

 

Однако наибольший ущерб от бойкота в первую очередь понесла экономика Ирана. Прерванные торговые переговоры возобновились в конце марта 1927 года. Английский империализм снова попытался помешать переговорам. В мае 1927 г. Англия, как известно, разорвала дипломатические отношения с СССР. Этот разрыв дипломатических отношений Англия пыталась использовать в своих интересах и в Ираке, всячески настраивая последний против СССР. О приемах давления английского империализма на иранское правительство в "Известиях" от 10 июня 1927 г., в статье "Новый кабинет в Персии и советско-персидские отношения", рассказывалось следующее: "Явившись к шаху, г. Кляйв (английский посол в Тегеране. - Г. Г.) потребовал ухода в отставку Мустовфи-эль-Мемалека (тогда премьер в Иране. - Г. Г.), которому он инкриминировал: 1) отказ в разрешении английскому правительству устроить воздушную связь Египет - Индия через персидскую территорию и 2) неутверждение соглашения относительно так называемой касреширинской нефти. Этой, якобы недоброжелательной по отношению к английским интересам политике кабинета Мустовфи-эль-Мемалека г. Кляйв противопоставил будто бы проявляемое правительством внимание по отношению к советским интересам в Персии. Шах, не окончив разговора, вышел, а обиженный Кляйв просил напомнить ему, что он обязан Англии престолом и что на этот престол имеются и другие претенденты". Личные угрозы шаху, распространение всякого рода вымыслов о политике СССР, подготовка восстаний племен и т. д. - таковы далеко не новые методы колониальной политики английского империализма, от которых он не отказывается до самого последнего времени.

 

Вопреки проискам империалистов и реакционеров ирано-советские переговоры закончились подписанием 1 октября 1927 г. торгового соглашения (в форме обмена нотами). Это соглашение устанавливало смешанный метод торговли: при сохранении контингентирования иранского вывоза в СССР торговля в пределах контингентов была объявлена свободной. Соглашение активизировало участие в торговле между СССР и Ираном среднего и мелкого купечества, которое получало возможность непосредственно отправлять свои товары в СССР, минуя маклеров и крупных скупщиков.

 

Торговым соглашением от 1 октября 1927 г. годовой объем иранского вывоза в СССР был установлен в 250 млн. кран. Иранским купцам и организациям предоставлялось право свободной закупки на территории Союза и свободного вывоза в Иран всех произведений почвы и промышленности Союза, за исключением нефти и нефтепродуктов, хлеба в зерне и муке, а также товаров, в импорте которых нет нужды на иранском рынке (пушнина, ковры). Соглашение было построено на системе нетто-баланса по каждой сделке. Иранские купцы были обязаны на сумму, вырученную от проданных СССР товаров, обязательно вывезти советские товары. Соглашение от 1 октября 1927 г. предоставило Ирану право транзита через СССР в третьи страны.

 

Торговое соглашение от 1 октября 1927 г. было восторженно встречено в Иране, оно дало сильный толчок развитию экономических отношений между СССР и Ираном.

 

Вообще октябрь 1927 г. представляет крупную веху в развитии дружественных отношений между СССР и Ираном. Помимо торгового соглашения между Ираном и Советским Союзом 1 октября 1927 г. были подписаны акты большой политической и экономической важности: 1) договор о гарантии и нейтралитете, принадлежащий к числу основных договоров, определяющих политические отношения между СССР и Ираном; 2) таможенная конвенция; 3) соглашение об эксплоатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря; 4) соглашение о порте

 
стр. 47

 

Пехлеви; 5) договор об аренде пристаней, складочных помещений и Других сооружений в порту Пехлеви. "Правда" в статье от 2 октября 1927 г. "К подписанию договора между СССР и Персией" писала: "Они (заключенные соглашения - Г. Г.) обеспечивают Персии возможность самостоятельного курса во внутренней и внешней политике, лишая Англию и другие крупные капиталистические державы возможности превращения Персии в плацдарм для своей империалистической игры, опасной для дела всеобщего мира".

 

Конвенция о поселении, торговле и мореплавании от 27 октября 1931 года. Торговое соглашение от 1 октября 1927 г. прекратило свое действие 1 октября 1929 г., между тем новое соглашение к этому времени еще не было заключено. Отсутствие торгового договора между СССР и Ираном было использовано частью купечества, не без влияния, конечно, империалистических стран, для пропаганды бойкота советских хозяйственных организаций. В иранской прессе выдвигался проект создания особого торгового синдиката для торговли с СССР. Благодаря этой неурегулированности отношений ирано-советский товарооборот за 1929 - 1930 и 1930 - 1931 гг. несколько снизился.

 

Хозяйственное положение Ирана в 1930 - 1931 гг. сильно ухудшилось. Мировой экономический кризис тяжело отражался на экономике Ирана. С середины 1930 г. иранская пресса была заполнена многочисленными статьями и сообщениями о разрушительном влиянии кризиса, о резком падении цен на сельскохозяйственную продукцию, о крайней затруднительности сбыта иранских товаров на внешних рынках и т. п.

 

СССР в это время победоносно выполнял первую пятилетку. За годы первой пятилетки был создан мощный фундамент социалистической экономики, колоссально выросли экспортные возможности нашей страны. Победы первой пятилетки требовали изменения и методов торговли СССР с Востоком. Методы этой торговли, практиковавшиеся со времени восстановительного периода (ярмарки, привлечение восточного купечества в СССР и т. п.), себя изжили, применение нетто-баланса по каждой отдельной сделке стало тормозом в развитии торговых отношений. Возникла необходимость замены его нетто-балансом по торговле между СССР и Ираном в целом. Торговые сделки были перенесены в основном в страны Востока, в том числе и в Иран. В 1931 г. торговля с Ираном была передана всесоюзным внешнеторговым объединениям, построенным по товарному признаку. Для торговли с Востоком и в частности с Ираном в 1931 г. СССР располагал значительно выросшим экспортным фондом; причем повышался экспорт промышленных изделий за счет продовольственных товаров.

 

Все это нашло свое отражение в заключенной 27 октября 1931 г. конвенции (ратифицирована 22 июня 1932 г.) о поселении, торговле и мореплавании, заменившей временное торговое соглашение от 1 октября 1927 года.

 

Подписание конвенции имело большое политическое значение для Ирана: СССР признал в силу этой конвенции так называемую "монополию внешней торговли" в Иране, сыгравшую крупную роль в развитии национальной промышленности.

 

Конвенцией и подписанными одновременно с нею нотами был урегулирован большой круг вопросов, касавшихся торговых и других отношений между двумя странами.

 

Учитывая экономические интересы Ирана, СССР предоставил ему, в согласии со статьей 20-й договора от 26 февраля 1921 г. и в целях уточнения его постановлений, свободный транзит произведений почвы и промышленности Ирана в любую третью страну. СССР получил аналогичные права в отношении территории Ирана. СССР предоставил кроме того иранским торговым обществам и купцам право свободно вывозить

 
стр. 48

 

в любом направлении произведения почвы и промышленности, привезенные из Ирана на советскую территорию и здесь не проданные. СССР предоставил свободный транзит через свою территорию в Иран указанных в конвенции категорий произведений почвы и промышленности из стран, имеющих с СССР торговый договор, соглашение или конвенцию.

 

Статья 16-я конвенции устанавливала, что в Каспийском море могут плавать только суда, принадлежащие СССР и Ирану или их гражданам и транспортным организациям.

 

Одновременно путем обмена нотами правительства обеих стран урегулировали ряд хозяйственных вопросов, в частности о представительстве хозяйственных организаций в иранском суде, о снижении цен на нефтепродукты, продаваемые Персазнефтью в Иране, о порядке транзита через территорию СССР иранского опиума и т. д. Конвенция предусматривала продажу Ирану необходимых ему товаров: сахара, спичек, нефтепродуктов в размере 100% иранского ввоза, калош - 92%, фарфоро-фаянсовых и стеклянных изделий - 76%, цемента - 72,3%, металла - 65%, хлопчатобумажных тканей - 55%, бумаги и бумажных изделий - 66,3%, машин и оборудования - 53,6%. Конвенцией предусматривалась продажа Ирану также и ряда других товаров.

 

Торговый договор от 27 августа 1935 года. В 1932 - 1933 гг., вскоре после ратификации торговой конвенции 1931 г., отдельные группы иранского купечества попытались односторонне изменить установленный порядок торговли между двумя странами. Часть купечества, недовольная тем, что вся торговля должна была вестись через всесоюзные внешнеторговые объединения, бойкотировала советские хозяйственные организации. Это вызвало осложнение в торговых взаимоотношениях между СССР и Ираном и снижение в 1933 г. советско-иранского товарооборота.

 

В 1934 г. СССР посетила иранская экономическая делегация, состоявшая из представителей различных министерств; ей была предоставлена возможность широко ознакомиться с социалистическим строительством нашей стране. Это обстоятельство, а главное, тяжелое экономическое положение страны, вызванное мировым экономическим кризисом и отсутствием нормальных экономических отношений в этот период с СССР, ускорили переговоры с Ираном о заключении торгового договора.

 

27 августа 1935 г. между СССР и Ираном был подписан торговый договор, заменивший торговую конвенцию от 1932 года. Одновременно были заключены контракты на поставку Ирану советскими экспортными организациями различного промышленного оборудования. Вместе с торговым договором были подписаны ветеринарно-санитарная конвенция, конвенция по борьбе с болезнями растений и по борьбе с саранчой.

 

Победа социализма в нашей стране, создание мощной индустрии и передового, самого крупного в мире сельского хозяйства открывали широкие перспективы в развитии экономического сотрудничества между СССР и Ираном.

 

СССР начал оказывать Ирану широкую техническую помощь в создании им промышленности и транспорта: согласно контрактам, соответствующие советские организации должны были в трехлетний срок поставить Ирану оборудование для рисоочистительных и хлопкоочистительных заводов, шерстомоек, оборудовать мельничный комбинат в Иране и целую сеть элеваторов по всей стране; СССР оказывает также широкую помощь Ирану в борьбе с саранчой, причиняющей громадный ущерб сельскому хозяйству, в борьбе с болезнями растений, скота и т. п. Помощь Ирану в борьбе с саранчой оказывалась и ранее (начиная с 1924 г.), однако с 1935 г. эта помощь начинает носить более широкий и планомерный характер.

 

По договору, СССР не только брал на себя закупку в Иране наиболее важных сельскохозяйственных культур и сырья (хлопок, рис, кенаф,

 
стр. 49

 

шерсть, сухофрукты и кожевенное сырье), но я соглашался ежегодно увеличивать их закупку на 10 - 15%. К этому времени экспортный выход хлопка-волокна в Иране составлял примерно 20 тыс. тонн; шерсти - 7 тыс. тонн; кенафа - 1 1/2 - 2 тыс. тонн; мелкого кожевенного сырья - 1 1/2 - 2 млн. штук.

 

СССР, согласно контрактам, должен был взамен вывозимого сельскохозяйственного сырья продать непосредственно иранскому правительству хлопчатобумажные ткани, сахар, спички, цемент, железо, сельскохозяйственные машины. Иранское правительство в торговых отношениях между двумя странами впервые выступало в роли прямого покупателя советской продукции. Контракты монополизировали за правительствами 80% всего торгового оборота между двумя странами.

 

Торговые отношения между СССР и Ираном за последние годы показывают тенденцию к росту. Об этом говорит следующая таблица (в млн. риалов):

 

Годы

Вывоз из СССР в Иран

Ввоз в СССР из Ирана

Итого

Удельный вес СССР во всем товарообороте Ирана

1930 - 1931

230

159

389

37

1931 - 1932

268

251

519

39

1932 - 1933

201

117

318

28

1933 - 1934

145

90

235

22

1934 - 1935

193

203

396

34

1935 - 1936

241

186

427

29

1936 - 1937

277

270

547

36

1937 - 1938

315

235

550

34

 

Снижение советско-иранского товарооборота в отдельные годы является показателем неурегулированности в эти годы торговых взаимоотношений между двумя странами.

 

Особенно велико было для Ирана значение советского рынка по отдельным основным товарам. Так, за последний год действия договора (1937 - 1938) Иран импортировал из СССР в ценностном выражении 89,5% всего ввозимого им сахара, 62% хлопчатобумажных тканей, 64,5% шерстяных тканей и т. д. СССР экспортировал из Ирана 90% всего вывозимого Ираном хлопка, 99,6% риса, 87,7% мерлушки, 39% сухофруктов и т д.

 

Из капиталистических государств за последние годы в торговле с Ираном резко усилилась роль Германии. Еще в 1934 - 1935 гг. удельный вес Германии в товарообороте Ирана равнялся 9%; Германия "занимала четвертое место во внешней торговле Ирана после СССР, Англии, США. В 1937 - 1938 гг. Германия процент своего участия в торговле с Ираном повысила до 27, выйдя на второе место. Почти 64% всей стоимости машинного оборудования и инструментов, ввезенных Ираном в 1937 - 1938 гг., пришлось на долю Германии. Германия заинтересована в вывозе из Ирана шерсти, сухофруктов, ковров и других товаров. Прочие крупнейшие капиталистические страны, наоборот, систематически снижают свою долю во внешней торговле Ирана. Об этом говорит следующая таблица:

 

Годы

N участия во внешней торговле Ирана

Англия (без Индии)

США

Япония

Франция

1935 - 1936

15

11

6

3

1930 - 1937

8

10

3

1,5

1937 - 1938

7

8

4

2

 
стр. 50

 

Сопоставление данных о роли капиталистических государств и СССР во внешней торговле Ирана особенно подчеркивает наличие глубоких экономических связей между СССР и Ираном.

 

Договор о торговле и мореплавании от 25 марта 1940 года. Действие торцового договора от 27 августа 1935 г. окончилось в июне 1938 года. Наступил бездоговорный период. В правящих кругах Ирана определилась тенденция максимально развить тортовые отношения с капиталистическими странами за счет сокращения торговли с СССР.

 

Бездоговорный период оказался чрезвычайно тяжелым для Ирана. Иран не смог найти другой такой разносторонний рынок, каким являлся СССР. Резко обозначилось сокращение внешней торговли страны. Торговый договор давал Ирану право транзита через территорию СССР. Теперь Иран лишался этой возможности. В бюллетене Национального банка сообщалось, что транзит тонны сухофруктов из Тегерана до Гамбурга через территорию СССР обходился в 340 риалов, а через Трапезунд (Турция) - в 1010 риалов и через Персидский залив - в 1330 риалов. Торговля с СССР давала работу десяткам тысяч населения северных провинций Ирана, теперь они ее лишались. Громадные обороты торговли с СССР давали сотни миллионов риалов в государственный бюджет Ирана. Резкое сокращение оборотов этой торговли обозначало дефицит и в бюджете. В 1930 - 1933 гг. Иран мог сравнительно менее болезненно переносить мировой экономический кризис только благодаря установлению широких экономических связей с СССР. Экономический кризис 1937 - 1939 гг. всей своей тяжестью ударил по Ирану. В бюллетенях Национального банка со второй половины 1938 г. систематически сообщалось о застое на крупных рынках страны, о падении цен на мерлушку, кожевенное сырье, миндаль и другие товары. Но и по низким ценам сделок не было.

 

Торговые отношения с Германией развивались напряженно. Лишившись советского рынка, Иран со второй половины 1938 г. усилил свой экспорт в Германию. К 1939 г. последняя задолжала Ирану по клирингу 120 - 150 млн. риалов, в то же время Иран не получал из Германии нужных ему товаров.

 

В результате всего за первый бездоговорный год (1938 - 1939) Иран импортировал товаров на 31,7% меньше в ценностном выражении чем в 1937 - 1938 годах. В то же время вывоз риса в 1938 - 1939 гг. уменьшился на 90%, хлопка - на 47% и т. д.

 

С началом второй империалистической войны трудности для Ирака резко увеличились. В иранской прессе помещались многочисленные статьи об изоляции страны, о громадном ущербе, причиняемом Ирану английской морской блокадой, о невозможности получения из Германии многочисленных товаров, заказанных еще в довоенное время.

 

В стране началась бешеная спекуляция, росли цены по всем импортным товарам. Заключение хозяйственного соглашения между СССР и Германией дало возможность последней возобновить торговлю с Ираном. Однако экономическое положение Ирана продолжало оставаться весьма напряженным.

 

10 марта 1940 г. был парафирован новый договор между СССР и Ираном о торговле и мореплавании. 25 марта в Тегеране этот договор был подписан обеими сторонами. В широких кругах Ирана подписание договора было встречено с исключительной радостью. 28 марта, представляя в меджлис для ратификации договор с СССР о торговле и мореплавании, министр иностранных дел Мозафар Далям произнес речь, в которой, в частности, отметил: "С экономической точки зрения этот договор принесет такую большую пользу, которую трудно даже описать". Речь министра вызвала одобрение депутатов.

 
стр. 51

 

История еще раз дала возможность Ирану проверить на практике, какое значение имеет для страны наличие политически дружественных, экономически развитых отношений между СССР и Ираном.

 

Экономическая помощь Ирану. Торговыми отношениями не исчерпывается действительная роль СССР в экономике Ирана: помимо развития торговых -отношений советскими хозяйственными организациями в Иране проведена большая работа в интересах развития сельского хозяйства.

 

Еще в 1923 г. в Иране было организовано советско-иранское торгово-производственное товарищество "Персшолк", которое восстановило шелководство в Гиляне и Мазандеране, погибшее в годы, последовавшие за первой мировой войной. Товариществом были выписаны фабричное оборудование и машины новейших конструкций, впервые в Иране была оборудована паровая кокономорильня, сушильня, построен ряд тиль-амбаров. В первый же год своей работы "Персшолку" удалось вовлечь в разведение коконов свыше 20 тысяч крестьянских хозяйств. Иранские работницы, незнакомые ранее с европейским способом обработки шолка, в результате советского инструктажа научились фабричному производству шолка.

 

Особенно крупную работу проделал в Иране "Персхлопок". Для улучшения качества хлопка товариществом были открыты хлопкоочистительные заводы в хлопковых районах; при его содействии значительно были расширены в Иране посевы американского хлопка. Если до первой империалистической войны площадь посевов хлопка американскими семенами не превышала 4200 га, то в 1936 г. американскими семенами хлопка было засеяно 58666 га. "Персхлопок" впервые в Иране поставил селекционное дело и начал применять тракторную обработку полей под посевы хлопка. За время с 1923 - 1924 по 1932 - 1933 гг. были заложены сортоиспытательные и показательные участки в различных районах Астрабадской провинции; в ряде пунктов в стране впервые были организованы метеорологические станции.

 

Закгосторгом в Иране была введена калифорнийская сушка фруктов.

 

СССР принял активное участие в первой всеиранской выставке в Тегеране в ноябре - декабре 1923 года. Кстати сказать, Англия не участвовала в этой выставке. Советский павильон посетило свыше 45 тыс. человек. В декабре 1923 г. на территории сельскохозяйственной школы в Кередже впервые демонстрировались советские сельскохозяйственные машины.

 

Прочие соглашения экономического характера, заключенные между СССР и Ираном, также содействовали укреплению экономики Ирана. Советское и иранское правительства разрешили многочисленные вопросы ирано-советских отношений; соглашением от 20 февраля 1926 г. о взаимном пользовании пограничными реками и водами на протяжении границы от реки Герируд до Каспийского моря был урегулирован крупный вопрос о распределении вод пограничных рек; подписаны почтовая и телеграфная конвенции, соглашение о прямом железнодорожном сообщений между СССР и Ираном и т. д.

 

V. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ИРАНОМ

 

Последние годы показали, что при наличии дружественных отношений могут быть достигнуты большие результаты и в области культурного сотрудничества между СССР и Ираном.

 

В 1934 г. праздновалось 1000-летие со дня рождения величайшего иранского поэта Фирдауси.

 

СССР принял активное участие в этом праздновании. В марте 1934 г. при ЦИК СССР был создан специальный комитет по проведению празд-

 
стр. 52

 

нования юбилея Фирдауси. СНК ЗСФСР также вынес специальное постановление о проведении юбилея. Была создана среднеазиатская юбилейная комиссия. В СССР юбилей Фирдауси был отмечен многочисленными торжественными заседаниями и научными сессиями; в частности, 29 и 30 мая в Эрмитаже состоялась совместная сессия Института востоковедения Академии наук СССР и Эрмитажа. Во время сессии была организована выставка, посвященная Фирдауси. 20 сентября 1934 г. в Москве, в Большом театре, состоялся торжественный вечер, организованный комитетом по проведению празднования юбилея Фирдауси при ЦИК СССР. 12 октября Союз советских писателей организовал специальный вечер, посвященный Фирдауси. Многочисленные собрания, посвященные Фирдауси, состоялись также и в национальных республиках.

 

К юбилейным дням издательство "Academia" выпустило сборник избранных отрывков из "Шах-Намэ". Академия наук СССР выпустила также две юбилейных монографии. К юбилею Фирдауси во всех союзных республиках были переведены и изданы отрывки из его произведений и сборники статей о нем. Советская периодическая печать широко освещала празднование юбилея Фирдауси.

 

В Тегеран советским правительством была командирована делегация востоковедов, принявшая там активное участие в конгрессе. Члены делегации прочли шесть докладов, посвященных Фирдауси. Делегация эта передала иранскому правительству ценные подарки советского правительства: гальванопластические копии единственных в своем роде сассанидских серебряных блюд, принадлежащих государственному Эрмитажу, фотокопию одной из древнейших рукописей "Шах-Намэ", хранящейся в Государственной публичной библиотеке, а также ряд изданий произведений иранского искусства.

 

Другим примерам культурного сотрудничества между СССР и Ираном может служить третий международный конгресс по иранскому искусству и археологии, состоявшийся в Ленинграде и Москве 11 - 18 сентября 1935 года. В связи с конгрессом в Эрмитаже состоялось открытие большой выставки, посвященной иранскому искусству.

 

На этой выставке иранское искусство рассматривалось в общем плане искусства Востока. Впервые в СССР была сделана попытка представить искусство Ирана во всем его многообразии и в неразрывной связи с искусством других народов Востока. На выставке были помещены 25 тыс. редчайших произведений искусства и памятников культуры. Она была расположена в 80 залах и занимала площадь в 40 раз большую чем залы, в которых до того были размещены восточные собрания старого Эрмитажа.

 

*

 

Все вышеупомянутые факты наглядно показывают иранскому народу, что СССР на деле доказал, что он является подлинным сторонником политической и экономической независимости Ирана и его культурного роста.

 

 

Опубликовано на Порталусе 18 августа 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама