Рейтинг
Порталус

ВЛИЯНИЕ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ И РОССИИ

Дата публикации: 28 сентября 2015
Автор(ы): Н. РЫЖОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы экономики, № 6, Июнь 2009, C. 137-150
Номер публикации: №1443444026


Н. РЫЖОВА, (c)

Н. РЫЖОВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра Амурского государственного университета

 

ВЛИЯНИЕ ПРИГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ И РОССИИ*

 

Развитие приграничной торговли предполагает наличие исключений из правил, по которым функционирует "большая" международная торговля. Эти исключения нередко означают большую свободу региональных властей, меньшую собираемость налогов и таможенных сборов с территории в центральный бюджет и другие сложные, а иногда и неприятные для национальной экономики последствия. Но в чем тогда состоят национальные интересы при развитии особых форм "малого" сотрудничества на границах? Можно предложить такой ответ: приграничная торговля становится мощным стимулом для развития окраинных - и, как правило, экономически депрессивных - регионов. Как показывает мировой опыт, порой это именно так. В некоторых странах приграничная торговля действительно приводит к экономическому процветанию окраин, но в других остается "головной болью" (неконтролируемые миграционные потоки, наркотрафик, контрабанда). В данной статье обсуждается вопрос о том, какую роль приграничная торговля играет для России и Китая.

 

Приграничная и международная торговля: сходства и различия

 

Нередко международную торговлю анализируют так, будто она развивается по единым законам во всех регионах страны. Для небольшого государства, которое не имеет выхода к морю, это возможно, но в России или Китае пространственно-экономические различия регионов должны влиять на механизмы, формы и эффекты внешней торговли. Можно выделить как минимум три типа регионов, различающихся по географическим преимуществам и возможностям участия в международной торговле: внутренние, не имеющие национальных границ, приграничные, не имеющие международных морских портов, и регионы с морскими портами. Только регионы с сухопутными (речными) границами имеют возможность развивать международную торговлю в специфическом приграничном формате.

 

 

* Статистические материалы по Китаю (ежегодники, сборники, данные переписей) получены автором данной статьи с сайта www.chinadatacenter.org (The China Data Center at the University of Michigan). Доступ к сайту стал возможен благодаря стажировке в University of Washington, осуществленной при поддержке Программы исследовательских стипендий Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, которую администрирует NCEEER (Национальный Совет евразийских и восточноевропейских исследований, Вашингтон, США). Автор благодарит NCEEER за эту возможность.

 
стр. 137

 

Сотрудничество в приграничной торговле "осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях"1. Под приграничным сотрудничеством понимаются "любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон"2.

 

Как правило, такое поощрение в виде налоговых, таможенных и других льгот предоставляется в пределах специально оговоренной полосы по обе стороны сухопутной (речной) границы. Впрочем, опыт разных стран показывает, что приграничная торговля может развиваться и в отсутствие формально закрепленных льготных условий и "оговоренных полос". Таким образом, содержательные отличия приграничной торговли следующие: торговые контакты ведутся напрямую через границу; режим приграничной торговли предполагает действие исключений из общих правил международной торговли. Эти исключения могут быть формальными (закрепленными в нормативных актах3) или неформальными (в виде традиционных, архаичных форм торговли4; в виде нелегальной деятельности5).

 

С точки зрения механизмов осуществления и эффектов для экономического развития приграничная торговля имеет свои особенности по сравнению с торговлей, ведущейся в глобальных масштабах по мировым ценам6. Во-первых, она меньше зависит от состояния

 

 

1 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р.

2 Статус Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. ETS No 106. Мадрид, 21 мая 1980 года.

3 Такая приграничная торговля развивается, например, в рамках Европейского союза. Paas Т. Regional Integration and International Trade in the Context of EU Eastward Enlargement // Discussion Paper No 218 / Hamburg Institute of International Economics. 2003.

4 О значительной нерегулируемой (и нелегальной) кросс-граничной торговле, например, в Южной Африке см.: Peberdy S.A. Border Crossings: Small Entrepreneurs and Cross-border Trade between South Africa and Mozambique // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geo-grafie. 2000. Vol. 91, No 4. P. 361 - 378.

5 О распространении практик "челночной торговли" в посткоммунистических восточноевропейских странах см.: Wallace C., Shmulyar O., Bedzir V. Investing in Social Capital: The Case of Small-Scale, Cross-Border Traders in Post-Communist Central Europe // International Journal of Urban and Regional Research. 1999. Vol. 23, No 4. P. 751 - 770; Yukseker D. Shuttling Goods, Weaving Consumer Tastes: Informal Trade between Turkey and Russia // International Journal of Urban and Regional Research. 2007. Vol. 31, No 1. P. 60 - 72. Характеристика кросс-граничной торговли в Таиланде, в которой неформальная торговля превышает формально учитываемую, дана в работе: Tsuneishi T. Development of Border Economic Zones in Thailand: Expansion of Border Trade and Formation of Border Economic Zones // Discussion Paper No 153 /Institute of Developing Economies. 2008.

6 Эти специфические черты обсуждаются в работе Б. Вомака (Womack B. China's Border Trade and its Relationship to the National Political Economy // American Asian Review. 2001. Vol. 19, No 2. P. 31 - 48), который строил свои теоретические обобщения на основании исследований приграничной торговли между Китаем и Вьетнамом, а также пространственной структуры внешней торговли в Китае. При этом Вомак трактует приграничную торговлю широко - как торговлю приграничного региона с сопредельной территорией, а не как торговлю

 
стр. 138

 

глобальной экономики, но в большей - от специфики экономической системы прилегающего региона соседней страны. Например, цены на экспортируемый в Китай лес являются договорными и мало зависят от мировых цен.

 

Во-вторых, приграничная торговля может приводить к структурным изменениям в экономике. Регион с большими объемами приграничной торговли сильнее зависит от этого эффекта, чем национальная экономика в целом, поскольку в отличие от нее нередко имеет схожие географические, геоэкологические, а также экономические характеристики с сопредельной стороной. Например, юг Дальнего Востока и провинция Хэйлунцзян в начале 1990-х годов имели схожую структуру экономики (развитый ВПК и аграрный сектор), экспорт сельхозпродукции из китайской провинции существенно повлиял на сокращение аграрного производства на Дальнем Востоке.

 

В-третьих, "закон единой цены" срабатывает скорее в приграничной, нежели глобальной торговле. Если производить товар и переправлять его через границу дешевле, то это приводит к быстрому арбитражу. Например, в 1990-е годы соевые бобы экспортировались из Амурской области в Хэйлунцзян, но повышение спроса и цен в российском регионе время от времени приводило к поставкам в обратном направлении. Из-за действия закона единой цены производство товара в "дорогом" приграничном регионе может оказаться под угрозой. Например, легкая промышленность юга Дальнего Востока была быстро свернута в 1990-х годах из-за импорта китайской продукции.

 

В-четвертых, приграничная торговля более гибка и диверсифицирована, чем общенациональная. Если спрос на какой-то товар превышает локальное производство (по обе стороны границы), то приграничная торговля может способствовать перетоку товаров из других регионов.

 

В-пятых, низкие транспортные издержки могут сделать выгодной даже небольшую сделку, что стимулирует развитие малого бизнеса на границе.

 

В-шестых, приграничные порты не обладают, как правило, инфраструктурой приморских, что делает приграничную торговлю более неформальной и доступной. А это, в свою очередь, нередко приводит к росту неформальных трансграничных потоков (в том числе и контрабанды). Например, через приграничные таможни Дальневосточного таможенного управления проходят большие объемы челночной ("народной") торговли.

 

Однако приграничная торговля - это не только торговые и иные связи между двумя сопредельными регионами, но и взаимодействие между приграничным регионом и центром. По поводу международной торговли могут возникать противоречия между центром и регионами. Последние, получая большую часть доходов от межграничного торгового обмена, в целом ориентированы на расширение свободы торговли. Между тем можно представить ситуацию, в которой более выгодным

 

 

в пределах узкой полосы, что связано со спецификой определения "приграничная торговля" в Китае. Поскольку объект нашего исследования также китайско-российская приграничная торговля, то выделенные особенности характерны и для изучаемого случая (о чем свидетельствуют соответствующие эмпирические примеры).

 
стр. 139

 

для страны в целом окажется уменьшение открытости, повышение таможенных пошлин и снижение активности приграничной торговли7.

 

Вклад приграничной торговли в национальное благосостояние зачастую не заметен, а с учетом указанных противоречий может расцениваться как негативный, поэтому можно прийти к выводу, что общенациональные интересы в развитии приграничной торговли отсутствуют в принципе. Но если доказать, что приграничная торговля оказывает стимулирующее влияние на развитие приграничных регионов, которые, как правило, страдают от экономических пространственных диспропорций и в отсутствие приграничной торговли должны стимулироваться как-то иначе, - выводы будут не столь однозначны. Ниже представлен обзор теоретических и эмпирических работ о взаимосвязи приграничной торговли и экономического развития регионов.

 

Современные теоретические подходы к анализу эффектов приграничной торговли

 

В центре внимания современной теории международной торговли находятся торговые барьеры и международное разделение труда, но не проблемы границ и экономического пространства. В рамках данной парадигмы факторы производства мобильны внутри страны и между экономическими отраслями и абсолютно немобильны в международном масштабе. Страны обладают фиксированным набором факторов производства, а торговля приводит к их мобилизации. При этом транспортные издержки отсутствуют как на национальном, так и на международном уровне, следовательно, каждая страна - это точка на географическом пространстве и границы (как и окраинные регионы и их торговля) не имеют значения.

 

В литературе предпринимаются попытки более детального анализа. В одной из работ8 были соединены элементы экономики города и теории международной торговли. Автор предположил, что объемы торговли внутри и между странами определяются межрегиональными и международными транспортными затратами. В его модели портовые города притягивают экономическую активность, поскольку у них меньшие затраты по доступу на международные рынки. При условии равновесия между количеством населения, заработными платами и затратами на проживание порты должны обеспечивать максимальные объемы торговли, а во всех прочих городах страны объемы торговли при удалении от портов монотонно снижаются. Иными словами, близость к иностранным рынкам выступает преимуществом для фирм, которые производят товары для этих рынков. Но в реальности торговля ведется не только через морские, но и через внутренние и пригра-

 

 

7 Например, подержанные автомобили завозятся через границу с использованием неформальных схем для снижения таможенного тарифа; приграничные регионы имеют преимущества от расширения торговли, занятости жителей и снижения стоимости автомобилей. Центр, стремясь защитить внутренних автопроизводителей, большинство которых расположено вне приграничного региона, повышает эффективность таможенных процедур и вводит новые тарифы.

8 Ranch J. E. Business and Social Network in International Trade // Journal of Economic Literature. 2001. Vol. 39, No 4. P. 1177 - 1203.

 
стр. 140

 

ничные порты (таможни). Возникают ли аналогичные преимущества у приграничных портов, обслуживающих крупные торговые потоки? И почему тогда международная торговля ведется через внутренние таможни - в некоторых случаях гораздо активнее?

 

Несмотря на незначительный интерес к приграничной торговле со стороны теоретиков международной торговли, представители других направлений экономической теории и географии уже не раз обсуждали возможности включить во внешнюю торговлю приграничные регионы в зависимости от степени закрытости границ государства и уровня его децентрализации. В частности, была предложена модель, где рассматривалась экономия от масштаба и несовершенная конкуренция и объяснялись пространственные эффекты региональной экономической интеграции9. В соответствии с моделью фирмы размещаются там, где пространственно распределенный спрос можно удовлетворить оптимальным образом. Транспортные затраты на доставку товаров пропорциональны расстоянию между потребителями и производителями. В результате возникает региональный рынок, где в центре пространства расположены фирмы. Экономический ландшафт, то есть система региональных рынков, лимитирован национальными границами. Границы - если они частично или полностью закрыты - приводят к искажениям в рыночных сетях, делят региональные рынки и таким образом негативно влияют на рыночный потенциал фирм. Приграничные регионы описываются как необитаемые, пустынные территории, куда товары могут поступать только по межрегиональному обмену. Исходя из похожих предпосылок, другие авторы показали, что приграничные регионы непривлекательны для размещения производств в том случае, если границы (тарифы, различные ограничения международной торговли) не дают свободно перемещаться товарам10 и притягивают производства к центральным городам.

 

"Эффекты границы" стали одной из ключевых тем в "новой экономической географии" (НЭГ). В частности, модель П. Кругмана "центр-периферия" показывает, что экономика спонтанно самоорганизуется вокруг будущих центров под воздействием центробежных и центростремительных сил (определяемых транспортными издержками, затратами на оплату труда). Снижение международных торговых издержек также влияет на баланс центростремительных и центробежных сил на национальном уровне, поскольку внешние рынки становятся более важными для покупателей и поставщиков11.

 

Эмпирические исследования, основанные на программном подходе НЭГ, показали, что торговая либерализация может привести к значительному росту приграничной экономики12. В частности, снижение

 

 

9 Losch A. The Economics of Location. New Haven: Yale University Press, 1954.

10 Hover E. M. The Location of Economic Activity. N. Y.: McGraw-Hill, 1963; Guo R. Border-Regional Economics. N. Y.: Springer, 1996.

11 Krugman P. Increasing Returns and Economic Geography // Journal of Political Economy. 1991. Vol. 99, No 3. P. 483 - 499.

12 Hanson G. H. Integration and the location of activities - Economic integration, intraindustry trade, and frontier regions // European Economic Review. 1996. Vol. 40. P. 941 - 949; Hanson G. Regional Adjustment to Trade Liberalization // Regional Science and Urban Economics. 1998. No 28. P. 419 - 444; Krugman P., Elizondo R. L. Trade policy and the Third World Metropolis // Journal of Development Economics. 1996. Vol. 49. P. 137 - 150.

 
стр. 141

 

тарифов, приведшее к интенсификации экономических обменов между США и Мексикой, притянуло многочисленные фирмы из мексиканского центра к приграничным регионам. Это произошло потому, что свободная торговля малой экономики (Мексики) с большой (США) открыла мексиканским фирмам доступ к внешним рынкам.

 

Вопрос о влиянии приграничной интеграции на развитие региона изучался в рамках модели, известной как модель "айсберга" Диксита-Стиглица. Правда, при использовании этой модели ученые пришли к разным выводам13. В одной работе было показано, что влияние снижающихся издержек международной торговли на региональное распределение экономической активности существенно зависит от величины транспортных затрат на внутренние перевозки в стране. Торговая либерализация в развивающихся странах с неразвитой инфраструктурой приводит к увеличению экономического диспаритета между регионами, тогда как в развитых странах, вероятно, произойдет региональное перемещение производств к границам. В другом исследовании было установлено, что снижение международных торговых издержек подталкивает к региональному перераспределению производства, если межрегиональные транспортные издержки достаточно высоки.

 

Для быстрого роста приграничных регионов большое значение имеют предварительные условия: достаточный потенциал для роста предложения труда, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, взаимное доверие экономических агентов по обе стороны границы14.

 

Таким образом, исследования отдельных случаев подтверждают, что регионы различаются и снижение или даже удаление приграничных барьеров торговли не гарантируют их экономического роста. В теории и по результатам эмпирических исследований ученые не пришли к консенсусу по поводу того, получают ли приграничные регионы преимущества от развития приграничной торговли. Однако среди прочего это означает важность дальнейших эмпирических исследований, проводимых по всему миру - на разных границах и с разными начальными условиями.

 

Случай российско-китайской границы, бесспорно, интересен: в отличие от Европы или Америки интеграция приграничных рынков происходит между культурно, экономически и этнически гетерогенными пространствами, в странах догоняющего развития и к тому же с разными моделями переходных экономик. Направление для таких исследований более или менее ясно, однако остается большое количество вопросов, требующих предварительного изучения. Среди них: неточности статистического учета и неформальные трансграничные потоки, ограничения в использовании китайских и российских ИПЦ (сопоставимость потребительских корзин), а также альтернатива: иссле-

 

 

13 Behrens K. International Integration and Regional Inequalities: How Important is National Infrastructure? // Discussion Paper No 2004/66 / CORE. 2004; Behrens K. C, Gaigne G. O., OttavianoG. I. P., Thisse J.-F. Interregional and international trade: seventy years after Ohlin // Discussion Paper No 4065 / CEPR. 2003.

14 Lafourcadea M., Paluzieb E. European Integration, FDI and the Internal Geography of Trade: Evidence from Western European Border Regions // Working Papers in Economics No 145 / Universitat de Barcelona. 2005.

 
стр. 142

 

довать ли относительно малые приграничные районы, где эффекты заметнее, или оперировать административными единицами? Именно поэтому в этой и ряде других работ15 мы решаем эмпирические задачи описания приграничных полос, прилегающих к границе.

 

Развитие российско-китайской приграничной торговли

 

Россия не является ведущим торговым партнером Китая, но в провинции Хэйлунцзян и в автономном районе Внутренняя Монголия (АРВМ)16 на долю России приходится свыше 60% всего внешнеторгового оборота. Впрочем, китайские регионы-партнеры России расположены не только по границам (см. табл. I)17.

 

Таблица 1

 

Пространственная структура российско-китайской торговли

 

Административная единица*

Оборот с РФ в 2007 г., млн. долл.

Доля в обороте с РФ, %

Рейтинг

 

 

2007

2006

2005

2004

2007

2006

2005

2004

Хэйлунцзян

10727,9

22,28

20,03

19,51

18,01

1

1

1

1

Гуаньдун

5740,0

11,92

9,27

7,65

10,69

2

3

4

2

Шанхай

4895,0

10,17

9,43

9,24

9,21

3

2

3

3

Шаньдун

3596,8

7,47

7,67

7,45

8,08

4

4

5

4

Чжэцзян

3578,7

7,43

7,58

16,64

6,95

5

5

2

5

Цзянсу

2331,8

4,84

4,47

4,23

4,03

6

6

7

6

Шэньси

1564,5

3,25

2,86

0,38

0,30

7

7

15

16

Таньцзинь

1445,8

3,00

1,89

2,72

1,32

8

9

9

8

Пекин

1054,8

2,19

1,67

1,92

0,53

9

10

10

13

Цзилинь

801,9

1,67

1,32

-

0,51

10

11

-

14

Хэбэй

676,4

1,40

2,07

6,00

-

11

8

6

-

СУАР

601,6

1,25

0,51

0,80

1,05

12

15

11

9

Аньхой

517,1

1,07

0,78

0,59

0,64

13

12

12

12

Сычуань

351,4

0,73

0,26

0,44

0,49

14

17

13

15

АРВМ**

-

-

0,56

0,50

0,85

-

-

-

-

Ляонин***

-

-

-

2,77

2,51

-

-

8

7

 
 
 
 
 

* Данные по крупнейшим партнерам РФ, а не по всем провинциям. Внешнеторговый оборот КНР с РФ в 2007 г. составил 48 155 млн. долл.

 

** Из-за отсутствия данных по совокупному обороту АРВМ с РФ представлена доля экспорта из провинции в Россию в совокупном экспорте из КНР в РФ. Рейтинг рассчитать невозможно.

 

*** Из-за отсутствия данных за 2006 - 2007 гг. рейтинг рассчитать невозможно. Источник: рассчитано по данным провинциальных статистических ежегодников (www.chinadatacenter.org); Uncomtrade Database (comtrade.un.org).

 

 

15 Рыжова Н. П. Развитие окраинных регионов КНР: роль приграничного пояса открытости // Пространственная экономика. 2008. N 4. С. 36 - 59; Рыжова Н. П. Приграничные города КНР: постепенно открывая двери // Полития. 2008. N 4. С. 95 - 104; Симутина Н., Рыжова Н. Экономический и социологический аспекты российско-китайских отношений: подходы к исследованию трансграничной территории Благовещенск-Хэйхэ // Вестник ДВО РАН. 2007. N 5. С. 130 - 144.

16 Основные участки российско-китайской границы проходят в провинции Хэйлунцзян и АРВМ, небольшой участок с таможенными переходами есть в провинции Цзилинь, короткий отрезок границы без таможенных переходов имеется в Синцзян-Уйгурском АР (СУАР).

17 Всего в КНР 33 территориальных образования высшего уровня, включая 22 провинции. В таблицу включены только те регионы, в которых на оборот с РФ приходится более 0,5% от всего внешнего оборота.

 
стр. 143

 

Провинция Хэйлунцзян традиционно является ведущим торговым партнером РФ, роль именно приграничной торговли здесь чрезвычайно высока - без нее в 2004 - 2006 гг. провинция заняла бы 4 -5-ю позицию в указанном рейтинге. В 2007 г. без приграничной торговли Хэйлунцзян уступила бы только провинции Гуаньдун. В последнее время значение приграничной торговли в провинции Хэйлунцзян снизилось - она стала больше торговать с другими регионами РФ (как будет показано далее - сохраняя при этом темпы роста объемов приграничной торговли). Обратим внимание, что на столичный Пекин приходится лишь 1,7 - 2,2%. Таким образом, на китайские провинции, пространственно приближенные к российским рынкам, приходится не менее четверти всей торговли между двумя странами18.

 

Пространственная структура российской внешней торговли с КНР тяготеет к центру (см. табл. 2): основные российские регионы - партнеры Китая находятся в зоне действия Центрального таможенного управления (ТУ). Совокупная доля внешнеторгового оборота с КНР, учтенного по таможенным управлениям, где расположены пункты пропуска российско-китайской границы (Сибирское ТУ и Дальневосточное ТУ), меньше доли Центрального ТУ.

 

Таблица 2

 

Пространственная структура торговли России с Китаем в 2007 г.

 

Таможенное управление

Оборот

Импорт

млн долл.

%

млн долл.

доля, %

Центральное

15397,8

38,2

8207,3

33,6

Северо-Западное

6775,6

16,8

6117,9

25,1

Южное

728,8

1,8

567,1

2,3

Приволжское

2937,1

7,3

539,5

2,2

Уральское

980,9

2,4

-

-

Сибирское

9227,0

22,9

-

-

Дальневосточное

4272,3

10,6

2626,7

10,8

 
 
 
 
 

Рассчитано по: данные Росстата (www.gks.ru), ФТС РФ (www.customs.ru).

 

На приграничные регионы Дальневосточного ТУ, где наибольшая протяженность российско-китайской границы (Приморский, Хабаровский, Забайкальский19 края, Амурская область, Еврейская АО), в 2006 г. приходилось около 16% учтенного оборота с Китаем, в 2007 г. - около 10%. В Москве этот показатель выше.

 

Хотя доли оборота приграничных российских регионов в торговле России с Китаем малы, значение Китая для самих этих регионов очень велико: в ЕАО на Китай приходилось 13% внешней торговли в 1995 г., 45 - в 2000, 95 - в 2006 г.; в Амурской области - 39, 81 и 84%

 

 

18 Аналогична или даже более рельефна картина и по другим странам - соседям КНР. В торговле Китая с Вьетнамом на торговлю приграничных провинций приходится около 20% совокупного оборота страны, с Казахстаном - около 60%, с Таджикистаном и КНДР - около 70%, с Киргизстаном - более 80%. Таким образом, эти цифры подтверждают, что Китай ориентирован на развитие приграничной торговли.

19 Далее будем говорить о Читинской области, поскольку в анализируемый период еще не был создан Забайкальский край.

 
стр. 144

 

соответственно. Ежегодно росла доля оборота с КНР в Приморском (14% в 1995 г., 28 - в 2000 и 38% в 2006 г.) и Хабаровском краях (14% в 1995 г., 41 - в 2000 и 44% в 2006 г.).

 

Интересную оценку относительной специализации регионов на сопредельных странах дает индекс торговой специализации. Для этого долю региона i в торговле страны I со страной Jразделим на долю региона i во всей внешней торговле страны I. Если индекс больше 1, то регион i торгует существенно больше со страной J, чем это "предписано" его долей в международной торговле своей страны I. Так, доля провинции Хэйлунцзян во внешней торговле Китая составляла 0,8% в 2007 г., при этом на Хэйлунцзян приходилось 22,28% торговли Китая с Россией, то есть масштабы торговли Хэйлунцзян с Россией в 22 раза больше, чем было бы "предписано" долей провинции во внешней торговле Китая. Все изучаемые приграничные регионы имеют высокие значения торговых индексов специализации, связанные именно с развитием приграничной торговли, хотя для российских и китайских регионов этот факт имеет принципиально различные объяснения.

 

В Китае приграничная торговля прошла в своем развитии несколько этапов - от самоорганизации и самоуправления до развития в преференциальных условиях "приграничного пояса открытости". В 1980-х годах приграничная торговля не была частью национального или провинциального пятилетних планов. Во время децентрализации "большой" внешней торговли, открытия различных китайских регионов внешнему миру приграничные регионы проводили специфический "эксперимент", призванный оценить влияние "малой" торговли на региональный экономический рост. Полученные результаты оказались убедительными, и в 1992 г. был создан "приграничный пояс открытости"20, а к 1996 г. в целом закончено формирование нормативной базы по приграничному сотрудничеству и торговле. В настоящее время важность развития приграничной торговли признана на всех уровнях, и китайское руководство последовательно ее развивает. Поэтому высокие значения индексов торговой специализации существуют не только в упомянутых, но и в других приграничных регионах (например, южнокитайская провинция Юньнань имеет высокие значения индексов специализации на торговле с Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой), и эти индексы отражают результаты экономической политики, направленной на стимулирование приграничной торговли.

 

В России бурный расцвет российско-китайской приграничной торговли произошел в начале 1990-х годов. Основные результаты этой торговли, не закрепленной нормативно21, проявились в стимулировании

 

 

20 Рыжова Н. П. Развитие окраинных регионов КНР...; Рыжова Н. П. Результаты функционирования приграничного пояса открытости КНР // Проблемы Дальнего Востока, [в печати].

21 В Китае нормативные акты о приграничной торговле провинциального уровня существовали до 1984 г. Госсовет КНР 15 декабря 1984 г. принял "Временные меры для регулирования малой приграничной торговли" (известны под названием "12 временных статей"), которые разрешали торговлю в трех формах: между локальными правительствами, малую приграничную торговлю, торговлю на кросс-граничных рынках. См.: Guangzhi Zhao. The Changing Peripheries in China: a Case Study of the Political and Economic Impacts of the Development of Border Trade in Yunnan Province: Dissertation. Northern Illinois University, 1996. P. 60 - 75.

 
стр. 145

 

неформальной экономики, опасном ослаблении миграционного контроля, отвлечении платежей и налогов из центрального бюджета.

 

"Словосочетание "приграничная торговля", заявления о ее исключительной важности для России, как и признание государством проблем приграничной торговли (не только российско-китайской), присутствуют во многих политико-правовых документах. Однако законодательная база России по вопросам приграничной торговли не сформирована даже по наиболее важным направлениям. Прежде всего, в российском национальном законодательстве отсутствуют правовые определения и другие законодательно установленные характеристики понятий "приграничная торговля", "территория приграничной торговли", "участники приграничной торговли", "приграничные народные рынки", а также других понятий, часто используемых в действующих межправительственных российско-китайских соглашениях"22. С такими оценками роли и значения приграничной торговли в РФ согласны большинство исследователей23.

 

Можно сделать вывод, что высокие значения индексов торговой специализации регионов РДВ на Китае являются результатом не какой-либо политики, проводимой в РФ, а стихийно складывающейся зависимости внешней торговли в этих регионах от китайских партнеров.

 

Из-за институциональной неопределенности статистическое наблюдение в России за приграничной торговлей не ведется (либо эти данные не публикуются24). В КНР приграничная торговля наблюдается, а данные публикуются в провинциальных ежегодниках; но и здесь почти невозможно составить протяженный динамический ряд. Во-первых, за последние 25 лет несколько раз значительно менялись правила определения приграничных сделок. Во-вторых, неполнота учета связана с наличием нелегальных практик приграничной торговли. Наименее учтенными всегда были и остаются открытые рынки, расположенные вдоль границ, поскольку их участники, предоставляя данные, стремятся занизить свои объемы, чтобы уйти от налогов25. В-третьих, каждая провинция до конца 1990-х имела определенную степень свободы в определении форм приграничной торговли и подходов к ее статистическому учету. Наконец, официальные статистические ежегодники провинций и ежегодники по развитию внешней торговли Китая до недавних пор не включали информацию по приграничной торговле.

 

 

22 Нырова Н. Н. Китайские компании приграничной торговли и их место в международной преступной деятельности. Владивостокский центр по изучению организованной преступности. Хабаровск, 2003. Рукопись. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (N 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г.) определяет понятие "приграничная торговля", но не раскрывает основные элементы особого режима этой торговли. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (распоряжение Правительства России от 9 февраля 2001 г. N 196-р) содержит понятийный аппарат, но не реализуется, поскольку не создан специальный механизм. Проект Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации", внесенный по инициативе Совета Федерации в Госдуму Федерального Собрания России 16 июля 2004 г., находится на рассмотрении в Думе более 4 лет, но также, видимо, не предложит механизм развития приграничной торговли.

23 Портяков В. Я. Российско-китайские торгово-экономические связи // Азиатский многоугольник. Конфликтность и потенциал интеграции / Под науч. ред. С. А. Караганова, Т. В. Бордачева. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. С. 79 - 110;Александрова М. В. Экономическое взаимодействие регионов России и Китая в период реформ. М.: Огни, 2005; Ларин В. Л. В тени проснувшегося дракона: Российско-китайские отношения на рубеже XX-XXI веков. Владивосток: Дальнаука, 2006.

24 Исключение составляет информация, размещенная на сайте Северо-Западного таможенного управления (sztu.customs.ru/ru/statistics/prigranichniestrany).

25 Guangzhi Zhao. Op. cit. P. 60 - 75.

 
стр. 146

 

В целом для Китая существование приграничной торговли почти не имеет значения: на нее приходится менее 1% внешнеторгового оборота. Но для внутренних регионов "малая приграничная торговля" в Синьцзян-Уйгурском автономном районе составляет около 70% всего внешнеторгового оборота автономного района. Чем дальше регион от выходов к морю, тем больше роль приграничной торговли.

 

В китайских статистических данных не выделяется собственно приграничная торговля между КНР и РФ. Поскольку на Хэйлунцзян приходится по разным оценкам от 70 до 85% всей приграничной торговли между Россией и Китаем, данные этой провинции хорошо отражают динамику приграничной торговли между нашими государствами (см. рис.).

 

Внешнеторговый оборот провинции Хэйлунцзян с РФ (млн долл.)

 

 

Рассчитано по: данные статистических ежегодников провинции Хэйлунцзян (www.chinadatacenter.org).

 

Рис.

 

Как уже отмечалось выше, приграничную торговлю часто "подозревают" в наличии неформальных экономических практик. Наши исследования это "подозрение" подтверждают26 и показывают, что неформальные экономические практики (например, челночная торговля) приводят к значительному расхождению в данных китайского и российского таможенного статистического учета. Однако сопоставление расхождений статистических данных по всему внешнеторговому обороту с данными по приграничной торговле заставляет сильно усомниться в том, что только приграничная торговля виновата в наличии неформальной составляющей во взаимной торговле Китая и России (см. табл. 3).

 

Подведем предварительные итоги. Взаимная торговля между РФ и КНР расширяется; в этом расширении активнее участвуют китайские приграничные регионы и российские центральные. Приграничные регионы обеих стран во внешней торговле пространственно специализируются на стране, с которой имеют общую границу. Однако в Китае это

 

 

26 Ryzhova N. Informal Economy of Translocations. The Case of the Twin City of Blagoveshensk-Heihe // Inner Asia. 2008. Vol. 10, No 2. P. 323 - 351; Рыжова Н. П. Процессы региональной интеграции в российско-китайском приграничье // Вестник Волгоградского университета. 2008. N 14. С. 107 - 114; Рыжова Н. Трансграничный рынок в Благовещенске: формирование новой реальности деловыми сетями "челноков" // Экономическая социология. 2003. Т. 4, N 5.

 
стр. 147

 

Таблица 3

 

Расхождение данных китайской и российской таможенной статистики (млн долл.)

 

Показатель

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Всего оборот приграничных регионов РДВ с КНР*

993

1377

1769

1990

3190

4030

Приграничный оборот

1014

2131

2540

2540

3685

4652

провинции Хэйлунцзян

 

 

 

 

 

 

Превышение, раз

1,02

1,55

1,44

1,28

1,16

1,15

Торговый оборот РФ с КНР (по данным РФ)

5347,2

7722,6

10 248,5

13 106,8

18 469,4

26 760,0

Торговый оборот КНР с РФ (по данным КНР)

8003,2

11 927,4

15 758,0

21 225,5

29 101,2

33 386,8

Превышение, раз

1,50

1,54

1,54

1,62

1,58

1,25

 
 
 
 
 

* Мы предполагаем, что вся торговля приграничных регионов РДВ с КНР относится к приграничной. Это справедливо для малых экономических систем - ЕАО и Амурской области, но требует дополнительных исследований в Приморье и Хабаровском крае.

 

Рассчитано по: данные провинциальных статистических ежегодников (www.china-datacenter.org), Uncomtrade Database (http://comtrade.un.org), региональных статистических ежегодников.

 

обусловлено институциональной поддержкой приграничной торговли и развитием "приграничного пояса открытости", а в России - спонтанно складывающейся зависимостью от внешней торговли с китайскими партнерами. Приграничная российско-китайская торговля также имеет положительную динамику, при этом неформальные схемы бизнеса, определяющие расхождение данных, сопоставимы в приграничной и "большой" взаимной торговле двух стран.

 

Динамика социально-экономических показателей приграничных российских и китайских регионов

 

Российско-китайская граница оставалась закрытой на протяжении 30 лет. Ее открытие в конце 1980-х - начале 1990-х годов было связано с реализацией политики "открытости внешнему миру" в КНР, либерализацией торговли в РФ и проводимыми в обоих государствах рыночными реформами. К этому моменту приграничные территории по обеим сторонам границы были экономически проблемными и относительно мало заселенными. Что изменилось с 1990-х годов, какие социально-экономические эффекты получили большие и малые территории, прилегающие к границе?

 

Анализ территориального распределения населения свидетельствует о том, что в китайских "больших" регионах (провинциях) за 1995 - 2006 гг. плотность населения увеличилась, хотя динамика этого роста значительно уступала средним показателям по Китаю. В большинстве "малых" приграничных районов динамика была либо отрицательной, либо "нулевой". Во всех российских "больших" приграничных регионах плотность населения снизилась, при этом она выросла в некоторых "малых" приграничных районах. Через китайские и российские "малые" районы с увеличившимся населе-

 
стр. 148

 

нием проходят более значительные трансграничные товарные потоки. Население увеличилось в этих районах в большей степени за счет миграционного, нежели за счет естественного прироста.

 

Рост миграционного притока, как правило, происходит, если создаются рабочие места и повышается уровень реальных доходов населения. Проведенный анализ показывает, что приграничные районы в обеих странах по-прежнему имеют худшие показатели занятости населения по сравнению с "большими регионами", в состав которых они входят, а также по сравнению со своими странами в целом. Заработная плата в китайских "больших" приграничных регионах уступает средней заработной плате в КНР примерно в два раза. В российских "больших регионах" номинальная заработная плата превышает среднюю по стране, но в большинстве "малых" приграничных регионов она ниже, чем в регионе и в стране.

 

Если сравнивать китайские и российские приграничные регионы между собой, то к очевидным и широко известным фактам о большей плотности населения, более высоком уровне безработицы и низкой заработной плате на китайской стороне необходимо добавить одно важное наблюдение. А именно: заработная плата в китайских "больших" и "малых" приграничных регионах растет быстрее, чем в российских. При этом в целом по КНР уровень заработной платы сопоставим с уровнем заработной платы в РФ - около 380 - 390 долл. в месяц, в приграничных регионах он ниже (170 - 190 долл. в китайских регионах по сравнению с 350 - 470 долл. в российских). Однако разрыв в уровне заработной платы за период 1995 - 2006 гг. сократился во всех "больших" приграничных регионах (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Разрыв в уровне заработной платы (раз)*

 

Регионы

1995

2006

Цзилинь и Приморье

2,7

2,3

Хэйлунцзян и Амурская обл.

2,9

2,4

Хэйлунцзян и Хабаровский край

3,2

2,7

АРВМ и Читинская обл.

2,5

1,9

 
 
 
 
 

* Пересчитано по средним курсам валют за год по данным www.globalfinancialdata.com.

 

Рассчитано по: провинциальные статистические ежегодники; региональные статистические ежегодники; Росстат.

 

Объем торгового оборота на душу населения, косвенно отражающий реальные доходы населения, в России выше (в 2006 г. в приграничных "больших" регионах - 1470 - 2470 долл. в год на человека), чем в Китае (660- 840 долл.). Однако темпы роста этого показателя в китайских "больших" приграничных регионах выше, чем в среднем по Китаю, а также выше, чем в большинстве российских регионов.

 

Если сравнивать между собой "малые" приграничные районы, то успехи Китая становятся более очевидными. Например, в четырех из пяти приграничных "малых" районах Амурской области торговый оборот на душу населения за 1995 - 2006 гг. даже сократился, и только в областном центре вырос. А в соседних приграничных "малых" районах Китая торговый оборот вырос значительно. О достижениях

 
стр. 149

 

китайских приграничных регионов свидетельствует и динамика индекса промышленного производства27.

 

Такие результаты обусловлены тем, что в рамках "приграничного пояса открытости" в китайских провинциях созданы преференции для привлечения иностранных инвестиций и инвестиций из южных регионов Китая. Значительные средства затрачиваются на развитие приграничной инфраструктуры (дорог, мостов, портов) и промышленного производства, ориентированного на удовлетворение нужд приграничной торговли; введены налоговые льготы и снижены таможенные пошлины по приоритетным видам деятельности и т. д.

 

Например, в провинции Хэйлунцзян созданы приграничные торговые зоны, где население имеет возможность заниматься торговой деятельностью, действуют налоговые льготы; двум городам присвоен статус "приграничных открытых городов" для привлечения иностранных инвестиций, действуют налоговые и иные льготы; статус "открытого города" для привлечения инвестиций имеет столичный Харбин; учреждены многочисленные зоны экономического сотрудничества (в том числе приграничного).

 

Будет ошибкой сказать, что все цели достигнуты и все инструменты одинаково эффективны, однако макро- и микропоказатели свидетельствуют о том, что на уровне "больших" и "малых" приграничных китайских регионов получены положительные результаты, которые лучше российских.

 

* * *

 

Приграничные китайские и российские территории не стали зоной экономического роста, хотя в Китае динамика экономических показателей лучше. Если сопоставить эти выводы с результатами, полученными нами ранее при исследовании "открытых приграничных городов"28, можно сделать вывод, что причиной стало не само по себе развитие приграничной торговли, а создание в Китае специфических институтов, стимулирующих экономическую активность в окраинных регионах.

 

Однако если в Китае поддерживают и развивают приграничную торговлю, то в России, как было указано выше, нет даже минимально необходимых институциональных рамок. С одной стороны, это понятно: не определены выгоды, которые могут получить от торговли приграничные регионы и национальная экономика в целом. При этом активно обсуждается китайское демографическое давление на малозаселенные регионы РДВ.

 

С другой стороны, институциональный вакуум не "закрывает" саму приграничную торговлю - ее реальные, а не вымышленные эффекты проявляются в росте зависимости внешней торговли приграничных российских регионов от китайских партнеров. Учитывая, что промышленное производство на Дальнем Востоке катастрофически упало в 1990-е годы и не восстановилось в 2000-х, в целом экономика регионов РДВ все больше зависит от китайской экономики.

 

 

27 Индекс составил 1,45 - 4,74 по разным провинциям в КНР и 1,03 - 1,5 по разным регионам РФ (за 2000 - 2006 гг.). ВРП на душу населения составил 2,7 - 4,6 в провинциях КНР и 1,7- 2,3 в регионах РФ (за тот же период).

28 Рыжова Н. П. Развитие окраинных регионов КНР...

Опубликовано на Порталусе 28 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама