Рейтинг
Порталус

АЛЬБЕРТ УОЛДМЭН. ЛИНКОЛЬН И РУССКИЕ

Дата публикации: 29 декабря 2015
Автор(ы): И. А. ЛЕБЕДЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1953, C. 151-154
Номер публикации: №1451337166


И. А. ЛЕБЕДЕВ, (c)

Albert WOLDMAN. Lincoln and the Russians. Cleveland and New York, the World Publishing Company. 1952, 311 p.

 

Альберт УОЛДМЭН. Линкольн и русские.

 

Одну из интереснейших страниц в дипломатической истории нового времени представляют русско-американские отношения во время гражданской войны в США в 1861 - 1865 годах. Эта война была войной двух социальных систем - системы рабства и системы наёмного труда. Она имела "величайшее, всемирно-историческое, прогрессивное и революционное значение"1 .

 

В этой связи не может не вызвать интереса вышедшая в США в 1952 г. книга Альберта Уолдмэна "Линкольн и русские". Книга посвящена истории русско-американских дипломатических отношений во время гражданской войны в США, Уолдмэн, вице-президент линкольновского общества штата Огайо, член ряда других многочисленных в США обществ по изучению жизни и деятельности Линкольна, известен в Соединённых Штатах как автор вышедшей ранее книги "Адвокат Линкольн".

 

В, своей новой книге Уолдмэн широко использовал переписку министра иностранных дел России Горчакова с русским посланником в США Стэклем, материалы, опубликованные в журнале "Красный архив", так называемые "Документы Линкольна" (доступ к которым американские историки получили в 1947 г.), документы государственного департамента США, огромное по объёму (130 томов) собрание официальных документов армий Севера и Юга, а также многочисленные мемуары и исторические работы. В предисловии, говоря о задачах книги "Линкольн и русские", Уолдмэн отмечает, что изучение "малоизвестной истории американо-русских отношений во время гражданской войны" поможет дать ответ на важнейшие вопросы современности: "Неизбежна ли русско-американская война и могут ли демократические Соединённые Штаты и коммунистическая Россия, несмотря на их враждующие идеологические системы, мирно сосуществовать и вместе работать для спасения всего мира?" Под этим углом зрения автор и рассматривает историю русско-американских отношений.

 

Книга начинается освещением событий, связанных с избранием Линкольна в президенты, образованием Конфедерации южных рабовладельческих штатов и началом гражданской войны. Здесь автор лишь мельком касается отношений между Россией и США, отмечая дружественный характер этих отношений на протяжении всей первой половины XIX века. Переходя далее непосредственно к характеристике взаимоотношений Севера и Юга с Россией и другими державами, Уолдмэн указывает, что после начала войны как для Союза (северные штаты), так и для Конфедерации вопросы международных отношений приобрели исключительно важное значение. Развязывая войну, рабовладельцы Юга отдавали себе отчёт в подавляющей мощи Севера, обладавшего несравненно более развитой экономикой и гораздо большими людскими ресурсами, и возлагали надежды прежде всего на иностранную военную интервенцию. Они были уверены, что Англия, заинтересованная в ослаблении своего опаснейшего торгового конкурента, а также в получении дешёвого хлопка из южных штатов, воспользуется возможностью нанести удар США и будет способствовать их расколу на два враждующих государства, признав с этой целью независимость Конфедерации и оказав ей военную помощь. Ослабление США отвечало также интересам Наполеона III, полагавшего, что междоусобная война между северными и южными штатами облегчит осуществление его авантюристических планов в Мексике. Создавшейся обстановкой воспользовалась в своих целях и Испания. Она оккупировала Сан-Доминго и через своего посланника в США предупредила, что в случае противодействия со стороны правительства Линкольна испанское правительство немедленно признает независимость Конфедерации.

 

"С самого начала президенту Линкольну, - пишет Уолдмэн, - было ясно, что первой задачей его правительства во внешней политике было не допустить признания великими державами мира восставших штатов суверенным государством" (стр. 87). Угроза такого признания была вполне реальной. 13 мая 1861 г. Великобритания объявила о своём нейтралитете в войне между северными и южными штатами, то есть признала Конфедерацию воюющей стороной. Её примеру последовали Фран-

 

 

1 В. И. Ленин. Соч. Т. 28, стр. 51.

 
стр. 151

 

ция, Испания, Голландия, Бразилия и ряд других государств.

 

В октябре 1862 г., когда армии северян терпели тяжёлые поражения, французский император заявил английскому послу о готовности Франции признать Конфедерацию, если Англия последует её примеру. "Премьер-министр Пальмерстон и министр иностранных дел лорд Рассел, - указывается в книге, - постепенно склонялись к точке зрения Наполеона" (стр. 95). Гладстон, имевший большой вес в английском правительстве, выступил 7 октября 1862 г. в Ньюкестле с речью, в которой сказал: "Джефферсон Дэвис и другие лидеры (южан. - И. Л .) создали армию; они, по всей видимости, создают флот и, что важнее того и другого, они создали нацию" (стр. 95). Было ясно, что Англия готовилась признать независимость Конфедерации.

 

В этой обстановке международной изоляции и тяжёлых военных неудач, пишет Уолдмэн, Линкольн стремился к сближению с Россией - единственной державой, занявшей благожелательную позицию по отношению к Союзу. Линкольну и государственному секретарю Сюарду, подчёркивает автор, "было ясно, что способность Севера противостоять враждебности Англии и Франции будет в значительной мере зависеть от размеров русской поддержки" (стр. 104). В инструкции посланнику США в Петербурге Кассию Клею, деятельности которого посвящена отдельная глава книги, указывалось, что его обязанностью является укрепление "традиционных отношений дружбы и товарищества" между Россией и США.

 

В книге подробно излагаются взаимоотношения России и США в эти критические для Соединённых Штатов годы. Уолдмэн пишет, что с самого начала гражданской войны Россия неоднократно демонстрировала своё лояльное отношение к федеральному правительству. "Именно Россия, - отмечается в книге, - первой предупредила правительство США в начале 1861 г. о попытках французского императора создать коалицию трёх великих европейских держав против Севера" (стр. 126). Русское правительство предоставило северянам право приводить захваченные ими суда южан в русские порты. 10 июля 1861 г. министр иностранных дел Горчаков в депеше русскому посланнику в. Вашингтоне Стэклю, предназначенной для сведения Линкольна, заявил, что "в любом случае американская нация может рассчитывать на самое сердечное сочувствие" со стороны России (стр. 129).

 

В октябре 1862 г., который, "быть может, был самым мрачным и отчаянным периодом" войны, продолжает Уолдмэн, президент Линкольн через американского поверенного в делах Тейлора обратился с личным письмом к Александру II, запрашивая об отношении России к предложению Наполеона III о посредничестве. Вскоре после этого состоялась беседа. Горчакова с Тейлором, во время которой русский министр иностранных дел, как сообщил об этом Тейлор в депеше в Вашингтон, заявил: "России будут делаться предложения о присоединении к плану вмешательства. Она откажется от любого предложения такого рода. Россия будет занимать ту же самую позицию, что и в начале борьбы. Вы можете быть уверены, она не изменит" своей политики... Эти уверения подействовали ободряюще на Линкольна и Сюарда" (стр. 132). Заявлению русского правительства придавалось столь большое значение, что конгрессом было принято решение опубликовать запись этой беседы Горчакова с Тейлором и распространить копии её по всей стране.

 

Уолдмэн признаёт, что благодаря России" было предотвращено вмешательство Англии и Франции во внутренние дела США в интересах Конфедерации. Он указывает, что при обсуждении английским правительством французского предложения о посредничестве между северянами и южанами его в первую очередь интересовала позиция России. Рассел писал в этой связи Пальмерстону: "Я сомневаюсь лишь в том, должны ли мы и Франция действовать, если Россия воздержится. Отказ России участвовать в нашем выступлении наверняка вызовет отклонение наших предложений" (стр. 133). 13 ноября 1862 г. английское правительство ответило на французское предложение отказом, заявив, что оно не видит оснований надеяться на принятие правительством Линкольна предложения о посредничестве. Такому решению, отмечается в книге, "в немалой степени" способствовала телеграмма, полученная от английского посланника в Петербурге Нэп Ира, о том, что Россия уже отклонила предложение Наполеона. "Таким образом, - пишет. Уолдмэн, - позицией России в вопросе об интервенции в американские дела, по всей видимости, было опре-

 
стр. 152

 

делено также решение английского правительства" (стр. 133).

 

Невзирая на то, что русское правительство неоднократно заявляло о своём дружественном отношении к федеральному правительству, Южане не оставляли надежды добиться у России признания независимости Конфедерации. Президент Конфедерации Джефферсон Дэвис назначил в ноябре 1862 г. Люция Ламара представителем Конфедерации в Петербурге. Однако Горчаков отказался его принять, и Ламар был отозван, так и не добившись цели. "Линкольн и его кабинет, - подчёркивает Уолдмэн, - были в восторге от этих неоднократных проявлений русской дружбы. Каковы бы ни были их действительные причины, они усиливали наше правительство и дали возможность занять твёрдую позицию по отношению к настойчивым попыткам Англии и Франции вмешиваться в наши дела" (стр. 134).

 

Одна из глав книги, "Русский флот прибывает в Соединённые Штаты", посвящена семимесячному пребыванию в США в 1853 - 1864 гг. двух русских военно-морских эскадр. Уолдмэн указывает, что прибытие русских кораблей в исключительно тяжёлый для Союза момент, когда войска Союза терпели поражения и северянам угрожала иностранная интервенция, подняло боевой дух населения северных штатов. Морской министр. США Гидеон Уэллес в своём ответе на сообщение посланника России о прибытии русской эскадры в Нью-Йорк заявил: "Присутствие в наших водах эскадры флота его императорского величества не может не быть источником удовольствия и счастья для наших соотечественников" (стр. 141).

 

По словам автора, в это же время Линкольн в беседе с сенатором Джеймсом Харлэном упомянул о запросе, с которым он в 1862 г. обратился к русскому императору, относительно позиции России в случае "нежелательного вмешательства" Англии и Франции. В ответе, полученном Линкольном на этот запрос, говорилось, что дружба России будет продемонстрирована "решительным образом". Открытые изъявления дружбы между Россией и США (Союзом), восторженный приём, оказанный русским морякам в Нью-Йорке и Сан-Франциско, пишет Уолдмэн, дали пищу слухам о существовании секретного соглашения между Россией и США, о "запечатанных инструкциях" командующим русскими эскадрами, в которых им якобы предлагалось выступить на стороне северян в случае признания Англией и Францией Конфедерации. Ряд сведений о существовании такого союза имеется также в американской исторической литературе. Однако, пишет Уолдмэн, эти сведения лишены оснований. "В августе 1861 г. Сюард действительно подписал конвенцию с Россией (речь, вероятно, идёт о присоединении США к конвенции о запрещении каперства. - И. Л .), но он никогда не представлял её сенату для ратификации... Горчаков много думал о возможности заключения формального политического союза между его правительством и правительством Соединённых Штатов. Однако он в конце концов решил, что формальный союз ничего не изменит в существующем положении обеих стран", - так освещает этот вопрос Уолдмэн (стр. 151). В депеше Стэклю от 22 октября 1862 г., указываемся далее в книге, Горчаков характеризовал русско-американские отношения как "существующий союз интересов и политических традиций" (стр. 151).

 

Приводя все эти факты и документы, Уолдмэн, тем не менее, подчёркивает "эгоизм" России и стремится, по его собственным словам, вскрыть "действительные мотивы дружественного отношения России к Соединённым Штатам в течение гражданской войны, которые остались скрытыми даже от Линкольна" (стр. VII). Освещению этих "скрытых мотивов" он отводит даже специальную главу - "Миф о русской дружбе", само название которой даёт представление о её содержании. По мнению Уолдмэна, этими "скрытыми причинами" дружественной по отношению к США политики России являлись прежде всего острые русско-английские противоречия. Россия была заинтересована в существовании единых Соединённых Штатов в качестве противовеса Англии.

 

Русско-английские, а также американо-английские противоречия действительно сыграли большую роль в сближении России и США. Однако следует отметить, что, помимо всего прочего, в основе сближения двух этих столь отдалённых друг от друга и различных по своему политическому строю держав лежали причины экономического характера.

 

Противопоставляя "истинную американскую демократию" "русским порядкам", автор пишет о "ненависти Линкольна к деспотизму правительства русского царя" и о симпатиях правящих кругов России к

 
стр. 153

 

рабовладельческим штатам Юга. Но он ни словом не упоминает о том, что на стороне северян были симпатии передовых слоев русского народа, что лучшие представители его - Чернышевский, Добролюбов и другие революционные демократы - решительно выступали в поддержку северян, за освобождение негров, что многие русские сражались и умирали, участвуя в войне на стороне северных штатов.

 

Нет в книге также упоминания о помощи, которую оказывали Северу рабочие Европы, в первую очередь английские рабочие, боровшиеся против интервенции Англии на стороне южных штатов. "Соединенные Штаты, - писал в то время Маркс, - должны навсегда запомнить, что по крайней мере рабочий класс Англии за все время от начала до конца конфликта ни разу не оставлял их"2 . "Не мудрость господствующих классов, а героическое сопротивление рабочего класса Англии их преступному безумию спасло Западную Европу от авантюры позорного крестового похода в целях увековечения и распространения рабства по ту сторону Атлантического океана"3 , - указывал он. Уолдмэн замалчивает роль прогрессивных сил того времени в определении исхода гражданской войны в США и сводит всё к различным дипломатическим комбинациям.

 

В то же время Уолдмэн признаёт, что американские государственные деятели того времени высоко ценили помощь, оказанную США Россией во время гражданской войны, и стремились поддерживать с ней дружественные отношения. Сам Линкольн, по словам автора, полагал, что политическое сотрудничество с Россией "не только возможно, но крайне необходимо для благосостояния" США (стр. VIII). Лидеры республиканской партии сочли нужным выразить свою признательность "нации, которая с таким сочувствием относилась к нашему делу в мрачные дни гражданской войны" (стр. 263), и в 1866 г. обе палаты конгресса приняли резолюцию о посылке с этой целью в Россию специального представителя.

 

Большое место в книге Уолдмэна занимает описание событий внутриполитической истории США в годы гражданской войны. Автор подробно излагает ход военных действий, перипетии политической борьбы в северных штатах в связи с вопросами ведения войны и освобождения негров.

 

Уолдмэн проводит параллель между отменой крепостного права в России и уничтожением рабства в США. Заслуживает снимания его свидетельство о том, что отмена крепостного права в России "преисполнила нового мужества и послужила стимулом для всех тех, кто боролся за уничтожение института рабства в Соединённых Штатах" (стр. 168). Вместе с тем автор в извращённом виде освещает отмену крепостного права в России, считая чуть ли не основной причиной этого "добрую волю" императора Александра П. Столь же неправильно объясняет Уолдмэн освобождение негров, считая его в первую очередь "военной мерой".

 

Уолдмэн пытается навязать читателю аналогию между царской Россией 60-х годов XIX в. и Советским Союзом наших дней. Разумеется, такая аналогия абсурдна. В этом, как и в других вопросах, автор придерживается антинаучных, антиисторических, реакционных взглядов.

 

Тем не менее материал, приводимый в книге "Линкольн и русские", независимо от желания автора доказывает, что в самый тяжёлый момент истории США, когда решался вопрос о самом их существовании, Россия оказала значительную поддержку Северу, способствовала его победе в гражданской войне, что сыграло важную роль в истории американского народа.

 

Автор не делает определённых выводов. Однако содержание его книги подводит читателя к положительному ответу на вопрос о возможности мирных отношений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки. Самый факт появления подобной книги в США свидетельствует о том, что не только среди трудящихся США, но и среди части представителей американской буржуазии растёт понимание гибельности нынешнего внешнеполитического курса американского империализма, растёт сознание возможности мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем и мирного разрешения спорных международных проблем.

 

 

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XII, ч. 2-я, стр. 219.

 

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения. Т. I. М. 1952, стр. 342 - 343.

Опубликовано на Порталусе 29 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама