Рейтинг
Порталус

НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ И ОБРАЗОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ССР

Дата публикации: 06 января 2016
Автор(ы): Х. Т. ТУРСУНОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1954, C. 38-49
Номер публикации: №1452076303


Х. Т. ТУРСУНОВ, (c)

Революционный рабочий класс России, руководимый Коммунистической партией, помог всем народам нашей многонациональной Родины добиться национального и социального освобождения и громадных успехов в своем политическом, экономическом, культурном развитии. Народы Средней Азии вместе со всеми другими народами России стали активными и полноправными участниками строительства нового, коммунистического общества.

 

После Великой Октябрьской социалистической революции во всех городах и областях Туркестана власть перешла в руки Советов. Отряды Красной гвардии, прибывшие из Центральной России, помогли трудящимся Туркестана разгромить буржуазно-националистическое "Кокандское автономное правительство", стремившееся оторвать Среднюю Азию от молодого Советского государства и превратить ее в колонию западных империалистов. В годы гражданской войны Красная Армия разбила белогвардейские полчища Дутова и контрреволюционные националистические банды басмачей, пытавшиеся уничтожить Советскую власть в Туркестане и вновь поработить народы Средней Азии.

 

В ходе этой борьбы стала складываться советская государственность народов Средней Азии. В основу этой государственности был положен принцип советской автономии. Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика создавалась как федерация советских национальных республик.

 

V съезд Советов Туркестана, состоявшийся в апреле 1918 г., провозгласил автономию Туркестанского края в пределах РСФСР. В приветствии В. И. Ленина и И. В. Сталина съезду Советов Туркестана говорилось: "Можете быть уверены, товарищи, что Совнарком будет поддерживать автономию Вашего края на советских началах; мы приветствуем Ваши начинания и глубоко уверены, что Вы покроете весь край сетью Советов, а с существующими уже Советами будете действовать в полном контакте"1 . Коммунистическая партия решительно боролась против работников, недооценивавших значение автономии для вовлечения трудящихся национальных окраин в социалистическое строительство. Задача состояла в том, чтобы очистить от буржуазной скверны и построить автономию на советских началах. "Необходимо, - писал И. В. Сталин, - поднять массы до Советской власти, а их лучших представителей - слить с последней. Но это невозможно без автономии этих окраин, т. е. без организации местной школы, местного суда, местной администрации, местных органов власти, местных общественно-политических и просветительных учреждений с гарантией полноты прав местного, родного для трудовых масс края, языка во всех сферах общественно-политической работы"2 . Местными партийными и советскими организациями Туркестана допускались ошибки в решении национального вопроса. Оформившаяся в июле 1918 г. Коммунистическая партия Туркестана своевременно не смогла разоблачить буржуазных националистов, а также великодержавных шо-

 

 

1 Ленин и Сталин. Статьи и речи о Средней Азии и Узбекистане. Ташкент. 1940, стр. 33.

 

2 И. В. Сталин. Соч. Т. 4, стр. 75.

 
стр. 38

 

винистов, мешавших привлечению коренного населения края на сторону Советской власти. Комиссия ВЦИК и Совнаркома РСФСР (Турккомиссия), в которую входили В. В. Куйбышев и М. В. Фрунзе, а позднее - Л. М. Каганович, исправила эти ошибки и направила деятельность коммунистов Средней Азии на правильный путь. Под руководством ЦК. РКП(б) коммунисты Туркестана развернули решительную борьбу против великодержавных шовинистов, продолжавших угнетательскую политику царизма, и против местных националистов, стремившихся оторвать трудящихся Средней Азии от тружеников России и создать буржуазно-националистическое тюркское государство. Коммунисты возглавили строительство автономии Туркестана на подлинно советских социалистических началах.

 

В марте 1920 г. было опубликовано "Положение об автономии Туркестана", принятое Центральным Комитетом РКП(б). В положении указывалось, что Туркестан является автономной республикой основных народов, его населяющих, с областным делением по существующим национальным группировкам, экономическому и бытовому укладу и носит название "Туркестанской автономной республики РСФСР"3 .

 

Туркестанская автономная республика получила окончательное законодательное оформление в декрете ВЦИК от 11 апреля 1921 года об образовании Туркестанской советской социалистической республики. Этот декрет явился важным историческим актом в развитии национальной советской государственности народов Туркестана.

 

Туркестанская республика являлась многонациональной республикой. В ней проживали узбеки, туркмены, казахи, киргизы, таджики, каракалпаки и др.

 

Коммунистическая партия отвергла тогда предложение о немедленном разделении Туркестана на отдельные советские национальные республики. В условиях, когда продолжалась вооруженная борьба против басмачества, когда органы Советской власти еще не были укреплены и частично были засорены враждебными элементами, когда преданные Советской власти национальные кадры были немногочисленны, когда в Бухаре еще не была установлена Советская власть, разделение Советского Туркестана на отдельные советские национальные республики могло бы принести только вред социалистическому строительству.

 

Учитывая чрезвычайно сложную обстановку в Туркестане, Турккомиссия 5 июня 1920 г. в телеграмме на имя В. И. Ленина, президиума ВЦИК и ЦК РКП(б) указывала, что немедленное расчленение Туркестанской республики на ряд отдельных национальных республик внесет во всю работу в Туркестане хаос и, несомненно, сыграет наруку националистическим элементам республики, что политическое положение диктует необходимость сохранения на время единой Туркестанской республики4 .

 

Изучив предложения Турккомиссии, В. И. Ленин в июне 1920 г. указал на необходимость продумать способы привлечения к активному участию в советском строительстве "туркестанской трудящейся массы крестьян, земледельцев", особо разработать меры борьбы с мусульманским "духовенством и панисламизмом и с буржуазно-националистическим движением...". Поддержав предложения Турккомиссии, В. И. Ленин предвидел возможность будущего национального размежевания Средней Азии и создания на ее территории национальных советских республик. В. И. Ленин предложил: "1) Поручить составить карту (этнографическую и проч.) Туркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию и Туркмению. 2) Детальнее выяснить условия слияния или разделения этих 3 частей"5 .

 

 

3 "Известия ТуркЦИК", 24 марта 1920 года.

 

4 См. А. Нусупбеков. Объединение казахских земель в Казахской Советской Социалистической Республике. Алма-Ата. 1953, стр. 55.

 

5 "Ленинский сборник" XXXIV, стр. 325 - 326.

 
стр. 39

 

В результате победоносного окончания гражданской войны на территории Средней Азии создались новые государственные образования. В феврале 1920 г. трудящиеся Хорезма восстали против хивинского хана, при поддержке Красной Армии свергли его и взяли власть в свои руки. Образовалась Хорезмская народная советская республика. В конце августа началось вооруженное восстание народных масс и против бухарского эмирата. Восставшим пришли на помощь советские войска; эмират был свергнут. Первый Всебухарский курултай народных представителей провозгласил 14 сентября установление Бухарской народной советской республики.

 

Народные советские республики Бухары и Хорезма отличались от советских социалистических республик. Они являлись переходной формой на пути к социалистическому государственному строю. "Революцией в Бухаре, - говорил В. В. Куйбышев, - руководили коммунисты. Между тем в результате революции, по вполне понятным объективным причинам, установлен строй, который нельзя назвать социалистическим, так как для этого не созрели ни экономические, ни психологические условия". В. В. Куйбышев предлагал не забывать того обстоятельства, что "бухарский народ столетиями воспитывался в страхе и почитании духовенства и не может так быстро сбросить идейного порабощения"7 . Это положение всецело относилось и к Хорезму.

 

Коммунистам Бухары и Хорезма следовало добиться постепенного перехода Бухарской и Хорезмской народных советских республик к социалистическому государственному строю. Необходимо было создать и упрочить рабочие и крестьянские Советы, развернуть политико-воспитательную и культурную работу в массах, освободить их из-под реакционного влияния духовенства. Как и Туркестанская автономная советская социалистическая республика, входившая в состав РСФСР, Бухарская и Хорезмская народные советские республики были многонациональными по своему составу. Население Бухары в 1920 г. насчитывало 2233437 человек8 ; более 50% населения составляли узбеки. 31% - таджики, около 10% - туркмены. В Хорезме проживало 640044 человека, из них 61,1% узбеков, 28,8% туркменов, 5,4% каракалпаков, 3,5% казахов9 .

 

Правительство РСФСР оказывало самую деятельную помощь политическому, экономическому и культурному развитию Бухарской и Хорезмской народных советских республик. В сентябре 1920 г. в Москве были заключены союзные договоры и экономические соглашения между РСФСР и ХНСР10 , а в марте 1921 г. - между РСФСР и БНСР11 .

 

В течение 1921 - 1924 гг. в Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных советских республиках проводились решительные меры к быстрейшему восстановлению народного хозяйства, прежде всего хлопководства, восстановлению и расширению сети ирригационных сооружений, подъему культурно-то уровня населения и преодолению его отсталости, вовлечению все более широких масс в активное участие в общественно-политической жизни страны.

 

Создание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик имело огромное политическое и экономическое значение для социалистического развития ранее отсталых окраин, в том числе Туркестана, Бухары и Хорезма. Туркестанская АССР вошла в СССР как составная часть РСФСР. Бухара и Хорезм, будучи народными советскими республиками, оставались вне СССР, но их экономическое и культурное развитие прохо-

 

 

7 "Известия ТуркЦИК", 4 ноября 1920 года.

 

8 Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР) УзССР, ф. Э, оп. 3, д. 122, л. 107.

 

9 См. А. Нусупбеков. Указ. соч., стр. 59.

 

10 "Образование СССР". Сборник документов. 1917 - 1924. АН СССР. Институт истории. М. -Л. 1949, стр. 241 - 247.

 

11 Там же, стр. 251 - 257.

 
стр. 40

 

дило при помощи и поддержке всего Союза ССР, в частности, Туркестанской автономной советской социалистической республики.

 

Государственное, хозяйственное и культурное строительство республик Средней Азии происходило в обстановке непрерывной борьбы со всякого рода враждебными элементами, прежде всего с басмачеством. В 1921 - 1922 гг. в Восточной Бухаре была разгромлена военная авантюра Энвер-паши, а в Хорезме разбиты основные силы басмаческих банд Джу-наид-хана. Но борьба с басмачеством продолжалась. С басмачеством были связаны националистические элементы, обманным путем пробравшиеся в Коммунистическую партию и разоблаченные впоследствии как враги народа.

 

Коммунистические организации Туркестана руководствовались в своей деятельности решениями X и XII съездов РКП(б) по национальному вопросу. X партийный съезд указал, что важнейшая задача политики Коммунистической партии на национальных окраинах состоит в том, чтобы "помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов; б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке; г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке (в первую голову для киргизов, башкир, туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев) для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения"12 .

 

Российская Коммунистическая партия (большевиков) всемерно стремилась укрепить свои организации в Средней Азии. Учитывая пожелания коммунистов Бухары и Хорезма, ЦК РКП(б) в 1922 г. вынес решение о принятии Бухарской и Хорезмской коммунистических партий в состав РКП(б). Для непосредственного руководства деятельностью коммунистических партий Туркестана, Бухары и Хорезма Туркбюро ЦК РКП(б) было преобразовано в Среднеазиатское бюро (Средазбюро) ЦК РКП(б).

 

Общность политических и экономических интересов республик Средней Азии сближала их и создавала отношения сотрудничества. В 1923 г. произошло экономическое объединение Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных советских республик. С этой целью был создан Среднеазиатский экономический совет (СредазЭКОСО), в функции которого входило плакирование развития народного хозяйства трех республик Средней Азии. В результате принятых мер неуклонно укреплялись политические, экономические и культурные связи народов Средней Азии между собой и в целом со всем союзным Советским государством.

 

Сотрудничество народов Средней Азии способствовало национальной консолидации узбеков, туркмен, таджиков, киргизов и формированию их в советские социалистические нации.

 

В течение 1920 - 1921 гг. в ряде районов Туркестана прошла земельная реформа, в результате которой 13 тыс. безземельных или малоземельных дехкан получили 232831 дес. земли, отобранных у помещиков или кулаков-переселенцев13 . В 1922 - 1924 гг. после проведения дополнительных землеустроительных работ более 40 тыс. бедняков-дехкан и кочевников были обеспечены землей на площади свыше 1 млн. десятин. Быстро восста-

 

 

12 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК" Ч. 1, Изд. 7-е. Госполитиздат. 1953, стр. 559.

 

13 Г. Ризаев. Краткий очерк земельно-водной реформы в Узбекистане. Ташкент. 1947, стр. 26.

 
стр. 41

 

навливалась и расширялась ирригационная сеть, от состояния которой зависели восстановление и развитие хлопководства. Общая орошаемая площадь в Туркестане с 1180 тыс. дес. в 1922 г. достигла 1727 тыс. дес. в 1924 году. Важную роль в восстановлении сельского хозяйства и улучшении положения дехкан играла сельскохозяйственная кооперация. В 1924 г. ею было охвачено 213 тыс. (более 25%) дехканских хозяйств14 .

 

Значительные силы и средства государство выделило на восстановление и развитие промышленности Туркестана. В 1924 г. там уже действовали 35 реконструированных хлопкоочистительных заводов. Кроме того, были построены металлообрабатывающий завод, швейная и бумажная фабрики в Ташкенте, шелкомотальная фабрика в Фергане15 . Из Центральной России в Туркестан (на территорию современного Узбекистана) были завезены полные комплекты оборудования текстильной и писчебумажной фабрик, целлулоидного завода16 . Русские рабочие и специалисты участвовали в строительстве и пуске новых промышленных предприятий и готовили национальные кадры рабочих. Благодаря поддержке правительства СССР и помощи русских рабочих на территории Средней Азии создавались первые очаги современной промышленности.

 

При царизме почти все коренное население было неграмотным. Чтобы ликвидировать неграмотность, органы Советской власти в Туркестане открыли школы с преподаванием на родном языке. Развернулась широкая сеть политико-просветительных учреждений: в 1917 - 1924 гг. в Туркестане ежегодно входило в строй в среднем по 129 школ с контингентом учащихся в 10,7 тысячи17 . В Туркестанской АССР были созданы 56 педагогических, сельскохозяйственных, технических и других учебных заведений, в которых обучалось 5890 учащихся18 . В 1920 г. в Ташкенте был открыт Туркестанский государственный университет (позднее переименованный в Среднеазиатский). В нем обучалось в 1923 г. 1720, в 1924 г. - 3017 студентов19 . Все эти учебные заведения готовили кадры для различных отраслей народного хозяйства, культуры и государственного управления.

 

Значительны были и достижения в развитии народных советских республик Бухары и Хорезма, которые, как и Туркестанская АССР, опирались на братскую помощь РСФСР.

 

Третий курултай Советов Хорезмской народной советской республики (июль 1922 г.) отметил, что маленькая страна Хорезм навсегда связала свою судьбу с могучей советской республикой - РСФСР и что лишь с помощью Советской России Хорезм смог устоять против врагов, завоевать свободу и независимость. Курултай указал, что по примеру РСФСР Хорезм "вступил на путь новой экономической политики и по этому пути должен непреклонно пойти дальше..."20 . Помощь РСФСР и правильная политика правительства республики обеспечили подъем сельского хозяйства Хорезма. При активном участии Русско-хорезмского хлопкового общества в 1923 г. в Хорезме были проведены 24 крупные ирригационные работы. Посевная площадь под хлопком увеличилась с 8 тыс. дес. в 1922 г. до 30 тыс. дес. в 1924 году. К началу 1924 г. были восстановлены и расширены 6 хлопкоочистительных заводов, 1 маслобойный, 4 кожевенных, электростанция, построены бумажная фабрика и стекольный завод.

 

В Хорезме было много сделано и для развития культуры. К 1923 г. в

 

 

14 "Правда Востока", 1 мая 1924 года.

 

15 "Промышленность Узбекистана". Ташкент. 1941, стр. 71, 90, 103.

 

16 "Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац". М. 1924, стр. 51.

 

17 "Народное образование в УзССР за 25 лет". Ташкент. 1949, стр. 10.

 

18 ЦГАОР УзССР, ф. 25 (Совнарком ТССР), д. 1662, л. 764.

 

19 "Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац", стр. 52.

 

20 Партархив при ЦК КП Узбекистана, оп. 2, ф. 361 (ЦК ХКЩ д. 3421, лл. 14 - 19.

 
стр. 42

 

республике работали 29 школ, учительская семинария, народный университет, совпартшкола, издавались газета и журнал.

 

В октябре 1923 г. состоялся IV Всехорезмский курултай Советов, который подвел итоги пути, пройденного республикой за три года ее существования. Большие успехи республики в экономической и культурной областях создали условия для перехода к социалистическому строительству, для изменений в самом государственном устройстве Хорезма. IV Всехорезмский курултай Советов единодушно решил преобразовать Хорезмскую народную советскую республику в Хорезмскую Советскую Социалистическую Республику и утвердил конституцию республики.

 

Такой же путь прошла и Бухарская народная советская республика. Ее экономика и культура развивались при активной помощи РСФСР. Правительство РСФСР обеспечивало Бухару денежными кредитами, семенным фондом, сельскохозяйственными машинами. Экономическое соглашение между РСФСР и Бухарской народной советской республикой помогло поднять ее экономическое положение; бухарские крестьяне систематически снабжались мануфактурой, сельскохозяйственным оборудованием и машинами; товары по доступной цене доставлялись из РСФСР в самые отдаленные уголки Бухары. В 1923 г. посевная площадь в Бухарской народной советской республике достигла почти довоенных размеров. Значительными были достижения в области народного просвещения. В 1922 г. в Бухаре были организованы 37 начальных и средних школ. В школах и на курсах обучалось в 1921/1922 учебном году 3503 человека, 51922/1923 учебном году - 5195 человек. В Бухарской республике начали издаваться газеты и журналы на узбекском, таджикском и русском языках.

 

Крупные социально-экономические сдвиги, происшедшие в 1920- 1924 гг. в Бухаре, создали и здесь условия для перестройки республики на новых, социалистических началах. 19 сентября 1924 г. состоялся V Всебухарский курултай Советов. Он отметил успехи, которых Бухарская республика добилась в различных областях строительства, и, учитывая волю трудящихся, принял решение о преобразовании Бухарской народной советской республики в Бухарскую Советскую Социалистическую Республику.

 

К 1924 г. Туркестанская АССР, Бухарская и Хорезмская республики достигли больших успехов в своем политическом, хозяйственном и культурном развитии. Главнейшими из них были: ликвидация басмачества, подъем народного хозяйства, сплочение широких масс трудящихся вокруг Коммунистической партии и Советской власти, укрепление партийных и советских организаций, подготовка кадров из местных национальностей. Таким образом, создались все предпосылки для национального размежевания многонациональных Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республик и образования новых, советских национальных республик Средней Азии.

 

Необходимость национального размежевания Средней Азии вытекала из национальной политики Коммунистической партии и Советской власти, провозгласивших принципы самоопределения наций вплоть до их государственного отделения и объединения свободных национальных советских республик в единый государственный союз. Создание советской национальной государственности являлось одним из решающих моментов ликвидации фактического неравенства ранее отсталых народностей и приобщения их под руководством и при помощи русского рабочего класса к социалистическому строительству. В условиях советского строя шел процесс образования новых, советских социалистических наций, коренным образом отличающихся от буржуазных наций по своему классовому составу, духовному облику, социально-политическим интересам и устремлениям. Этот процесс шел не только в центральных районах, но и на восточных окраинах страны, народы которых не прошли стадию капиталисти-

 
стр. 43

 

ческого развития и до Октябрьской революции не успели окончательно сложиться в нации.

 

Народы советских республик Средней Азии в отличие от народов колониальных и зависимых стран Востока были свободны от империалистического гнета. Они развивались и консолидировались как нации не под эгидой буржуазных порядков, а в условиях существования Советской власти; опираясь на пролетариат России, при его помощи и поддержке они приобщались к социалистическому строительству. Перед народами советских республик Востока стояли важнейшие задачи во всех областях жизни. В области экономической надо было создать промышленные центры и поднять сельское хозяйство, развернуть кооперирование широких масс крестьян и кустарей; в области культурной - построить национальную по форме и социалистическую по содержанию культуру; в области политической - приблизить Советы к трудящейся массе, сделать их национальными по своему составу, установить национально-советскую государственность, близкую и понятную населению. На этом пути многонациональные Туркестанская АССР, Хорезмская и Бухарская народные советские республики добились первых серьезных успехов. Однако для полного и окончательного решения стоявших перед ними задач необходимо было национальное размежевание Средней Азии, воссоединение разорванных до революции по отдельным частям узбекских, туркменских, таджикских, казахских, киргизских земель в единые советские социалистические образования. Национальное размежевание должно было привести и действительно привело к укреплению Советской власти в Средней Азии, вовлечению широких масс трудящихся в строительство социалистического общества, упрочению дружбы народов Советского Союза.

 

В национальном размежевании Средней Азии выразилось стремление народных масс Узбекистана и Туркменистана иметь свои собственные государственные органы, близкие и понятные им. "В эпоху дореволюционную, - говорил И. В. Сталин, - обе эти страны были разорваны на куски по различным ханствам и государствам, представляя удобное поле для эксплуататорских махинаций "власть имущих". Теперь настал момент, когда появилась возможность воссоединить эти разорванные куски в независимые государства для того, чтобы сблизить и спаять трудящиеся массы Узбекистана и Туркменистана с органами власти. Размежевание Туркестана есть, прежде всего, воссоединение разорванных частей этих стран в независимые государства"21. И. В. Сталин отмечал, что буржуазии требовались войны для воссоединения отдельных стран. А коммунистам, чтобы воссоединить Узбекистан и Туркменистан, потребовалось лишь несколько месяцев разъяснительной работы.

 

Национальное размежевание Средней Азии проводилось по инициативе и под руководством Коммунистической партии.

 

Пленум Центрального Комитета Бухарской коммунистической партии, состоявшийся 25 февраля 1924 г., признал вопрос о создании на территории Средней Азии национальных советских республик вполне назревшим. 10 марта объединенное совещание Центрального Комитета Коммунистической партии Туркестана, президиума Туркестанского ЦИК Советов совместно с партийными и советскими работниками Ташкента высказалось за размежевание и образование ответских национальных республик в Средней Азии. Такое же решение было принято партийным совещанием в Хорезме.

 

Против национального размежевания Средней Азии выступили буржуазные националисты и великодержавные шовинисты. Группа пантюркистов утверждала, будто Туркестан "един" и его нельзя делить по национальному признаку; они отрицали существование узбекской, туркменской и других наций и выступали за сохранение несуществующей "общемусульманской и тюркской нации".

 

 

21 И. В. Сталин. Соч. Т. 7, стр. 137.

 
стр. 44

 

Коммунистические организации Средней Азии, руководимые Центральным Комитетом РКП(б), разгромили буржуазных националистов и великодержавных шовинистов. В вопросе о национальном размежевании, как и в других вопросах национальной политики, партийные организации проводили последовательную линию пролетарского интернационализма. Высказываясь за образование советских национальных республик в Средней Азии, они заявляли о необходимости вхождения этих республик в Союз Советских Социалистических Республик. Только в единой семье советских народов национальные республики получали гарантию сохранения и укрепления своей независимости и дальнейшего развития по пути к социализму.

 

5 апреля 1924 г. Центральный Комитет РКП(б) в принципе одобрил предложение партийных организаций Средней Азии о проведении национального размежевания и предложил Среднеазиатскому бюро ЦК РКП(б) подготовить и представить на рассмотрение Центрального Комитета все необходимые материалы.

 

28 апреля Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б) постановило признать своевременным и целесообразным размежевание среднеазиатских республик по национально-территориальному признаку. Среднеазиатское бюро создало временную территориальную комиссию по национальному размежеванию и отдельные подкомиссии (узбекскую, туркменскую, казахскую, киргизскую, таджикскую) для подготовки практических мер, связанных с национальным размежеванием и определением приблизительных территорий и границ образуемых республик и областей.

 

Баи, манапы и их прислужники - буржуазные националисты и мусульманское духовенство - пытались использовать определение границ образуемых республик для того, чтобы разжечь рознь между народами Средней Азии. Буржуазные националисты, пробравшиеся на руководящие партийные и советские посты, провоцировали споры по поводу присоединения к той или иной республике какой-либо волости, организовали составление фальшивых документов и петиций с требованиями территории. Они руководились буржуазным принципом "побольше урвать у соседей". Так было, например, в Гульчинском районе, Ошского уезда, в Чимбайском уезде и некоторых других22 .

 

Разоблачая махинации скрытых и явных врагов советского строя и разъясняя трудящимся принципы коммунистической национальной политики, Коммунистическая партия Туркестана в своих тезисах указывала: "Трудящиеся массы Средней Азии должны крепко усвоить, что создание отдельных самостоятельных советских республик не ставит перед ними исключительно национальные задачи и цели, тем паче, национальное обособление и замкнутость трудовых масс данной нации: не национальный антагонизм, а пролетарский интернационализм лежит в основе будущей работы новых республик. Всякий, кто думает иначе, - это сознательный или несознательный враг рабоче-крестьянской власти"23 .

 

12 июня 1924 г. ЦК РКП(б), рассмотрев предложения партийных и советских органов Туркестана, Бухары и Хорезма, принял решение о национальном размежевании республик Средней Азии. Последовательно осуществляя ленинско-сталинскую национальную политику, исходя из общих интересов Советского Союза и дальнейшего развития национальностей Средней Азии, ЦК РКП(б) одобрил проведение национального размежевания и образование новых национальных советских республик и областей в Средней Азии.

 

После этого решения началась подготовка к практическому осуществлению национального размежевания Средней Азии. Она велась по

 

 

22 Партархив при ЦК КП Узбекистана, ф. 60, оп. 1, д. 3329, л. 91; там же, д. 3356, лл. 26 - 27.

 

23 ЦГАОР УзССР, ф. 17, оп. 1, д. 1040, лл. 33 - 36.

 
стр. 45

 

двум основным линиям: развертывалась политическая, массово-разъяснительная и агитационная работа, и одновременно проводились важнейшие организационные и хозяйственные мероприятия (определение границ вновь образуемых республик и областей, экономическое размежевание и т. п.).

 

Тысячи партийных, комсомольских и профсоюзных работников были направлены на места. В городах, кишлаках, аулах состоялись митинги, собрания, конференции. Большую политическую и массово-разъяснительную работу развернула партийная и советская печать.

 

Состоявшееся в августе общегородское собрание коммунистов Ташкента одобрило решение ЦК РКП(б) об образовании в Средней Азии советских национальных республик и постановило: "1. Провести национальное размежевание по принципам национального самоопределения и удовлетворения интересов трудящихся. 2. Особенно выделить перед рабоче-дехканскими массами общность интересов всех трудящихся Советского Союза". В резолюции общего собрания Кокандской партийной организации говорилось, что "размежевание среднеазиатских республик вполне отвечает заветам Владимира Ильича Ленина по национальному вопросу. Собрание считает ударной задачей освещение этого вопроса среди трудящихся масс".

 

Постановление партийных органов о национальном размежевании Средней Азии и образовании на ее территории советских национальных республик было горячо одобрено не только коммунистами, но и широкими беспартийными массами. Сотни тысяч беспартийных трудящихся принимали резолюции, полностью поддерживавшие решение партии. В июле и августе 1924 г. происходили конференции беспартийных дехкан Джизакского уезда, Самаркандской области. В резолюции одной из этих конференций отмечалось: "Центральный Комитет проводит национальное размежевание в целях поднятия политического, экономического и культурного уровня Туркестана по заветам нашего дорогого товарища Ленина". Конференция заявила, что дехкане отдадут все свои силы и энергию, чтобы помочь Центральному Комитету большевиков успешно провести национальное размежевание24 .

 

В начале сентября 1924 г. временная территориальная комиссия на основе этнографических, экономических и историко-географических данных разработала предварительный проект границ будущих новых республик и автономных областей.

 

15 сентября открылась чрезвычайная сессия Туркестанского ЦИК. Тысячные толпы дехкан и рабочих образовали человеческую стену вокруг здания театра, где было назначено открытие сессии. Среди демонстрантов было много узбеков, киргизов, таджиков и туркмен, прибывших из кишлаков. Сессию приветствовали представители фабрик и заводов, трудящихся дехкан, частей Красной Армии. Сессия единогласно постановила провести национально-государственное размежевание Средней Азии и внести этот вопрос на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

 

Несколько дней спустя, 19 сентября, Всебухарский курултай Советов принял постановление, в котором говорилось: "Выражая верховную волю народов Бухары, объявляем согласие на образование совместно с узбеками Туркестана и Хорезма - Узбекской Советской Социалистической Республики и Таджикской автономной области. Выражаем также братское согласие на вхождение туркменского народа Бухары в состав Туркменской Советской Социалистической Республики. Курултай решительно устанавливает необходимость вхождения Узбекистана и Туркменистана в СССР".

 

29 сентября состоялся V Всехорезмский курултай Советов, также высказавшийся за национальное размежевание и решивший предоставить

 

 

24 Партархив при ЦК КГ. Узбекистана, ф. 58, оп. 1, д. 78, лл. 79 - 80.

 
стр. 46

 

узбекам, туркменам и каракалпакам, проживающим в Хорезме, право выделиться из Хорезмской республики и объединиться с соответствующими национальными и автономными республиками.

 

27 октября вторая сессия ЦИК СССР, исходя из ясно выраженной воли народов Средней Азии, удовлетворила ходатайство Туркестанского Центрального Исполнительного Комитета, V Всебухарского и V Всехорезмского курултаев Советов о национальном размежевании и образовании новых советских социалистических республик и областей. В постановлении было сказано: "Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР подтверждает, что свободное волеизъявление трудового народа является самым высшим законом, и поручает президиуму ЦИК Союза ССР осуществить оформление вновь образующихся республик в Средней Азии, согласно решениям съездов Советов этих республик"26 .

 

Разъясняя смысл принятого ЦИК СССР решения, М. И. Калинин в беседе с представителями печати сказал: "В нашем Союзе каждая нация, каждый народ, объединенный в свою республику, имеет широчайшую свободу волеизъявления. Мы ничего не навязываем сверху. То же самое и с национально-государственным размежеванием. Народы Средней Азии, их органы Советской власти и партия изъявили волю к размежеванию и созданию самостоятельных национальных республик. Мы согласились с этой волей и на сессии ЦИКа дали ей силу государственного закона"27 . 27 октября 1924 г. стало днем создания новых советских национальных республик Средней Азии, и в том числе Узбекской ССР.

 

Вместо Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской советских республик образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР; создавалась Таджикская АССР в составе Узбекской ССР. Была образована Кара-Калпакская автономная область, вошедшая в состав Казахской АССР28 . Расширилась территория Киргизской АССР, впоследствии переименованной в Казахскую АССР. К ней была присоединена населенная казахами территория Сыр-Дарьинской и Семиреченской областей. Была создана Кара-Киргизская автономная область, в дальнейшем преобразованная в Киргизскую АССР. Национальное размежевание Средней Азии имело, таким образом, большое значение для соединения в единые государства и консолидации не только узбекской, туркменской, таджикской, но и казахской, киргизской, каракалпакской наций.

 

До созыва учредительных съездов Советов вновь образуемых союзных и автономных республик вся полнота власти в них была сосредоточена в руках временных революционных комитетов.

 

5 декабря 1924 г. временный революционный комитет Узбекской ССР в воззвании ко всем трудящимся Узбекистана возвестил образование Узбекской Советской Социалистической Республики.

 

В Узбекскую ССР вошли: а) из бывшей Туркестанской АССР 41 волость Джизакского, Катта-Курганского и Ходжентского уездов, Самаркандской области; 24 волости Ташкентского и Мирзачульского уездов, Сыр-Дарьинской области; 70 волостей Андижанского, Кокандского, Наманганского, Ферганского уездов и 7 сельских обществ (Шахимардан, Вуадиль и др.) Ферганской области; б) из бывшей Бухарской республики - вилайеты Байсунский. Бухарский, Гузарский, Каршинский, Керменинский, Нур-Атинский, Шахрисябзский, Шир-Абадский и часть Са-

 

 

26 "Сборник законов СССР". 1924, стр. 187.

 

27 "Правда Востока", 3 февраля 1925 года.

 

28 В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную советскую социалистическую республику и непосредственно вошла в состав Союза ССР. В 1932 г. Кара-Калпакская область стала автономной республикой и вошла в состав РСФСР, а с 1936 г. она находится в составе Узбекской ССР. В 1936 г., согласно новой Конституции СССР, Казахская и Киргизская автономные республики были преобразованы в союзные советские социалистические республики и непосредственно вошли в состав Союза ССР.

 
стр. 47

 

ры-Ассийского; в) из бывшей Хорезмской республики 23 шурса, впоследствии составившие Гурленский, Ново-Ургенчский и Хивинский уезды.

 

Таджикская АССР образовалась из ряда районов Туркестана и Бухары. Из бывшей Туркестанской АССР в нее вошли 12 волостей Самаркандского и Ходжентского уездов, Самаркандской области, и Памирского района, Ферганской области, а из Бухарской республики - почти вся так называемая Восточная Бухара.

 

Территория Узбекской ССР составила 312394 кв. км (в том числе Таджикской АССР - 135620 кв. км). После национального размежевания Узбекская ССР по численности населения стала самой большой республикой Средней Азии. По данным территориальной комиссии по национальному размежеванию, в 1924 г. в Туркестанской, Бухарской и Хорезмской республиках проживало 8131002 человека. Численность населения Узбекской ССР составила 4702788 человек (в том числе 739503 чел. в Таджикской АССР)29 . По более точным данным всесоюзной переписи 1926 г., население Узбекской ССР вместе с Таджикской АССР достигало 5274998 человек30 . Национальный состав Узбекской ССР (без Таджикской АССР), по переписи 1926 г., характеризовался следующими данными: узбеков - 74,2% всего населения, таджиков - 7,8%, русских - 5,6%, казахов - 2,4%, киргизов - 2%31 . Таким образом, узбекская нация, именем которой названа Узбекская ССР, представляла в республике компактное большинство.

 

Наряду с установлением территории вновь образованных республик и областей было проведено и экономическое размежевание, выразившееся в распределении между ними фабрик, заводов, посевных площадей, скота и т. д., составлявших собственность бывших Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик.

 

По указанию ЦК РКП(б) на базе бывших коммунистических партий Туркестана, Бухары и Хорезма были образованы коммунистические партии (большевиков) Узбекистана и Туркменистана как составные части РКП(б). В момент своего образования Коммунистическая партия Узбекистана имела 32 уездных комитета, охватывавших 465 партийных ячеек32 . К декабрю 1924 г. в Коммунистической партии Узбекистана состояло 8359 членов партии и 8012 кандидатов. Социальный состав партии характеризовался следующими данными: рабочих - 35,6%, дехкан - 37,4%. Большой интерес представляют данные, показывающие национальный состав партии. К ноябрю 1924 г. в КП(б) Узбекистана было: узбеков - 42,2%, русских - 40,7%, таджиков - 6,8%33 . Эти цифры свидетельствуют о том, что Коммунистическая партия Узбекистана имела прочную опору в основном населении республики. Вместе с тем в партийных организациях Узбекистана работали русские товарищи, в большинстве рабочие, помогавшие создавать узбекскую советскую государственность. Их деятельность способствовала воспитанию партийных и советских кадров из числа узбеков и других местных национальностей и укреплению интернациональных братских уз трудящихся Узбекской ССР с трудящимися всего СССР.

 

6 февраля в Бухаре открылся I съезд Коммунистической партии (большевиков) Узбекистана, в работах которого принял участие М. И. Калинин. В приветствии съезду И. В. Сталин писал: "Объединение узбекских земель в одну республику является актом величайшей важности для всего Востока. Республика эта может стать мощной силой на Востоке лишь в том случае, если положение дехкан будет существен-

 

 

29 ЦГАОР УзССР, ф. 9, оп. 3, д. 122, л. 107.

 

30 "Всесоюзная перепись населения 1926 г.". Т. XV. Узбекская ССР, отд. 1. М. 1928, стр. 3.

 

31 Там же. Т, XI, отд. 1, стр. 9 - 52.

 

32 Партархив при ЦК КП Узбекистана, ф. 58, оп. 1, д. 203, лл. 58 - 60.

 

33 Там же.

 
стр. 48

 

ным образом улучшено, а мелкие арендаторы будут освобождены от кабалы баев. Не сомневаюсь, что коммунисты Узбекистана не пощадят своих сил для проведения в жизнь этих задач"34 .

 

Вскоре после партийного съезда состоялся учредительный съезд Советов Узбекской ССР. Он провозгласил "Декларацию об образовании Узбекской ССР", избрал Центральный исполнительный комитет и образовал первое правительство Узбекской ССР - Совет народных комиссаров. Председателем ЦИК Советов Узбекской ССР был избран верный сын узбекского народа Юлдаш Ахунбабаев; заместителями председателя были избраны активные советские деятели Султан Ходжа Касым-Ходжаев и Джахан Абидова.

 

Съезд Советов Узбекистана единодушно постановил просить верховные органы СССР включить Узбекскую ССР в состав Советского Союза на правах союзной республики. В мае 1925 г. III Всесоюзный съезд Советов принял историческое для узбекского народа постановление о вхождении Узбекской ССР в состав Союза ССР.

 

II съезд Советов Узбекистана, состоявшийся в марте 1927 г., утвердил конституцию Узбекской ССР. Она законодательно оформила великие завоевания народов Узбекистана, достигнутые ими под руководством Коммунистической партии в братской семье советских народов в результате Великой Октябрьской революции и успешного строительства социализма, и узаконила созданный общественный и государственный строй Узбекистана как союзной советской социалистической республики, добровольно вошедшей в состав Союза ССР. Конституция, как это было сформулировано в ее первой статье, ставила задачей "обеспечить диктатуру пролетариата в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма"35 .

 

Успешное проведение национального размежевания, образование в Средней Азии новых республик и их добровольное вхождение в состав Союза ССР явились свидетельством торжества ленинско-сталинской национальной политики. Оно означало вместе с тем поражение и разгром буржуазных националистов, великодержавных шовинистов и иных агентов империалистических держав. Образование национальных советских республик в Средней Азии и их вхождение в состав Советского Союза упрочило дружбу народов Средней Азии, сплотило их со всеми народами СССР.

 

Только в условиях социализма возможно мирное урегулирование вопроса о разделении территорий по национальному признаку; в условиях эксплуататорского строя справедливое разрешение такого вопроса немыслимо.

 

За тридцать лет, прошедших после национального размежевания Средней Азии и образования Узбекской ССР, в этой республике как и в других братских советских республиках, произошли крупнейшие социально-экономические изменения. Под руководством Коммунистической партии Советского Союза, при братской помощи русского народа и всех народов СССР узбекский народ в короткий исторический срок ликвидировал свою политическую, экономическую и культурную отсталость. Советский Узбекистан стал страной социализма. Окончательно сформировалась и достигла расцвета узбекская социалистическая нация.

 

Успехи республик Средней Азии убедительно свидетельствуют о том, что только социалистическая революция и диктатура пролетариата способны освободить угнетенные колониальные и зависимые народы от социального и национального гнета, правильно разрешить национальный вопрос и привести все народы к социализму.

 

 

34 Ленин и Сталин. Статьи и речи о Средней Азии и Узбекистане, стр. 221.

 

35 "Конституция (Основной Закон) Узбекской ССР". Самарканд. 1927, стр. 3.

Опубликовано на Порталусе 06 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама