Рейтинг
Порталус

ИЗ ИСТОРИИ ВЬЕТНАМО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Дата публикации: 12 марта 2016
Автор(ы): Чан Хьюи ЛЬЕУ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1959, C. 78-82
Номер публикации: №1457776969


Чан Хьюи ЛЬЕУ, (c)

Чан Хьюи ЛЬЕУ, директор Института истории ДРВ, вице-президент Ассоциации вьетнамо-китайской дружбы

 

Сейчас, как никогда, окрепли связи между Вьетнамом и Китаем, расцвела дружба между вьетнамским и китайским народами. Своими корнями эта дружба уходит в глубь веков. Вьетнам издавна поддерживал тесные экономические, политические и культурные отношения с Китаем. Не претендуя на глубокий и полный исторический анализ развития отношений между обеими странами, настоящая статья ставит задачу лишь наметить основные вехи этого процесса.

 

Даже в ту далекую эпоху, когда на территории современного Вьетнама были отдельные племена, еще не оформившиеся в государственные образования, уже существовали связи вьетнамских племен с соседним Китаем. По древним документам, начало отношений между двумя странами датируется 1109 годом до нашей эры. Предание рассказывает: Вьет тыонг послал в дар Чэн вану, царю государства Западного Чжоу, белых фазанов. В ответ на это правитель Чжоу построил повозку с компасом, в которой и отправился на родину посол Вьет тыонга. Во время царствования Цин Ши-хуана китайский феодализм начал осуществлять завоевание малых стран, расположенных на юге. Вьетнамскому народу длительное время пришлось оказывать сопротивление нашествию китайских феодалов. Однако китайский народ, тоже страдавший от феодального гнета, испытывал к закабаленным завоевателями вьетнамцам добрые чувства и поддерживал с ними хорошие отношения. Именно благодаря этому тесному и непрерывному контакту на протяжении десятков веков Вьетнам испытывал сильное воздействие китайской культуры. Представители, направлявшиеся различными китайскими династиями во Вьетнам, объективно содействовали проникновению в страну китайской культуры. Основными же проводниками китайской культуры во Вьетнам были простые люди, выходцы из Китая, жившие среди вьетнамского народа. Конечно, вьетнамский народ сам создавал свою культуру, но при этом последняя впитывала в себя все лучшее из культурных достижений Китая. Даже некоторые кустарные промыслы, которыми занимаются во Вьетнаме и ныне, были заимствованы, если верить легендам, у китайцев. Короче говоря, оба братских народа - китайский и вьетнамский - в течение десятков веков жили бок о бок, поддерживали тесные отношения друг с другом.

 

*

 

Когда в результате агрессивных происков западного капитализма в Азии китайский и вьетнамский народы оказались перед лицом общего врага, отношения между двумя странами стали еще более тесными. Следует заметить, что крупные события в Китае и во Вьетнаме часто перекликались между собой, взаимно влияя друг на друга. Поэтому имеется большое сходство в истории Китая и Вьетнама нового времени.

 

В середине XIX в. западные капиталисты ринулись в Азию; за тор-

 
стр. 78

 

говыми флотилиями и христианскими миссиями последовали войска оккупантов. После опиумной войны в Китае (1840 - 1842 гг.) французские колониалисты обстреляли в 1858 г. порт Дан-нан (Туран), а затем Жиа-дин, что явилось, по существу, началом их вторжения во Вьетнам. Помимо сырья, природных богатств, рынка Вьетнама, а также дешевой вьетнамской рабочей силы, хищные взоры французских захватчиков привлекали также провинции Южного Китая. Для нападения на них агрессоры пытались использовать Вьетнам в качестве плацдарма. Во время боев, которые вели против французского нашествия в Северном Вьетнаме армия и население под командованием маршала Хоанг Ке Вьема, рядом с вьетнамскими знаменами развевались черные флаги Лю Юнь-фу 1 . Такие руководители движения Кан-выонг, как Тон Тхат Тхюэт, Нгуен Тиен Тюат и другие, нашли убежище в Китае. Тяньцзиньским франко-китайским договором (1885 г.) французским колонизаторам удалось расколоть союз двух династий, правивших Китаем и Вьетнамом, но они не в силах были помешать развитию дружбы между китайским и вьетнамским народами.

 

После ряда поражений династии Цин, когда часть китайской территории оказалась разделенной на сферы влияния между империалистами, Китай превратился в полуколониальную страну. В 1889 г. в Китае представители прогрессивной для того времени общественности (последнюю представляли Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао и Тань Сы-тун) выступили за реформы в области образования, требуя изменения порядка экзаменов и конкурсов, открытия новых учебных заведений, развития технического образования и т. д. Несмотря на свой реформаторский характер, это движение оказало сильное влияние на прогрессивную интеллигенцию Вьетнама. Идеи реформаторства начали распространяться среди зарождавшейся вьетнамской буржуазии.

 

Позднее, в начале XX в., во Вьетнаме возникло революционное течение, возглавленное Фан Бой Тяу. Вторжение империалистов в Китай вынудило в 1900 г. крестьян бассейна Хуанхэ, особенно в провинциях Шаньдун, Шаньси и Чжили, поднять восстание Ихэтуань. В результате жестоких репрессий общество "Ихэтуань" распалось; ряд его участников ушел в подполье. Влияние "Ихэтуань" на Вьетнам сказалось через посредство китайских эмигрантов, поселившихся в Кохинхине, которые объединились в "Общество неба и земли". В его состав входили и вьетнамцы. Под руководством этого общества в районах Жиадин, Шо-лон, Биен-хоа, Тху-дау-мот, Бентче и Чаудок образовались подпольные организации вьетнамских крестьян под тем же названием, которые провозгласили своей целью борьбу против французских колонизаторов, за возрождение Вьетнама. "Общество неба и земли" подготовило освободительные восстания в Кохинхине в 1913 г. и осуществило нападение на Центральную тюрьму колониальных властей в Сайгоне в 1916 году.

 

В начале XX в. во Вьетнаме возникло движение (под названием "Учиться у Японии") за проведение реформ по типу "реставрации Мэйд-зи". Представители патриотической вьетнамской интеллигенции, лидером которой был Фан Бой Тяу, установили в Токио контакт с китайскими революционными группами. Японские милитаристы по сговору с французскими колонизаторами в Индокитае выслали из Японии вьетнамских революционеров и студентов, но последние продолжали свою деятельность на китайской территории благодаря поддержке местного населения и сотрудничали с китайскими революционными партиями. В период, предшествующий китайской революции 1911 г., Ханой был временным убежищем Сунь Ят-сена и его революционного штаба. Восстания на вьетнамо-

 

 

1 Лю Юнь-фу - военачальник тайпинской армии. После поражения тайпинов он со своим отрядом, выступившим под черным флагом, перешел на территорию Вьетнама, где принял участие в борьбе против французских колонизаторов.

 
стр. 79

 

китайской границе под руководством Хоанг Тхак Кыонга и Хоан Минг Дыонга были подготовлены в Тонкине. Многие вьетнамские и корейские революционеры участвовали, не щадя жизни, в китайской революции 1911 года. Приведенные факты служат доказательством тесных связей между вьетнамским и китайским революционным движением.

 

*

 

После первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции в России китайская революция вступила в новый этап. Через Китай проникали во Вьетнам прежде всего русское революционное влияние и великое марксистско-ленинское учение. Вместе с тем передовая вьетнамская молодежь подвергалась воздействию новых, прогрессивных движений в Китае - "4 мая", "30 мая", за новую культуру и т. д. Бомба, брошенная на территории французской концессии в Садьене (Кантон) в июне 1924 г. молодым вьетнамским революционером Фам Хонг Тай, возвещала о революционном подъеме среди молодого вьетнамского поколения. С согласия и при поддержке революционных групп и народа Китая молодой вьетнамец, погибший за свободу, был похоронен, несмотря на протесты французских колонизаторов, в Хуан-хуа-гане, рядом с 72 героями кантонского восстания 1911 года. Три народных принципа Сунь Ят-сена имели своих сторонников среди мелкобуржуазной интеллигенции Вьетнама. В стране родилось национально-освободительное движение Национальной партии Вьетнама, которая подняла восстание в Ен-байе. Так росла, идейно мужала дружба между вьетнамским и китайским народами. Эта дружба крепла изо дня в день, особенно с того момента, когда она стала зиждиться на принципах пролетарского интернационализма.

 

В период образования Коммунистической партии Китая (1921 г.) во Вьетнаме возникает рабочее движение, и формируются политические партии - предшественницы Коммунистической партии Индокитая. Революционный подъем в Китае в 1925 - 1927 гг. нашел отклик и на вьетнамской территории. Как раз в тот момент, когда этот революционный прилив принес с собой успех похода на Север и привел к образованию Кантонской коммуны, в Кантоне была создана первая вьетнамская партия социалистического направления - Ассоциация революционной вьетнамской молодежи, которая постепенно создавала себе базы внутри Вьетнама. Выдающийся вождь вьетнамского народа, член Восточного бюро Коммунистического интернационала Нгуен Ай Куок, находясь на работе в одном из районов Китая, непосредственно руководил вьетнамской революцией. Он руководил также антиимпериалистическим движением в странах Юго-Восточной Азии.

 

В 1930 г., спустя девять лет после образования Коммунистической партии Китая, была создана Коммунистическая партия Индокитая. Проникнутые духом пролетарского интернационализма, трудящиеся обеих стран сплачивали свои ряды в борьбе против общего врага - империализма. Дружба между двумя народами получила новое выражение. Все теснее и теснее становилась связь революционных сил двух братских народов.

 

Победы китайской революции под руководством Коммунистической партии Китая имели огромное значение для победы вьетнамской революции. В период, когда Красная Армия рабочих и крестьян Китая, расширяя революционные базы, срывала планы окружения ее чанкайшистскими армиями, революционная борьба в Индокитае приняла новый размах в результате создания Советов в Нге-ане и Ха-тине.

 

В 1935 г. I съезд Коммунистической партии Индокитая, собравшийся в Макао (Китай), наметил в качестве основной задачи укрепление и развитие партии. В это же время конференция Коммунистической партии Китая в Тюан-нгиа рассмотрела неотложные вопросы, касавшиеся

 
стр. 80

 

партийного руководства в армии. После VII конгресса Коммунистического Интернационала во многих странах был создан Народный фронт, призванный преградить дорогу фашизму. В период 1935 - 1937 гг. в связи с наступлением японского империализма Коммунистическая партия Китая боролась за создание единого национального антияпонского фронта, за прекращение гражданской войны, за сохранение национальной независимости и суверенитета страны. В то же время Компартия Индокитая выступила с инициативой создания Демократического фронта против международного фашизма, против колониалистской реакции, за завоевание демократических свобод.

 

Чтобы сломить продолжительное антияпонское сопротивление китайского народа, французские колонизаторы закрыли китайско-индокитайскую границу с целью лишить Южный Китай возможности получать оружие через порт Хайфон, предоставили японским армиям право использовать коммуникации Индокитая и строить на его территории военные базы для нападения на Китай. Индокитайский демократический фронт, руководимый Коммунистической партией, боролся, с одной стороны, против прояпонской деятельности французских империалистов, а с другой - поддерживал антияпонское движение Сопротивления китайского народа. В 1940 г. японские войска захватили Индокитай, французские колонизаторы позорно капитулировали.

 

Вьетнамский народ, объединившийся в рядах фронта Вьетнам Док лап Донг мин (Лига независимости Вьетнама), под руководством Компартии Индокитая выдвинул следующие лозунги: "Долой французский империализм", "Долой японских фашистов", "Союз с антияпонским фронтом китайского народа". Окончилась вторая мировая война, и антияпонское движение Сопротивления в Китае увенчалось победой в связи с капитуляцией Японии. Во Вьетнаме началась Августовская революция 1945 г., в ходе которой вьетнамский народ вырвал власть из рук японских милитаристов.

 

С победой Августовской революции родилась Демократическая Республика Вьетнам. Клика Чан Кай-ши по приказу американских империалистов послала во Вьетнам свои войска будто бы для оказания помощи по разоружению японских войск, а на самом деле для того, чтобы задушить вьетнамскую революцию и Коммунистическую партию Индокитая. Одновременно, пользуясь поддержкой американского империализма, чанкайшисты готовились к контрреволюционной войне, надеясь уничтожить Коммунистическую партию Китая. В июне 1946 г. реакционная клика китайских националистов начала широкое наступление на освобожденные районы Китая.

 

В сентябре 1945 г. французские колонизаторы при поддержке американских и английских империалистических кругов начали войну в Нам-бо (Южный Вьетнам), надеясь путем вторичного завоевания Вьетнама восстановить свое господство в стране. Вьетнамский народ сначала под руководством Коммунистической партии Индокитая, а затем Партии трудящихся Вьетнама поднялся на длительную войну Сопротивления. При этом он использовал опыт борьбы китайского народа против японских милитаристов. Осенью 1947 г. армия и народ Вьетнама отразили французское наступление на Вьет-Бак (горный район Северного Вьетнама). В ходе войны наступил этап равновесия сил. В июле 1947 г. китайская освободительная армия, в свою очередь, начала широкое наступление против войск Чан Кай-ши и создала освобожденную зону в Центральном Китае в долине Янцзы. В то время, когда вьетнамское Сопротивление находилось на "этапе равновесия сил", осенью 1948 г., революционная война китайского народа вступила в завершающую стадию. В мае 1949 г. было в основном закончено освобождение континентального Китая; реакционные силы американского империализма в Китае и банды Чан Кай-ши были полностью разбиты.

 
стр. 81

 

Разгром японской квантунской армии в Маньчжурии советскими войсками явился решающим фактором, заставившим Японию капитулировать, и способствовал, таким образом, победе революции во Вьетнаме. Торжество китайской Народной революции способствовало победе вьетнамского Сопротивления. Китайско-вьетнамская граница была, наконец, освобождена в 1949 году. Изменение названия "Чан Нам Куан" ("Ворота для подавления Юга") на "Мук Нам Куан" ("Ворота дружбы с Югом") символично. Оно говорит о нерушимой дружбе свободных ныне народов Вьетнама и Китая, о безвозвратно ушедших временах ненавистного господства феодалов и милитаристов. Правительства Советского Союза, КНР и других социалистических стран были первыми, кто признал Демократическую Республику Вьетнам. ДРВ вступила в тесные братские связи с народами социалистического лагеря.

 

Изгнанные с китайской территории, американские империалисты открыто оказывали все большую и большую помощь французским колонизаторам, цеплявшимся за Вьетнам, не останавливались перед прямым вмешательством в войну во Вьетнаме. Но благодаря героической борьбе армии и народа, благодаря поддержке социалистического лагеря, помощи китайского народа Вьетнам одержал историческую победу при Дьен-Бьен-Фу, которая заставила колонизаторов и их вьетнамских агентов прекратить войну во Вьетнаме. Однако американские империалисты - враги вьетнамского и китайского народов, враги всех свободолюбивых народов, продолжают, с одной стороны, помогать клике Чан Кай-ши удерживаться на принадлежащем КНР острове Тайвань, надеясь использовать этот остров в качестве трамплина для будущего нападения на Китай, а с другой - стремятся увековечить разделение вьетнамской территории при помощи своего прислужника Нго Динъ Дьема. Они хотят превратить Южный Вьетнам в базу агрессии против Демократической Республики Вьетнам и народного Китая. В совместной декларации от 7 июля 1955 г. правительства ДРВ и КНР четко сформулировали основы дружбы между Вьетнамом и Китаем: "Вьетнамский народ и китайский народ, ведя каждый борьбу за свое национальное освобождение, всегда пребывают в согласии и горячо помогают друг другу".

 

Вьетнамцы испытывают огромную радость при виде того победного движения вперед, который совершает 650-миллионный китайский народ. И мы знаем, что его победы - это в то же время победы всего социалистического лагеря, частью которого является наша республика.

 

Как волнует нас, вьетнамцев, щедрая и бескорыстная помощь, которую оказывают нам правительство и народ Китая, все страны социалистического лагеря в деле построения социализма в Северном Вьетнаме! Мы знаем, наша победа - это в то же время и победа социалистического лагеря.

 

В заключение хочется сказать, что дружба между вьетнамским и китайским народами, крепко спаянная на протяжении долгих лет истории, продолжает крепнуть и развиваться в наши дни. Оба народа ныне связаны одной судьбой, одним светлым будущим - победоносным социализмом. Дружба вьетнамского и китайского народов, как и дружба народов всего социалистического лагеря, основывается на принципах Декларации совещания представителей 12 коммунистических и рабочих партий социалистических стран и Манифеста мира, подписанного в Москве представителями 64 коммунистических и рабочих партий. Руководствуясь идеями пролетарского интернационализма, трудящиеся ДРВ будут также и впредь укреплять дружбу со всеми народами земного шара.

 

Вьетнамский народ при поддержке стран могучего социалистического лагеря и передовых сил во всем мире обязательно осуществит воссоединение своей территории, построит социализм, пойдет рука об руку с братскими народами вперед, к коммунизму.

Опубликовано на Порталусе 12 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама