Рейтинг
Порталус

"ДОКУМЕНТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР". ТОМ VIII

Дата публикации: 31 мая 2016
Автор(ы): В. А. БРЫКИН
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1964, C. 135-139
Номер публикации: №1464676326


В. А. БРЫКИН, (c)

1 января - 31 декабря 1925 г. М. Госполитиздат. 1963. 862 стр. Тираж 24500. Цена 1 руб. 50 коп.

 

В VIII томе "Документов внешней политики СССР", подготовленном Комиссией по изданию дипломатических документов при МИД СССР1 , освещается внешнеполитическая деятельность Советского государства за 1925 год. Том насыщен новым материалом, вводимым в научный оборот. В нем собрано 435 советских документов, из которых 360 публикуются впервые. Помимо советских, в томе опубликованы 125 иностранных (преимущественно ноты, меморандумы, телеграммы иностранных правительств и представителей в адрес правительства и НКИД СССР). Помещенные в конце тома примечания также очень содержательны. Многие из них касаются важных событий, фактов, дат, на которые имеются ссылки в документах, но значение и существо которых в самих документах не раскрывается. Справочный аппарат включает также предметно-тематический указатель, указатель документов, касающихся взаимоотношений СССР с зарубежными странами, и перечень иностранных документов, полностью или частично включенных в VIII том. Именной указатель отсутствует. Методы публикации и оформления документов соответствуют порядку, применявшемуся в предыдущих томах.

 

Ознакомление с материалами внешней политики СССР за этот период показывает, как настойчиво и последовательно советская дипломатия проводила в жизнь политику мира и международного сотрудничества, выполняла решения III Всесоюзного съезда

 

 

1 Редакционная коллегия тома: И. К. Кобляков, А. И. Лаврентьев, Р. А. Лавров, В. И. Попов, С. Л. Тихвинский, Б. П. Тихомиров.

 
стр. 135

 

Советов (май 1925 г.) по вопросам внешней политики, признавшего основной директивой Рабоче-Крестьянскому правительству в этой области борьбу за мир и развитие международных хозяйственных отношений (стр. 307).

 

Многие документы касаются европейской политики Советского Союза, поскольку как безопасность, так и внешние экономические связи Советского Союза зависели в то время преимущественно от отношений со странами Европы. Советское государство в первые годы своего существования делало все от него зависящее, чтобы укрепить мир в Европе, не допустить войны. Об этом, в частности, свидетельствуют усилия советской дипломатии добиться устойчивых дружественных отношений с Германией. В этом деле 1925 год принес положительные результаты. 12 октября между Советским Союзом и Германией был подписан договор, охватывающий широкий круг вопросов экономического сотрудничества, и соглашение о правовой помощи в гражданских делах. Система договорных отношений с Германией завершилась заключением договора о ненападении и нейтралитете, подписанного 24 апреля 1926 года. Содержащиеся в томе документы о советско-германских переговорах, как и заключенные договоры и соглашение (стр. 582 - 627), показывают большую взаимную выгоду, которую получили обе стороны, идя по пути укрепления экономических и политических связей. Договор от 12 октября 1925 г. и договор о ненападении и нейтралитете способствовали оздоровлению всей обстановки в Европе, ослабили антисоветскую направленность Локарнских соглашений. Основной вывод, к которому можно прийти, знакомясь с документами, относящимися к советско-германским отношениям той поры, состоит в том, что установление широких дружественных связей между Германией и Советским Союзом отвечало коренным интересам обеих держав, решало задачу укрепления мира и безопасности в Европе. Следовательно, история уже доказала плодотворность и возможность такой политики.

 

В 1925 г. по широкому кругу вопросов велись также переговоры и с Францией (возвращение Советскому Союзу русского военного флота; вопрос о долгах и кредитах; о нейтрализации враждебной линии Польши и прибалтийских государств-лимитрофов в отношении Советского Союза, которая определялась во многом Францией). Правда, в том году не удалось добиться удовлетворительного решения ряда проблем, но советско-французские отношения были довольно, активными. Документы, относящиеся к этой теме, показывают заметный рост международного авторитета СССР.

 

Роль застрельщика в антисоветской кампании в 1925 г. принадлежала Англии. Если проследить по документам тома за действиями английского правительства в отношении Советского Союза в тот период, начиная с известного дела о подложном "письме Коминтерна", преследований советских представителей в Англии, широкой кампании в буржуазной печати за новое наступление на СССР и кончая финансовой блокадой СССР, объявленной английскими банками, то можно заметить, что основная цель Англии сводилась к подрыву международного авторитета Советского Союза, в частности к уменьшению его влияния на народы Востока. Враждебной политике Англии противостояла твердая миролюбивая политика Советского Союза, стремившегося урегулировать и стабилизировать отношения с Англией. В то же время Советское правительство не проходило мимо враждебных действий английских официальных лиц, например, заявления министра внутренних дел Англии Хикса о том, что самый факт существования СССР является "прямым вызовом цивилизации" (стр. 335), или заявления министра по делам Индии Биркенхеда о "странном и угрожающем биче, известном под названием большевизма" (стр. 403).

 

Не столь полно представлены в томе документы о советско-американских отношениях. Упорное нежелание правящих кругов США признавать Советский Союз являлось неодолимым препятствием на пути установления широких отношений между обеими странами. Во многих империалистических инсценировках против Советского Союза чувствовалась рука американского режиссера. Есть, однако, один интересный факт из истории советско-американских отношений, который заслуживает особого внимания. Неофициальный представитель СССР в США Б. Е. Сквирский в письме НКИД СССР от 6 августа 1925 г. докладывал о торговых отношениях с США. Как видно из письма, за шесть первых месяцев 1925 г. торговый оборот между СССР и США составил 58,8 млн. долларов (стр. 474). Эта цифра значительна. Она в несколько раз превы-

 
стр. 136

 

шает тортовый оборот между СССР и США, например, в 1962 году. Из сопоставления этих данных можно прийти к заключению, что внешняя политика США по-прежнему является противоречивой: в 1925 г. осуществлялась торговля с СССР, но не было дипломатических отношений; сейчас установлены дипломатические отношения, но почти нет торговли. Как показывает история, отсутствуют какие бы то "и было разумные доводы, которые оправдывали бы теперешнюю позицию США, сопротивляющихся развитию торговли с СССР.

 

В 1925 г. Советскому Союзу удалось добиться дальнейшей нормализации и улучшения отношений со своими западными соседями. Состоявшаяся в конце года поездка наркома иностранных дел Г. В. Чичерина в страны Западной Европы, Польшу, Литву и Латвию и его переговоры положили конец попыткам создать польско-балтийский и другие блоки ("Северное Локарно", Балканский блок), носившим антисоветскую направленность, и закрепили поворот Польши и Прибалтики в сторону дружественных взаимоотношений с СССР.

 

Тот же благоприятный процесс можно было наблюдать и во взаимоотношениях СССР с южными соседями: Афганистаном, Ираном и Турцией. Советский Союз и Афганистан сохраняют и развивают в течение многих лет дружественные отношения, проявление которых отражено в документах рецензируемого тома. Много интересного и полезного можно почерпнуть в VIII томе о советско-иранских отношениях, особенно в свете недавнего визита Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева в Иран. Советско-иранские отношения в прошлом дают многочисленные примеры дружественного сотрудничества на благо обоих народов. Нет сомнения, что при обоюдном стремлении можно успешно строить здание дружбы между СССР и Ираном на том фундаменте, который был заложен еще в начале 20-х годов. Такой вывод подсказывают и документы рецензируемого тома, касающиеся советско-иранских отношений.

 

Советский Союз с первых дней своего существования стремился к установлению прочных дружественных отношений с Турцией. Как указывается в письме Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева турецкой газете "Джумхуриет" от 7 ноября 1963 г., ленинские принципы мирного сосуществования впервые были применены на деле при установлении сотрудничества молодой Турецкой республики и Советской России2 . Советские люди хорошо помнят также о внешнеполитических принципах Ататюрка, которые содействовали плодотворному сотрудничеству Турции и Советского Союза в области политики, экономики и культуры. В 1925 г. были сделаны новые шаги в деле использования этих возможностей. 17 декабря 1925 г. между Советским Союзом и Турцией был подписан договор о дружбе и нейтралитете, закрепивший дружественные отношения между народами обеих стран и способствовавший укреплению мира на Балканах, на Ближнем и Среднем Востоке. Будучи весьма ясным и простым по своей форме и содержанию, отвечая интересам обеих стран, договор исключал какие бы то ни было агрессивные или враждебные отношения между СССР и Турцией. Переписка о договоре, его подготовке и подписании содержит весьма поучительные факты из истории советско-турецких отношений, которые показывают полную возможность и желательность дружественных отношений между обеими странами.

 

В томе имеется ряд документов об отношениях между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой. Они важны для понимания характера новых межгосударственных отношений, которые возникли между двумя социалистическими странами и являются воплощением принципов пролетарского интернационализма.

 

Публикуемые документы широко освещают отношения с Китаем, показывают последовательную политику дружбы, равноправия, невмешательства во внутренние дела, проводившуюся Советским правительством по отношению к данной стране. Этой политике противостояла политика империалистических держав, которые в условиях возраставшего национально-освободительного движения в Китае развернули яростную антисоветскую кампанию, поддержанную определенной частью реакционных сил в самом Китае. Документы свидетельствуют о глубоких симпатиях китайского народа к СССР, об активной поддержке Советским Союзом борьбы китайского народа против империализма, за полную независимость и самостоятельность своей страны.

 

 

2 "Правда", 13 ноября 1963 года.

 
стр. 137

 

Значительное место в томе занимают документы о советско-японских отношениях. Подписанная 20 января 1925 г. конвенция об основных принципах взаимоотношений (стр. 70) не только урегулировала спорные вопросы между Советским Союзом и Японией, но и положила конец периоду японской интервенции на Советском Дальнем Востоке, открыла путь к развитию и укреплению экономического сотрудничества между обеими странами.

 

Опубликованные документы дают также возможность проследить экономическое развитие Страны Советов. Рост хозяйственной мощи Советского Союза в 1925 г. сказался на увеличении внешнеторговых связей со многими иностранными государствами. Советский Союз принял участие в ряде международных выставок и ярмарок, провел свою ярмарку в Нижнем Новгороде. Полпред СССР в Стокгольме В. С. Довгалевский доносил 25 июня 1925 г. в НКИД о том, что посетители международной ярмарки в Швеции беспрерывным потоком шли в советский отдел, оставляя без внимания другие иностранные отделы. "Наш успех на ярмарке, - писал он, - никем не оспаривается" (стр. 391). Буквально через несколько страниц в томе приводятся цифры о росте безработицы в Англии. За две недели, с 25 мая по 8 июня 1925 г., число безработных здесь выросло на 104 тыс. человек; к середине июля общее число безработных в Англии составило 1280 тыс. человек. Весьма красноречиво поэтому звучит предупреждение наркома иностранных дел Г. В. Чичерина (сделанное им в адрес Англии в связи с угрозами отдельных представителей английского правительства порвать дипломатические отношения с Советским Союзом) о тяжелых последствиях, которые были бы вызваны осуществлением подобной угрозы (стр. 404). Как известно, до разрыва дипломатических отношений между Англией и СССР тогда дело не дошло, и определенную роль в этом сыграли хозяйственные успехи Советского Союза, достигнутые к тому времени.

 

В 1925 г. произошло еще одно примечательное событие, которое также свидетельствовало об укреплении позиций Советского государства, росте его международного авторитета. Когда 5 сентября 1925 г. страна отмечала 200-летие Академии наук СССР, Наркоминдел СССР, оказавший большую помощь в установлении и развитии ее международных связей, направил академик приветствие, в котором отмечалось, что чествование академии является крупным событием в области международных отношений Советского Союза. В приветствии подчеркивалось, что труды Академии наук будут служить дальнейшему культурному сближению между СССР и всеми странами и что ее научная деятельность покажет всему миру, как широко и глубоко развивается наука в условиях советской действительности (стр. 520 - 521).

 

Опубликованные в VIII томе документы еще больше расширяют круг наших знаний о внешней политике Советского Союза, истории нашего народа. 1925 год внес существенные изменения в международное положение СССР. Это был год развития торговых й экономических связей с зарубежными странами, год новых юридических признаний СССР со стороны ряда капиталистических держав. Но это был также еще один год испытаний, вызванных усилением враждебности к СССР со стороны крупнейших империалистических держав, новыми попытками создать единый антисоветский фронт и организовать финансовую блокаду Советского Союза.

 

Советский Союз с честью выдержал эти испытания, спокойно и уверенно отбивая все наскоки империалистических держав и продолжая идти вперед. Советская внешняя политика обогатилась новым опытом. Многие факты, события того периода сохраняют непреходящее значение для советской внешней политики на современном этапе. Политика мирного сосуществования государств с различным социальным строем, нашедшая новое подтверждение в решениях XXII съезда КПСС" предстает в свете приводимых документов как последовательная, глубоко принципиальная политика, как неизменный курс нашей партии и Советского государства в области международных отношений. Выступая с речью на III Всесоюзном съезде Советов 14 мая 1925 г., народный комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин подчеркивал, что основным содержанием международной политики Советского Союза является стремление к миру, ее глубоко мирный характер (сир. 287). "И мы, как первое Рабоче-Крестьянское правительство, - сказал Г. В. Чичерин, - должны ясно показать трудящимся всего мира, что то первое слово, с которым мы выступаем на международной арене, это - сохра-

 
стр. 138

 

нение мира. Трудящиеся всех стран видят, что первое правительство трудящихся выступает на мировой арене с политикой мира, с политикой противодействия всему тому, что мир может нарушить, с политикой уменьшения бремени и тягот, лежащих на трудящихся всего мира в связи с вооружениями, в связи с опасностями войны" (стр. 288).

 

В ближайшее время ожидается выход X тома серии документов внешней политики СССР (IX том недавно увидел свет). Как известно, это издание было задумано десятитомным, и на него была объявлена подписка. Предстоящим выходом X тома подписка как бы завершается. Советские историки, научная общественность ожидают, что публикация документов внешней политики СССР, имеющих важное значение для изучения истории нашей страны и во многом расширяющих возможности для научной работы, будет продолжена.

Опубликовано на Порталусе 31 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама