Рейтинг
Порталус

ИЗ ИСТОРИИ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Дата публикации: 31 мая 2016
Автор(ы): Л. А. ШУР
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1964, C. 211-215
Номер публикации: №1464679411


Л. А. ШУР, (c)

(А. С. ИОНИН И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ)

 

Политика царской России по отношению к странам Латинской Америки в XII в. еще почти не подвергалась изучению в советской историографии. Лишь в самое последнее время появилось несколько статей на данную тему1 . Поэтому, большое значение приобретает вопрос об установлении дипломатических связей России с этими странами, еще не освещавшийся в нашей исторической литературе.

 

В справочной части "Очерка истории министерства иностранных дел", вышедшего в свет в 1902 г., указывалось, что Россия установила дипломатические отношения со странами Латинской Америки (за исключением Бразилии) лишь в самом конце

 

 

1 Н. Н. Болховитинов. Отношение России к началу войны Латинской Америки за независимость. "Исторический архив", 1962, N3; его же. К вопросу об угрозе интервенции Священного союза в Латинскую Америку. "Новая и новейшая история", 1957, N3; Р. Ш. Ганелин. Попытки развития экономических связей между Россией и странами Латинской Америки в конце XIX - начале XX в. "Монополии и иностранный капитал в России". М. -Л. 1962; его же. Из истории экономических связей России с Мексикой и Бразилией в середине XIX века. "Новая и новейшая история", 1963, N6; Б. Н. Комиссаров. Об отношении России к войне Испанской Америки за независимость. "Вестник Ленинградского университета", 1964, N8; Н. В. Королев. Страны Латинской Америки в международных отношениях (1898 - 1982). Кишинев. 1962; Л. Ю. Слезкин. Позиция России в отношении Испанской Америки на рубеже XVIII - XIX веков. "Вопросы истории", 1963, N6; его же. Война Испанской Америки за независимость в оценке русских дипломатов (1810 - 1816 гг.). "Латинская Америка в прошлом и настоящем". М. 1960; его же. Политика европейских держав и США в вопросе о признании независимости стран Испанской Америки. "Война за независимость в. Латинской Америке (1810 - 1826)". М. 1964.

 
стр. 211

 

XIX века2 . Некоторые обнаруженные нами архивные материалы позволяют уточнить время установления дипломатических отношений России с Аргентиной и Уругваем. Они показывают также активное стремление русской дипломатии в 80 - 90-х годах наладить связи с другими латиноамериканскими странами.

 

Важную роль в установлении дипломатических отношений России с Аргентиной, Уругваем и другими странами континента сыграл русский посланник в Бразилии А. С. Ионин3 . Он находился в Южной Америке с 1884 по 1889 г. и за это время посетил Аргентину, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливию и Перу. С первых же дней своего пребывания в Бразилии Ионин начал активную деятельность по расширению и укреплению связей России со странами Латинской Америки. В своих донесениях в Петербург он писал о необходимости установления дипломатических отношений с Аргентиной и Уругваем. 1(13) августа 1885 г. А. С. Ионин доносил министру иностранных дел Н. К. Тирсу: "Из разговоров моих за последнее время как с бывшим здесь посланником Аргентинской Республики г-ном Квесада (Quesada), так и с прибывшим вновь г-ном Морено... я могу в настоящее время представить Вашему Высокопревосходительству следующие соображения по поводу сделанного мне поручения исследовать вопрос об установлении прямых дипломатических сношений с важнейшими из южноамериканских республик. По-видимому, в Буэнос-Айресе действительно желают иметь при своем правительстве представителя России". Ионин подчеркивал, что Аргентина "делает необыкновенные успехи, население ее очень быстро увеличивается.., а порт Буэнос-Айреса уже далеко превосходит по своему значению порт Рио вследствие того, что значительное развить? железных дорог за последние годы доставляет ему легкое и лучшее сообщение с самыми центральными странами Южной Америки и даже самой Бразилии, а также и с Тихим океаном"4 .

 

В 80-х годах правительство Аргентины было весьма заинтересовано в установлении экономических и политических отношений с Россией, так как в стране существовал большом спрос на ряд русских товаров5 . Ионин отмечал в своем донесении: "Из разговоров моих с представителями этой республики я мог заключить, что Аргентинское правительство имеет и в настоящем некоторое практическое основание желать дипломатического сближения с Россией. По их мнению, Россия и Аргентинская республика, будучи в настоящее время соперницами на международном рынке, ибо производят и вывозят те же самые произведения (хлеб, шерсть и кожи), могут подать ДРУГ другу руку, чтобы из соперников сделаться союзниками и конкурировать заодно с Северной Америкой и Австралией... Мне говорили вообще о желании или возможно-

 

 

2 См. "Очерк истории министерства иностранных дел (1802 - 1902)", СПБ. 1902, прилож., стр. 22 - 23.

 

3 Александр Семенович Ионин (1837 - 1900) - дипломат, писатель и путешественник. Окончил в 1854 г. Лазаревский институт восточных языков и поступил на службу в министерство иностранных дел. Дипломатическая деятельность Ионина за границей началась в 1856 г. в Константинополе и продолжалась в Италии (1858 - 1859), Испании (1859 - 1860), Янине (1861 - 1868), Черногории, где он провел около 13 лет. С 1884 по 1889 г. был посланником в Бразилии (см. Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, ф. 274, оп. 1, ед. хр. 396, т. 11, л. 153; "Всемирная иллюстрация". 1897, 8/111, N1467, стр. 248; "Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон". Т. 26. СПБ. 11894, стр. 746). После 1889 г. Ионин находился в распоряжении министерства иностранных дел, выполняя различные дипломатические поручения, а в 1897 г. стал посланником в Швейцарии (см. Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР), ф. 939, оп. 1, ед. хр. 200, лл. 1 - 25; ед. хр. 10, л. 2). На протяжении большей части своей жизни Ионин был связан со славянскими комитетами в России и идеологически близок их устремлениям (см. "Славянский сборник. Славянский вопрос и русское общество в 1867 - 1878 гг.". М. 1948, стр. 97 - 98, 119; С. А. Никитин. Славянские комитеты в России в 1858 - 1876 гг. М. 1960). Он активно содействовал восстанию в Герцеговине и участию Черногории в войне против Турции. Видный царский дипломат, действительный тайный советник Ионин по своим убеждениям был консерватором и монархистом. В то же время он весьма критически относился ко многому в официальной внешней политике царизма (см. Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ), ф. 636, оп. 1, ед. хр. 432.

 

4 Архив внешней политики России (АВПР), ф. Канцелярия, 1885, ед. хр. 88, лл. 62, 62 об. - 63.

 

5 См. Р. Ш. Ганелин. Попытки развития экономических связей между Россией и странами Латинской Америки в конце XIX - начале XX в., стр. 342.

 
стр. 212

 

сти торгового союза между нами"6 . В заключение он указывал, что желательно установить дипломатические отношения с Аргентиной, и предлагал, чтобы русский посланник в Рио-де-Жанейро был также аккредитован и в Буэнос-Айресе7 .

 

Благодаря активной деятельности Ионина с октября 1885 г. Россия установила дипломатические отношения с Аргентинской республикой. В марте 1886 г. русский дипломат и путешественник едет в Буэнос-Айрес для вручения верительных грамот. Добравшись на бразильском пароходе до города Рио-Гранде-до-Сул, Иошга далее предпринимает путешествие на лошадях через уругвайскую пампу до Монтевидео. В письме к товарищу министра иностранных дел А. Е. Влангали Ионин сообщал: "Я предоставляю себе отдать официальный отчет о моем вступлении в должность Посланника в сих степях, о виденном и слышанном здесь (это для нас не бесполезно узнать, ибо здесь растет не по дням, а по часам сильный будущий конкурент России), приехавши в Рио, куда я теперь плыву и доплыву еще через две недели (велика и обширна Южная Америка)... Я думаю, что мы хорошо сделали, распространив ведение посольств в Рио на южные республики Америки - страны эти интересны, а в будущем должны иметь и политическое значение... Здесь нас мало знают, конечно, но... симпатизируют, как почти всюду в Америке, и меня приняли очень любезно, а из Монтевидео заставили меня приехать в Буэнос-Айрес совсем торжественно - на военном фрегате (единственном) Аргентинской Республики"8 .

 

В своих донесениях Ионин подробно развивал мысль о важном значении для России портов Южной Америки. Он писал: "Насколько Россия может быть заинтересована в политической жизни Аргентинской республики? Аргентинская республика находится на пути из Атлантического океана в Тихий, а те и другие условия этой дороги для нас не безразличны при тех опасностях, которым наши морские сообщения с Дальним Востоком могут подвергаться в случае столкновения на море с иностранною державою, особенно с Англией... Ввиду этого обстоятельства порты Аргентинской и Чилийской республики могут для нас представить существенный интерес... где, в случае нужды, наши корабли могли бы найти уголь и съестные припасы"9 .

 

Ионин подчеркивал, что Аргентина заинтересована в укреплении дружественных отношений с Россией: "Что касается установления дружественных и постоянных сношений с Аргентинской республикой, то достигнуть этого... весьма нетрудно. Тогда как для морских держав Европы, корыстно заинтересованных в ее делах, усиление этой страны опасно, - для нас одних оно выгодно. Аргентинцы начинают сознавать это и все более подозрительно смотрят на успехи европейцев. С другой стороны, начинают проявляться симпатии по отношению к нам и желание ближайшего с нами знакомства"10 .

 

О симпатиях к России и о стремлении аргентинского правительства к дружеским контактам русский дипломат писал в Петербург неоднократно. Так, 18(30) ноября 1888 г. он сообщал П. К. Гирсу, что, по словам министра иностранных дел Аргентины, в Буэнос-Айресе "придают особенное значение более близкому знакомству с Россией и дружескому сближению с нами..."11 . Ионин указывал, что "Аргентинское правительство особенно дорожит сближением с Россией и поддержанием дипломатических отношений... Я уже имел честь доносить в свое время об особенно благоприятном впечатлении, произведенном в Буэнос-Айресе моим приездом в эту столицу с верительными грамотами". Назначение посланника Аргентины в Петербург, "конечно, произведет впечатление и обратит внимание не только в Америке, но и в Европе"12 .

 

В конце 1888 г. в Петербург для вручения верительных грамот прибыл посланник Аргентины. В связи с этим на основании донесений Ионина в русском министерстве иностранных дел была составлена справка, в которой, в частности, говорилось: "Аргентинская республика со времени окончания Парагвайской войны в 1870 г. вступила на путь широкого политического и экономического развития, упрочившего

 

 

6 АВПР, ф. Канцелярия, 1885, ед. хр. 88, лл. 64 - 64 об.

 

7 Там же, лл. 65 об. - 66.

 

8 АВПР, ф. А. Е. Влангали, ед. хр. 18, лл. 74 об., 75, 75 об.

 

9 АВПР, ф. Канцелярия, 1 - 886, ед. хр. 88, лл. 42, 42 об., 43.

 

10 Там же, лл. 43 об., 44.

 

11 Там же, 1888, ед. хр. 83, лл. 97.

 

12 Там же, 1887, ед. хр. 84, лл. 30 об. - 31.

 
стр. 213

 

за нею выдающееся положение в среде государств Южной Америки. Удобства, представляемые портами этой республики для стоянки наших судов по пути из Атлантического океана в Тихий, и существование в Буэнос-Айресе весьма приверженной России и многочисленной славянской колонии побудили имп[ераторское] пр[авительство] аккредитовать нашего посланника в Бразилии т[айного] с[оветника] Ионина и при Аргентинской республике в качестве Посланника. Ныне правительство Аргентинской республики, встретившее с горячим сочувствием инициативу имп[ераторского] правит[ельства] в деле установления дипломатических сношений, назначило со своей стороны своим представителем при высоч[айшем] дворе своего посланника в Берлине г-на Карлоса Кальво, прибывшего в П[етер]бург для представления своих верительных грамот"13 .

 

А. С. Ионин был также инициатором установления дипломатических отношений России с Уругваем. О необходимости назначить посланника в Монтевидео Ионин сообщал в Петербург в июне 1886 г., сразу же после возвращения из первой поездки в Буэнос-Айрес. Он писал, что при свидании президент Уругвая генерал Сантос выразил глубокую симпатию к России и сожаление о том, что Россия не аккредитовала посланника и при Уругвайской республике14 . В донесении Н. К. Гирсу от 1(13) февраля 1887 г. Ионин настоятельно просил прислать ему верительные грамоты к президенту Уругвая: "Республика эта (Уругвай. - Л. Ш.) лежит на пути из Бразилии в Буэнос-Айрес, и я должен в качестве посланника в этих обеих странах, проезжая через Монтевидео, делать визиты тамошним государственным людям и президенту, с которыми и познакомился в прошлом году. Наконец, и события в этой стране все усложняются и представляют значительный интерес в политической жизни Южной Америки, а потому и должны быть наблюдаемы нашею Миссией) в этой стране света. ...Назначение меня посланником в Уругвае не повлечет для министерства никаких лишних расходов, кроме тех, которые сопряжены с поездками в Буэнос-Айрес"15 .

 

Эти представления возымели в Петербурге действие. 26 марта (7 апреля) 1887 г. Ионину были высланы верительные грамоты для Уругвая16 . Таким образом, эту дату можно считать началом дипломатических отношений России с Уругваем17 .

 

Ионин явился также инициатором установления дипломатических отношений с Мексикой. Об этом говорит адресованное ему письмо А. Е. Влангали: "Все предпринимаемые Вами путешествия и исследования развивают наши политические сношения с миром, нам почти неизвестным, но с которым нельзя будет впоследствии не считаться. Пример Ваш возымел еще на нас то благотворное влияние, что мы не позже начала будущего года затеем сношения и с Центральною Америкою, влияние которой значительно возрастет с прорытием Панамского перешейка. Мы бы уже связали сношения с Мексикою, если бы не потребовалось Струве ехать в Европу"18 .

 

Хорошо понимая, что скоро страны Латинской Америки будут играть определенную роль в мировой политике, Ионии предлагал обратить внимание на этот быстро развивающийся мир. "Не в далеком будущем - писал он, - южная оконечность Америки, если развитие ее пойдет вперед с такою же быстротою, как теперь, конечно, представит для международных отношений политический интерес не последней важности - здесь (имеется в виду Аргентина. - Л. Ш.) и в Чили развивается сила, кото-

 

 

13 Там же, 1888, ед. хр. 83, лл. 104 - 105 об.

 

14 Там же, 1886, ед. хр. 88, л. 34.

 

15 Там же, 1887, ед. хр. 84, лл. 23 об. - 24 об.

 

16 ЦГАОР, ф. 939, оп. 1, ед. хр. 68, лл. 15 об., 18 об.

 

17 В "Очерке истории министерства иностранных дел" приведена неверная дата начала дипломатических отношений с Уругваем - 8 нюня 1898 г. (см. "Очерк...", прилож., стр. 23).

 

18 ЦГАОР, ф. 939, оп. 1, ед. хр. 68, лл. 17 - 17 об.

 

Переговоры об установлении дипломатических отношений России с Мексикой велись весьма активно. А. Е. Влангали писал Р. Р. Розену 22 июня (4 июля) 1887 г.: "У нас ведутся еще очень секретно переговоры о возобновлении наших сношений с Мексикою. На это в особенности напирают некоторые министерства. Когда дело назреет, то предполагают поручить Вам поехать туда начать официальные сношения; устроить консульства (нештатные) в разных портах, указать на главные из них и проч." ЦГИАЛ, ф. 1038, ед. хр. б/н, лл. 1 - 1 об.). Дипломатические отношения с Мексикой были установлены 11 декабря 1890 г. (см. "Очерк истории министерства иностранных дел", прилож., стр. 23).

 
стр. 214

 

рая предназначена, может быть, играть роль"19 . Именно поэтому Ионин неоднократно подчеркивал, что Россия должна установить со странами Латинской Америки тесные политические, экономические и культурные связи. Так, 17(29) июля 1886 г. Ионин писал в одном из своих донесений, что "Россия могла бы извлечь пользу, поддерживая частые и дружеские сношения с Южной Америкой"20 .

 

Для торговли с Южной Америкой важное значение имела бы организация регулярных пароходных рейсов из России в Бразилию. Торговые круги Бразилии с большим воодушевлением относились к этому, считая, что установление прямого пароходного сообщения будет активно содействовать росту русско-бразильской торговли. Об этом Ионин писал неоднократно. Так, например, 10(22) апреля 1885 г. он сообщал А. Е. Влангали: "Торговым людям в России может быть не бесполезно узнать о том, как Финляндия воспользовалась выставкою бразильского кофе в С. -Петербурге - в настоящее время из Рио-де-Жанейро возвращается в Выборг первый торговый пароход под русским флагом, прибывший сюда и вывозящий значительное количество кофе"21 . В письме к В. Н. Ламздорфу от 22 ноября (4 декабря) 1885 г. высказывается та же мысль: "Я вам недавно послал вырезку из главной здешней газеты. Это комментарии о проекте прямого пароходного сообщения между Одессой и Рио на кораблях Добровольного флота. Русские газеты тоже говорят об этом... Эта новость вызвала в Рио всеобщее ликование - об этом говорят не меньше, чем о перспективе замены употребления чая в России кофе. Это удовольствие бразильцев является хорошим предзнаменованием..."22 .

 

Значительную роль сыграл Ионин и в развитии культурных связей России со странами Латинской Америки. Он вел переписку с русскими внештатными консулами почти во всех странах Южной Америки, выполняя через них различные поручения научных учреждений России. Об этом свидетельствует одно из писем Ионина в Петербург, в котором он просит выяснить, послан ли орден русскому внештатному консулу в Перу Эльстеру, выполнявшему многочисленные поручения для петербургского Ботанического сада23 .

 

Вернувшись на родину, А. С. Ионин начал в 1831 г. публиковать по частям книгу "По Южной Америке"24 , в которой он описывал свои многочисленные путешествия. Его труд познакомил русского читателя с природой, населением, бытом и нравами, историей, а также политической борьбой в странах Латинской Америки в конце XIX века. Ионин привел огромное количество сведений географического характера, подробные историко-этнографические очерки Аргентины, Уругвая, Чили, Перу, Парагвая и других стран. Много места писатель уделил развитию национальной культуры и литературы в странах Южной Америки25 . В то же время книга Ионина - художественное произведение, увлекательно написанное, с массой живых зарисовок и пейзажей. По выражению одного из критиков, она "открыла русскому читателю Южную Америку"26 . Эта книга вызвала большой интерес в России и сразу же после выхода в свет была переведена на немецкий язык; отрывки из нее и изложение отдельных глав появились на французском и испанском языках27 . Русская Академия наук присудила автору в 1897 г. премию.

 

Приведенные нами материалы позволяют уточнить дату установления дипломатических отношений России с Аргентиной, Уругваем и Мексикой. Изучение политических, экономических и культурных отношений России со странами Латинской Америки представляет в наши дни актуальный интерес, так как покажет давние и прочные традиции связей нашей страны с далекими республиками Нового Света. Исследование этой проблемы - важная задача советской исторической науки.

 

 

19 АВПР, ф. Канцелярия, 1888, ед. хр. 83, лл. 97 - 97 об.

 

20 Там же, 1886, ед. хр. 88, л. 36.

 

21 Там же, 1885, ед. хр. 88, л. 45.

 

22 ЦГАОР, ф. 568, оп. 1, ед. хр. 514, лл. 27 об. - 28.

 

23 ЦГАЛИ, Ф. -К. 1348, оп. 1, ед. хр. 355, лл. 1 - 1 об.

 

24 А. С. Ионин. По Южной Америке. Тт. I - IV. СПБ. 1892 - 1902.

 

25 См. Л. А. Шур. Литература Латинской Америки в России. "Художественная литература Латинской Америки в русской печати". М. 1960, стр. 23 - 24.

 

26 "Русский вестник", 1893, май, стр. 339.

 

27 ЦГАОР, ф. 939, оп. 1. ед. хр. 10, л. 1; ед. хр. 4, лл. 4 - 6.

Опубликовано на Порталусе 31 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама