Рейтинг
Порталус

РАННЕЕ ИЗВЕСТИЕ О СВЯЗЯХ РОССИИ И ШОТЛАНДИИ

Дата публикации: 06 декабря 2016
Автор(ы): Н. А. КАЗАКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, № 7, Июль 1970, C. 197-198
Номер публикации: №1480981100


Н. А. КАЗАКОВА, (c)

Принято считать, что первое посещение России жителями Великобритании (после длительного перерыва, прошедшего со времен связей Древнерусского государства с Британией) произошло в 1553 г., когда корабль под командованием Р. Ченслера из экспедиции, отправленной английским правительством для поисков пути в Индию через Северный Ледовитый океан, был прибит бурей к устью Северной Двины. Это событие действительно являлось важным в истории русско-английских отношений, так как оно положило начало регулярным экономическим и политическим сношениям между Россией и Англией.

 

Но в источниках есть сведения, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей, о том, что шотландцы имели случай побывать в России почти на полстолетия раньше. Правитель Швеции Сванте Нильссон Стуре в письме рату Данцига от 10 апреля 1508 г.1 , передавая различные новости, пишет, в частности, что один из пленных, находившийся ранее на службе у наместника Готланда (Готланд принадлежал в то время Дании, с которой Швеция вела борьбу), сообщил, что король Дании Иоганн отправил прошлой осенью русским корабль с 30 ластами военного снаряжения (ласт равен 125 пудам). На корабле находились "медь, олово, свинец, ядра и порох для пушек и формы, при помощи которых отливают полушланги и целые шланги, и четыре превосходные мастера из Шотландии (4 trefflike meuster... uth Schotlanth), которые имеют опыт в отливке таких полушлангов и целых шлангов".

 

Факты, о которых идет речь в письме, были связаны с международными отношениями, сложившимися в Прибалтике в рассматриваемое время. В 1501 - 1503 гг. происходила война между Россией и находившимися в союзе Великим княжеством Литовским и Ливонией. Несмотря на то, что война закончилась успешно для России, внешнеполитическое положение последней по-прежнему было напряженным. Вопрос о воссоединении украинских и белорусских земель, остававшихся еще под властью Литвы, не был решен, а это обостряло взаимоотношения с Литвой (в 1507 г. вновь начались русско-литовские военные действия). Ливонский орден, опасавшийся усиления России, занимал позицию враждебного нейтралитета: не прибегая к военным действиям, он делал все, чтобы помешать увеличению ее военного потенциала; принятые ливонскими ландтагами еще перед войной 1501 - 1503 гг. запреты ввозить в Россию как собственно военные материалы и оружие (пушки, порох, селитра и т. д.), так и такие товары, которые могли быть использованы для военных нужд (медь, олово, свинец, проволока, металлическая посуда и т. д.), сохранялись и после войны2 . После закрытия немецкого двора в Новгороде в 1494 г. и разрыва торговых отношений между Россией и Ливонией во время войны 1501 - 1503 гг. почти полностью была прервана традиционная русско-ганзейская торговля, в течение веков являвшаяся основным каналом, по которому осуществлялись экономические связи между Россией и Западной Европой. Лишь в 1505- 1506 гг. "явочным порядком" (без снятия официального запрета) была восстановлена русско-немецкая торговля в Дерпте и Нарве 3 . Но естественно, что она не могла удовлетворить потребности России.

 

 

1 "Hauserecesse, 3-te Abteilung". Bd. V. Leipzig. 1894, N 363.

 

2 Рецессы ландтагов в Валке от 3 - 6 июля 1498 г., в Валке от 9 - 12 сентября 1499 г., в Вольмаре от июля 1504 г., в Вольмаре от 18 - 25 июля 1507 г. Akten und Recesse der livlandischen standetage". Bd. III. Riga. 1909, N 10, § 4; N 12, §§ 63 - 65; N 29, § 13; N 35, § 37. Письмо Ревеля ливонскому магистру от 31 декабря 1504 г. "Liv-Est- und Kurlandisches Urkundenbuch". 2-te Abteilung (далее - LUB-2). Bd. II. Riga-Moskau, N 702.

 

3 R. Kentman. Livland in russische-litauischen Konflikt. Die Grundlegung seiner Neutralitatspolitik (1494 - 1514). Reval. 1930, S. 46.

 
стр. 197

 

В этих условиях большое значение приобретают для России торговые сношения со скандинавскими странами. Местом оживленной русско-скандинавской торговли становится Ивангород, основанный Иваном III в 1492 г. и являвшийся не только сильнейшей пограничной крепостью, но и торговым центром. Он привлекал купцов из Скандинавии. В источниках, относящихся к 1505 - 1507 гг., имеются сведения о посещении Ивангорода датскими и шведскими кораблями и об оживленной торговле, которую вели там датские и шведские купцы 4 .

 

Особенно важными для России были экономические связи с Данией, с которой у нее в 1493 г. был заключен союзный договор. По условиям договора король датский Иоганн и великий князь московский Иван III вступали в "братское дружество" и давали обязательство оказывать взаимную помощь против врагов и неприятелей. Целый ряд статей договора был посвящен вопросам торговли5 . После смерти Ивана III в результате обмена посольствами между Василием III и Иоганном в 1506 г. договор был подтвержден6 . Источники конца XV - начала XVI в. показывают, что в результате заключения договора русско-датские отношения успешно развивались. Есть сведения, что датские купцы стали поставщиками в Россию соли 7 , являвшейся ранее важнейшим предметом ганзейского импорта. Очевидно, в порядке реализации обязательств договора 1493 г. датское правительство поставляло России военное снаряжение и направляло туда военных мастеров. Об этом также свидетельствует рассматриваемое нами письмо Сванте Нильссона Стуре. Мастера, о которых идет речь в письме, были выходцами из Шотландии. Очевидно, они были завербованы на русскую службу датским правительством благодаря дружественным отношениям, существовавшим между Данией и Шотландией, скрепленным родственными связями датского и шотландского королевского домов (король Шотландии Яков IV был племянником Иоганна датского) 8 . Шотландские мастера являлись специалистами по отливке шлангов и полушлангов. Шлангами, или серпантинами, назывались со второй половины XV в. в Западной Европе литые длинноствольные, облегченного калибра орудия, входившие преимущественно в состав войсковой артиллерии, которая придавалась пехотным войскам и действовала во время полевого боя9 .

 

В России до конца XV в. имелась крепостная и осадная артиллерия, в полевом бою орудия применялись лишь в единичных случаях. Но с начала XVI в. в связи с войнами, которые вела Россия, и совершенствованием материально- технических качеств русской артиллерии последняя все чаще начинает применяться в полевом бою 10 . Письмо Сванте Нильссона Стуре показывает, что русское правительство заботилось о внедрении в отечественную артиллерию орудий западноевропейского образца, предназначавшихся для полевого боя. Шотландские мастера, как указывает автор письма, везли с собою формы для отливки шлангов и полушлангов; очевидно, они должны были наладить в России производство этого типа орудий.

 

Известие о посылке в Россию в 1507 г. шотландских мастеров, завербованных Иоганном датским для службы в России, еще раз свидетельствует о широте международных связей Русского государства начала XVI века.

 

 

4 Письма Ревеля Любеку от 8 мая 1505 г. и Нарвы Ревелю от 19 марта 1507 г. LUB-2. Bd. II, N 758; bd. III. Riga-Moskau. 1914, N 169.

 

5 "Собрание государственных грамот и договоров". Ч. V. М. 1894, N 110.

 

6 Г. В. Форстен. Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI столетиях. СПБ. 1884, стр. 155 - 157.

 

7 Письмо Ревеля Любеку от начала февраля 1495 г. LUB-2. Bd. I. Riga- Moskau 1900, N 143.

 

8 Г. В. Форстен. Указ. соч., стр. 170 - 187.

 

9 А. Нилус. История материальной части артиллерии. Т. I, СПБ. 1904, стр. 74 - 76.

 

10 "История отечественной артиллерии". Т. I. М. 1959, стр. 94 - 100, 196 - 201.

Опубликовано на Порталусе 06 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама