Научная библиотека PORTALUS

Библиотека ПОРТАЛУС - крупнейшей собрание научных текстов России

Похожие статьи:
!!!

Календарь \ в этом месяце:
Февраль 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728 


МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО новое | RSS


Главная МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ВОПРОС О СУДЬБЕ АВСТРИИ В ПОЛИТИКЕ США И АНГЛИИ 1941 - 1945 ГОДОВ

ВОПРОС О СУДЬБЕ АВСТРИИ В ПОЛИТИКЕ США И АНГЛИИ 1941 - 1945 ГОДОВ

Дата публикации: 10 января 2017
Автор: М. Л. ПОЛТАВСКИЙ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1484000656 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Л. ПОЛТАВСКИЙ, (c)

найти другие работы автора

В течение многих лет реакционная буржуазная историография освещала политику США и Англии в австрийском вопросе в период второй мировой войны примерно по такой схеме: Советский Союз всячески обижал Австрию, а западные державы выступали в ее защиту. При этом искажались подлинные факты, игнорировались известные документы. Именно в таком духе написаны мемуары У. Черчилля, Г. Трумэна, Г. Макмиллана, М. Кларка1 . Так писали историки Г. Фейс, У. Бадер и др.2 . Та же схема используется во многих общих трудах буржуазных авторов, в том числе и австрийских. Между тем достаточно обратиться к публикациям документов (например, госдепартамента США), чтобы убедиться, что концепции реакционных историков построены на песке.

Вопрос о послевоенной судьбе Австрии был поднят по инициативе Советского правительства в декабре 1941 г. в беседах между Председателем Совнаркома СССР И. В. Сталиным и министром иностранных дел Великобритании А. Иденом. Идеи рассказывает об этом в своем официальном донесении для премьер-министра, составленном 5 января 1942 г.: "Во время моей первой беседы с г. Сталиным и г. Молотовым 16 декабря г. Сталин изложил сравнительно подробно свое мнение о том, какими должны быть территориальные границы в Европе, и особенно его идеи, касающиеся отношения к Германии. Он предложил восстановление Австрии как независимого государства... Я объяснил г. Сталину, что правительство его величества... не может заниматься в данный момент вопросом о послевоенных границах в Европе, однако я взял на себя обязательство по возвращении проконсультироваться по этим вопросам с правительством его величества в Соединенном королевстве, с правительством Соединенных Штатов и с правительствами его величества в доминионах"3 .

Но только 26 сентября 1942 г. стали ясны замыслы английской дипломатии. В этот день Идеи высказался в одном из своих публичных выступлений о необходимости "поощрять небольшие страны к тому, чтобы они сливались в более крупные... объединения". Он разъяснил, в частности, что речь идет о создании федерации, в которую вошли бы Австрия, Венгрия, Польша и Чехословакия. Такого же мнения был и Черчилль. 13 декабря 1942 г. он писал А. Идену в связи с вопросом, поставленным австрийцами, жившими в Англии, об образовании австрий-


1 W. S. Churchill. Triumph and Tragedy. Cambridge (Mass.). 1953; H. Truman. Year of Decisions 1945. Bungay, Suffolk. 1955; H. Macmillan. The Blast of War 1939 - 1945. N. Y. 1967; ejusd. Tides of Fortune 1945 - 1955. N. Y. 1969; M. Clark. Calculated Risk. N. Y. 1950.

2 H. Feis. Between War and Peace. The Potsdam Conference. Princeton. 1960; V/. Bader. Austria between East and West 1945 - 1955. Stanford (California). 1966.

3 W. S. Churchill. The Second World War. Vol. III. L. 1950, pp. 558 - 559.

стр. 86


ской воинской части для борьбы против гитлеровской Германии: "Конечно, было бы очень хорошо иметь австрийское воинское соединение, если бы можно было руководить им без особых трудностей. Я очень заинтересован в Австрии и надеюсь, что Вена может стать столицей большой Дунайской конфедерации... Отделение Австрии и Южной Германии от Пруссии очень важно для гармоничной реконструкции Европы"4 . Итак, Черчилль и Идеи представляли себе Австрию как часть Дунайской конфедерации.

15 марта 1943 г. Идеи встретился в Вашингтоне с Ф. Д. Рузвельтом и его специальным помощником Г. Гопкинсом. Во время этой беседы Рузвельт и Идеи согласились, что "Австрия и Венгрия должны быть восстановлены как независимые государства". Но уже на следующий день заместитель государственного секретаря США С. Уэллес в беседе с Иденом заявил, что он тоже, как и Идеи, считает создание федерации в составе Австрии, Чехословакии и Польши "практическим решением вопроса"5 . В мае 1943 г. в Вашингтон прибыл Черчилль. На совещании с американскими государственными деятелями он выразил надежду, что "Дунайская конфедерация, опирающаяся на Вену, заполнит ту брешь, которая образовалась после исчезновения Австро-Венгерской империи. Бавария может быть присоединена к этой группе"6 .

Советское правительство выступило категорически против англоамериканских планов. В письме наркома иностранных дел СССР английскому послу в Москве от 7 июня 1943 г. отклонялась идея включения Австрии в федерацию держав Центральной Европы. На проходившей 19 - 30 октября 1943 г. Московской конференции министров иностранных дел Великобритании, Советского Союза и США представитель СССР заявил: "Советское правительство считает одной из важнейших задач послевоенного устройства Европы и создания прочного мира освобождение малых стран и восстановление их независимости и суверенитета". В заявлении решительно отвергалась идея объединения малых стран в различного рода федерации и конфедерации, указывалось на то, что некоторые планы федерации напоминают советскому народу планы создания "санитарного кордона" против СССР7 . Последовательная политика СССР одержала верх. В декларации, проект которой был после дискуссии представлен правительствами Англии и США и уточнен в соответствии с принятыми единогласно поправками советской делегации, записано: "Правительства Соединенного Королевства, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки согласились, что Австрия, первая свободная страна, павшая жертвой гитлеровской агрессии, должна быть освобождена от германского господства... Они заявляют о том, что они желают видеть восстановленную свободную и независимую Австрию и тем самым дать возможность самому австрийскому народу, как и другим соседним государствам, перед которыми встанут подобные же проблемы, найти ту политическую и экономическую безопасность, которая является единственной основой прочного мира"8 .

Но и после принятия декларации в Англии и США не прекратилась пропаганда идеи конфедерации. И когда 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции обсуждался вопрос о Германии, Черчилль снова поднял вопрос о создании Дунайской конфедерации. Объясняя впоследствии свою точку зрения, он откровенно писал в своих мемуарах, что имел


4 W. S. Churchill. The Second World War. Vol. IV. L. 1951, p. 810.

5 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers 1943". Vol. III. Washington. 1963, pp. 13, 16, 19 - 24.

6 Ibid., p. 717.

7 "СССР в борьбе за независимость Австрии". М. 1965, стр. 45 - 51.

8 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Т. I М. 1944, стр. 362 - 363.

стр. 87


б виду восстановление Австро-Венгерской империи9 , то есть фактически ликвидацию независимости Венгрии, Чехословакии, Польши, отторжение обширных территорий от Югославии, Румынии. В ответ на выступление Черчилля И. В. Сталин сказал: "Венгрия и Австрия должны существовать отдельно друг от друга. Австрия существовала как самостоятельное государство до тех пор, пока она не была затронута"10 . По предложению Рузвельта вопрос о Германии был передан на обсуждение консультативной комиссии в Лондоне, созданной по решению Московской конференции в октябре 1943 года. Вопрос об Австрии был тем самым также снят с повестки дня.

Европейская консультативная комиссия (Лондонская комиссия), начавшая свою работу в январе 1944 г., до середины этого года вопрос об Австрии не рассматривала. Одной из причин такой задержки являлось то, что правительства США и Англии продолжали настаивать на рассмотрении вопроса об Австрии вместе с вопросом о Германии. 1 мая 1944 г. государственный секретарь США К. Хэлл сообщил послу США в Лондоне и представителю США в Европейской консультативной комиссии Д. Вайнанту, ссылаясь на мнение президента, что США после войны хотят получить для оккупации северо- западную часть Германии, а юго-западную часть, включая Австрию, они предоставляют Англии. Получалось, что США отказываются участвовать в оккупации Австрии. Только 9 декабря было сообщено о согласии президента на участие США в оккупации Австрии, но с условием, что зона оккупации должна быть по соседству с Баварией11 .

Буржуазные авторы часто повторяют тезис о том, что СССР якобы затягивал решение австрийского вопроса. Приведенные официальные материалы свидетельствуют о том, что руководителям США и Англии понадобился целый год, чтобы решить вопрос в принципе: две оккупационные державы в Австрии (без США) или три (Англия, СССР, США). Только после этого Европейская консультативная комиссия могла приступить к обсуждению вопросов о распределении зон оккупации Австрии и создании союзнического контрольного органа. В действиях союзников было видно стремление сорвать выполнение Московской декларации о восстановлении независимой Австрии и осуществить свой план создания антисоветской Дунайской конфедерации.

13 апреля 1945 г. завершились бои за Вену. Войска Красной Армии овладели столицей Австрии. Продвигаясь на запад, советские войска освободили от гитлеровского господства 36551 кв. км австрийской территории с населением в 4532 тыс. чел. из 6800 тыс., проживавших тогда в Австрии12 . Первой задачей советских оккупационных властей было установление на освобожденной от гитлеровцев территории порядка, безопасности и организация продовольственной помощи населению. Борьбу за общественный порядок и безопасность советское командование начало с организации низовых органов управления. В этой связи большую роль сыграло "Временное положение о военных комендатурах на территории Австрии, занятой советскими войсками", разработанное и "веденное в действие командованием 3-го Украинского фронта. В положении указывалось, что впредь до создания австрийским народом на основе демократических выборов своих органов власти функции гражданской власти возлагаются на назначаемых военными комендантами


9 W. S. Churchill. The Second World War. Vol. V. L. 1952, pp. 354 - 357, 359 - 360.

10 "Тегеран, Ялта, Потсдам". Сборник документов. М. 1970, стр. 93 - 95; "Международная жизнь", 1961, N 8, стр. 156 - 158; В. Бережков. Тегеран. 1943. На конференции Большой Тройки и в кулуарах. М. 1968, стр. 114.

11 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers 1944". Vol. I. Washington. 1966, pp. 211, 478.

12 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Т. III. М. 1947, стр. 650 - 656; "СССР в борьбе за независимость Австрии", стр. 69.

стр. 88


временных бургомистров, которым рекомендовалось привлекать себе в помощь местное население. Одновременно представители Советского Союза помогли австрийцам в восстановлении 17 апреля венского городского самоуправления. 18 апреля было сформировано правительство Нижней Австрии. В начале мая в Граце было создано правительство восточной части Штирии. В состав этих правительств вошли представители трех партий: социалистической, народной (преемницы христианско- социальной партии) и коммунистической.

Наиболее важным актом восстановления австрийской государственности в апреле - мае 1945 г. являлось образование в результате совещаний между теми же партиями Временного правительства Австрийской республики. Главой правительства (государственным канцлером) стал известный в прошлом правый лидер социал- демократической партии Австрии К. Реннер. В Политический совет при канцлере вошли в качестве его заместителей лидеры трех партий. Посты министров заняли два коммуниста, два социалиста, три представителя Австрийской народной партии и один беспартийный. Каждому министру, представляющему одну из партий, были приданы два заместителя - члены других двух партий.

В то время, когда происходили эти события в Восточной Австрии, англо-американские вооруженные силы (15-я армейская группировка в составе 5-й американской и 8-й английской армий под командованием генерала Кларка), которым предстояло вступить на территорию Западной Австрии, еще занимали позиции на севере Италии. Лишь в начале мая, после того, как представители германского командования в Италии подписали акт о безоговорочной капитуляции и немецко-фашистская армия перестала существовать, англо-американские войска, не встречая сопротивления, вступили на территорию Южной Австрии13 . Такое же положение сложилось и на северо-западе страны. Войска 3-й американской армии генерала Паттона форсировали 1 мая р. Инн и вступили в Австрию, не встречая сопротивления немецко-фашистских войск. 5 мая армия Паттона заняла Линц, а 7-я американская армия 3 мая - Инсбрук. Часть этих войск повернула к Бреннерскому перевалу и 4 мая в нескольких милях южнее перевала на территории Италии соединилась с 5-й американской армией.

Таким образом, западные провинции Австрии не были ареной военных действий и не понесли такого ущерба, как Восточная Австрия (Бургенланд, Нижняя Австрия, Вена, восточная часть Штирии). Вооруженные силы США оккупировали территории провинций: Зальцбург, Верхняя Австрия, часть Тироля. Английские войска заняли Каринтию и западную часть Штирии. Французские войска вступили в Австрию 1 мая и занимали сначала Форарльберг и часть Тироля. 5 июля американская оккупация остальной части Тироля была заменена французской.

Известие об образовании правительства Реннера явилось полной неожиданностью для Лондона и Вашингтона. Черчилль телеграфировал 30 апреля Трумэну: "Я очень обеспокоен тем, что происходит в Австрии". Он предложил написать И. В. Сталину резкое письмо, проект которого присоединил к телеграмме. Масла в огонь подлил посол США в Москве Д. Кеннан. Он прислал в госдепартамент телеграмму, в которой подчеркнул, что министерство внутренних дел во Временном правительстве Австрии находится в руках коммуниста, и сопроводил это известие антисоветскими клеветническими рассуждениями. Исполняющий обязанности государственного секретаря Д. Грю обратил внимание Трумэна на то, что "ключевые позиции в правительстве Реннера принадлежат коммунистам, подготовленным в Москве". Это была явная ложь: коммунисты возглавляли только два министерства, - притом имели по


13 M. Clark. Op. cit., pp. 427 - 428.

стр. 89


одному заместителю от других двух политических партий. Когда вопрос о протесте встал практически, то оказалось, что для него нет никаких оснований. Письмо И. В. Сталину не было послано. По дипломатическому каналу были переданы ноты, в которых только выражался протест против "односторонности действий Советского правительства" и ничего не говорилось о составе правительства. Позже, 30 июня 1945 г., в инструкции госдепартамента делегации США на Потсдамской конференции было сказано: "Хотя действия советской стороны (одностороннее признание правительства Реннера) достойны сожаления, нет никакого сомнения, что правительство Реннера, в смысле его персонального состава и представительства политических сил, является лучшей коалицией, какая может быть составлена в настоящее время. Распределение постов среди трех австрийских партий не является серьезным нарушением представительства современных политических сил, хотя передача портфеля министра внутренних дел коммунисту предполагает особые привилегии для коммунистической группы, если учесть важность этого поста... Все австрийцы, как на родине, так и за ее рубежами, за исключением фашистских и монархических элементов, одобрили образование правительства Реннера"14 . Тем не менее правительства США и Англии уклонялись от признания Временного правительства.

Вопрос этот в дальнейшем обсуждался на Потсдамской конференции. На заседании 23 июля Черчилль заявил, что британские оккупационные власти не могут принять на себя обязательство снабжать продовольствием население своей зоны в Вене, "эти полмиллиона людей". "Поэтому мы предлагаем, - сказал он, - прийти к временному соглашению, чтобы русские снабжали продовольствием это население до тех пор, пока будет выработано более постоянное соглашение". В ответ на просьбу британской стороны, чтобы США оказали необходимую помощь, Трумэн заявил, что из-за недостатка транспортных средств "нам было бы затруднительно снабжать даже население нашей зоны". И. В. Сталин обещал выяснить, возможно ли отсрочить на месяц передачу снабжения западных зон Вены оккупирующим их западным державам15 . Одновременно глава Советского правительства поставил вопрос об отношении союзников к Временному правительству Австрии. На следующий день И. В. Сталин сообщил участникам конференции, что маршал И. С. Конев "не прекращал выдачи пайков населению Вены, независимо от зон, и не прекратит до того момента, пока американцы и англичане не найдут возможности предпринять что-то другое". Трумэн и Черчилль выразили благодарность за этот дружественный акт советского руководства. Представители Англии и США вынуждены были дать обещание признать Временное правительство Австрии, но все же добились некоторой отсрочки. В решениях конференции было записано: "Конференция изучила предложение Советского правительства о распространении компетенции Временного Австрийского правительства на всю Австрию. Три Правительства согласились, что они готовы изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в г. Вену"16 .

Серьезным на конференции был вопрос об австрийских репарациях. Буржуазные авторы стремятся создать впечатление, будто западные державы из гуманных соображений выступали как защитники Австрии и предлагали не брать с нее репарации за участие в войне на стороне гитлеровской Германии, а Советский Союз, наоборот, настаивал на взимании репараций. В данном случае вновь налицо попытка беззастенчиво фальсифицировать историю. Московская декларация 1943 г., подписанная министрами иностранных дел Англии, Франции и США, зафикси-


14 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conference of Berlin (The Potsdam Conference) 1945". Vol. I. Washington. 1960, pp. 335, 341 - 342.

15 "Тегеран, Ялта, Потсдам", стр. 300 - 301; Н. Truman. Op. cit., pp. 308, 314.

16 "Тегеран, Ялта. Потсдам", стр. 316 - 317, 395.

стр. 90


ровала вину Австрии за участие в войне на стороне Гитлера. В ней сказано: "Однако обращается внимание Австрии на то, что она несет ответственность, которой не может избежать, за участие в войне на стороне гитлеровской Германии и что при окончательном урегулировании неизбежно будет принят во внимание ее собственный вклад в дело ее освобождения"17 . На каком же основании можно было освободить Австрию от наказания за ее вину? Опубликованные ныне американские документы вскрывают суть вопроса. Меморандум госдепартамента от 11 января 1945 г., определяющий задачи оккупационных властей в Австрии в экономической области, предлагает, чтобы Австрия не платила репараций18 . Те же мотивы содержатся в меморандуме от 15 марта 1945 г., посланном государственным секретарем США Э. Стеттиниусом в Лондон Вайнанту: Австрия нуждается в импорте продовольствия, а после отделения от Германии и в других видах импорта; США, безусловно, будут участвовать в этой "помощи", но они будут добиваться, чтобы платежи за эту "помощь" были на первом месте, а не после репарационных платежей19 .

Итак, возмещение ущерба, понесенного Советским Союзом в войне против гитлеровской Германии, отодвигалось на второй план; самым важным считалась торговая прибыль для капиталистов США. Тем не менее на заседании Европейской консультативной комиссии 4 июля 1945 г. при утверждении соглашения о контрольном механизме в Австрии представитель США Вайнант сделал заявление: "Соглашаясь на включение в текст соглашения пункта о создании отдела репараций, поставок и реституций в союзнической комиссии, я должен подчеркнуть, что правительство США признает в принципе обязательство Австрии платить репарации, но предполагает, что четыре правительства примут во внимание при определении формы и размера репараций общее положение и развитие австрийской экономики". С аналогичными заявлениями выступили на заседании представители Англии и Франции20 .

Следовательно, союзнические державы пришли на конференцию в Потсдам с согласованным в принципе мнением, что Австрия должна платить репарации. На заседании трех министров иностранных дел 20 июля, которое подготавливало материалы для конференции глав правительств, было решено "поручить комиссии, занимающейся вопросами репараций, изучить вопрос о репарациях с Италии и Австрии"21 . Но 27 июля на заседании министров иностранных дел американская делегация неожиданно заявила, что она не считает возможным взимать с Австрии репарации в виде поставок из текущей продукции. Она предложила установить единовременное изъятие оборудования военной промышленности, которое не может быть использовано для целей мирного времени. Английская делегация присоединилась к мнению делегации США. Ввиду разногласий решено было поставить вопрос на заседании глав трех правительств22 . Однако уже на следующий день глава Советской делегации на конференции И. В. Сталин заявил, что можно согласиться насчет того, чтобы с Австрии репарации не брать, поскольку Австрия не представляла собой самостоятельного государства и не имела своих вооруженных сил23 . 1 августа было официально принято решение, что Австрия не будет платить репараций24 .


17 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Т. 1, стр. 363.

18 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers 1945". Vol. III, p. 7.

19 Ibid., p. 25.

20 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conference of Berlin". Vol. I, pp. 346 - 347.

21 "Тегеран, Ялта, Потсдам", стр. 245; Н. Truman. Op. cit., p. 292; W. Bader. Op. cit., p. 30.

22 "Тегеран, Ялта, Потсдам", стр. 326.

23 Там же, стр. 333.

24 Там же, стр. 364.

стр. 91


В этот же день было принято по предложению делегации СССР решение о судьбе германских заграничных активов, в том числе и об активах в Австрии. Глава делегации СССР заявил, что Советский Союз отказывается от претензий на германское золото, захваченное союзниками, и от германского имущества, находящегося в их зонах оккупации. В то же время он предлагал признать за Советским Союзом право на германское имущество, находящееся в восточных зонах оккупации. Это предложение было принято. В тексте соглашения о репарациях с Германии было зафиксировано: "1. Репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и из соответствующих германских вложений за границей... 3. Репарационные претензии Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и других стран, имеющих право на репарации, будут удовлетворены из западных зон и из соответствующих германских вложений за границей... 8. Советское правительство отказывается от всех претензий в отношении репараций на акции германских предприятий, находящихся в западных зонах оккупации Германии, а также на германские заграничные активы во всех странах, за исключением тех, которые указаны в п. 9. 9. Правительства США и Соединенного Королевства отказываются от всех претензий в отношении репараций, находящихся в восточной зоне оккупации Германии, а также на германские заграничные активы в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Восточной Австрии..."25 .

Эти решения - об освобождении Австрии от репарационных платежей и о передаче германских активов в Австрии Советскому Союзу, Соединенным Штатам и Англии - были приняты единогласно. Однако западные историки недовольны. У. Бадер пишет: "Австрия сэкономила 250 млн. долл. репараций только для того, чтобы быть подвергнутой более дорогой форме эксплуатации"26 . Непонятно, на каком основании Бадер считает изъятие германских активов, никогда не принадлежавших Австрии, формой эксплуатации? И кто, наконец, виноват в том, что советские предложения об определенной сумме репараций были отклонены?

После конференции, 9 августа, Европейской консультативной комиссией было опубликовано "Сообщение правительств Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Соединенного Королевства и Временного правительства Французской Республики о соглашениях относительно зон оккупации и контрольного механизма союзников в Австрии". Устанавливалось, что Австрия в границах 1937 г. разделяется для оккупации на четыре зоны27 . Во исполнение этих решений советские войска передали английским оккупационным властям Восточную Штирию. В свою очередь, войска США передали советским оккупационным властям часть Верхней Австрии на левом берегу Дуная.

Казалось, что после успешного завершения Потсдамской конференции были открыты все пути для немедленного признания Временного правительства Австрии и начала работ Союзнической комиссии. Однако возникли новые осложнения. С 24 июля в Вене проходили заседания четырех заместителей командующих. Представители трех западных держав неожиданно выдвинули требование - увеличить нормы снабжения жителей Вены с 850 до 1 550 калорий. Они настаивали, чтобы советская сторона организовала подвоз продовольствия за счет Румынии и Венгрии. Советский представитель указывал, что вопрос об использовании ресурсов Румынии и Венгрии не может быть решен Советским командованием, что для этого необходимы переговоры между соответствующи-


25 Там же, стр. 358 - 362, 392, 394.

26 W. Bader. Op. cit., p. 37.

27 "Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны". Т. 3, стр. 370 - 372; "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. The Conference of Berlin". Vol. I, pp. 351 - 355.

стр. 92


ми правительствами. Отказавшись на Потсдамской конференции обеспечить продовольственное снабжение Австрии и получив от представителя Советского Союза обещание снабжать Вену продовольствием еще некоторое время, западные державы продолжали тем не менее выступать как "защитники" Австрии, но сами ничего с этой целью не делали. Кларк предложил "не вводить союзные войска в Вену, пока русские не согласятся на решение вопроса о продовольствии"28 . 14 августа представитель Англии Р. Мак-Крири добился отсрочки очередного заседания и уехал в Лондон для получения инструкций. В то же время велась пропаганда, что советская сторона задерживает начало работы Союзнической комиссии. Государственный секретарь США Д. Бирнс поддержал линию Кларка и через американского посла в Москве А. Гарримана передал НКИД СССР 20 августа соответствующую ноту.

22 августа в Зальцбурге Мак-Крири сообщил Кларку, что он привез из Лондона инструкции своего правительства, рекомендующие не соглашаться на формальное начало деятельности Союзнической комиссии, пока не будет решен вопрос о снабжении Австрии за счет Румынии и Венгрии. Там же в беседе с советником США Эрхардом английский советник Мак также заявил, что, пока не будут решены эти вопросы, Союзническая комиссия не может быть создана. Одновременно Мак поднял вопрос о составе Временного правительства Австрии. Он заявил, что правительство Реннера не будет признано, "пока не будет ликвидирован контроль коммуниста над внутренними делами", и что британские представители не хотят допустить, "чтобы Австрия оказалась под советским господством". Эрхард, сообщая в Вашингтон об этой беседе, замечает: "Британские представители, очевидно, считают, что отсрочка в организации Союзнической комиссии и введение более высокой нормы продовольствия еще более ослабят советские позиции в Австрии"29 .

22 августа маршал И. С. Конев сообщил остальным командующим, что первое заседание Союзнической комиссии может быть проведено 23 августа. И хотя Мак-Крири не принял это приглашение, заседание все же состоялось благодаря тому, что И. С. Конев согласился провести его как заседание командующих, а не членов комиссии. Была достигнута договоренность о дальнейшем снабжении Вены под советским контролем при участии наблюдателей других сторон и о повышении продовольственных норм с 20 сентября. И. С. Конев предложил рассмотреть вопрос о расширении функций правительства Реннера. Представители западных держав ответили, что изучат этот вопрос30 .

11 сентября 1945 г. состоялось первое заседание Союзнического совета. В качестве военных комиссаров присутствовали главнокомандующие оккупационными войсками в Австрии: от СССР - маршал И. С. Конев, от Англии - генерал-лейтенант Р. Мак-Крири, от Соединенных Штатов Америки - генерал М. Кларк, от Франции - генерал М. Бетуар. Союзнический совет утвердил Исполнительный комитет Союзнической комиссии по Австрии из заместителей союзных военных комиссаров, а также межсоюзническую комендатуру в Вене в составе четырех союзных комендантов. Совет принял и подписал обращение к австрийскому народу, в котором официально сообщалось об учреждении Союзнической комиссии и о том, что Совет принял на себя верховную власть в Австрии по вопросам, касающимся Австрии в целом начиная с 11 сентября 1945


28 О неискренности, тенденциозности и даже провокационном характере этих требований свидетельствует то, что в телеграмме от 24 сентября в Лондон для Бирнса Кларк рассматривал "требование о снабжении Австрии из соседних с ней стран как имеющее только академическое значение, а не практическое, так как они (Венгрия, Румыния, Югославия) едва ли имеют излишки для экспорта" (см. "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1945". Vol. III, p. 607).

29 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1945". Vol. III, pp. 570 - 581.

30 Ibid.

стр. 93


года. На этом первом заседании Союзнический совет принял также ряд важных решений, в том числе "О политической деятельности демократических партий в Австрии".

В первые месяцы Союзническая комиссия работала плодотворно. Казалось, что сотрудничество между союзными оккупационными державами идет по нормальному пути. Однако в дальнейшем представители западных держав все больше становились на путь "холодной войны" против СССР. Главной их целью было ослабить влияние СССР в Австрии, вызвать недовольство ее населения политикой Советского Союза, добиться изменения состава Временного правительства и превратить его в орудие своей политики.

Для срыва дружественных отношений между Австрией и СССР была использована в первую очередь пропаганда против Потсдамских решений о германских активах в Австрии. Эти решения были сначала приняты Временным правительством как законные и справедливые. В брошюре, написанной летом 1945 г., Реннер так сформулировал проблему бывшей германской собственности в Австрии: сложным был вопрос о восстановлении собственности Австрийского государства, ибо немцы присвоили себе австрийские предприятия, вкладывали в них новые капиталы; признание всего этого немецким имуществом означало бы, что оно должно перейти в собственность оккупирующей державы; но после непродолжительных переговоров Советский Союз выразил готовность исключить из понятия "немецкие активы" все, что было создано до 1938 г., хотя эти предприятия и принадлежали в 1938 - 1945 гг. немцам. Реннер выразил благодарность Советскому Союзу за это решение, "которое дало возможность сохранить многое для Австрии"31 .

Первое столкновение по вопросу о германских активах произошло в августе - сентябре 1945 г. в связи с проблемой цистерсдорфских нефтяных месторождений, промыслов и предприятий. Задолго до второй мировой войны английские и американские нефтяные компании закупили эти источники нефти, преследуя цель не допустить их развития: являясь владельцами нефтяной промышленности Румынии, они хотели сохранить для себя Австрию как рынок сбыта румынской нефти. Англоамериканским нефтяным компаниям принадлежали 95% всего акционерного капитала в Цистерсдорфе. Когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию, они продали свои акции немцам. Во время войны германские монополии вложили огромный капитал в цистерсдорфские нефтеразработки и повысили добычу нефти во много раз32 . На основании решений Потсдамской конференции эти источники должны были перейти к СССР как бывшая германская собственность. Однако Советское правительство, идя навстречу интересам австрийского народа, решило передать Австрии 50% этих владений. В конце августа начались соответствующие переговоры. Советская делегация предложила создать общество по эксплуатации нефтяных месторождений и нефтеперегонных заводов на следующих условиях: должен быть заключен договор на 50 - 60 лет; советская сторона вкладывает 13,5 млн. долл. перешедшим к Советскому Союзу германским имуществом, которое оценивалось в 12 - 13 млн. долл., а недостающую сумму наличными; австрийская сторона вносит 13,5 млн. долл. наличными в течение 5 лет. Австрийская делегация, которую возглавляли члены правительства Ю. Рааб и Э. Хейнл, при-


31 K. Renner. Denkschrift iiber die Geschichte der Unabhangigkeitserklarung Osterreichs. Zurich. 1946, S. 55. Этим заявлением Реннера опровергается клеветническое заявление генерала Кларка, что Советский Союз претендовал также на конфискованные немцами земельные владения в Австрии, на имущество иностранцев и евреев, захваченное немцами, (см. M. Clark, Op. cit., pp. 466 - 467). На деле речь шла только о действительно немецкой собственности, об имуществе, юридически принадлежавшем немцам.

32 Добыча нефти выросла с 33 тыс. т в 1937 г. до 1 197 тыс. т в 1944 г. (см. С. Hudeczek. Die osterreichische Volkswirtschaft und ihr Wiederaufbau. Wien. 1946, S. 103; "Osterreich. Tatsachen und Zahlen". Wien. 1959, S. 80).

стр. 94


няла эти условия. На заседании Политического совета Временного правительства 29 августа 1945 г. Реннер (СПА), И. Коплениг (ЮЛА), Л. Фигль (АНП) высказались за утверждение такого соглашения, А. Шерф (СПА) выступил против33 .

13 сентября вопрос о Цистерсдорфе обсуждался в правлении СПА. Реннер докладывал, что в соответствии с Потсдамским решением Советскому Союзу принадлежит право собственности на Цистерсдорфские нефтяные разработки, и они (представители СССР. - М. П.) предложили австрийскому правительству образование австро-русского общества с участием 50:50. "Но возникли большие сомнения, что мы можем попасть в трудное положение в отношениях с другими союзниками... Возможно, что мы скоро получим претензии других держав". Правление СПА 11 голосами против 4 отклонило предложение Советского правительства. 19 сентября газета "Weltpresse" сообщала, ссылаясь на "Times", что договор не будет заключен, так как "предполагавшееся соглашение о нефти между Советским Союзом и кабинетом Реннера, авторитет которого распространяется только на русскую оккупационную зону, не учитывает интересы британских, американских и голландских фирм, участвовавших в первоначальном развитии территории нефтяных промыслов"34 .

То обстоятельство, что "Times" оказалась посвященной в дела, о которых еще ничего не сообщалось в печати, свидетельствует, что заседанию правления СПА 13 сентября предшествовали переговоры Реннера с представителями Англии и США. Закулисная сторона этих событий вскрывается документами, опубликованными в 1968 г. в США. Теперь ясно, что уже в, начале сентября генерал Кларк знал о переговорах между СССР и Австрией. 4 сентября 1945 г. Эрхард в меморандуме на имя Кларка рекомендовал ему меры против возможной программы национализации в Австрии. Он предлагал поставить правительство Реннера в известность, что такой шаг вызовет серьезную реакцию в США и снизит вероятность его признания, и предупредить советскую администрацию в Австрии, что такая мера требует внимания Союзнической комиссии и всякая преждевременная акция нанесет вред нормальному процессу образования этого органа. Вслед за тем он сообщал в Вашингтон, что советская администрация в Австрии добивается от правительства Реннера скорейшей национализации нефтяной промышленности и подписания соглашения о совместной ее эксплуатации. 5 сентября Эрхард сообщил в госдепартамент, что военная разведка тоже получила такие сведения, но "австрийцы стараются отсрочить решение вопроса в надежде, что западные державы приостановят конфискацию или национализацию нефтяных месторождений".

9 сентября заместитель государственного секретаря США Д. Ачесон сообщил своему шефу Бирнсу, находившемуся тогда в Лондоне, что генерал Кларк намерен заявить И. С. Коневу протест против предложений советской стороны о нефтяной промышленности в Австрии и что госдепартамент одобрил его линию. Направляя копию телеграммы Ачесона в Москву, госдепартамент предлагал Гарриману довести содержание ее до сведения НКИД. 11 сентября состоялась встреча Реннера с Кларком и Эрхардом. Реннер заявил, что: "1. Советские требования основаны на Потсдамских решениях, и ему кажется, что советская интерпретация их весьма правомерна. 2. Предлагаемый договор будет выгодным для Австрии. 3. Но он не хочет раздражать западные союзные


33 "Die Arbeit", 1947, N 3, S. 10 - 11; A. Scharf. April 1945 in Wien. Wien. 1948, S. 65. Позже, в 1950 г., Шерф считал это своей большой заслугой, подчеркивая, что он наиболее активно боролся против коммунизма (A. Scharf. Zwischen Demokrafie und Volksdemokratie. Osterreichs Einigung und Wiederaufrichtung im Jahre 1945. Wien. 1950, S. 127).

34 E. Scharf. Ich darf nicht schweigen. Wien. 1948, S. 58 - 59.

стр. 95


державы"35 . Орган народной партии "Das kleine Volksblatt" писал 13 августа 1958 г.: "В 1945 г. Временное правительство Австрии и Советский Союз разработали план совместной эксплуатации нефтяных источников в Цистерсдорфе. Соглашение было подготовлено. Но когда американцы вступили в Вену, о соглашении стало известно американскому генералу, и он пригрозил, что, если оно будет подписано, правительство Реннера не будет им признано для Западной Австрии. Временное правительство отказалось подписать соглашение". В книге, написанной через несколько лет, Реннер лицемерно восклицает: "Как можно было заключить такое соглашение об имуществах, которые, как частная собственность иностранных фирм, Австрии вовсе не принадлежали!"36 . Реннер, разумеется, знал, что эти имущества, согласно решению Потсдамской конференции, принадлежали Советскому Союзу, а не были "частной собственностью иностранных фирм".

Размеры ущерба, который был нанесен Австрии ее правителями в вопросе о нефти, стали ясными в последующие годы37 .

Важнейшей проблемой политической жизни Австрии в сентябре 1945 г. была проблема расширения состава Временного правительства, распространение его компетенции на западные провинции с тем, чтобы добиться его признания западными оккупационными державами. Представители Англии стремились к полной замене правительства Реннера другим правительством. Американцы предлагали свой план: созвать представителей земель и с их участием расширить состав кабинета, "исходя из того, что правительство Реннера пользуется популярностью"38 . Речь шла главным образом о смещении коммуниста Ф. Хоннера с поста министра внутренних дел39 . 11 сентября состоялась встреча Кларка с Реннером. Обе стороны договорились ничего не сообщать прессе о беседе. Реннер предлагал созвать конференцию лидеров партий и правительств земель для создания Временного правительства и выражал надежду, что влияние коммунистов будет сильно ослаблено, их претензии на руководство министерствами просвещения и внутренних дел отпадут40 .

21 сентября Ачесон сообщил Бирнсу в Лондон свои соображения по вопросу о правительстве Реннера: 1. Реннер должен остаться главой правительства. 2. Сохранить принцип представительства, при котором к'аждая из трех антинацистских партий представлена в правительстве; систему заместителей министров от трех партий ликвидировать. 3. Соотношение партий в правительстве должно соответствовать результатам проходивших в 1930 г. свободных выборов в парламент. 4. Ключевые посты в правительстве (министерство иностранных дел, юстиции, внутренних дел) должны принадлежать партиям, имеющим значительное большинство голосов. 5. Такое правительство может быть признано Со-


35 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1945". Vol. III, pp. 582, 586, 593.

36 K. Renner. Osterreich von der ersten zur zweiten Republik. Wien. 1953, S. 236 - 237.

37 До октября 1955 г. цистерсдорфская нефтедобывающая и нефтеобрабатывающая промышленность являлась на основании решений Потсдамской конференции собственностью СССР. После заключения в мае 1955 г. Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии Советский Союз передал эти активы за определенную компенсацию ее правительству, и вскоре цистерсдорфская нефть снова попала в руки англо-американских фирм. Добыча нефти в Австрии стала падать. Если советское управление цистерсдорфскими нефтяными предприятиями довело к 1955 г. добычу нефти до 3,7 млн. т в год, то через несколько лет после передачи их австрийскому и иностранному капиталу добыча нефти уже составляла только 2,7 млн. т (в 1967 г.). "Volksstimme", 18.XII, 23.XII, 5.IX.1959; "Statistisches Handbuch fur die Republik Osterreich, 1968". Wien. 1968, S. 112.

38 "Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers. 1945". Vol. III, pp. 566 - 569.

39 Ibid., pp. 582 - 584.

40 Ibid., pp. 589 - 590, 595.

стр. 96


юзнической комиссией как администрация всей Австрии. 6. Выборы провести не позже ноября 1945 года41 .

24 сентября открылась конференция представителей земель. Она приняла решение расширить состав Временного правительства, образовав секретариат по иностранным делам, министерство обеспечения имущества и экономического планирования, создать в министерстве внутренних дел комиссию для подготовки выборов из двух представителей от АНП, двух - от СПА и одного - от КПА под председательством представителя от АНП и с применением принципа единогласия. Соотношение членов правительства по партийной принадлежности (АНП, СПА, КПА) составляло теперь 14 : 12 : 10 вместо 11:11:9 в апреле. Таким образом, усилились позиции АНП и несколько ослабли позиции СПА и КПА.

29 сентября состоялась встреча Кларка с Реннером. Реннер сообщил, что конференция не сумела добиться отставки Хоннера с поста министра внутренних дел. Он заверил, что назначенная в министерство внутренних дел комиссия возьмет контроль за подготовкой к выборам в свои руки42 .

Однако правительства США и Англии не могли примириться с тем, что Хоннер остался на своем посту. Настаивая на проведении выборов не позднее ноября 1945 г., представители Англии и США стремились не допустить укрепления правительства Реннера и заменить его другим, отвечавшим их политическому курсу в Австрии.

Таким образом, правящие круги США вместе с правительством Великобритании в течение 1941 - 1945 гг. всячески добивались такой реконструкции Европы, и в особенности Германии, которая исключала бы независимую Австрию. Они хотели втянуть Австрию в федерацию малых стран, которая была бы орудием антисоветской и империалистической политики в Европе. В вопросе о репарациях правители западных держав вели двурушническую политику. Являясь врагами подлинной демократии, боясь укрепления народной власти, правящие круги США и Англии делали все возможное, вплоть до прямого вмешательства в компетенцию Временного правительства, чтобы внести изменения в его состав. Обвиняя Советский Союз в задержке решения австрийского вопроса, представители США и Англии сами стремились затормозить принятие конструктивных решений. США и Англия подписали Потсдамские решения, дающие Советскому Союзу право на германские активы в Восточной Австрии. Когда же Советское правительство захотело отдать часть их Австрии (цистерсдорфская нефть), они не допустили этого, защищая интересы нефтяных монополий.

На фоне империалистической политики западных держав еще ярче вырисовывается освободительная роль Советского Союза в Австрии. Благодаря настойчивости СССР Австрия была восстановлена как независимое государство, Советский Союз оказал ей большую политическую, материальную и моральную помощь, спас население Вены от голода в самое тяжелое время. Его политика была образцом политики невмешательства во внутренние дела страны, временно оккупированной после победы над германским фашизмом. Политика СССР в Австрии в 1945 г. заложила основы для укрепления дружбы между трудящимися Австрии и народами Советского Союза.


41 Ibid., pp. 602 - 603.

42 Ibid., pp. 613 - 617.

Опубликовано 10 января 2017 года


Система Orphus


Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

М. Л. ПОЛТАВСКИЙ, ВОПРОС О СУДЬБЕ АВСТРИИ В ПОЛИТИКЕ США И АНГЛИИ 1941 - 1945 ГОДОВ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 10 января 2017. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/internationallaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1484000656&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 23.02.2017.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

М. Л. ПОЛТАВСКИЙ, ВОПРОС О СУДЬБЕ АВСТРИИ В ПОЛИТИКЕ США И АНГЛИИ 1941 - 1945 ГОДОВ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 10 января 2017. URL: http://portalus.ru/modules/internationallaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1484000656&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 23.02.2017).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

М. Л. ПОЛТАВСКИЙ, ВОПРОС О СУДЬБЕ АВСТРИИ В ПОЛИТИКЕ США И АНГЛИИ 1941 - 1945 ГОДОВ / http://portalus.ru.

наверх

Автору публикации:


Распечатать публикацию (версия для печати)

© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Ваше мнение о публикации?

World Library

Проект для детей старше 12 лет!

Научная цифровая библиотека Порталус: опубликовать статью, опубликовать исследование, опубликовать книгу

 

 
РЕКЛАМА: узнать расценки на рекламу
ТЕХПОДДЕРЖКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: eewc@yandex.ru
АВТОРАМ, ДЕЯТЕЛЯМ НАУКИ: регистрация, статистика публикаций
Copyright @ 2004-2017, Научная цифровая библиотека "Порталус". Все права защищены.