аталог
ѕорталус
 рупнейша€ база публикаций

ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ≈ ѕ–ј¬ќ есть новые публикации за сегодн€ \\ 23.09.17

Ќј”„Ќќ-“≈’Ќ»„≈— »… ѕ–ќ√–≈—— » Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ√ќ ѕ–ј¬ј

ƒата публикации: 27 ма€ 2017
јвтор: ‘. ».  ќ∆≈¬Ќ» ќ¬, ¬. ј. ћј«ќ¬
ѕубликатор: Ўамолдин јлексей јркадьевич
–убрика: ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ≈ ѕ–ј¬ќ
Ќомер публикации: є1495894301 / ∆алобы? ќшибка? ¬ыделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


‘. ».  ќ∆≈¬Ќ» ќ¬, ¬. ј. ћј«ќ¬, (c)

найти другие работы автора

ќдной из особенностей современного международного права €вл€етс€ по€вление в нем новых международно-правовых принципов и норм, порожденных научно-технической революцией. Ќаучно-техническа€ революци€ - один из важных факторов, привод€щих ко все большему усложнению международных отношений. ќна позвол€ет государствам осуществл€ть в широких масштабах такие виды де€тельности, которые выход€т за рамки государственных территорий. ћеждународное право за последнее дес€тилетие обогатилось значительным числом новых принципов и институтов, возникших под вли€нием научно-технического прогресса, главным образом в межгосударственном сотрудничестве, касающемс€ исследовани€ и использовани€ €дерной энергии, космического пространства, ћирового океана и морского дна, защиты окружающей человека среды, использовани€ средств массовой информации. Ќазрела необходимость в изучении основных правовых аспектов международных отношений в св€зи с этими сравнительно новыми сферами сотрудничества государств, принадлежащих к различным социальным системам.

¬ современном мире насчитываетс€ свыше 150 различных по своей политической структуре, социальному и научному уровню государств. ќни развиваютс€ разными пут€ми и внос€т далеко не одинаковый вклад в охрану и улучшение среды, окружающей человека. ¬ речи на ¬семирном конгрессе миролюбивых сил в ћоскве в окт€бре 1973 г. Ћ. ». Ѕрежнев подчеркнул, что прочный мир в насто€щее врем€ €вл€етс€ важнейшей предпосылкой "дл€ решени€ крупнейших проблем современной цивилизации", с которыми "св€зано само будущее человечества,.. будущее всей планеты, с которым уже нельз€ не считатьс€, реша€ проблемы сегодн€шнего дн€, какими бы сложными и трудными они ни были сами по себе"1 . ќт их решени€ зависит будущее «емли, и они насто€тельно требуют всестороннего делового сотрудничества всех государств.

Ќеобходимо пристальное и всестороннее изучение характера и тенденций общественного развити€, св€занных с главными сферами человеческой де€тельности, порожденными и открывающимис€ в услови€х современной научно-технической революции. ≈ще ¬. ». Ћенин предсказывал, что "техника с неверо€тной быстротой развиваетс€ в наши дни, и земли, непригодные сегодн€, могут быть сделаны завтра пригодными"2 . Ќародам и государствам не безразлично, например, как регламентируетс€ использование различных видов техники, способных вли€ть на дальнейший прогресс всего человечества, на судьбы мира, на услови€ обитани€ людей. ¬ наши дни эта регламентаци€ стала сферой напр€женной


1 Ћ. ». Ѕрежнев. «а справедливый, демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество. ћ. 1974, стр. 27.

2 ¬. ». Ћенин. ѕ——. “. 27. стр. 381.

стр. 58


борьбы между силами социализма и демократии и силами империализма и реакции.

ќсобенность этой борьбы состоит в том, что она развертываетс€ в услови€х, когда в мировой политике происходит разр€дка международной напр€женности. "√лубоко закономерно, что нынешние положительные перемены в мире оказались возможны прежде всего благодар€ изменению соотношени€ сил на международной арене в пользу мира, демократии и социализма"3 . –ешающим фактором современной международной жизни, стимулирующим прогресс в борьбе за упрочение мира и развитие международного сотрудничества, €вл€етс€ ѕрограмма мира, разработанна€ на XXIV съезде  ѕ——. ”же сейчас в разр€дке напр€женности достигнуты такие рубежи, когда становитс€ реальной задача сделать позитивные сдвиги на мировой арене необратимым €влением. ¬ этих услови€х центр т€жести противоборства социалистической и капиталистической систем все больше перемещаетс€ в область экономики и научно-технического прогресса, в различные сферы идеологической борьбы. Ќельз€ при этом не учитывать, что прогресс цивилизации объективно требует расширени€ обмена между наци€ми не только в области экономики, но и в области науки и культуры. Ќе случайно, что обмен научными и культурными ценност€ми стал предметом официальной политики и специальных международных соглашений.

—овременна€ научно-техническа€ революци€ происходит в услови€х мирного сосуществовани€ государств с различным общественным строем. Ёто объективный фактор. Ќо он означает, что международные научные св€зи могут успешно развиватьс€ лишь при соблюдении р€да важнейших принципов, примен€емых в международных отношени€х, и прежде всего принципов дружественных отношений и сотрудничества между государствами.  роме того, необходимо иметь в виду, что развитие науки и техники выдвигает перед международными отношени€ми новые проблемы, решить которые на пользу человечества возможно только в мирных цел€х.

Ќа современном этапе существовани€ независимых суверенных государств международные отношени€ мысл€тс€ не иначе, как международно-правовые, основывающиес€ на юридически закрепленных принципах и нормах поведени€ государств. —ледует при этом подчеркнуть, что научно обоснованное использование международно-правовых норм и принципов дает возможность активно вли€ть на международные отношени€, на их развитие.

ќгромное вли€ние на формирование новых принципов и норм в международных отношени€х и в международном праве оказывает активна€ позици€ могучего социалистического содружества. ѕод непосредственным и решающим воздействием политики социалистических государств значительно ускорилось утверждение общедемократических международных норм и принципов. Ёто относитс€ и к проблемам международного права, порожденным научно-технической революцией. —оветский —оюз активно участвует в международном обмене в области науки и техники. Ёто составна€ часть выдвинутой XXIV съездом  ѕ—— ѕрограммы борьбы за мир и международное сотрудничество4 .

ћеждународное сотрудничество в области научных и культурных св€зей благотворно дл€ всех государств. ѕри правильном ведении дел все они могут получать от него выгоды. ќсобое значение это сотрудничество имеет дл€ молодых независимых государств, роль которых возросла во всех сферах международных отношений. Ѕолее полное использование результатов научно- технического прогресса способствует ускорению их развити€.


3 ј. ј. √ромыко. ѕо пути ќкт€бр€ - к новым победам дела коммунизма и мира. "ѕравда", 7.’I.1974.

4 —м. "ћатериалы XXIV съезда  ѕ——". ћ. 1971, стр. 30.

стр. 59


 репнуща€ тенденци€ к тому, чтобы утвердить справедливые демократические политические и экономические принципы отношений между всеми странами, получила свое убедительное выражение на состо€вшейс€ в апреле 1974 г. VI специальной сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ. —амый ход сессии и документы, прин€тые на ней, вышли по своему значению за рамки обсуждавшегос€ вопроса, - проблемы сырь€ и экономического развити€. ¬ыступлени€ многих делегатов прозвучали как осуждение народами грабительской, своекорыстной колониалистской и неоколониалистской политики империалистических монополий. ¬ "ƒекларации об установлении нового экономического пор€дка" участники сессии за€вили о своей решимости "приложить усили€ дл€ установлени€ нового международного экономического пор€дка", основывающегос€ на справедливости, суверенном равенстве и сотрудничестве всех государств, независимо от их экономических систем. ¬ этом документе отмечаетс€, что такой пор€док должен устранить неравенство и покончить с существующей несправедливостью, ликвидировать все увеличивающийс€ разрыв между развитыми и развивающимис€ странами и обеспечить более быстрое экономическое и социальное развитие в мире. ¬ документе говоритс€ также о принципе полного и неотъемлемого суверенитета каждого государства над своими природными ресурсами и над всей экономической де€тельностью, включа€ и право на национализацию5 .

¬ыступа€ на этой сессии в общей дискуссии, министр иностранных дел ———– ј. ј. √ромыко за€вил: "ћы и впредь будем сотрудничать с государствами јзии, јфрики, Ћатинской јмерики, оказывать им в меру наших возможностей помощь и содействие по самым различным направлени€м - от предоставлени€ долгосрочных кредитов до обеспечени€ доступа к передовым техническим знани€м, от подготовки национальных кадров до передачи опыта планировани€ народного хоз€йства. –ечь идет именно о помощи и содействии в соответствии с пожелани€ми тех или иных государств"6 .

—оветский —оюз и другие социалистические страны отметили большое значение VI специальной сессии √енеральной јссамблеи, созванной по инициативе развивающихс€ стран, и поддержали ее решени€, призванные устранить существующие несправедливости в международных экономических отношени€х, нанос€щие ущерб развивающимс€ странам. ѕредставители социалистических государств отмечали на сессии, что самый факт ее созыва стал возможен благодар€ продолжающемус€ процессу разр€дки международной напр€женности, все более прочному утверждению в практике международных отношений принципа мирного сосуществовани€ государств с различным общественным строем. “енденци€ к укреплению равноправи€ в международных отношени€х, к уважению прав и интересов всех народов нашла новое подтверждение в работе XXIX сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ (1974 г.). ѕринципиальна€ внешнеполитическа€ лини€ ———– состоит в поддержке всех народов, борющихс€ за свое национальное освобождение, политическую и экономическую независимость. ¬се это свидетельствует о важности международно-правового оформлени€ тех изменений, которые происход€т в области экономического и научно-технического сотрудничества государств.

¬ насто€щей статье авторы пытаютс€ показать общие тенденции развити€ международного права, св€занные с этим обсто€тельством и продиктованные задачами упрочени€ мира и безопасности, решени€ важнейших проблем современной цивилизации. ќсобое внимание они удел€ют воздействию социалистических стран на систему международных и международно-правовых отношений в услови€х современной научно-технической революции.


5 –езолюции, прин€тые VI специальной сессией √енеральной јссамблеи ќќЌ. Ќью-…орк. 1974, стр. 6.

6 "ѕравда", 12.IV.1974.

стр. 60


ќдной из первоочередных €вл€етс€ проблема €дерного разоружени€. ¬ документах XXIV съезда  ѕ—— сказано, что —оветский —оюз выступает за €дерное разоружение всех государств, обладающих €дерным оружием, с тем "чтобы €дерна€ энерги€ служила исключительно мирным цел€м"7 . ¬заимоотношени€ между государствами на основе научно-технического прогресса стали приобретать всеобщий характер как раз в св€зи с по€влением атомной бомбы и возникновением угрозы мировой €дерной войны. ¬ докладе "ѕоследстви€ возможного применени€ €дерного оружи€ дл€ безопасности и экономики государств", подготовленном группой экспертов ќќЌ и одобренном XXII сессией √енеральной јссамблеи ќќЌ, на большом фактическом материале показано, что колоссальна€ разрушительна€ сила €дерного оружи€ в случае его применени€ приведет к гибели сотен миллионов людей, а в странах, вовлеченных в такой конфликт, неизбежно наступит конец цивилизации, какой мы ее знаем, так же, как и организованной общественной жизни8 .

¬ силу этого €дерное оружие как оружие массового уничтожени€ подпадает под систему запретительных норм международного права, ограничивающих выбор средств ведени€ войны. ќднако необходимо было разработать принципы и нормы, предусматривающие, во-первых, пр€мое запрещение применени€ €дерного оружи€, во-вторых, утвердить в международных отношени€х принцип €дерного разоружени€, разработать частичные меры по его реализации с учетом того, что задача полного устранени€ €дерного оружи€ еще не решена. Ќыне на пут€х становлени€ и утверждени€ этих принципов и норм достигнуты ощутимые результаты.

”гроза, которую несет дл€ будущего человечества возможность использовани€ €дерного оружи€, давно уже находитс€ в центре внимани€ всех миролюбивых сил. Ќа предотвращение этой угрозы направлена политика —оветского —оюза в течение всего послевоенного периода. »де€ полного запрещени€ €дерного оружи€ принадлежит —оветскому —оюзу. ќна содержалась в ѕроекте международной конвенции о запрещении производства и применени€ оружи€, основанного на использовании атомной энергии, в цел€х массового уничтожени€, внесенном —оветским —оюзом в ќќЌ в 1946 году. ¬ нем предусматривалось не только объ€вление этого оружи€ вне закона, но и прекращение его производства и уничтожение в трехмес€чный срок всех его запасов. ’от€ инициатива ———– и была отклонена западными державами, она послужила мощным стимулом развертывани€ массового движени€, направленного на запрещение €дерного оружи€. Ёта иде€ нашла €ркое выражение во многих авторитетных международных документах и превратилась в требование прогрессивных сил современности9 . Ќа XVI сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ (1962) противники запрещени€ €дерного оружи€ потерпели, поражение. ѕо предложению ———– и афро-азиатских стран на этой сессии большинством голосов была прин€та ƒеклараци€ о запрещении применени€ €дерного и термо€дерного оружи€. ѕротив нее голосовали государства - участники империалистических военно-политических блоков. ¬ ƒекларации говоритс€, что "любое государство, примен€ющее €дерное и термо€дерное оружие, должно рассматриватьс€ как нарушившее ”став ќрганизации ќбъединенных Ќаций, действующее вопре-


7 "ћатериалы XXIV съезда  ѕ——", стр. 26.

8 —м.: "ѕоследстви€ возможного применени€ €дерного оружи€, а также последстви€ приобретени€ и дальнейшего развити€ €дерного оружи€ дл€ безопасности и экономики государств". ћ. 1970, стр. 4.

9 ѕодробнее об этом см.: ќ. ¬. Ѕогданов. –азоружение - гаранти€ мира. ћ. 1972. стр. 93 - 94.

стр. 61


ки законам человечности и совершающее преступление против человечества и цивилизации"10 .

ѕредложение —оветского —оюза об отказе от применени€ силы и запрещении навечно применени€ €дерного оружи€, внесенное на XXVII сессии √енеральной јссамблеи, было встречено международной общественностью с большим удовлетворением. ƒискусси€ по этому предложению была главным событием этой сессии. ¬ итоге 29 но€бр€ 1972 г. јссамбле€ подавл€ющим большинством голосов прин€ла резолюцию, в которой от имени государств - членов ќќЌ торжественно за€вл€етс€ об отказе от применени€ в международных отношени€х силы во всех ее формах и про€влени€х и о запрещении навечно использовани€ €дерного оружи€. √енеральна€ јссамбле€ рекомендовала также, чтобы —овет Ѕезопасности ќќЌ как можно скорее прин€л соответствующие меры дл€ полного осуществлени€ этого торжественного за€влени€. –езолюци€ подтвердила также принцип недопустимости приобретени€ территории силой и неотъемлемое право государств возвращать себе такие территории всеми имеющимис€ в их распор€жении средствами. –езолюци€ подтвердила также законное право колониальных народов на борьбу за свою свободу11 .

Ёта важнейша€ акци€ со стороны ќќЌ отвечает интересам всех государств, всех народов. ѕрин€тое решение, безусловно, содействует прогрессу в деле всеобщего и полного разоружени€, вопрос о котором подлежит рассмотрению на ¬семирной конференции по разоружению. —оответствующее предложение насчет созыва этой конференции было выдвинуто —оветским —оюзом на той же сессии. √олосование советского предложени€ показало, что подавл€ющее большинство стран мира выступает за неприменение силы в международных отношени€х, за запрещение навечно применени€ €дерного оружи€. ќтрицательную позицию зан€ли лишь представители четырех государств:  ита€, јлбании, фашистской ѕортугалии и ёј–. ѕрин€тие этой резолюции стало историческим событием. ќно по праву расцениваетс€ как важный вклад в укрепление мира и безопасности и предотвращение вооруженных конфликтов. ”читыва€, что, как правило, резолюции √енеральной јссамблеи ќќЌ имеют характер рекомендательный, на очередь встал вопрос о дальнейшем правовом закреплении положени€ об отказе от применени€ силы во всех ее формах и про€влени€х и о запрещении навсегда применени€ €дерного оружи€. —овет Ѕезопасности должен прин€ть со своей стороны меры дл€ практического осуществлени€ указанной резолюции √енеральной јссамблеи. —оветский —оюз предложил и другие меры по претворению этой резолюции в жизнь. ¬ докладе Ћ. ». Ѕрежнева "ќ п€тидес€тилетии —оюза —оветских —оциалистических –еспублик" говоритс€: "¬ развитие этого решени€ ќќЌ мы за€вл€ем о готовности —оветского —оюза договоритьс€ и соответственным образом оформить с любой из €дерных держав взаимные об€зательства о неприменении силы, включа€ запрещение применени€ €дерного оружи€ друг против друга"12 .

Ѕольшое значение как дл€ ———– и —Ўј, так и дл€ других стран имеет советско-американское "—оглашение о предотвращении €дерной войны". «а€вив, что целью политики —оветского —оюза и —оединенных Ўтатов "€вл€етс€ устранение опасности €дерной войны и применени€ €дерного оружи€", стороны об€зались "действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений, избежать военных конфронтации и чтобы исключить


10 –езолюции, прин€тые √енеральной јссамблеей на шестнадцатой сессии. “. I. Ќью-…орк. 1962, стр. 5.

11 —м.: "√енеральна€ јссамбле€ ќќЌ. –езолюции, прин€тые на двадцать седьмой сессии". Ќью-…орк. 1973, стр. 145.

12 Ћ. ». Ѕрежнев. ќ п€тидес€тилетии —оюза —оветских —оциалистических –еспублик. ћ. 1972, стр. 42.

стр. 62


возникновение €дерной войны между ними и между каждой из сторон и другими странами". “ем самым крупнейшие €дерные державы вз€ли на себ€ об€зательство не примен€ть €дерного оружи€ не только друг против друга, но и против других государств. Ёто соглашение дополн€етс€ об€зательством обеих стран "воздерживатьс€ от угрозы силой или ее применени€ против другой стороны, против союзников другой стороны и против других стран в обсто€тельствах, которые могут поставить под угрозу международный мир и безопасность"13 . “аким образом, в отношени€х между ———– и —Ўј узакониваетс€ принцип, за который —оветский —оюз и другие социалистические страны боролись уже длительное врем€, добива€сь его включени€ в двусторонние договоры и многосторонние соглашени€, такие, как, например, прин€та€ на XXVII сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ резолюци€ о неприменении силы в международных отношени€х и о запрещении навечно €дерного оружи€.

¬ современных услови€х, когда задача полной ликвидации €дерного оружи€ еще не решена, большое значение имеют отдельные частичные меры по €дерному разоружению. »ме€ ограниченный характер, они тем не менее играют немалую роль на пути к запрету и упразднению этого оружи€. –ечь идет о частичном запрещении его испытаний, о нераспространении, о количественном лимитировании и ограничении качественного его совершенствовани€. ќб€зательства, прин€тые по этим вопросам, нельз€ считать случайными. ¬полне закономерно, что в силу колоссальных разрушительных данных €дерного оружи€ даже отдельные частичные меры по уменьшению €дерной угрозы €вл€ютс€ необходимыми, так как они не только уменьшают эту угрозу, но и подготавливают почву дл€ других более радикальных шагов.

ѕо предложению —оветского —оюза 5 августа 1963 г. в ћоскве представител€ми ———–, —Ўј и јнглии был подписан ƒоговор о запрещении испытаний €дерного оружи€ в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. ¬ этом договоре содержитс€ также указание на необходимость скорейшего прекращени€ и подземных взрывов. —оветский —оюз приложил немало усилий дл€ практического решени€ этой задачи. XXIV съезд  ѕ—— подчеркнул, что —оветский —оюз будет и впредь "добиватьс€ прекращени€ всюду и всеми испытаний €дерного оружи€, включа€ подземные"14 .

¬ажным €вл€етс€ вопрос о прекращении €дерных испытаний всеми €дерными державами, а не только участниками ƒоговора о запрещении испытаний €дерного оружи€. ƒелегаци€  Ќ–, как известно, проголосовала против резолюций √енеральной јссамблеи ќќЌ, содержащих призыв к прекращению испытаний €дерного оружи€, за€вив, что, несмотр€ на протесты многих стран,  Ќ– будет продолжать €дерные испытани€ в атмосфере. ѕроизведенные  Ќ– в 1973 - 1974 гг. термо€дерные взрывы в атмосфере вызвали протесты многих стран и международной общественности. “ем более ответственные задачи сто€т перед дипломатией и международным правом, которые должны найти эффективные средства международного воздействи€, способные положить конец €дерным взрывам в атмосфере и тем самым прекратить ее отравление радиоактивными веществами. ¬о врем€ третьей советско-американской встречи на высшем уровне в июне-июле 1974 г. обе стороны отметили историческое значение ћосковского договора 1963 г. и высказались за то, чтобы прекращение испытаний €дерного оружи€ стало всеобъемлющим. — этой целью ———– и —Ўј в качестве важного шага в этом направлении заключили ƒоговор об ограничении подземных


13 "¬изит Ћеонида »льича Ѕрежнева в —оединенные Ўтаты јмерики". ћ. 1973, стр. 87.

14 "ћатериалы XXIV съезда  ѕ——", стр. 30.

стр. 63


испытаний €дерного оружи€, предусматривающий полное прекращение, начина€ с 31 марта 1976 г., испытаний €дерного оружи€ под землей мощностью свыше 150 килотонн и ограничение других подземных испытаний этого оружи€ минимальным количеством15 .

—реди частичных мер по €дерному разоружению важное место зан€ла проблема нераспространени€ €дерного оружи€. Ёто международно-правовое пон€тие получило развитие за последнее дес€тилетие в св€зи с научно-техническим прогрессом.

ѕосле окончани€ второй мировой войны —оветский —оюз внес в ќќЌ предложение о полном уничтожении и запрещении €дерного оружи€. Ќо —оединенные Ўтаты, которые первыми произвели €дерное оружие, отклонили это предложение. “ак был открыт путь к соперничеству в производстве €дерного оружи€ и положено начало его распространению. ≈сли в начале 50-х годов €дерным оружием обладали —Ўј и ———–, то в насто€щее врем€ число государств, владеющих €дерным оружием, возросло до п€ти - —Ўј, ———–, јнгли€, ‘ранци€,  итай. — расширением круга стран, располагающих €дерным оружием, веро€тность его применени€ естественно возрастает. 18 ма€ 1974 г. произвела первый €дерный взрыв »нди€. Ёто шеста€ €дерна€ держава, котора€, впрочем, за€вила о своем особом статусе: она об€залась не производить €дерного оружи€ и использовать €дерную энергию исключительно в мирных цел€х. ¬ правительственном за€влении, опубликованном в св€зи с первым €дерным взрывом, указываетс€ на этот счет следующее: "»нди€ не имеет намерени€ производить €дерное оружие и подтверждает свою решительную отрицательную позицию относительно использовани€ €дерных взрывов в военных цел€х"16 .

ѕуть к заключению ƒоговора о нераспространении €дерного оружи€ был длительным и трудным из-за сопротивлени€ тех агрессивных империалистических кругов, которые рассматривают €дерное оружие как инструмент своей политики. “ем не менее договор этот был одобрен √енеральной јссамблеей ќќЌ 12 июн€ 1968 года. ¬ его стать€х формулируетс€ конкретное об€зательство как €дерных, так и не€дерных государств надежно обеспечить нераспространение €дерного оружи€. ќднако в нем разработаны не только вопросы, относ€щиес€ к этой проблеме. Ќераспространение €дерного оружи€ рассматриваетс€ в договоре в качестве одной из мер по предотвращению опасности возникновени€ €дерной войны и обеспечению безопасности народов. ¬ажное место уделено также вопросу о больших возможност€х применени€ €дерной энергии в мирных цел€х. ќсновным положением при этом служит указание на использование в полной мере механизма ћеждународного агентства по атомной энергии (ћј√ј“Ё), €вл€ющегос€ широко представительной международной организацией, призванной служить делу использовани€ €дерной энергии в мирных цел€х.

—ущественной особенностью ƒоговора о нераспространении €дерного оружи€ €вл€етс€ прин€тие дополнительных международных документов, имеющих целью сделать систему нераспространени€ €дерного оружи€ предельно надежной. Ёти документы были прин€ты —оветом Ѕезопасности ќќЌ 17 - 19 июн€ 1968 года. –ечь идет о резолюции относительно гарантий безопасности не€дерных стран и о за€влени€х трех посто€нных членов —овета - ———–, —Ўј и јнглии, подтвердивших свою решимость действовать в соответствии с указанной резолюцией. —овет Ѕезопасности признал, что агресси€ с применением €дерного оружи€ или угроза такой агрессии против государства, не обладающего €дерным оружием, создала бы обстановку, в которой —овет Ѕезопасности, и прежде всего его посто€нные члены, располагающие этим ору-


15 —м. "ƒокументы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне". ћ. 1974, стр. 58.

16 "New Delhy", 18.V.1974.

стр. 64


жием, должны были бы немедленно действовать в соответствии с их об€зательствами по ”ставу ќќЌ. ”казанна€ резолюци€ —овета Ѕезопасности и за€влени€ ———–, —Ўј и јнглии об их твердой решимости незамедлительно предприн€ть такие действи€ могут служить дополнительной гарантией того, что люба€ агресси€ с применением €дерного оружи€ будет пресечена.

“аким образом, ƒоговор о нераспространении €дерного оружи€ существенно обогатил практику международных отношений. ¬ведение его в действие - крупный успех всех миролюбивых сил. —реди важнейших международных соглашений 60 - 70-х годов этот договор играет особую роль. —тав€ своей целью предотвратить распространение €дерного оружи€, он вместе с тем уменьшает опасность применени€ этого средства массового уничтожени€, создает серьезные предпосылки дл€ достижени€ соглашени€ о его запрещении и ликвидации. «а годы, минувшие с того времени, когда этот договор был открыт к подписанию, его международное значение неизмеримо возросло.   насто€щему времени договор ратифицировали более 80 государств, то есть подавл€ющее большинство членов ќќЌ. ќтсюда вытекает, что нападки, с которыми делегаци€  Ќ– выступила на XXVII сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ против ƒоговора о нераспространении €дерного оружи€, идут вразрез с интересами подавл€ющего большинства государств. ¬ совместном советско- американском коммюнике от 3 июл€ 1974 г. стороны подчеркнули важность ƒоговора о нераспространении €дерного оружи€ и вновь подтвердили "обоюдное намерение следовать об€зательствам, прин€тым ими в соответствии с этим договором, в том числе его статьей VI". —оветска€ и американска€ стороны высказались за дальнейшее повышение его эффективности17 .

¬ 1972 г. между ———– и —Ўј были заключены ƒоговор об ограничении систем противоракетной обороны и ¬ременное соглашение о некоторых мерах в области ограничени€ стратегических наступательных вооружений18 . ѕрин€тие этих двух документов - событие, не имеющее прецедентов в международных отношени€х с тех пор как существует самое разрушительное оружие - ракетно-€дерное. ќграничива€ количественно ракетно-€дерные арсеналы двух крупнейших держав, договор одновременно способствует созданию условий дл€ прин€ти€ новых мер по сдерживанию гонки вооружений и дл€ дальнейшего продвижени€ по пути решени€ проблемы всеобщего и полного разоружени€. ¬ преамбуле первого документа стороны ссылаютс€ на об€зательства по статье VI ƒоговора о нераспространении €дерного оружи€. Ёто указывает на" определенную св€зь между этими двум€ договорами и на единство целей, ради которых они заключены. ¬ стать€х I-VII определены совместные об€зательства сторон по ограничению систем противоракетной обороны (ѕ–ќ) и другие ограничительные меры в области стратегических вооружений. —огласно этим об€зательствам, стороны могут иметь не более чем по два района размещени€ средств противоракетной обороны радиусом 150 км каждый, а в каждом из двух районов - не более ста пусковых установок противоракет.

“аким образом, этот документ служит важным дополнением к уже существующим договорным нормам в области €дерного разоружени€, свидетельствующим о процессе их непрерывного развити€ и совершенствовани€. явл€€сь взаимовыгодным дл€ обеих стран, он ни в коей мере не ущемл€ет интересов третьих стран. Ќаоборот, он отвечает не только интересам советского и американского народов, но и интересам других стран, всего человечества, так как способствует ослаблению угрозы €дерной войны, ведет к укреплению международной безопасности.


17 "ƒокументы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне", стр, 68.

18 —м. "—оветска€ ѕрограмма мира в действии". ћ. 1972, стр. 19, 25.

стр. 65


ѕринима€ во внимание взаимосв€зь между развитием наступательных и оборонительных видов стратегического оружи€ и отмеча€ успешное осуществление ƒоговора об ограничении систем противоракетной обороны, советска€ и американска€ стороны сочли желательным установить дополнительные ограничени€ по развертыванию таких систем. — этой целью они заключили ѕротокол к договору 1972 г., предусматривающий ограничение размещени€ систем противоракетной обороны одним районом вместо двух, разрешенных указанным договором. ѕри этом оба государства подчеркнули серьезное значение, которое придают ———– и —Ўј осуществлению возможных других мер - как на двусторонней, так и на многосторонней основе - в области ограничени€ вооружений и разоружени€ 19 . ¬ременное соглашение, в котором советска€ и американска€ стороны вз€ли на себ€ об€зательства о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений, было заключено на п€ть лет. ¬ ходе советско-американских переговоров в ———– в 1974 г. стороны снова рассмотрели все аспекты проблемы ограничени€ стратегических вооружений. ќни пришли к выводу, что за ¬ременным соглашением о некоторых мерах в области ограничени€ стратегических наступательных вооружений 1972 г. должно последовать новое соглашение между ———– и —Ўј по ограничению стратегических вооружений. —тороны договорились, что такое соглашение должно охватывать период до 1985 г. и касатьс€ как количественных, так и качественных ограничений. ќни условились, что разработка такого соглашени€ должна быть завершена по возможности в скором времени, до истечени€ срока действи€ ¬ременного соглашени€. —тороны были единодушны в том, что такое новое соглашение отвечало бы не только интересам —оветского —оюза и —оединенных Ўтатов јмерики, но также интересам дальнейшей разр€дки международной напр€женности и всеобщего мира. ¬ результате встречи в районе ¬ладивостока в но€бре 1974 г. √енерального секретар€ ÷   ѕ—— Ћ. ». Ѕрежнева с президентом —Ўј ƒж. ‘ордом было достигнуто согласие о главных принципах, на которых будет основыватьс€ новое долгосрочное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. ¬ совместном советско-американском за€влении по вопросу об ограничении стратегических наступательных вооружений сообщаетс€, что стороны договорились завершить подготовку соглашени€ в ближайшее врем€ с тем, чтобы подписать его в 1975 году. ƒостигнута также договоренность о том, что это новое соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений, рассчитанное на срок до конца 1985 г., будет основано на принципе равенства и одинаковой безопасности сторон20 .

√овор€ о позиции —оветского —оюза по вопросу разоружени€, Ћ. ». Ѕрежнев отмечал: "— первых лет своего существовани€ —оветский —оюз ведет борьбу за разоружение. ѕри самом активном участии нашей страны за последнее дес€тилетие удалось добитьс€ заключени€ р€да важных договоров по таким вопросам, как запрещение испытаний €дерного оружи€, его нераспространение, запрещение бактериологического оружи€ и другие. ¬се это, разумеетс€, только начальные страницы в летописи разоружени€. ћы призываем все правительства, все народы мира совместно заполнить последующие страницы этой летописи, вплоть до последней - всеобщего и полного разоружени€"21 .

¬ речи на ¬семирном конгрессе миролюбивых сил Ћ. ». Ѕрежнев вновь подчеркнул, что дл€ того, чтобы разр€дка международной напр€женности и мир были прочными, необходимо остановить гонку воору-


19 "ƒокументы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне", стр. 55 - 57.

20 "ѕравда", 25.XI.1974.

21 Ћ. ». Ѕрежнев. ќ п€тидес€тилетии —оюза —оветских —оциалистических –еспублик, стр. 41 - 42.

стр. 66


жений22 . ¬ прин€тых конгрессом документах признаетс€ необходимым обеспечить строгое выполнение уже заключенных договоров и соглашений по разоружению, присоединение к ним тех стран, которые их еще не подписали или не ратифицировали. Ќеобходимо также, чтобы все п€ть €дерных держав заключили пакт о неприменении силы, содержащий об€зательство о запрещении навечно применени€ €дерного оружи€, сократили свои военные расходы, обратив часть высвободившихс€ средств на оказание помощи народам развивающихс€ стран, обеспечили прекращение испытаний €дерного оружи€ во всех средах, предприн€ли дальнейшие практические шаги по прекращению гонки ракетно-€дерных вооружений, их усовершенствованию и по разоружению.

»так, в насто€щее врем€ существует уже цела€ система международных договоров в области разоружени€. ¬ них имеютс€ как конкретные нормы, так и общие положени€, раскрывающие принцип разоружени€. —одержание этого принципа сводитс€ к международному об€зательству содействовать в достижении эффективных мер как по частичному, так и по полному разоружению, включа€ €дерное оружие и другие средства массового уничтожени€. ќднако нужны дальнейшие конкретные меры, способные устранить материальные предпосылки возникновени€ €дерной войны. “акой цели могли бы служить полный запрет и уничтожение €дерного оружи€. Ётой перспективой и определ€етс€ весь ход дальнейшего международного сотрудничества в этой области.

¬се это означает, что нова€ международна€ политическа€ реальность, сложивша€с€ в насто€щее врем€, заключаетс€ прежде всего в уменьшении веро€тности возникновени€ термо€дерной катастрофы, в расширении перспектив сохранени€ мира. ¬се более утверждаетс€ принцип равной безопасности и недопущени€ односторонних преимуществ в области €дерного разоружени€.

—оветский —оюз и другие социалистические страны, последовательно провод€щие политику мира, решительно выступают за то, чтобы космос использовалс€ исключительно в мирных цел€х и был объектом широких научных исследований на пользу человечества. явл€€сь пионером мировой космической науки, ———– плодотворно сотрудничает с другими странами в деле освоени€ космоса.

 омитет ќќЌ по использованию космического пространства в мирных цел€х, созданный по решению √енеральной јссамблеи ќќЌ от 13 декабр€ 1958 г., разработал р€д международных актов в области использовани€ космоса. —одержащиес€ в них принципы устанавливают, что де€тельность в космосе должна осуществл€тьс€ в соответствии с ”ставом ќќЌ, в интересах поддержани€ международного мира и безопасности и развити€ международного сотрудничества и взаимопонимани€, на благо всех народов и в интересах всех стран без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства и независимо от степени экономического или научного развити€ государств. ¬се небесные тела, включа€ Ћуну, могут использоватьс€ исключительно в мирных цел€х. «апрещаетс€ создание на них военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружи€ и проведение военных маневров. ƒемилитаризаци€ космического пространства распростран€етс€ пока на размещение €дерного и другого оружи€ массового уничтожени€ на каком-либо небесном теле или искусственном спутнике.   запрещенным действи€м в космическом пространстве относ€тс€ также пропаганда войны, засорение разными предметами космического пространства, неприн€тие мер


22 —м.: Ћ. ». Ѕрежнев. «а справедливый, демократический мир, за безопасность народов и международное сотрудничество, стр. 22.

стр. 67


против неблагопри€тных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, отказ рассматривать просьбы других государств о предоставлении им возможности дл€ наблюдени€ за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и др. –азработаны принципы возмещени€ ущерба в св€зи с космической де€тельностью. ќни зафиксированы в подписанной 29 марта 1972 г.  онвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. ќднако всестороннее исследование и освоение космоса требуют еще более широкого международного сотрудничества, использовани€ ресурсов возможно большего числа стран; необходимо учитывать, что проблема космоса затрагивает интересы всего человечества.

–азвивающиес€ страны также про€вл€ют большой интерес к проблеме исследовани€ и использовани€ космического пространства. Ёто не случайно, так как в результате выполнени€ различных космических проектов могут быть получены важные практические результаты, содействующие решению различных экономических и социальных проблем. Ќапример, благодар€ использованию метеорологических спутников станет возможным определ€ть самое оптимальное врем€ дл€ сева и уборки урожа€ во всех странах мира. Ќетрудно представить, какую выгоду получит сельскохоз€йственна€ страна, если она будет знать, какие районы €вл€ютс€ наиболее подход€щими дл€ выращивани€ той или иной культуры, если она будет иметь точные прогнозы о будущих урожа€х в этих районах.

  числу актуальных проблем относитс€ в насто€щее врем€ и разработка принципов использовани€ искусственных спутников «емли дл€ непосредственного телевизионного вещани€. Ќа рассмотрение XXVII сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ —оветский —оюз внес проект  онвенции о принципах использовани€ государствами искусственных спутников «емли дл€ непосредственного телевизионного вещани€22 . —оветский проект €вилс€ еще одним убедительным свидетельством глубокой заинтересованности —оветского —оюза в том, чтобы выдающиес€ научные достижени€ нашего времени не были использованы в ущерб национальным интересам государств и народов, в ущерб делу мира и международной безопасности.

ќсновные положени€ внесенного ———– проекта конвенции предусматривают создание условий, при которых этот вид космической техники служил бы исключительно благородным цел€м мира и дружбы между народами и исключал нарушение суверенитета государств. ¬ проекте закрепл€етс€ равное право всех государств пользоватьс€ благами от осуществлени€ непосредственного телевизионного вещани€ с помощью искусственных спутников «емли без какой бы то ни было дискриминации.

—огласно указанному проекту, государства - участники конвенции об€зуютс€ в любом случае исключить из телевизионных программ, передаваемых с помощью искусственных спутников «емли, материалы, пропагандирующие идеи войны, милитаризма, нацизма, национальной и расовой ненависти и вражды между народами, а равно материалы, нос€щие аморальный или подстрекательский характер или иным образом направленные на вмешательство во внутренние дела других государств или их внешнюю политику. ¬ проекте признаетс€ противоправным и влекущим международную ответственность государства телевизионное вещание с помощью искусственных спутников «емли, осуществл€емое на иностранные государства без €вно выраженного на то их согласи€. “акже противоправными и влекущими международную ответственность государства признаютс€ передачи, нанос€щие ущерб делу поддержани€ мира и безопасности, представл€ющие собой вмеша-


22 “екст проекта конвенции см.: "ѕравда", 11.VIII. 1972.

стр. 68


тельство во внутригосударственные конфликты любого рода, содержащие пос€гательство на права человека, и другие.

Ќаправленное телевизионное вещание, предназначенное дл€ населени€ иностранного государства без €вно выраженного на то согласи€ со стороны последнего, надлежит, по нашему мнению, квалифицировать в качестве "пиратского". ¬ соответствии с правом на самооборону от идеологической агрессии государства должны пользоватьс€ правом на пресечение таких передач. ¬ случа€х направленного вещани€, которые можно квалифицировать как международное преступление, в отношении государства-правонарушител€ могут примен€тьс€ санкции в соответствии со стать€ми 41 и 42 ”става ќќЌ по решению —овета Ѕезопасности23 .

ѕрименение спутников, обеспечивающих пр€мую передачу телевизионных сигналов на индивидуальные приемники, будет иметь особое значение дл€ развивающихс€ стран, учитыва€, что они не создали еще широкой системы телесв€зи на основе обычных технологических средств. ¬ ходе дискуссии по данному вопросу на сессии √енеральной јссамблеи представители многих развивающихс€ стран выступили в поддержку советского предложени€. ѕредставители же —Ўј и некоторых других западных стран зан€ли негативную позицию по отношению к советскому проекту конвенции. ѕредставитель —Ўј пыталс€ при этом истолковать в ложном свете смысл советского предложени€, за€вив, что оно €кобы рассчитано на создание какого-то "ограничительного режима". Ќо разработка международно-правовых принципов, направленных на защиту от идеологического вмешательства во внутренние дела государств, отнюдь не ведет к созданию каких-либо "ограничительных режимов".   тому же эти принципы должны будут действовать без какой бы то ни было дискриминации в отношении всех без исключени€ стран.

¬ результате состо€вшегос€ обмена мнени€ми проект резолюции по данному вопросу, внесенный —оветским —оюзом, был прин€т подавл€ющим большинством голосов. ¬ преамбуле резолюции говоритс€, что советский проект принимаетс€ к сведению и что необходимо не допустить превращени€ непосредственного телевизионного вещани€ в источник международных конфликтов и оградить суверенитет государств от какого-либо вмешательства извне. ѕризнав необходимым разработку принципов использовани€ государствами искусственных спутников «емли дл€ непосредственного телевизионного вещани€ в цел€х заключени€ международного соглашени€ или соглашений, √енеральна€ јссамбле€ поручила разработку этих принципов  омитету ќќЌ по использованию космического пространства в мирных цел€х.

«аключение международной конвенции по столь важному вопросу на основе приемлемых дл€ всех государств принципов могло бы способствовать развитию сотрудничества между государствами по практическому использованию космического пространства в интересах всеобщего мира, экономического и социального прогресса всего человечества, послужить базой дл€ охраны интересов государств.

“аким образом, курс —оветского правительства на организацию равноправного сотрудничества со всеми государствами, в том числе и в области космического пространства, подкрепл€етс€ реальными делами.

Ќаучно-технический прогресс поставил в повестку дн€ создание особых международных принципов, отражающих специфические особенности морской среды и морского дна. –ечь идет прежде всего о


23 —м. об этом: ё. ћ.  олосов. ћассова€ информаци€ и международное право. ћ. 1974, стр. 137 - 146.

стр. 69


выработке общих принципов в вопросах, св€занных с исследованием и использованием ресурсов морского дна, с защитой морской среды, включа€ ћорское дно, прекращением и предупреждением загр€знени€ морской среды и морского дна. ѕризнава€ специфичность условий воздушного и космического пространства по сравнению со сферой ћирового океана и морского дна, международное право в то же врем€ должно, ќчевидно, исходить из того, что люба€ де€тельность государства, будь то в воздушном или космическом пространстве, в ћировом океане или на морском дне, должна сообразовыватьс€ с требовани€ми общепризнанных правовых принципов международных ќтношений. Ќыне этот вывод получил подтверждение в ƒекларации о принципах международного права, касающихс€ дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с ”ставом ќќЌ, прин€той на XXV юбилейной сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ. ¬ ней говоритс€, что "огромные политические, экономические и социальные изменени€ и научный прогресс, которые имели место в мире со времени прин€ти€ ”става ќрганизации ќбъединенных Ќаций, придают возрастающее значение этим принципам и необходимости их более эффективного применени€ в де€тельности государств, где бы они ни осуществл€лись"24 .

¬ течение многих веков ћировой океан использовалс€ "как обща€ просторна€ дорога всех наций"25 . ƒо второй половины XX в. практически использовалась лишь поверхность океана. Ќаучно-техническа€ революци€ позволила начать освоение человечеством новой части земли- дна морей и океанов. Ёта проблема стала одной из острейших в сфере международных отношений, затрагива€ политические, экономические, правовые и военные интересы больших и малых стран всех континентов, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. —овременна€ техника, позвол€€ эксплуатировать морское дно не только в экономических, но и в военных цел€х, породила реальную опасность распространени€ гонки вооружений и на этот район.

30 окт€бр€ 1969 г. делегаци€ми ———– и —Ўј в  омитете по разоружению был внесен проект ƒоговора о запрещении размещени€ на дне морей и океанов и в его недрах €дерного оружи€ и других видов оружи€ массового уничтожени€. ѕроект был одобрен XXV сессией √енеральной јссамблеи ќќЌ 7 декабр€ 1970 года. ¬ преамбуле отмечаетс€, что он "€вл€етс€ шагом на пути к договору о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем"26 . ƒоговор содержит в себе запрещение устанавливать и размещать на дне морей и океанов и в его недрах за внешним пределом зоны морского дна любое €дерное оружие или какие-либо другие виды оружи€ массового уничтожени€, а также сооружени€, пусковые установки и любые другие устройства, специально предназначенные дл€ хранени€, испытани€ или применени€ такого оружи€.

ѕрин€тие ƒоговора о запрещении размещени€ на дне морей и океанов и в его недрах €дерного оружи€ и других видов оружи€ массового уничтожени€ €вилось важным вкладом в дело ограничени€ сферы размещени€ средств массового уничтожени€. ќн еще больше расшир€ет пространство, свободное от €дерного оружи€. ¬ажное значение договора заключаетс€ также в том, что он €вл€етс€ шагом на пути к полной демилитаризации морского дна и об€зывает все государства в соответствии с договором прилагать усили€ дл€ практического решени€ этой задачи.

¬ проекте статей ƒоговора об использовании морского дна в мирных цел€х27 , внесенном в июле 1971 г. делегацией ———– в  омитет ќќЌ по


24 ƒокумент ќќЌ ј/2625 (XXV), 4 но€бр€ 1970 года.

25  . ћаркс и ‘. Ёнгельс. —оч. “. 15, стр. 439.

26 “екст договора см. "»звести€", 11.II.1971.

27 ƒок. ќќЌ ј/ј—/138/43.

стр. 70


подготовке к конференции по морскому праву, котора€ должна состо€тьс€ в ∆еневе в 1975 г., отмечаетс€, что сотрудничество в этой области между государствами, базирующеес€ на договорной основе, €вилось бы вкладом в поддержание мира и безопасности, развитие международного сотрудничества, а также содействовало бы использованию ресурсов морского дна в интересах экономического прогресса народов. ¬ проекте предусматриваетс€, что морское дно и его недра открыты дл€ использовани€ исключительно в мирных цел€х всеми государствами как прибрежными, так и не имеющими морского берега, без какой-либо дискриминации. Ќи одно государство не будет претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществл€ть таковые над какой-либо частью морского дна или его недр. –авным образом морское дно и его недра не должны быть предметом присвоени€ государствами или лицами (физически или юридически) каким бы то ни было образом. ¬ проекте определ€етс€, что использование морского дна и его недр в военных цел€х запрещаетс€. Ёта стать€ направлена на практическое решение задачи полной демилитаризации морского дна.

ќпасность, св€занна€ с ухудшением и разрушением окружающей человека среды, все более осознаетс€ руковод€щими де€тел€ми государств. ¬се народы мира кровно заинтересованы в сохранении природных ресурсов земли. Ќо дл€ этого необходимо активное многостороннее международное сотрудничество и рациональное использование природных ресурсов. ¬ этой св€зи важной инициативой €вл€етс€ внесение делегацией ———– на рассмотрение XXIX сессии √енеральной јссамблеи ќќЌ проекта " онвенции о запрещении воздействи€ на природную среду и климат в военных и иных цел€х, несовместимых с интересами обеспечени€ международной безопасности, благососто€ни€ и здоровь€ людей". ѕроект предусматривает, что каждый из участников конвенции об€зуетс€ не проводить разработку метеорологических, геофизических и любых иных научно-технических способов воздействи€ на природную среду, включа€ погоду и климат, в военных и иных цел€х, несовместимых с интересами обеспечени€ международной безопасности и интересами обеспечени€ благососто€ни€ и здоровь€ людей, а также никогда ни при каких обсто€тельствах не прибегать к таким способам воздействи€ на природную среду и климат и не приступать к подготовке их использовани€.

√овор€ о принципе защиты природной среды от загр€знени€ и разрушени€, нельз€ не отметить его общечеловеческий характер. –азработка международно- правовых принципов и норм, касающихс€ предотвращени€ дальнейшего загр€знени€ окружающей среды, - общее дело всех государств. Ќа —токгольмской конференции ќќЌ по окружающей среде 5 - 16 июн€ 1972 г. был поставлен вопрос о предотвращении дальнейшего загр€знени€ морей. Ёта проблема имеет особое значение, так как подавл€юща€ часть пространства, наход€щегос€ за пределами действи€ национальной юрисдикции государств, приходитс€ на долю ћирового океана и атмосферы над ним. ¬ документе, выработанном по данному вопросу на —токгольмской конференции, правительствам рекомендуетс€ при помощи соответствующих органов ќќЌ осуществить р€д необходимых мер.

¬ материалах —токгольмской конференции ќќЌ по окружающей среде отмечаетс€, что количество попадающих в океаны загр€знителей с каждым годом растет. ≈сли этот процесс останетс€ по-прежнему бесконтрольным, то он представит угрозу дл€ производительности ћирового океана и благососто€ни€ всего человечества. —бросы загр€знителей, как правило, в открытое море производ€тс€ бесконтрольно. Ёто обсто€тельство, не говор€ уже о прочих факторах, требует прин€ти€ неотложных мер. ¬ принципах, провозглашенных в прин€той конференцией ƒекларации, определено, что государства должны тесно сотрудничать дл€

стр. 71


дальнейшего развити€ международных принципов, касающихс€ защиты окружающей среды.

Ќа пути решени€ проблемы предотвращени€ загр€знени€ океанских и морских вод серьезным шагом €вилась состо€вша€с€ в но€бре 1972 г. в Ћондоне ћежправительственна€ конференци€ по вопросу о мерах по предотвращению загр€знени€ морской среды. ¬ ее работе прин€ли участие делегации 80 стран, в том числе и —оветского —оюза. ”частники конференции выработали  онвенцию по предотвращению загр€знени€ мор€ сбросами отходов и других материалов28 , котора€ была открыта дл€ подписани€ любым государством в ћоскве, ¬ашингтоне, Ћондоне и ћехико с 29 декабр€ 1972 г. по 31 декабр€ 1973 года.  онвенци€ свидетельствует о заинтересованности всех государств в сохранении ресурсов морей. ¬ ее преамбуле отмечаетс€, что, согласно ”ставу ќќЌ и принципам международного права, государства имеют суверенное право эксплуатировать свои собственные ресурсы в соответствии с их собственной политикой в отношении окружающей среды, а также несут ответственность за обеспечение того, чтобы де€тельность, осуществл€ема€ в рамках их юрисдикции или контрол€, не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, наход€щихс€ за пределами действи€ национальной юрисдикции.  онвенци€ устанавливает, что договаривающиес€ стороны, в соответствии с ее положени€ми, принимают кажда€ в отдельности, в зависимости от своих научных, технических и экономических возможностей, а также коллективно эффективные меры по предотвращению загр€знени€ морской среды, вызываемого сбросами, и согласовывают свою политику в этом отношении.

 онвенци€ полностью запрещает сбрасывание в мор€ и океаны р€да особо опасных отходов производства, содержащих радиоактивные вещества с таким уровнем, которые компетентна€ в данной области международна€ организаци€ (ћј√ј“Ё) определ€ет с точки зрени€ здравоохранени€ по биологическим и другим причинам как недопустимые дл€ сброса в море.   полностью запрещенным веществам дл€ сброса относ€тс€ хлорорганические соединени€, ртуть, кадмий, нефть, т€желое дизельное топливо и смазочные масла, а также некоторые другие вещества.

–ешение вопроса о предотвращении загр€знени€ морей тесно св€зано с результатами научных исследований. ¬виду этого меры по охране морской среды должны также способствовать сотрудничеству в передаче технологии при проведении научных исследований. –астуща€ взаимосв€занность в сфере рационального дл€ всего человечества использовани€ богатств природы, защиты и улучшени€ природной среды про€вл€етс€ как в расширении и углублении межгосударственного научно-технического сотрудничества, так и активном создании природоохранительных норм международного права.

—ледовательно, на разработку международных норм и принципов при исследовании и использовании ћирового океана, включа€ морское дно, вли€ют самые различные факторы, требующие максимального и всестороннего учета.  онечно, научно-технический прогресс сам по себе не ведет к разрушению природы, загр€знению морской среды. ѕорча природной среды св€зана с капитализмом, с присущей ему анархией производства, стремлением к получению максимальной прибыли. ¬ услови€х социализма рациональна€ организаци€ народного хоз€йства служит надежной основой дл€ решени€ различных экологических проблем.

«абота всего человечества об экологическом благополучии «емли расшир€ет возможность плодотворного сотрудничества государств с раз-


28 “екст конвенции см.: "ћежправительственна€ конференци€ по вопросу о мерах по предотвращению загр€знени€ морской среды". 1972 г. Ћондон. ћатериалы и документы.

стр. 72


личным социальным строем. Ёто сотрудничество всех государств должно благотворно повли€ть на осуществление принципа мирного сосуществовани€, на претворение в жизнь задачи всеобщего и полного разоружени€. ¬ процессе обсуждени€ и выработки международных принципов и норм по проблемам, имеющим глобальное значение, конечно, неизбежны противоречи€ в оценке предлагаемых мер и методов решени€. ќднако важно подчеркнуть, что эти проблемы, затрагива€ жизненные интересы всего человечества, должны решатьс€ на основе единства действий всех стран, стрем€щихс€ к предотвращению экологического кризиса.

¬ советско-американском коммюнике (май 1972 г.) отмечаетс€, что путем совместных исследований и прин€ти€ совместных мер —оветский —оюз и —оединенные Ўтаты надеютс€ внести вклад в сохранение благопри€тной дл€ здоровь€ человека окружающей среды в своих странах и во всем мире. Ётим цел€м, в частности, служат —оглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 23 ма€ 1972 г. и —оглашение о сотрудничестве в области исследовани€ ћирового океана от 19 июн€ 1973 года. «аключение подобных двусторонних, а также и многосторонних соглашений создает надежную основу дл€ долговременного сотрудничества государств. ¬о врем€ встречи с представител€ми деловых кругов —Ўј 23 июн€ 1973 г. Ћ. ». Ѕрежнев отмечал: "ѕолным ходом идет научно-техническа€ революци€, движущей силой которой €вл€ютс€ великие достижени€ человеческого гени€ и труда. Ѕольших успехов достигло развитие культуры и образовани€. Ётот неудержимый прогресс порождает огромный рост потребностей и запросов людей и требует все более широкого международного разделени€ труда, развити€ торговли, экономических, научно-технических и культурных св€зей между государствами. ќсобенно это относитс€ к крупным странам, добившимс€ значительных успехов в своем развитии"29 . ¬ совместном советско- американском коммюнике от 3 июл€ 1974 г. говоритс€, что "объединение усилий ———– и —Ўј в таких сферах сотрудничества, как медицинска€ наука и здравоохранение, охрана и улучшение окружающей человека среды, наука и техника, исследование космического пространства и ћирового океана, мирное использование атомной энергии, сельское хоз€йство, транспорт, создает предпосылки дл€ ускоренного решени€ р€да актуальных и сложных научно- технических проблем, сто€щих перед всем человечеством"30 . явным несоответствием с интересами миролюбивых народов €вл€етс€ призыв  Ќ– к решению проблем ћирового океана в пор€дке односторонних действий. Ёта позици€  ита€ была подвергнута в советской периодической печати решительной критике как несовместима€ с общепризнанными началами современных международных отношений, с интересами всего человечества и ведуща€, по существу, к разрушению международной законности31 .

¬ажно также подчеркнуть роль современных международных организаций, ставших посто€нным и весьма значительным фактором международной жизни в решении глобальных проблем. –азвитие этих организаций отражает процесс становлени€ новых методов решени€ международных проблем. Ёти новые методы многообразны и св€заны с различным механизмом международных организаций. ѕри этом необходимо подчеркнуть, что в любом случае международные организации не обладают суверенной волей. ≈ю обладают лишь государства, их учредившие.


29 "¬изит Ћеонида »льича Ѕрежнева в —оединенные Ўтаты јмерики", стр. 79.

30 "ƒокументы и материалы третьей советско-американской встречи на высшем уровне", стр. 74.

31 —м.: ќ. Ќ. ’лестов. ћеждународно-правовые проблемы ћирового океана. "ћеждународна€ жизнь", 1972, N 2; "ћеждународна€ жизнь". 1973, N 5, стр. 128 - 129.

стр. 73


Ћюба€ международна€ организаци€ представл€ет собой инструмент сотрудничества между государствами и ни в коем случае не может сто€ть над государствами. «адачу охраны природы ныне решают более 200 посто€нных международных организаций.   их числу относитс€ созданный в 1948 г. ћеждународный союз охраны природы и природных ресурсов и множество региональных и субрегиональных организаций.

ќднако их усили€ пока еще не дают видимых результатов из-за несоответстви€ глобального масштаба задач ограниченным ресурсам, наход€щимс€ в распор€жении этих организаций. ”спешно решать эти задачи можно только путем межгосударственного комплексного сотрудничества. »менно об этом неоднократно за€вл€ли правительства социалистических стран.

¬ вопросе о соотношении де€тельности международной организации и вход€щих в нее государств в глобальных проблемах международно-правова€ практика уже идет по пути, когда де€тельность этих организаций представл€ет собой лишь разновидность совместной де€тельности государств, которые нар€ду с этим предпринимают и самосто€тельные акции, а также используют двустороннее и многостороннее сотрудничество с другими государствами вне рамок той или иной международной организации. ¬месте с принципом универсальности, то есть участи€ всех государств в решении глобальных проблем, така€ практика открывает большие возможности дл€ де€тельности государств по охране различных природных сред.

–азработка международных норм и принципов, отражающих специфику де€тельности государств в решении глобальных проблем, возникающих под вли€нием научно-технического прогресса, дает благодатную почву государствам с различным социальным строем дл€ взаимовыгодного сотрудничества в интересах мира и блага народов, ƒолг советской внешнеполитической науки и дипломатии состоит в разработке и обеспечении прин€ти€ таких международных актов по межгосударственному сотрудничеству, порождаемому научно-технической революцией, которые бы €вились действенным оружием в борьбе за мир и социальный прогресс.

 

ќпубликовано 27 ма€ 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на ѕорталус.
¬аше мнение?