Рейтинг
Порталус

Рецензии. И. П. БЕЛЯЕВ, Е. М. ПРИМАКОВ. ЕГИПЕТ: ВРЕМЯ ПРЕЗИДЕНТА НАСЕРА

Дата публикации: 09 июня 2017
Автор(ы): Г. Ф. КИМ, Р. Г. ЛАНДА
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, 1975-08-31
Номер публикации: №1496992049


Г. Ф. КИМ, Р. Г. ЛАНДА, (c)

М. Изд-во "Мысль". 1974. 400 стр. Тираж 25000. Цена 1 руб. 65 коп.

Египет, начавший новую жизнь после 1952 г., и его лидер Гамаль Абдель Насер привлекали и привлекают пристальное внимание историков, политиков и публицистов. Поэтому понятен тот интерес, который вызвала монография видных советских ученых-арабистов, доктора экономических наук И. П. Беляева и чл. -корр. АН СССР Е. М. Примакова "Египет: время президента Насера". Большую часть периода президентства Насера авторы провели в Египте, сменив один другого в качестве собственных корреспондентов газеты "Правда". Но их книга не журналистский очерк, хотя и

стр. 172


обладает многими его достоинствами. Это исследование, построенное на обилии изученных фактов и документов, книг и личных наблюдений, печатных и устных первоисточников.

Монография дает четкое представление об особенностях египетской революции, о принципиальных политических сдвигах в самой крупной из арабских стран в один из наиболее сложных и интересных периодов ее истории, во многом определивший нынешний ход событий в Египте. В то же время в книге много места отводится анализу социально- экономических аспектов развития Египта в 1952 - 1970 гг.1 , а также - интерпретации этих аспектов, представляющих значительный интерес в связи с продолжающимися среди историков-востоковедов дискуссиями об общем и особенном в эволюции современных стран Азии и Африки. 1952 - 1970 гг. были исторически переломными годами выхода на социальную и политическую авансцену Египта средних, промежуточных и других непролетарских трудовых слоев (к которым, кстати, принадлежал и сам президент, выходец из семьи мелкого почтового служащего), годы тяжелой и продолжительной (в какой-то мере длящейся до сих пор) борьбы этих слоев и растущего рабочего класса с двуединым противником: феодализмом и империализмом, обретения экономической самостоятельности и избавления от хозяйственного диктата иностранных монополий, перехода от политики ограниченного госкапитализма к глубоким, радикальным социально-экономическим преобразованиям, к трансформации всей производственно- управленческой структуры народного хозяйства Египта. Все эти политические, социальные, экономические повороты, иногда довольно крутые, вывели страну из вековой летаргии феодализма и компрадорства на трудный путь независимого развития, экономического и социального прогресса, политического подъема и национального достоинства. На таком тернистом пути ответственность руководителя, тем более общепризнанного лидера, каким был Насер, исключительно велика.

И. П. Беляев и Е. М. Примаков пишут: "Будучи выдающимся политическим деятелем, проявляя незаурядную способность к пониманию истинных интересов своего народа, обладая широтой взглядов, наконец, испытывая буквально повседневную потребность в познании ранее неведомых ему связей между явлениями, Насер проделал за годы своего президентства значительную эволюцию в сторону научного социализма. Он так, очевидно, и не стал социалистом в подлинно научном понимании этого слова: жизнь не отпустила ему необходимых для этого дополнительных лет. Однако путь от офицера, симпатии и антипатии которого во многом диктовались законами и правилами кастовости, до крупнейшего политического деятеля, познавшего необходимость борьбы против империализма и буржуазии и постепенно подошедшего к оптимальным средствам и формам такой борьбы, был по плечу лишь исключительно одаренной, самобытной личности" (стр. 297 - 298).

Эти правильно подмеченные одаренность и самобытность, своего рода оригинальная "первичность" и яркость поступков, мыслей и выражений были присущи всем выдающимся вождям освободительных движений Азии и Африки. В большинстве своем они были вознесены на вершину власти гигантской волной революционного патриотического порыва своих народов, сбрасывавших оковы колониализма. Это обстоятельство наложило глубокий отпечаток на всю их дальнейшую деятельность. Именно такие национально-революционные лидеры, как Насер, наиболее полно и последовательно выражали интересы и стремления единого антиимпериалистического фронта всех активных и жизнеспособных сил нации, в том числе и трудящихся, больше других участников этого фронта заинтересованных в прогрессивных социальных преобразованиях.

Одно из противоречий политики Насера заключалось в том, что он, субъективно желая избавить простых тружеников от эксплуатации, объективно не мог этого сделать, ибо национальная буржуазия и гигантская масса мелких собственников (то есть потенциальных кандидатов в эксплуататоры) были существенными составными частями антиимпериалистического и антифеодального фронта, еще не исчерпали своих революционных возможностей и играли важную роль в деле экономического, социального и культурного прогресса. В соответствии с насущными нуждами революции Насер стремился максимально использовать силы всех ее отрядов, не допуская серьезных расхождений, а тем более разрыва между ними, и концентрируя их энергию в


1 История Египта первых послевоенных лет наиболее глубоко исследована в книге Б. Г. Сейраняна "Египет в борьбе за независимость. 1945 - 1952" (М. 1970).

стр. 173


единых общенациональных действиях, осуществлявшихся ради того, что еще просветители и энциклопедисты XVIII в. именовали "общественным делом" и "общественным благом". Если продолжить эту (разумеется, весьма условную) историческую параллель, то Насера с некоторыми оговорками можно признать вождем своего рода "третьего сословия" послереволюционного Египта (то есть единого блока патриотического крыла национальной буржуазии, пролетариата, средних и промежуточных слоев), решительно противопоставившего себя блоку сил реакции - империализма, феодализма и крупного капитала.

Вместе с тем, как показано в книге, деятельность президента Насера и образованной его соратниками и единомышленниками политической группировки (организации "Свободные офицеры", фактически сыгравшей в предреволюционном Египте роль небольшой, но эффективной антимонархической и патриотической партии) протекала в новых международных условиях. Образование мирового социалистического содружества и его успехи в ходе противоборства с мировой системой капитализма, подъем рабочего движения в развитых капиталистических странах, усиление национально-освободительного движения в колониях и полуколониях оказали значительное влияние на обстановку в Египте и на позицию египетского революционного руководства. Нет сомнения, что благодаря этому влиянию искра антиимпериалистической революции, зажженная "свободными офицерами" в июле 1952 г., не была затоптана соединенными усилиями внешней и внутренней реакции, а, наоборот, получила возможность разгореться в пламя, осветившее египетскому народу путь выхода из мрака империалистического гнета и феодального насилия. Впервые за века и даже тысячелетия египтяне стали хозяевами у себя дома и смогли начать эпоху независимого и суверенного развития Египта ввиду ослабления империализма и сужения его позиций в новых условиях противоборства двух мировых общественных систем.

Исторической заслугой Насера перед египетской революцией, перед народом Египта и народами всех арабских стран явилось понимание и всемерное использование этого главного фактора новой расстановки сил на мировой арене. Исходя из этого, Насер первым из арабских руководителей смог не только бросить вызов крупнейшим империалистическим державам, но и мужественно противостоять им, сделать важные шаги по пути выковывания антиимпериалистического единства арабов.

Последовательный курс на уничтожение военных баз империализма на египетской земле в 1954 г., активное участие в Бандунгской конференции, обращение к СССР и Чехословакии за помощью в деле укрепления обороноспособности Египта в 1955 г., национализация Суэцкого канала и стойкость в деле ликвидации с помощью СССР последствий англо- франко-израильской агрессии в 1956 г., "египтизация" собственности иностранных монополий в 1957 г., ограждение Сирии от империалистических происков путем унии Египта и Сирии в 1958 г., национализация крупнейших банков (в 1960 г.), крупной промышленности и других ключевых отраслей производства в соответствии со знаменитыми "социалистическими декретами" июля 1961 г., продолжение курса на национализацию средств производства в 1962 - 1964 гг., вторая аграрная реформа 1961 - 1966 гг., подорвавшая корни феодализма в египетской деревне, - таковы этапы революционной политики Насера, учившегося у жизни и умело использовавшего обстоятельства внутренней и международной обстановки в целях продолжения и углубления последовательно патриотического курса и прогрессивных преобразований. При этом сама социальная действительность, как подчеркивают авторы, побуждала и египетскую революцию и Насера как ее лидера не ограничиваться только рамками антиимпериализма и антифеодализма, а переходить к серьезным антикапиталистическим мерам, во всяком случае - к мерам по ограничению и ликвидации крупной и части средней национальной буржуазии, предававшей и тормозившей революцию, объективно (а иногда и субъективно) смыкавшейся с империалистами и феодалами, саботировавшей патриотические и революционные преобразования в стране.

Вопрос об антибуржуазной направленности мер Насера очень сложен и неоднозначен. С одной стороны, президент всегда стремился опираться на патриотические элементы национальной буржуазии, которые он считал "неэксплуататорскими" и всегда называл в качестве неотъемлемой части своей социальной базы (наряду с крестьянами, рабочими, солдатами и интеллигенцией). С другой - своекорыстие, саботаж, паразитизм и эгоизм крупных буржуа, не желавших сотрудничать с правительством в деле экономического подъема Егип-

стр. 174


та, вызывали его возмущение и в конечном итоге стали (разумеется, наряду с трезвым учетом перспектив дальнейшего развития экономики и социальной обстановки в стране) одной из причин крутых мер 1961 -1964 годов. Насер не был сторонником марксизма и не руководствовался его отношением к буржуазии. Но, как отмечают авторы, "раскрывая "книгу жизни", Насер все больше убеждался, что в ней уже "записано" многое из того, что предсказывали, о чем раньше говорили и писали марксисты, в том числе и египетские" (стр. 283). Вместе с тем, оценивая книгу, хотелось бы подчеркнуть необходимость дальнейшей разработки таких вопросов, как сущность антикапиталистических преобразований Насера и понимание им социализма.

Курс на укрепление перспективного союза египетской революции с мировой социалистической системой оправдал себя во время тяжелого испытания для всего арабского мира-агрессии Израиля против Египта, Сирии и Иордании в июне 1967 года. Именно твердая позиция СССР и других стран социализма сорвала империалистические планы свержения прогрессивных режимов в Египте и Сирии, способствовала восстановлению и укреплению обороноспособности Египта, а также Сирии и Ирака, усилению их международных позиций. Это явилось причиной сначала вынужденного отказа Израиля летом 1970 г. от попыток "выбомбить" Египет (что было прямым следствием большого вклада СССР в усиление ПВО Египта), а впоследствии - первых успехов арабских армий в войне 1973 г. (четвертой с 1948 г. войне арабов против израильского агрессора). Эта принципиальная позиция СССР получила высокую оценку Насера. "Не только египтяне, - отмечал он в марте 1970 г., - но и все борющиеся народы высоко оценивают искреннюю и честную поддержку, которую оказывает Советский Союз. СССР помогает нам бороться за мир и освобождение нашей земли, а не захватывать новые территории. Не будь Советского Союза, мы не могли бы осуществить свои чаяния"2 . В период президентства Насера было установлено и всемерно развернулось подлинно равноправное и взаимовыгодное экономическое сотрудничество с СССР, которое способствовало превращению Египта из отсталой сельскохозяйственной страны в аграрно-индустриальное государство. "Мы никогда не забудем, - говорил Насер, - поддержку Советского Союза во все трудные для нас дни... Мы никогда не забудем его помощи нам в строительстве высотной Асуанской плотины, которая в веках останется символом арабо-советской бескорыстной дружбы, основанной на высоких идеалах и принципах" 3 .

Таким образом, время президента Насера - это исторически принципиально важный период, время прогрессивного развития египетской революции, коренной ломки традиционной буржуазно-помещичьей структуры египетского общества, закладывания основ и укрепления всестороннего сотрудничества с СССР. Это определяет как научную, так и общественно-политическую актуальность исследования И. П. Беляева и Е. М. Примакова.

О значении монографии лучше всего говорит высокая оценка проделанной авторами работы общественностью и руководством Арабской Республики Египет: в январе 1974 г. И. П. Беляеву и Е. М. Примакову была присуждена премия имени Гамаля Абделя Насера. Тем самым получили признание заслуги авторов как перед историографией Египта, так и в укреплении давней дружбы между СССР и АРЕ.


2 "Правда", 27.III.1970.

3 "Новейшая история арабских стран". М. 1968, стр. 435.

Опубликовано на Порталусе 09 июня 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама