Рейтинг
Порталус

В. А. ГЕОРГИЕВ. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в.

Дата публикации: 11 июля 2017
Автор(ы): Л. С. СЕМЕНОВ, В. И. ШЕРЕМЕТ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Номер публикации: №1499741150


Л. С. СЕМЕНОВ, В. И. ШЕРЕМЕТ, (c)

М. Изд-во МГУ. 1975. 200 стр. Тираж 2365 экз. Цена 90 коп.

На протяжении первой половины XIX в. Ближний Восток не раз являлся ареной острых международных кризисов. Политика России на отдельных этапах развития восточного вопроса получила освещение в ряде монографий советских авторов1 . Однако по истории восточного кризиса 1839 - 1841 гг., закончившегося установлением международно-правового режима черноморских проливов, до сих пор не было специального исследования. Книга кандидата исторических наук, старшего преподавателя Исторического факультета МГУ В. А. Георгиева восполняет этот пробел. Она базируется на широком круге источников, в том числе неопубликованных или мало известных 2 . Наряду с официальными документами и дипломатической корреспонденцией привлечены материалы прессы, мемуары и частная переписка государственных деятелей и дипломатов России, Англии, Австрии, Франции.

Автор выделяет две группы противоречий на Ближнем Востоке в 1830-е - 1840-е годы: между Англией и Францией, между западными державами и Россией. Основное внимание уделено второй группе противоречий, особенно русско-английским отношениям, которые, по мнению автора, определяли в значительной степени развитие восточного вопроса в те годы. В книге справедливо подчеркивается, что экономическое развитие России и стран Западной Европы оказало существенное влияние на их политику в восточном вопросе (стр.5 - 13).

В. А. Георгиев правильно отмечает, что в изучаемый период происходит дипломатическое сближение Англии и России, несмотря на имевшиеся серьезные политические и экономические разногласия между ними. Однако в книге недостаточно охарактеризованы другие направления внешней политики Англии этого времени, оказывавшие влияние на ее отношения с Россией. Ведь последние развивались в условиях угрозы разрыва Англии с Францией и, возможно, с США, незавершенного конфликта с Ираном, "опиумной войны" в Китае и вторжения войск Ост-Индской компании в Афганистан. Необходимо было также учесть влияние экономического кризиса в Англии 1836 - 1837 годов.

При рассмотрении англо-русских отношений по восточному вопросу В. А. Георгиев большое значение придает торговому соперничеству двух стран (стр. 13 - 16). Он подчеркивает, что происходило постоянное увеличение британского экспорта в Турцию и расширение ассортимента сбываемых товаров. В книге верно отмечено, что укреплению позиций Англии в Турции способствовало проникновение английского капитала (стр. 14 - 15, 99). Следовало бы при этом сказать, что вопрос о внешних займах Турции на рубеже 30-х - 40-х годов XIX в. не вышел еще из стадии проектов.


1 А. В. Фадеев. Россия и восточный кризис 20-х гг. XIX в. М. 1958; Н. С. Киняпина. Внешняя политика России первой половины XIX в. М. 1963; О. Б. Шпаро. Освобождение Греции и Россия. М. 1965; И. С. Достян. Россия и балканский вопрос. М. 1972; "Международные отношения на Балканах". М. 1974.

2 См., например, "Correspondence relative to the Affaires of the Levant". Vol. I-III. L. 1841 - 1842.

стр. 163


Автор утверждает, что Николай I вскоре после 1841 г. понял, что обманут Англией (стр. 192). Однако ход переговоров и в 1844 г. и в 1853 г. свидетельствует об обратном 3 . В книге говорится, что царское правительство, считая возможной посылку десанта для защиты Константинополя, летом 1840 г. привело в боевую готовность эскадру Черного моря (стр. 133 - 139). Здесь нужно было бы указать, что эти действия были предприняты в соответствии с Лондонской конвенцией 3(15) июля 1840 г. (статья 3).

Внешнеполитическая программа Г. Пальмерстона в период кризиса 1839 - 1841 гг. заключалась в том, чтобы утвердить английское влияние в Константинополе, подорвать русскую торговлю на Ближнем Востоке, вытеснить Францию из Сирии и Египта (стр. 35). Непременным условием соглашения с султаном являлось распространение договоров Англии с Турцией на Египет. "Только так мы сможем свести на нет торговое влияние Франции, - заявил английский представитель в Константинополе Г. Понсонби в январе 1841 г., - и поддержать авторитет султана", - добавил он, маскируя задачи, поставленные Пальмерстоном (стр. 174). Распространение англотурецкого торгового соглашения на Египет было предусмотрено при заключении торгового договора 1838 года. Однако, как подчеркивают арабские историки, добиться этого Англия смогла только после вооруженного вмешательства в турецко-египетский конфликт 4 .

Шаг за шагом автор раскрывает дипломатическую борьбу держав во время подготовки и подписания Лондонских конвенций 1840 и 1841 гг., которые были важными вехами второго египетского кризиса. В исследуемый период, как показано в работе, западные державы, и прежде всего Англия, стремились не допустить продления и применения Ункяр-Искелесийского договора 1833 г. о союзе между Россией и Турцией. Если ранее эта политика освещалась преимущественно на основе донесений английских и французских представителей в Турции, то В. А. Георгиев дает не только критический анализ этих документов, но значительно дополняет их весьма ценными сведениями, содержащимися в переписке дипломатических представителей России в Константинополе, Вене, Париже и Лондоне. Весьма важен для понимания внешнеполитического курса России в период кризиса 1839 - 1841 гг. неопубликованный доклад министра иностранных дел К. В. Нессельроде от 23 апреля 1839 г., проанализированный в монографии (стр. 89 - 90). Используя донесения посланника в Англии Ф. И. Бруннова, В. А. Георгиев раскрывает ход русско-английских переговоров в 1839 г., причину их неудачи, работу Лондонской конференции послов. Им привлечены также донесения из Лондона Н. Д. Киселева, которые отразили наметившееся сближение Англии и России в восточном вопросе. Хотелось бы отметить, что задачами британского кабинета в восточной политике явилось, кроме того, предотвращение русско-французского союза 5 и двустороннего урегулирования турецко-египетского конфликта6 .

Впервые подробно рассмотрено В. А. Георгиевым англо-австрийское военное вмешательство в турецко- египетский конфликт 1839 - 1841 гг., выяснена фактическая история интервенции, а также охарактеризована работа Константинопольской конференции европейских представителей. В. А. Георгиев широко привлекает донесения поверенного в делах В. П. Титова и генерального консула в Бейруте К. М. Базили. Он убедительно показывает, что совместные действия Англии и Австрии - двух соперников в восточном вопросе - были направлены на ослабление влияния как Франции, так и России.

Интересны наблюдения автора относительно англо-турецких переговоров о военном союзе в 1838 - 1839 годах. Миссия Мустафы Решид-паши, который вел эти переговоры в Лондоне, довольно обстоятельно изучена турецкими историками7 . Английская историография об этом эпизоде предпочитает умалчивать. В. А. Георгиев рассматривает английский проект военного соглашения, известный ранее лишь частично


3 Е. В. Тарле. Крымская война. Т. I. М. 1950, стр. 99 - 100 и др.

4 Р. Аль-Барави и М. Х. Улейш. Экономическое развитие Египта в новое время. М. 1954, стр. 88 и сл.

5 См. переписку Г. Пальмерстона с Ч. Гренвилом: К. Bourne. The Foreign Policy of Victorian England 1830 - 1902. L. 1970, pp. 229 - 231.

6 АВПР, ф. Канцелярия, д. 44, лл. 34- 36.

7 R. Kaynar. Mustafa Restit Pasa ve Tanzimat. Ankara. 1954. См. также более ранние работы турецких историков. Дж. Байсуна. Дж. Бильселя, Ю. Тенгиршенка в кн.: "Tanzimat". Istanbul. 1940.

стр. 164


(стр. 78 - 79); он был направлен как против Мухаммеда Али, так и против России. По проекту, пишет В. А. Георгиев, "Англия предлагала помощь, которую она должна была оказать в этом случае, послав военные корабли в Средиземное и Мраморное моря. Таким образом, Пальмерстои надеялся нейтрализовать Россию во время нового восточного кризиса и заключить с Турцией договор, аналогичный Ункяр-Искелесийскому соглашению 1833 г." (стр. 79). Успехи Англии на Ближнем Востоке автор правильно связывает с ослаблением позиций царизма в этом районе, а также с усилившейся зависимостью Турции. Представляется, что в конечном счете социально-экономические условия явились решающей причиной, воспрепятствовавшей России и Турции, как черноморским державам, упрочить союзнические отношения. Эта сторона вопроса, несмотря на внимание, уделенное ей в книге, требует дальнейшей разработки. Русско-турецкие отношения после Ункяр-Искелесийского договора в советской историографии освещены еще недостаточно. Проведение внутренних реформ турецким правительством в период действия договора 1833 г. придает этой теме особенно важное значение.

Анализируя работы буржуазных авторов, В. А. Георгиев четко прослеживает позицию представителей отдельных школ и направлений. В книге использованы и некоторые исследования арабских историков (например, А. Исмаила, работа которого вышла в Бейруте в 1958 г.). Автору удалось показать, что апологетика внешней политики своих правительств не мешает мемуаристам критиковать собственных коллег (например: Ч. Гренвилу - действия Г. Пальмерстона, Ф. Гизо - неудачи А. Тьера), замалчивая при этом личные ошибки. Интересны данные в книге характеристики ряда государственных деятелей и дипломатов, показ приемов дипломатической борьбы в период кризисной ситуации, изучению которой посвящена монография.

Книгу В. А. Георгиева отличает ясность и динамичность изложения. Перед нами не просто еще одна история восточного вопроса, а исследование содержания, форм я методов политики России и западных держав на Ближнем Востоке, направленное своим острием против буржуазных фальсификаций.

Опубликовано на Порталусе 11 июля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама