Рейтинг
Порталус

Рецензии. В. В. ПОХЛЕБКИН. СССР - ФИНЛЯНДИЯ, 260 ЛЕТ ОТНОШЕНИЙ (1713-1973)

Дата публикации: 16 июля 2017
Автор(ы): Ю. Д. КОМАРОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Источник: (c) Вопросы истории, 1976-09-30
Номер публикации: №1500197539


Ю. Д. КОМАРОВ, (c)

М. Изд-во "Международные отношения". 1975. 408 стр. Тираж 10000. Цена 1 руб. 63 коп.

В монографии кандидата исторических наук В. В. Похлебкина рассматриваются отношения нашей страны с Финляндией со времен Петра I до настоящих дней. Работу характеризует не только масштабность авторского замысла, но и определенная специфика, выражающаяся в том, что книга нацелена на выявление основополагающего аспекта в историческом развитии взаимоотношений двух стран, а именно: как создавалось между этими странами доверие, как оно нарушилось и как было восстановлено. При этом анализируются первопричины данного процесса, которые до сих пор в значительной степени оставались невыясненными. Целостное иссле-

стр. 168


дование большого хронологического отрезка; а также комплексное изложение юридических, политических, психологических и военно-стратегических аспектов в отношениях двух стран позволяют автору добиться объективного анализа взаимоотношений Финляндии с Россией и Советским Союзом, освободив историю этих отношений от различного рода мифов и извращений, наслаивавшихся десятилетиями и поддерживаемых правыми кругами финляндской историографии.

Достоинством книги является единая и ясная терминология, четкость и простота в подаче сложных вопросов, логичность, а также единство публицистического и научного жанра. Нельзя не отметить и такой отличительной черты индивидуального исследовательского профиля автора, как полемическая форма изложения, которую еще В. И. Ленин считал необходимой и желательной "для выяснения глубины существующих разногласий, для всестороннего обсуждения спорных вопросов"1 .

Автор не случайно взял за начальный рубеж своего исследования 1713 - 1714 годы. Это тот этап Северной войны, когда русские войска начали военные действия против шведов в Финляндии и в части этой страны установили свою администрацию. Тогда правительство России обратилось к финнам с декларацией, в которой впервые излагалась его политика в отношении Финляндии. Таким образом, это - время первых непосредственных внешне- и внутриполитических контактов России и Финляндии. С этого рубежа контакты становятся постоянными, так как к России отходит часть Южной Финляндии, и политика по отношению к Финляндии становится компонентом внешней и внутренней политики России. Установление этого хронологического рубежа имеет весьма важное значение, ибо обычно начало русско-финляндских отношений относят к 1809 г. - году присоединения Финляндии к России, забывая, что так называемая Старая Финляндия входила в состав России с 1714 года. Вынеся вперед начальный рубеж русско- финляндских отношений, автор дает читателю возможность уяснить их генезис и тем самым лучше понять их традиции и направления, которые сформировались позднее.

Иными словами, политика, начатая царским правительством в 1809 г. и проводимая им в последующее время, была продолжением, а не началом, как это часто указывается в исторической литературе, отношений между Россией и Финляндией. Политика России, как это ясно показано в книге, уже во время Северной войны имела своей целью вызвать доверие у финнов. Присоединение Финляндии к России было не следствием войны 1808 - 1809 гг., а результатом договора между Финляндией я Россией, в котором Финляндия рассматривалась как равноправный участник. Вплоть до конца XIX в. царское правительство, исходя из внутриполитических и военно-стратегических соображений, а также учитывая политический консерватизм финляндского общества, проводило в отношении Финляндии линию односторонних уступок в экономических и политических вопросах (стр.53).

В книге точно устанавливается время поворота в русско-финляндских отношениях. Предопределенный объективными историческими условиями, он возник в конце XIX в. под давлением трех сил: административного аппарата, военных и промышленно-экономических кругов России, потребовавших от правительства, каждая в своих интересах, унификации финляндских и российских политических и экономических условий и тем самым ликвидации сложившейся обособленности Финляндии (стр. 130 - 136). Став на путь изменения своего курса в отношении Финляндии, Россия никоим образом не имела своей целью ликвидировать финские национальные и культурные особенности. Существующие в финской историографии представления о том, что русское правительство проводило будто бы спланированную, целеустремленную политику национальной дискриминации финнов и их русификации, не имеют под собой оснований. Автор подчеркивает, что в работах В. И. Ленина для обозначения царской политики в отношении Финляндии нигде не употребляются такие выражения, как "русификация" или "национальное угнетение" (стр. 143).

Суть поворота в русской политике 1899- 1901 г. в отношении Финляндии заключалась в стремлении изменить юридическое положение Финляндии в составе Российской империи. Эти попытки были сделаны в грубой и наименее приемлемой для финнов форме, что дало повод для разжигания в Финляндии буржуазного национализма и шовинизма. Революция 1905 - 1907 гг. сорвала эти мероприятия царизма, и автор, показав то, что отличало Финляндию от дру-


1 В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 331.

стр. 169


гих районов России, отмечает, что Финляндия с 1907 г. стала фактически республиканской страной (стр. 147).

Как видно из монографии, царизм, защищая интересы русской буржуазии, вступил в отношения антагонизма с буржуазией Финляндии. В то же самое время финляндская буржуазия, выдавая свои классовые интересы за общефинские, разжигала национальную рознь, натравливая народ Финляндии не только на царское правительство, но и на русский народ (стр. 169). Автор находит и устанавливает четкие границы между национальными и социально-экономическими аспектами русско-финляндских отношений, выбивая тем самым из рук буржуазной историографии излюбленное средство апеллировать к национальным чувствам и трактовать любое социально-экономическое мероприятие и классовое столкновение как национальное угнетение.

Таким образом, к 1917 г. между господствующими классами в России и Финляндии наступил кризис доверия. Восстановить доверие финнов к России не способны были ни самодержавие, ни сменившее его Временное правительство, то есть ни русская буржуазия, ни меньшевики и эсеры. Эта тяжелая задача выпала на долю Советского государства.

Первая часть книги не только дает глубокий и всесторонний анализ развития русско-финляндских отношений, но и успешно выполняет важный авторский замысел в плане подготовки читателя к лучшему пониманию развития взаимоотношений между этими странами после Великой Октябрьской социалистической революции. Предшествующее исследование помогает осознать всю историческую значимость отношений между двумя странами в целом, их уникальность, тогда как разбор только советско-финляндских отношений не дал бы подобных результатов, ибо многие их аспекты и особенности не получили бы соответствующего раскрытия. Именно данная структура работы позволяет автору показать "уроки истории" на примере отношений Финляндии и России, Финляндии и Советского Союза.

В книге прежде всего вскрывается несостоятельность существующих в финляндской буржуазной историографии концепций о том, что В. И. Ленин и большевики предоставили независимость Финляндии в 1917 г. якобы с корыстными целями, в расчете на то, что Финляндия вновь присоединится к России, когда финские рабочие совершат революцию. Автор убедительно показывает, что как раз наиболее характерной чертой советской политики была принципиальная последовательность в национальном вопросе, в отстаивании права наций на самоопределение. Большевики как партия всегда признавали за Финляндией право на самостоятельное существование, не отступив от этой линии и после Октября 1917 года.

Подчеркивая, что сам акт признания независимости Финляндии Советское правительство рассматривало как основу для будущих дружественных отношений, автор последовательно вскрывает причины того, почему Они не установились тогда, наглядно показывая, что без мифа о "красной, большевистской опасности" буржуазия утратила бы в Финляндии свою руководящую роль и что обострение советско- финляндских отношений было ей необходимо для сохранения своих позиций (стр. 216). Из книги ясно видно, что финская буржуазия тешила себя все время мыслью о слабости Советской России, как она стремилась к экспансии против Советского государства. Убедительный вывод автора о том, что конфликт 1939 - 1940 гг. был результатом провокационной политики финских правящих кругов, вынуждены сейчас признавать и буржуазные деятели, что явствует, например, из мемуаров полковника К. Лехмуса2 , бывшего начальника отдела информации финской армии. Одновременно книга разоблачает фальшь пропагандируемой правыми кругами так называемой теории "плывущего бревна", согласно которой Финляндия якобы против своей воли была втянута в водоворот войны против Советского Союза. Недавно опубликованные в финской печати выдержки из дневника финского генерала П. Талвела 3 убедительно свидетельствуют о добровольном согласии правящих кругов Финляндии участвовать в нападении фашистской Германии на СССР в 1941 году.

Исследование внешней политики Финляндии на большом историческом отрезке дает возможность В. В. Похлебкину проследить все ее зигзаги и повороты, раскрыть связь между антирусскими и антисоветскими мифами и реальной антисоветской политикой финляндской буржуазии вплоть до второй мировой войны, а также нарисовать яркую картину того, как эта позиция финляндских


2 См. К. Lehmus. Kolme kriisiu. Helsinki. 1971.

3 См. "Kansan Uutiset", 18.XI.1975.

стр. 170


правящих кругов подрывала национальные интересы Финляндии. Не случайно финская буржуазная историография пытается сделать эту линию неясной, стремясь каждый этап внешней политики своей страны рассматривать изолированно, отделяя таким образом причины от следствия и получая широкие возможности подтасовывать исторический материал.

Важное место отводится в книге характеристике коренного поворота во внешней политике Финляндии после второй мировой войны, которая "показала предельно наглядно не только плачевные результаты внешнеполитических антисоветских концепций финляндских правящих кругов, но и убедительно доказала большинству финнов, что на этом пути нечего искать" (стр. 307). Автор подчеркивает, что поворот не был мгновенным и занял несколько этапов: сначала от перемирия к миру, а затем к заключению в 1948 г. Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, явившегося большим историческим событием в советско-финляндских отношениях. Автор анализирует содержание и смысл договора, его букву и его дух, его особенности. В книге подчеркивается беспрецедентный и уникальный характер советско- финляндского договора, который воплотил ленинские принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем, стал прочным фундаментом советско-финляндских отношений и важным фактором мира и безопасности на Севере Европы.

Советско-финляндские отношения в 1948 - 1973 гг. автор разделяет на четыре этапа и впервые в советской исторической литературе обосновывает их хронологические рамки: 1948 - 1955 гг. - борьба за восстановление советско-финляндского доверия; 1956 - 1960 гг. - формирование "линии Паасикиви - Кекконена" как основного направления финляндской внешней политики, означающего курс на деловое сотрудничество с СССР; 1961 - 1966 гг. - рост международного значения "линии Паасикиви - Кекконена" и, наконец, 1967 - 1973 гг. - расширение и углубление дружественного сотрудничества СССР и Финляндии по всем линиям - государственной, партийной, общественной, экономической и культурной. Четвертый этап развития советско-финляндских отношений можно по праву назвать этапом материализации доверия и дружбы народов СССР и Финляндии. Его наступление, несомненно, вызвано глубокими причинами, связанными с общей демократизацией внутриполитической жизни в Финляндии и с определенными положительными сдвигами в международной обстановке. Начиная с этого момента внешнеполитический курс на дружбу и сотрудничество с СССР получил в Финляндии широкую внутриполитическую поддержку.

Особо автор выделяет итоги советско-финляндских отношений за 50 лет, подчеркивая их международное значение: во-первых, СССР и Финляндия первыми вступили на путь мирного сосуществования стран с различными социальными системами, первыми в условиях послевоенной Европы сумели подняться над тем, что их разделяло, и избрали единственно правильный курс - курс мира и сотрудничества; во-вторых, СССР и Финляндия так построили договорные отношения, что они не только не наносят ущерб, не мешают другим странам, но и выступают в роли гаранта мирного развития в целых регионах Европы - в Северной Европе и в бассейне Балтийского моря, а также имеют стабилизирующее значение для сохранения мира на всем Европейском континенте, способствуя разрядке напряженности; в-третьих, экономические отношения между СССР и Финляндией построены на учете глубоких национальных интересов, совершенно свободны от дискриминации и содействуют укреплению выгодного для каждой страны международного разделения труда и специализации; наконец, опыт советско-финляндских культурных отношений своей разносторонностью, обилием форм и в еще большей степени гармоническим, миролюбивым направлением всего содержания этих контактов также имеет международное значение.

Монография наносит удар по буржуазным концепциям финляндской историографии, которые имеют непосредственное отношение к сегодняшнему дню. Ведь нельзя думать, что наличие дружественных отношений между СССР и Финляндией по государственной линии снимает вопрос о борьбе идеологических взглядов в историографии. Более того, книга вскрывает несостоятельность утверждений западной буржуазной пропаганды о якобы неравноправных отношениях между СССР и Финляндией, разоблачает так называемую теорию "финляндизации", убедительно показывая, что рост и значение международного престижа Финляндии после второй мировой войны опирается именно на развитие и укрепление дружбы и сотрудничества с Советским Союзом, который, как подчеркнул на XXV съез-

стр. 171


де КПСС Л. И. Брежнев, ценит и стремится развивать и обогащать традиционные добрососедские отношения с Финляндией4 . Давая общую оценку монографии, нельзя не отметить тот резонанс, который вызвал в Финляндии ее первый вариант, изданный на финском языке в 1969 г. в Хельсинки. В Финляндии не оказалось почти ни одной газеты, которая не поместила бы рецензии на книгу В. В. Похлебкина, выпущенную там под названием "Финляндия как враг и как друг". Более того, рецензии были напечатаны в различных финских журналах, а также в английских, немецких, шведских и датских газетах и журналах. Как значительное и полезное произведение оценил книгу президент Финляндии У. Кекконен5 . Такой большой интерес к книге, занявшей в Финляндии пятое место среди десяти лучших книг года, объясняется тем, что она затрагивает животрепещущие вопросы истории русско- финляндских и советско-финляндских отношений, которые не потеряли своего значения в идеологической борьбе и по сей день. Автор создал ценную книгу, и его научные усилия заслуживают всяческого одобрения.


4 "Материалы XXV съезда КПСС". М. 1976, стр. 18.

5 См. У. К. Кекконен. Финляндия и Советский Союз. Добрососедство, сотрудничество, взаимопонимание. Речи 1967 - 1972 годов. М. 1973, стр. 74.

Опубликовано на Порталусе 16 июля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама