Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО есть новые публикации за сегодня \\ 18.10.18


ШВЕЙЦАРСКИЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

Дата публикации: 21 июля 2018
Автор: В. С. Лавров
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Номер публикации: №1532186563 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. С. Лавров, (c)

найти другие работы автора

Швейцария - небольшая по численности населения страна - расположена в самом центре Европы. Через нее проходят важнейшие воздушные, железнодорожные, речные, автодорожные международные пути с севера на юг, в том числе и через знаменитые горные перевалы, и с запада на восток - в другие государства Европы. В этой стране берут начало и протекают по ее территории реки Рейн и Рона, имеющие для ряда европейских государств жизненное значение.

В средние века многие государства стремились захватить небольшие, но очень важные в стратегическом отношении швейцарские земли или утвердить там свое влияние. Стремление укрепить свою безопасность и защититься от внешнего нашествия являлось главной причиной образования Швейцарской конфедерации в 1291 г. в составе Швица, Ури, Унтервальдена и затем последующего ее расширения за счет добровольного присоединения к ней других кантонов.

Угроза безопасности извне и внутренние распри продолжались фактически до Венского конгресса 1815 г., определившего территорию конфедерации в пределах ее теперешних границ и установившего для нее статус постоянного вооруженного нейтралитета. Это стало главным принципом внешней политики Швейцарии. На основные направления этой политики большое влияние оказали также экономические факторы. Швейцария бедна природными источниками сырья и энергетическими ресурсами - за исключением водных, которые уже практически использованы 1 . Вместе с тем это очень живописная страна, как бы специально предназначенная для развития туризма. С учетом этих факторов в ней стали развиваться прежде всего такие отрасли экономики, которые требовали небольшого количества сырья, но эффективность которых высока. Так, в стране возникают и развиваются иностранный туризм и часовое производство, которые наряду с сельским хозяйством оставались до первой мировой войны основными отраслями ее экономики. Швейцария стала превращаться в часовую мастерскую мира. Тогда о ней говорили как о стране часов и швейцарского сыра.

Уже в то время благополучие Швейцарии зависело от внешней безопасности (чему содействовал ее нейтралитет), экономического развития и внешней торговли, обеспечивавшей импорт сырья и продажу швейцарских товаров на мировом рынке. Свободная внешняя торговля имела для Швейцарии жизненное значение. В последующие годы широкое развитие получили станкостроение, машиностроение и химическая промышленность. После второй мировой войны происходит быстрый рост химической и фармацевтической промышленности, а в последние годы - электронной и атомного машиностроения. Современные швейцарское машиностроение и станкостроение специализируются в основном на производстве уникальных изделий и небольших серий, предназначенных главным образом для внешнего рынка. Швейцарские фирмы


1 Modern Switzerland. Paolo Alto. 1978. p. 51.

стр. 44


ведут дело эффективно, с минимальным использованием сырья и энергии на единицу изделия. Широко практикуется переработка отходов. Качество выпускаемой продукции весьма высокое. Во многих случаях швейцарские изделия являются как бы признанными в мире эталонами качества.

Для характеристики современной швейцарской экономики укажем, что в 1982 г. общий национальный продукт страны составил 100,9 млрд. долл., а на душу населения - 15595 долл. - самый высокий показатель в капиталистическом мире. Экспорт Швейцарии в том же году был равен 25,92, а импорт - 28,58 млрд. долларов. Швейцария больше товаров ввозит, чем вывозит, а разницу покрывает главным образом за счет доходов от инвестиций - 5,27 млрд. долл. и туризма - 1,13 млрд. долларов. Финансовое положение страны прочно. Общее положительное сальдо платежного баланса в 1982 г. составило 3,14 млрд. долларов. Ее денежные и золотые резервы уступали лишь ФРГ и США, были примерно равны денежным и золотым резервам Франции и намного превышали резервы Англии, Италии и других стран 2 .

Банковское дело имеет для Швейцарии особое значение. Известный швейцарский общественный и политический деятель социалист Ж. Зиглер в своей книге "Швейцария - как она есть" указывает, что швейцарская банковская система является продуктом империализма и призвана служить его интересам, прежде всего интересам США. "Благодаря чрезвычайно гипертрофированной банковской системе, а также восхитительным институтам банковской секретности и номерных счетов, - пишет Зиглер, - швейцарская олигархия функционирует как хранилище для всей мировой капиталистической системы" 3 . Как подчеркивается в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 1975 г., "Гельветическая конфедерация является ведущим мировым рынком денег, золота и ценных бумаг, она является третьей в мире финансовой державой" 4 .

Швейцарские банки, конечно, вносят существенный вклад в экономический потенциал страны, но их важная роль заключается также в финансовом обслуживании всей капиталистической системы, прежде всего крупнейших транснациональных компаний. В швейцарских банках хранятся огромные состояния вкладчиков, иногда сомнительного происхождения, а также незаконно ввезенные в эту страну деньги - это все т. н. грязные деньги. Вкладчиков привлекает в Швейцарию стабильность внутриполитической обстановки и нейтралитет страны, надежность и секретность вкладов. Желание вложить деньги и другие ценности, особенно "грязные деньги", в швейцарские банки в период кризисных ситуаций так велико, что иногда, как, например, в середине 70-х годов, в целях защиты валюты и экономики правительством и парламентом страны принимаются специальные меры - отмена выплаты процентов по иностранным счетам в швейцарских банках, введение по таким счетам "отрицательного процента", когда не банки платят вкладчикам определенный процент за вложенные деньги, а напротив - вкладчики должны платить проценты банкам, причем весьма высокие, доходящие порой до 40%, за то только, что их ценности хранятся в Швейцарии. Демократические круги страны по соображениям морального и политического порядка выступают против хранения в Швейцарии "грязных денег", требуют изменения существующих правил деятельности банков.

Природные условия, потребности развития экономики, прежде всего промышленности и банковского дела, международные обязательства


2 Switzerland in Figures. Zurich. 1983.

3 Ziegler J. Switzerland Exposed. Lnd 1978, pp. 7, 8.

4 Цит. по: ibid., p. 4.

стр. 45


Швейцарии выдвигают определенные задачи перед ее внешней политикой и дипломатией. Швейцарские политические деятели, в том числе и представители Федерального департамента (министерства) иностранных дел, в качестве основных принципов внешней политики страны называют такие, как постоянный вооруженный нейтралитет, свобода международной торговли, оказание услуг государствам в интересах мира, права человека, участие в международных организациях и совещаниях, развитие двусторонних отношений 5 . Рассмотрим, каким образом эти принципы претворяются в жизнь во внешней политике Швейцарии и в деятельности швейцарской дипломатии.

Принцип постоянного вооруженного нейтралитета. Установление политики постоянного вооруженного нейтралитета страны относится к началу XIX века.

Наполеон в своих планах установления господства Франции в Европе придавал большое значение использованию Швейцарии в качестве плацдарма для военных действий против союзных держав. "Постоянное вмешательство в дела швейцарских кантонов и водворение в них порядков, согласных с видами своей политики, - в этом состояла цель деятельности Наполеона (в отношении Швейцарии. - В. Л.)", - писал профессор Петербургского университета Ф. Мартенc 6 . В феврале 1803 г. Наполеон вручил швейцарским представителям новую конституцию Швейцарии ("Акт о посредничестве"), которой предусматривалось создание конфедерации во главе с президентом, избираемым ежегодно по очереди кантонами Фрибург, Берн, Золотурн, Базель, Цюрих и Люцерн. Всего же в конфедерации было 19 кантонов. Для подкрепления своих планов Наполеон ввел в Швейцарию 12-тысячную французскую армию. 27 сентября 1803 г. Швейцария подписала с Францией соглашение, по которому обязалась предоставить в распоряжение последней четыре полка по 4 тыс. человек в каждом. "Акт о посредничестве" и соглашение от 27 сентября 1803 г. делали Швейцарию союзницей Франции. Во время войны Наполеона с Россией в 1812 г. в составе французской армии находились четыре швейцарских полка общей численностью около 8 тыс. человек. Они приняли участие в боях под Полоцком и прикрывали отступающие войска Наполеона при переходе через Березину у города Борисова 7 .

С начала наполеоновских войн русская дипломатия прилагала усилия к тому, чтобы исключить активное участие Швейцарии на стороне Франции и освободить территорию страны от французских войск. Цель русской дипломатии в отношении Швейцарии состояла в создании в центре Западной Европы суверенного нейтрального государства. Уже в первой директиве МИД России товарищу министра юстиции Н. Н. Новосильцеву, который осенью 1804 г. был направлен Александром I в качестве его личного представителя в Лондон для обсуждения вопросов,


5 См. пресс-релизы выступлений начальника Федерального департамента иностранных дел (ФДИД) (министра иностранных дел) Швейцарии П. Обера: в Базельском университете 19 февраля 1981 г. "Швейцарская внешняя политика между традиционностью и новизной" (в рамках цикла "Швейцарская внешняя политика"), в Невшательском университете 7 ноября 1981 г., в Цюрихском обществе экономики 17 марта 1982 г. "Международное экономическое положение и внешняя политика Швейцарии". См. также тексты речей и докладов государственного секретаря ФДИД (заместителя министра иностранных дел) Р. Пробста: на собрании Бернского вузовского союза 13 ноября 1980 г., в Швейцарском институте зарубежных исследований в г. Цюрихе 24 февраля 1981 г. "Мир в конфликте и роль Швейцарии", перед генеральным собранием "Объединения швейцарских предпринимателей в ФРГ" 3 апреля 1981 г. в Цюрихе, Шведском институте международных отношений (Стокгольм) 18 сентября 1981 г. "Роль "добрых услуг" во внешней политике Швейцарии", в Торгово-промышленной палате Женевы 23 марта 1982 г. "Некоторые соображения о внешней политике Швейцарии" и др.

6 Мартенеc Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами. Т. III. СПб, 1876. с. 226.

7 История XIX века. Под редакцией Лавнсса и Рамбо. Т. I. M. 1938, с. 461, 462.

стр. 46


связанных с созданием новой антинаполеоновской коалиции и послевоенным политическим устройством Европы, в частности, говорилось: "Политическое существование Швейцарии также весьма важно для безопасности Европы. Необходимо округлить насколько возможно территорию этого государства и упрочить его положение; ...представляется также необходимым учредить там правительство, которое отвечало бы местным условиям и воле населения, не впадало в ошибки прежнего режима (имелось в виду заключение Швейцарией союза с Францией. - В. Л.) и было достаточно сильным, для того чтобы использовать имеющиеся у Швейцарии средства и заставить уважать свой нейтралитет" 8 . В этом документе были заложены идеи постоянного вооруженного нейтралитета Швейцарии, которые оказалось возможным претворить в жизнь лишь спустя 11 лет. Курс на создание в центре Европы нейтрального швейцарского государства проводился русской дипломатией в течение всего периода наполеоновских войн.

После поражения наполеоновской Франции Россия вновь выдвинула идею швейцарского нейтралитета. С этой целью Александр I направил в Швейцарию осенью 1813 г. в качестве частного лица "простого путешественника" И. А. Каподистрию со специальной миссией. Россия хотела так решить швейцарский вопрос, чтобы в самой Гельветической республике не было причин для конфликтов между кантонами, чтобы это была страна мира и спокойствия и чтобы ни внутренние, ни внешние силы не смогли использовать ее для нанесения ущерба Российскому государству. Идеи постоянного нейтралитета Швейцарии и благоприятного для последней урегулирования территориальных споров и претензий, которые в 1804 г. упоминались в директиве Н. Н. Новосильцеву, нашли отражение в инструкциях, которые были даны Каподистрии. Ему поручалось убедить правительство и сейм (парламент) Швейцарии отказаться от "Акта о посредничестве", ликвидировать соглашение от 27 сентября 1803 г., отозвать на родину швейцарские войска, находившиеся на французской службе, и принять систему нейтралитета. В инструкции содержался намек на территориальное вознаграждение Швейцарии, если она примет эти условия 9 .

В случае успеха миссии Каподистрии поручалось вручить ландману (президенту) Швейцарии Рейнгарду письмо К. В. Нессельроде 10 от 29 октября (10 ноября) 1813 г., в котором, в частности, говорилось, что с приближением окончания войны против Наполеона Александр I предложил привлечь Швейцарию "внести свой вклад в дело, успешное завершение которого надежно обеспечит независимость всех европейских государств... С этой целью его величество император поручил своему действительному статскому советнику графу И. А. Каподистрии отправиться к Вашему превосходительству и ознакомить с благородными взглядами и намерениями его императорского величества в отношении Гельветической республики. Прошу Вас отнестись с доверием во всему, что он сообщит Вам по поручению его императорского величества" 11 .

Миссия Каподистрии в Швейцарии прошла довольно успешно. 18 ноября 1813 г. швейцарский сейм единогласно провозгласил ее "нейтралитет по отношению ко всем воюющим державам". Для соблюдения этого решения сейм постановил направить к границам конфедерации войска, а также отозвать швейцарские полки, находившиеся на фран-


8 Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы Российского министерства иностранных дел. Сер. 1, т. II. М. 1961, док. N 50, с. 147.

9 АВПР, ф. Канцелярия, д. 1513, лл. 3 - 7. Автор благодарит сотрудников АВПР Г. Б. Шумову, С. Л. Турилову, В. В. Первенцева за подборку документов, использованных в данной статье.

10 К. В. Нессельроде с 1812 г. выполнял важные дипломатические поручения Александра I, а с 1816 г. был министром иностранных дел России.

11 АВПР, ф. Канцелярия, д. 1513, л. 8.

стр. 47


цузской службе 12 . В этом решении сейма еще не было речи о постоянном нейтралитете. 25 ноября Рейнгард передал через Каподиетрию ответ на указанное выше письмо Нессельроде. Ландман выражал признательность за миссию Каподистрии, "выполненную с большим тактом и ярким проявлением заботы и внимания России к судьбе Швейцарии", и сообщал о провозглашении Швейцарией нейтралитета в войне Франции с союзными державами 13 . Нотой от 14 декабря 1813 г. Рейнгард сообщил Каподистрии о том, что правительство Швейцарии во исполнение решения о нейтралитете предписало кантонам отозвать их войска, находившиеся на службе у Франции 14 . 22 декабря 1813 г. был аннулирован и "Акт о посредничестве" 1803 года 15 .

В связи с поражениями наполеоновских войск Россия и другие союзные державы стали разрабатывать планы послевоенного устройства Европы, в которых определенное место отводилось Швейцарии. Каподистрия подготовил доклад по этому вопросу, представленный Александру I в октябре 1814 года. В качестве основных направлений изучения и решения швейцарского вопроса, которое, как пишет Ф. Мартене, "значительно затруднялось, с одной стороны, эгоистическими стремлениями некоторых соседних с Швейцарией держав и, с другой, внутреннею борьбой, происходившею внутри кантонов и между ними", Каподистрия в своем докладе указывает следующее: "1) необходимо изучить, какие вопросы разделяют кантоны и представляются опасными для всего (Швейцарского. - В. Л .) союза; 2) разрешить эти вопросы таким образом, чтобы они никогда впоследствии и ни при каких обстоятельствах вновь не возникали; 3) провозгласить нейтральность этого государства как единственное условие для возвращения ему тех областей, которые ему прежде принадлежали, но отошли от него". Каподистрия предлагал назначить специальный комитет "для устройства швейцарских дел, который должен выслушивать швейцарское посольство и делегатов от кантонов и представить выработанный им доклад на усмотрение великих держав" 16 . Александр I одобрил доклад Каподистрии. Этот документ показывает добрые чувства и желание России видеть в центре Европы мирное, нейтральное, дружественное Швейцарское государство.

По предложению России на Венском конгрессе был создан специальный комитет для подготовки доклада по швейцарскому вопросу, в который вошел и Каподистрия. Комитет подготовил документ, отвечавший интересам Швейцарии и представил его Венскому конгрессу. 20 марта 1815 г. участники Венского конгресса приняли Декларацию держав о делах Швейцарской конфедерации, в которой, заявив, что "для пользы общей нужно Союзу Гельветическому доставить выгоды вечного нейтралитета, и желая сверх того возвратить оному Союзу или присоединить вновь к его владениям области, могущие служить для охранения независимости и соблюдения нейтралитета его", объявили о признании "целостности и неприкосновенности девятнадцати швейцарских кантонов", составлявших в то время Швейцарскую конфедерацию (ст. I), о присоединении к конфедерации Балле, Женевской области и княжества Невшательского в качестве трех новых кантонов и возвращении кантону Во принадлежавшей ему ранее долины р. Даппе (Даппенталь) (ст. II). Остальными статьями разрешались отдельные спорные территориальные и финансовые вопросы в отношениях между кантонами (ст. III и IX). В Декларации указывалось, что как только швейцарский парламент ее одобрит, все державы - участницы Венско-


12 Там же, ф. Миссия в Берне, оп. 510, д. 4, л. 6.

13 Там же, ф. Канцелярия, д. 1512, л. 66.

14 Там же, ф. Миссия в Берне, оп. 510, д. 4, л. 8.

15 Там же, ф. Канцелярия, д. 1512, л. 147.

16 Мартенс Ф. УК. соч., с. 226 - 227.

стр. 48


го конгресса признают и утвердят торжественным актом постоянный нейтралитет Швейцарской конфедерации. Декларацию подписали представители России, Австрии, Пруссии, Великобритании, Франции и других стран - участниц Венского конгресса.

Текст Декларации представителями держав - участниц Венского конгресса 3 апреля 1815 г. был официально вручен парламенту Швейцарской конфедерации на его чрезвычайной сессии в Цюрихе. Конфедерация, являвшаяся в течение длительного времени объектом многочисленных притязаний со стороны соседей, была заинтересована в утверждении прочного мира и безопасности новых границ, значительно расширивших ее территорию. Поэтому большинство кантонов и сейм одобрили Декларацию, о чем участники Венского конгресса были извещены официальным актом Швейцарской конфедерации 27 мая 1815 года. В этом акте также заявлялось, что все постановления Декларации "будут в точности и свято соблюдаемы" 17 . Содержание положений Декларации и швейцарского акта от 27 мая 1815 г. было отражено в заключительном акте Венского конгресса, подписанном 9 июня 1815 г. (ст. LXXIV - LXXXIV) 18 . После наполеоновских "ста дней" и разгрома французских войск под Ватерлоо в Париже состоялась мирная конференция, на которой 20 ноября 1815 г. были подписаны окончательный мирный трактат с побежденной Францией и Акт о признании и гарантии вечного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории. Деятельность Каподистрии была высоко оценена Швейцарией. Ему было присвоено звание почетного гражданина городов Женевы и Лозанны 19 .

Статус постоянного нейтралитета предполагал, что ни сама Швейцария как страна, ни ее территория не будут использоваться в ущерб другим государствам Европы и что швейцарские власти будут строго следовать этому принципу. Благотворное влияние постоянного нейтралитета сказалось на дальнейшей судьбе страны. Выступая в Швейцарском институте зарубежных исследований в Цюрихе 24 февраля 1981 г., государственный секретарь ФДИД Р. Пробст указывал: "Нейтралитет себя оправдал, и у нас нет оснований отказываться от него. Подтвержденный многовековой практикой, он показал себя лучшим средством для сохранения свободы и независимости нашего государства. Нейтралитет выполнил свою цель - удержать нас в стороне от политических разногласий, которые могут стать роковыми для малого государства". Характеризуя внешнюю политику Швейцарии, начальник ФДИД П. Обер говорил в Базельском университете 19 февраля 1981 г.: "Двумя ее столпами, двумя элементами стабильности и традиционности являются, разумеется, с одной стороны, нейтралитет, и, с другой, уважение права в международных отношениях".

Из основополагающих документов, определяющих швейцарский постоянный нейтралитет, и из обобщения многолетней практики вытекает вывод, что Швейцария имеет все юридические предпосылки и практические возможности для такой внешнеполитической деятельности и таких дипломатических инициатив, которые не наносят ущерба ни одному из государств и направлены на благо всех народов. К этому можно было бы отнести инициативы, направленные на предотвращение ядерной войны и упрочение мира, на разоружение, продолжение разрядки и укрепление доверия между государствами и т. д. Такой подход признают и руководители внешней политики Швейцарии. "На деле и по существу, - говорил Р. Пробст 13 ноября 1980 г., - нейтралитет не требует простого стояния в стороне и вовсе не запрещает нам соответствующим образом


17 Там же, с. 470 - 473.

18 Там же, с. 288 - 295.

19 АВПР, ф. Департамент личного состава и хозяйственных дел (ДЛС и ХД), формулярные списки, оп. 464, д. 1612, л. 7.

стр. 49


принимать участие в мировых событиях. В большей степени он дает нам шанс проводить активную и открытую по отношению к миру внешнюю политику, служащую утверждению нашего государства, упрочению мира и международной безопасности".

С таким пониманием, с такими оговорками и следует подходить к принципу солидарности, о котором говорил П. Обер, потому что "солидарность" Швейцарии, например, с враждебными Советскому Союзу и другим странам социалистического содружества акциями стран - членов НАТО, разумеется, противоречила бы политике постоянного нейтралитета. Однако, к сожалению, такие факты имеют место, и прогрессивная общественность страны обращает на них внимание. Орган социал-демократической партии Швейцарии "Berner Tagwacht" 23 октября 1981 г. опубликовал статью депутата Национального совета (палата Национального парламента), председателя этой партии Г. Хубахера. Статье предпослано введение от редакции, в котором говорится: "Начальники Федерального военного департамента (ОВД) Швейцарии приходят и уходят, однако установки на маневрах остаются. Швейцарии постоянно угрожает "красный" враг. В своих помыслах иерархия ФВД давно уже интегрировала швейцарскую армию в НАТО". Г. Хубахер рассказывал в статье, как он разбирался с инцидентом, происшедшим в связи с маневрами швейцарских военно-воздушных сил. 28 сентября 1971 г. он пытался выяснить у тогдашнего начальника ФВД Р. Гнеги, каким образом стала возможной поступившая 21 сентября в адрес всех командиров телеграмма следующего содержания: "По причине критики восточных договоров и свержения правительства Брандта осуществлено неожиданное нападение красных вооруженных сил с применением тактического ядерного оружия на ФРГ и Австрию. Линия фронта проходит в районе Вюрцбурга, Штутгарта, Шафхаузена, Форарльберга. Имеют место случаи нарушения красными войсками нашего воздушного пространства". "Я, -заявил Хубахер, - осмеливаюсь сомневаться в том, что указанное схематическое изображение противника согласуется с нашим нейтралитетом". В своем первом ответе Гнеги утверждал, что эта телеграмма "неизвестна командованию ВВС и ПВО", но 2 ноября 1972 г. признал, что упомянутая "телеграмма действительно имела место, однако не на самих маневрах, а в одном из информационных сообщений, которое передавалось по случаю внутренних штабных учений, предшествовавших самим маневрам". Приведя другие аналогичные случаи, автор пишет: "Командование нашей армии постоянно исходит из предположений, что нейтральная Швейцария якобы автоматически входит в НАТО и ей угрожает предстоящее нападение войск Варшавского Договора, оно обучает офицерский корпус в соответствии с этой схемой... Возникает вопрос: как же ФВД интерпретирует "постоянный вооруженный нейтралитет"? Видимо, по закону политической слепоты... Подобный образ мышления мы рассматриваем как отягчающий и с точки зрения государственно-политической как неприемлемый". Приведенные примеры никак не согласуются с политикой нейтралитета Швейцарии, что и подчеркивает лидер одной из крупнейших швейцарских партий, входящей в состав правительственной коалиции страны.

Другой член Национального совета, генеральный секретарь Швейцарской партии труда А. Маньен, сделал запрос в парламенте, "соответствуют ли действительности распространенные в начале 1983 г. сообщения прессы о том, что федеральный военный департамент Швейцарии ведет переговоры с итальянскими властями с целью обеспечить возможность тренировочных полетов для летчиков швейцарских ВВС на итало-американских базах на острове Сардиния? Если эта информация подтвердится, возникнут следующие вопросы. Не разделяет ли Федеральный совет (правительство Швейцарии. - В. Л.) мнение о том, что тренировочные полеты швейцарских пилотов на иностранных и натовских

стр. 50


базах противоречат политике нейтралитета Швейцарии, которая особенно строго должна применяться в военной области?". Сообщая об этом, орган Швейцарской партии труда делает вывод, что "подобной практикой Федеральный совет подрывает достоверность нейтралитета Швейцарии" 20 .

Озабоченность швейцарской общественности вызвал и факт присоединения Швейцарии к недружественным в отношении СССР акциям стран - членов НАТО в связи с инцидентом с южнокорейским самолетом, грубо нарушившим в сентябре 1983 г. советское воздушное пространство с провокационными целями. Тогда правительство Швейцарии в одностороннем порядке, как и правительства США и ряда других стран - членов НАТО, временно приостановило воздушное сообщение с СССР. Это решение являлось не только откровенно недружественным актом, но и представляло собой грубое нарушение соглашения между Швейцарией и СССР о воздушном сообщении. Оно было встречено в Швейцарии критически и с беспокойством как противоречащее основным принципам ее внешней политики. По этому поводу влиятельная газета "Tages-Anzeiger" писала 15 сентября 1983 г.: "Хотя по своим культурным и политическим традициям Швейцария и относится к Западу, но она хочет также быть и нейтральной страной, в чей нейтралитет верят. Именно поэтому ей не следовало бы руководствоваться некоей концентрированной "политикой жестов", которая одновременно может быть и западной блоковой политикой. Не рановато ли мы присоединились к сидящему в лодке большинству стран НАТО и ЕЭС?" Предотвращение указанных и подобных им случаев в будущем не только соответствовало бы политике постоянного нейтралитета Швейцарии, но и содействовало бы дальнейшему развитию советско-швейцарских отношений. Выступая в Базельском университете 19 февраля 1981 г., П. Обер заявил, что "нейтралитет не является категорией идеологической". Важно, чтобы это справедливое положение практически осуществлялось в швейцарской внешней политике. Внесение идеологических разногласий в межгосударственные отношения может лишь осложнить их дальнейшее развитие. На это указывал член Политбюро ЦК КПСС, Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, министр иностранных дел СССР А. А. Громыко. "Наша страна против того, чтобы идеологические разногласия привносились в сферу межгосударственных отношений, - подчеркнул он . - Это неизбежно ведет к тупику в международных делах" 21 .

Принцип свободной международной торговли. В швейцарской внешней политике большое значение придается экономическим отношениям с другими странами, и не в последнюю очередь- с развивающимися. "Наша внешняя политика отвечает определенным потребностям нашей экономики, - говорил П. Обер в своем докладе в Цюрихском обществе экономики 17 марта 1982 г. - Одна из главных задач - избегать того, чтобы для Швейцарии закрылись рынки сбыта, исчерпались источники снабжения, были национализированы ее инвестиции за рубежом". Подчеркивая большую зависимость Швейцарии от внешнего мира, министр отметил, что ее экспорт составляет 35% общего национального продукта. Она вынуждена импортировать почти все сырье, более 80% энергии, всю нефть и уран (для атомных электростанций). 34% вкладов, находящихся в швейцарских банках, поступили из-за рубежа. Швейцарские инвестиции за границей составляют 59 млрд. швейцарских франков. 350 тыс. граждан Швейцарии находятся за ее пределами. Около 1 млн. иностранцев живут в этой стране. Выступая на собрании Бернского вузовского союза 13 ноября 1980 г., Р. Пробст от-


20 Vorwarts, 10.III. 1983.

21 Известия, 22. IX. 1983.

стр. 51


мечал, что Швейцария импортирует половину продуктов питания, треть военного снаряжения.

По этим причинам Швейцария заинтересована в устранении торговых барьеров, в свободе торговли. Принцип свободы торговли - один из важнейших во внешнеэкономической политике страны. "Мы в ходе двусторонних и многосторонних контактов, прежде всего в ОЭСР и ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), - заявил П. Обер в Цюрихском обществе экономики, - стараемся выступать в защиту свободного обмена, ибо каждая протекционистская мера является угрозой для международного сообщества, поскольку может побудить другие страны, в свою очередь, принять ответные меры". Исходя из этих соображений и из нейтралитета страны правительство Швейцарии выступает против применения каких-либо экономических санкций в своих отношениях с другими странами. Так, Швейцария не поддержала, сославшись на свой постоянный нейтралитет, политику экономических санкций, которую стало проводить в отношении СССР правительство Р. Рейгана, хотя на нее оказывался сильный нажим в этом направлении.

Отстаивая принцип свободы торговли, правительство Швейцарии, к сожалению, не всегда ему следует в торговых отношениях с социалистическими государствами. Это ведет к отходу от принципа наиболее благоприятствуемой нации, который зафиксирован в торговых соглашениях Швейцарии с СССР и другими социалистическими странами. В частности, Швейцария применяет одни критерии в торговле со странами- членами Европейского экономического сообщества (Общего рынка) и другие - в торговых отношениях с СССР и другими социалистическими странами 22 . Советская сторона, кстати сказать, не считает правомерной и торговую практику стран - членов Общего рынка в отношении социалистических государств, справедливо рассматривая ее как дискриминационную. Швейцарское правительство вслед за странами - членами НАТО разработало список товаров, мало чем отличающийся от натовского, на вывоз которых из страны требуется получение лицензий. Это противоречит не только принципу свободы торговли, за который ратует правительство Швейцарии, но и духу политики постоянного нейтралитета.

В экономических отношениях с развивающимися странами швейцарские представители довольно часто подчеркивают гуманный характер своей "помощи" этим государствам. В действительности же за такой политикой скрывается прежде всего борьба за рынки и финансовые интересы швейцарских монополий и банков. Выступая в Цюрихском обществе экономики, П. Обер, в частности, заявил: "столь важные" для Швейцарии рынки сбыта "зависят от финансовых ресурсов развивающихся стран... Общая сумма финансовой помощи Швейцарии третьему миру значительна: пропорционально этому возросли наши экспортные кредиты, а также наши прямые инвестиции и банковские вклады". При этом помощь Швейцарии развивающимся странам по государственной линии, как сказал министр, "остается весьма скромной" и не достигает 0,25% общего национального продукта этой страны. Правительство Швейцарии поставило своей задачей довести эту помощь до среднего уровня показателей стран - членов ОЭСР - примерно 0,35% общего национального продукта. О "помощи" развивающимся странам по частной линии, т. е. по линии компаний и банков, можно составить представление по данным, приводимым Ж. Зиглером: экспорт Швейцарии в развивающиеся страны в 1971 г. составил 4,9 млрд., а ее импорт из этих стран в том же году - 2,6 млрд. швейцарских франков, т. е. ежегодный доход от торговли с развивающимися странами составил 2,3 млрд. швейцарских франков. "Таким образом, - указывает Ж. Зиглер, - вклад


22 Швейцария не является членом Общего рынка.

стр. 52


третьего мира в процветание Швейцарии намного превосходит помощь по государственной или частной линии, которую она оказывает развивающимся странам, как полагают, на благоприятных для них условиях" 23 .

Оказание содействия и услуг международному сообществу и отдельным государствам в интересах мира является важной областью внешнеполитической деятельности Швейцарии и ее федерального департамента иностранных дел. Выступая с докладом на тему "Роль "добрых услуг" во внешней политике Швейцарии" в Стокгольме в Институте международных отношений Швеции 18 сентября 1981 г., Р. Пробст подчеркнул, что Швейцария рассматривает "добрые услуги" как "широкий круг различной деятельности с целью оказания содействия в поддержании мира между народами". Постоянный нейтралитет, традиции, значительный опыт международного посредничества, благоприятное географическое положение, родство с различными культурами и понимание их взаимных отношений, отметил он, являются такими факторами, которые содействуют Швейцарии в выполнении ею "добрых услуг".

Анализ "добрых услуг" Швейцарии показывает, что их можно отнести к следующим категориям: 1) посредничество и урегулирование споров; 2) участие в международных арбитражах; 3) выполнение международных мандатов; 4) участие в акциях по поддержанию мира; 5) предоставление услуг сторонам, ведущим переговоры; 6) защита интересов иностранных государств; 7) предоставление своей территории для размещения международных организаций и для переговоров иностранных государств.

В последнее время Швейцария, выполняя международный мандат, принимала участие в международной комиссии по репатриации военнопленных в 1953 - 1954 гг., после установления перемирия в Корее. Она вошла также в состав международной комиссии по наблюдению за перемирием в Корее, которая выполняет свои функции по настоящее время. Не являясь членом ООН, Швейцария вносит свой финансовый вклад на содержание сил ООН по поддержанию мира в ряде районов земного шара (Р. Пробст, в частности, указывал, что Швейцария оказывала финансовую помощь на содержание сил ООН по поддержанию мира в Конго, на Ближнем Востоке, в том числе в районе Суэца и Газы, на Кипре). С 1953 по 1975 г. финансовая помощь Швейцарии на эти цели составила около 2 млрд. шв. фр., из них только в 1971 -1975 гг. эта помощь выражалась в сумме 344 млн. шв. франков 24 .

Швейцарские официальные лица с удовлетворением отмечают конструктивную роль своей страны в содействии международным переговорам, в оказании услуг ведущим их странам. В качестве одного из примеров часто упоминается содействие франко-алжирским переговорам, которые проходили в 1961 - 1962 гг. в Эвиане, на французской части побережья Женевского озера, и привели к признанию независимости Алжира. Швейцария оказала гостеприимство делегации Временного правительства Алжирской республики, находившейся во время этих переговоров на швейцарском берегу Женевского озера. Дипломаты Швейцарии, среди которых был и Р. Пробст, установили, как он сообщил в своем докладе в Шведском институте международных отношений, неофициальные "доверительные" отношения с алжирской и французской делегациями, обменивались с ними мнениями и таким образом содействовали успешному исходу переговоров.

В качестве другого примера "добрых услуг" Швейцарии можно назвать усилия, предпринятые швейцарской дипломатией по просьбе пра-


23 Ziegler J. Op. cit., p. 28.

24 Modern Switzerland, p. 463.

стр. 53


вительства США, для освобождения заложников, захваченных в американском посольстве в Тегеране. "В течение пяти месяцев, - говорил Р. Пробст, который в то время был послом Швейцарии в США, - швейцарские власти осуществляли секретные переговоры через их посольства в обеих странах и организовали даже секретные встречи представителей этих стран на швейцарской территории". Однако услуги Швейцарии к положительным результатам не привели. После разрыва дипломатических отношений между Ираном и США последние обратились к Швейцарии с просьбой о защите их интересов в Иране, на что швейцарское правительство дало согласие. Защита интересов других государств в случае отсутствия или разрыва дипломатических отношений является важной областью "добрых услуг", оказываемых Швейцарией. По данным на середину 1981 г., швейцарская дипломатия выполняла в общей сложности 17 мандатов 11 государств в других 11 странах 25 .

Наиболее распространенной формой оказания Швейцарией "добрых услуг" другим государствам, а также содействия деятельности различных международных организаций является предоставление своей территории и создание благоприятной атмосферы для их деятельности. В Швейцарии проводится много международных конференций, совещаний, переговоров, встреч, разного рода научных и деловых форумов, культурных фестивалей и т. д. "Такое гостеприимство, - указывает профессор права Высшей школы экономики, бизнеса и общественной администрации в Санкт-Галлене Х. Хауг, - является вполне определенной и важной частью внешней политики постоянно нейтральной Швейцарии" 26 .

Первые штаб-квартиры международных организаций в Швейцарии были созданы еще во второй половине прошлого века: Всемирного союза электросвязи - в 1865 г. и Всемирного почтового союза - в 1874 году. По инициативе швейцарского врача, общественного деятеля и писателя А. Дюнана в Женеве в 1863 г. был создан общественный комитет, положивший начало деятельности Красного Креста. Этот комитет получил в 1880 г. название Международного комитета Красного Креста. В настоящее время МККК, который расположен в Женеве, состоит из 25 швейцарцев, которые в случае появления вакансии сами избирают новых членов из числа своих же граждан 27 . И хотя состав МККК швейцарский, его деятельность носит международный гуманный, главным образом посреднический характер, что и отражено в названии этого комитета.

После первой мировой войны значение Швейцарии, особенно Женевы, как международного центра возросло. В Женеве была основана штаб-квартира Лиги Наций. С окончанием второй мировой войны число штаб-квартир международных организаций в Женеве значительно увеличилось, и этот город стал одним из крупнейших в мире международных центров. В Женеве, в частности, находятся Европейское отделение ООН и постоянные органы 15 международных организаций. В Базеле находится Банк международных расчетов, в Лозанне - штаб-квартира Международного олимпийского комитета 28 . О размахе деятельности международных организаций свидетельствует, например, тот факт, что в 1976 г. только в Женеве в рамках Европейского ртделения ООН состоялось 330 различных конференций 29 .

Швейцария справедливо гордится тем, что на ее территории в послевоенные годы проходили важнейшие международные встречи, конференции и переговоры. В 1954 г. (с 26 апреля по 21 июля) в Женеве про-


25 Neue Zurcher Zeitung, 29.IX.1981.

26 Modern Switzerland, p. 462.

27 Ibid., pp. 474, 480.

28 Международные организации. Краткий справочник. М. 1980, с. 2, 17.

29 Зеленский Ю. Женева прошлая и современная. М. 1980, с. 103.

стр. 54


ходило совещание министров иностранных дел СССР, КНР, Великобритании, США и Франции по Индокитаю. В обсуждении этого вопроса также принимали участие представители ДРВ, Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама. Совещание положило конец длительной колониальной войне Франции против народов Вьетнама, Лаоса и Камбоджи и признало суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность этих государств. На этом же совещании рассматривался вопрос о мирном урегулировании в Корее, в обсуждении которого приняли участие министры иностранных дел СССР, КНР, США, Англии, Франции, а также представители КНДР, Южной Кореи и 12 других стран - участниц войны в Корее на стороне США. Из-за препятствий, чинимых западными странами, прежде всего США, совещание по этому вопросу не достигло положительных результатов.

В Женеве же проходили встреча глав правительств СССР, США, Англии и Франции (18 - 23 июля 1955 г.) и совещание министров иностранных дел этих держав осенью 1955 г. (27 октября - 16 ноября), на которых главными были проблемы мира и безопасности в Европе. В 1959 г. здесь состоялось совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции, в работе которого приняли также участие министр иностранных дел ГДР и представитель правительства ФРГ. Там же неоднократно происходили встречи министра иностранных дел СССР А. А. Громыко с государственными секретарями США.

В Швейцарии проходят переговоры об ограничении и сокращении вооружений. В Женеве работали эксперты, обсуждавшие методы обнаружения ядерных взрывов (1 июля - 21 августа 1958 г.), средства предотвращения внезапного нападения (10 ноября - 18 декабря 1958 г.), проблему прекращения испытаний ядерного оружия (31 октября 1958 - 19 января 1962 г.). Более 20 лет во Дворце наций в Женеве работает Комитет по разоружению 30 .

С 1969 по 1979 г. в Представительстве СССР и Представительстве США в Женеве поочередно проходили переговоры об ограничении стратегических ядерных вооружений (ОСП-I и ОСВ-II), а с июня 1982 по декабрь 1983 г. - переговоры об ограничении и сокращении стратегических ядерных вооружений (ОССВ). С октября 1980 по ноябрь 1983 г. там проходили переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе. По специальным соглашениям между правительствами указанных стран и правительством Швейцарии делегациям СССР и США на этих переговорах были предоставлены статусы специальных дипломатических миссий, а их членам - дипломатические иммунитеты и привилегии. Правительство Швейцарии приветствовало проведение этих важных для дела всеобщего мира и предотвращения угрозы ядерной войны переговоров. Однако надежды человечества на их успех не оправдались. Размещением в конце 1983 г. ядерных ракет среднего радиуса действия - "Першингов-2" и крылатых ракет - в Англии, ФРГ и Италии США сорвали эти переговоры 31 .

В столице Швейцарской конфедерации - Берне еще до прихода в США к власти Р. Рейгана проводились в здании посольства СССР и США советско-американские переговоры по ограничению военной деятельности в Индийском океане (в феврале 1978 г.) и по противоспутниковым системам - с 23 января по 16 февраля 1979 года. Они развивались довольно успешно, и их положительные результаты могли стать важным вкладом в ограничение гонки вооружений и в упрочение дела всеобщего мира и безопасности. Однако администрация Рейгана, встав


30 В комитет, который теперь именуется Конференцией по разоружению, входят 40 государств.

31 См.: Заявление Совета Министров СССР о его предстоящей деятельности. - Правда, 13.IV.1984.

стр. 55


на путь невиданной до сих пор гонки вооружений, прекратила эти важные переговоры и отказывается их возобновить, несмотря на неоднократные предложения, сделанные на этот счет советской стороной.

Швейцария известна также как место заключения соглашений о защите жертв войны. В 1949 г. в Женеве были подписаны четыре международные конвенции: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны. Первые три конвенции основываются на ранее существовавших аналогичных конвенциях, а четвертая выработана впервые, с учетом опыта второй мировой войны, в ходе которой гражданское население истреблялось гитлеровскими полчищами. Эти соглашения получили название Женевские конвенции 1949 года. Продолжением гуманной деятельности в области дальнейшей кодификации международного права по вооруженным конфликтам явились дополнительные протоколы к этим конвенциям, которые распространяют защиту жертв войны на гражданские и национально-освободительные войны. Эти соглашения были подписаны в Берне в конце 1977 г. и получили название Бернских протоколов 1977 года.

В Швейцарии проходят заседания и сессии важных органов ООН и ее специализированных организаций, различные конференции под покровительством ООН, международные совещания и форумы. Летом 4983 г., например, в Женеве состоялась первая конференция ООН по палестинскому вопросу. На территории Швейцарии регулярно проходят встречи представителей стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Из менее известных, но важных совещаний упомянем международный "Менеджмент форум" в Давосе - неофициальную встречу членов правительств отдельных стран, бывших министров, видных политических деятелей, руководителей крупнейших банков, компаний и транснациональных корпораций. В неофициальной обстановке они обмениваются мнениями о состоянии мировой экономики и финансов и их перспективах. В Лозанне проходят регулярные встречи исполкома Международного олимпийского комитета. В 1983 г. правительство Швейцарии признало за МОК статус неправительственной организации, с вытекающими из этого для Комитета некоторыми привилегиями.

Сама Швейцарская конфедерация до сих пор не является членом Организации Объединенных Наций, имея при ней всего лишь своего наблюдателя. Вопрос этот в настоящее время активно дебатируется в стране в связи с тем, что правительство ее одобрило подготовленный ФДИД меморандум, в котором содержится рекомендация о вступлении Швейцарии в ООН. Меморандум был направлен в парламент, который создал специальные комиссии для рассмотрения меморандума и данного вопроса в целом. Стали возникать комитеты как в поддержку вступления Швейцарии в ООН, так и против этого шага. Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг вопросов: что выиграет Швейцария от вступления в ООН и можно ли совместить членство в ООН, учитывая ее Устав, со статусом постоянного вооруженного нейтралитета Швейцарии? В случае решения парламента о вступлении Швейцарии в ООН данный вопрос будет вынесен на референдум. Пока же опросы населения, которые проводят отдельные газеты, показывают, что голоса делятся примерно поровну.

Не являясь членом ООН, Швейцария тем не менее принимает разрешаемое Уставом этой организации активное участие в работе ее 15 органов. Среди них: Конференция ООН по торговле и развитию, Программа развития, Организация ООН по промышленному развитию, Программа ООН по проблемам окружающей среды, Исполнительный комитет

стр. 56


программы Высокого комиссара ООН по делам беженцев, Экономическая комиссия для Европы, Комиссия по транснациональным корпорациям и др. С 1948 г. Швейцария является участницей статута Международного суда ООН. Она принимает участие в работе специализированных организаций ООН, таких, как Международный союз электросвязи, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация гражданской авиации, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности и др. С 1977 г. Швейцария стала членом Международного агентства по атомной энергии, которое не является специализированной организацией ООН, и с 1966 г. - членом ГАТТ. Ежегодный финансовый вклад Швейцарии в бюджет различных специализированных организаций и на различные мероприятия ООН, как сообщил, выступая 3 апреля 1981 г. в Цюрихе, Р. Пробст, составляет свыше 100 млн. швейцарских франков. На основе договоренности с генеральным секретарем ООН Швейцария имеет с 1946 г. своего наблюдателя в Нью-Йорке при штаб-квартире ООН, а с 1965 г. - и при Европейском отделении ООН в Женеве. Они могут выступать в различных комиссиях и органах ООН лишь с согласия членов этих комиссий, за исключением Экономического и социального совета, где швейцарским наблюдателям можно выступать, не запрашивая предварительно разрешения его членов.

Швейцария принимает активное участие в различных международных совещаниях, которые не связаны с органами ООН и ее специализированными учреждениями и международными организациями. Особое значение она придает своей деятельности в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в котором участвовала с самого начала. Второй его этап проходил, как известно, в Женеве. Швейцария подписала в Хельсинки Заключительный акт и участвовала во встречах представителей стран - участниц СБСЕ в Белграде и в Мадриде, а также в работе групп экспертов этих стран. Швейцария - участник Конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе, начавшей свою работу в январе 1984 г. в Стокгольме по решению Мадридской встречи.

Государственные деятели Швейцарии в своих заявлениях отмечают особое значение для нее СБСЕ. "Будучи нейтральной страной, расположенной в центре Европы, - говорил Р. Пробст, выступая перед членами Торгово-промышленной палаты Женевы 23 марта 1982 г., - мы привержены процессу СБСЕ, так как он нам позволяет присутствовать там, где речь идет о нашей безопасности, а также об экономических, политических и гуманных проблемах сегодняшней Европы". Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и встречи представителей стран - участниц СБСЕ в Белграде, Мадриде и в Стокгольме являются, как отмечают швейцарские деятели, единственными международными форумами, на которых Швейцария, не являясь членом ООН, может принимать участие на равных основаниях с остальными 34 участниками СБСЕ в обсуждении и принятии решений по важнейшим политическим и военным вопросам, касающимся судеб Европы. Делегация Швейцарии и представители других нейтральных и неприсоединившихся стран играли позитивную роль в СБСЕ - как в поисках взаимоприемлемых решений, так и в организации работы этих конференций. Это находило признание со стороны других участников СБСЕ. Выступая 7 сентября 1983 г. на заключительном этапе Мадридской встречи государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, А. А. Громыко, в частности, сказал: "Мы воздаем должное конструктивным усилиям других участников, и в особенности нейтральным и непри-

стр. 57


соединившимся государствам, много потрудившимся над выработкой проекта итогового документа" 32 .

На международных совещаниях и в выступлениях в своей стране швейцарские государственные и политические деятели подчеркивают, что одно из главных направлений внешней политики Швейцарии заключается в защите прав человека. Однако правящие круги страны преднамеренно замалчивают нарушение прав человека в самой Швейцарии. Примерно четверть всех трудящихся в стране составляют иностранные рабочие. Они выполняют самые тяжелые работы, и притом такие, от которых, как правило, отказываются швейцарцы. Иностранные рабочие совершенно бесправны - в любое время их могут выдворить из страны, у них нет никаких политических прав. Да и права самих швейцарских граждан, во-первых, не распространяются в равной мере по закону, а особенно на практике, на все категории населения, во-вторых, часто нарушаются. В особенно неблагоприятном положении находятся женщины. Их зарплата, как правило, на треть меньше, чем у мужчин. Только в 1971 г. женщины обрели равенство избирательных прав на национальном уровне. Однако в двух полукантонах - Аппенцель-Аусерроден и Аппенцель-Иннерроден женщины не имеют избирательного права на кантональных выборах, а в ряде местных общин в кантонах Граубюнден и Золотурн и в полукантоне Обвальден они лишены права голоса на общинных выборах 33 .

Что касается самих выборов, то на их результаты оказывают влияние многие факторы, и в частности то обстоятельство, что сама избирательная кампания требует больших средств. Нами упоминался уже Ж. Зиглер - автор разоблачительной книги "Швейцария - как она есть", который по 1983 г. был членом Национального совета. В 1983 г. он потерпел неудачу на очередных выборах, немного не добрав до нужного числа голосов. На вопрос корреспондента газеты "Basler Zeitung": "Вы упрекаете банки в том, что они в конечном счете несут ответственность за то, что вас не избрали. Не слишком ли упрощенно?" - Зиглер этветил: "Я этого не нахожу. В Женеве банки выделили сотни тысяч франков, чтобы опрокинуть меня. Кроме прочего, было распространено 180 тысяч цветных почтовых открыток, призывающих людей вычеркнуть Зиглера. Нельзя отдавать голос такому человеку, который за границей втоптал Швейцарию в грязь, - так гласил демагогический тенор. Меня больше всего разочаровало то, что на эту пропагандистскую травлю клюнуло так много людей, простых граждан без политического образования" 34 .

В 1953 г. вступила в силу Европейская конвенция по правам человека, принятая Европейским советом, однако Швейцария, которая принимает участие в деятельности этого совета, заседающего в Страсбурге, присоединилась к этой конвенции лишь в 1974 году. С тех пор Европейский суд по правам человека в Страсбурге трижды находил в швейцарском праве положения, нарушающие права человека и подлежащие поэтому изменению. А всего за этот период в Европейский суд было подано 300 жалоб на нарушения прав человека в Швейцарии 35 . Нельзя также не упомянуть и о том, что менее 40% швейцарских рабочих состоят в профсоюзах. Создание профсоюзов в Швейцарии не поощряется администрацией многих предприятий, и положение рабочих на них бесправно. О власти владельцев предприятий говорил даже президент Швейцарской конфедерации П. Обер в своем выступлении на съезде профсоюзного объединения рабочих строительной и деревообрабатывающей


32 Правда, 8. IX. 1983.

33 Modern Switzerland, pp. 365, 368.

34 Basler Zeitung, 5.XI.1983.

35 Tages-Anzeiger, 3.IX.1983.

стр. 58


промышленности: "Подобная свобода предприятий избавляться без ограничений от своих рабочих является несправедливой. Во времена безработицы, когда становится трудно найти работу, она превращается в скандал" 36 . Это выступление вызвало отрицательную, даже враждебную реакцию со стороны представителей буржуазных партий, тем более острую, что оно было сделано в разгар избирательной кампании. Президента обвинили в том, что он-де нарушил "традиции" и сделал свое заявление без согласия остальных членов Федерального совета. Однако никто из представителей буржуазных партий не оспаривал заявления главы государства по существу.

В свете приведенных фактов нельзя отделаться от мысли, что заявления швейцарских официальных лиц, представителей буржуазных политических партий о правах человека в других странах продиктованы внутриполитическими соображениями, желанием отвлечь внимание швейцарцев от нарушений прав человека в их собственной стране.

Советско-швейцарские отношения. Одним из важных направлений внешней политики Швейцарии является развитие двусторонних отношений с другими государствами. Уместно в этой связи коснуться советско-швейцарских отношений за последние годы. В 1978 г. между правительствами обеих стран было заключено соглашение о развитии экономического, промышленного и научно- технического сотрудничества. Для Швейцарии это было первое и пока единственное соглашение такого рода. Дело в том, что каждое такое соглашение должно быть одобрено парламентом, который, как и деловые круги, предпрчитает рассматривать вопросы о заключении соглашений по конкретным вопросам, проявляя при этом сугубо прагматический подход. Соглашения принципиального порядка вызывают у парламентариев настороженное отношение, сомнения, вопросы о том, каковы же будут практические результаты таких соглашений. Поэтому представителям Федерального департамента экономики пришлось провести разъяснительную работу среди членов парламента и деловых кругов, показать достоинства и преимущества заключения соглашения с СССР. Оно было подписано в январе 1978 г. в Берне министром внешней торговли СССР Н. С. Пато-личевым и членом Федерального совета, начальником Федерального департамента экономики (министром) Э. Брюггером 37 . Правительства обеих стран высказывались за развитие экономических отношений, научно-технических связей и различных форм сотрудничества и заявили о своем намерении содействовать его развитию.

В соответствии с соглашением была разработана долгосрочная, рассчитанная на 10 лет программа сотрудничества, в которой отражены его основные направления и темы. Экономические отношения между двумя странами на основе этих документов развивались довольно успешно. Объем торговли возрос с 375 млн. руб. в 1977 г. до 963,6 млн. руб. в 1982 году 38 . Успешно работает советско-швейцарская смешанная комиссия по экономическому, научно-техническому и промышленному сотрудничеству, а также советско-швейцарские группы, созданные в рамках этой комиссии. Особенно результативно идут дела в смешанной группе по станкостроению.

Регулярно осуществляется обмен научными сотрудниками. Наши молодые специалисты ведут научную работу в швейцарских университетах и высших технических школах, швейцарские - в советских. Это со-


36 Der Bund, 15.X. 1983. Президент Швейцарской конфедерации избирается парламентом страны сроком на год из членов Федерального совета. Президентом страны на 1983 г. был избран социалист П. Обер - член Федерального совета, начальник ФДИД. В 1983 г. он исполнял одновременно обязанности и президента страны и начальника ФДИД.

37 Правда, 13.I.1978.

38 Внешняя торговля СССР. М. 1977, 1982.

стр. 59


трудничество представляет взаимный интерес, т. к. уровень науки в обеих странах очень высок. По затратам на развитие науки в процентном отношении Швейцария занимает первое место в капиталистическом мире, опережая США 39 . Широкие взаимополезные контакты между учеными и специалистами СССР и Швейцарии осуществляются также на международных научных конгрессах, симпозиумах, конференциях, выставках и т. д.

Активно развиваются связи между обеими странами в области культуры и искусства. На Лозаннском фестивале с огромным успехом прошли оперы "Хованщина" и "Петр I" в исполнении артистов Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Артисты балета этого театра, так же как и артисты балета Большого театра СССР, неоднократно выступали на сценах различных городов Швейцарии, прежде всего в театре "Гран Опера" в Женеве. По случаю 200-летия Большого театра СССР ведущие оперные певцы Большого театра (Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Тамара Милашкина, Владимир Атлантов, Юрий Мазурок) при участии дирижера Юрия Симонова дали в октябре 1980 г. в лучшем концертном зале Берна концерт, на котором исполнялись арии из русских классических опер; некоторые из них впервые звучали в этой стране.

С огромным успехом проходили в городах Швейцарии концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, выступления симфонического оркестра Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, знаменитых советских музыкантов - скрипача Л. Когана и пианиста Э. Ги-лельса, композитора Р. Щедрина, который исполнял свои произведения. На Люцернском фестивале искусств дирижировал Г. Рождественский. Таких примеров можно было бы привести много.

С неизменным успехом проходили в Швейцарии недели Советского Союза, а в СССР - недели Швейцарии. На недели СССР в Швейцарии приезжали делегации от республик, советские коллективы художественной самодеятельности и деятели искусства, туристы. Культурные мероприятия (выставки, концерты и др.), проводимые в рамках таких недель, состоялись в Цюрихе, Базеле, Женеве, Берне, Лозанне, Люцерне, Лугано. Выставки рассказывали о достижениях советского народа в строительстве нового общества, о советском образе жизни, культуре и искусстве народов СССР. Советский Союз во время этих недель каждый раз представляла одна из союзных республик. Вся подготовка и организация недель осуществлялись с советской стороны ССОД и республиканскими отделениями обществ дружбы. В Швейцарии принимающей стороной были Ассоциация культурных связей с СССР, бессменным президентом которой в течение многих лет является известный общественный деятель, член ЦК Швейцарской партии труда А. Форель, и кантональные отделения этой ассоциации.

Недели Швейцарии в Советском Союзе знакомили советскую общественность с жизнью, культурой и достижениями швейцарского народа. Они готовились Ассоциацией культурной связи при содействии швейцарской организации "Прогельвеция", которая получает финансовую поддержку от правительства на свою культурную деятельность. Недели Швейцарии в Советском Союзе проводятся примерно раз в два года. В них принимают участие представители швейцарской общественности, художественной самодеятельности и деятели искусства. Вклад недель Советского Союза в Швейцарии и недель Швейцарии в СССР в развитие культурных связей, взаимопонимания и дружбы между народами обеих стран бесспорен.


39 Modern Switzerland, pp. 160, 161.

стр. 60


Последние годы ознаменовались проведением художественных выставок в Швейцарии и СССР. Летом 1983 г. в Женеве в музее Пти Пале состоялась первая в этой стране выставка картин русских и советских художников (1900 - 1930 гг.) под названием "100 картин из Третьяковской галереи". Выставка проходила под покровительством президента Швейцарской конфедерации. В Советском Союзе в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Русском музее примерно в то же время экспонировалась выставка картин малоизвестного, но талантливого русского художника первой четверти XX в. Николая Тархова из коллекции музея Пти Пале, основателем и президентом которого является О. Гез. Эта выставка также имела большой успех. Обмен выставками с музеем Пти Пале проходил под предложенным О. Гезом девизом "Искусство на службе мира".

Другая выставка картин из советских музеев была устроена в июле- ноябре 1983 г. в Лугано на "Вилле фаворита" барона Г. Тнесена-Борнемиса, владельца одной из лучших частных коллекций в Западной Европе. На этой выставке были представлены картины французских импрессионистов и постимпрессионистов из Государственного Эрмитажа и Музея им. А. С. Пушкина, причем некоторые из них впервые экспонировались за границей. Она была открыта президентом П. Обером и проходила под его патронажем. Ответная выставка шедевров из частной коллекции Г. Тиссена-Борнемиса (западноевропейская живопись XIV - XVII вв.) с большим успехом прошла с сентября 1983 по март 1984 г. в Москве, Ленинграде и Киеве. Это лишь отдельные примеры советско-швейцарских культурных связей, обогащающих культуру народов обеих стран и служащих делу укрепления дружбы и взаимопонимания между народами.

Важнейшей сферой советско-швейцарских отношений являются политические контакты между обеими сторонами на различных уровнях. В январе 1982 г. имела место встреча А. А. Громыко с начальником ФДИД П. Обером в Женеве, в ходе которой состоялся обмен мнениями относительно международной обстановки. Внимание П. Обера было привлечено к предложениям СССР, направленным на сокращение ядерных вооружений и снижение уровня военного противостояния в Европе. Обе стороны высказались тогда в пользу успешного завершения Мадридской встречи представителей государств - участников СБСЕ и в пользу продолжения политического диалога между государствами в целом. В ходе беседы произошел также обмен мнениями по вопросам советско-швейцарских отношений. С обеих сторон было отмечено, что они складываются в целом благоприятно, и выражено обоюдное стремление к их дальнейшему всестороннему развитию 40 .

Плодотворно сотрудничали друг с другом делегации СССР и Швейцарии на различных международных конференциях. Особо следует отметить те из них, цель которых состояла в ограничении ядерных вооружений, в упрочении мира и безопасности и развитии сотрудничества в Европе. Имеются в виду конференция о выполнении договора о нераспространении ядерного оружия, участником которого оба государства являются, СБСЕ, сессии специализированных организаций ООН и других международных организаций.

Несомненный вклад в отношения между двумя странами внесли советско-швейцарские политические консультации на уровне министерств иностранных дел, которые в последние годы проводились на регулярной основе поочередно в Москве и в Берне. В ходе этих консультаций обсуждались отдельные международные проблемы и международная обстановка в целом, вопросы работы Мадридской встречи представителей стран - участниц СБСЕ, а также двусторонние отношения.


40 Правда, 26.I.1982.

стр. 61


Развитие довольно активных позитивных отношений между СССР и Швейцарией в последние годы не означает, однако, что в них не было отдельных темных пятен. В разгар кампании против размещения в Европе новых американских ядерных средств средней дальности швейцарские власти закрыли, например, бюро Агентства печати "Новости" в Берне под надуманным предлогом, будто руководитель этого бюро (советский гражданин) с помощью двух швейцарских сотрудников руководил антивоенным движением в стране. Это нелепое обвинение, исходящее от федерального департамента юстиции и полиции (ФДЮП) Швейцарии, вызвало бурю возмущения в общественных кругах страны, особенно среди участников движения за мир. Швейцарская партия труда опубликовала гневное обвинение против инициаторов этой провокации. Участники антивоенного движения потребовали от ФДЮП доказательств в подтверждение этого голословного обвинения. Никаких доказательств, разумеется, представлено не было. Эта акция, как указывали пресса и руководители антивоенных движений, была рассчитана на дискредитацию и подрыв швейцарского движения за мир. В ответ 5 ноября 1983 г. в Берне состоялась массовая антивоенная демонстрация с участием представителей всех районов страны, самая крупная за последние годы. В ее организации принимало участие около 50 различных пацифистских и антивоенных организаций страны, около 80 тыс. человек шли под лозунгами "Нет - американским крылатым ракетам и "Першингам" на земле Западной Европы!".

Омрачают отношения между обеими странами и провокации, разного рода акции хулиганствующих элементов против советских коллективов и отдельных советских граждан, против посольства СССР и других советских учреждений в Швейцарии. Эти недружественные действия противоречат духу постоянного нейтралитета страны. Строгое соблюдение духа и буквы постоянного нейтралитета, исключение швейцарской стороной идеологических разногласий из межгосударственных дел благотворно сказалось бы на дальнейшем развитии отношений между СССР и Швейцарией в интересах народов обеих стран и упрочения мира в Европе.

В некоторых политических и общественных кругах Швейцарии иногда возникает вопрос, может ли быть у страны, связанной международным актом о постоянном нейтралитете, своя внешняя политика и если да, то имеется ли такая политика и дипломатия у Швейцарии. Многолетний опыт и факты (некоторые из них приведены выше) подтверждают, что у Швейцарии есть своя внешняя политика и дипломатия, осуществляемые хорошо подготовленными, опытными дипломатическими сотрудниками. Статусу постоянного нейтралитета не противоречит политика, направленная на предотвращение ядерной катастрофы, разоружение, укрепление доверия и сотрудничества между государствами. Швейцарские демократические круги выступают именно за такую внешнюю политику своей страны.

 

Опубликовано 21 июля 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ШВЕЙЦАРСКИЙ НЕЙТРАЛИТЕТ



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама