Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО есть новые публикации за сегодня \\ 18.10.18


Н. А. РОЗАНЦЕВА. ФРАНЦИЯ В ООН (1945 - 1950)

Дата публикации: 28 июля 2018
Автор: Ю. Н. Панков
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Номер публикации: №1532785978 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Ю. Н. Панков, (c)

найти другие работы автора

М. Наука. 1984. 223 с.

Научная и, что особенно важно, политическая ценность рецензируемой монографии, принадлежащей перу научного сотрудника Института всеобщей истории АН СССР кандидата исторических наук Н. А. Розанцевой, определяется прежде всего тем значением, какое придается в Советском Союзе отношениям с Францией, а также деятельности такой авторитетной международной организации, как ООН. Рассматриваемые в книге проблемы важны для исследования политической роли и места ООН в системе международных отношений. Полная поддержка нашей страной усилий, направленных на повышение роли ООН как инструмента укрепления мира и конструктивного сотрудничества государств, вновь была подтверждена Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко в беседе с Генеральным секретарем ООН Х. Пересом де Куэльяром в июле 1984 года 1 .

Несомненный интерес представляет и французская политика в ООН, ставшей неотъемлемой частью международных отношений после окончания второй мировой войны. Этот ракурс в исследовании внешней политики Франции позволяет рельефно обозначить возможные пути повышения эффективности ООН в поддержании мира и безопасности - главной цели, провозглашаемой ее уставом. Как пишет в предисловии к книге постоянный представитель СССР на Конференции по разоружению В. Л. Исраэлян, "ретроспективное исследование позиции Франции в ООН, предпринятое на фундаментальной научной основе, представляет тем больший интерес, что в сферу действия ООН так или иначе попадают все крупнейшие события и проблемы, а в повестку дня Совета Безопасности - все кризисные ситуации" (с. 4).

Исследуя роль, которую играла Франция как одна из стран - учредительниц ООН в первый период ее деятельности, т. е. с 1945 по 1950 г., автор правильно подчеркивает, что "участие Франции в деятельности Организации Объединенных Наций в первые послевоенные годы явилось важной составной частью французской внешней политики" (с. 183). В книге показано, что ООН рассматривалась Францией как одно из средств осуществления ее политических задач на международной арене, в первую очередь, восстановления статуса великой державы. Впервые в советской и зарубежной марксистской литературе автор делает попытку проанализировать французскую политику в ООН по важнейшим проблемам послевоенных международных отношений, сохраняющим и в настоящее время свою актуальность: обеспечение мира и безопасности в Европе, разоружение, ликвидация колониальной системы и др.

Автор отмечает, что первые послевоенные годы явились периодом активного участия Франции, вошедшей в состав пяти постоянных членов Совета Безопасности, в деятельности ООН. Франция являлась постоянным членом Совета по опеке, работа которого вплотную затрагивала ее позиции в колониях. Французские представители вошли также в состав Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС). Франция участвовала и в работе комитетов и комиссий Генеральной Ассамблеи ООН, региональных комиссий, Экономической комиссии для Азии и Дальнего Во-


1 Правда, 14.VII.1984.

стр. 139


стока (ЭКАДВ), а также специализированных учреждений - ЮНЕСКО и др. Достаточно сказать, что число французских граждан в администрации международных организаций ООН превышало процент, на который эта страна могла претендовать, согласно принципу географического распределения постов.

Именно в эти первые послевоенные годы закладывались основы позиции Франции по многим международным проблемам, формировался ее подход к решению особенно жгучей проблемы современности - атомной, которая радикальным образом воздействовала на внутреннюю и внешнюю политику и экономику страны, на классовую и политическую борьбу внутри нее. Автор отмечает, что, несмотря на активность Франции в ООН, многие французские предложения не встретили поддержки со стороны большинства членов этой организации. В этом сказались происшедшие после второй мировой войны существенные изменения в соотношении сил между капиталистическими державами. Франция пыталась найти опору среди малых и нейтральных стран, лидером которых она собиралась в перспективе стать. Лавирование было отличительной чертой французской дипломатии в органах ООН.

Центральной в книге является глава, в которой рассматривается отношение Франции к вопросам разоружения. Автор наглядно показывает двойственность ее внешней политики в этом вопросе (с. 108, 131 - 133, 187 - 188), вскрывает те конкретные внутри и международно-политические причины, которые обусловили специфику французской позиции. По широте рассматриваемых проблем и по глубине проведенного анализа глава выходит за рамки узко страноведческой темы. Факты, приведенные автором, еще раз напоминают о том, что Советский Союз с самого начала существования ООН проводил последовательную линию на прекращение гонки вооружений и всеобщее разоружение.

Н. А. Розанцева рассматривает и проблему деколонизации. Позиция Франции в этих вопросах определялась стремлением предотвратить распад колониальной системы, и в первую очередь, конечно, своей колониальной империи. Именно поэтому французские монополистические круги отрицательно относились к учреждению международной системы опеки. На позиции Парижа в этом вопросе отразились, несомненно, и противоречия между Францией и другими империалистическими государствами. Позиция ее неоднократно подвергалась в ООН обоснованной критике со стороны СССР, стран народной демократии, а также группы государств Азии и Африки, ставших суверенными. До середины 1947 г., т. е. пока коммунисты входили в состав правительства Франции, оно придерживалось гибкой тактики: были выведены французские войска из Ливана, проводилась линия на осуждение дискриминации в ЮАС (ныне ЮАР) индийского меньшинства. После усиления позиций правых сил внутри страны во внешнеполитическом курсе Франции обозначились более жесткие моменты. Ее представители оказались на правом фланге проимпериалистических сил, действовавших в ООН.

Анализируя внешнеполитическую линию Франции в первые послевоенные годы, Н. А. Розанцева напоминает конкретные внутренние и внешние причины, определившие проведение, особенно до мая 1947 г., "средней линии", т. е. политики, обращенной в силу многовековой традиции и на Запад и на Восток. Это относится к таким проблемам, как обеспечение мира и безопасности в Европе. С определенных прогрессивных позиций выступала Франция при рассмотрении т. н. испанского вопроса. Но с весны 1947 г, как во внутренней, так и во внешней политике Франции произошли серьезные перемены, страна постепенно стала втягиваться в "холодную войну" против Советского Союза и стран народной демократии. В условиях острой конфронтации между Востоком и Западом французская дипломатия оказалась скованной рамками "атлантической солидарности". Париж потерял свободу маневра. От попыток лавировать, играть роль некоего "связующего звена" между СССР и англосаксонскими странами Франция перешла к односторонней ориентации на США и Великобританию. Следует в этой связи с удовлетворением подчеркнуть стремление автора выявить точки соприкосновения между позициями СССР, стран народной демократии, с одной стороны, и Франции - с другой.

Очень ценно, что автор старается показать обусловленность подхода Франции к решению крупных международных проблем в ООН особенностями внутриполитического развития, выяснить, с какими трудностями встречалась французская дипломатия при проведении своего курса, насколько цели ООН расходились или совпадали с по-

стр. 140


литическими интересами правящих кругов Франции, определить отношение к этой международной организации политических партий, парламентских групп, видных государственных деятелей страны. Учрежденная как гарант мира и безопасности, ООН пользовалась в рассматриваемый период поддержкой различных политических партий, парламентских групп Франции, особенно ее прогрессивной общественности, в авангарде которых стояла компартия.

Работа написана на основе изучения широкого круга документальных источников и литературы: материалов ООН, советских документальных изданий, стенографических отчетов Национального собрания Франции, мемуаров и дневников французских, английских и американских государственных и политических деятелей, прессы самых разных направлений. Безусловный интерес представляют и сведения, полученные автором в ходе личных бесед с французскими дипломатами, участниками Генеральных Ассамблей ООН и Совета Безопасности - А. Пароди, Ж. Моком, А. Ганемом, бывшим послом Франции в СССР Л. Жоксом. Н. А. Розанцева привлекла и тщательно проработала обширную литературу по теме как исторического, так и юридического, экономического и социологического характера. Такой междисциплинарный подход позволил ей увидеть разноплановый и комплексный характер проблемы.

Избранный Н. А. Розанцевой подход - "ооновский ракурс" - к исследованию внешней политики Франции имеет немаловажное значение и с точки зрения воссоздания недавней истории этой страны и многогранного освещения: международных отношений, складывавшихся в критически ответственный момент истории, когда происходил поворот от сотрудничества государств в рамках антигитлеровской коалиции к "холодной войне". В этой связи работа, вероятно, значительно выиграла бы, если бы в ней была освещена позиция Франции по вопросу о приеме в ООН новых членов, поскольку это была острая политическая проблема, отражавшая принципиальные позиции государств в отношении фашизма, милитаризма и агрессии.

Можно было бы полнее показать в монографии и то, как с трибуны ООН провозглашались общие задачи французской внешней политики, формулировались основные установки деятельности французской дипломатии в ООН. Желательно было бы детальнее проследить работу французских дипломатов в ООН с целью организации поддержки своих позиций, особенно в период, когда Франция выступала с относительно независимым внешнеполитическим курсом или искала "средний путь". Это позволило бы раскрыть глубокую связь ее деятельности в ООН с другими аспектами французской внешней политики. В работе имеется досадная неточность - исторически неправильным представляется нам замена для рассматриваемого автором периода термина "народная демократия" термином "социалистические страны" (с. 186).

В целом рассматриваемая монография, отличающаяся новизной подхода, свидетельствует о том, что в условиях развития многосторонней дипломатии и повышения роли международных организаций в мировой политике "ооновский ракурс" становится все более существенным при исследовании внешней политики того или иного государства и заслуживает пристального внимания советских историков.

Опубликовано 28 июля 2018 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама