Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО есть новые публикации за сегодня \\ 19.12.18


К ИСТОРИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ЯПОНИЕЙ

Дата публикации: 23 августа 2018
Автор: Л. Н. КУТАКОВ
Публикатор: Шамолдин Алексей Аркадьевич
Рубрика: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Номер публикации: №1535032344 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. Н. КУТАКОВ, (c)

найти другие работы автора

После окончания гражданской войны и империалистической интервенции нормализация отношений с Японией входила в число первостепенных задач советской внешней политики: под контролем японской военщины оставалась часть советской территории - Северный Сахалин1 . Укрепление внутренних и международных позиций СССР, дальнейшее обострение империалистических противоречий на Тихом океане со всей остротой ставили и перед японскими правящими кругами вопрос об отношениях с Советским государством. Военный метод разрешения проблемы советско-японских отношений показал свою несостоятельность: японским интервентам пришлось с позором убраться с территории Советской России.

Провал интервенции, обострение классовых противоречий в стране, рост демократического и революционного движения отражали внутреннее ослабление японского империализма. Все это не могло не сказаться и на внешнеполитических позициях Японии. Американский империализм перешел в решительное наступление на позиции своего конкурента в Китае, странах южных морей, а также в полосе отчуждения КВЖД. Английские монополии также спешили воспользоваться ситуацией. В результате объем внешней торговли Японии резко упал. Японо-американские отношения все более обострялись. Дальний Восток стал одним из центров империалистического противоборства.

В этих условиях японские деловые круги устремляют свои взоры к Советскому государству, в котором они видели широкий рынок для сбыта товаров и получения сырья. В развитии экономических связей была заинтересована и советская сторона. Наиболее активно выступали за нормализацию отношений с Советской Россией рыбопромышленники Японии, заинтересованные в заключении соглашений о ловле рыбы в советских водах. Если в период гражданской войны и существования Дальневосточной республики японские рыбопромышленники безнаказанно занимались ловом в водах советского Дальнего Востока, то после эвакуации японских войск такое положение сохраняться не могло. Советское государство принимало меры к тому, чтобы прекратить хищнический лов рыбы в своих территориальных водах.

Требования признания СССР выдвигались широкой общественностью Японии (профсоюзами, студенческими организациями, прогрессивной интеллигенцией, отдельными группами крестьян и др.). Дальновидным политическим деятелям Японии становилось ясно, что Советская страна, которая уже установила отношения с рядом капиталистических


1 Южный Сахалин был отторгнут от России в 1905 г. по условиям грабительского Портсмутского договора, навязанного России после ее поражения в русско-японской войне 1904 - 1905 годов.

стр. 64


государств (Германией, Англией и др.)" является государством, с которым необходимо считаться2 . И Япония, заинтересованная в урегулировании ряда политических и экономических вопросов, которые она не могла решить без Советского Союза или вопреки ему, вынуждена была стремиться к заключению мирных соглашений. Однако переговоры велись ее правительством нерешительно, медленно, с различными отступлениями, перерывами и оглядкой на позиции различных группировок правящих кругов, военщины, а также других держав.

Поводом для начала переговоров послужило приглашение в декабре 1922 г. советского дипломатического представителя в Пекине А. А. Иоффе в Японию для лечения. Контакты вначале носили неофициальный характер. Сношения советского представителя с японским правительством осуществлялись через мэра Токио - видного политического деятеля, виконта С. Гото, который как до Великой Октябрьской социалистической революции, так и после нее был активным сторонником сближения с нашей страной3 . Одновременно с политическими переговорами советский представитель в целях установления контакта с кругами, непосредственно заинтересованными в развитии экономических отношений с нашей страной, начал переговоры с японскими рыбопромышленниками по вопросам рыболовства в советских водах.

В ходе переговоров японские представители довольно откровенно сформулировали программу, имевшую целью осуществить захват Северного Сахалина и навязать Советскому Союзу выгодные для Японии экономические соглашения. Японская сторона предлагала два варианта решения сахалинского вопроса: либо продажу советской части Сахалина Японии за 150 млн. иен, либо предоставление Японии долгосрочных концессий на эксплуатацию нефтяных, угольных и лесных богатств Северного Сахалина, а также железных дорог сроком на 55 - 99 лет4 . Выдвигалось требование о предоставлении Японии концессий и в других местах советского Дальнего Востока. Не был забыт и пресловутый николаевский вопрос5 : согласно японским предложениям, Советское правительство должно было взять на себя ответственность за гибель японского консула и японских граждан в Николаевске и признать себя обязанным возместить убытки.

В июне 1923 г. неофициальные переговоры о нормализации отношений между СССР и Японией вступили в новый этап. Отказавшись от посреднических услуг Гото, японское правительство назначило своим представителем на переговорах посланника Каваками. Со стороны СССР переговоры продолжал вести Иоффе. Япония настаивала на признании договоров, заключенных царским правительством, и его долгов, а также возвращении частной собственности японским гражданам и воз-


2 Гото Симпей. Взгляд или мнение об отношениях между Японией и Россией. Токио. 1923, с. 3 (на яп. яз.).

3 Цурума Юсуке. Биография Гото Симпей. Т. IV. Токио. 1931, с. 426 (на яп. яз.).

4 АВП СССР, ф. 146, д. 5, л. 48.

5 Т. н. николаевский инцидент был спровоцирован японскими военными кругами в марте 1920 года. Окруженные в Николаевске-на-Амуре партизанскими отрядами японские части 28 (февраля 1920 г. капитулировали и заключили с командованием партизан договор о мире и дружбе. Однако 11 марта они вероломно напали на партизан. Партизаны подтянули артиллерию, усилили огонь. Центром японского сопротивления явились помещения консульства и казармы. В огне погибли засевшие там японские солдаты и офицеры, а также японские граждане, собранные туда японским консулом. Этот инцидент в течение ряда лет служил японской военщине предлогом для различных провокаций и отсрочки эвакуации Северного Сахалина (см. подробнее: Октябрьская революция и гражданская война на Дальнем Востоке. Хроника событий. 1917 - 1922. Хабаровск. 1933, с. 145, 194; Губельман М. И. Борьба за Советский Дальний Восток. 1918 - 1922. М. 1958, с. 179 - 180; Никифоров П. М. Записки премьера ДВР. М. 1962, с. 184 - 187).

стр. 65


мещении убытков владельцам национализированных предприятий6 . Советский представитель заявил, что СССР не может согласиться на продажу Северного Сахалина, признание обязательств и долгов царского правительства, возвращение частной собственности японским подданным, и сослался на принципиальную позицию, занятую советской делегацией на Генуэзской конференции 1922 года. Он показал виновность японской военщины в николаевских событиях. В то же время Иоффе говорил о возможности предоставления Японии концессий на Сахалине и в других районах советского Дальнего Востока7 . Однако японское правительство соглашалось определить срок эвакуации своих войск с Северного Сахалина только при условии принятия своих требований.

Таким образом, японская сторона не заняла тогда конструктивной позиции. В июле 1923 г. переговоры были прерваны. Возобновились они лишь в мае 1924 года. Требования рыбопромышленников побуждали правительство Японии добиваться соглашения о рыболовстве в советских водах. Советское правительство неоднократно подчеркивало, что окончательное урегулирование этого вопроса возможно лишь при одновременном решении основных политических проблем. Японские рыбопромышленники и связанные с ними деловые круги проявляли наибольшую заинтересованность в урегулировании отношений с СССР.

На позиции Японии не могло не сказаться обострение японо-американских и японо-английских противоречий. В мае 1924 г. в США был принят новый закон об иммигрантах, запрещавший иностранцам въезд в Соединенные Штаты. Этот закон вызвал волну антиамериканских выступлений в Японии, поскольку был направлен прежде всего против японской эмиграции. Верхняя и нижняя палаты японского парламента приняли резолюции протеста, многочисленные организации развернули в стране широкую антиамериканскую кампанию, прошли сотни митингов, был объявлен бойкот американских товаров и кинофильмов. Еще большее возбуждение в Японии вызвала речь морского министра США Вильбура, заявившего 5 сентября 1924 г. в Сан-Франциско, что Соединенным Штатам с Тихого океана угрожает "агрессивность народа, поддающегося влиянию духа черни и вспышке страсти" и что "ничто так не охлаждает горячего темперамента, как кусок холодной стали"8 . Англия в 1923 г. начала строительство Сингапурской военной базы, которая создавала угрозу Японии.

Обострение обстановки на Тихом океане, угроза совместных выступлений Англии и США заставляли японское правительство искать опору на международной арене. Соглашение с СССР, несомненно, усилило бы позиции Японии перед лицом английского и американского империализма. К скорейшему урегулированию отношений с Советским Союзом японское правительство также толкала сложная внутренняя обстановка. Весна 1924 г. характеризовалась для Японии новым подъемом демократического движения. Правительство не могло не считаться с размахом народных выступлений и широкой волной пацифизма, охватившей в те годы почти все капиталистические страны. Оно вынуждено было пойти на проведение ряда реформ внутри страны, а во внешней политике маневрировать, прикрывать свои агрессивные устремления разговорами "о мирной политике", о готовности к соглашениям и т. д. Установлением отношений с СССР японское правительство надеялось смягчить внутриполитическую обстановку, удовлетворить требования широких слоев трудящихся, а также определенных группировок сред-


6 АВП СССР, ф. 146, д. 5, л. 48.

7 Там же.

8 Цит. по: Мировое хозяйство и мировая политика, 1926, N 4, с. 84 - 85.

стр. 66


ней и мелкой буржуазии о нормализации отношений с Советским Союзом9 .

14.мая 1924 г. в Пекине начались официальные переговоры между японским посланником К. Иосидзава и советским полпредом Л. М. Караханом10 . К 23 мая были выработаны основные принципы договора, но позиции сторон оставались несогласованными по вопросу о Северном Сахалине. Под давлением монополистических кругов, заинтересованных в эксплуатации нефтяных и угольных месторождений на Северном Сахалине, японская делегация под предлогом неурегулированности николаевского инцидента по-прежнему не хотела определить сроки эвакуации Северного Сахалина. Переговоры вступили в критическую ситуацию. Иосидзава был вызван в Токио. Как он рассказывает в своих мемуарах, в правительстве главное внимание было уделено вопросу о нефти11 . Получение нефтяных концессий на Северном Сахалине было обязательным условием, которое выдвигало командование военно-морским флотом для заключения соглашения.

В августе Иосидзава передал советскому полпреду проект "Конвенции, охватывающей основные принципы отношений между Японией и СССР". Она предусматривала полное признание Портсмутского договора 1905 года. Другие договоры и соглашения, заключенные до 7 ноября 1917 г., должны были быть пересмотрены на специальной конференции. Япония настаивала также на сохранении выгодной для нее рыболовной конвенции 1907 г., навязанной царскому правительству после поражения в войне 1904 - 1905 годов. Она предложила СССР предоставить японским промышленникам концессии на эксплуатацию 60% известных ей нефтеносных полей Северного Сахалина, а также концессии на добычу угля в этом районе. Вопрос об эвакуации своих вооруженных сил с Северного Сахалина японская сторона связывала с урегулированием вопроса о долгах царского и Временного правительств12 .

Военщина, а также монополистические круги, тесно связанные с англо- американским капиталом, выступали против соглашения с СССР, настаивали на выдвижении невыгодных для Советского государства требований, стремились сорвать переговоры путем организации различных конфликтов. Концерн "Мицубиси" вмешался в переговоры: родственник хозяина концерна Савада был направлен в Пекин с тем, чтобы следить за Иосидзавой, как бы тот не сделал слишком больших уступок в вопросе о нефтяных концессиях. Затягивая переговоры, японские правящие круги надеялись на то, что внешнеполитическое положение Советского Союза осложнится в связи с попытками США и Франции сорвать советско-китайское соглашение "Об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой" от 31 мая 1924 г. и взять под свой контроль управление КВЖД. Вскоре, однако, выяснилась беспочвенность расчетов Японии. Серьезный удар по планам японских правящих кругов нанесло развитие национально-освободительной борьбы в Китае и провозглашение в 1924 г. Монгольской Народной Республики.

Серьезное влияние на позицию Японии оказала также гибкая советская политика, умело использовавшая межимпериалистические противоречия. Американская компания "Синклер ойл корпорейшн" еще в 1920 г. предложила РСФСР заключить с нею соглашение о нефтяной концессии на Северном Сахалине. Договор (сроком на 36 лет) был утвержден СНК РСФСР в начале 1923 года. По условиям договора компания была обязана в течение года приступить к изысканиям и по ис-


9 Краткая история японской дипломатии за 100 лет. Токио. 1958, с. 94 (на яп. яз.).

10 Известия, 22.V.1924.

11 Иосидзава К. 60 лет дипломатической работы. Токио. 1958, с. 74 (на яп. яз.).

12 АВП СССР, ф. 146, д. 61, лл. 66 - 68.

стр. 67


течении года представить Советскому правительству карту разведанных площадей. Японские власти не допустили американскую геологоразведочную экспедицию на оккупированный японцами Северный Сахалин. ВСНХ 21 мая 1924 г. предупредил компанию Синклера, что предоставляет ей шесть льготных месяцев для выполнения взятых обязательств. Компания обратилась в госдепартамент США с требованием, чтобы правительство США заставило японские власти допустить представителей компании на Северный Сахалин13 . Японское правительство опасалось, что Синклер сможет добиться официальной поддержки вашингтонских властей и Японии придется уступить нефтеносные районы американским концессионерам. Рыболовные компании настаивали на заключении общеполитического японо-советского соглашения, на базе которого было бы возможно стабильное урегулирование проблемы рыболовства.

Все эти обстоятельства, а также твердость советской дипломатии заставили Японию пойти на уступки. Переговоры завершились подписанием 20 января 1925 г. советско-японской конвенции об основных принципах взаимоотношений14 . Процесс ратификации конвенции был завершен 25 февраля 1925 г.: с этого дня между СССР и Японией были установлены дипломатические отношения. По условиям конвенции обе стороны должны были в своих взаимоотношениях исходить из принципа невмешательства во внутренние дела, воздерживаться от всякой, открытой или скрытой, враждебной деятельности друг против друга. Японское правительство обязывалось вывести свои войска с Северного Сахалина к 15 мая 1925 года. В конвенции специально говорилось о пересмотре в дальнейшем рыболовной конвенции 1907 года. Конвенция 1925 г. предусматривала заключение договора о торговле и мореплавании.

Не имея в тот период возможности ликвидировать последствия поражения царской России в русско-японской войне, Советское правительство вынуждено было признать действенность несправедливого Портсмутского договора, в частности статей, оставлявших за Японией исконную русскую землю - Южный Сахалин. При подписании конвенции была оглашена специальная декларация. "Признание... действительности Портсмутского договора от 5 сентября 1905 г. никоим образом не означает, что правительство Союза разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение названного договора"15 . Эта декларация свидетельствовала о том, что признание Портсмутского договора носило временный характер и советский народ надеялся на отмену в будущем его тяжелых и несправедливых условий.

Правительство СССР заявляло о готовности предоставить японским подданным концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств, в том числе 50% известных Японии нефтяных месторождений на Северном Сахалине. В пользу СССР должно было отчисляться от 5 до 8% валовой добычи угля и от 5 до 15% валовой добычи нефти. Привлечение японского капитала позволяло СССР ускорить восстановление хозяйства Дальнего Востока, разрушенного интервентами и белогвардейцами. Все вопросы о долгах правительству


13 Papers Relating to the Foreign Relations of the United States 1924. Vol. II Washington. 1939, pp. 678 - 679.

14 Текст см.: Документы внешней политики СССР. Т. VIII. М. 1963, с. 70 - 80. В 1959 г. автор этих строк имел несколько бесед с Иосидзавой. Рассказав о некоторых неизвестных деталях переговоров, Иосидзава заметил, что советский представитель вел переговоры очень энергично и настойчиво и, видимо, имел установку завершить переговоры к определенной дате. Выдвигая неприемлемые для СССР требования, японцы затягивали переговоры. Все же советскому дипломату удалось завершить переговоры к намеченному сроку.

15 Там же, с. 77.

стр. 68


или подданным Японии в связи с займами царскому и Временному правительствам откладывались для разрешения на последующих переговорах. Заключение советско-японской конвенции завершило важный этап борьбы СССР за нормализацию отношений с главными капиталистическими странами.

Советско-японская конвенция регулировала отношения между двумя странами в течение 20 лет. Она открыла возможности для широкого развития экономических, культурных и политических связей между двумя странами. В первые годы после ее заключения советско-японские отношения развивались успешно. В 1926 г. Советское правительство выдвинуло идею совместного выступления СССР, Японии и Китая в защиту мира на Дальнем Востоке. По инициативе советских представителей в Токио состоялись неофициальные переговоры с Японией о заключении соответствующего тройственного соглашения. Однако японские агрессивно настроенные элементы, а также круги, ориентировавшиеся на Англию и США, сорвали возможность соглашения, которое могло бы серьезно изменить обстановку на Дальнем Востоке. В 1926 г. Советское правительство предложило Японии заключить пакт о ненападении. Эти предложения повторялись в 1927, 1928 и 1931 годах. Переговоры продолжались вплоть до 1933 г., когда Япония отвергла советские предложения.

Советский Союз стремился развивать самые широкие политические, экономические и культурные связи с Японией. В 1928 г. была подписана новая рыболовная конвенция, сохранившая ряд привилегий для японских рыбаков. Успешно развивались экономические связи на базе концессионных соглашений. Происходили обмены делегациями хозяйственных и политических деятелей. В 1927 г. Москву посетили Гото, видный промышленник Т. Кухара и др.

Но в 30-х годах Япония встала на путь агрессии, заключив военные соглашения с фашистской Германией и Италией. Она совершила в 1938 г. открытое нападение на советскую территорию в районе оз. Хасан, а в 1939 г. - на союзную нашей стране МНР. В 1940 - 1941 гг., когда шли советско-японские переговоры о заключении пакта о нейтралитете, Япония снова поднимала вопрос о Северном Сахалине. В условиях начавшейся второй мировой войны она хотела за нейтралитет получить Северный Сахалин и тем самым обеспечить себе контроль над судоходством в устье Амура и выходом из Охотского моря. С трибуны Верховного Совета СССР японские руководители были названы любителями покупать то, что не продается16 . Несмотря на пакт о нейтралитете, подписанный в апреле 1941 г., японские правители готовили нападение на Советский Союз, помогали фашистской Германии вести войну против СССР, превратили пакт в клочок бумаги, фактически ликвидировали его.

В августе 1945 г., выполняя свой союзнический долг, а также в целях быстрейшего завершения второй мировой войны и ликвидации постоянной угрозы своим границам на Дальнем Востоке, СССР вступил в войну против Японии. Военный разгром похоронил бредовые планы японских империалистических кругов о подчинении себе Азии, и в том числе советского Дальнего Востока. Были восстановлены исторические права СССР на Курильские о-ва и Южный Сахалин, что было закреплено международными соглашениями военного и послевоенного времени.

По инициативе СССР в 1955 г. с Японией были начаты переговоры о восстановлении прерванных 9 августа 1945 г. дипломатических отношений и заключении мирного договора. Конструктивная позиция


16 Шестая сессия Верховного Совета СССР. 22 марта - 4 апреля 1940 г. Стеногр. отч. М. 1940, с. 40.

стр. 69


СССР привела к подписанию 19 октября 1956 г. совместной декларации СССР и Японии. Она предусматривала прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Декларация заложила основу для налаживания добрососедских отношений между Советским Союзом и Японией. Она показала, что между обеими странами не существует каких-либо спорных вопросов, которые не могли бы быть разрешены путем переговоров. Советский Союз в ходе переговоров неизменно исходил из задачи обеспечения мира на Дальнем Востоке, рассматривая дружественные связи с Японией в качестве важного фактора улучшения международной обстановки, обеспечения мира и безопасности в районе Тихого океана и Дальнего Востока. Советское правительство исходило при этом из принципов мирного сосуществования государств с различными социальными системами, из задач развития делового сотрудничества со всеми странами.

Совместная декларация является образцом последовательного проведения принципа равноправия договаривающихся сторон. Соглашаясь на нормализацию отношений с побежденным врагом, Советский Союз не только не искал для себя каких-либо преимуществ или не требовал уступок со стороны Японии, не только не пытался связать ее какими-либо обязательствами, как это сделано, например, в японо-американских соглашениях (договор безопасности 1951 г., предоставлявший США право содержать на японской территории любые вооруженные силы и использовать их по своему усмотрению; административное соглашение 1952 г., обязавшее Японию предоставлять безвозмездно в распоряжение американских войск военные базы, средства сообщения, коммунальные предприятия и т. д.; соглашение о помощи в обеспечении взаимной обороны 1954 г., фактически обязывающее Японию воссоздавать свои вооруженные силы, и т. д.), а, наоборот, проявил исключительное великодушие: отказался от репарационных требований; согласился досрочно освободить японских военных преступников, дал обязательство поддержать просьбу Японии о ее приеме в ООН.

Почти за 30 лет, прошедших после восстановления дипломатических отношений, в советско-японских отношениях наряду с поступательными, позитивными процессами были периоды спадов и даже обострений. Отрицательно сказывались на них действия внешних сил, заинтересованных в нарушении добрососедских отношений СССР и Японии. Чем сильнее она поддавалась нажиму и влиянию Вашингтона, тем больше негативного вносилось в ее политику по отношению к СССР.

В феврале 1957 г. в Японии к власти пришло правительство Н. Киси, взявшее курс на укрепление политических и военных связей с американским империализмом. Оно начало переговоры с США о пересмотре договора безопасности, навязанного Японии американцами в 1951 году. Ее правящие круги стремились создать впечатление, что они якобы пекутся об укреплении суверенитета страны, хотят обеспечить его безопасность. В действительности японское правительство хотело укрепить военные и экономические связи с США, домогаясь признания равноправия в договоре, второстепенных уступок, главным образом экономического характера, исключения наиболее одиозных положений административного соглашения 1952 г., вызывавших возмущение не только народных масс, но и буржуазии (в частности, ввоз военнослужащими США товаров без таможенных пошлин, права экстерриториальности и т. п.). В этих условиях в Японии все большее распространение получила идея перехода к политике нейтралитета, неучастия в военных союзах и ликвидации иностранных военных баз на японской территории.

В связи с американо-японскими переговорами о пересмотре договора безопасности Советское правительство 2 декабря 1958 г. выступило с заявлением, указав, что заключение нового американо-японского воен-

стр. 70


ного договора может лишь еще больше осложнить положение на Дальнем Востоке и усугубить опасность конфликта в этом районе. Интересам укрепления мира и интересам самой японской нации отвечал бы отказ Японии от навязанных ей кабальных военных обязательств, ликвидация иностранных военных баз и вывод всех иностранных войск с ее территории. Советское правительство заявило, что оно "готово взять на себя торжественное обязательство уважать нейтралитет Японии"17 . Позднее СССР заявил о готовности принять участие в коллективных гарантиях нейтралитета Японии с участием США и КНР, а также возможности гарантирования нейтралитета со стороны ООН18 .

Однако японское правительство категорически отвергло идею нейтралитета как совершенно неприемлемую для Японии19 . В январе 1960 г. Япония подписала договор о взаимном сотрудничестве и безопасности с США. Он не только сохранял американские военные базы в Японии, но предусматривал более тесное военное сотрудничество между Японией и США, выдвигая на первый план взаимные обязательства обеих сторон в военной области. Разъясняя в парламенте положения договора, японский министр иностранных дел Акара Фудзияма заявил, что по новому договору США будут "иметь право" использовать свои вооруженные силы, находящиеся в Японии, в любом районе Дальнего Востока, если сочтут это необходимым. Он пояснил, что под названием "Дальний Восток" в проекте договора понимается "район к северу от Филиппин, включающий в себя побережье материкового Китая, Приморский край и другие территории вокруг Японии"20 .

Заявление Фудзиямы раскрыло агрессивный характер договора, направленного против соседних Японии государств, и в первую очередь против Советского Союза. Бывший заместитель министра иностранных дел Японии, затем ее посол в Англии Харухико Ниси с возмущением писал по этому поводу: "Я еще ни разу не слышал, чтобы министр иностранных дел какого-либо государства, ведущего переговоры о заключении военного договора, одновременно выступал с таким откровенным заявлением, из которого почти следует, что территория третьего государства превращается в объект военных действий"21 . Киси и Фудзияма в своих выступлениях в парламенте и в прессе подтвердили, что в случае, если американские войска или американские базы в Японии подвергнутся нападению, Япония должна будет принять меры к самообороне, т. е. вступить в войну на стороне США22 . Это обязательство Японии по новому договору практически означало оказание ею поддержки американским войскам в случае любого конфликта, хотя причиной его могли явиться провокационные действия американских вооруженных сил за пределами Японских островов.

Заключение нового японо-американского договора безопасности Советское правительство рассматривало как выражение сознательного курса правящих кругов Японии, направленного на укрепление военных связей с США и ухудшение отношений с СССР, что противоречило духу и букве совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года. Подвергая критике опасный курс политики японских правящих кругов и указывая на то, что он не имеет будущего, Советское правительство не закрывало путей для развития отношений между двумя странами. В его заявлении от 30 июня 1960 г. говорилось: "У советского народа нет иных стремлений в отношении близкого японского со-


17 Правда, 3.XII.1958.

18 Там же, 6.III.1959.

19 Майнити, 27.I.1959; Асахи, 20.V.1959.

20 Асахи, 18.XI.1959.

21 Ниси Х. Опасения по поводу внешней политики Японии. - Тюо корон, 1960, N 2.

22 Майнити, 27.X. 1959.

стр. 71


седа, как жить с ним в мире и дружбе, сотрудничать с ним на основе равенства, взаимного уважения, независимости и суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга. Установление действительно добрососедских отношений было бы, несомненно, в интересах народов обеих стран, равно как и в интересах - упрочения мира во всем мире"23 .

Советское правительство выполнило все обязательства, принятые по совместной советско-японской декларации 1956 года. При всем положительном значении, которое имела эта декларация, все же полная нормализация советско- японских отношений была возможна лишь путем подведения под них прочной договорной основы. Однако стремление Советского правительства заключить мирный договор или другое какое-либо соглашение, определяющее основные принципы отношений двух стран, наталкивалось на упорное сопротивление правительства Японии. Подписанию такого договора мешает нереалистическая позиция японских правящих кругов, выдвигающих необоснованные, реваншистские притязания на советские территории - Малую Курильскую гряду и острова Итуруп и Кунашир.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркивалось значение полной нормализации отношений между СССР и Японией на соответствующей договорной основе24 .

Процесс разрядки, начавшийся в Европе в начале 70-х годов, не обошел и Японию. Прекращение агрессии США против Вьетнама, смягчение напряженности на Индостанском и Корейском полуостровах и др. благоприятствовали развитию процесса разрядки. В октябре 1973 г. в Москве между СССР и Японией состоялись переговоры на высшем уровне. В совместном советско-японском заявлении, подписанном 10 октября 1973 г. по результатам переговоров, была подчеркнута решимость обеих сторон прилагать усилия для дальнейшего развития отношений между двумя странами. Был намечен путь к достижению этой цели через расширение советско-японского сотрудничества с целью создания благоприятных условий для все более интенсивных обменов в различных сферах и на различных уровнях, в объединении усилий для укрепления добрососедских отношений, дела мира и стабильности на Дальнем Востоке и во всем мире. Был подписан ряд соглашений, охватывающих сферы науки, техники и культуры, некоторые направления охраны природы и защиты окружающей среды, область мирного использования атомной энергии и т. д.25 .

Материальной основой, на которой строится здание двусторонних межгосударственных отношений, является, как известно, экономическое сотрудничество. В ходе переговоров в Москве состоялся обстоятельный обмен мнениями о путях расширения экономических связей между СССР и Японией. В совместном заявлении была сформулирована широкая программа деятельности в экономической области и зафиксированы соответствующие обязательства правительств СССР и Японии содействовать ее реализации. В этих целях стороны согласились практиковать проведение межправительственных консультаций. Эта договоренность открывала путь к повышению уровня советско-японских экономических отношений. В заявлении также отмечалось, что урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся от второй мировой войны, и заключение мирного договора явились бы вкладом в установление мирных добрососедских и дружественных советско-японских отношений26 . СССР относил к нерешенным вопросам ряд проблем, обсуждение кото-


23 Правда, 1.VII.1960.

24 См. Материалы XXIV съезда КПСС. М. 1974, с. 27.

25 Правда, 11.X. 1973.

26 Там же.

стр. 72


рых могло бы создать более благоприятные условия для заключения мирного договора.

Переговоры 1973 г. показали наличие благоприятных возможностей для развития сотрудничества между СССР и Японией не только в сфере их непосредственных двусторонних отношений, но и в международном плане. В заявлении были указаны некоторые направления, по которым сотрудничество могло бы быть особенно актуальным: укрепление эффективности ООН, достижение разоружения под эффективным международным контролем, скорейшее осуществление ядерного разоружения. Япония, как и СССР, в частности, высказывалась за то, чтобы проблемы Вьетнама, Лаоса и Кампучии решались народами этих стран без какого-либо вмешательства извне.

В результате московской встречи в Японии стали крепнуть настроения в пользу более активного участия страны в политике разрядки напряженности, в пользу дальнейшего улучшения отношений с Советским Союзом. На регулярных консультациях министров иностранных дел, имевших место после 1973 г., обсуждался широкий круг вопросов советско-японских отношений, а также наиболее важные международные проблемы, представлявшие взаимный интерес. Проведение консультаций по широкому кругу проблем свидетельствовало о достаточно высоком уровне отношений между двумя странами. Однако проблема подведения прочной договорной базы под эти отношения не была решена. Правящие круги Японии пытались свести вопрос о мирном договоре лишь к решению т. н. территориального вопроса. Выдвижение односторонних притязаний в качестве условия заключения мирного договора не свидетельствовало о конструктивной и реалистической позиции японской стороны.

Изыскивая пути укрепления отношений и решения вопроса о мирном договоре, советская сторона в 1975 г. высказала предложение обсудить возможность заключения договора о добрососедстве и сотрудничестве, что укрепляло бы договорную основу отношений между двумя странами. В 1978 г. японской стороне был передан проект такого договора27 , который охватывал те области советско-японских отношений, которые созрели для того, чтобы поставить их на прочную договорную основу. Согласно этому проекту, в договоре следовало закрепить следующие основные обязательства сторон: разрешать споры исключительно мирными средствами и воздерживаться от угрозы силой или ее применения; не допускать использования своей территории для совершения действий, могущих нанести ущерб безопасности другой стороны; воздерживаться от каких-либо действий, поощряющих любую третью сторону предпринимать агрессивные акции против любой из договаривающихся сторон; проводить регулярные политические консультации, в том числе при возникновении обстановки, опасной для поддержания мира; продолжать предпринимать усилия в целях прекращения гонки вооружений как ядерных, так и обычных видов и достижения всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем; содействовать расширению взаимного сотрудничества в области экономики, науки, техники, культуры, рационального использования биологических ресурсов Мирового океана и т. д. Японская сторона фактически ушла от обсуждения советского проекта и до сих пор не дала официального ответа на это конкретное предложение.

Объективные экономические интересы, безусловно, ориентируют Японию на развитие широкого экономического сотрудничества с Советским Союзом. Переговоры 1973 г., подписанные в Москве соглашения дали новый импульс экономическим связям между двумя странами. То-


27 Текст его см.: Правда, 24.II.1978.

стр. 73


варообмен в рамках второго пятилетнего торгового соглашения (1971 - 1975 гг.) в среднем возрастал на 26,6% в год, За эти годы общая сумма товарооборота составила около 6,1 млрд. руб., что в 2,3 раза превысило объем товарооборота за предшествующее пятилетие28 . Динамический рост советско-японского торгового обмена объясняется известной взаимодополняемостью экономик обеих стран, а также их географической близостью. Конечно, доля советско- японского товарообмена во внешней торговле Японии не столь велика, как с США и Австралией, но отдельные советские товары занимают заметное место на японском рынке (деловая древесина, хлопок, калийные соли, асбест, никель, алюминий, платина и т. д.). В свою очередь, Советский Союз является важным рынком сбыта для японского экспорта. Советско-японское экономическое сотрудничество стало крупномасштабным, долгосрочным, с привлечением к его осуществлению японских государственных кредитов.

Советский Союз стоит за развитие экономических связей с Японией на долгосрочной основе, за создание для этого наиболее благоприятных условий, включая подписание рассчитанного на 10 - 15 лет межправительственного соглашения об экономическом сотрудничестве. Осуществление крупных проектов по разработке коксующегося угля, леса, нефтяных и угольных месторождений способствовало развитию производительных сил в дальневосточных районах СССР и в то же время обеспечило Японию крупными заказами для ее промышленности, надежными поставками сырья. Объем взаимных поставок товаров между нашими странами в 1976 - 1980 гг. практически удвоился по сравнению с предыдущим пятилетием, составив 12,1 млрд. рублей29 .

Достижения в развитии советско-японских деловых связей были бы, несомненно, еще более ощутимыми, если бы не препятствия, чинимые США и антисоветскими кругами Японии. Они всячески стремятся затормозить и дискредитировать развитие советско-японских экономических связей. В последние годы усилиями реакционных кругов Японии в отношениях между нашими странами оказались демонтированы многие позитивные элементы, создававшиеся на протяжении многих лет. Показательно негативное воздействие этой политики на торговые отношения Японии с Советским Союзом: она оказалась отброшенной с первого на пятое место по объему торговли с СССР среди капиталистических стран. Японскими бизнесменами были утрачены весьма выгодные крупномасштабные контракты стоимостью свыше 5 млрд. долларов30 . В 1983 г. объем торговли с СССР сократился на 18,5%, что представляет собой самый серьезный спад со времени восстановления дипломатических отношений31 . Падение объема торговли продолжалось и в 1984 году.

В Японии пытаются возложить на СССР вину за застой в советско-японских отношениях, за обострение международной обстановки. В течение последних лет муссируются мифы о "советской угрозе". Японский ученый Накамура Синтаро в недавно вышедшей книге об отношениях русских с японцами32 утверждает, что миф японских правящих кругов об извечной "угрозе с севера" насчитывает свыше 200 лет. Его сфабриковали в 1772 г. голландцы, которые в период самоизоляции


28 Подсчитано по данным статистических обзоров "Внешняя торговля СССР" за соответствующие годы.

29 Внешняя торговля СССР. Статистические сборники за соответствующие годы.

30 Гуженко Т. Б. Советско-японские отношения. - Проблемы Дальнего Востока, 1982, N 3, с. 18.

31 Проблемы Дальнего Востока, 1984, N 2, с. 16. (по данным японских торговых кругов, сокращение составило 23%).

32 Накамура Синтаро. Русские и японцы. История контактов. М. 1983, с. 56, 121.

стр. 74


Японии (середина XVII -середина XIX в.) имели монопольные права на торговлю с японцами, опасаясь появления русских торговцев у берегов Японии. Этот миф был подхвачен японскими шовинистами и националистами в конце XVIII века.

Японские деятели говорят о "советской угрозе", а между тем Япония быстрыми темпами превращается в "непотопляемый авианосец" США с ядерным оружием на борту. По свидетельству американских военных специалистов, корабли 7-го флота США, базирующиеся на Японию, имеют около 700 носителей ядерного оружия, способных поднять в одном пуско-вылете более 2 тыс. ядерных зарядов. Общеизвестны планы оснащения американского 7-го флота крылатыми ракетами "Томагавк", что сразу же удвоило бы его ядерную наступательную мощь33 ; началось размещение с согласия Токио на американской базе Мисава истребителей-бомбардировщиков Ф-16, способных наносить ядерные удары по Советскому Приморью34 .

Япония наращивает высокими темпами и свои собственные вооруженные силы. Пятилетняя военная программа на 1983 - 1987 гг. предусматривает выделение на военные нужды около 20 триллионов иен (свыше 60 млрд. долл.). В результате в 1988 г. по уровню обычных вооружений Япония будет уступать лишь США и приблизится к Великобритании и Франции. Об амбициозности военных планов японских милитаристов говорят намерения пересмотреть "Основные принципы оборонного плана", одобренного в 1978 г., и включить в него "защиту" морских коммуникаций в тысячемильной зоне и использование в военных целях искусственных спутников. Экономика страны также быстрыми темпами втягивается в осуществление планов "наращивания военных мускулов": если в минувшем пятилетии японские компании ежегодно выпускали вооружений и военной техники на 500 млрд. иен, то в 1984 г. заказы управления национальной обороны составили уже 870 миллиардов35 .

Расширяющееся подключение Японии к глобальной стратегии США, милитаризация экономики страны, повышение роли Японии в рамках американо-японского союза, направленного против СССР и других социалистических стран, раздувание пропагандистской шумихи вокруг афганских событий, Кампучии, территориальные притязания к Советскому Союзу - все это свидетельствовало об усилении негативных тенденций в политике Японии.

Советский Союз за последние годы выступил с рядом новых инициатив, направленных на развитие советско-японских отношений. Среди них - помимо упомянутых выше - предложение провести конкретные переговоры по мерам доверия на Дальнем Востоке. В 1982 г. советской стороной было разъяснено, что это предложение не обязательно предполагает участие всех стран региона. Можно начать движение по этому пути и на двусторонней основе, например с участием СССР и Японии36 . Советское правительство неоднократно с 1982 г. предлагало Японии обменяться мнениями относительно заключения двустороннего соглашения о гарантиях, имея в виду зафиксировать обязательство СССР не применять ядерное оружие против Японии; японская сторона, в свою очередь, подтвердила бы обязательство соблюдать безъядерный статус и не производить, не приобретать ядерное оружие и не допускать его размещения на японской территории, а также в воздушном и морском пространстве страны. Интересам Японии, как и других стран мира, отвечают принятое в одностороннем порядке обязательство СССР не при-


33 Наумов П. Холодная весна Японии. - Известия, 27.IV. 1984.

34 Известия, 7.IV.1985.

35 Там же.

36 Правда, 24.III.1982.

стр. 75


менять первым ядерное оружие, а также выдвинутые Советским Союзом нормы взаимоотношений ядерных держав, принятие которых внесло бы огромный вклад в ослабление угрозы ядерной катастрофы37 . Ни одно из предложений советской стороны не вступает в противоречие с коренными национальными интересами Японии, принципами ее конституции, не может нанести ущерба ее отношениям с третьими странами. Японские лидеры много говорят о "диалоге" с СССР, но не дают позитивного ответа ни на одно из советских конкретных предложений.

Деловые круги Японии заинтересованы в развитии советско-японских экономических связей, научном обмене. Не ослабевает интерес японцев к творческим свершениям и культуре народов СССР. IV конференция "круглого стола" представителей советской и японской общественности, прошедшая в Москве в октябре 1984 г., показала, что широкие круги общественности и делового мира Японии озабочены нынешним состоянием советско-японских отношений. В ходе конференции, а затем в беседе с членом Политбюро ЦК КПСС, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР Г. А. Алиевым японские представители заявили о стремлении японских организаций прилагать последовательные усилия с целью достижения ощутимого прогресса в отношениях двух стран, утверждения в них духа подлинного добрососедства38 . Возобновился прерванный в 1980 г. диалог между парламентариями двух стран. В октябре 1984 г. Японию посетила представительная делегация Верховного Совета СССР во главе с членом Политбюро ЦК КПСС, членом Президиума Верховного Совета СССР Д. А. Кунаевым. В декабре 1984 г. состоялось совместное совещание советско- японского и японо-советского комитетов по экономическому сотрудничеству. Работа этих комитетов была заморожена с 1979 г. по вине японской стороны.

Как неоднократно заявляли советские руководители, для преодоления охлаждения в советско-японских отношениях необходимы практические шаги с обеих сторон. Что касается Советского Союза, то он готов развивать взаимовыгодные связи с Японией в различных областях и выступает за придание отношениям между обеими странами добрососедского характера. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в беседе с японским премьер- министром Я. Накасонэ подчеркнул важность устранения искусственно создаваемых японской стороной трудностей и ограничений на пути развития отношений между двумя странами. Улучшению отношений и добрососедству, безусловно, способствовало бы проведение Японией на деле миролюбивой политики39 .

История отношений двух стран свидетельствует, что подлинно добрососедские отношения между ними продиктованы объективной необходимостью. В нашу эпоху без Советского Союза - великой тихоокеанской державы - не могут решаться кардинальные проблемы обеспечения мира и безопасности в Азии. По-настоящему добрососедские, полнокровные связи между СССР и Японией необходимы ради жизненных интересов советского и японского народов, ради мира в Азии и во всем мире.


37 Там же, 10.III.1984.

38 Там же, 13.X.1984.

39 Там же, 15.III.1985.

Опубликовано 23 августа 2018 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама