Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ЛИНГВИСТИКА есть новые публикации за сегодня \\ 20.08.17

КОГДА УМЕР И ГДЕ ПОХОРОНЕН ПЕРВОПЕЧАТНИК ИВАН ФЕДОРОВ

Дата публикации: 28 мая 2016
Автор: Е. Л. НЕМИРОВСКИЙ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1964, C. 213-215
Номер публикации: №1464434962 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Е. Л. НЕМИРОВСКИЙ, (c)

найти другие работы автора

Документальные материалы, которые можно положить в основу научной биографии Ивана Федорова, малочисленны. Возможно, именно поэтому в посвященной ему литературе немало противоречий. Противоречивы, в частности, сведения о дате кончины первопечатника. Одни авторы утверждали, что он умер 5 (15) декабря 1583 г1 , другие считали датой его смерти 6 (16) декабря2 . В прошлом столетии мнение большинства склонялось в пользу первой версии: 300-летие со дня кончины первопечатника отмечалось 5 декабря 1883 г., 75 лет спустя, в 1958 г., юбилейную дату отмечали 16 (6) декабря.

 

Источником сведений о времени смерти первопечатника служит надпись на надгробной плите Ивана Федорова в церкви св. Онуфрия (Онуфриевский монастырь) в г. Львове. Первое упоминание об этой плите содержится в письме польского археолога З. Я. Доленга-Ходаковского к членам так называемого "Румянцевского кружка". Один из них, археограф П. И. Кеппен, в январе 1822 г. посетил Львов. Он зарисовал плиту и, вернувшись в Россию, описал ее и опубликовал текст надписи на камне. Вскоре был воспроизведен и рисунок3 . На нем изображен вытянутый по вертикали прямоугольник, в центре которого угадывается изображение типографского знака Ивана Федорова. Над знаком и под ним - трехстрочные надписи. Сверху: "оупокоені;я воскресені;я из мертвых чаю". Снизу: "друкарь книгь пред тымь невиданныхь". По краям камня идет надпись из четырех строк - двух вертикальных и двух горизонтальных. Верхнюю строку ученый прочитать не смог, и поэтому на рисунке ее нет. Остальные строки он прочитал следующим образом: "... і;ч друкарь Москвитинь которыі; своимь тщані;емь друковане злиедбалое (правильно: занедбалое. - Е. Н. ) собновиль преставися в Лвове року АФПГ (то есть 1583 г. - Е. Н.) декевр..."

 

Как видим, дата кончины тут отсутствует. Впервые она была предложена западно- украинским историком Д. И. Зубрицким,4 который хотя и не приводит полного текста надписи, однако, ссылаясь на него, указывает дату 5 декабря 1583 года. Ту же дату называет и В. Компаневич5 .

 

Следующее упоминание о надгробной плите относится к 1860 г. и принадлежит Я. Ф. Головацкому, впервые указавшему точное местонахождение камня: "Он лежит по правой стороне от входа в церковь св. Онуфрия под лавками на нем стоящими, вставленными в каменный пол. Состоит из четыреугольной плиты песчанника полтретья аршина долгой, а 1/5 аршина широкой, на которой в лицевой стороны во двох паралельных обводках выкована врезная круговая надпись. Сторона от Запада

 

 

1 Ф. Булгаков. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства. СПБ. 1889, стр. 237; С. Ф. Либрович. История книги в России. Птрг. - М. 1914, стр. 91; И. Бас. Иван Федоров. М. 1940, стр. 181; И. Е. Баренбаум, Т. Е. Давыдова. История книги. М. 1960, стр. 38, и др.

 

2 А. Д. Маневский. Возникновение книгопечатания на Руси. М. 1939, стр. 35; П. Березов. Первопечатник Иван Федоров. М. 1952, стр. 190; Е. Л. Немировский. Документальные материалы львовских архивов о последнем периоде жизни и деятельности Ивана Федорова. "Исторический архив", 1961, N 4, стр. 232, и др.

 

3 "Вестник Европы", 1822, июль, N 14.

 

4 D. Zubrzycki. Historyczne badania o drukarniach rusko-slowianskich w Galicyi Lwow. 1836.

 

5 Cerkiew S. Onufrego Pustelnika i monaster XX. Basilijanow na przedmiesciu Krakowskiem we Lwowie "Lwowianin". T. 2. 1837, s. 71 - 72.

 
стр. 213

 

совсем истерта, что неможно отчитати ничего"6 . Установить точную дату кончины первопечатника Я. Ф. Головацкий не смог.

 

Ознакомившийся с надписью на надгробной плите М. П. Погодин (который в октябре 1835 г. побывал во Львове и посетил церковь св. Онуфрия) назвал датой смерти первопечатника 5 декабря 1583 года7 . М. П. Погодин обратил внимание на то, что плита близка к разрушению, и попросил прокуратора монастыря В. Компаневича замуровать камень в стену церкви для лучшей сохранности. 12 октября 1837 г. в письме к В. Компаневичу он еще раз напомнил об этой просьбе8 , которая, к сожалению, так и не была выполнена.

 

Следующее свидетельство исходит от А. С. Уварова, посетившего Львов. Уваров срисовал надпись и заказал гипсовый слепок с плиты. Слова по ее краям он прочел следующим образом: "І;оанъ Θеодоровичь друкарь Москвитинъ которьи своимъ тщаниемь друковаше занедбалое собновилъ преставися въ Лвове року. А. Ф. П. Г. декемвр S" (то есть 6 декабря 1583 г. - Е. Н.). Итак, появляется новая дата.

 

Последним, кто осматривал плиту и оставил запись о ней, был западноукраинский историк и библиограф А. С. Петрушевич. Он побывал в монастыре в августе 1883 г., но даты на камне прочитать не смог9 .

 

Несколько месяцев спустя надгробная плита исчезла, причем при весьма загадочных обстоятельствах. 1 декабря 1883 г. О. С. Мончаловский обвинил на страницах львовской газеты "Слово" игумена монастыря Климента Сарницкого в ее преднамеренном уничтожении10 . Оправдываясь, Сарницкий 9 декабря в присутствии свидетелей составил протокол о том, что камень рассыпался, когда его приподняли, ремонтируя пол церкви. В дальнейшем, однако, находились свидетели, видевшие камень. Да и Сарницкий впоследствии изменил показания и утверждал, что плита, уменьшенная наполовину, была вделана в стену церкви и при очередной ее перестройке замурована.

 

Позднее не раз предпринимались попытки отыскать плиту, но они кончались безрезультатно11 .

 

Вернемся, однако, к самой надписи. В 1817 г. М. Гриневецкий сделал рисунок плиты по просьбе польского ученого И. Лелевеля. Рисунок впоследствии попал к коллекционеру А. Лессерову и был опубликован А. Плугом в 1884 году12 . М. Гриневецкий также не смог прочитать надписи в верхней части плиты, поэтому и на его рисунке дата смерти первопечатника отсутствует. Но мы находим ее в записи М. Гриневецкого, относящейся к тому же 1817 г. и сохранившейся на полях рукописной хроники монастыря. Вот ее текст: "...ичъ Друкарь Москвитинъ который своим тщані;емъ друковані;е занедбалое ωбновилъ. Преставися въ Лвове року афпг декемр Е"13 .

 

Самая ранняя транскрипция надписи, таким образом, указывает нам дату 5 декабря 1583 года. Чтобы быть уверенным в справедливости этого утверждения, следовало бы поискать более ранние свидетельства, относящиеся к тому времени, когда надпись в верхней части плиты еще не была стерта. И такие свидетельства есть.

 

Рукописная хроника монастыря, составленная в 1771 г. Гавриилом Попелем, содержит на третьем листе под 1583 г. следующую запись на польском языке: "5 де-

 

 

6 Я. Ф. Головацкий. Начало и действование Ставропигийского братства в Львове по отношению историко-литературному. "Зоря Галицкая яко Альбум на год 1860". Львов. 1860, стр. 472.

 

7 М. П. Погодин. В дополнение к статье: Иван Федоров, первый московский книгопечатник. "Журнал министерства народного просвещения", 1870, ч. CXLIX, кн. 6, стр. 481.

 

8 В. Щурат. Довкола намогильного каменя І;в. Федорова "Записки чина св. Василия Великого". Т. I, вып. 1, Жовква. 1924, стр. 140.

 

9 А. С. Петрушевич. Иван Федоров - русский первопечатник. Историческо- библиографическое рассуждение. Львов. 1883, стр. 25.

 

10 Руслав. Трехсотная годовщина кончины Ивана Федорова, первого русского книгопечатника. "Слово" (Львов), 1883, N 132.

 

11 Ср.: Р. М. Тонкова. О судьбе надгробной плиты Ивана Федорова. Сборник "Иван Федоров - первопечатник". М. -Л. 1935, стр. 157 - 166. "

 

12 A. Plug. Jan Fedorowicz, unwaizany za pierwszego drukarza Lwowskiego. "Klosy". 1884, N 979, s. 224.

 

13 . И. Скр. (Скрутень). Монастирскью записки про надгробний камі;нь І;. Федорова. "Записки чина св. Василия Великого". Т. I, вып. 2 - 3. Жовква. 1925, стр. 379.

 
стр. 214

 

кабря погребен при церкви св. Онуфрия Львовского какой-то друкарь, названный Москвитином, о чем свидетельствует его каменное надгробие..."14 . Большой интерес представляет и другое, недавно обнаруженное нами свидетельство. Речь идет о надписи, сделанной южнорусской скорописью XVIII в. на экземпляре первой украинской печатной книги, "Апостола" 1574 г., принадлежавшей Онуфриевскому монастырю. Неизвестный читатель книги сравнивает типографский знак Ивана Федорова на последней странице "Апостола" с изображением того же знака на надгробной плите. Попутно он называет интересующую нас дату. Вот эта надпись: "Сия книга Апостол есть монастрира Лвовскаго преподобнаго отца Онуфрия пустынножителя иде же и друкарь ея есть погребеннии року божия афпг (1583 г. - Е. Н.) дня Е декембр 5 tego Decembra яко же свидетельствуется его надгробок во церкви святого Онуфрия знайдующийся пред олтарем пресвятыя богородицы. На нем же есть и герб того же друкаря такові;й (следует рисунок. - Е. Н .), каковый видиши его герб на концы сея книги (следует рисунок. - Е. Н .) Токмо же на надгробком (так. - Е. Н.) суть литеры І;Θ, что значит І;оанъ Θедорович. При конци же книги сея есть выписанно имя І;ωан..."15 . Запись оканчивается словами, свидетельствующими, что автор ее собственными глазами видел надгробную плиту. Каждый, подчеркивает он, кто сомневается, что типограф похоронен в Онуфриевской церкви, может взять "Апостол" 1574 г. в монастырской библиотеке, отнести его в церковь и сравнить изображения "гербов": "...кийждо сия снести и сравнити может".

 

Подведем итоги. На двух рисунках плиты, сделанных с натуры, надписи в верхней части нет. И лишь на рисунке со слепка А. С. Уварова она читается совершенно отчетливо. Каким образом смог А. С. Уваров прочитать надпись в 1873 г., если на полвека ранее П. И. Кеппен не сумел этого сделать? Как удалось А. С. Уварову воспроизвести ее в полном виде, если еще в 1860 г. Я. Ф. Головацкий указывал: "Сторона от запада совсем истерта, что неможно отчитати ничего"? По-видимому, уваровский слепок был скорее реконструкцией, нежели оригиналом. Доказательством этому служит и то, что А. С. Уваров частично осовременил и руссифицировал правописание надписи.

 

Все это дает нам право думать, что на слепке могла быть искажена и дата кончины первопечатника и что вопреки общепринятой в последнее время версии следует считать 5 (15) декабря 1583 г. точной датой. Приведенная нами выше надпись из "Апостола" 1574 г., указывающая на место, где похоронен Иван Федоров: "пред олтарем", - может помочь в дальнейших розысках плиты.

 

 

14 Там же.

 

15 Библиотека Академии наук УССР во Львове, ст. 54010, лл. 2 - 14 ненумерованные, лл. 1 - 1 об., ср. аналогичную запись на лл. 260 - 264.

Опубликовано 28 мая 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?