Главная → ЛИНГВИСТИКА → Сколько букв в непонятном слове?
Дата публикации: 17 февраля 2017
Автор(ы): Вячеслав Букатов →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА →
Источник: (c) Педагогическая техника, № 6, 2012, C. 10-12 →
Номер публикации: №1487333851
Вячеслав Букатов, (c)
Загадки по тексту
Вячеслав Букатов, доктор педагогических наук, автор и ведущий сайта www.openlesson.ru
Этот игровой и весьма результативный приём обучения опирается на один из начальных этапов "герменевтической процедуры", а именно - ученическое обживание сложностей нового текста, предъявляемого на уроке.
Сначала со всем классом следует договориться о "границах" текста, то есть об ограничениях в объёме: например, два верхних абзаца на странице учебника, или разворот таких-то страниц, или три последних четверостишия в новом стихотворении, или весь параграф новой учебной темы. Объём зависит не только от сложности текста и смышлёности учеников, но и от мастерства учителя: чем его меньше, тем отрывки, как правило, крупнее.
Если работа будет идти "малыми группами", то посыльные от каждой команды могут получить листы с нужным отрывком, заранее напечатанным крупным шрифтом (благодаря функции увеличения при копировании или новому набору на компьютере с выведением на печать).
Потом все - индивидуально или по командам - ищут непонятное слово (варианты: сложное для объяснения, каверзное, или неожиданное; иногда очень полезно объявлять в тексте поиски иностранных или каких-нибудь устаревших слов).
Найдя, ученики считают, сколько в этом слове букв и, выбегая к доске, выводят мелом число-загадку. Все остальные ищут в тексте это слово и сообщают загадавшему свою версию ответа. Если версия неправильная, все продолжают поиски.
Особо подчеркнём, что правильное выполнение этого упражнения обеспечивает смену
ролей на уроке. Учитель перестаёт ориентироваться в том, какой из звучащих ответов правильный, а какой нет. Об этом знает только сам загадавший ученик, который на время и становится "судьёй", чтобы потом уступить эту функцию другому ученику.
Когда этот приём только-только был изобретён и проходил апробацию, случился такой забавный случай. Учительница начальной школы при изучении Вступления к "Медному Всаднику" А. С. Пушкина в четвёртом классе согласилась вместо вопроса "Кому что непонятно в тексте?" использовать приём "Сколько букв в непонятном слове?"
Но применять его она начала весьма неказисто. Вместо задания сбегать к доске и написать число-загадку, она попросила учеников всего лишь поднимать руку и сообщать количество букв (не классу, а ей самой - по стойкой привычке, для большинства авторитарных педагогов столь характерной).
Класс приутих, зато ученица-"звёздочка", демонстрируя своё прилежание, начала усердно трясти своей поднятой рукой. Учительница, разумеется, её сразу же и вызвала отвечать. И услышав: ДЕВЯТЬ, - тут же одобрительно закивала головой и пустилась объяснять, что значит слово ДЕРЖАВНОЕ. Дело в том, что она дома при подготовке к уроку сама пересчитала все "непонятные" детям слова в тексте, напечатанном в учебнике для четвероклассников. И именно на это слово она обратила своё внимание, решив, что оно для детей будет непонятным: "Реки державное теченье..."
Но тут её педагогический беспредел (по отношению к апробируемому приёму обучения) прервала выходка одного из гиперактивных учеников, который, вместо того чтобы чинно поднять руку и ждать, когда спросят, как резанный закричал: ТРИ!
Учительница, конечно же, собралась как следует приструнить этого хулигана: ну какое слово из трёх букв (!) может быть у Пушкина "непонятным"? И это в учебнике, где все тексты печатаются или в сокращении или в адаптации?! Ясное дело - поиздеваться решил баловник над своей учительницей!.. Но ей помешали ученики, которые, не сговариваясь и перекрикивая друг друга, загалдели: ДАВ, ДАВ, ДАВ.
"Что за ДАВ?" - начала искренне недоумевать учительница. А загадавший слово ученик отвечает, что они правы, что он загадал именно это слово.
Учительница в шоке - слово-то для неё оказывается действительно "непонятным". А ученики, тыча пальцами в учебник (они потому-то так быстро и смогли отгадать это слово, что им сразу видно - оно на самом деле непонятное), показывают в учебнике ей такие строчки Пушкина:
Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.
Остается добавить, что употребление кратких деепричастий для четвероклассников ещё в диковинку, и многим взрослым - как и той горе-учительнице, взявшейся апробировать социо-игровую методику - это может быть невдомёк.
Так вот, образовательная технология "Сколько букв в непонятном слове?" придумана была для того, чтобы интерактивный режим выполнения задания (куда входит двигательная активность учеников, вариативность решений и непредсказуемость ответов) позволял бы ученикам быть на самом деле искренними и наивными, самостоятельными и сметливыми, смелыми и чистосердечными. Без оглядок на учителя, его мнение, его реакцию. То есть быть самими собою и жить на уроке своими интересами и среди своих ровесников. Работая на самих себя, а не на какого-то дядю или тётю.
Поэтому данный приём обучения, как и большинство других социо-игровых технологических приёмов, нацелен на защиту учеников от учительского беспредела и близорукого педагогического своеволия. На обретение учениками хозяйского подхода к собственной деятельности и уверенности в самоценности как собственной, так и окружающих их ровесников. Без делового общения, с которыми формирование феномена сверстничества не может обойтись никак.
/По материалам www.openlesson.ru/
Опубликовано на Порталусе 17 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK