Порталус \\ Научная библиотека

ЛИНГВИСТИКА есть новые публикации за сегодня \\ 29.03.17

"Сколько букв в непонятом слове?"

Дата публикации: 21 февраля 2017
Автор: Усачёва Е. А.
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ЛИНГВИСТИКА
Источник: (c) Педагогическая техника, № 4, 2013, C. 9-15
Номер публикации: №1487672382 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Усачёва Е. А., (c)

найти другие работы автора

ПРИЁМ, ОПРОБОВАННЫЙ В РАЗНЫХ КЛАССАХ И НА РАЗНЫХ ПРЕДМЕТАХ, С КОММЕНТАРИЯМИ В. БУКАТОВА

 

Усачёва Е. А., учительница начальной школы, с. Давыдово, Ростовская обл.

 

Приём применим на любом этапе урока, он увлекает детей, даёт им возможность самим прийти к пониманию смысла слова, заставляет напрягать память и воображение, задавать вопросы. При этом естественно обогащает лексику. Учит употреблять слово, чувствовать его эмоциональную окраску.

 

Часть I. ПРОБЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ

 

ПРОБА 1.

 

СТИХОТВОРЕНИЕ В. ЛУНИНА "ПРОГУЛКА"

 

Первый раз я применила приём "Сколько букв в непонятном слове?" на уроках литературного чтения в 1 классе (3 ученика).

 

Пользуясь возможностью дать детям тексты для дополнительного чтения (так как у меня первоклассники читающие) из учебника "Русская азбука плюс" В. Горецкого, предложила детям самостоятельно прочитать стихотворение В. Лунина "Прогулка". Но с установкой: "Кто найдёт непонятное слово, посчитайте количество букв".

 

Детей предупредила, чтобы с места не выкрикивали, а выходили бы к доске и мелом изображали бы число букв.

 

Так они и делали. Потом они уже стали выбегать. И тогда приём превратился в очень увлекательную игру. Я даже никак не могла их остановить, потому что объём стихотворения был большой и слов непонятных там оказалось предостаточно.

 

Первый кон в игре начала я сама, загадав слово "ветла". Его отгадали с третьей попытки. Но по ходу работы у каждого появились свои новые слова. Так мы перебрали всё стихотворение "по косточкам".

 
стр. 9

 

Непонятными словами были: "шпинат", "череда", "прыть" (вспомнили крылатое выражение "во всю прыть").

 

В процессе игры все перечитали стихотворение по нескольку раз. Всем пришлось искать слова внимательно.

 

Вова читает не так бегло, как девочки (16 слов в минуту), для него объём стихотворения был слишком большим, для того чтобы перечитывать его несколько раз. Поэтому непонятными стали формы слов. А именно: "съев", "два мешка", наречие "мимо".

 

Отгадывать у него не получалось. Он торопился успеть, поэтому читал невнимательно. Просто искал механически.

 

Девочки были удивлены его загадками. Для них все загаданные им слова были понятны, так как они читают хорошо (то есть фразу, предложение), воспринимая смысл прочитанного.

 

Но Вова сразу включился в игру, был очень активным. И никак не мог остановиться.

 

Ариша же, в силу возраста, устала быстро, но продолжала работать, как и Вера, внимательно.

 

Приём занял 20 минут от урока. Вывод: надо брать меньший объём текста (особенно, если он из дополнительного чтения). То есть для подобного задания может подойди пословица, поговорка, загадки, шутки и т.д.

 

Реплики-комментарии В. Б.

 

1) Хорошо, что из приёма возникла увлекательная игра, но только вот вы сами, Е. А., как молодая учительница всё же склонны пренебрегать игровой атмосферой в угоду "чинному" обучению. Если первоклассник торопился успеть, то это замечательно (и сам факт его старательности, и факт учительского внимания к особенностям его поведения). И не стоит омрачать погоду "поспешным диагнозом", что он читал, мол, механически. Если и механически, где ж ему учиться переводить своё механическое умение в живость навыка осмысленного чтения, как не на уроке в 1-м классе? Неужто вы считаете, что этим он должен заниматься дома? Первоклассники и так пришли в школу читающими, а вам всё мало - подавай "осмысленное чтение". Это очень распространённая среди учителей позиция. Так зайти можно очень далеко!..

 

2) Думается, неслучайно вы особо отмечаете нюансы ДИДАКТИЧЕСКИЕ и совсем молчите о нюансах двигательных! Я знаю, что школа у вас - деревенский дом, поэтому класс маленький - еле-еле вмещаются шесть одиночных парт и учительский стол. Так как же была организована двигательная активность учеников во время этого задания? (Об уроке я уж и не говорю, потому как боюсь, что сиднем сидеть приходится детишкам от звонка до звонка. Или я ошибаюсь?..)

 

3) И напоследок. Искать непонятные слова лучше в уже знакомом тексте. Например, при проверке домашнего задания. Не задавать на дом "найти непонятные слова" (тогда абсурд, а не игра получится), а в виде неформального

 
стр. 10

 

и неожиданного опроса-проверки. Тот, кто дома читал, тому будет легче сориентироваться и найти слово, которое мог загадать сосед. Если же объём текста будет слишком маленьким, то игра опять-таки может не сложиться из-за гнёта дидактической предсказуемости (недаром Вова "вошёл в раж" именно на непомерно большом тексте). Определять меру - что будет для данных детей объёмом слишком большим, а что не слишком - определять самому учителю. На свой страх и риск, ориентируясь на подсказки собственной интуиции и здравого смысла.

 

ПРОБА 2. "ИЗ СТАРИННЫХ КНИГ"

 

Руководствуясь своим выводом, в следующий раз я взяла короткие высказывания "Из старинных книг" ("Родная речь" Л. Климанова). Непонятными словами были "кроток", "намерен", "не оспаривай" и т.д.

 

Получилось, что "отгадывая непонятное слово", мы заодно объясняли и смысл всего высказывания.

 

Оказалось, что сам приём хорошо использовать на любом этапе урока в зависимости от цели, которую ставит учитель.

 

ПРОБА 3. ПРОСТЕНЬКИЙ ТЕКСТ

 

Пробовала взять и более простой текст. Перелистала "Азбуку" В. Горецкого, где тексты адаптированы и, обычно все слова детям понятны. Выбрала "Наступила осень".

 

Ариша "загадала" слово "горели". Потому что она не поняла смысла высказывания: "Горели кисти рябин". Так мы познакомились с переносным употреблением слов.

 

Ребята сразу "обозвали" это слово "красивым непонятным словом". И, в свою очередь, предложили ещё такие слова: "ясные" (деньки); "ярко" (горели).

 

Так "непонятное слово" нам помогло познакомиться с эмоциональной окраской текста.

 

Реплики-комментарии В. Б. 1) Для "первого раза" очень неплохо. Радуют дидактические выводы (например, том, что приём хорошо использовать на любом этапе урока) и методические находки (например, способ знакомства с проблемами эмоциональной окраски текста).

 

2) Зона ближайшего развития учителя: продумывание (и прописывание) двигательной активности учеников на уроке. Например, загадавший ученик выходит (выбегает) к доске и рисует число не мелом на доске, а ЛОКТЕМ в воздухе (и размером не меньше, чем он сам!!!). Или отгадавшие не называют слово, а, выбегая, пишут его мелом на доске...

 
стр. 11

 

ЧАСТЬ II. ПРОБЫ

 

С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ И ТРЕТЬЕКЛАССНИКАМИ (РАБОТА С ДВУМЯ КЛАССАМИ ОДНОВРЕМЕННО)

 

ПРОБА I.

 

"ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

 

Пыталась применить заданный игровой приём и при работе с двумя классами. Сначала на уроке "Окружающий мир" - в 3-м классе (1 ученик - эрудирован и высокая скорость чтения) и в 1-м классе (3 ученика: двое читают выше нормы, один - ниже нормы).

 

Сначала взяли тему 3-го класса "Охрана растений" (объём печатного текста - 2/3 страницы).

 

Первый класс выделил в непонятные первые попавшиеся слова "хлопчатник" и "лён". Искали в определителе растений. Это было плюсом и для 3-го, и для 1 - го класса.

 

А Савва (3 кл.) загадал "ятрышник". И пока мы это слово искали, перебрали почти весь текст. И попутно при "поисковом" чтении 1-му классу стало непонятно ещё много слов, как-то: "кислород", "волокна".

 

Получилась такая "научная беседа". С привлечением справочника, учебника и объяснения Саввы.

 

На другом уроке по "Окружающему миру" мы взяли из учебника для 1 -го класса тему "Откуда приходит в наш дом электричество?" Объём- 2 стр., включая иллюстрации.

 

Данный приём был использован в начале урока, чтобы потом поведать детям историю "Как люди укротили реку и заставили работать на себя".

 

Но всё дело было в том, что Савва уже знал значение всех слов. Он как бы додумывал, какое же слово могло быть непонятно первоклашкам. И, опять же, объяснял им смысл нужного слова сам или с моей помощью.

 

Получилось замечательно. Для Саввы: повторение + новые знания. Для ребят: подготовка к восприятию текста.

 

ПРОБА 2.

 

РАБОТА СО СТИХАМИ

 

Аналогичный поиск значения слова получился при работе с "Азбукой" В. Горецкого. По очереди велась работа со стихами В. Берестова "Пёсья песня", "Прощание с другом" и "Нофелет".

 

Савва (3 кл.) загадал "за околицей". Я удивилась, дети живут в деревне и не знают этого слова. Слово, кстати, 1-й класс отыскал. Потом стали искать значение этого слова в словаре Ожегова.

 

Заодно познакомились со словарём. Ну и получили много ответов на свои вопросы.

 

Савва, например, удивился, что справочник такой толстый. И что там так много слов. Неужели Оже-

 
стр. 12

 

гов ещё в детстве начал собирать и объяснять слова.

 

От учителя дети узнали, что не все слова из словаря теперь употребляются в речи. Например, слово "околица".

 

Непонятным словом для 1-го класса стало и слово "энциклопедия". Опять же обратились к энциклопедии "Всё обо всём" (Савва сразу попросил разрешения взять её домой, чтобы почитать). И мне пришлось объяснить, что это слово переводится с греческого так: "Обучение по всему кругу знаний".

 

Вера (1 кл.) отметила слово "нофелет". Но с этим было просто, т. к. Савва успел быстрее всех прочитать стихотворение и понять его смысл.

 

НОФЕЛЕТ

 
  
  
 Каким учёным Федя стал! 
 Кто б мог сравниться с Федею? 
 Он лето целое листал 
 Тома энциклопедии. 
 Людей известных, например, 
 Он знает всех... до буквы "Р". 
 - А ну-ка, Федя, дай ответ: 
 А кто такой был Нофелет? 
 - Кто? Нофелет? Ах, Нофелет... 
 Скажу я вам на это, 
 Что стыдно людям ваших лет 
 Не знать про Нофелета! 
 Жил в древнем Риме Нофелет, 
 Не то мудрец, не то поэт... 
  
 Откуда только знает он 
 Такого мудреца? 
 Мы просто слово "те-ле-фон" 
 Прочли ему с конца. 
 А получился "Но-фе-лет", 
 Не то мудрец, не то поэт. 
  
 
 
 
 
 
 

Опять посмеялись с Вовой (1 кл.). Он выделил в непонятное слово - форму слова " [с] Федею". А у него брат Федя!

 

Ариша (1 кл.), как всегда, с эмоциями, в "Пёсьей песне" загадала " [в] слезах". Мы даже сдались. Вера, узнав, что за "непонятное" слово было загадано, объяснила его смысл так: "Ариша, ты же плачешь, потому что не хочешь, чтобы щенок уходил, у тебя слёзы - всё лицо в слезах".

 

Реплики-комментарии В. Б.

 

1) Хорошо, что "произведения искусства" (а стихи Берестова для детей таковыми являются) вы не "разбирали по полочкам". Детям гораздо полезнее механически поползать по тексту, оставляя для себя возможность неожиданных miniоткрытий и miniудивлений, из которых складывается индивидуальное читательское представление и о содержании, и о художественности. А не быть "утрамбованными" примитивно-поспешным и плоско-назидательным выводом взрослого...

 

2) Только вот потенциал механического обживания (очень важный для герменевтики этап) вы использовали очень поверхностно. Например, странностей-непонятностей видимо-невидимо. Но вы так не считали, поэтому и дети присоединились к вашему мнению...

 

А если заглянуть в текст "разув глаза", то о многое можно споткнуться.

 

Почему "до буквы Р"? Кто такие "мы" (и сколько нам лет)?

 

И слово "те-ле-фон" читается с конца как "ноф-ел-ет", откуда же взялось

 
стр. 13

 

Нофелет (да еще с большой буквы)? Может быть, Вера была права, а вы с Саввой поспешили? Потому что стали учёными, как тот Федя?..

 

3) Очевидно, что от ответов на эти и многие другие вопросы зависит представление читателя о художественном смысле замечательного стихотворения Берестова.

 

Так что "ничтоже сумняшеся" и "засучив рукава" учитесь со своими учениками ползать по текстам, обживаясь в них походу выполнения разных и, казалось бы, столь примитивных или абсурдных "механических заданий" драмо/герменевтики. И техника и культура чтения от этого только выиграют.

 

ПРОБА 3.

 

УРОК МАТЕМАТИКИ

 

Применила приём и на уроке математики. Взяли учебники и 1-го и 3-го классов. Разворот "Площадь прямоугольника" (Математика: 3 кл. М. Моро) и несколько разворотов темы "Сложение и вычитание 1" (Математика: 1 кл. М. Моро).

 

Малыши определили, что непонятным словом является "площадь". Объяснял Савва, как мог. Уж как у них в головах отложилось, не знаю, зато Савва хорошо повторил материал.

 

В учебнике 1-го класса Ариша загадала "вычли". И отгадал и объяснил Савва. Потом он загадал для них "сумма". Отгадал Вова (1 кп).

 

Тут я поняла, что Савве неинтересно, он всё понимает, и тогда я дала ему выполнять индивидуальную работу по программе 3-го класса. А с 1 -м классом мы продолжали работать с разворотами учебника математики.

 

Когда Вера загадала "слагаемые", нашёл и объяснил Вова (я только уточнила). Ариша загадала слово "вычесть", объяснила Вера.

 

В общем, неплохо, что мы повторили математические понятия. Это помогло объяснить тему урока "Сложение и вычитание 1".

 

Выводы

 

Приём применим на любом этапе урока, он увлекает детей, даёт им возможность самим прийти к пониманию смысла слова, заставляет напрягать память и воображение, задавать вопросы. При этом естественно обогащает лексику. Учит употреблять слово, чувствовать его эмоциональную окраску.

 

Если ребёнок плохо читает, тянется за другими путём "проб и ошибок", как в случае с Вовой, то приём заставляет читать ученика более вдумчиво. Что опять же-таки улучшает технику чтения.

 

Но приём, конечно же, применим не всегда. Иногда дети отказывались "поиграть в непонятное слово". В 1 -м классе зависит от настроения, учебного материала, от усталости детей.

 
стр. 14

 

Опубликовано 21 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?