Полная версия публикации №1487068781

PORTALUS.RU СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ Уроки любования → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Елена Коротеева, Уроки любования [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 февраля 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/love/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1487068781&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Елена Коротеева, Уроки любования // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 14 февраля 2017. URL: https://portalus.ru/modules/love/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1487068781&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Елена Коротеева, Уроки любования / Педагогическая техника, № 4, 2012, C. 53-58.



публикация №1487068781, версия для печати

Уроки любования


Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор: Елена Коротеева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 4, 2012, C. 53-58
Номер публикации: №1487068781 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Необычная программа для совместных занятий детей и взрослых в детском саду, группе продлённого дня или детском лагере

 

Часто ли нам удаётся не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, но вслушиваться? Оказывается, каждый из нас может хоть сегодня устроить подобное удовольствие не только детям, но и себе - если запасётся любопытством и увеличительным стеклом...

 

Создание этой программы обусловлено необходимостью научить детей, по выражению С. Л. Рубинштейна, "не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, но вслушиваться", тем самым приближая детей к природе, давая им возможность переживания единства с ней. Объекты окружающего мира, постоянно находящиеся перед глазами детей и в результате неторопливого рассматривания вдруг увиденные по-иному, предстанут перед детьми не просто как объекты интересные и совершенные в своих формах, цвете, фактуре, но и как объекты, завораживающие, рождающие множество ассоциаций.

 

Рассматривание с близкого расстояния (и, может быть, даже с помощью увеличительного стекла) земли, по которой они ходят каждый день, обыкновенной крапивы, подорожника, муравья, капли воды и так далее поможет детям приметить какие-то детали, порадоваться необычному, мысленно перенестись в пространство этих предметов, почувствовать их красоту, силу и беззащитность.

 

Работать лучше всего небольшими компаниями, чтобы между детьми возникали партнёрские отношения: разговоры, обсуждения, сотрудничество.

 

Каждое занятие-встреча состоит из трёх частей.

 

Первая часть - восприятие, рассматривание, любование природными объектами.

 
стр. 53

 

Вторая часть - общение, обмен впечатлениями об увиденном и почувствованном.

 

Третья часть - созидание, художественно-изобразительная деятельность по созданию образов, которые произвели на ребёнка наиболее сильное впечатление.

 

ТЕМА 1. ЛЮБОВАНИЕ НЕБОМ

 

Занятие 1. Встреча с утренним небом и белыми громадами облаков

 

Любование: все ложатся на специальные коврики и 5 - 10 минут смотрят в небо, наблюдая движение облаков, как они меняют конфигурацию и силуэт; наблюдают объём и цвет облаков; рассматривают контраст синего (относительно темного пятна) неба и белых (относительно светлых пятен) облаков.

 

В очертаниях облаков находят знакомые образы.

 

Обмен впечатлениями об увиденном. Обсуждение вариантов и способов изображения неба: графических, пантомимических, музыкальных и так далее.

 

Творческая работа "Утреннее небо": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 2. Встреча с небом при закате солнца

 

Наблюдение за изменением цвета неба: соотношение тёплых и холодных цветов, доминирование тёплых или холодных оттенков, цвет и форма облаков, обсуждение их отличий от облаков утренних.

 
стр. 54

 

Обмен впечатлениями и чувствами, испытанными во время любования небом; обсуждение увиденных образов и т.д.

 

Творческая работа "Песни неба": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

ТЕМА 2. ЛЮБОВАНИЕ ЗЕМЛЁЙ

 

Занятие 1. Встреча с дорожками и тропинками

 

Пристальное рассматривание земли, по которой мы ходим каждый день. Необходимо максимально приблизиться к ней. Можно лечь на коврик. А можно путешествовать с лупой 5 - 10 минут, рассматривая землю в мельчайших подробностях. Увиденные миры складываются из едва заметных травинок, высохших палочек, песчинок, насекомых, которые на фоне этих мелочей кажутся великанами. Всё предстаёт перед глазами в виде неизвестной планеты или незнакомого и в то же время знакомого пространства.

 

Обмен впечатлениями об открытии своих миров, планет и т.д.

 

Творческая работа "Под ногами целый мир": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 2. Встреча с землей на газоне (или в любом другом месте, густо поросшем травой)

 

Сравнение этой части поверхности с той, которую рассматривали в прошлый раз. Все ползают по разным местам, открывая "неизвестные планеты", сравнивая их и удивляясь рассказам друг друга.

 

Обмен впечатлениями. Удивительные истории "неизвестных планет".

 

Творческая работа "Под ногами целый мир": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

ТЕМА 3. ЛЮБОВАНИЕ ВОДОЙ

 

Занятие 1. Встреча с лужей

 

Рассматриваем не менее 5 - 10-ти минут форму лужи, её краев, объектов, находящихся на дне, цвета воды и общего колорита лужи.

 

Мысленно представим, что это океан и мы находимся на его дне. На что тогда становятся похожи камушки, ветки, края лужи? Что произойдёт, если потихоньку начать приводить воду в движение? Если опустить на дно прозрачный шарик, другой предмет? Если к луже прикоснется солнечный свет? и т.д.

 

Рассказываем морские истории.

 

Творческая работа "Тайны подводного мира": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 
стр. 55

 

Занятие 2. Встреча с водой в водоёме

 

Наблюдаем с коврика в течение 5 - 10 минут за движением воды в реке (у берега), ручье, другом водоёме. Рассматриваем форму дна, песок, растительность, характер берегов, камни, ракушки, насекомых, цвет воды и так далее.

 

Обсуждаем, в чем отличие подводного мира лужи, реки и озера.

 

Мысленно перемещаемся в пространство воды. Придумываем истории. Записываем их на диктофон.

 

Творческая работа "Загадки движущейся воды": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 3. Встреча с водопроводной водой

 

Наблюдаем за формой струи из крана при разном напоре воды (тонкая, толстая струя, разбрызгивающаяся, текущая по спирали и т.д.). Наблюдение за каплями воды. Наблюдение за разбрызгиванием воды: вода льётся на круглый предмет, на жёсткую грань, вода заполняет какой-то объём. Рассматривание волн на поверхности заполняемого объёма (тазика, банки и пр.)

 

Рассматривание окружающего мира через прозрачный предмет (банку, вазу, стакан), заполненный водой.

 

Экспериментирование, повторение понравившихся эффектов.

 

Обмен впечатлениями. Демонстрация лучших эффектов.

 

Творческая работа "Водяные шатры", "Водяные карусели": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 4. Встреча с растворяющейся краской

 

Наблюдаем за тем, как краски - синяя, белая, красная, чёрная, - оседая, растворяются в воде. Экспериментируем с акварелью, гуашью, маслом.

 

Обмен впечатлениями, ассоциациями и образами в движущихся и клубящихся в воде красочных композициях.

 

Творческая работа "Надвигающаяся буря", "Снегопад", "Смерч" или "Торнадо": рисунки, коллажи, сценки, ожившие скульптуры и фотографии, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

ТЕМА 4. ЛЮБОВАНИЕ ЦВЕТАМИ И ТРАВАМИ

 

Занятие 1. Встреча с полевыми цветами

 

Рассматриваем с помощью лупы ромашку, тысячелистник, шалфей, василёк, пижму и другие цветы (не срывая их со стебелька). Сравниваем характер объединения соцветий, каждого цветка в отдельности, особенностей соединения

 
стр. 56

 

цветков со стеблем, соотношения формы и размера цветов, листьев; пропорциональных отношений цветов, листьев, длины стебля.

 

Ищем ассоциации цветов с другими объектами природы. Обсуждаем найденные образы.

 

Творческая работа: 1) создание икебаны - композиции из полевых цветов; 2) стилизация одного из растений под дерево; 3) рисование цветов с натуры; 4) перевоплощение в конкретный цветок - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 2. Встреча с садовыми цветами

 

Любование соседскими цветами: тюльпанами, нарциссами, ноготками, анютиными глазками, астрами, гладиолусами и т.д. (не срывая их со стебля). Рассматривание с помощью лупы сердцевинок цветов, пыльцы, тычинок, переходов цветовой гаммы, конструкций лепестков. Рассматривание насекомых, перемещающихся по цветку, наблюдение за их поведением.

 

Мысленное перенесение внутрь цветка. Цветочные истории.

 

Творческая работа "Я в садовниках родился": рисунки, коллажи, сценки, ожившие фотографии и скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 3. Встреча с лечебными травами

 

Рассматривание общего облика крапивы, чистотела, подорожника, репейника. С помощью лупы изучение лечебных деталей растений, конструкций листьев, иголок, прожилок, стеблей, корней и так далее.

 

Обмен впечатлениями от увиденных по-новому, ничем не примечательных, но таких полезных трав. Рассказы об их скрытой красоте и доброте к людям.

 

Творческая работа "Крапива-королевна", "Волшебный репейник", "Доктор Подорожник", "Чистотел-прилипала": рисунки, коллажи, сценки, ожившие фотографии и скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

ТЕМА 5. ЛЮБОВАНИЕ НАСЕКОМЫМИ

 

Занятие 1. Встреча с мотыльками и бабочками

 

Пристальное изучение узоров на крыльях, цветовых сочетаний,

 
стр. 57

 

строения насекомого, контура крыльев. Любование общим обликом бабочки или мотылька.

 

Обсуждение того, что удалось увидеть. Поиск ассоциаций.

 

Творческая работа "История про бабочку, которая попала в одну из предыдущих историй" (сообща вспоминаем все предыдущие творческие работы; каждый выбирает своему соседу одну из них, для того чтобы тот "поселил" в нее свою бабочку): рисунки, коллажи, сценки, ожившие фотографии и скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

Занятие 2. Встреча с жучками и муравьями

 

Разглядывание насекомых: форма, цвет, строение тела, лапок, глаз, усиков и так далее.

 

Обмен впечатлениями. Придумывание "лилипутских" и "великанских" историй.

 

Творческая работа "Семья рыжих муравьев": рисунки, сценки, ожившие скульптуры, хореографические и музыкальные миниатюры - по выбору или по жребию-считалочке.

 

ТЕМА 6. ЛЮБОВАНИЕ ПРИРОДОЙ В ТЕМНОТЕ

 

Занятие. Ночные путешествия

 

Запасаемся ручными фонариками - хотя бы одним.

 

Выходим в темноту. Предметы, выхваченные лучом фонарика, предстают не только в мельчайших подробностях, но и в некоем сказочном облике, как бы выходящем из тьмы.

 

Разглядываем особо пристально (не менее 5-ти минут!) травинку с росой, ветку с паутинкой, скрученный листочек, кору дерева.

 

Наблюдаем за разными тенями: от Луны, от освещенных окон, от нашего фонарика. Наблюдаем за теми, кто прилетает на свет нашего фонарика.

 

Ставим эксперименты: как заставить тень бегать, как по-разному можно осветить одно и то же?

 

Ищем, что вокруг нас даёт отблески, а что светится само.

 

Придумываем волшебные истории, с тем чтобы утром, после разминки, рассказать их друг другу по памяти.

 

Разминаемся в игре "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем" - утренний показ эскизов, импровизаций, сценок.

 

Затем рассказываем по памяти истории, придуманные ночью.

 

Творческая работа. Все вместе изображаем услышанные истории - рисованием, движением, звуками, инсценировкой.

 

Примечание. Любоваться, разглядывать, рассматривать, наблюдать по 10 - 20 минут полезно в любое время года. Особенным успехом пользуется "зимнее любование в темноте". Тогда объектами любования становятся снег, лёд, сосульки, покрытые льдом предметы, снежинки и т.д.

Опубликовано 14 февраля 2017 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1487068781

© Portalus.ru

Главная СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ Уроки любования

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU