Рейтинг
Порталус

МОЖНО ЛИ СОЗДАВАТЬ ЧИТАЮЩИЕ НАЦИИ?

Дата публикации: 24 октября 2015
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) У книжной полки, № 1, 2007, C. 104-107
Номер публикации: №1445718449


На этот вопрос существует несколько ответов, зависящих от восприятия самого понятия "читающая нация". Если понимать это как некое сообщество, где все - и дети, и взрослые - читают, причем желательно не что попадет под руку, а что-то очень значимое, то вряд ли эта идея может воплотиться в реальность. Если же рассматривать читающую нацию, лучше сказать читающее общество, как такое соединение людей, где книга и чтение являются культурной нормой и ценностью, разделяемой и поддерживаемой государством и всеми общественными группами, независимо от собственных читательских привычек и устремлений, то этот вопрос уже не является умозрительным и переходит в другую плоскость - на уровень технологий, способов и приемов.

В самом деле - как привить любовь к чтению с детства, как привлечь к чтению взрослых людей, у которых нет потребности в книге, которые не знают, что такое радость чтения и не чувствуют себя при этом несчастными и обделенными? Как сделать чтение удовольствием и воспитать вкус и умение выбирать? Наконец, зачем государству и обществу постоянно трудиться над этим, вкладывая в это непростое дело немалые средства и усилия?

Цивилизованный мир давно ответил на эти вопросы, признав грамотность и чтение необходимым условием экономического и социального развития и накопив немалый опыт продвижения книги и поддержания ее ценностного статуса. Наша страна в этом отношении располагает уникальным историко-культурным багажом.

Однако ни разнообразные концепции этой работы, ни государственные стратегии, ни технологии, существующие в разных странах, до сих пор не обобщались на межкультурном уровне.

Книга "Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы", подготовленная Некоммерческим фондом "Пушкинская библиотека" совместно с Центром книги Библиотеки Конгресса США и Британским Советом под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений и выпущенная издательством "Белый город", является первой попыткой свести воедино мозаику проектов, концепций и техник, действующих в трех странах, принадлежащих к числу культурных мировых лидеров, - в России, Соединенных Штатах Америки и Великобритании.

Жанр этой публикации не является "чистым" и в этом ее своеобразие - это не теоретико-методологическая работа, хотя в ней рассматриваются кон-

 

стр. 104

цепции продвижения чтения в трех странах; это не практическое пособие, хотя здесь содержится обширный справочный материал (библиография основных публикаций, перечень главных государственных и общественных организаций в этой сфере); это не методическая разработка, хотя книга содержит описание наиболее ярких общенациональных и региональных книжно-читательских проектов; это не иллюстративно-альбомное издание, хотя в нем даны образцы различной книжно-рекламной продукции. Эту книгу невозможно адресовать какой-то определенной профессиональной группе, ибо речь идет о совместных усилиях и инициативах государственных структур, всех культурных институций, СМИ, бизнеса и общественных объединений.

Составителями найден новый формат: книга синтетична и многоадресна, ее новизна в соединении разных жанров и разных "действующих лиц" - групп и институтов, разрабатывающих и воплощающих столь яркие книжно-читательские проекты, которые "втягивают в себя" все общество и за которыми подчас с "детективным" интересом следит сегодняшнее "электронное", "компьютерное", "телевизионное" поколение.

Добавим к тому же, что книга двуязычна: все материалы даны на русском и английском языках, что многократно расширяет границы ее распространения и использования.

В. Д. Стельмах, эксперт Фонда "Пушкинская библиотека"

"Время читать!" (литературно-книжная акция в Санкт-Петербурге)

В этой акции, организованной Межрайонной централизованной библиотечной системой имени М. Ю. Лермонтова, Комитетом по культуре Правительства города, Петербургским центром современной литературы и книги, участвовал "весь Петербург" - известные писатели, художники, актеры, политики, бизнесмены и, конечно, жители и гости города. Акция продолжалась в течение 2006 года, она проходила в библиотеках, книжных магазинах, в парках и на улицах. В программе, рассчитанной на разные группы жителей города, читателей и нечитателей, были разнообразные мероприятия:

- выставка книг и плакатов "Писатель в библиотеке", посвященная творчеству современных петербургских авторов - участников проекта "Читающий Петербург";

- экспозиция "Уникальные книги Константина Калиновича" (члена-корреспондента Королевского общества граверов Великобритании), представлявшая рукописные книги с оригинальными гравированными иллюстрациями, выполненными в традиции европейской офортной миниатюры;

- фотовыставка "Человек читающий", подготовленная студентами Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, на которой экспонировались не только фотопортреты, натюрморты, жанровые фотоснимки, но и серии фотографий "Из Древнехранилища Пушкинского Дома", Мемориального кабинета А. С. Пушкина на Мойке, библиотек города;

- выставка плакатов "Известные петербуржцы о книге и чтении";

- выставка "Классики петербургской иллюстрации" (работы братьев Траугот);

- творческие конкурсы проектов "Моя библиотека", сочинений-миниатюр "Любимая книга", дизайнерских идей "Окно в библиотеку";

-открытие Библиотеки национальных литератур;

- блиц-опросы "Самые читаемые книги года" и мини-исследование "Самый активный читатель".

Победители конкурсов, самые активные читатели, авторы самых оригинальных идей были награждены своеобразным символом

стр. 105

акции - специально изготовленными настольными часами с надписью на циферблате: "Время читать!".

"Король поэтов" (поэтический турнир в Красноярске)

Поэзию не читают, стихами не интересуются, поэтические сборники "не идут" - под этими утверждениями подпишется сегодня большинство библиотекарей и книготорговцев. Библиотекари и молодые поэты Красноярска решили опровергнуть это утверждение, организовав публичное поэтическое состязание на звание "Короля поэтов". При этом они, конечно, использовали, а точнее, возродили на своем уровне, опыт шутливого поэтического турнира, проведенного в 1918 году Николаем Гумилевым. Тогда в нем приняли участие "звезды" русской поэзии - Константин Бальмонт, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Анна Ахматова... В Красноярске их "заменили" 95 непрофессиональных поэтов из разных городов края, которые в три тура читали свои произведения публике, собиравшейся в зале Научной библиотеки Сибирского технологического университета. И хотя при этом всегда присутствовало профессиональное жюри, определяющим было мнение аудитории.

Что может быть лучшим призом для молодого поэта, чем издание сборника своих произведений? "Книжные кассеты", выпущенные красноярским литературным клубом "Аллея", имеют символические названия: "Король поэтов" и "Да будет подданным светло!". Это финальная фраза, с которой обратился к избравшей его публике первый "король" поэтов - Игорь Северянин.

Звание "Король поэтов" неслучайно пишется в кавычках. Цель этого проекта - не в профессиональном "ранжировании" авторов, но в создании поэтической атмосферы и вовлечении читателей в мир рифм, образов и звучащего слова. Сам конкурс и издание произведений победителей станут традиционными мероприятиями Красноярского центра чтения.

"Звезды чтения Премьер-лиги" (Великобритания)

Этот проект адресован детям, их родителям или опекунам, которые любят футбол больше, чем чтение. Увлечение футболом используется для приобщения фанатов к книгам.

Проект стартовал в 2003 году. В нем принимают участие Национальный трест грамотности и Фонд поддержки футбола, который распределяет средства, выделяемые на проект Премьер-лигой Футбольной ассоциации.

Кроме того, в финансировании проекта принимают участие Совет по искусству Англии и сеть книжных магазинов "Уотерстоунз".

Суть проекта состоит в следующем: двадцать футболистов, каждый из которых представляет один из клубов Премьер-лиги, включая такие известные команды, как "Манчестер Юнайтед" и "Челси", выбирают двадцать книг. Каждый футбольный клуб сотрудничает с четырьмя библиотеками в своем регионе. Совместными усилиями футбольный клуб и библиотека организуют четыре встречи для групп из десяти детей в возрасте от 7 до 11 лет и их родителей/опекунов. Обычно отбор в группу осуществляется совместно со шко-

 

стр. 106

лами. Формат этих встреч разнообразен: это посещение стадиона, встреча со спортсменом - любителем чтения, встреча с писателем, обсуждение книг, рекомендованных футболистами, и т. д. Детям и родителям предлагают представить свой отзыв о прочитанных книгах, информация о которых размещена на сайте "Звезды чтения Премьер-лиги". Каждый из участников проекта получает полезные подарки и сертификат, подтверждающий присвоение ему звания "Звезда чтения Премьер-лиги". Дети получают призы - книги и билеты на футбольный матч.

Проект действует уже четвертый год и является эффективным способом вызвать у не-читающих детей интерес к литературе, сделав их регулярными посетителями библиотек.

"Большое Чтение" (Великобритания)

В 2003 году телекоммуникационная компания Би-би-си начала цикл "книжных" программ и других мероприятий под общим названием "Большое чтение". Замысел состоял в том, чтобы путем общенационального телекоммуникационного опроса определить любимую книгу нации и путем голосования вызвать наибольшее число участников на разговор о книгах. Основными партнерами в проекте выступили Книжный трест, Национальный трест грамотности, Агентство по чтению, Национальная библиотека для слепых. Комплекты методических и других материалов раздавались всем участникам и организаторам проекта.

Первым шагом стала трансляция специально подготовленных серий телевизионных и радиопередач и размещение информации в Интернете. Затем состоялся первый тур голосования, результатом которого стал список из 100 книг, выбранных зрителями и слушателями. Далее последовал второй цикл передач. В течение двух месяцев в субботний вечер знаменитые люди Великобритании представляли с телеэкрана книгу, выбранную ими из короткого списка, включающего 21 книгу, и аргументировали свой выбор. Во втором туре голосования зрителям было предложено сделать выбор из этого короткого списка. Би-би-си стремилась к тому, чтобы в голосовании принимали участие школы, библиотеки, книжные магазины, а также те члены общества, чье внимание к книжным сюжетам привлечь очень трудно.

По всей стране прошли тысячи мероприятий, читательских обсуждений, выставок книг, рекламных акций и выступлений писателей. Обсуждение книг продолжалось почти год, в окончательном голосовании победила книга Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин колец".

Результатом столь успешного сотрудничества стало и то, что у Би-би-си сложились долгосрочные партнерские отношения с Национальным трестом грамотности и Агентством по чтению. Большую работу по пропаганде проекта в библиотеках и читательских группах, которая привела к значительному росту его участников, провел Британский Совет.

Проект "Прочти об этом больше!" (США)

начался 14 ноября 1979 года, когда Ричард Томас, исполнявший главную роль в телеверсии романа Эриха Марии Ремарка "На Западном фронте без перемен", по завершении показа фильма призвал зрителей обратиться к книгам о Первой мировой войне, рекомендованным Центром книги Библиотеки Конгресса. В последующие 19 лет звезды Си-би-эс завершили более 400 телевизионных программ такими же 30-секундными обращениями: "Прочти об этом больше! Если вам понравилась программа, вот три-четыре книги, которые рекомендует прочитать по этой теме Библиотека Конгресса. Пожалуйста, обратитесь в вашу местную библиотеку или книжный магазин, где вам охотно помогут". Жанровая тематика этих телевизионных программ была многообразна: боевики, обзоры новостей, мюзиклы, детские передачи, телеигры, трансляция парада в День благодарения, вручение премий "Эмми", "Тони", "Грэмми" и премии кантри-музыки, выпуски мультфильмов, главные спортивные соревнования, такие как Супер кубок, Мировой чемпионат и Открытый чемпионат Соединенных Штатов по теннису. "Авторами" этих обращений были Генри Фонда, Михаил Барышников, персонажи мультфильмов Микки-Маус и пес Сну-пи и другие.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама