Рейтинг
Порталус

С. Н. КАЙДАШ. СИЛА СЛАБЫХ. ЖЕНЩИНЫ В РОССИИ (XI-XIX ВВ.)

Дата публикации: 14 ноября 2015
Автор(ы): А. П. БАЖОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1447494180


А. П. БАЖОВА, (c)

М. Советская Россия. 1989. 288 с.

Новая книга С. Кайдаш повествует о судьбах замечательных русских женщин, живших в XI -XIX веках. Судьбы эти различны, каждая несет на себе печать своего времени. Не однозначно и их место в истории, но все они, по выражению В. Белинского, были "героинями своих обязанностей", хранительницами "Прометеева огня национальной жизни". Автор использует русские летописи,

стр. 180


жития святых, воспоминания, дневники современников, архивные материалы, переписку (некоторые письма, как, например, Н. Д. Фонвизиной-Пущиной - Ф. М. Достоевскому, впервые вводятся в научный оборот). Таким образом, мы имеем дело с серьезным исследованием, результаты которого изложены в увлекательной, популярной форме. Таковы повествования о "коронованных киевлянках" - дочерях Ярослава Мудрого: Елизавете -королеве Норвегии, Анне - королеве Франции, Анастасии - королеве Венгрии, оставивших заметный след в истории этих стран. Широкому читателю менее известна судьба Евпраксии Всеволодовны (1071 - 1109 гг.) - жены саксонского маркграфа, а затем германского императора Генриха IV, активной участницы бурных политических событий в Империи.

Говоря о женщинах Древней Руси, автор подчеркивает, что многие из них славились своей образованностью. Перепиской книг при Софийском соборе занималась полоцкая княжна Предслава (Евфросинья Полоцкая), основавшая школу для девочек, где обучали "ремеслам, пению и швению". Супруга Владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, подобно Владимиру Мономаху, оставила поучение своим сыновьям (1205 г.). Она обратилась к ним с патриотическим призывом, чрезвычайно важным в то время: "Аще ли же в ненависти и распрях и в которых будете между собою, то сами погибнете и благословенное наследие державу отечества вашего изгубите юже праотцы и отец ваш и протьчее средство ваше многим трудом и потом приобретоша".

Одна из глав книги посвящена Ярославне из "Слова о полку Игореве", причем Кайдаш нашла и здесь свой, оригинальный ракурс исследования, позволивший полнее и ярче высветить этот привлекательный образ. Ростовские предания донесли до нас сведения о княгине Марье-летописице, принявшей участие в составлении жития князя Михаила Черниговского. После нашествия полчищ Батыя и разгрома таких центров просвещения, как Киев, Чернигов, Рязань и Владимир, именно Ростов Великий на какое-то время стал духовным центром, продолжавшим традиции русского летописания. Вслед за академиком Д. С. Лихачевым, С. Кайдаш, сопоставив пока малоизвестные факты, утверждает, что автором Ростовской летописи середины XIII в. была именно княгиня Марья.

Не только мудростью, но и храбростью славились русские женщины. На Куликовом поле плечом к плечу с мужчинами сражались княгиня Феодора, Дарья Андреевна Ростовская, Фекла и другие женщины, имена которых, к сожалению, до нас не дошли.

Используя летописи, записки соотечественников, воспоминания иностранцев, опираясь на богатую литературу, Кайдаш смогла нарисовать обаятельный и трагический образ дочери царя Бориса - Ксении Годуновой.

Из героинь XVIII в. Кайдаш остановила свой выбор на Наталье Долгорукой. Полюбив в 16 лет удачливого красавца - царского фаворита, она по доброй воле разделила с ним опалу и ссылку в Березов, а после его казни, оставшись молодой вдовой, сохранила верность мужу до конца своей жизни. Уже в немолодые годы она написала: "Положила свое намерение, когда сердце одному отдав, жить или умереть вместе Я не имела такой привычки, чтобы сегодня любить одного, а завтра другого. В нонешний век така мода, а я доказала свету, что я в любви верна: во всех злоключениях я была своему мужу товарищ".

Из блестящего ряда женщин XIX в. особое внимание Кайдаш привлекла Зинаида Волконская, которую Пушкин не случайно назвал "царицей муз и красоты". Как человек необычайной духовной силы и одаренности, предстает со страниц книги почти не известная нам Наталья Дмитриевна Фонвизина-Пущина, состоявшая в переписке с Ф. М. Достоевским. Л. Н. Толстой, прочтя ее "Исповедь", настолько увлекся этой личностью, что предполагал сделать героиней романа о декабристах. Пушкинисты называют несколько имен, послуживших прототипом Татьяны Лариной. Кайдаш склоняется в пользу Фонвизиной-Пущиной.

Завершают книгу рассказы о Марии Константиновне Цебриковой и Вере Фигнер. О первой знают сейчас немногие, но в 90-е годы прошлого века ее имя было на устах у всей читающей России. Она обратилась с обличающим самодержавие письмом к Александру III. Письмо это ходило в списках, его обсуждали, спорили, а призыв Цебриковой "Будите совесть!" не остался без ответа.

стр. 181


О Вере Фигнер, родившейся при Николае I, а скончавшейся в 1942 г., которой, по выражению А. И. Герцена, выпала удача "увидеть концы начал", мы знаем гораздо больше. Но и здесь Кайдаш нашла свои краски, показав в рассказе о ней силу и слабость движения народовольцев.

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама