Главная → СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ → Крупный нос в золотой оправе
Дата публикации: 26 апреля 2016
Автор(ы): Михаил АЛЕКСАНДРОВ →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ →
Источник: (c) Российская газета, 02-07-97 →
Номер публикации: №1461664423
Михаил АЛЕКСАНДРОВ, (c)
Этот крупный, флегматичный, какой-то чеховский тип
с саркастической усмешкой в уголках полных губ
и глазами ? зеркалом души ? появился на наших экранах
в фильме "Старое ружье". Тогда, надо сказать, ружье
не выстрелило. И до, и после фильма имя Нуаре
мало что говорило советскому зрителю.
Отечественный кинолюб, правда, питает традиционную слабость к французским актерам. Но в памяти его откладываются обычно персонажи сексапильные: женщины-вампиры, героические убийцы-любовники. А Филипп Нуаре как бы из другого ряда: он не типаж, а актер. Увидев в титрах имя Делона или Ришара, мы без труда можем заранее представить не только возможные сюжетные повороты, но и ситуации, в которых окажутся звезды. Имя Нуаре не предвещает ничего, кроме мастерской игры в любом жанре, обличии и окружении.
Да, он не из тех, кто вызывает у зала любовь с первого взгляда. Его кинодебют вызвал, прежде всего у него самого, к тому времени опытного театрального актера, приступ разочарования, переходящего в отчаяние. "Когда мне было лет двадцать пять, я попытался понять, на кого же могу походить. Учитывая, что росту во мне было метр восемьдесят пять, я льстиво сравнивал себя с Гари Грантом. Но когда впервые увидел себя в зеркале, то пришел в ужас от картины бегемота со слоновьей походкой".
В последующих фильмах Нуаре, одержимый борьбой с собственной природой, принялся порхать, как бабочка, что чуть было окончательно не поссорило Филиппа с придирчивым французским зрителем. Как водится, положение спасла женщина по имени Моник Шометт, актриса, исполняющая неизменно с 1954 года роль жены актера Нуаре.
Моник, выступавшая с Филиппом на одной сцене, сумела убедить травмированного картиной собственного вида супруга в том, что ни в коем случае не стоит изменять собственной натуре. Филипп послушался и... выиграл.
Уже упоминавшийся фильм "Старое ружье", психологический боевик, в котором Нуаре снялся с блистательной Роми Шнайдер, вознес его на вершину актерской популярности. Для самого же Нуаре съемки запомнились еще и тем, что на них затаив дыхание присутствовала его семнадцатилетняя дочь Фредерик, заболевшая вслед за родителями кинематографом. Правда, актрисой Фредерик не стала, но, избрав профессию помощницы режиссера, превратила свое семейство в миниатюрную и самодостаточную киностудию.
Ну а фильм "Откройте! Полиция!" прогремел, наконец, и у нас. Причем эта картина, появившаяся на советских экранах где-то в начале исторической эпохи перестройки, гласности и тогда еще ускорения, дала удачный повод поговорить о превратностях нашей цензуры. Дело в том, что искрометную комедию не просто подвергли кастрации, но попросту с легкостью необыкновенной лишили первоначального смысла. Напомню, что фильм был построен на идее "наставничества" старого полицейского волка, Филиппа Нуаре, продажного и циничного, над молоденьким служителем порядка, Тьерри Эрмитом, теряющимся на первых порах, сталкиваясь с беззастенчивым вымогательством старшего товарища по службе.
Изобретательный киногерой Нуаре проявляет изощренную настойчивость, вовлекая "зеленого" полицейского в свои делишки, пока, наконец, не понимает, что ученик кое в чем его превзошел. Такова канва комедии. Но, как известно, у нас к смеху относились серьезно. И, естественно, встал вопрос о воспитательном моменте: дескать, к чему призывает фильм, какие моральные проблемы решает. Призадумались киночиновники и слегка фильм подправили. В нашем прокате фильм завершался сценой выхода героя Нуаре из тюрьмы, куда он был вынужден сесть, чтобы покрыть совместное миллионное дело, прокрученное с "учеником". Грустный, обросший Нуаре выходит за тюремные ворота и медленно идет вдоль нескончаемой серой тюремной стены. Одинокий, всеми покинутый, прямо-таки иллюстрация к классической фразе ? "жизнь прошла мимо". На самом же деле скучать герою Нуаре, а тем более грустить, пришлось недолго. Послышался цокот копыт ? и в кадре появился "ученик-победитель" верхом на породистой лошади: "Привет! Я купил тебе ипподром!" Но, согласитесь, такая оптимистическая для жулика концовка явно противоречила "моральному кодексу строителя коммунизма": а потому в корзину ее.
Но, будучи искаженным, фильм пришелся ко двору, и главное, никто из руководства МВД не вздумал обидеться за своих французских коллег, которых "беззастенчиво очерняли".
Впрочем, Нуаре перешел в кинематографической карьере гроссмейстерский рубеж в сто фильмов. Когда-то, на заре своего романа с бывшим "великим немым", он запомнился зрителям только потому, что умудрился сняться в роли лакея в одной картине с незабвенным Жераром Филиппом. Ныне же любому дебютанту для того, чтобы запасть в зрительскую душу, достаточно появиться в кадре с Нуаре. Сам же Нуаре полагает, что для него удача ? это попадать на съемочную площадку вместе с режиссером Бертраном Тавернье. Пожалуй, Тавернье ? Нуаре ? еще один классический тандем, коими богата история мирового кино: Антони Манн и Джеймс Стюарт, Марсель Карне и Жан Габен.
Нуаре снялся в шести фильмах Бартрана Тавернье, сыграв целую галерею абсолютно непохожих друг на друга персонажей. Кстати, и сотый фильм Нуаре "Жизнь и ничего больше" был снят также Тавернье. В нем герой Филиппа, майор, разыскивающий в разоренном войне Вердене пропавших без вести солдат, встречает молодую женщину, отправившуюся на поиски своего мужа-офицера. И вспыхивает любовь, стесняющаяся всеобщего разорения и траура, на фоне которой специальная комиссия выбирает один из трупов погибших солдат, дабы захоронить его под Триумфальной аркой в Париже. А ведь символом Неизвестного солдата могут послужить и останки мужа возлюбленной Нуаре.
Однако на съемочной площадке Филипп Нуаре куда более разговорчив, чем в жизни. Роли обязывают. В отличие от "стандартных" звезд он предпочитает избегать журналистов и операторов ТВ, ну а если дает интервью, то старается не выглядеть пророком, раздающим советы направо и налево: "Я не хочу быть типом, консультирующим по всякому поводу". Да и Парижу Филипп предпочитает провинцию, куда спешит, как только выдается перерыв в постоянных съемках. Его "база" ? ферма семнадцатого века, присмотренная семьей недалеко от Каркасона. С ее крыши видны дальние отроги Пиренеев. "Я не люблю агрессивного столичного быта, ? ворчит иногда добряк Нуаре, ? когда каждый предпочитает кричать сильнее соседа, чтобы быть услышанным. Из нашей жизни уходит простота и хороший тон, а ведь все это отражается и на фильмах, все более крикливых".
Как и его коллега по профессии Рональд Рейган, Филипп Нуаре предпочитает проводить свободное время в седле, где ему лучше думается, а душа очищается от наносного и вторичного. А вечерами у камина Филипп читает очередной сценарий и сам пробует свои силы в сочинительстве.
Опубликовано на Порталусе 26 апреля 2016 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK