Рейтинг
Порталус

Детское чтение - для сердца и разума?

Дата публикации: 28 февраля 2017
Автор(ы): П. А. Клочко
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СЕМЬЯ, ДОМ, ЛАЙФСТАЙЛ
Источник: (c) Журнал руководителя управления образованием, № 5, Октябрь 2012, C. 26
Номер публикации: №1488281087


П. А. Клочко, (c)

Большинство российских детей, несмотря на увлечение книгами в младшем возрасте, к 5 - 6-му классу теряют интерес к чтению художественной литературы. Маленькие дети вроде бы читают много: согласно международному исследованию PIRLS, проверяющему навыки чтения учеников начальной школы, российские дети стабильно занимают высокие места. Читать книги перестают в средней школе.

 

В чём причина? Возможно, она кроется в сложности художественных произведений, понять которые можно только много лет спустя после окончания школы?

 

Проблема привлечения детей к чтению была в России и раньше. Только связана она с другими причинами, о которых авторы издания упомянули во введении к своему изданию. "Любезныя дети!.. Побудившая нас причина к изданию их есть та, что доселе на отечественном языке не было ничего, что служило бы для детского чтения".

 

До середины XVIII века детской литературы не существовало. По существу, первой книгой, написанной специально для детей, стала книга "Мир в картинках" Яна Амоса Коменского. Первым детским журналом в мире стал "Лепцигский еженедельный листок" (1772 - 1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - "Детское чтение для сердца и разума" - стало выходить в России в Москве.

 

Первый журнал для детей и юношества, издавался в 1785 - 1789 годах Н. И. Новиковым как приложение к "Московским ведомостям". Печатался по одному листу в неделю, 13 листов составляли часть (в год выходило 4 части, всего было издано 20 частей). Первые два года преобладали короткие статьи разных жанров, чередующиеся между собой, в начале каждой части печатался отрывок из Библии. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. Хоть издание и носило энциклопедический характер, но при этом содержало идеи гуманности, честности, великодушия. Язык отличался простотой и естественностью. После статей детям задавались вопросы или печатался диалог с воображаемыми наставником и читателем.

 

Итак, главным предметом сих листов будет польза ваша, но при том постараемся мы делать их вам приятными, для того чтобы вы полюбили свою пользу".

 

Распространение русского языка (при повсеместном чтении на французском и немецком) и патриотическое воспитание молодого поколения - концепция журнала. Не те же цели стоят перед школой и сегодня? Идея создания списка 100 книг, обязательных для прочтения, должна учитывать и формат итоговых экзаменов, и их необязательность сдачи по данному предмету, и вероятность частичного совпадения списка с уже существующей программой школы, и разночтения в толкованиях некоторых литературных произведений. Исправить уровень "читаемости" с помощью списка вряд ли возможно.

 

Ещё по 100? Иногда трудно отказаться, не правда ли? Поэтому, наверное, и появилось предложение о второй "сотне" для изучения в школьной аудитории от Никиты Михалкова. Речь идёт о 100 фильмах.

 

Дети и подростки мало читают - отчасти верно. Но так ли мало смотрят?

 

Подготовлено П. А. Клочко, исполнительным директором ООО "Дистанционные технологии и обучение"

Опубликовано на Порталусе 28 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама