Рейтинг
Порталус

КЛИНИЧЕСКИЙ ГИПНОЗ (главы из книги)

Дата публикации: 15 декабря 2009
Автор(ы): Уманский Сергей Викторович, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук.
Публикатор: swuros
Рубрика: МЕДИЦИНА Болезни и недуги →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1260899378


Уманский Сергей Викторович, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук., (c)

ВВЕДЕНИЕ

Область гипноза есть область глубокого реального смысла и высокого научного значения.
И.П. Павлов

В настоящее время нередко возникает ощущение, что клиническая пси-хотерапия переживает кризис. И по-прежнему психотерапия, в ряду немно-гих клинических дисциплин, остается одной из самых неоднозначных и не-достаточно научно обоснованных. Несмотря на то, что с каждым годом появ-ляются новые (по словам авторов-разработчиков) высокоэффективные пси-хотерапевтические подходы, результативность и воспроизводимость их оста-ется все на том же стабильно невысоком уровне.
Интерес исследователей к гипнозу то проявляется, то исчезает. И в итоге «золо¬той век» гипноза (1880-1990 г.) сменился едва ли не полным отрицани-ем и забвением его как психотерапевтического метода. В истории гипнотиз-ма уже был пери¬од, когда объявили, что гипноз умер. После смерти J. Charcot в 1893 г. начался отказ врачей от использования гипноза в лечебных целях. Этот процесс усилился и принял лавинообразный характер с появлением психоанализа S. Freud и развитием других психотерапевтических школ [18, 52, 139, 190]. Однако прав оказался P. Janet, (1923), который еще в начале ХХ века говорил о закате гипноза как о «преходящем затмении», «сиюминутном случайном происшествии… в истории психотерапии». Он был убежден, что «как только мода завершит свой круг, она вернется к лечению посредством гипнотического внушения». И в этом он оказался прав. Как-то P. Janet бросил крылатое выражение: «Гипнотизм мертв… Пока не воскреснет!». И он вос-крес.
Начало 90-х годов ХХ века в России ознаменовалось приходом амери-канских и западных психотехнологий и серьезной критикой гипноза и гипно-суггестивной психотерапии (ГСПТ). Но ожидание значительных позитивных эффектов от новых завезенных психотехнологий не оправдалось. Гипноз в современных условиях в нашей стране оказался более востребованным и, что важнее всего, более универсальным и эффективным психотерапевтиче-ским методом.
Пророчества P. Janet сбываются, и интерес к гипнозу в мире возобновля-ется. E. Fromm в своем фундаментальном труде, выделяя основные направле-ния в изучении гипноза, придает особое значение изучению гипнотических состояний (стадий глубины гипноза, феноменов гипноза, сопоставлению гипнотического состояния с нарушениями сознания и т.д.), а также клиниче-ским аспектам его применения [207] .
В ряду психотерапевтических подходов гипносуггестивная психотера-пия всегда занимала достойное место. Термин «гипносуггестивная психоте-рапия» был предложен П.И. Булем в 1974 г. [11]. И в настоящее время гип-носуггестивная психотерапия (ГСПТ) сохраняет свое значение в качестве одного из важнейших направлений психотерапии, что относится как к клас-сическому гипнозу, так и к современным его вариантам [11, 27, 47, 63, 72, 77, 197].
Научное изучение гипноза ведется с середины XIX века, однако, в нем как в феномене до сих пор остается много неясного. Клиническая картина гипнотических состояний крайне разнообразна, выделяют до 100 различных симптомов [72, 190]. Но, несмотря на такое многообразие, до сих пор приме-няется упрощенный подход к этому сложному явлению [6, 177].
Принятое на сегодняшний день традиционное выделение стадий глуби-ны гипноза по A. Forel, H. Bernheim, В.М.Бехтереву, Е.С.Каткову и т.п. (все построены по единому принципу) формально и не удовлетворяет ни практи-ческих врачей, ни исследователей. Подобные классификации не отвечают потребностям клинической психотерапии и не охватывают всего многообра-зия гипнотических состояний [156].
А.П. Слободяник, цитируя И.П. Павлова, писал, что «…нужно признать длинный ряд степеней гипнотического состояния - от едва отличимой от бодрого состояния степени до полного сна» [156]. И.М. Аптер также сообщал о динамике гипнотического состояния и возможности его изменения в про-цессе ГСПТ [6].
Особенно много вопросов возникает в представлениях о сомнамбуличе-ской стадии гипноза (III стадия по A. Forel). Многие авторы указывают на то, что сомнамбулизм есть совершенно особое гипнотическое состояние [6, 25, 35, 72, 136, 156], и высказывают серьезные сомнения в возможности плавного поступательного перехода второй стадии гипноза в сомнамбулизм [72, 74, 121, 122]. Подобные наблюдения могут косвенно свидетельствовать не о по-следовательной, поэтапной смене и изменении глубины одного состояния, а о совершенно разных состояниях. И хотя многие авторы [6, 13, 131, 133] от-мечают, что 3 стадии гипноза по A. Forel далеко не раскрывают всего много-образия гипнотических состояний, принципиально новых классификаций по-ка не предлагают.
Гипнотерапию используют при лечении различных соматических забо-леваний и психических расстройств [17, 21, 22, 27, 139, 190, 204]. Даже ши-зофрения и бредовые психозы [94, 134, 145-147, 190, 203] не всегда являются противопоказанием для использования ГСПТ.
Изучение гипнотического состояния необходимо для врача-гипнолога и его психотерапевтической практики. Анализ гипнотических переживаний у пациентов предоставляет психотерапевту необходимые данные для понима-ния сути происходящего и расширяет возможности ГСПТ. Используя фено-менологический подход, мы попытались понять и описать «непосредственно данные» гипнотические состояния в аспекте доступного непосредственному усмотрению. В таком контексте применяемый нами подход позволяет не только увидеть, почувствовать и ухватить феномен в его целостности, но и на-целиться на поиск особенностей. Феноменология - это не просто объяснение постороннего наблюдателя, а прочувствованное, сопереживающее понима-ние в преодолении разграничения субъекта и объекта [141-143].
Для феноменологического подхода особенно важно получить и воспро-извести различные виды одного и того же состояния объекта через изменение точки зрения исследователя [76]. И потому для улучшения понимания субъ-ективных переживаний нами использовались самоотчеты гипнотизируемых лиц, которые не раз будут приведены на страницах данной работы.
Кроме того, проблема изучения гипнотических состояний (ГС) является актуальной еще и в связи с возможностью использования полученных дан-ных для дифференциальной диагностики и постановки более точного диагно-за, оценки результатов лечения, разработки реабилитационных программ и экспертизы.
Во избежание разночтений определимся с терминологией. Ведь термин «гипноз» у одних исследователей может означать состояние, а у других – ме-тод воздействия. И, чтобы избежать путаницы, мы будем опираться на сле-дующие представления:
Гипнотическое состояние (ГС), или гипноз – это психическое состоя-ние, возникающее у пациента вследствие специфического воздействия-взаимодействия с врачом-психотерапевтом. Гипноз является результирующей составляющей тех внутренних процессов, которые были запущены вследст-вие специфической ситуации в определенной значимой системе воздействия-взаимодействия.
Часто отождествляют транс и гипноз [11, 43, 77, 197]. Понятие транс многие авторы используют как для обозначения состояния во время сеанса ГСПТ, так и состояния при проведении нейролингвистического программи-рования (НЛП) и других подобных процедур. Иными словами, при этом речь идет о намеренно измененном и вполне зависимом состоянии сознания [213, 218]. М. Heap [35] описывает транс как гипнотическое переживание. В его определении транс – это состояние душевного расслабления, поглощенности такими внутренними переживаниями, как воспоминания, фантазии, ощуще-ния отрешенности от текущих событий внешнего мира.
В то же время M.E. King, C.M. Citrenbaum не считают гипноз ни тран-сом, ни измененным состоянием сознания, а лишь ограниченным рамками времени процессом, промежуточным продуктом терапевтических отноше-ний, принадлежащих обоим участникам - пациенту и врачу [72].
По нашему мнению, гипнотическое воздействие (ГВ) – это определен-ным образом структурированное воздействие, несущее в себе символическое, имеющее для пациента субъективно-важное значение и смысл, и переводя-щее его в гипнотическое состояние. Иными словами - это своего рода ин-формационный код. ГВ может быть вербальным или невербальным (жест, взгляд, действие, аппаратное воздействие и т.д.).
Гипносуггестивная психотерапия (ГСПТ) - это не только структури-рованное внушение врача-психотерапевта, произведенное пациенту в изме-ненном состоянии сознания. ГСПТ – это сложный комплекс взаимоотноше-ний врача-психотерапевта с пациентом на ограниченном отрезке времени не-посредственного контакта, способный в последующем отражаться на различ-ных аспектах здоровья и жизнедеятельности последнего. Это не только ин-дукция (наведение гипнотического состояния), но в целом - философия и ме-тодология терапии, где не исключено как осознание и ориентирование, по-нимание места и времени индукции, так и возникновение определенных со-стояний (но не у всех, а лишь у определенных личностей).
В целом, гипнотическое состояние (гипноз) нами рассматривается как кратковременная психопатологическая или физиологическая реакция, возни-кающая в определенной терапевтической ситуации в результате специфиче-ского воздействия гипнолога, посредством его слова или действия, несущего в себе значимые для пациента элементы мистического (иррационального), социокультурного, индивидуально-психологического и биологического.

Глава 1
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГИПНОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Подобно рыбе в воде, люди в той или иной культуре плавают в фактически незримой среде культурно санкционированных,
но искусственных состояний сознания.
Теренс Маккенна

История явления, которое мы сегодня называем гипнозом, уходит далеко в прошлое.
В разное время на разных континентах гипноз проходил свой эволюци-онный путь развития. По мнению многих авторов [73, 167, 190, 219], как в психотерапии в целом, так и в гипнотерапии в частности, социально-культур-ные факторы играют значительную роль. M. Orne считает, что «…трудно оп-ределить, что характеризует гипнотическое состояние само по себе, поскольку невозможно найти наивных пациентов, полностью избавленных от влия-ния своей социально-культурной среды» [цит. по: 190].
И хотя первым сравнительным транскультуральным исследованиям в психиатрии более ста лет, изучения гипнотических феноменов в данном ас-пекте не проводилось. Анализируя гипнотические состояния у разных этно-сов, можно отметить специфические особенности в клинической картине гипноза и гипнотического поведения. Эти отличия могут быть объяснимы как особенностями генетических и экологических факторов в этнических группах, так и особенностями собственной субкультуры.
Ф.К. Кондратьев определяет социально-культурный фон как обществен-ный менталитет, под которым подразумевается социально-психологический феномен образцов освоения реальности, осуществляемый во многом на не-осознанном уровне и представляющий совокупность мироощущения, миро-восприятия, смыслообразующих позиций, социальных ориентаций и модуса реагирования и т.п., закрепившихся в психике людей в качестве автоматиз-мов сознания [73].
Качественная составляющая общественного менталитета зависит от со-циально-политического устройства общества, которое определяет основные идеологические и мировоззренческие стандарты, нравственные принципы и правила социального поведения. Общество может сохранять обычаи и тра-диции малых этносов или подавлять их.
С глубокой древности люди были знакомы с феноменом гипноза. В од-них странах его использовали жрецы, в других – шаманы, в-третьих, – свя-щеннослужители, проводящие религиозные обряды.
Первые сообщения о гипнозе мы находим в клинописных табличках, найденных в междуречье Тигра и Евфрата. В них свидетельствуется о том, что древнейшему из известных культурных народов мира - шумерам, гипноз был известен еще в четвертом тысячелетии до нашей эры.
В древнем Египте жрец и первый целитель Имхотеп, живший около 2850 г. до н.э., среди других методов лечения использовал искусственный сон. Его храм в Мемфисе был местом, где проводился это вид терапии.
Интерес также вызывает древнеегипетский трактат, именуемый «Папи-рус Эберса». Датируемый 1550 г. до н.э., он содержит в себе религиозные за-клинания и магические ритуалы, применяемые целителями того времени. Многие из них использовались жрецами для вызывания искусственного сна. Вот как описывается этот процесс в папирусе: «Принеси опрятную и начи-щенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куска лаврового дерева на стене, расположенной с внутренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да, я видел богов вокруг лампы». Тогда будут говорить ему боги все, о чем их будут спрашивать» [цит. по: 139]. В данном случае мальчика, находящегося в гипнотическом состоянии, использовали как посредника между богами и простыми смертными.
Изначально гипноз использовали как ритуал (ритуальное действие), с целью укрепления веры в высшие силы. Целебное действие, иногда возни-кающее после подобных ритуальных действий, лишь служило подтвержде-нием правоты приверженцев этого культа.
Другое – лечебное действие начали использовать эллины в храме бога здоровья Асклепия. Судя по древним источникам, больные приходили в этот храм для получения лечебных рекомендаций. Самой значительной терапев-тической процедурой была «инкубация» - сон. Священнослужители благода-ря специфическим манипуляциям усыпляли пациентов, одновременно про-должая оказывать на них определенные воздействия. Во время сна жрецы Асклепия внушали больным, что они излечились.
Гипноз в форме храмового сна сохранялся вплоть до середины четверто-го века. Затем наследие жрецов начали постепенно прибирать к рукам хри-стианские монахи, которые занимались чудесными исцелениями с помощью молитв, святой воды, мощей святых великомучеников и наложения рук. Но, по большому счету, традиционные религии не занимались целительской деятельностью. «Чудесные исцеления», происходящие после молитвы или прикосновения к чудотворной иконе, служили лишь подтверждением истин-ности веры.
Начиная со времён глубокой древности, колдуны и шаманы широко ис-пользовали разнообразные приёмы и средства, вызывая у себя и своих соплеменников измененные состояния сознания.
В шаманизме духовные практики очень органично переплетаются с це-лительством. Для шаманизма характерно более гуманное отношение к лю-дям. Человек для религии всегда являлся лишь объектом, через который про-являлось божественное. Шаман же всегда обслуживал конкретного человека с его запросами, потребностями и болезнями, иногда проводя с ним несколь-ко дней, «создавая с ним союз, где сплетаются их подсознания в общей борь-бе против болезни и смерти» [9].
Как писал Л.Я Штернберг: «…Где бы шаманизм ни встречался в наши дни, - будь то в Азии, Австралии, Африке или Америке, - шаман действует одним и тем же способом со сходной техникой, - как хранитель психического и экологического равновесия своего племени и его членов, как посредник между видимым и невидимым мирами, как хозяин духов, как сверхестест-венный врачеватель…» [195].
В настоящее время целительские практики остались у шаманов в опре-деленной культурной среде некоторых регионов. Их ритуальные действия для того этноса, представителем которого является шаман, по эффективности превосходят научную медицину даже в клинических случаях. Символика внешних движений и внутренних переживаний в ходе шаманских ритуаль-ных действий может значительно разниться в разных регионах, и, естествен-но, что символический смысл ритуала остается доступным и понятным толь-ко для определенного этноса. По мнению L. Canon, изучавшего аборигенов Австралии, туземец, считающий себя объектом колдовских чар, внутренне убежден, в полном соответствии с традиционными представлениями своего племени, что он обязательно умрет. Это убеждение разделяют его родные и соплеменники. Помочь ему может только шаман, да и то не всегда. Если из-лечение шаманом не состоялось, то тогда совершаются обряды, которые должны будут препроводить его еще живого в царство теней, после чего об-реченный изгоняется из племени. Физическая смерть – дело времени. L. Canon описывает интересный случай с жертвой подобного завораживания. В апреле 1956 г. туземец был доставлен в безнадежном состоянии в госпиталь в Дарвине (Австралия). Его поместили в кислородную палатку и кормили с помощью зонда, в результате чего он постепенно выздоровел, так как был убежден, «что магия белого человека самая сильная» [86].
Отсчет научного изучения гипноза начинается с F. Mesmer, который ввел понятия «животный магнетизм и магнетические флюиды». Он устано-вил, что магнетические флюиды при определенных условиях могут переда-ваться от одного человека другому, оказывая целебное воздействие. F. Mesmer считал, что терапевтически эффективный сеанс должен завершаться конвульсионным кризом, поэтому большинство его пациентов в ходе сеансов демонстрировали судорожные припадки и судороги разной интенсивности и локализации. Феномен криза (в том числе и конвульсионного) давно известен в медицине, как перелом болезни, поэтому сам автор метода активно под-держивал и поощрял судорожные проявления в гипнотических состояниях. С самого начала эксперименты F. Mesmer с «магнетическим флюидом» сопро-вождались большим успехом, который был связан в первую очередь с опре-деленным социокультурным фоном Франции конца ХVIII в. Как считает L. Chertok, деятельность F. Mesmer совпала «…с появлением романтической чувствительности, в которой сентиментальные потребности, долго сдержи-вавшиеся рационалистическими императивами, требовали полного удовле-творения» [189, 190]. В заключение следует отметить, что во Франции в кон-це XVIII в. не только на сеансах F. Mesmer, но и других магнетизеров у большинства гипнотизированных возникали конвульсионные кризы.
Подобные явления в масштабах целой страны были отмечены в России после гипнотических телесеансов А.М. Кашпировского. Многие врачи-психотерапевты отмечали, что большинство их «старых» пациентов, ранее спокойно, без движений проходившие лечебные сеансы ГСПТ, после просмот-ра сеансов телегипноза стали демонстрировать как на индивидуальных, так и на групповых сеансах ГСПТ гипнотические состояния, сопровождающиеся движениями различных частей тела. Они совершали вращательные движения руками, плечами, головой в пределах своего места (стула или кресла), как это было на сеансах А.М. Кашпировского. Несмотря на то, что используемые пси-хотерапевтами вербальные формулы внушений, индукции и музыкальное со-провождение отличались от тех, что использовал А.М. Кашпировский, у паци-ентов возникали гипнотические состояния, сопровождавшиеся движениями.
Так как подобные явления не способствовали терапевтическому эффек-ту, опытными психотерапевтами они снимались достаточно быстро.
В разное время и в разных странах методы индукции, с помощью кото-рых вызывались гипнотические состояния, значительно отличались. Изна-чально для введения в гипноз использовались невербальные методы, а в 1784 г. A.M. de Puysegur впервые сообщил о возможности появления сомнамбу-лизма при словесном воздействии. Пионеры гипнотизма, используя невер-бальные методы наведения ГС, полагались исключительно на свою фантазию и способность внушать пациенту, что именно от этих манипуляций он погру-зится в гипноз. F. Mesmer магнетизировал своих пациентов в начале своих исследований магнитом, а затем путем простого прикосновения. V. Burq [цит. по: 190] гипнотизировал путем прикладывания пластин, изготовленных из раз-ных металлов. С. Ковалевская, присутствуя на гипнотических сеансах в боль-нице «La Charite», наблюдала, как доктор Luis погружал своих пациентов в гипнотическое состояние разными способами. Одному больному он пристав-лял два пальца ко лбу и говорил: «Спите», другому просто дул в лицо, треть-ей пациентке – свистел через отверстия, проделанные в шарике из слоновой кости. Эти, как простые, так и замысловатые способы индукций, используе-мые врачом, приводили к тому, что все пациенты впадали в сомнамбулизм.
Португальский аббат Faria в конце XVIII в. и английский врач-хирург J. Braid в середине XIX в. гипнотизировали своих пациентов посредством фик-сации взора, для чего использовали различные предметы (горлышко бутыл-ки, стеклянные шарики, блестящие медальоны и т.п.).
Но уже в начале ХХ века появились критические высказывания, ставя-щие под сомнение эффективность невербальных индукций в формировании гипнотических состояний. Так ученик J. Charcot - A. Munthe писал, что «одно применение механических средств вызвать гипнотический сон не способно. Стеклянные шарики, вращающиеся зеркала, заимствованные у птицеловов, магниты, пристальный взгляд, устремленный на зрачки гипнотизируемого, месмерические пассы - все то, к чему прибегали в Сальпетриер и в Шарите, это полнейшая глупость» [107].
В эпоху золотого века французского гипноза (конец XIX в.) большинст-во гипнотизеров использовало вербальные индукции, дополняя их невер-бальными.
Вербальные гипнотические индукции так же многообразны в своих про-явлениях, как по форме, так и по содержанию. Шаманские обрядовые песно-пения, различные варианты формул внушения [19, 22, 139, 148], метафоры [39], притчи [116, 197], гипнотические «песни» врача-психотерапевта [23, 24] или даже одно единственное слово, но сказанное в нужное время определен-ным образом [37, 139], могут ввести человека в ГС. В классической ГСПТ в основном использовались словесные формулы с внушением чувства тепла, тяжести, состояния дремоты и сна. С появлением NLP [12, 48, 206], эриксоновского гипноза [197] и нового гипноза [11] вербальный репертуар обога-тился новыми смысловыми, психосемантическими, лингвистическими и фо-нетическими приемами.
Феномен гипноза как универсум искусственных объектов, созданных обществом, является элементом культуры.
Важной особенностью культуры является то, что ее объективные структуры всегда, в конечном счете, замыкаются на личностное приятие (или не-приятие) и толкование, что мы в принципе и видим при ГСПТ.
В узком смысле сеанс гипноза можно рассматривать как часть культуры общества, как произведение искусства. Однако у этого культурологического феномена есть определенная глубина. Проводимый сеанс ГСПТ отражает не только мировосприятия ее создателя - врача-психотерапевта, это в какой-то мере мироощущение всего культурно-психологического опыта нации, про-пущенного через индивидуальность личности врача. В современной культу-рологии считается, что в основе культурной матрицы любой национальной культуры лежат «магические формулы». С их помощью этнос и человек са-моопределяются, потому что их образная метафорическая форма делает их смысл доступным обыденному сознанию (в отличии от научных истин).
E. Cassirer создал новую парадигму понимания человека, определив его как «animal symbolicum» («символическое животное»). Он считал, что «…человек живет не только в физическом, но и в символическом универсу-ме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань символического опыта» [68, 69].
Любая традиционная культура пропитана и насыщена наработанными веками способами, приемами, формами оптимизации психологического состояния. Наиболее ярким примером служит психоанализ. Изначально ис-пользуя культурное наследие древней Греции, S. Freud создал психотерапев-тический метод лечения. За короткое время психоанализ вышел за узкие рам-ки терапии и влился в общественную жизнь, став частью культуры. На осно-ве психоанализа стали появляться литературные произведения, живописные полотна, полнометражные художественные фильмы. Меняющаяся культура стала создавать для психотерапии новые, современные мифы. Феномен гип-ноза, как психоанализ и вся психотерапия в целом, давно переросли свою чисто медицинскую и прикладную направленность и стали претендовать на определенное место в современной культуре [167].

1.1. ГИПНОЗ И РЕЛИГИЯ
Основные религии (христианство, ислам, буддизм и т.д.) негативно от-носятся к гипнотерапии. Христианские служители культа считают гипноз магической и мистической процедурой, связанной с потусторонними бесовскими силами, силами зла. По их мнению, воздействие ГСПТ схоже с действием наркотиков, когда за временным облегчением приходит быстрая смерть. По-этому многие священнослужители запрещают своим прихожанам посещать сеансы гипноза.
Еще более негативно к гипнозу относятся представители ислама.

Опубликовано на Порталусе 15 декабря 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): гипноз, гипнотерапия, стадии гипноза



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама