Рейтинг
Порталус

Психосоматические индукции в семье и их коррекция психотерапевтом

Дата публикации: 26 января 2010
Автор(ы): С. В. Уманский, В. А. Уткин
Публикатор: swuros
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1264481360


С. В. Уманский, В. А. Уткин , (c)



ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ИНДУКЦИИ В СЕМЬЕ
И ИХ КОРРЕКЦИИ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
С.В.Уманский*, В.А.Уткин**
*Курганская областная клиническая больница, 640000, г. Курган, ул. Томина, 63, Тел 8(3522) 421741, ФАКС (3522) 43-17-49 E-mail: swuros@mail.ru;
**ГОУ ВПО Пятигорский государственный технологический университет, 357503, г. Пя-тигорск Ставропольского края, пр-кт 40 лет Октября, 56, Тел. 8(8793)375346,
моб. 8 928 3171627, E-mail: vladuk@mail.ru

Данная работа посвящена «передаче» симптомов от больного соматическим или неврологическим заболеванием относительно здоровому человеку подобных соматонев-рологических симптомов. В контексте заявленной темы рассматриваются взаимоотношения соматически больной матери и ее ребенка.
О воздействии одних людей на других с «передачей» им болезненных, как правило, психических симптомов известно давно. Индуцированные бредовые расстройства (F24) хотя и являются довольно редким заболеванием, однако хорошо известны психиатрам. Проявляются индуцированные бредовые расстройства тем, что лицо или лица, находящиеся в тесном эмоциональном контакте с психически больным человеком (чаще всего шизофренией или бредовым психозом) поддерживают его бредовые убеждения, глубоко веря в них. Указывается и на то, что индуцированные заболевания чаще наблюдаются у лиц зависимых от больного, а также у людей, критические способности которых слабо развиты или ослаблены [7-9].
О воздействии больной матери, имеющей соматическое или психосоматическое заболевание на своего ребенка, когда у матерей отсутствуют проявления бредовых расстройств или шизофрении, с «передачей» ему соматических симптомов своей болезни сообщения практически отсутствуют [6].
«Передачу» соматических и/или неврологических симптомов от больного человека здоровому принято называть психосоматическими индукциями.
Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и лично-сти в целом. Безусловно, что имитационные реакции детей и подростков в первую очередь копируют поведение родителей. В большинстве случаев реакции имитации не приводят к патологическим изменениям. Однако при этом все же возможен их переход в те или иные невротические расстройства. Используемым в психиатрии термином патохарактерологические реакции определяют психогенные личностные реакции, которые, хотя и сопровождаются невротическими и соматовегетативными расстройствами, в большей степени проявляются при разнообразных отклонениях в поведении ребенка или подростка, что влечет нарушения социально-психологической адаптации [2,4,8].
Можно согласиться с Гильбурдом О.А. [1], который считает, что для объективного изучения биологических механизмов имитации наиболее адекватным следует считать этологический метод, ранее успешно использованный крымскими психиатрами при исследовании взаимодействия в паре "мать-дитя" [5]. Невербальная знаковая система матери в данном случае транслируется в систему глубинно-интимных связей инстинктивной деятельности ребёнка с его бессознательным, что, вероятно, лежит в основе психосоматической индукции.
Дети крайне чувствительны к обстоятельствам жизни в семье. И если мать как зна-чимая персона демонстрирует определенный стиль поведения, в котором отражается ее соматическая болезнь и отношение к этой болезни, ребенок будет копировать это поведение. Психологической особенностью детей является то, что в большинстве своем они на-ходятся в полной зависимости от родителей. Естественно, что из родителей чаще всего ближе к ребенку в психоэмоциональном плане находится мать. Чем теснее отношения мать-ребенок, тем большая наблюдается зависимость. Исаев Д.Н. [2] сообщает, что нали-чие психических расстройств различного уровня у родителей несет в себе потенциальный риск развития у ребенка как невротических, так и психосоматических расстройств. Такие дети достаточно часто и долго, без видимого эффекта лечатся у педиатров, а к детским психиатрам и психотерапевтом попадают крайне редко. В клинической практике такие ситуации не редки, однако должного внимания им не уделяется.
Подобную ситуацию можно рассматривать с синергетических позиций [3]. В кон-тексте данного подхода семья представляет собой открытую биопсихосоциальную систему и характеризуется идеями эволюции, самоорганизации и нелинейности. Семейная система, являет собой совокупность взаимосвязанных элементов (членов семьи), объединенных функциональной целостностью, единством цели. При этом свойства самой системы не сводится только лишь к сумме свойств элементов. Изменение любого элемента системы сказывается и на других ее элементах и на всей системе. Открытость системы означает наличие в ней источников и стоков обмена веществом, информацией, энергией (ресурсами) с окружающей средой. Внешние воздействия (как позитивные, так и негативные) оказывают влияние как на отдельных членов семьи, так и на ее функционирование в целом. С синергетической позиции идея нелинейности подразумевает многовариантность и альтернативность путей эволюции системы (семьи), ее постоянно изменяющийся темп и, как правило, необратимость изменений.
С позиций синергетики можно полагать, что мать и ребенок, образующие открытую систему, взаимовлияют друг на друга. Больная мать воздействует на ребенка. Чтобы семья как система сохраняла свои свойства, один (или несколько) составляющих систему эле-ментов (членов семьи) должен измениться. Больная мать погружена в свое расстройство. Отец, если он есть, чаще всего, более устойчив к возможным индукциям и манипуляциям. Обычно слабое звено – ребенок, который или берет на себя роль семейного стабилизатора или, напротив, усиливает дисбаланс.
Материал и методы.
Нами наблюдалось 12 пар мать-ребенок (10 пар - мать-дочь, 2 пары - мать-сын). Все женщины проходили стационарное лечение в Курганской областной клинической больнице и были направлены на консультацию к психотерапевту врачами терапевтического профиля (кардиологами, гастроэнтерологами, пульмонологами, эндокринологами, невропатологами), в связи с неэффективностью проводимой профильной терапии. Было обследовано 12 женщин в возрасте от 25 до 38 лет. Средний возраст составил 31.2+1.4 года.
В беседе с психотерапевтом женщины говорили о том, что у их детей имеются такие же симптомы болезни, как и у них, и врачи-педиатры затрудняются с диагнозом, что естественно отражается на качестве лечения.
Среди детей было 10 (83.3%) девочек и 2 (16.7%) мальчика в возрасте от 7 до 14 лет. Средний возраст составил 10.6+0.8 лет.
У обследованных нами женщин и детей были отмечены следующие общие симпто-мы:
1. Стойкий фибрилитет. Один случай. Женщине 32 г. (соматический диагноз (СД): лихо-радка неясной этиологии, психиатрический диагноз (ПД): неврастения), дочери 9-лет;
2. Нарушение акта глотания. Один случай. Женщине 25 лет (СД: рефлюкс-эзофагит, ПД: соматоформная вегетативная дисфункция (психогенная дисфагия)), сыну 7 лет (отсутст-вие аппетита, затруднение глотания и рвота во время приема пищи);
3. Судорожные припадки. Один случай. Женщине 29 лет (ПД: диссоциативные судороги (истерический невроз)), дочери 7 лет;
4. Боли в области сердца. Два случая. Женщины 34 и 38 лет (СД: кардионевроз, ПД: соматоформная вегетативная дисфункция сердечно-сосудистой системы), у их дочерей 9 и 14 лет стойкая кардиалгия ;
5. Приступы удушья или одышки. Два случая. Женщины 29 и 37 лет (СД: Бронхиальная астма) у их детей – 7 -летнего мальчика и 9- летней девочки приступы кашля и одышки с элементами удушья;
6. Боли в животе. Пять случаев. У трех женщин была выявлена органическая гастроэнте-рологическая патология (два случая желчнокаменной болезни и один - язвенной болезни двенадцатиперстной кишки), которая сочеталась с пограничными психическими расстройствами (по одному случаю тревожно-фобического расстройства, ипохондрического расстройства (канцерофобия) и легкого депрессивного эпизода). Еще двум женщинам был поставлен СД: синдром раздраженного кишечника, ПД: соматоформная вегетативная дисфункция желудочно-кишечного тракта. У пятерых детей этих женщин отмечались бо-ли в животе, сопровождающиеся громким урчанием, приступообразным вздутием живота и отхождением газов.
Все дети консультировались педиатрами. В результате обследования органическая природа заболеваний была отвергнута.
При изучении личностных особенностей больных женщин кроме клинических, были использованы экспериментально-психологические методы (ММИЛ, опросники Тейлора, Бека и Басса-Дарки, Торонтская алекситимическая шкала, Гиссенский опрос-ник соматических жалоб). Психологическое тестирование проводилось дважды – до и после лечения.
Результаты и обсуждение.
Личностные особенности обследованных женщин, выраженные в количественном отношении до и после лечения представлены в табл. 1.
Табл. 1.
Психологические показатели обследованных женщин до и после лечения.
Показате-ли Депрес-сия норм=14 б. Агрес-сивность
норм=22 б. Тревога
норм=13 б. Алекси-тимия норм=59 б. Давление жалоб норм=16 б. ММИЛ
типичный про-филь
результат в Т-баллах
До
лечения 15.4 28 32.6 69.1 42.7 L=52,F=67,K=56
79-71-72-78-61-72-76 -84-63-68
После лечения 13.1 19 23.2 66.0 27.2 L=54,F=61,K=48
66-65-62-74-69-70-67 -64-69-56

Проведя статистическую обработку данных, мы получили типичный ММИЛ-профиль обследованной категории женщин. (По определению типичным является объ-ект, имеющий минимум отличий и максимум общности с другими объектами [9]). Неко-торая приподнятость ММИЛ-профиля соответствует 1 степени эмоциональной напря-женности (ЭН) по Sunders с пиками на 1, 4, и 8 шкалах. 10 шкала преобладает над 9.
У обследованных женщин отмечалось незначительное повышение уровня депрессии (15.4 б.), агрессивности (28 б.) и алекситимии (69.1 б.) Показатели давления жалоб по Гис-сенскому ОСЖ (42.7 б.), как свидетельство ипохондрических переживаний и тревоги по Тейлору (32.6 б.) оказались значительно повышенными.
Ведущей личностной особенностью обследованных женщин являлась тревожность, определяемая как по ММИЛ, так и методикой Тейлора, которая выявляет три составляю-щие тревоги - социальную, невротическую и соматическую. Тревожность за свое здоровье (32.6 б.), женщины переносили и на здоровье своих детей. Подъем профиля по 4 шкале (психопатия) говорит о стеническом компоненте в поведении этих женщин. Необходимо отметить повышение уровня агрессивности (до 28 б.), которое происходило за счет двух компонентов – физической агрессии (8 б. из 8) и вербальной агрессии (8 б. из 9). 11 жен-щин сообщили о физических методах наказания своих детей. Сочетание тревоги за здоро-вье детей с активным, иногда агрессивным поведением, направленным на изучение этого здоровья, позволяет этим женщинам навязывать своим детям определенные понятия и стереотипные поведенческие реакции, подавляя их самостоятельность. Матери оценивали себя как добросовестных, пунктуальных и обязательных женщин, очень опрятных, с ги-пертрофированным понятием о чистоте и личной гигиене. Они скрупулезно следили за диетами детей, врачебными назначениями, часто и тщательно опрашивали своих детей о состоянии их здоровья. Однако у них отмечена сниженная способность, как вербализиро-вать свои эмоции (об этом говорит повышенный уровень алекситимии до 69.1 б.), так и понимать чужие, в том числе эмоции своих детей.
Таким образом, у обследованных женщин выявлен фактор материнской гиперопеки, который мешает ребенку поддерживать отношения с другими людьми, самостоятельно принимать решения и является преградой для развития независимого поведения. Чрез-мерный материнский интерес к состоянию здоровья ребенка, его частые медицинские об-следования способствуют фиксации внимания ребенка на состоянии своего здоровья.
На первом этапе заболевания у детей клиническая картина во многом напоминает материнскую, и лишь, через какое то время начинает приобретать специфическую «окра-ску». При этом локализация «патологического процесса» не изменяется.
Лечение детей с психосоматическими индукциями связано с определенными сложностями и самая большая из них - это прочная психоэмоциональная связь (которую лучше называть зависимостью) с “индуктором”- матерью. При психических расстройствах обязательным условием успешного лечения является разъединение с “индуктором”. В случаях с психосоматическими индукциями такие рекомендации, особенно когда это касается детей, не приемлемы. H. Zimprich [цит. по 2] при лечении детей с психосоматическими расстройствами рекомендует сочетать фармакотерапию с психотерапией. Исаев Д.Н. [2] сообщает о положительном влиянии гипнотерапии на детей с психосоматическими расстройствами. Из медикаментозной терапии необходимы общеукрепляющие и седативные препараты, а также специфические лекарственные средства, направленные на болезненный симптом (назначаются педиатром).
Теоретической основой терапии данного вида расстройств явились синергетические положения о семье как открытой системе. В данном случае мать и ребенок рассматрива-ются как сформированная система и, чаще всего, в отличие от возможно формальных от-ношений между мужем и женой.
Основной целью психотерапии семьи является придание ей устойчивости, формиро-вание и становление ее внутреннего единства как системы, определяющей готовность супругов-родителей (в нашем случае матерей) и их способность к реализации этих про-цессов.
Шаповаловым В.И. [11] были сформулированы два правила управления синергетическими системами:
1. Если мы хотим увеличить порядок в системе, то нам необходимо увеличить сте-пень ее открытости, новому значению которой будет соответствовать новый более высо-кий критический уровень организации. В результате будут преобладать процессы упоря-дочения и самоорганизации. Создавая и усиливая образ семьи, открытой для психотера-певтического воздействия, удается отыскать возможность запустить в ней необходимые для будущего процессы самоорганизации.
2. Если требуется уменьшить порядок в системе, то необходимо уменьшить и сте-пень открытости. В отношении семьи, переживающий кризис нужно отметить, что чем более она закрыта, тем более она испытывает внутри себя усиление деструктивных про-цессов. Чем более закрыта семья, тем в большей степени там нарастает напряженность, сопровождающаяся психосоматической патологией. Увеличение в разумных пределах степени открытости может привести к усилению прогрессивных тенденций.
На начальном этапе проводилось лечение матери-индуктора. Помимо психотропных препаратов назначались сеансы гипносуггестивной психотерапии (ГСПТ). Важнейшим элементом терапии являлось объяснение матерям причин происхождения болезненных симптомов у детей. Во время предварительных сеансов ГСПТ у матери вырабатывались нужные гипнотические реакции [12].
На следующем этапе проводились совместные сеансы ГСПТ матери с ребенком. По-сле сеанса проводился анализ ощущений и изменений с фиксацией внимания ребенка на позитивных моментах. Во время этих обсуждений мать «активно демонстрировала» пози-тивные изменения в самочувствии и состоянии своего здоровья. Проводилось 10 сеансов. Детям при необходимости так же назначались психотропные препараты.
У 8 (66.7%) детей отмечалось полное исчезновение болезненных симптомов, у 3 (25%) детей - значительное улучшение, у 1 (8.3%) мальчика с приступами одышки изме-нений не наблюдалось. Среди матерей значительное улучшение отмечалось у 5 женщин (41.7%), улучшение у - 4 (33.3%), у 3 (25%) женщин значимых изменений состояния здо-ровья не наблюдалось. Эффект терапии и его стойкость во многом зависят от того, как в будущем будут складываться отношения между матерью и ее ребенком.
Таким образом, психосоматические индукции являются клинической реальностью и проявляются тем, что больная мать «передает» соматические или невротические симптомы своему ребенку. Клинико-психологическое обследование женщин позволило выявить у них личностные особенности - значительное повышение уровня тревожности, ипохондрии, физической и вербальной агрессии. Вышеперечисленные личностные осо-бенности определяли тесный контакт между матерью и ребенком. Воспитание велось по типу гиперопеки. Внушение и имитация, присутствующие в паре мать-дитя способствовали формированию психосоматических индукций. Сниженная способность женщин понимать своих детей (об этом говорит повышенный уровень алекситимии), приводит к тому, что они игнорируют их реальные потребности, присущие детскому возрасту. Ипохондрическое поведение навязывается детям.
Лечение проводится в два этапа. На первом этапе проводится комбинированная те-рапия больной матери, с назначением, как соматотропных лекарственных средств, так и психофармакопрепаратов в сочетании с сеансами ГСПТ, на которых вырабатываются спе-цифические гипнотические состояния. На втором этапе после предварительной беседы с ребенком, носителем психосоматических симптомов проводятся сеансы ГСПТ, на кото-рых он присутствуют одновременно со своей матерью. Эффективность такого лечения у детей составляет 91.7%, у женщин – 75%.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гильбурд О.А. Избранные очерки эволюционной психиатрии. - Сургут: РИИЦ "Нефть Приобья", 2000. - 180 с..
2. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 512 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. Изд.2. Серия "Синергетика: от прошлого к будущему". 2005
4. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина, 1995. – 560 с.
5. Корнетов А.Н., Самохвалов В.П., Коробов А.А., Корнетов Н.А. Этология в психиат-рии. - Киев: Здоровь'я, 1990. - 215 с..
6. Медведева В.В. Индуцированные психические расстройства с симптомом икоты. Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeutica et Ethologica Tavrica, 1996, N 5, V. 3, C. 27-63
7. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Санкт-Петербург, “Оверлайд”, 1994, с.304.
8. Руководство по психиатрии (под ред. Морозова Г.В.). М., “Медицина”, 1988, Т 1, с. 640.
9. Свядощ А.М. Неврозы. - М., Медицина, 1982, с. 368.
10. Уткин В.А. О необходимом единообразии средств статистической индукции, исполь-зуемых в медицине с применением ЭВМ. // Изв.Сев.- Кавк. НЦ ВШ, серия "Техн. нау-ки", 1987.- N2.- с. 56-67
11. Шаповалов В.И. Общие вопросы управления синергетическими системами. Мате-риалы международной научной конференции «Системный синтез и прикладная синергетика ССПС – 2006». Сборник докладов. – Пятигорск: РИА-КМВ, 2006. - С.171-173.
12. Эриксон М. Стратегия психотерапии.: Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2002, - 544 с.

Опубликовано на Порталусе 26 января 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): психосоматические индукции, синергетика, гипносуггестивная психотерапия



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама