Рейтинг
Порталус

ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Дата публикации: 29 октября 2014
Автор(ы): М. С. Антонова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 3, 2010, C. 83-88
Номер публикации: №1414580178


М. С. Антонова, (c)

М. С. Антонова, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и биологии Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии

 

E-mail: rabbit@mail.ru

 

В статье описано отношение студентов к здоровью как к ценности в качестве фактора, влияющего на качество образовательной деятельности студентов вуза. Представлена методика социологического исследования, направленного на конкретизацию такого влияния. Дан анализ эмпирической зависимости между уровнем сформированности ценности здоровья и успеваемостью студентов 1-го, 2-го и 3-го курсов.

 

Ключевые слова: отношение студентов к здоровью, общие и специальные принципы построения образовательной технологии, качество образовательной деятельности студентов вуза, эмпирическая зависимость, формирование ценности здоровья.

 

Под жизненными ценностями принято понимать духовные принципы, являющиеся частью личности и охватывающие то, чем дорожит и к чему стремится человек. Ценности обычно проявляются в поведении и поступках. Известно, что отношение человека к различным сторонам действительности отражается в формах ценностных ориентации, установок, суждений, оценок и выступает объектом осмысления, источником переживаний и регулятором поведения. Ценности в значительной степени определяют мотивы и цели деятельности, регулируют степень усилий индивида. Возникая в ходе соотнесения внешней реальности с потребностями человека, ценность выражает личностное и групповое отношение к этой реальности и ее оценку [2].

 
стр. 83

 

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование и работа.

 

Понятие "здоровье" отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. По своей ценностной сущности здоровье является благом, отвечает потребностям человека, его интересам. В иерархии ценностей здоровье объективно занимает самую высокую позицию, поскольку является базовым условием существования. Здоровье - это универсальная и терминальная ценность человека, которая отражает долговременную жизненную перспективу человека (то, к чему он стремится в данный момент и в будущем) и определяет смысл его жизни. Ценностное отношение к здоровью выражается в осознании его как необходимой предпосылки полноценной жизни и подкрепляется стремлением к его сохранению и укреплению.

 

Здоровье - это основной ресурс, от которого зависит степень удовлетворения практически всех потребностей человека. Являясь ценностью, здоровье, со своей стороны, обеспечивает реализацию других жизненных ценностей: влияет на успешность и карьерный рост индивида, его самореализацию, удовлетворение биологических и социальных потребностей, продолжительность и качество жизни.

 

Недостаточный уровень здоровья негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности (снижает уровень производительности труда, уменьшает показатели здоровья будущего поколения, способствует формированию общей неудовлетворенности человека своей жизнью). Для молодых людей здоровье и здоровый образ жизни - это качественная предпосылка их самореализации, активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности [3].

 

Отношение студентов вуза к своему здоровью как к ценности, безусловно, влияет на ход образовательной деятельности и на ее результаты. Имеются основания предполагать, что существует корреляция между тем, насколько сформирована ценность здоровья у студентов, и качеством их образовательной деятельности. Для проверки данной гипотезы было проведено исследование, в ходе которого выявлялось отношение студентов к своему здоровью, а также определялся уровень сформированности ценности здоровья. Одновременно была проанализирована успеваемость студентов по всем изучаемым дисциплинам за весь период обучения до момента исследования. В качестве целевых групп эксперимента были рассмотрены студенты 1 - 3 курсов (90 человек) факультетов "География и природопользование", "Педагогика и психология", "Иностранные языки" и "Художественно-графический".

 

В ходе анкетирования респондентам было предложено расставить группы жизненных ценностей в порядке их значимости, отметить наличие опасных и вредных привычек, выразить свое отношение к сущностному содержанию "здорового образа жизни". Студенты ответили на вопросы об используемых формах поддержания своего здоровья. Для характеристики уровня успеваемости студентов были использованы результаты всех сессий, предшествующих данному исследованию.

 

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты показал, что 53,9% студентов относится к заботе о здоровье как к жизненной необходимости, 17,5% воспринимают заботу о здоровье как рекомендацию медицинских работников, 11,1% - как призыв (лозунг), а 4,7% - как вмешательство в свою личную жизнь. При этом только 19% студентов поддерживают свое здоровье постоянно, 14,3% редко уделяют внимание своему здоровью, остальные студенты время от времени вспоминают о поддержке своего здоровья.

 

Анализ результатов ранжирования жизненных ценностей показал, что 45,9% респондентов отнесли ценность "здоровье, гармоничное развитие" к группе трех наи-

 
стр. 84

 

более важных ценностей, из них только 19,0% присвоили этой ценности ранг 1, 20,6% - ранг 2, а 6,3% - ранг 3. Еще 8,2% опрошенных указали на то, что для них ценность здоровья находится на 4-м, 5-м, 6-м, 7-м или 8-м месте. При этом большое количество студентов предпочли другие жизненные ценности (например, "семья", "взаимопонимание", "дети", а также "дом", "комфорт", "деньги").

 

В качестве основных факторов, негативно влияющих на здоровье и зависящих от индивида, были названы: поздний отход ко сну, нерациональное питание, недостаток физических нагрузок. При этом 85,8% студентов указали на то, что они готовы изменить свой режим дня и отказаться от опасных привычек для улучшения здоровья.

 

Хотя 74,6% респондентов указали на отсутствие у себя опасных для здоровья привычек, однако в свободное время только 25% опрошенных предпочитают заниматься физкультурой. Курение сигарет, курительных смесей и кальяна как свои вредные привычки отметили 17,5% студентов, склонность к употреблению больших доз алкоголя - 7,9%. К тому же 65% респондентов предпочитают проводить свободное время за компьютером и смотреть телевизор в ночное время суток.

 

Уровень сформированности ценностного отношения студентов к здоровью оценивался в зависимости от особенности ранжирования ими групп жизненных ценностей, наличия вредных и/или опасных привычек, включения аспектов здорового образа жизни в режим дня и наличия мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Использовалась следующие пять уровней сформированности ценностного отношения к здоровью:

 

1) относительно высокий уровень (3 балла):

 

- присвоение при ранжировании группе жизненных ценностей "здоровье, гармоничное развитие" 1-го, а также 2-го или 3-го места при условии, что в группу первых трех мест вошли жизненные ценности "семья, взаимопонимание, дети", "образование, повышение профессиональной квалификации";

 

- отношение респондента к здоровому образу жизни как к жизненной необходимости или как к рекомендации медиков;

 

-отсутствие указаний на наличие опасных и вредных привычек, включение в режим дня аспектов здорового образа жизни;

 

- наличие мотивации на сохранение и укрепление здоровья;

 

2) средний уровень (2 балла):

 

- присвоение при ранжировании группе жизненных ценностей "здоровье, гармоничное развитие" 2-го или 3-го места;

 

- отношение респондента к здоровому образу жизни как к жизненной необходимости или как к рекомендации медиков;

 

- отсутствие указаний на наличие опасных привычек;

 

- наличие мотивации на сохранение и укрепление здоровья;

 

3) низкий уровень (1 балл):

 

- присвоение при ранжировании группе жизненных ценностей "здоровье, гармоничное развитие" 3-го места;

 

- отношение респондента к здоровому образу жизни как к лозунгу или как к рекомендации медиков;

 

- отсутствие опасных привычек или наличия курения при выраженной готовности респондента освободиться от зависимости;

 

-режим дня либо совсем не учитывает аспекты здорового образа жизни, либо реализует их не систематически;

 

- слабо выраженная мотивация на сохранение и укрепление здоровья;

 

4) уровень ниже низкого (н/н):

 

- присвоение при ранжировании группе жизненных ценностей "здоровье, гармоничное развитие" 4-го места;

 

- отношение респондента к здоровому образу жизни как рекомендации медиков или как к лозунгу;

 

- отсутствие опасных привычек, в том числе курения, при выраженной готовности респондента освободиться от зависимости;

 
стр. 85

 

 

Рис. 1. Влияние уровня сформированности ценности здоровья на качество образовательной деятельности студентов:

 

1 - "3 балла"; 2 - "2 балла"; 3 - "1 балл"; 4 - "н/н"; 5 - "н/с"

 

- режим дня либо не учитывает аспекты здорового образа жизни, либо включает их эпизодически;

 

- слабо выраженная мотивация на сохранение и укрепление здоровья;

 

5) уровень не сформированного ценностного отношения (н/с):

 

- присвоение при ранжировании группе жизненных ценностей "здоровье, гармоничное развитие" 5-го места или выше;

 

- отношение к здоровому образу жизни рассматривается как вынужденное либо как модное увлечение, призыв (лозунг) или вмешательство в личную жизнь;

 

- присутствие различных опасных и вредных привычек;

 

-отсутствие аспектов здорового образа жизни в режиме дня;

 

- отсутствие мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

 

Как показал анализ полученных данных, только у 16,9% студентов сформировано ценностное отношение к здоровью на относительно высоком уровне (3 балла). Еще у 18,6% студентов сформированность ценностного отношения к здоровью выражена на среднем уровне (2 балла), а у 11,9% респондентов она сформирована на низком уровне (1 балл). Одновременно 6,8% респондентов можно отнести к уровню ниже низкого (н/н); ценностное отношение к здоровью вообще не сформировано у 45,8% студентов.

 

Влияние уровня сформированности ценности здоровья на качество образовательной деятельности студентов представлено на рис. 1.

 

Из рис. 1 видно, что наибольшее количество отличных оценок (35,7%) наблюдается в группе студентов с самым высоким уровнем сформированности ценности здоровья (3 балла). Здесь же и наименьшее количество студентов с несвоевременной сдачей зачетов (0,9%).

 

У студентов, имеющих средний уровень сформированной ценности здоровья (2 балла), количество отличных оценок со-

 

 

Рис. 2. Зависимость качества образовательной деятельности студентов от уровня сформированности у них ценности здоровья:

 

1 - оценка "отлично"; 2 - несвоевременно сданные зачеты

 
стр. 86

 

ставляет 30,5%, а доля случаев несвоевременной сдачи зачетов не превышает 1,5%.

 

У студентов с низким уровнем сформированности ценности здоровья (1 балл) доля отличных оценок составляет 12,1%; при этом доля несвоевременной сдачи зачетов - 6,3%.

 

Студенты двух других групп ("н/н" и "н/с") имеют меньшее количество оценок "отлично" по изучаемым дисциплинам и большее количество случаев несвоевременной сдачи зачетов только по сравнению со студентами, имеющими относительно высокий (3 балла) и средний (2 балла) уровни сформированности ценностного отношения к здоровью.

 

Зависимость качества образовательной деятельности (в части доли оценок "отлично" (положительная зависимость) и доли "несвоевременно сданных зачетов" (отрицательная зависимость) от уровня сформированности ценности здоровья, выявленная в данном исследовании, представлена на рис. 2. Заметим, что при этом доля оценок "удовлетворительно" является относительно стабильной во всех группах и подгруппах и составляет от 40,1 до 42,4%.

 

Для количественной оценки связи между качеством образовательной деятельности студентов и уровнем сформированности ценности здоровья использовался коэффициент φ (см., например, [1]):

 

 

где значения величин a, b, c и d определяются из табл. 1.

 

Таблица 1

 

Представление сопряженности дихотомических признаков

 

Значения

Значения

признака х2

признака х1

"1"

"2"

"1"

a

b

"2"

c

d

 
 
 
 
 

Данные, полученные в описываемом исследовании и характеризующие сопряженность выбранных дихотомических признаков, имеют следующий вид (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Представление сопряженности признаков "уровень сформированности ценностного отношения к здоровью" и "экзаменационная оценка"

 

Значения признака "уровень сформированности ценностного отношения к здоровью"

Значения признака "экзаменационная оценка", %

"отлично"

"хорошо"

3 балла

35,7

23,3

1 балл

12,1

45,5

 
 
 
 
 

Значение коэффициента φ, рассчитанное по формуле (1), оказалось равным 0,4. Это свидетельствует о наличии слабой корреляционной связи между рассматриваемыми признаками.

 

Известно, что любое ценностное отношение включает в себя три компонента:

 

1) когнитивный (представления, знания, суждения);

 

2) эмоционально-оценочный (эмоции, оценка);

 

3) поведенческо-деятельностный (поведенческие реакции, деятельностная направленность).

 

Выполненное исследование показывает, что необходима системно организованная программа, охватывающая учебную и внеучебную деятельности студентов и гармонично формирующая когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческо-деятельностную составляющие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Айвазян С.А., Енюков К. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 471 с.

 

2. Локова М. Ю. Структурная трансформация ценностных ориентации молодежи в

 
стр. 87

 

модернизирующемся российском социуме (социально-философский аспект): Автореф. дисс. ... к.ф.н. по специальности 09.00.11 - социальная философия. - М., 2007.

 

3. Ушакова Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - N 4, с. 197 - 202.

 

HEALTH VALUE AS A QUALITY FACTOR OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL STUDENTS

 

M.S. Antonova, candidate of the biologic science, senior lecturer of the Ecology and Biology Department of the Far East State Socially-Humanitarian Academy

 

The article deals with student's relation to health as a value, as a factor influencing quality of educational activity of higher school students. The technique of sociological research directed on a concrete definition of such influence is presented in the article. The analysis of empirical dependence between formation level of health value and progress of the 1st, 2nd and 3rd course students.

 

Keywords: relation of students to health, general and special construction principles of educational technology, quality of educational activity of higher school students, empirical dependence, formation of health value.

 
 

Опубликовано на Порталусе 29 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама