Рейтинг
Порталус

ИНТЕГРАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): М. А. Галагузова, С. И. Глухих
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 7, 2012, C. 28-33
Номер публикации: №1414998133


М. А. Галагузова, С. И. Глухих, (c)

М. А. Галагузова, доктор педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета

 

E-mail: gala_36@mail.ru

 

С. И. Глухих, кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета

 

E-mail: gluhih_si@_mail.ru

 

В статье раскрываются проблемы непрерывной подготовки медицинских сестер, обосновывается интегративно-деятельностный подход в подготовке медицинских сестер, приводится интегративно-деятельностная модель подготовки медицинских сестер.

 

Ключевые слова: государственные образовательные стандарты высшего образования; сестринское дело; системный, аксиологический, компетентностный, деятельностный, интегративно-деятельностный подходы; интегративно-деятельностная модель подготовки медицинских сестер.

 

Одним из определяющих факторов развития отечественного образования на современном этапе являются процессы интеграции и глобализации, происходящие сегодня во всем мире. Интеграционные тенденции, в основе которых лежит объективная необходимость в выработке единых общечеловеческих подходов и ценностей как факторов развития разных народов и государств планеты, приобретают все более масштабный характер, охватывая самые разные области жизни, включая и сферу образования.

 

В образовании интеграционные процессы наиболее ярко проявились в идее создания единого мирового образовательного пространства. Присоединение к Болонскому процессу в корне изменило существующую систему профессиональной подготовки специалистов, которая нашла отражение в концепции модернизации образования.

 

Концепция развития здравоохранения в Российской Федерации определила новые требования к модернизации и развитию системы профессиональной подготовки медицинских кадров. Одной из важных составляющих профессиональных медицинских работников является сестринское дело.

 

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессиональной подготовки медицинских сестер как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

 

ФГОС СПО и ФГОС ВПО медицинского профессионального образования [1] нацеливают ученых и практических работников на улучшение качества подготовки медицинских сестер в рамках среднего, высшего и последипломного образования.

 

ФГОС ВПО по направлению подготовки 060500 "Сестринское дело" ставит задачу подготовки бакалавров, которые осуществляют деятельность по сохранению и обеспечению здоровья населения, улучшению качества его жизни. Бакалавр по направлению подготовки "Сестринское дело" готовится к осуществлению лечебно-диагностической, реабилитационной, медико-профилактической, организационно-управленческой и исследовательской видам деятельности.

 

ГОС СПО по специальности 060501 "Сестринское дело" (повышенный уровень среднего профессионального образования)

 
стр. 28

 

нацелен на углубленную подготовку медицинской сестры, которая в будущем будет выполнять организационно-управленческие, лечебно-диагностические, медико-профилактические и исследовательские функции. Углубленная подготовка осуществляется по направлениям: семейная медицина, психиатрия, социальная помощь, неонатология, онкологическая и паллиативная помощь, организация сестринского дела, анестезиология и косметология.

 

ФГОС СПО (2009 г.) по специальности 060501 "Сестринское дело" характеризует подготовку медицинской сестры (медицинского брата), оказывающих населению квалифицированную сестринскую помощь для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни. Медицинская сестра (медицинский брат) готовится к проведению профилактических мероприятий, участию в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, оказанию доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

 

Активно развивающиеся новые отрасли медицины, разработка новых инновационных технологий, нового медицинского оборудования, новых препаратов и т. п. требуют непрерывного совершенствования профессиональной подготовки медицинских сестер.

 

Система непрерывного медицинского образования представляет собой комплекс государственных образовательных учреждений и ФГОС СПО и ВПО, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственность и взаимосвязь всех звеньев образования, решающих задачи профессиональной подготовки каждого медицинского работника с учетом актуальных и перспективных общественных и личностных потребностей, удовлетворяющих стремление человека к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.

 

Определение перспектив развития единой системы непрерывного медицинского образования - сложная междисциплинарная задача, которая может быть решена на основе целостной теоретической концепции, учитывающей как внешние социально-экономические факторы, определяющие актуальные и перспективные направления медицинского образования, так и внутренние психолого-педагогические факторы, характеризующие поступательное движение личности по ступеням профессионального образования и его мотивы и стимулы. Каждый медицинский работник стремится к тому, чтобы постоянно приобретать новые знания, осваивать новые технологии, совершенствовать профессиональное мастерство, повышать свою квалификацию, чтобы адаптироваться к новым условиям, быть востребованным на рынке труда и быть мобильным.

 

В научных исследованиях довольно широко представлены медицинские, социологические, психологические, педагогические проблемы развития профессионального образования медицинских сестер (работы Л. И. Алифановой, Е. Г. Бастраковой, П. Бейер, Т. К. Бугаевой и др.) [2 - 5].

 

Анализ научных работ по проблемам подготовки медицинских сестер позволил выяснить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных профессиональной деятельности и профессиональной подготовке медицинских сестер, не проводились специальные исследования, посвященные системной непрерывной профессиональной подготовке медицинских сестер.

 

Исследование непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер как сложного педагогического явления с позиции одной только науки будет ограниченным, неполным, оно требует междисциплинарного подхода, а значит, и интеграции методов разных наук.

 

В исследовании использованы системный, аксиологический, компетентностный, деятельностный и интегративно-деятельностный подходы, целостный комплекс которых позволил осуществить интегративно-деятельностный методологический подход, наиболее полно отражающий всю сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы.

 

Системный подход позволяет выявить основные компоненты системы; определить ее структуру; выделить функции ее отдельных уровней и элементов; определить интегративные системные факторы (механизмы), обеспечивающие ее целостность; модельно представить систему; провести

 
стр. 29

 

исследование прогнозирования развития системы в будущем.

 

Аксиологический подход обеспечивает гуманистическую сущность исследования через отношение медицинской сестры к здоровью человека как к субъекту гуманистически-ориентированной деятельности. На основании этого подхода определена иерархическая система профессиональных ценностей будущих медицинских сестер.

 

Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов сестринского дела позволяет определить профессиональные компетенции и компетентности медицинской сестры в многоуровневой подготовке медицинского образования.

 

Деятельностный подход позволяет рассматривать непрерывную профессиональную подготовку медицинских сестер как деятельность в единстве ее структурных компонентов.

 

Интегратиено-деятельностный подход обусловливает определение его основных характеристик через понятия "интеграция" и "деятельность" и соотнесение их к предмету исследования - непрерывной профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Интеграция неразрывно связана с представлением о наличии системного начала, так как всякая целостность построена на системе связей, что объясняет неразрывную связь системного и интегративного подходов.

 

Интегратиеный подход в подготовке специалистов сестринского дела способствует ориентации процесса формирования целостного медико-психолого-педагогического знания, интегративных умений специалиста и освоение новых видов деятельности.

 

Деятельностный подход выражается через нормативность и вариативность. В процессе профессиональной подготовки специалистов по сестринскому делу нормативность отражается в стандартах, учебных планах и учебных дисциплинах. Вариативность же есть реализация тенденции к изменению достигнутого для совершенствования и развития деятельности.

 

Интегративно-деятельностный подход в нашем исследовании объединяет системный, аксиологический и компетентностный методологические подходы и на этой основе позволяет рассмотреть проблему формирования будущего специалиста сестринского дела в интегративном и деятельностном аспектах.

 

Концепция интегративно-деятельностной подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании базируется на ведущих идеях (основаниях), обеспечивающих реализацию интегративно-деятельностного подхода, представленного несколькими блоками.

 

Методологические основания концепции состоят в том, что непрерывная профессиональная подготовка медицинских сестер выступает целостной педагогической системой. Профессиональная системная подготовка медицинских сестер рассматривается как развитая форма системно организованного педагогического знания, дающая целостное представление об отношениях и существующих связях его компонентов. Системообразующими элементами выступают цель, образовательный процесс, конечный результат. Переменными составляющими являются организационно-педагогические условия реализации процесса обучения.

 

Нормативные основания обеспечивают устойчивые и целенаправленные усилия субъектов образовательного процесса по реализации нормативной базы образования в области сестринского дела и представляют уровень управления системой.

 

Технологические основания выражаются в возможности реализации теоретической (концептуальной) модели в практику, выражающуюся конкретными средствами технологии обучения.

 

На основе анализа работ в области профессионального образования (А. М. Новиков, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.), профессиональной подготовки медицинских сестер за рубежом и в России (R. Donley, VI. Flaherty, И. В. Каширцева, Г. И. Митханова, Т. М. Резер и др.), непрерывного профессионального образования (А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур и др.) выделены следующие принципы построения интегративно-деятельностной подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании:

 

- общеметодологические, обеспечивающие учет при построении концепции интересы общества, государства и личности. Базовыми при этом являются принципы гума-

 
стр. 30

 

низации, непрерывности и опережающего характера медицинского образования;

 

- системные, отражающие особенности формирования системы и обеспечивающие взаимодействие между ее компонентами и развитие системы в целом. К ним относятся принципы целостности, многоуровневости, непрерывности, преемственности и принцип развития.

 

К принципам, отражающим специфику профессиональной подготовки медицинских сестер на основе интегративно-деятельностного подхода, относятся принципы социальной обусловленности, здоровьецентризма, многопрофильности, дополнительности и вариативности.

 

В исследовании разработана концепция интегративно-деятельностной подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании, модель которой представлена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Интегративно-деятельностная модель подготовки медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании

 

Непрерывная профессиональная подготовка медицинских сестер на основе интегративно-деятельностного подхода детерминирована внешними и внутренними факторами.

 

Внешние факторы связаны с интеграцией медицинского образования в мировое образовательное пространство, подготовкой конкурентных специалистов не только для российской образовательной практики, но и

 
стр. 31

 

способных конкурировать и мобильно перемещаться для работы в другие страны.

 

Внутренние факторы детерминированы конкретным человеком, который хочет получить образование по направлению и специальности "Сестринское дело". Для этого у человека должны быть определенные целевые установки и стимулы, а также, по возможности, их допрофессиональная подготовка в общеобразовательных учреждениях.

 

Для получения специальности в сестринском деле человек должен обладать определенными личностными качествами, которые представлены тремя группами: нравственно-гуманистическими (любовь к людям, гуманность, доброжелательность, альтруизм, терпимость, ответственность, милосердие); психологическими характеристиками личности, обеспечивающими при соответствующей подготовке профессиональную пригодность к выбранному виду деятельности (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния (эмоциональный и волевой уровни), а также качества, отражающие стрессоустойчивость); психолого-педагогическими, создающими основу для самоконтроля, самооценки деятельности специалиста, а также обеспечивающие взаимоотношения с пациентами (эмпатия, толерантность, коммуникативность).

 

И, наконец, чтобы стать профессионалом, человек выбирает специальность "Сестринское дело" и получает соответствующую подготовку в профессиональных учебных заведениях.

 

Интегративно-деятельностная модель состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: целевого, структурного, содержательного, технологического и результативного.

 

Целевой компонент, обеспечивающий внешнюю и внутреннюю детерминацию в подготовке специалистов сестринского дела, определяется формированием профессиональной компетентности и мобильности медицинской сестры.

 

Структурный компонент представлен структурной моделью непрерывного профессионального образования медицинских сестер, отражающей уровни подготовки медицинских сестер: допрофессиональную подготовку (профилирующие старшие классы общеобразовательных учреждений); средние профессиональные учебные заведения, обеспечивающие подготовку медицинских сестер с базовым и углубленным содержанием; высшие профессиональные учебные заведения, выпускающие бакалавров и магистров по направлению подготовки "Сестринское дело"; послевузовское обучение (аспирантура, докторантура), а также дополнительное профессиональное образование - переподготовку и повышение квалификации в средних и высших учебных заведениях для работающих медицинских сестер.

 

В структурной модели непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер сопоставляются уровни профессиональной подготовки с возможными видами профессиональной деятельности специалиста (лечебно-диагностической, реабилитационной, медико-профилактической, организационно-управленческой и исследовательской).

 

Содержательный компонент представлен моделью содержания предметной подготовки медицинских сестер, которая определяется стандартами разных уровней (ФГОС СПО и ФГОС ВПО), а также углубленной подготовкой медицинских сестер в ФГОС СПО и курсами повышения квалификации и переподготовки медицинских сестер.

 

Технологический компонент системы представляет модель - подсистему, отображающую структуру, состав и содержание обучения, а также организацию учебного процесса, обеспечивающую их реализацию. Нами разработана система, состоящая из следующих элементов: целеполагающего, отражающего социальный заказ общества, с одной стороны, и потребности личности, с другой; концепции подготовки медицинской сестры в конкретном образовательном учреждении (медицинском колледже, медицинском вузе, системе медицинского дополнительного образования); дидактического, предусматривающего нормативно-правовое (учебный план), программно-методического (программы, учебные пособия, методические рекомендации) и технологического (модели обучения) методов обучения.

 

Результативный компонент представлен итогами реализации интегративно-

 
стр. 32

 

деятельностной модели непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер. В зависимости от уровня профессионального образования этот компонент выражается готовностью медицинской сестры к практической (лечебно-диагностической и медико-профилактической) деятельности; готовностью к менеджерской (организационно-управленческой) деятельности и готовностью к исследовательской деятельности.

 

Реализация спроектированной теоретической модели непрерывной профессиональной подготовки медицинских сестер на основе интегративно-деятельностного подхода может быть осуществлена путем разработки ее дидактического обеспечения. Опыт показывает, что разработанные учебные пособия, методические рекомендации [6 - 8] позволяют успешно реализовать в практику интегративно-деятельностную подготовку медицинских сестер в непрерывном профессиональном образовании.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. ФГОС среднего профессионального образования по специальности 060501 "Сестринское дело"; ФГОС СПО среднего профессионального образования по специальности "Сестринское дело".

 

2. Алифаноеа Л. И. Инновационные формы интенсификации образовательного процесса в медицинском колледже: Автореф. ... к.м.н. - Рязань, 2000.

 

3. Бастракова Е. Г. Профессиональное становление личности медицинского работника (на примере медицинской сестры): Автореф. дис. ... к.психол.н. - М, 2003.

 

4. Бейер П. Теория и практика сестринского дела в контексте здоровья взрослого человека. - М: Медицина, 2001.

 

5. Бугаева Т. К. Моделирование личностного портрета медицинских сестер, влияющего на качество трудовой деятельности// Медицинская сестра. - 1990. - N 7. - С. 20 - 23.

 

6. Глухих С. И., Бодрова З. И. Профессиональная подготовка медицинских сестер-косметологов: Учеб. пособ. - Екатеринбург, 2004.

 

7. Дегтерев В. А., Галагузов А. Н., Глухих С. И. Имидж профессиональной деятельности специалистов социальной сферы: Учеб. пособ. для студентов. - Екатеринбург, 2011.

 

8. Глухих. С. И. Организация косметологической помощи населению: Учеб. пособ. для последипломной подготовки медицинских сестер. - Екатеринбург, 2012.

 

INTEGRATIVE-ACTIVITY TRAINING OF NURSES IN VOCATIONAL EDUCATION

 

M. Galaguzova, doctor of education, professor of the Ural State Pedagogical University

 

S. Glukhih, PhD in education, associate professor of the Ural State Pedagogical University

 

The article describes the problems of continuous training of nurses, integrative-activity approach to training nurses is validated, integrative-activity model of training nurses is introduced in the article.

 

Key words: state educational standards of higher and secondary vocational education in nursing; systemic, axiological, competence, activity, integrative-activity approaches; integrative-activity model of nurses training.

 
 

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама