Рейтинг
Порталус

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): Е. В. Ежовкина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 11, 2012, C. 94-97
Номер публикации: №1415033076


Е. В. Ежовкина, (c)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ1

 

Е. В. Ежовкина

 

аспирант Мордовского государственного педагогического институт им. М. Е. Евсевьева

 

Тел.: 8-951-052-42-53; 8-964-850-80-65; е-mail: ezhovkina.elena@mail.ru

 

В статье изложены результаты теоретического анализа научной литературы по проблеме педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инновационного центра образования. Автором приводится опыт организации подобного центра на базе МордГПИ. Представлена характеристика понятий "дети с ограниченными возможностями здоровья", "сопровождение", "педагогическое сопровождение", "инновационный Центр образования".

 

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, сопровождение, педагогическое сопровождение, инновационный Центр образования.

 

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в специальном психолого-педагогическом сопровождении, отвечающем их потребностям [12]. Поэтому сегодня остро встает вопрос о том, каким же образом в условиях конкретного региона можно говорить о создании системы сопровождения детей с ОВЗ. С учетом исследований Л. И. Акатова [1], Д. В. Зайцева, Н. В. Зайцевой [8], Н. М. Назаровой [12], категория "дети с ОВЗ" понимается нами следующим образом: люди, не способные в силу объективно сложившихся условий и обстоятельств достичь тех результатов, которые получают большинство сверстников; это совершенно иные люди, у которых затруднена или вовсе отсутствует адаптация к различным социальным условиям жизнедеятельности [6].

 

В современном обществе предпринимаются попытки создания условий, обеспечивающих включение людей с ОВЗ в социум, одним из которых является сопровождение. В настоящее время сопровождение рассматривается разносторонне исследователями различных сфер знания (педагогика, психология, медицина и др.).

 

Педагоги рассматривают сопровождение следующим образом:

 

1) технология оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим учебные трудности личностного, дистрессового характера (Т. В. Глазкова) [5];

 

2) совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить, а возможно, развить человеческое достоинство, и достижение позитивных результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни (Н. П. Спирина) [13];

 

3) педагогическая деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении школьника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и перманентной готовности взрослого адекватно реагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и/или окружающих его людей (Е. А. Александрова) [2].

 

Таким образом, анализ научной литературы свидетельствует, что точки зрения педагогов на "сопровождение" можно дифференцировать следующим образом: во-первых,

 

 

1 Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств проекта 2.1.2 "Решение комплексных проблем формирования профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования" (развитие научно-исследовательской лаборатории "Интегрированное обучение детей в современной системе образования") Программы стратегического развития Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева на 2012 - 2016 гг. "Педагогические кадры для инновационной России".

 
стр. 94

 

как технологию (Т. В. Глазкова); во-вторых, как систему (Н. П. Спирина); в-третьих, как деятельность (Е. А. Александрова) [2; 5; 13].

 

Дефектологи (Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова) рассматривают сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [10]. Такие ученые, как А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, В. Ч. Хвойницкая отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений. Оно включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития [11]. Итак, в дефектологии данный термин определяется как неотъемлемое звено системы образования и развития детей с ОВЗ, которое помогло бы ему преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности.

 

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что, рассмотрев разные точки зрения (в педагогике, дефектологии) на определение понятия "сопровождение", в нашем исследовании мы остановились на следующем: сопровождение - это комплексный процесс, включающий:

 

1) создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в адаптации, развитии;

 

2) отслеживание особенностей развития личности ребенка на разных возрастных этапах;

 

3) разработка индивидуальных образовательных траекторий;

 

4) работа со средой, в которую интегрируется ребенок [6].

 

Сегодня проблема здоровья, обеспечения условий успешной социализации, создания равных стартовых возможностей для детей различных категорий определены в Приоритетных направлениях развития образования Российской Федерации в качестве наиболее важных и актуальных. Поэтому в России создаются инновационные образовательные учреждения различной направленности - авторские школы, специализированные, комбинированные, комплексные образовательные учреждения, а также малые инновационные предприятия на базе вузов. В них применяются новые формы, методы, технологии работы с детьми, происходят инновационные преобразования, включающие комплексный творческий процесс создания и распространения новшества, удовлетворяющего конкретные общественные потребности. Развитие и функционирование таких инновационных образовательных структур является сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере развития системы образовательных услуг. Таким образом, одной из перспектив развития педагогического образования является создание базовых центров образования и малых инновационных предприятий при данных центрах. В этой связи особую актуальность приобретает создание системы сопровождения ребенка в образовательном процессе инновационного образовательного учреждения.

 

В последние годы инновационные процессы активно реализуются в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева, который стал единственным педагогическим вузом, получившим государственную поддержку на развитие инновационной инфраструктуры в рамках реализации программы "Мордовский базовый центр педагогического образования" (Постановление Правительства РФ N 219 от 9 апреля 2010 г.). Все это способствует развитию вуза за счет расширения спектра действующих инновационных подразделений [9], одним из которых является Центр продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возрастов (на базе малого инновационного предприятия ООО "Новые возможности"). Директор Центра Н. В. Винокурова отмечает, что он является одной из экспериментальных площадок, позволяющей реализовать инновационные и прикладные научные исследования сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста; организовать педагогическую и преддипломную практики студентов факультета педагогического и художественного образования; проводить семинары, консультации для педагогов дополнительного образования, воспитателей групп продленного дня, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и индивидуальные консультации родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; оказать дополнительные образовательные услуги с учетом потребностей семьи или лиц, несущих ответственность за ребенка [4].

 

В Центре реализуются дополнительные образовательные услуги для детей дошкольного возраста:

 
стр. 95

 

1) группы кратковременного пребывания детей, не посещающих ДОУ;

 

2) группы комплексного развития детей, посещающих ДОУ;

 

3) группы комплексного развития детей с ОВЗ;

 

4) услуги специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя-дефектолога;

 

5) кружки и студии для детей дошкольного возраста [3].

 

В центре, с ориентацией на психолого-педагогические исследования Л. М. Шипицыной [10], организуется работа по сопровождению детей с ОВЗ. Первоначально проводится первичная психолого-педагогическая диагностика. Специалистами (педагог-психолог, логопед, дефектолог) квалифицируются проблемы ребенка в виде заключения, определяются для него специальные условия обучения и воспитания. Далее происходит сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы. Затем специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. После этого каждый специалист проводит углубленную диагностику по следующим направлениям коррекционно-развивающей работы: моторное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, общение, личностная сфера, навыки деятельности. Данные диагностики отражаются в протоколах диагностического обследования педагога-психолога, дефектолога, воспитателя, речевой карте логопеда. Специалистами совместно определяется стратегия сопровождения (комплексный план).

 

Далее происходит непосредственная реализация плана работы по сопровождению, в котором осуществляется взаимодействие специалистов, родителей и детей. Основу данного этапа составляет разработка и реализация комплексной коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, включающей систему усложняющихся задач развития психических функций, деятельности, личности и общения, а также индивидуализированные приемы и формы взаимодействия специалистов с конкретным ребенком. На заключительном этапе проводится анализ реализации задач сопровождения, выполнения рекомендаций всеми участниками. Опираясь на данные, полученные в итоговой диагностики разными специалистами, осуществлявшими процесс сопровождения конкретного ребенка, делается вывод об эффективности деятельности специалистов по созданию условий для полноценного развития ребенка с ОВЗ.

 

Следует отметить, что одним из условий успешного сопровождения ребенка является то, что в Центре работает служба поддержки развития ребенка, цель которой - помочь детям, имеющим ОВЗ. Это, прежде всего, дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В составе данной службы - учитель-дефектолог, логопед, психолог. Основные направления деятельности специалистов могут быть представлены следующим образом: диагностическое (проведение диагностики); коррекционное (сенсорное и сенсомоторное, умственное развитие, формирование представлений об окружающем мире и развитие речи, подготовка к восприятию учебного материала, формирование учебных умений и навыков, нормализация ведущей деятельности возраста и др.); консультативно-просветительское и профилактическое (оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, предупреждение возможных трудностей в обучении) [7].

 

В рамках коррекционно-развивающего направления в Центре проводятся занятия с детьми (индивидуальные и групповые), наполненные занимательным содержанием, интересными играми, заданиями и упражнениями. В Центре продленного дня создана развивающая среда, необходимая для проведения специальных коррекционных занятий (сенсорная комната). Компонентами среды являются коррекционно-развивающие и коррекционно-дидактические игры, пособия. Так, одним из пособий, способствующих эффективной коррекции и развитию ребенка, является комплект Пертра, работая с которым у ребенка развивают пространственные представления, мышление, способность к классификации, математические, сенсорно-перцептивные способности, графомоторные навыки и др. Специалисты используют в работе лицензированные компьютерные развивающие программы: "Комплексная программа развития интеллекта", "Мир за твоим окном", электронный альбом "Произношение. Мир звуков", "Занимательные уроки для подготовки к школе", "Развитие речи. Анимированные истории для детей" и др. Важнейшим условием эффективности выступает созда-

 
стр. 96

 

ние системы психолого-педагогического сопровождения, включающей систематическое наблюдение за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, работу со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.

 

Итак, мы выделяем три условия, которые непосредственно влияют на работу с детьми, имеющими ОВЗ, в данном Центре: во-первых, материально-техническая база, во-вторых, развивающие дидактические пособия, в третьих, взаимодействие узких специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог). Благодаря этим факторам мы говорим, что ребенок с ОВЗ успешно включается в окружающую его социальную среду.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: Учеб. пособ. - М.: ВЛАДОС, 2004.

 

2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.

 

3. Винокурова Н. В. Инновационная модель практической подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - N 2. - С. 46 - 48.

 

4. Винокурова Н. В. О возможностях инновационного развития педагогических вузов // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - N 2. - С. 14 - 16.

 

5. Глазкова Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. ... к.п.н. - Иркутск, 2004.

 

6. Ежовкина Е. В., Рябова Н. В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал N 5 (30) - Рязань. - 2012. - С. 84 - 89.

 

7. Ежовкина Е. В., Рябова Н. В. Методики диагностики образовательного учреждения, реализующего психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Мат-лы II Междунар. научно-практ. конф. "Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: вклад молодых ученых в развитие науки" (15 июля 2012 г.) / Отв. ред. А. А. Киселев. - Краснодар, 2012. - С. 18 - 23.

 

8. Зайцев Д. В. Основы коррекционной педагогики. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 1999.

 

9. Кадакин В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева) // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - N 2. - С. 9 - 12.

 

10. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. - СПб: Питер, 2000.

 

11. Коноплева А. Н., Лещинская Т. Л., Хвойницкая В. Ч. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития // Дефектология. - 2004. - N 4. - С. 3 - 11.

 

12. Назарова Н. М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.

 

13. Спирина Н. П. Педагогическое сопровождение процесса преодоления речевых затруднений в общении младших школьников. - Великий Новгород: НовГУ, 2003.

 

PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES UNDER CONDITIONS OF AN INNOVATIVE EDUCATIONAL CENTER

 

E.V. Ezhovkina

 

post-graduate student of chair of pedagogics of the Mordovia State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevev

 

In the article results of the theoretical analysis of scientific literature on a problem of pedagogical support of children with limited possibilities of health in the conditions of the innovative center of education are stated. The author gives experience of the organization of the similar center on the basis of MordSPI. The characteristic of concepts "children with limited possibilities of health", "support", "pedagogical support", "the innovative Center of education" are presented.

 

Key words: children with limited possibilities of health, support, pedagogical support, the innovative Center of education.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама