Рейтинг
Порталус

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата публикации: 29 ноября 2014
Автор(ы): С. О. Авчинникова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 3, 2010, C. 23-29
Номер публикации: №1417247489


С. О. Авчинникова, (c)

С. О. Авчинникова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и социальной работы Смоленского гуманитарного университета

 

Тел.: (4812) 68 - 30 - 46; e-mail: avsh73@mail.ru

 

Как часть концепции подготовки специалистов социальной работы к здоровъесберегающей деятельности в статье рассматриваются основные тенденции: интернационализация, фундаментализация, гуманизация, единство профессионального и личностного развития специалиста, опережающей подготовки; базовые принципы: аксиологизации, субъектности, ориентации на самоактуализацию, гуманитаризации образовательного пространства, интеграции-дифференциации, рефлексивности, технологичности, преемственности, открытости, универсальности. С учетом ведущих тенденций и основополагающих принципов определяются педагогические условия, которые будут способствовать успешному осуществлению процесса профессиональной подготовки социального работника к здоровъесберегающей деятельности.

 

Ключевые слова: подготовка специалистов социальной работы, здоровъесберегающая деятельность, тенденции, принципы, педагогические условия.

 

Тенденции подготовки специалистов социальной работы к здоровъесберегающей деятельности обусловливаются процессами и закономерностями, которые определяют в целом развитие системы высшего образования как социального института.

 

Динамично набирающей силу является тенденция интернационализации высшего образования, основанная на универсальном характере знаний, мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. Подготовка специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности является одним из перспективных и продуктивных направлений международного сотрудничества. Российские университеты, осуществляющие подготовку специалистов социальной работы, знакомятся с европейской и азиатской традициями охраны здоровья. В мировой практике все большее признание получает холистский подход к формированию здорового образа жизни, основанный на представлении о целостности и многомерности человека, теснейшей связи соматического, психического и социального уровней его функционирования [2]. В данном контексте в решении междисциплинарной проблемы здоровья человека специалисту социальной работы отводится ключевая роль, что закономерно отражается в содержании и методах подготовки будущих социальных работников в российских университетах.

 

Тенденция фундаментализации проявляется в ориентации на целостность, глубину и взаимопроникновение социально-философских, общепрофессиональных и специальных знаний при подготовке специалиста социальной работы к здоровьесберегающей деятельности. Естественнонаучные дисциплины обеспечивают познание биологической природы и целостности организма человека, закономерностей его взаимодействия с окружающей средой. Общепрофессиональные и специальные дисциплины также являются носителями фундаментальных знаний о социальных процессах и явлениях, закономерностях развития человека

 
стр. 23

 

и социума. Формируя научные представления о социологическом и психологическом подходах к личности, детерминантах включения человека в социальную среду и самореализации в ней, они дополняют уже имеющиеся в сознании студентов "естественные" модели человека и тем самым способствуют пониманию его как биосоциопсихологического единства. Тенденция фундаментализации реализуется также через обеспечение высокого общекультурологического уровня образования, органического сочетания теоретической и практической подготовки, отсюда растерт интерес преподавательской аудитории к формированию культуры здоровья студентов, интеграции научно-теоретических знаний и прикладных профессиональных умений в области сохранения и развития потенциалов здоровья, изменения поведенческих моделей и ценностных установок клиента в отношении здоровья.

 

Тенденция гуманизации в подготовке специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности проявляется в создании в высших учебных заведениях здоровьеразвивающей образовательной среды; внедрении здоровьесберегающих и личностно-развивающих технологий; актуализации ценностей здоровья и саморазвития; расширении меры свободы участников образовательного процесса и создании условий для свободного самостоятельного выбора стиля жизни, адекватного внутренней сущности. Гуманизация, очеловечивая процесс профессиональной подготовки субъектсубъектным характером взаимодействия и признанием ценности личности другого, способствует формированию такого профессионально-личностного отношения специалиста к клиенту, при котором его здоровье и благополучие выступают главной целью и критерием качества работы.

 

Отчетливо прослеживается тенденция обеспечения качества подготовки: в содержание и методы профессиональной подготовки включаются компоненты, обеспечивающие развитие креативности, рефлексии, самоактуализации, существенно усиливаются практико-ориентированные аспекты подготовки, акцентируется роль самостоятельной творческой работы студентов в процессе освоения здоровьесберегающего потенциала профессии.

 

Тенденция единства профессионального и личностного развития специалиста реализуется как требование формирования культуры специалистов, в которой соединяются высокий профессионализм, культура жизнедеятельности и творческое начало. Чтобы успешно содействовать изменению социальной ситуации клиента и формированию потенциалов его здоровья, мало разбираться в индивидуальных, тендерных, возрастных особенностях, владеть необходимыми диагностическими методами, методиками здоровьесберегающей деятельности. Важно, чтобы будущий специалист сам разделял ценности здорового образа жизни, обладал необходимым уровнем общей культуры, культуры жизнедеятельности и физической культуры.

 

Подготовка специалистов социальной работы к формированию здорового стиля жизни личности закономерно опережает уровень функционирования учреждений социальной сферы своим инновационным содержанием, ориентированностью на освоение будущими специалистами инновационных (здоровьеразвивающих, личностно-развивающих) технологий, инновационным стандартом деятельности, инновационными подходами к оценке качества - в этом состоит тенденция опережающего характера подготовки.

 

На основе представления о ведущих тенденциях в подготовке специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности становится возможной формулировка базовых принципов. Принципы профессиональной подготовки специалистов социальной работы к формированию здорового образа жизни личности выступают наиболее важными, основополагающими

 
стр. 24

 

нормами-рекомендациями. Следование им является объективно необходимым условием успешной реализации процесса профессиональной подготовки, преодоления присущих ему противоречий и достижения поставленных целей.

 

Принцип аксиологизации предполагает, что ориентация профессиональной подготовки специалистов социальной работы к формированию здорового образа жизни личности определяется ведущими ценностями общечеловеческой и профессиональной культуры: ценностью личности, ее здоровья, благополучия, нравственности, социальной успешности, самоактуализации; обеспечивая приоритетность развития ценностно-смыловой, мотивационной сферы личности социального работника. Сама подготовка интерпретируется в первую очередь не как процесс передачи профессиональных знаний, умений и навыков, а как приобщение к общечеловеческим и профессиональным ценностям. Признавая индивидуальность студента, преподаватель демонстрирует ценность человека, его неповторимость и уникальность, благодаря чему уважение к личности становится имманентной чертой профессиональной культуры будущего специалиста. Заботясь об эмоциональном и физическом благополучии своих студентов посредством исключения в учебном процессе чрезмерных нагрузок, фрустрирующих факторов, неадекватных оценок и демонстрируя собственный компетентный стиль жизни, педагог обогащает аксиосферу будущего специалиста ценностями здоровья и здорового образа жизни.

 

Принцип субъектности означает безоговорочное признание студента в качестве субъекта образовательного процесса, собственной жизни, профессиональной деятельности и культуры; предполагает целенаправленное усиление субъектности за счет развития способности осуществлять осознанные действия целеполагания, мотивации, опосредования, рефлексии. Формирование субъектности в процессе профессиональной подготовки способствует решению проблем соотношения внешней и внутренней детерминации, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации, что необходимо для самостоятельного разрешения основных противоречий жизненного и профессионального пути. Достижение определенного уровня субъектности делает возможным построение и реализацию собственной модели здорового образа жизни, что является условием профессиональной состоятельности при оказании помощи клиенту в позитивном изменении стиля жизни.

 

Согласно принципу ориентации на самоактуализацию, процесс профессиональной подготовки рассматривается как актуализация механизмов самости: самопознания себя как субъекта профессиональной, учебной деятельности, общения, жизнедеятельности, своих резервов и ограничений; самоопределения - самостоятельному осознанному выбору личностно-профессиональных целей, задач, перспектив, стратегии и стиля жизни; самореализации - максимального раскрытия своего творческого личностного потенциала, физических, психических, интеллектуальных и профессиональных возможностей; саморазвития - целенаправленного позитивного изменения себя как субъекта профессиональной деятельности, общения, жизнедеятельности. Ориентация на самоактуализацию в учебном процессе требует от преподавателя активного стимулирования в сочетании с "развивающей помощью", благодаря чему учащиеся могут осознавать и развивать собственную познавательную, поисковую, социальную активность. Поскольку самоактуализация становится возможной при удовлетворении потребностей нижележащих уровней, то в процессе профессиональной подготовки должны быть созданы необходимые комфортные, безопасные условия.

 

Отсюда следует необходимость реализации такого принципа профессиональной подготовки специалистов социальной работы к формированию здорового образа жизни

 
стр. 25

 

клиентов, как принципа гуманитаризации образовательного пространства. Гуманитаризация состоит "в сохранении и восстановлении экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности" [1, с. 257]. В рамках этого принципа обеспечивается переход из учебного пространства внутрипредметных, функционально-ролевых педагогических отношений в образовательное пространство надпредметных, ценностно-смысловых педагогических отношений. Принцип гуманитаризации среды предполагает создание духовной атмосферы в вузе и на базах практики, удовлетворенности студентов условиями, созданными в университете, позволяющими каждому из них развиваться профессионально, организации учебного процесса с учетом актуальных материальных и духовных потребностей личности. Гуманитаризация среды - это распространение особой ауры общения, исключающей чувство страха, тревоги и формирующей эмпатийность в отношении однокурсников, работников практических учреждений, клиентов социальных служб, это обеспечение ненасильственного разрешения конфликтов как в учебном процессе, так и во внеучебное время.

 

Принцип интеграции-дифференциации общекультурной, медико-психолого-педагогической и специальной подготовки к здоровьесберегающей деятельности обусловлен дуалистической природой профессионального образования. С одной стороны, мы стремимся к фундаментализации знаний, углубленному изучению той или иной дисциплины, постижению законов и закономерностей того или иного научного явления. В то же время невозможно разобраться в социальных, социально-педагогических явлениях, не выявив их причинно-следственные связи, не определив их характер и силу влияния на развитие того или иного явления и процесса. Да и сам феномен здорового образа жизни является интегративным образованием, обобщенно-эталонным конструктом, его реализация всегда дифференцирована с учетом индивидуальности личности. Функциональной единицей, реализующей принцип интеграции-дифференциации, является учебно-профессиональная задача, ситуация взаимодействия с клиентом, разрешение которой требует совокупности знаний, обобщенных умений. Но только суммарный эффект решения единичных задач позволит студенту сформировать валеологическую компетентность как интегральное качество личности профессионала. Причем для формирования этой компетентности важно приобрести опыт собственной здоровьесбережения, что находит отражение в принципе включения личности студента в здоровьесберегающую деятельность.

 

Здоровьесберегающая деятельность обладает широкими возможностями в плане индивидуального личностного развития: валеологизация мышления, развитие сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер. Сама по себе здоровьесберегающая деятельность тоже весьма разнообразна: медико-профилактическая, гигиеническая, рекреационная, физкультурно-оздоровительная, досуговая, духовно-нравственная и др. Включение в предпочитаемые виды и формы валеологической деятельности (значимой, творческой, развивающей) способствует интериоризации культурных образцов здоровой жизнедеятельности, а последующая экстериоризация делает студента создателем новых элементов и атрибутов культуры здоровья и жизнедеятельности. Здоровьесберегающая деятельность значима не только как личностно развивающая, но и как квазипрофессиональная, предваряющая аналогичный вид профессиональной деятельности. "Выполняемая обучающимися деятельность должна быть адекватна, т. е. воспроизводить в себе черты той деятельности людей, которая кристаллизована, аккумулирована в системах, которые они образуют" [4]

 

Принцип рефлексивности в подготовке специалиста социальной работы к фор-

 
стр. 26

 

мированию здорового образа жизни клиентов обеспечивает многомерную рефлексию образовательного процесса (на уровне студента, "команды", дисциплины, практического цикла, системы подготовки). Он предполагает самоанализ результата, процесса деятельности, развития личности в процессе профессиональной подготовки. Объектом рефлексии выступают понятия, входящие в тезаурус социальной работы, теории и концепции здоровья и здорового образа жизни, методы, приемы, процедуры здоровьесберегающей деятельности, личностные изменения в процессе усвоения знаний и опыта будущего специалиста в решении личностных и профессиональных проблем. Принцип рефлексивности требует развития в процессе профессиональной подготовки рефлексивных качеств личности: самоконтроля, самооценки, самоанализа и др.

 

Принцип технологичности предполагает конструирование процесса профессиональной подготовки к здоровьесберегающей деятельности как упорядоченной совокупности действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса [5]. Принцип технологичности означает также организацию процесса подготовки на основе здоровьесберегающих образовательных технологий, создание и реализацию студентами индивидуальной технологии здоровья, освоение и продвижение этих технологий в практику профессиональной социальной работы.

 

Принцип преемственности в подготовке специалистов социальной работы к формированию здорового образа жизни личности необходим для обеспечения стабильной связи между отдельными сторонами и этапами подготовки. Его реализация соотносится с направленностью содержания и процесса подготовки на последовательное присвоение, воспроизводство и развитие профессиональных ценностей и технологий здоровьесбережения. Данный принцип отражает поступательный характер процесса подготовки, продвижение студентов от элементарно-индивидуального к творчески-профессиональному уровню готовности. На основе данного принципа обеспечивается учет результатов предшествующей общекультурной подготовки в деятельности по развитию потенциалов здоровья, степень развитости личностных качеств и поведенческих моделей по отношению к требованиям здорового образа жизни, а также качества знаний и умений, приобретенные в ходе изучения различных дисциплин, динамики развития профессионального мышления и рефлексии.

 

Принцип открытости в профессиональной подготовке специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности означает прежде всего восприимчивость субъектов образовательного процесса к новому опыту, требует включения в образовательный процесс результатов исследований ведущих отечественных и зарубежных научных школ, инновационных подходов, индивидуальных и групповых мини-программ, обучающих модулей, оказания консультативной помощи в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями.

 

Принцип универсальности требует рассмотрения подготовки специалиста социальной работы к здоровьесберегающей деятельности как атрибутивной составляющей профессиональной подготовки вне зависимости от конкретной специализации.

 

Выделенные принципы, будучи связанными между собой и образуя определенную целостность, выступают нормативами по отношению к разным сторонам профессиональной подготовки специалистов социальной сферы. Так, принцип аксиологизации предопределяет целевую ориентацию процесса профессиональной подготовки. Принципы субъектности и ориентации на самоактуализацию позволяют по-новому осмыслить сам процесс профессиональной подготовки, концептуальные основания для мониторинга профессиональной подготовки и оценки качества ре-

 
стр. 27

 

зультатов. Содержательные характеристики процесса подготовки раскрывают принципы интеграции-дифференциации и включения студента в здоровьесберегающую деятельность. Принципы открытости, универсальности, гуманитаризации образовательного пространства содержат общие и пространственные характеристики процесса. Процессуальные характеристики процесса регламентируются принципами технологичности, рефлексивности, преемственности.

 

С учетом ведущих тенденций и основополагающих принципов, задаются педагогические условия, которые способствуют успешному осуществлению процесса профессиональной подготовки социального работника к здоровьесберегающей деятельности.

 

Одним из обязательных условий является изменение содержания профессиональной подготовки на основе усиления здоровьесберегающей направленности, обогащение содержания достижениями современной научной мысли по проблемам здоровья и здорового образа жизни, передовым опытом в области здоровьетворчества.

 

Не менее значимым является формирование в процессе профессиональной подготовки аксиосферы будущего специалиста с учетом интерпретации здоровья и здорового образа жизни клиента как базовой профессиональной ценности.

 

Следующее необходимое условие касается организации взаимодействия преподавателя и студента, отбора образовательных технологий. Релевантными целями подготовки специалистов социальной работы к здоровьесберегающей деятельности являются такие образовательных технологий, в которых сохранение и укрепление здоровья заявляется в качестве приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга). К таковым можно отнести гуманно-личностные технологии, отличающиеся психотерапевтической направленностью на поддержку личности; технологии сотрудничества, реализующие демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента; технологии обучения в условиях выбора, обеспечивающие ненасильственное "самостановление" будущего специалиста. Отвечает требованиям здоровьесбережения интегративно-модульная технология, которая ведет к устранению искусственных барьеров между различными учебными дисциплинами, курсами, уровнями и даже между формальным, вне формальным и неформальным образованием, что дает возможность максимально приспособить процесс обучения к потребностям студента, выбрать собственный, самостоятельный осознанный путь овладения профессией в рамках более гибкой структуры. Здоровьесберегающей может быть признана технология рефлексивного обучения (рефлексивно-управленческая), поскольку обеспечивает такую образовательную ситуацию, когда личности предоставляется возможность самой создать эталоны, образцы профессионального поведения, исходя из собственной мотивации, интереса, личностного опыта. В группу здоровьесберегающих образовательных технологий входят социально-адаптационно-развивающие технологии, обеспечивающие укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической адаптации личности [3]. В целом технологическая система подготовки специалистов социальной работы будет "полифоничной", но непременно насыщенной практико-ориентированными, здоровьесберегающими технологиями, позволяющими выстраивать межличностный и профессиональный диалог, актуализирующий стремление студента к самопознанию, самоопределению, саморазвитию, самореализации.

 

Профессиональная подготовка как процесс имеет определенную логику, заданную закономерностями профессионально-

 
стр. 28

 

личностного развития, последовательностью усложняющихся задач, решаемых студентом с помощью преподавателя и самостоятельно, преодолением трудностей и внутренних противоречий. Поэтому еще одним необходимым условием следует считать обеспечение этапного характера процесса подготовки, основанного на осознании студентом личностной значимости здорового образа жизни, развитии субъектности и понимании его профессиональной значимости, освоении технологий улучшения здоровья и рациональной организации жизнедеятельности, реализации профессионального взаимодействия, ориентированного на формирование здорового образа жизни как способа самоактуализации личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бондарееская Е. В., Кулънееич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. - 560 с.

 

2. Воронков Е. Г., Воронкоеа Е. Г. Принцип холизма в подходе к здоровому образу жизни // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М.: Изд-во Научного Центра Здоровья детей РАМН, 2006.

 

3. ЛееагинаА. Ю. Коррекция негативных психических состояний в ходе подготовки социальных работников // Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы / Под ред. Н. Б. Шмелевой, Т. З. Биктимирова, С. Н. Митина. - Ульяновск: УлГУ 2001, с. 39 - 41.

 

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

 

5. Сластенин В. А. О моделировании образовательных технологий // Наука и школа. -2000. - N 4, с. 50 - 56.

 

PREPARATION OF SOCIAL WORK EXPERTS TO HEALTH-SAVING ACTIVITY

 

S.O. Avchinnikova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, head of Pedagogics and Social Work Department of the Smolensk university for Humanities

 

As apart of the concept of social work expert's preparation to health-saving activity the basic tendencies such as: internationalization, fundamentalization, humanization, unity of professional and personal development of expert, advancing preparation; base principles such as: axilogization, subjectivity, orientations to self-actualization, humanitarization of educational space, integration-differentiation, reflexivity, adaptability to manufacture, continuity, openness, universality are described in the article. Taking into account leading tendencies and basic principles pedagogical conditions that promote successful realization ofvocational training process of social workers to health-saving activity are defined in the article.

 

Keywords: preparation of social work experts, health-saving activity, tendencies, principles, pedagogical conditions.

Опубликовано на Порталусе 29 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама