Рейтинг
Порталус

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ "ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГНОЗИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"

Дата публикации: 28 января 2015
Автор(ы): В. В. Лебедев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 10, 2011, C. 54-59
Номер публикации: №1422443724


В. В. Лебедев, (c)

В. В. Лебедев

 

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры управление развитием образовательных систем Московского института открытого образования

 

E-mail: vdbl@mail.ru; тел.: 8 - 905 - 749 - 20 - 52

 

В статье рассматривается взаимосвязь между способами присвоения учащимися учебной информации, действий и сохранностью их здоровья, описываются аспекты образовательной технологии эффективного обучения, ориентированной на достижение наивысшего качества образования с учетом личностных особенностей учащихся при снятии психоэмоциональных нагрузок, снижение времени затрат и усилий при развитии способности школьников к учению.

 

Ключевые слова: ресурсы, обеспечивающие сбережение здоровья; эффективность; технология; состояние эффективного учения.

 

В Энциклопедическом словаре термин "ресурс" описывается как вспомогательное средство от французского ressource. М. Холл, Дж. О'Коннор и др. трактуют его как любые средства, все то, что помогает добиться результата, и в качестве примера приводят физиологию, состояния, мысли, стратегии, людей, события, имущество и т. д. О. Анисимов говорит о том, что "ресурсы - это реальные и потенциальные возможности любого типа, имеющие и могущие быть привлеченными для осуществления деятельности" [1, с. 137].

 

Рассматривая вопрос здоровьесбережения в образовательном процессе, необходимо определить те "узкие места", которые могут приводить к потере такого наиважнейшего ресурса в любом виде деятельности, как здоровье.

 

Особенностью современного обучения является признанная как медиками, так и педагогами перегрузка учащихся - как физическая, так и психоэмоциональная.

 

Образовательная технология "Достижение прогнозируемых результатов" ориентирована на создание информационно-деятельностного, личностно-ориентированного образовательного пространства, в котором процесс обучения протекает наиболее эффективным образом. При этом обучение рассматривается как система. В ней, вслед за В. В. Краевским, мы выделяем следующие основные компоненты: "обучение представляет собой целое, в котором преподавание и учение, содержательная и процессуальная стороны существуют в единстве, определяют друг друга" [4, с. 32]. Под эффективным обучением мы понимаем обучение с наивысшим качеством с учетом личностных особенностей учащихся при наименьших ресурсных затратах (времени, усилий, психоэмоциональных нагрузок и т. д.).

 

Для того чтобы обеспечить стабильность определенного уровня качества образования учителю, необходимо владеть следующим образовательным инструментарием:

 

- выстраивать систему операционально определяемых относительно учащихся целей, которые наиболее адекватно будут отражать изучаемую информацию и все виды связанных с ней действий;

 

- проектировать целостную систему наиболее оптимальных путей и способов достижения этих целей учащимися в личностно ориентированном образовательном процессе;

 

- эффективно управлять процессом реализации проекта.

 
стр. 54

 

Наибольшие затраты времени и психоэмоциональные нагрузки в обучении связаны с усвоением учебной информации, деятельностью и контролем уровня этого усвоения.

 

Традиционно контроль успешности учения школьника связан с вычитательной системой оценивания, при которой учитель проверяет то, что из изучаемого материала усвоено, что не усвоено, и за неусвоенную информацию снижает баллы. В связи с неопределенностью для учащегося, что же им усвоено и как будет происходить оценивание, возникают психоэмоциональные напряжения на проверочных, контрольных работах, что приводит к перегрузкам нейрофизиологической сферы. По мнению специалистов лаборатории В. Ф. Базарного, учащиеся испытывают нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте, что приводит к расстройству сердечнососудистой системы [2].

 

Время присвоения учебной информации и деятельности непосредственно связано с закономерностями формирования субъектного опыта человека. Таким образом, основание решения выше обозначенных проблем лежит в области педагогической психологии, а также психологии, исследующей становление и развитие субъектного опыта, предметом которой является деятельность учащегося, человека.

 

Результаты исследования Р. Бэндлера, Дж. Гриндера и др. показывают, что всякий процесс усвоения информации, присвоения действий протекает в присутствии трех неосознаваемых процессов: искажения, опущения и обобщения (в нашем случае неоправданного) [1]. Предупредив или нейтрализовав воздействие этих трех процессов, мы сможем с учетом личностных особенностей учащихся минимизировать время усвоения учебного материала, повысить его качество и, следовательно, решить проблему перегрузки.

 

В образовательной технологии "Достижение прогнозируемых результатов" предупреждение и нейтрализация искажений, упущений и неоправданных обобщений осуществляется на основании включенной в нее технологии поэтапно-пошагового формирования умений. Под умением мы понимаем присвоенное, переведенное во внутренний план операционно-развернутое действие, сознательно и эффективно реализуемое в соответствующих условиях [6].

 

Представим эту технологию.

 

При формировании умения учащимся предъявляются сразу 6 или более заданий, задач.

 

 
 
 
 
 

Рис. 1. Деятельностно-смысловая схема поэтапно-пошагового первичного формирования умений

 

На первом этапе (рис. 1, табл. 1) учитель совместно с учащимися применяет первый шаг процедуры к первому зданию, задаче, упражнению. Затем (II этап) этот же шаг учащиеся применяют ко второму заданию полусамостоятельно (в парах или отдельно, но можно посоветоваться с соседом, с учителем; с опорой на доску, тетрадь и т. д.). После его выполнения осуществляется обратная

 
стр. 55

 

связь от учителя к учащимся и, наоборот, от правильности сделанного. На следующем этапе (III этап) этот же шаг применяется относительно третьего задания учащимися самостоятельно (доска закрыта, тетрадь с записями не используется). если все учащиеся выполнили его правильно, им предлагается аналогичным образом на отдельном листе произвести действие с четвертым заданием (IV этап). После того как учитель и учащиеся убедились, что первый шаг процедуры усвоен, процесс повторяется относительно второго, третьего и т. д. шагов процедуры.

 

После завершения отработки каждого шага действия в рассмотренном нами случае будет выполнено четыре задания.

 

Таблица 1

 

Этапы первичного формирования умений

 

N этапа

Деятельность учащихся

I

Отдельно по каждому шагу

Коллективная

II

 

Полусамостоятельная

III

Самостоятельная

IV

Самостоятельная (срезовая работа)

V

Вся процедура

Самостоятельная (сбор процедуры)

VI

Самостоятельная (срезовая работа)

 
 
 
 
 

Пятый этап предполагает сбор шагов процедуры при самостоятельном выполнении пятого задания, т. е. эту задачу или задание учащиеся решают, выполняют, используя последовательно все шаги алгоритма, схемы. если все они с ним справились, то им предлагают выполнение срезовой работы, с помощью которой оценивается успешность первичного усвоения действия. если есть необходимость, перед срезовой работой учащимся можно предложить выполнить еще ряд аналогичных заданий.

 

Срезовая работа выполняет три функции: во-первых, дает окончательную обратную связь учащемуся и учителю по каждому учащемуся о качестве сформированного умения; во-вторых, служит закреплению умения; в-третьих, устанавливает соответствие между содержанием выполняемых заданий и содержанием итоговой работы.

 

При таком подходе к формированию умений, включая умения работать с понятийным аппаратом, информацией учащиеся привыкают к последовательности проработки присваиваемых действий, которая всегда завершается успешной проверкой. Срезовая работа предлагается только после того, как учитель убедился, что на самостоятельном этапе каждый учащийся правильно выполняет все операции действия.

 

Понятность и прозрачность процедуры формирования умений и его проверки, которая является просто продолжением выполнения тех же шагов, но на отдельном листочке, снимает психоэмоциональные напряжения, создает чувство комфорта и безопасности. Кроме того, постоянная заранее известная система смена формы деятельности (коллективное нахождение шагов, полусамостоятельное выполнение, при котором происходит обсуждение правильность применения операций, их самостоятельное использование и получение удовлетворения от верности сделанного) создают на уроке творческую атмосферу.

 

В связи с этим происходит изменение восприятия времени: оно сжимается, урок для учащихся проходит очень быстро. Все это снимает как психологическую нагрузку (все получается), так и физическую (заинтересованность, время летит быстро).

 

Важной особенностью создания благоприятного психоэмоционального фона является осознанное понимание учащимися перспектив и того, что нужно сделать, чтобы их реализовать.

 

До начала изучения каждой новой темы учителем доводится до сведения учащихся (вывешивается на специальной доске, раздается соответствующий материал и т. д.) аналог итоговой работы, в котором обозначе-

 
стр. 56

 

ны все формы заданий (творческие задания учитель вводит или не вводит, исходя из особенностей учащихся). Каждое занятие начинается с постановки цели, самоопределения учащихся относительно соответствующих заданий в итоговой работе, к выполнению которых они готовятся на данном уроке. Поэтапная отработка, результаты срезовой работы наглядно показывают каждому учащемуся, каким образом прикладываемые им сегодня усилия, старания, желания отразятся на будущем результате. Для того чтобы усилить эту наглядность в системе и не потерять целостное представление о том, на каком уровне готовности учащийся движется к прогнозируемым результатам, используется таблица качественно-количественного мониторинга успешности изучения темы учащимся (табл. 2). В ней фиксируются номера заданий итоговой и соответствующих им заданий срезовых работ. При проведении срезовых работ в числителе напротив фамилии учащегося ставится плюс или минус в зависимости от того, правильно ли он полностью выполнил задание. Таким образом, у учителя есть целостное представление о тех недочетах, которые учащемуся необходимо ликвидировать. Точно такая же картина есть и у самого учащегося, так как он имеет такую же таблицу. Ликвидировав недочет, учащийся и учитель в знаменателе соответствующей ячейки ставят плюс.

 

Таблица 2, Фиксация результатов качественно-количественного мониторинга по теме...

 

 
 
 
 
 

Применение технологии поэтапно-пошагового формирования умений возможно только в том случае, когда присваемое действие представлено в виде алгоритма, процедуры или деятельностно-смысловой схемы. В образовательной технологии "Достижение прогнозируемых результатов" все виды действий операционно описываются в виде деятельностно-смысловых схем. В них основной акцент делается на схематичное описание действия с минимальным использованием слов. То есть создается операционная схема мышления в терминологии П. Я. Гальперина.

 

Использование деятельностно-смысловых схем позволяет организовать индивидуальный подход к учащимся с точки зрения их личностного своеобразия: внутреннего темпа, темперамента, сформированности внимания и возможностей кратковременной и долговременной памяти. Например, деятельностно-смысловая схема вычитания с переходом через десяток (рис. 2) позволяет учащимся не только быстро понять принцип вычитания, но и управлять своим вниманием.

 

 
 
 
 
 

Рис. 2. Деятельностно-смысловая схема вычитания с переходом через десяток

 

Как показывают проведенные эксперименты, в конце первого занятия все учащиеся понимают и присваивают соответствующее действие, но в зависимости от того, насколько развито их внимание, умение сосредоточиться, они продолжают оставаться на материализованном этапе. То есть индивидуализация обучения осуществляется на основании лич-

 
стр. 57

 

ностных особенностей учащихся интериоризировать действие: каждый в своем темпе освобождается от необходимости выполнять вычитание в развернутом, материализированном виде, что создает благоприятный психоэмоциональный, комфортный фон обучения.

 

Представление действия в виде деятельностно-смысловых схем с минимальным использованием слов активизирует как правое полушарие (образ, целостное представление действия, конкретность, пространственное описания операций), так и левое полушарие (ясность и логическая четкость последовательности операций). Такой подход снимает нейрофизиологическую перегрузку с левого полушария, который существует при традиционном обучении. Этот же принцип используется при понимании и усвоении учебной информации. Например, на рис. 3 информация по теме "Электростатика" (10 класс) структурирована на основе логики уточнений через соответствующую систему вопросов.

 

 
 
 
 
 

Рис. 3. Электростатика (физика, 10 класс, учитель ГОУ СОШ N 339 М. А. Прокудина)

 

Процесс учения требует от учащихся вхождения в особое состояние, в котором вся их нейрофизиология поддерживает сосредоточенность на изучаемой, присваевоемой, применяемой информации и деятельности. Исходя из этого учащиеся могут быть подразделены на несколько групп в зависимости от вариаций следующих параметров: легко и быстро (или медленно и тяжело или т. п.) входят в это состояние сосредоточенности, мышечный тонус активен, но не напряжен (или активен и напряжен или и т. д.), долго (или мало или т. п.) удерживают это состояние. В. А. Крутецкий [5], исследуя способности учащихся, отмечал, что учащиеся, способные к какому-либо виду деятельности, могут в ней долго, плодотворно и не уставая работать. если же учение школьника с точки зрения его нейрофизиологии проходит по самому невыгодному для него сценарию, то дополнительно возникают психологические проблемы, усугубляющие общий эмоциональный фон.

 

В рассматриваемой технологии для решения этой проблемы используются специальные техники обучения учащихся вхож-

 
стр. 58

 

дению в ресурсное состояние эффективного учения. При этом они обучается не только умению сосредотачиваться на выполняемой деятельности, но и распределять свое внимание, расширяя его фокус. Одновременно с этим происходит активизация правого и левого полушария, налаживается их координация, развиваются способности доступа к сенсорным системам.

 

Все выше рассмотренное повышает уровень обучаемости учащихся, снимает негативные нейрофизиологические и психоэмоциональные нагрузки и приводит не только к сохранению, но и к упрочнению здоровья учащихся.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратегов. - М.: ФГОУ РОСАКО АПК, 2004.

 

2. Базарный В. Ф. Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса. - Воронеж: Редакция журнала "Пульс", 2009.

 

3. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. - М.: Каас, 1995.

 

4. Краевский В. В., Бережная Е. Б. Методология педагогики: новый этап. - М.: Академия, 2006.

 

5. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М.: Просвещение, 1968.

 

6. Лебедев В. В. Критерии оценивания знаний учащихся как основа для проектирования операционно-определяемых результатов учения // Оценивание качества образования. - 2008. - N 6. - С. 54 - 57.

 

7. О 'Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления. - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2006.

 

8. Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма. - СПб: Прайм-еврознак, 2007.

 

THE HEALTH SAVING TECHNOLOGY "ACHIEVEMENT OF EXPECTED RESULTS"

 

V. V. Lebedev

 

candidate of pedagogical science, docent, professor of the Department of Educational Systems Management of the Moscow State Pedagogical University, professor of the Department of Development of Educational Systems Management of the Moscow Institute of Open Education

 

The article examines the correlation between adoption of learning information and activities by pupil and safety of their health. It describes the aspects of effective education technology focusing on high quality education, which considers pupil's personality and releases of the stresses, reduces time and effort consumption and develops pupil's studying ability.

 

Key words: saving resources to ensure the health, efficiency, technology, condition effectively apprenticeship.

Опубликовано на Порталусе 28 января 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама