Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

МЕДИЦИНА есть новые публикации за сегодня \\ 13.12.18


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Дата публикации: 30 января 2015
Автор: А. С. Москалева
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 7, 2010, C. 75-78
Номер публикации: №1422609686 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. С. Москалева, (c)

найти другие работы автора

А. С. Москалева

 

старший преподаватель кафедры социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета

 

Тел.: (343)-235-76-86; e-mail: as_moskaleva@rambler.ru

 

В статье определена сущность здоровьесберегающей деятельности, описаны основные подходы к ее организации в образовательном учреждении и этапы реализации. Подчеркивая значимость работы социального педагога в современном образовательном учреждении, автор определяет основное содержание его деятельности в направлении сохранения здоровья учащихся.

 

Ключевые слова: социальный педагог, здоровье, здоровьесберегающая деятельность, содержание и направления здоровьесберегающей деятельности социального педагога.

 

Состояние здоровья населения является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны. Именно поэтому среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед системой образования, - забота о здоровье, всестороннем воспитании и развитии подрастающего поколения. Однако в современных исследованиях по педагогике, психологии, медицине подчеркивается, что состояние здоровья российского населения и особенно его детской части ухудшается: наблюдается рост числа хронических заболеваний, социально опасных инфекций, психических расстройств, аллергических и иммунных нарушений и т. д. (В. А. Ананьев, Е. И. Глебова, В. В. Марков, Г. С. Никифоров, Н. К. Смирнов и др.). Увеличивается количество людей, страдающих различными формами аддиктивного поведения, причинами возникновения которого все чаще становятся нарушения социального и духовно-нравственного здоровья человека (Я. И. Гилинский, И. Н. Гурвич, Э. М. Казин, Б. М. Левин, Т. Т. Щелина и др.). Помимо этого, особую тревогу специалистов вызывает состояние здоровья такой категории населения, как дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (Р. Н. Гречаник, С. В. Гусева, Н. Р. Замятина, И. И. Мамайчук, В. В. Николаева и др.). Все это актуализирует необходимость осуществления здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.

 

Существуют различные подходы к определению сущности здоровьесберегающей деятельности, ее основных целей и направлений реализации. Так, Л. Н. Волошина, исследуя проблемы сохранения здоровья дошкольников, отмечает, что здоровьесберегающая деятельность в самом общем виде есть "специфический способ человеческой активности, ориентированный на такую ценность, как здоровье" [2, с. 7].

 

Т. С. Овчинникова, конкретизируя это понятие, говорит об интеграции системы здоровьесбережения, механизмов и субъектов управления этой системой и ее функционирования в рамках здоровьесбережения, здоровьесозидания и оздоровления [5].

 

М. М. Безруких, определяя содержание здоровьесберегающей деятельности, подчеркивает значимость грамотной организации процесса обучения и воспитания с тем, чтобы он сохранял здоровье учащихся за счет создания соответствующей среды, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни [1].

 

Как правило, организация здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении осуществляется с позиций эколого-валеологического, деятельностного и системного подходов.

 

С позиций эколого-валеологического подхода целью здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении является формирование у воспитанников потребности в хорошем здоровье, ответственного отношения к своему здоровью, здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания [2].

 
стр. 75

 

С позиций деятельностного подхода здоровьесберегающая деятельность включает в себя сознательную работу, направленную на сбережение, оздоровление и созидание собственного здоровья и здоровья окружающих. Обязательными условиями к ее осуществлению являются готовность всех субъектов образовательного процесса к валеологическому целеполаганию, высокий уровень притязаний и способность к определению задач, необходимых для достижения цели; навыки планирования и моделирования; способность к самомотивации и мотивации других к здоровому образу жизни [5].

 

С позиций системного подхода при организации здоровьесберегающей деятельности необходимо четко представлять ее субъектов, содержание их работы, ее принципы, методы и технологии.

 

Объединяя три вида деятельности (сбережение, оздоровление, созидание), здоровьесберегающая деятельность сохраняет все структурные элементы, присущие любой деятельности: потребность - цель - содержание - процесс - результат - обратная связь - коррекция [4].

 

Содержание здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении представлено на рис. 1, из которого видно, что она имеет два вектора направленности: на себя и на других; осуществляется всеми субъектами образовательного процесса (учащиеся, родители, преподаватели, психологи, социальные педагоги, администрация учреждения) и реализуется в три основных этапа: планирование, реализация и анализ деятельности.

 

Осознавая особую значимость для сохранения здоровья сознательной активности личности, под здоровьесберегающей деятельностью мы предлагаем рассматривать форму активного отношения человека к окружающему миру и самому себе, включающую сохранение и улучшение здоровья в широком его определении (как совокупность физического, психического, социального и духовно-нравственного компонентов).

 

Забота о состоянии здоровья воспитанников является одним из основных направлений работы социального педагога. Об этом идет речь как в квалификационной характеристике специалиста, так и в Государственном стандарте высшего профессионального образования. Однако в нормативно-правовых документах находит отражение только один аспект этого вида деятельности: сохранение физического здоровья за счет формирования здорового образа жизни, в то время как здоровьесберегающая деятельность в педагогике понимается намного шире.

 

Должностная инструкция социального педагога более полно отражает содержание здоровьесберегающей деятельности социального педагога, хотя точного указания именно на этот вид деятельности в ней не содержится. В соответствии с данным документом к основным направлениям здоровьесберегающей деятельности социального педагога в образовательном учреждении можно отнести: обеспечение охраны жизни и здоровья детей; формирование здорового образа жизни; содействие созданию обстановки психологического комфорта обучающихся; развитие у них коммуникативных навыков; профилактику зависимостей; организацию и формирование социальной культуры обучающихся, педагогов, специалистов и родителей.

 

Таким образом, применительно к деятельности социального педагога, который занимается вопросами социального воспитания личности, оказания помощи в социализации, адаптации к обществу, здоровьесберегающая деятельность представляет собой сознательно осуществляемую работу, направленную на сохранение и укрепление не только физического, но и в первую очередь социального и духовно-нравственного здоровья личности.

 

Основными направлениями здоровьесберегающей деятельности социального педагога являются: информационно-просветительское, оздоровительное, профилактическое, социально-психологическое.

 

Информационно-просветительская деятельность социального педагога представляет собой предоставление специалистом необходимой информации для детей, родителей, педагогов, представителей микросоциума об основных направлениях и методах сохранения индивидуального и общественного здоровья. Для этого он организует в учреждении работу информационных стендов, валеологических служб, приемных, проведение лекториев и т. д. В рамках просветительской деятельности, которая представляет собой распространение знаний о здоровье, способах, методах и технологиях его сохранения и укрепления, воспитание культуры здоровьесберегающего поведения, пропаганду здоро-

 
стр. 76

 

 

Рис. 1. Модель здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении

 

вого образа жизни, специалист организует обучающие семинары, лекции, тренинги, деловые игры по вопросам здоровьесбережения. Информационно-просветительская деятельность охватывает сохранение всех видов индивидуального здоровья личности.

 

Оздоровительная деятельность социального педагога направлена на улучше-

 
стр. 77

 

ние состояния физического и психического здоровья как воспитанников, так и своего собственного за счет формирования здорового образа жизни, содействия занятиям физической культурой, гимнастикой, ведению активного образа жизни, применению оздоровительных технологий в учебно-воспитательном процессе (музыкотерапия, цветотерапия, ароматерапия, фитотерапия и др.), совместному с медицинским персоналом контролю над состоянием окружающей среды, ее соответствия нормам СанПиН.

 

Профилактическая работа социального педагога направлена на предотвращение развития отклонений в поведении личности (аддикции, делинквентности), сохранение ее социального благополучия, обеспечение безопасности жизнедеятельности (профилактика дорожного травматизма и т. д.), а также предупреждение различных заболеваний. С этой целью он применяет активные методы воспитания (игры, дискуссии, диспуты и т. д.), организует создание и реализацию здоровьесберегающих проектов, проведение волонтерских акций за здоровый образ жизни и т. д.

 

Социально-психологическое направление здоровьесберегающей деятельности социального педагога ориентировано на сохранение психического благополучия личности, создание и поддержание позитивного психологического климата в коллективе, профилактику стрессов, развитие коммуникативных навыков, формирование социальной культуры воспитанников, включающей ценности, мотивы, правила поведения в обществе, способствующие сохранению их здоровья. В рамках данного направления социальный педагог осуществляет социальное воспитание личности.

 

Реализуя каждое из названных направлений здоровьесберегающей деятельности, социальный педагог должен способствовать созданию и поддержанию такой среды учреждения, которая бы максимально способствовала сохранению здоровья всех заинтересованных субъектов.

 

Таким образом, осуществляя здоровьесберегающую деятельность по отношению к детям, социальный педагог проводит профилактические мероприятия по предотвращению девиантного поведения (включая аддиктивное) воспитанников; организует и проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие у них коммуникативных навыков; занимается воспитанием духовно-нравственных качеств личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.

 

2. Вовк Л. А., Огызков В. М., Салько С. В., Шабарова М. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Среднее профессиональное образование. - 2005. - N 6. - С. 18-21.

 

3. Волошина Л. Н. Развитие здоровьесберегающего пространства дошкольный учреждений (методология, теория, практика): Автореф. дисс. ... д.п.н. - Екатеринбург, 2006.

 

4. Казанникова А. В., Полетаева Н. М. Моделирование образовательной среды начальной школы на основе принципа синергийности // Педагогическая акмеология: поиски и достижения. - Вып. 7. - СПб, 2005. - С. 81-91.

 

5. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография. - СПб: КАРО, 2006.

 

HEALTH SAVING ACTIVITY OF SOCIAL EDUCATOR

 

A.S. Moskalyova

 

senior lecturer of Social Pedagogy Department of the Institute of Social Education of the Ural State Pedagogical University

 

The article deals with the essence of health saving activity and the author describes the main approaches to its organization in educational establishment, stages of its realization. The author underlines the importance of work of a social educator in contemporary educational establishment and determines the main content of his activity in direction of saving health of students.

 

Keywords: social educator, health, healthsaving activity, content and directions of health saving activity of a social educator.

Опубликовано 30 января 2015 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама