Рейтинг
Порталус

ЛЕКАРСТВА, КОТОРЫЕ... НЕ ЛЕКАРСТВА

Дата публикации: 22 ноября 2015
Автор(ы): Н. ДВОРКИНА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕДИЦИНА
Источник: (c) Советский Сахалин, 07-07-2001
Номер публикации: №1448197124


Н. ДВОРКИНА, (c)


Мы все лечились понемногу, когда-нибудь и как-нибудь. Сейчас такая разветвленная сеть аптечных киосков и магазинов, настолько мощная теле- и радиореклама, что иной раз поддаешься соблазну самолечения. Главное - нехлопотно, к врачу ходить вроде как необязательно, если о чудесных свойствах новых лекарств уже так хорошо и доходчиво рассказано. Но медики и фармацевты бьют тревогу: мало того, что принцип самолечения у специалистов по-прежнему остается "вне закона", к тому же появилась еще одна серьезная проблема - фальсифицированные лекарственные препараты. То и дело в центральной прессе появляются сообщения о том, что в той или иной области запрещены ввоз и продажа через аптечную розницу различных некачественных лекарств.

А как обстоит дело в нашей области? Мой собеседник - заместитель начальника Сахалинского центра контроля качества и сертификации лекарственных средств О. ГРИГОРЬЕВА.

- Ольга Георгиевна, как ваша служба выявляет подобные факты?

- Первую информацию о таких препаратах мы получаем из Москвы, из департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медтехники - в виде списка тех лекарств, которые попали в поле зрения наших коллег с материка. В конце списка дается довольно жесткая рекомендация: выявить и уничтожить на месте. Сегодня в этом списке значится 62 наименования лекарств, и некоторые из них - по несколько серий. Первым в списке стоит нистатин - за последние три года забраковано уже около двадцати серий данного препарата. Но хочу сразу подчеркнуть: список этот общий по России, до нашей области не все из перечисленного дошло. Но тем не менее факты подделок у нас нередки: за две последние недели выявлено четыре фальсифицированных препарата. А с начала года - 23 таких случая.

- Вам удается отследить качество всего товара, поступающего в аптеки?

- По крайней мере, мы стремимся к этому. Во-первых, одним из барьеров на пути поступления фальсифицированных и бракованных лекарственных средств служит регистрация сертификатов соответствия всех вновь поступающих в островную аптечную сеть лекарств; аптечные работники вместе с документами предоставляют образцы медпрепаратов. Хочется верить, что владельцы аптек и аптечных складов сами заинтересованы в том, чтобы поступившая продукция была безукоризненной. И потом, если раньше обнаруженные фальсифицированные лекарства по составленному нами акту либо уничтожались, либо отправлялись обратно, то начиная с нынешнего года меры ужесточаются. Информацию о подобных фактах у нас запрашивают правоохранительные органы. Продажа некачественной фармакологической продукции приравнивается к уголовному преступлению. Ведь у всех предпринимателей имеются копии списка, о котором я говорила, они должны четко исполнять основное требование: немедленно изъять из розничной торговли подделку.

Во-вторых, сотрудники центра совершают плановые проверки аптек. Правда, год от года сделать это все труднее: растет аптечная сеть. Несколько лет назад в области функционировало сто аптек и один оптовый склад. Сегодня же насчитывается более 50 аптечных предприятий с широкой розничной сетью, и почти каждое из них имеет свой оптовый склад. Кроме того, все больницы сами закупают лекарственные препараты. А штат сотрудников нашего центра остался неизменным - 5 человек. Мы работаем и по звонкам граждан. Если у кого-то из потребителей лекарств появились сомнения, они звонят нам и сообщают адрес той аптеки, где приобрели препарат, либо приносят упаковку нам.

- И вы делаете химический анализ?

- Анализ начинается с осмотра упаковки. Наши специалисты практически с первого взгляда могут установить подлинность упаковки: типографский шрифт, использованный в названии, количество, ширина и цвет отличительных полосок, наличие и исполнение специальных знаков. Надо сказать, что фальсификация лекарств была всегда, но в последние годы она стала, если можно так выразиться, более профессиональной и приобрела характер эпидемии.

- Какие лекарства подделывают чаще всего?

- Сначала это были наиболее дорогие препараты, затем стали подделывать широко рекламируемые, а сегодня не гнушаются даже дешевыми таблетками и микстурами. То есть, по сути, охвачены все категории больных, с любым материальным достатком. Вот, к примеру, в нашей области было зафиксировано несколько случаев подделки такого дорогостоящего препарата, как рулид, популярного гомеопатического средства иов-венум и необходимого для больных-желудочников лекарства фестал.

Многие фирмы-производители не на шутку обеспокоены значительными потерями прибыли и потому сами активизировались. Некоторые из них с помощью правоохранительных органов пытаются найти и перекрыть каналы утечки собственного сырья и упаковочного материала, другие внедряют специальные отличительные (голографические) знаки на упаковке. Одна из фирм снабдила наш центр специальным прибором, который помогает установить подлинность отличительного знака. А другая прислала в наш адрес странное письмо: если, мол, Сахалинский центр пропустит подделку с нашим фирменным знаком, мы будем принимать к вам соответствующие меры. Это уже абсурд, конечно, ведь абсолютно все лекарства мы проверить просто не в состоянии.

- А какие рекомендации в таком случае вы можете дать населению?

- Здесь нужно полагаться только на субъективные ощущения. Если человек давно принимает какое-то лекарство, он не может не заметить изменений в упаковке, цвете таблеток или настойки, посторонние вкусовые добавки. К примеру, обратилась к нам одна женщина и сообщила, что несколько лет пила глюконат кальция, привыкла к его вкусу. А тут купила, выпила и почувствовала горький привкус и легкое онемение кончика языка. Мы проверили - подделка.

А самое главное субъективное ощущение - помогло лекарство или нет. Безусловно, время воздействия каждого лекарства различное, к примеру, чтобы получить положительный эффект от гомеопатического средства, надо принимать его не менее года. Я же сейчас говорю о лечебных препаратах из ряда скорой помощи: от давления, при болях в сердце, головной боли. И прошу прислушаться читателей газеты к моему совету: при любых подозрениях на фальсификацию сначала обратитесь в ту аптеку, где лекарство приобреталось. Если разъяснения продавца-фармацевта вас не удовлетворили, оставьте запись в книге жалоб и предложений, а затем обратитесь в наш центр по телефону 73-80-33. Кстати, если факт фальсификации доказан, лекарство можно вернуть в аптеку и получить обратно деньги.

- Наверняка в вашей практике было немало случаев, что называется, ложной тревоги...

- Да, конечно. Но мы не оставляем без внимания ни одно обращение граждан.

- Подделки могут причинить значительный вред здоровью?

- Слава Богу, пока говорить об этом не приходится: не выявлено ни одного случая использования каких-либо ядохимикатов ни у нас в области, ни в России. Большинство подделок поэтому можно назвать безвредными. Настойки, к примеру, делают из воды, мизерного количества спирта (для вкуса) и какой-нибудь травы (для цвета). В таблетки и капли мошенники просто не кладут лекарственное средство, а это уже становится небезопасным, когда речь идет о препаратах скорой помощи. К примеру, в аптечной сети был обнаружен клофелин без клофелина, вместо него примешали димедрол. То есть человеку надо срочно снизить подскочившее давление, а он получает лишь снотворное действие препарата.

- Очевидно, мошенникам надо иметь современное производство, чтобы выпускать внешне очень похожий товар?

- Вы правы. Обнаружены целые заводы по производству фальсифицированной фармакологической продукции на территории Польши, Болгарии, Китая и в одном из сибирских городов.

Нередко бывают и такие случаи: лекарство такой-то серии значится в нашем "черном" списке. Делаем химический анализ - все в норме. Вероятно, это банальная "левая" продукция того же самого завода-изготовителя, средство получения сверхприбыли и ухода от налогов. Тем не менее продукцию эту мы должны изымать из аптечной сети и уничтожать. Потому что в одной партии могут быть и нормальные таблетки, и таблетки-пустышки, ведь лекарственное сырье, в особенности наркотические и сильнодействующие вещества, строго под-отчетно.

- Кстати, как происходит процесс уничтожения?

- Порошки, настойки и таблетки растворяются в ведре с водой и сливаются в канализацию - для нее урона практически никакого, это же не яды. У ядов своя технология уничтожения, но это уже не по нашей линии. Ампулы разбиваем.

- Одну из ваших проблем я уже знаю - кадровая. А что еще мешает в работе?

- Не буду слишком оригинальной, если скажу о недостаточном финансировании: выделяется всего 30 тысяч рублей в год на развитие центра. Необходимо обновлять лабораторное оборудование, последний прибор был приобретен в 1995 году. Считается, что мы можем сами зарабатывать. Уточню сразу: для населения наши услуги бесплатны. Мы берем деньги с предпринимателей: и за регистрацию сертификатов соответствия, и за анализы сомнительных лекарственных препаратов. Таким образом мы за несколько лет (!) заработали сумму, необходимую для приобретения специальной компьютерной программы - архива документов по срокам годности всех лекарственных препаратов, произведенных в России и завезенных в страну. Очень помогает в работе. Уже больше года ждем общероссийский реестр сертификатов соответствия, в котором будет представлена вся информация по каждому препарату. Пока же приходится звонить коллегам на материк, уточнять, консультироваться.

- Ольга Георгиевна, а чем же тогда лечиться наверняка? Травами?

- Вы знаете, и с травами не все так просто. К примеру, не так давно по рекомендации московского департамента госконтроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медтехники мы изъяли из розничной аптечной сети траву морозник. Трава лекарственная, но очень ядовитая. До XIX века она считалась панацеей от многих заболеваний, незаменимым средством для очищения организма. Но при применении морозника надо уметь очень тщательно высчитывать дозы, чтобы не отравиться. Препарат решено было изъять из соображений безопасности.

- Получается, болеть и лечиться препаратами в наши дни вообще противопоказано: дорого и в некотором смысле рискованно?

- Нет, такой категорический вывод я бы делать поостереглась. Для сравнения приведу два показателя: в России зарегистрировано 13,5 тысячи лекарственных средств, из них только 62 наименования подверглись фальсификации. Основная часть все-таки качественная, а за подделками мы следим.

Опубликовано на Порталусе 22 ноября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама